Разработать систему управления автоматической линией гальванирования на базе японского программируемого контроллера TOYOPUC-L
В последние годы налажен выпуск тиристорного модуля серии
МТЗ – 3 ( модуль
тиристорный запираемый ) рисунок 1.2, который значительно превосходит по
характеристикам выпускаемые ранее двухоперационные тиристоры. Таким образом
появилась возможность выполнить инвертор, имеющий более простую силовую
схему, меньшие габариты и массу, по сравнению с инвертором, выполненном на
базе обычных тиристоров с применением узлов принудительной коммутации.
Рисунок 1.2. Тиристорный модуль серии МТЗ – 3 .
В зависимости от особенностей протекания электро – магнитных процессов
автономные инверторы могут быть разделены на два типа : автономные
инверторы тока ( АИТ ) и автономные инверторы напряжения ( АИН ).
Для автономных инверторов тока характерно то, что в результате
переключения тиристоров в нагрузке формируется ток определённой формы, а
форма выходного напряжения зависит от параметров нагрузки. В режиме
холостого хода автономный инвертор тока не работоспособен в следствии роста
амплитуды обратных и прямых напряжений на тиристорах. При перегрузках его
работа затруднена из-за не достаточного времени для восстановления
запирающих свойств тиристоров.
Автономный инвертор напряжения может работать в режиме холостого хода.
Его работоспособность в режиме близкому к короткому замыканию определяется
коммутационнами свойствами коммутирующих элементов. Автономный инвертор
напряжения характеризуется стабильностью выходного напряжения при изменении
выходной частоты в широких пределах. Коммутационная мощность элементов
небольшая , коммутационные процесы в них мало влияют на выходное
напряжение.
Таким образом, АИМ имеет лучшие технические характеристики для питания
ЭП переменного тока в сравнении с автономным инвертором тока. Существует
большое количество трёхфазных схем автономного инвертора напряжения, но
распространение получили инверторы, выполненные по мостовой схеме ( схема
Ларионова ).
Нагрузка инвертора, собранного по схеме Ларионова ( рисунок 1.3 ) ,
может быть соединена как треугольником так и звездой.
[pic] Рисунок 3.3. Силовая схема ПЧ.
Проектируемый преобразователь выполняется без входного трансформатора,
что позволяет при некотором снижении универсальности ( питающая сеть
обязательно должна быть трёхфазной с Vном =380 В ) значительно снизит
габариты и массу.
4.2.2. ОПИСАНИЕ БЛОК – СХЕМЫ ТИРИСТОРНОГО ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ ЧАСТОТЫ
Дадим описание блок – схемы всего тиристорного преобразователя частоты (
лист 45 ). Питающее напряжение 380 В выпрямляется трёхфазным мостом ( В ),
фильтруется ( Ф ) и поступает на широтно – импульсном регуляторе ( ШИР ).
Необходимость в широтно – импульсный регулятор вызвана тем, что наряду с
регулировкой частоты требуется и регулировка напряжения, так как, например,
с уменьшением частоты уменьшается и индуктивное сопротивление асинхронного
двигателя ( АД ), и если величина питающего напряжения будет неизменна, то
пропорционально возрастёт ток. Поэтому напряжение тиристорного
преобразователя частоты должно изменяться вместе с частотой примерно
одинаково. Такой способ регулировки напряжения выбран потому, что он
обладает существенными преимуществами перед непрерывным: малые потери,
большой КПД, небольшие габариты. Инвектор ( И ) осуществляет преобразование
постоянного напряжения в переменное с заданной частотой.
Автоматические воздушные выключатели QF 1 – QF 2 защишают соответственно
широтно – импульсный регулятор, инвертор и асинхронный двигатель.
Трансформатор напряжения ( ТН ) контролирует наличие напряжения на
асинхронном двигателе ( по фазам ). Блок датчиков ( БД ) включает
собственно трансформатор напряжения и магнитный датчик тока ( МДТ ).
Особенностью датчиков является то, что они выполнены с зазором для
обеспечения линейности при снижении частоты.
