рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учет, анализ и аудит операций по заработной плате

приложения к бухгалтерскому балансу формы 5, является среднесписочная

численность (ССЧ), которую все организации определяют в порядке,

установленном Инструкцией по статистике численности и заработной платы

рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях. В основе

расчета ССЧ лежит показатель списочного состава работников, поэтому

необходимо знать, кого включать в списочный состав. В списочный состав

включают всех работников организации, которые приняты на постоянную,

сезонную или временную работу (в том числе по совместительству, договорам

ГПХ) на срок 1 день и более. В списочном составе работников за каждый

календарный месяц учитывают как фактически работающих, так и отсутствующих

по какой-либо причине (отпуск, командировка, выполнение гособязанностей и

др.). В списочный состав при определении ССЧ не включают женщин,

находящихся в отпуске по беременности и родам, женщин, находящихся в

дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им полутора лет,

а также некоторых других работников.

Контроль за полнотой и своевременностью внесения платежей

в государственные внебюджетные фонды

Наиболее серьезные изменения в налоговом администрировании заключаются

в передаче налоговым органам полномочий по контролю за правильностью

исчисления, полнотой и своевременностью внесения платежей во внебюджетные

фонды.

В вопросах, касающихся преемственности прав налоговых органов, сделана

попытка оговорить все переходные моменты (проведение проверок, взыскание

задолженности, предоставление отсрочек (рассрочек), зачет (возврат) излишне

уплаченных (взысканных) сумм, привлечение к ответственности и т.д.). В

частности, налоговые органы вправе будут проводить налоговые проверки

налогоплательщиков по вопросу правильности уплаты страховых платежей за

периоды 1998-2000 гг.

Однако Законом N 118-ФЗ не внесены поправки в Закон Российской

Федерации от 21.03.91 г. N 943-1 "О налоговых органах Российской

Федерации", а также в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации,

касающиеся включения прав налоговых органов по соответствующему контролю в

перечень прав налоговых органов. Отсутствие указанных дополнений может

негативно сказаться на осуществлении налоговыми органами предоставленных

полномочий. Следует также исключить из Кодекса ссылки на органы

государственных внебюджетных фондов в статьях, определяющих полномочия по

налоговому контролю (соответствующий законопроект уже одобрен

Правительством Российской Федерации).

В рамках налогового администрирования ЕСН проводится работа по

передаче от фондов налоговым органам соответствующих сведений о

плательщиках; сальдо лицевых счетов, по открытию счетов по учету доходов от

поступлений налога, открытию отдельных счетов для зачисления сумм,

поступающих в погашение задолженности предыдущих лет, и т.д.

В качестве методических указаний готовятся:

1. Разъяснения о порядке проведения зачета (возврата) излишне

уплаченных сумм ЕСН. Законом N 118-ФЗ не решен вопрос об излишне взысканных

страховых взносах. Поскольку в отношении порядка зачета (возврата) излишне

уплаченных сумм Закон отсылает к НК РФ, то, видимо, здесь должны

применяться нормы ст.79 Кодекса.

Следует принимать во внимание, что поскольку сумма налога исчисляется

отдельно по каждому фонду, то при неправильном направлении средств в разные

фонды будет возникать ситуация уплаты налога при наличии "переплаты" в один

фонд и "недоплаты" в другой. Исправить это положение будет невозможно, так

как зачеты между различными бюджетами Кодексом не предусмотрены. Излишне

уплаченные (взысканные) суммы могут быть зачтены (возвращены) только в доле

ЕСН, которая подлежит зачислению именно в этот фонд. По другому фонду такой

зачет не производится - в отношении как сумм страховых взносов, так и доли

ЕСН.

Возврат излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органом

федерального казначейства на основании заключений налоговых органов. Однако

сумма переплаты страховых взносов, образовавшаяся до 1 января 2001 г. в

результате неденежных расчетов, может быть только зачтена в счет уплаты

ЕСН.

2. Разъяснения о порядке взыскания недоимки, пеней и штрафов,

образовавшихся по состоянию на 1 января 2001 г.

Не устранена несогласованность между ст.9 и 10 Закона N 118-ФЗ в части

сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные внебюджетные

фонды, заключающаяся в том, что взыскание сумм осуществляется в порядке,

установленном НК РФ, а их уплата - в порядке, действующем до введения в

действие части второй Кодекса.

Представляется, что при взыскании недоимки, образовавшейся по

состоянию на 1 января 2001 г., взыскание производится налоговым органом

путем вынесения решения без направления требования об уплате налога в

случае, если оно уже было направлено органами внебюджетных фондов, либо в

случае, если инкассовое поручение, выставленное органами внебюджетных

фондов, возвращено банками без исполнения.

В случае если такие требования не направлялись, возможны следующие

варианты. Если срок направления требования не пропущен, то оно направляется

налоговым органом в соответствии с абзацем первым ст.70 НК РФ. При пропуске

срока налоговым органам следует направлять требования в соответствии с

абзацем вторым ст.70 (по результатам проверки) либо в соответствии со ст.71

(направление нового требования для возможности использования внесудебного

порядка взыскания налогов согласно п.3 ст.46 Кодекса).

