рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Сравнение налоговой системы Беларуси и России

В налоговой системе Республики Беларусь с момента ее соз­дания и до настоящего времени косвенные налоги играют зна­чительную роль. Активное использование в оте­чественной практике налогообложения этих налогов связано с необходимостью решения объективно возникающих задач по государственной поддержке отдельных отраслей и финансиро­ванию инфраструктуры, которые в переходный период не могут быть решены иными средствами, кроме как за счет централизо­ванных в рамках бюджета финансовых ресурсов.

В связи с этим главной особенностью некоторых косвенных налогов, действующих в Республике Беларусь, является их це­левая направленность.[15]

В Беларуси лидирующее поло­жение по количеству налогов занимают кумулятивные многос­тупенчатые сборы, или так называемые оборотные налоги (платежи из выручки без НДС). Причем четко прослеживается тенденция к постоянному увеличению их доли как в доходах консолидированного бюджета, так и в ВВП. Во многом такой рост вызван как введением новых оборотных налогов (с 2000 г. введе­ны отчисления в местный целевой бюджетный жилищно-инвестиционный фонд), так и переходом в эту группу целевых сборов на содержание детских дошкольных учреждений.

Что касается некумулятивного платежа - налога на добав­ленную стоимость, то его доля в доходах бюджета и в ВВП сохраняется практически на неиз­менном достаточно высоком уровне - в пределах 1/4 всех дохо­дов бюджета, что в определенной мере сопоставимо с аналогич­ным показателем по странам с развитыми рыночными отноше­ниями.

Вместе с тем оценка места и роли НДС в экономике Беларуси неоднозначна. Практики полагают, что этот налог как нельзя лучше обеспечивает бюджетные потребности, а аналитики кри­тикуют его за излишнюю фискальность, необработанность нало­говой базы и чрезмерно высокие ставки. Последние считают, что данный налог не адаптирован к экономике Беларуси на этапе ее перехода к рынку, чем объясняются недостатки в формировании налогооблагаемой базы, технике исчисления НДС, и что, как следствие, вызывает недовольство налогоплательщиков.

В Республике Беларусь в условиях обретения государствен­ности налоговая система и соответственно методология взима­ния НДС формировались форсированными темпами. В резуль­тате вплоть до 2000 г. в Беларуси применялся метод «бухгалтер­ских отчетов», который противоречит мировой практике и до­казал свою неэффективность в республике.

В условиях развития рыночных преобразований, активизации реальных экономических связей республики со странами СНГ проблемы совершенствования взимания НДС приобрели особую актуальность. Применяемый до 2000 г. метод исчисления НДС стал тормозом позитивных экономических процессов и глобали­зации межгосударственного экономического сотрудничества. По­этому на основе теоретического опыта и методологических разра­боток в странах Европейского сообщества, Российской Федера­ции, собственного научного потенциала в Беларуси с начала 2000 г. стала внедряться общепринятая в международной практи­ке зачетная модель взимания НДС.

В Республике Беларусь применяются также и одноступенча­тые системы взимания косвенных налогов. Речь идет о налогах с производителя (акцизы) и с розничного продавца (налоги с продаж, налоги на отдельные виды услуг). При этом на долю ак­цизов приходится около 10% доходов бюджета, а удельный вес налогов с розничного оборота незначителен.

В настоящее время консолидированный бюджет республики более чем на 55% формируется за счет косвенных налогов, а их доля в ВВП достигает 19,5 %.

Налоговая систе­ма республики значительно отягощена различного рода целе­выми сборами из выручки. Но проблема состоит в том, чтобы найти этим доходным источникам бюджета эффективную заме­ну как с точки зрения выполнения фискальной задачи, так и с позиций обеспечения финансовой устойчивости предприятий. Однако на сегодняшний день говорить о полной отмене указанных налогов преждевременно, поскольку без принятия соот­ветствующих компенсационных мер это может обернуться су­щественными потерями бюджета и утратой стабильности его формирования.

В связи с этим сокращение роли косвенных налогов в форми­ровании доходов бюджета скорее всего займет несколько лет и может быть осуществлено лишь по мере их замены иными ис­точниками финансирования государственных затрат. Одним из таких источников могут стать прямые налоги.

В налоговой системе Беларуси преобладают подоходные налоги, за счет которых формируется около 1/4 доходов бюджета. На долю имущест­венных налогов, представленных налогом на недвижимость, приходится около 2,3 - 3,4% доходов бюджета. При этом удельный вес данного налога подвержен существенным колебаниям, что обусловлено изменением величины объекта обложения - стоимости основных фондов, меняющейся из года в год в зави­симости от результатов их переоценки.[16]

В свою очередь, подоходные налоги классифицируются на основе соотношения между ставкой налога и величиной дохода. В данном случае налоги делятся на:

Ø  прогрессивные (по мере роста дохода ставка налога увели­чивается);

Ø  регрессивные (по мере роста дохода ставка налога уменьшается);

Ø  пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода).