С пульта управления ( ПУ ) задают требуемые условия работы асинхронного
двигателя: скорость, темп её нарастания / спадания, величину тока
ограничения и другие, которые отражаются на блоке индикации (БИ ) и
заносятся в оперативно – запоминающее устройство ( ОЗУ ) системы управления
( СУ ). Источник питания ( ИП ) обеспечивает требуемое напряжение для
блоков тиристорного преобразователя частоты. Тахогенератор ( ТГ )
контролирует скорость вращения асинхронного двигателя и явлается одним из
элементов цепи обратной связи тиристорного преобразователя частоты.
После реактора ( Р ), ограничивающего скорость тока di / dt , включен
заградительный фильтр ( ЗФ ). Реактор и заградительный фильтр образуют
резонансный контур, настроенный на частоту 250 Гц.
Согласующее устройство ( Согл. У ), состоящее из преобразователей
напряжения – частота и частота напряжения, контролирует величину напряжения
инвертора и обеспечивает гальваническую развязку системы управления от
цепей высокого напряжения.
4.3. РАЗРАБОТКА ПРИНЦИПИАЛЬНОЙ СХЕМЫ СУАЛГ.
Выбор и расчёт элементов схемы.
В промышленном автооператоре портального типа , осуществляем работу линии
для перемещения деталей применяются асинхронные электродвигатели
переменного тока напряжением 380 В. Технические характеристики двигателей ,
применяемых в автооператоре для горизонтального перемещения и вертикального
:
горизонтального перемещения : вертикального перемещения :
Тип двигателя - АОЛ 2 – 31 – 6 / 4 / 2 ТЭ 0,5 В 3 – С
Мощность - 0,6 кВт 0,5 кВт
Число оборотов - 955 об /мин
Для подключения асинхронных двигателей к сети трёхфазного переменного
тока используют магнитный пускатель. Определим максимальный ток
потребляемый каждой из электродвигателей во время работы.
При соединении обмоток двигателя звездой , ток потребляемый двигателем:
Iл* = Iф* = [pic]
где
S – полная мощность симметричной трёхфазной системы , В[pic]А.
S1 = 0,6 В[pic]А ;
S2 = 0,5 В[pic]А
Uф – фазное напряжение.
В случае соединения обмоток двигателя звездой :
Uф1* = Uф2* = 220 В
Следовательно токи , потребляемые двигателями в каждой из фаз при
соединении обмоток звездой :
In1* = [pic]
In1* = [pic] = 2,7 А
[pic] In1* = [pic] = 0,9 А = 1
А
In2* = [pic]
In2* = [pic] = 2,3 А
[pic] IФ1* = [pic] = 0,8 А
В случае соединения обмоток двигателя треугольником :
[pic]
где
[pic] – линейное напряжение при соединении треугольником В .
[pic] = 380 В
Следовательно токи потребляемые каждым из двигателей при соединении его
обмоток треугольником :
[pic]
[pic] = 0,8 А
Приведённые расчёты показали , что максимальный ток потребляемый каждым
из двигателей возникает в сети при соединении обмоток двигателя звездой.
Учитывая , что в момент запуска пусковой ток увеличивается в 5 – 6 раз
возникает необходимость выбора магнитного пускателя с контактной группой
расчитанной на максимально допустимый ток 5 – 6 А. Этим требованиям вполне
удовлетворяет магнитный пускатель ПМА – 0100.
Техническая характеристика магнитного пускателя ПМА – 0100 :
Uраб = 380 В ;
Iконт = 6,3 А ;
Sвкл = 40 В[pic]А
4.4 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ АВТОМАТИЧЕСКОЙ ЛИНИЕЙ ГАЛЬВАНИРОВАНИЯ
РАСЧЁТ СТАБИЛИЗИРОВАННОГО ИСТОЧНИКА ПИТАНИЯ +5 В.
В качестве источника питания выбираем стандартную схему (
трансформаторную ) с мостовой схемой выпрямления , с конденсатором в
качестве сглаживающего фильтра и с компенсационным транзисторным
стабилизатором на выходе.