Подготовлены Методические указания о порядке взыскания задолженности

плательщиков по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные

фонды, зачета (возврата) переплаты сумм страховых взносов в эти фонды и

единого социального налога (взноса) - см. приказ МНС России от 29.12.2000

г. N БГ-3-07/466.

Кроме того, в соответствии со ст.30 Закона N 118-ФЗ подлежат

пересмотру решения о взыскании санкций за несоблюдение законодательства о

конкретных видах обязательного социального страхования в целях приведения

размеров наказаний в соответствие с НК РФ.

Должны быть определены Правительством Российской Федерации порядок и

условия проведения реструктуризации задолженности по взносам в

государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам

по состоянию на 1 января 2000 г.

Вместе с тем ст.21 Закона N 118-ФЗ устанавливает, что решения о

реструктуризации сумм задолженности по взносам и начисленной пени в

указанные внебюджетные фонды, принятые до введения в действие части второй

НК РФ, применяются в соответствии с условиями, на которых они были

предоставлены. Данный порядок предусмотрен в действующих нормативных

правовых актах, регулирующих уплату (взимание) платежей во внебюджетные

фонды. Противоречия, возникшие в результате, видимо, технической ошибки,

должны быть устранены поправками.

Реструктуризация, как и отсрочки (рассрочки), являются способом

изменения сроков уплаты страховых взносов (с 2001 г. - ЕСН). Контроль за

исполнением налогоплательщиком условий соглашений, в том числе заключенных

до 2001 г., будут осуществлять налоговые органы (ст.21 Закона N 118-ФЗ).

В силу абзаца второго ст.21 этого Закона с 1 января 2001 г. решение о

предоставлении отсрочки (рассрочки) отменяется органами государственных

внебюджетных фондов на основании представления налоговых органов в течение

5 дней со дня получения соответствующего представления.

Отчисления в государственные внебюджетные

социальные фонды

Расчеты организации с государственными внебюджетными социальными

фондами учитываются на сч. 69 "Расчеты по социальному страхованию и

обеспечению". Плательщиками в указанные фонды являются все организации.

Федеральным законом установлено, что от уплаты страховых взносов в ПФ

освобождаются общественные организации инвалидов и пенсионеров, а также

предприятия, учреждения и организации, образованные ими, при соблюдении

следующих условий:

если уставный капитал указанных организаций полностью (100%) состоит

из вкладов общественных организаций инвалидов и пенсионеров;

если численность работающих инвалидов в указанных организациях

составляет не менее 50% общей численности работающих;

если численность работающих инвалидов менее 50%, освобождение от

уплаты взносов в ПФ применяется в части выплат, начисленных в пользу

инвалидов и пенсионеров, независимо от источника финансирования;

полностью от уплаты страховых взносов в Фонд социального страхования

(п. 2.2 инструкции ФСС), фонды обязательного медицинского страхования (п. 3

инструкции ФОМС) и Фонд занятости населения освобождаются общественные

организации инвалидов, а также находящиеся в их собственности общественные

организации, созданные для осуществления уставных целей.

Плательщики регистрируются как страхователи в указанных фондах в течение

30 дней с момента регистрации организации в Регистрационной палате

Российской Федерации. Если срок нарушен, то взимается штраф - 10%

причитающихся к уплате страховых взносов.

Проверка правильности начисления взносов

во внебюджетные социальные фонды

Основные задачи при проведении проверки:

определение по первичным бухгалтерским документам в соответствии с

действующим законодательством видов оплаты труда, на которые следует

начислять страховые взносы;

сравнение видов оплаты труда, на которые фактически были начислены

страховые взносы, с видами оплаты труда, на которые они должны быть

начислены в соответствии с действующим законодательством;

проверка правильности определения видов выплат, на которые страховые

взносы не должны начисляться.

В начале проверки начисления платежей во внебюджетные фонды следует

проанализировать сумму оборотов, отраженную в проверяемом отчетном периоде

по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда". Из всех первичных

документов для этой цели более всего применима разработочная таблица РТ 5

"Сводка начисленной заработной платы по ее составу и категориям работников

и сводка данных по расчетам с рабочими и служащими". Если в организации

данный документ не ведется, то используются расчетно-платежные или

расчетные ведомости. Данный анализ ставит перед собой целью рассмотрение

суммы, отраженной по кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда"

по составу начислений. Из общей суммы, отраженной по кредиту сч. 70

"Расчеты с персоналом по оплате труда", вычитаются суммы некоторых видов

оплаты труда, пособий по временной нетрудоспособности, других пособий за

счет средств социальных фондов и выплат (в том числе премий, материальной

помощи), на которые не начисляются взносы в тот или иной внебюджетный фонд.

