рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпоры к ГОСам (теория государства и права)

по отношению к вышестоящим и не могут им противоречить;

в) конкретизированы по предмету регулирования, субъектам исполнения и

реализации права, указания на которых содержатся в источниках,

Как видно из изложенного, в любом современном государстве источники права

(и прежде всего законы, статуты парламента) упорядочены, но вместе с тем

они вряд ли составляют строгую систему, особенно акты подзаконного

правотворчества, правовые обычаи и прецеденты. Скорее всего, это

совокупность нормативных и иных юридических актов, устанавливающих

определенный, правовой режим.

Итак, нормативный акт — это официальный документ, созданный компетентными

органами государства и содержащий общеобязательные юридические нормы

(правила поведения).

23. Причины и закономерности происхождения права.

Право — это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу

личности система регулирования общественных отношений, которой присущи

нормативность, формальная определенность в официальных источниках и

обеспеченность возможностью государственного принуждения.

Причины и условия, вызвавшие к жизни право, во многом аналогичны причинам,

породившим государство. Однако между мононормами первобытного общества и

нормами права существовала более глубокая преемственность, чем между

органами родового самоуправления и органами государства. Вековые,

проверенные многими поколениями обычаи расценивались как данные свыше,

правильные и справедливые и нередко назывались «право», «правда». Наиболее

ценные из них были санкционированы государством и стали важными источниками

права (обычным правом).

Цари (правители) ранних государств, продолжая общесоциальные традиции

обычного права, в своих законах пытались поддерживать начала социальной

справедливости: ограничивали богатство, ростовщичество, закрепляли

справедливые цены и т.д. Это нашло отражение в древнейших правовых актах —

законах Хаммураппи, XII таблиц, реформах Солона. Правда, несомненно и то,

что право с ранних этапов своего развития наряду с выполнением

общесоциальных функций играло важную роль нормативно-классового регулятора,

т. е. регламентировало общественные отношения в интересах экономически

господствующего класса.

Возникновение права — закономерное следствие усложнения общественных

взаимосвязей, углубления и обострения социальных противоречий и конфликтов.

Обычаи перестали обеспечивать порядок и стабильность в обществе, а значит,

появилась объективная необходимость в принципиально новых регуляторах

общественных отношений.

В отличие от обычаев правовые нормы фиксируются в письменных источниках,

содержат четко сформулированные дозволения, обязывания, ограничения и

запреты. Изменяются процедура и порядок обеспечения реализации правовых

норм, появляются новые способы контроля за их выполнением: если раньше

таким контролером были общество в целом, его общественные лидеры, то в

условиях государства это полиция, армия. Споры разрешает суд. Правовые

нормы отличаются от обычаев и санкциями: значительно ужесточаются меры

наказания за посягательства на собственность социальной верхушки, наказания

за преступления против личности дифференцируются в зависимости от статуса

потерпевшего — свободного, раба, мужчины, женщины.

Говоря об особенностях образования права, необходимо помнить, что процесс

возникновения государства и права протекал во многом параллельно, при

взаимном их влиянии друг на друга. Так, на Востоке, где очень велика роль

традиций, право возникает и развивается под воздействием религии и

нравственности, а основными его источниками становятся религиозные

положения (поучения) — Законы Ману в Индии, Коран в мусульманских странах и

т.д. В европейских странах наряду с обычным правом развиваются обширное,

отличающееся более высокой, чем на Востоке, степенью формализации и

определенности законодательство и прецедентное право.

22. Теории происхождения права и современный подход к проблеме.

Учения о возникновении права обычно тесно связаны с концепциями

происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Нередко

проблемы правообразования рассматриваются в единстве с проблемами его

природы, сущности, назначения права и правового регулирования.

Теологическая теория исходит из божественного Происхождения права как

вечного, выражающего божью волю и высший разум явления. Но она не отрицает

наличия в праве природных и человеческих (гуманистических) начал. Многие

религиозные мыслители утверждали, что прайо — Богом данное искусство добра

и справедливости. Теологическая теория одна из первых связала право с

добром и справедливостью, В этом ее несомненное достоинство. Вместе с тем

рассматриваемая теория опирается не на научные доказательства и аргументы,

а на веру.

Теория естественного права (распространенная во многих странах мира)

отличается большим плюрализмом мнений ее создателей по вопросу

происхождения права. Сторонники этой теории считают, что параллельно

существуют позитивное право, созданное государством путем

законодательствования, и естественное право.