Расчёт выпрямителя
Исходные данные :
Номинальное выпрямленное напряжение :
U0 = 9 В
Номинальный ток нагрузки :
I0 = 3 А
Выходная мощность :
P0 = U0 [pic] I0
P0 = 3 [pic] 9 = 27 Вт
Сопротивление нагрузки :
Rн = [pic] = 6 Ом
Номинальное напряжение сети :
U1 = 220 В
Относительное отклонение в сторону повышения :
amax = [pic]
amax = [pic] = 0,091
Относительное отклонение сети в сторону понижения
amin = [pic]
amin = [pic] = 0,091
Частота тока сети :
fс = 50 Гц
Определяем параметры диодов.
Амплитуда обратного напряжения :
Uобр. max = 1,57 [pic] U0 [pic] ( 1 +
amax ) ( 1 , ст. 323 )
Uобр. max = 1,57 [pic] 9 [pic] (1 +
0,091 ) = 15,4 В
Среднее значение прямого тока :
Iпр.ср. = 0,5 [pic] I0
( 1 , ст. 323 )
Iпр.ср. = 0,5 [pic] 3 = 1,5 А
Действующее значение тока :
Iпр. = 0,707 [pic] I0
( 1 , ст. 323 )
Iпр. = 0,707 [pic] 3 = 2,2 А
По результатам расчётов выбираем по справочнику диоды с учётом того ,
что обратное напряжение Uобр. max , приложенное к диоду , должно быть
меньше максимального обратного напряжения для выбранного типа диода , а ток
Iпр.ср должен быть меньше предельно допустимого среднего значения тока ,
указанного в справочнике.
Исходя из выше перечисленных условий выбираем для выпрямителя диоды КД
202 Г с параметрами :
Iпр.ср.max = 4 А
( 3 , ст. 36 )
Uобр.max = 200 В
Uпр.ср. = 1,5 В
Iпр.имп. = 3 А
Iобр. = 0,05 А
Определяем сопротивление трансформатора Rтр. , диода Rпр. и по их
значениям находим сопротивление фазы выпрямителя Rф.
Rтр. = [pic] ( 1 , ст. 36 )
где
В – магнитная индукция , Тл ;
j – средняя плотность тока в обмотке трансформатора , [pic] .
Принимаем :
В = 1,3 Тл ( 1 ,
cт. 325 , табл. 9.5 )
j = 3 [pic]
( 1 , ст. 325 , табл. 9.6 )
Rтр. = [pic] = 0,44 Ом
Определяем сопротивление фазы выпрямителя.
Rф = Rтр. + 2 [pic] Rпр.
где
Rпр. – сопротивление диода.
Rпр. = [pic].
( 1 , ст. 322 )
Rпр. = [pic] = 0,38 Ом
Тогда
Rф = 0,44 + 2 [pic] 0,38 = 1,2 Ом
ОПРЕДЕЛЯЕМ НАПРЯЖЕНИЕ ХОЛОСТОГО ХОДА.
U0 хх = U0 + I0 [pic] Rтр. + Uпр. [pic] N
где
N – число диодов , работающих одновременно.
Для мостовой схемы , которая принимается
N = 2
( 1 , ст. 324 )
U0 хх = 9 + 3 [pic] 0,44 + 1,5 [pic] 2 =
13,2 В
Определяем параметры трансформатора , которые будут использоваться далее
для его расчёта
Напряжение вторичной обмотки :
U2 = 1,11 [pic] U0 хх
( 1 , ст. 323 )
U2 = 1,11 [pic] 13,2 = 14,7 В
Ток во вторичной обмотке трансформатора :
I2 = 1,2 [pic] I0
( 1 , ст. 323 )
I2 = 1,2 [pic] 3 = 3,6 А
Ток в первичной обмотке трансформатора :
I1 = I2 [pic] [pic]
( 1 , ст. 323 )
I1 = 3,6 [pic] [pic] = 0,24 А
Расчёт трансформатора.
Исходные данные для расчёта приведены выше :
напряжение питающей сети :
U1 = 220 В ;
напряжение вторичной обмотки :
U2 = 9 В ;
ток во вторичной обмотке :
I2 = 3,6 А ;
ток в первичной обмотке :
I1 = 0,24 А
Определяем габаритную мощность трансформатора :
Sг = [pic] ( 1 , ст. 325 )
где
[pic] - коэффициент полезного действия.