Выплата заработной платы под видом материальной помощи является одним

из самых распространенных способов занижения платежей в государственные

внебюджетные фонды. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо проверить

правильность оформления материальной помощи. Например, если материальная

помощь оказывается регулярно одной и той же группе лиц, ее размеры связаны

с трудовым вкладом (материальная помощь выдается в размере оклада или в

процентах от оклада), отсутствуют заявления работников на оказание

материальной помощи с обоснованием причин, в формулировке приказа выплата

увязывается с результатами труда, то в этом случае имеются основания

считать такую материальную помощь премиальными выплатами, на которые

соответственно должны начисляться страховые взносы. Так как не все выплаты

(в том числе компенсационные), а также стоимость социальных благ, на

которые начисляются платежи в тот или иной внебюджетный фонд, отражаются по

кредиту сч. 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда", то на следующем

этапе проверки анализируются первичные документы и регистры бухгалтерского

учета, из которых можно извлечь нужную информацию. К ним относятся: книга

приказов и распоряжений организации, договоры ГПХ, журналы-ордера, кассовая

книга. Особое внимание следует уделить анализу выплат, производимых за счет

средств организации, а также сверхнормативных компенсационных выплат, так

как в этом случае начисление взносов во внебюджетные фонды производится за

счет тех же источников, что и начисление данных выплат.

При суммировании результатов, полученных на первом и втором этапах

проверки, получается облагаемая база для начисления взносов в тот или иной

фонд. Облагаемая база умножается на страховой тариф (в процентах), и

полученная сумма сравнивается с суммой, отраженной в регистрах

бухгалтерского учета по кредиту соответствующего субсчета сч. 69 "Расчеты

по социальному страхованию и обеспечению". При выявлении расхождений

следует определить, на какие виды выплат должны начисляться взносы в

соответствии с действующим законодательством, но не начисляются в данной

организации. Также рассматривается и обратная ситуация.

Следующим этапом будет определение системы внутреннего контроля и

подготовка рабочей документации аудита

Основной целью аудитора при проверке оплаты труда является определение

сильных сторон контроля, чтобы убедиться, что существенные ошибки

отсутствуют.

Цели системы внутреннего контроля (СВК) на предприятии -

упорядочение и эффективное выполнение текущих хозяйственных дел

предприятия;

- выполнение требований финансово-хозяйственной политики

руководства;

- сохранение активов предприятия и обеспечение приемлемого

уровня полноты и точности документов и, соответственно, информации.

При определении эффективности систем внутреннего контроля

приобретают многие факторы:

- круг работников, участвующих в формировании информации на

предприятии, и наличие у них ответственности за порученное дело;

- наличие упорядоченных взаимоотношений между ними по ведению

дел и формированию информации;

- наличие технических средств контроля;

- наличие технологии контроля;

- контролируемые параметры.

СВК предусматривает наличие:

1) компетентного персонала с четко определенными правами и

обязанностями;

2) разделения соответствующих обязанностей (по хранению активов

и их учету, по совершению сделок, по учету)

3) соблюдения необходимых процедур при совершении операции.

4) контроля за сохранностью документации (нумерация, составления

во время совершения операции или сразу же после этого, простота и ясность);

5) фактического контроля над активами и документацией

(фактическая проверка материально-ответственным лицом);

6) независимой проверки выполнения обязанностей (внутренний

аудит).

Для контроля документирования затрат на оплату труда используют

вопросы и блок-схемы (табл. 20).

Таблица 20

Тесты внутреннего контроля операций по оплате труда

|№ |Содержание |Ответы |

|п/п | | |

| |Условия | |

|1 |Все ли работники предприятия получают оплату труда через |нет |

| |кассу? | |

|2 |Проверяется ли свод по начислению и удержанию оплаты труда |нет |

| |главным бухгалтером? | |

|3 |Во время отпуска бухгалтера по начисления оплаты труда |да |

| |производится ли его подмена? | |

|4 |Сверяет ли бухгалтер объем выполненных работ с начислением |да |

| |оплаты труда? | |

|5 |Разработаны ли должностные обязанности работников, |да |

| |осуществляющих начисление оплаты труда? | |

| |Реальность | |

|6 |Подаются ли списки уволенных работников в бухгалтерию? |да |

|7 |Сопоставляются ли периодически ведомости на выплату |нет |

| |заработной платы со сведениями из личных дел служащих? | |

|8 |Выписывают ли ведомости на выплату заработной платы лица, |нет |

| |не занимающиеся ее начислением? | |

|9 |Перечисляется на получателя в срок заработная плата на счет|нет |

| |"Депонированная оплата труда"? | |

|10 |Сверяет ли бухгалтер список депонентов с графой |да |

| |"Депонированная оплата труда" в Своде по начислению и | |

| |удержанию оплаты труда? | |

| |Полнота | |

|11 |Подаются ли кадрами в бухгалтерию списки вновь нанятых |да |

| |работников? | |

|12 |Нумеруются ли расчетно-платежные ведомости? |да |

| |Полномочия | |

|13 |Все ли ставки по оплате труда определяются приказом |да |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.