Если позитивное право возникает по воле людей, государства, то причины

появления естественного права иные. До начала буржуазной эпохи

господствующим был взгляд о божественном происхождении естественного права

как высшего и неизменного. С наступлением капиталистических отношений

многие мыслители перестали связывать естественное право с именем Бога. Так,

виднейший представитель этой теории Г. Греции утверждал, что мать

естественного права есть сама природа человека, что оно вытекает из

неизменной природы человека. В человеке оно проявляется в виде голоса его

совести, человек познает естественное право, обращаясь именно к ней. По

мнению Вольтера, естественное право вытекает из законов природы, оно самой

природой вписано в сердце человека. Естественное право выводили также из

присущей людям вечной справедливости, из нравственных начал. Но во всех

случаях естественное право людьми не создается, а возникает само по себе,

спонтанно; люди каким-то образом лишь познают его как некий идеал, эталон

всеобщей справедливости.

В естественно-правовой теории доминирует антропологическое объяснение права

и причин его возникновения. Если право порождено неизменной природой

человека, то оно вечно и неизменно, пока существует человек. Однако такой

вывод вряд ли можно признать научно обоснованным.

Создатели исторической школы права в Германии XVIII-XIX вв. (Г. Гуго, Ф.

Савиньи, Г. Пухта) доказывали, что право зарождается и развивается

исторически, как язык, а не декретируется законодателем. Оно вытекает из

«национального», «народного» сознания. Историческая школа права смыкается с

религиозными воззрениями. Так, Г. Пухта, утверждал, что «право от Бога,

который в природу наций вложил силу создавать право».

Создатель нормативистской теории права Г. Кельзен выводил право из самого

права. Право, утверждал он, не подчинено принципу причинности и черпает

силу и действенность в самом себе. Для Кельзена проблемы причин

возникновения права вообще не существовало.

Психологическая теория права (Л. Петражицкий и др.) усматривает причины

правообразования в психике людей, в «императивно-атрибутивных правовых

переживаниях». Право — это «особого рода сложные эмоционально-

интеллектуальные психические процессы, совершающиеся в сфере психики

индивида».

Думается, отрицать влияние психологического фактора на возникновение и

функционирование права нет оснований, однако еще меньше оснований считать

психические переживания людей его первопричиной.

Марксистская концепция происхождения права последовательно

материалистическая. Марксизм убедительно доказал, что корни права лежат в

экономике, в базисе общества. Поэтому право не может быть выше экономики,

оно становится иллюзорным без экономических гарантий. В этом заключено

несомненное достоинство марксистской теории. Вместе с тем марксизм так же

жестко связывает генезис права с классами и классовыми отношениями, видит в

праве лишь волю экономически господствующего класса. Однако право имеет

более глубокие корни, чем классы, его возникновение предопределено и

другими общесоциальными причинами.

21. Функции и социальное значение права.

Активная роль права в жизни общества выражается в его функциях

Функции права - обусловленные социальным назначением права направления

правого воздействия на общественные отношения. Правовое воздействие - пути,

формы, способы влияния права на общественные отношения. Особенности: 1)

Определяют назначение права в обществе. 2) Определяют основные направления

воздействия на общественные отношения. 3) Определяют сущность, главные

черты права. 4) Отличаются динамизмом. 5) Но при этом относительно

постоянны. Постоянство как необходимый признак характеризует стабильность,

непрерывность, длительность её действия. Но это не означает, что неизменным

остается механизм и формы её осуществления, которые изменяются и развиаются

в соответствии с потребностями практики.

Функция выражает основные черты права и направлена на осуществление

коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе его развития.

Функции права могут рассматриваться в разных плоскостях.

Условно функции права можно разбить на две группы:

Общесоциальные (совпадающие с функциями гос-ва):

а) Экономическая функция - к примеру, право закрепляет формы собственности.

б) Политическая функция - право регулирует деятельность субъектов

политической системы.

в) Воспитательная - право отражает определённую идеологию, воздействует на

поведение лиц.

г) Коммутативная - обеспечивает связь между объектами и субъектами

управления.

д) Экологическая и т.д.

Специально-юридические.

Важнейшая задача системы права любой страны – упорядочение общественных

отношений, введение их в рамки соц. свободы и справедливости. Она

обуславливает 2 группы функций права: регулятивную и охранительную, среди

которых можно выдеоить следующие подгруппы:

а) Регулятивно-статистическая функция – выражается в воздействии права на

общественные отношения, путём закрепления их в тех или иных правых

институтах (право собственности).

б) Регулятивно-динамическая функция – выражается в воздействии права на

общественных отношения, путём оформления их движения в форме правовых

отношений (дееспособность, компетенция).

в) Охранительная - направлена на охрану наиболее значимых общественных

отношения, реализуется путём применения специальных охранительных норм.

Еще одной специально-юридической функцией явл.

г) Оценочная - позволяет выступать праву в качестве критерия правомерности

или неправомерности чьих-либо поступков.

По субъектам гос. власти можно выделить законодат., исполнительную и

судебною функции.Марченко выделяет 5 групп функций: общеправовые

(свойственные всем отраслям права); межотраслевые (свойственные 2 и более

отраслям права, но не всем); отраслевые (свойственные одной отрасли);

правовых институтов.