[pic] = 0,8
( 1 , ст. 325 )
Sг = [pic] Вт
Определяем произведение площадей поперечного сечения стержня и
площадь окна.
Sст. [pic] Sок. = [pic] ( 1 , ст. 325
)
где
Sкт – площадь поперечного сечения стержня магнитопровода,см2
Sок – площадь окна , см2 ;
fc – частота питающей сети , Гц
fc = 50 Гц
В – магнитная индукция , Тл
Принимаем
В = 1,2 Тл
( 1 , ст. 326 )
j – плотность тока в проводах обмоток трансформатора , [pic]
Принимаем
j = 2,5 [pic]
( 1 , ст. 326 )
kм - коэффициент заполнения медью окна сердечника ;
Принимаем
kм = 0,37
( 1 , ст. 326 )
kс – коэффициент заполнения сталью площади поперечного
сечения стержня магнитопровода ;
Принимаем
kс = 0,91
( 1 , ст. 326 )
[pic] - коэффициент полезного действия.
Sст. [pic] Sок. = [pic] 60 см4 ( 1 , ст. 325 )
По найденному произведению Sст. [pic] Sок выбираем из справочных
таблиц магнитопровод у которого данное произведение больше или равно
расчётному. Для нашего случая ближе всего по характеристикам находится
магнитопровод ПЛ 16[pic]32[pic]50 ( 1 , ст. 132 ).
Данные магнитопровода ПЛ 16[pic]32[pic]50
Sст. [pic] Sок. = 64 см4
Sст. = 5,12 см2
Sок. = 12,5 см2
Определяем число витков первичной и вторичной обмоток трансформатора.
W1 = [pic] ( 1 ,
ст. 326 )
W2 = [pic] ( 1 ,
ст. 326 )
где
[pic]U – относительное падение напряжения в обмотках , В .
Принимаем :
[pic]U1 = 5 %
( 1 , ст. 327 )
[pic]U2 = 4 %
( 1 , ст. 327 )
В – магнитная индукция , Тл ;
Sст. – площадь стержня магнитопровода , см2 .
W1 = [pic] = 1532 ( витков )
W2 = [pic] = 68 ( витков )
Определяем диаметр проводов обмоток ( без учёта изоляции (
толщины )), мм2
dn = [pic]
( 1 , ст. 326 )
диаметр проводов первичной обмотки , мм2
d1 = [pic] = 0,14 мм2
диаметр проводов вторичной обмотки , мм2
d2 = [pic] = 1,2 мм2
Для вторичной обмотки выбираем наиболее близкое значение диаметра
проводов из стандартного ряда :
d2 = 1,3 мм2
Расчёт стабилизатора напряжения блока питания + 5 В .
Исходные данные :
входное напряжение :
Uвх = 9 В ;
изменение входного напряжения :
Uвх = [pic] 2 В ;
максимальный ток нагрузки :
Iн max = 3,6 A ;
выходное напряжение :
Uвых. = 5 В
Плавная регулировка напряжения ( выходного ) в пределах от 4 В до 6
В.
В качестве стабилизатора выбираем схему компенсационного
транзисторного стабилизатора напряжения последовательного типа.
Стабилизатор состоит из регулирующего элемента( транзисторы ),
усилителя постоянного тока , источника опорного напряжения , делителя
напряжения и резисторов . Предусмотрена возможность регулировки выходного
напряжения - для этого в цепь делителя включён переменный резистор.
Регулирующий элемент состоит из трёх транзисторов . Данное
количество выбрано исходя из того , что ток нагрузки превышает 2А ( 1 ,
ст. 328 ).
Стабилизатор выполнен на транзисторах структуры n = p = n.
Определяем параметры и выбираем транзисторы.
Транзистор VT1
Определяем максимальный ток коллектора :
Iк max = 1,2 [pic] Iн max
( 1 , ст. 329 )
Iк max = 1,2 [pic] 3,6 = 4,3 А
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|