Таковы основные направления воздействия права на общественные отношения. В

них выражается служебная роль права, его соц. назначение.

28. Понятие и общая характеристика системы социальных норм.

27. Понятие, классификация и содержание принципов права.

Принципы права — это руководящие идеи, характеризующие содержание права,

его сущность и назначение в обществе. С одной стороны, они выражают

закономерности права, а с другой — представляют собой наиболее общие нормы,

которые действуют во всей сфере правового регулирования и распространяются

на всех субъектов. Эти нормы либо прямо сформулированы в законе, либо

выводятся из общего смысла законов.

Правовые принципы подразделяются на свойственные праву в целом

(общеправовые), его отдельным отраслям (отраслевые) или группе смежных

отраслей (межотраслевые). Например, к отраслевым относится принцип

индивидуализации наказания в уголовном праве, /к межотраслевым — принцип

состязательности в гражданском процессуальном и уголовно-процессуальном

праве.

Рассмотрим некоторые общеправовые принципы более подробно.

Принцип справедливости имеет особую значимость. Он в наибольшей степени

выражает общесоциальную сущность права, стремление к поиску компромисса

между участниками правовых связей, между личностью и обществом, гражданином

и государством. Справедливость требует соответствия между действиями и их

социальными последствиями. Должны быть соразмерны труд и его оплата,

нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание. Законы отражают

эту соразмерность, если отвечают принципу справедливости.

Принцип уважения прав человека отражает тот факт, что естественные,

прирожденные, неотчуждаемые права человека составляют ядро правовой системы

государства. В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и

свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и

свобод человека и гражданина — обязанность государства. В ст. 18

Конституции записано: «Права и свободы человека и гражданина являются

непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение

законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного

самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Принцип равноправия закрепляет равный правовой статус всех граждан, т. е.

их равные конституционные права и единую для всех правосубъектность. В ч. 2

ст. 19 Конституции РФ говорится: «Государство гарантирует равенство прав и

свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности,

языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места

жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным

объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы

ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной,

языковой или религиозной принадлежности». В соответствии с принципом

равноправия обеспечивается равенство возможностей граждан во всех сферах их

жизнедеятельности. Степень реализации этих возможностей зависит от

социально-правовой активности самого человека.

Содержание принципа законности заключается в том, что, как гласит ст. 15

Конституции РФ, «Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую

силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской

Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации,

не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Органы

государственной власти, местного самоуправления, должностные лица, граждане

и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и

законы».

Принцип правосудия выражает гарантии защиты субъективных прав в судебном

порядке. В ч. 1 ст. 46 Конституции РФ записано: «Каждому гарантируется

судебная защита его прав и свобод».

За многовековую историю развития права постепенно сложились также принципы,

свойственные форме права, которые в юридической науке получили наименование

правовых аксиом. В их числе можно назвать следующие: закон обратной силы не

имеет; все, что законом не запрещено, дозволено; никто не может быть судьей

в собственном деле; нельзя осуждать дважды за одно и то же правонарушение.

Большинство правовых аксиом закреплено в законе.

26. Типология права. Характеристика основных исторических типов права.

Типология права -это его специфическая классификация, производимая в

основном с позиции следующих подходов.

В рамках первого (формационного) главным критерием выступают социально-

экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис

(тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного

подхода, решающим фактором общественного развития, который детерминирует и

соответствующий тип надстроечных элементов; государство и право. В

зависимости от типов экономического базиса выделяют рабовладельческий,

феодальный, буржуазный и социалистический типы права.

В рамках данного подхода типология права производится на основе конкретно-

географических, национально-исторических, религиозных, специально-

юридических и иных признаков. В соответствии с названными критериями

выделяют такие типы права:

1) национальные правовые системы;

2) правовые семьи (это совокупность правовых систем, выделенная на основе

общности источников). Различают следующие правовые семьи; общего права,

романо-германская, славянская, мусульманская, индусская и др.

ДОСТОИНСТВО данной типологии заключается в том, что выделены национально-

исторические, конкретнор-географические и техническо-юридические признаки,

которые весьма определенно характеризуют право.

СЛАБОЙ СТОРОНОЙ является то, что ее представители недооценивают роль

социально-экономических факторов в природе права. МАРКСИСТСКО-ЛЕНИНСКАЯ

типология государства и права базируется на категории общественно-

экономической формации. Понятие общественно-экономической формации

составляет фундамент марксистского понятия истории.

ФОРМАЦИЯ - это исторический тип общества, основанный на определенном

способе производства.

Уровень развития производственных сил определяет материально-техническую

базу общества, а производственные отношения, складывающиеся на однотипной

форме собственности на средства производства, составляют экономический

базис общества, которому соответствуют определенные политические,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.