В Беларуси по прогрессивной шкале взимается только подо­ходный налог, причем с 1998 г. наблюдается некоторое сниже­ние его роли в формировании доходов бюджета. Основная же масса подоходных налогов являются пропорциональными, и их удельный вес как в доходах бюджета, так и в ВВП остается достаточно стабильным.

В Беларуси среди прямых налогов лидирующее положение занимает налог на прибыль юридических лиц, за счет которого формируется 12 - 13% доходов бюджета. Большинство отечественных предприятий платит ука­занный налог по ставке 30%, вместе с тем для малых предприя­тий предусмотрена пониженная ставка - 15%.

Наряду с налогом на прибыль подоходный налог с граждан является одним из важнейших прямых налогов, на долю кото­рого приходится более 8% доходов бюджета.[17]

В Беларуси подоходный налог взимается по прогрессивной шкале с диапазоном ставок от 9 до 30%, что вполне сопоставимо с уровнем налоговых ставок в отдельных развитых зарубежных странах. Однако если учесть невысокий уровень доходов населе­ния (средний процент изъятия подоходного налога - 10 - 11%) и широкое распространение практики нелегальной выплаты за­работной платы, то становится очевидной необходимость сни­жения налоговой нагрузки как на фонд заработной платы, так и на доходы населения.

Подоходный налог с физических лиц исчисляется и уплачивается в соответствии с Законом Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О подоходном налоге с граждан» от 9 марта 1999 года.[18]

Плательщикам налога в соответствии с Законом являются физические лица:

Ø граждане Республики Беларусь;

Ø иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь. К иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые в целях исчисления подоходного налога рассматриваются как постоянно находящиеся на территории Республики Беларусь, относятся иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь более 183 дней в календарном году;

Ø иностранные граждане и лица без гражданства, которые не относятся к постоянно находящимся на территории Республики Беларусь, т.е. находящиеся на территории Республики Беларусь 183 дня либо менее, а также находящиеся на территории республики ни одного дня на протяжении календарного года.

Объектом налогообложения является совокупный доход физических лиц в денежной (денежных единицах Республики Беларусь и иностранной валюте) и натуральной форме, полученный в течение календарного года плательщиками от источников в Республике Беларусь: заработная плата, премии и вознаграждение, сумма арендной платы, дополнительные доходы от индексации и т.п.[19]

В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить на две группы: социальные платежи и прочие налоги и сборы. При этом смешан­ных налогов на протяжении всего существования новой систе­мы налогообложения постоянно снижалась, что связано с пере­ходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисле­ния в местный фонд на содержание детских дошкольных уч­реждений). К смешенным налогам относятся:

Ø Социальные платежи

Ø Чрезвычайный налог

Ø Отчисления в государственные фонды содействия занятости

Ø Единый платеж от ФЗП в размере 5%

Ø Отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений

Ø Земельный налог

Ø Налог на добываемые из природной среды ресурсы

Ø Отчисления в фонд охраны природы

Ø Отчисления в другие целе­вые бюджетные фонды

Ø Экологический налог за пе­реработку нефти

Ø Налоги за пользование лес­ными фондами

Плата за землю обязательна для физических лиц, у которых земельный участок находится во владении, пользовании или собственности, кроме физических лиц, имеющих право на льготы по этому налогу. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.

Земельный налог удерживается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога, утвержденные Законом Республики Беларусь «О платежах за землю», применяются с учетом деноминации белорусского рубля и ежегодно пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции к декабрю предыдущего года. Районный, городской и сельский Советы (исполнительные и распорядительные органы) в пределах своей компетенции могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем на 50 процентов.[20]


Глава 2. Система налогообложения Российской Федерации и республики Беларусь  

2.1. Двусторонние соглашения в сфере налогообложения между Россией и Беларусью

С 1 января 2005 года вступило в силу Соглашение между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг.[21]

При взимании косвенных налогов в мировой налоговой практике применяются два принципа: по месту потребления (стране назначения) и по месту производства (стране происхождения). Принцип взимания косвенных налогов по стране назначения наиболее точно отвечает сути данных платежей, так как они по своей природе носят потребительский характер, т.е. уплачиваются покупателем в процессе потребления товаров, работ, услуг. Упомянутым Соглашением устанавливается взимание косвенных налогов (налога на добавленную стоимость и акцизов) в торговле между этими странами по принципу страны назначения. Особенностью применения этого принципа между Беларусью и Россией является то, что между нашими странами отсутствует таможенный контроль и таможенное оформление при перемещении товаров, что потребовало разработки и принятия Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при перемещении товаров между Беларусью и Россией, которые являются неотъемлемой частью соглашения.

Положением предусматривается: взимание косвенных налогов возлагается на налоговые органы (за исключением акцизов по товарам, по которым в соответствии с законодательством акцизы взимаются таможенными органами); уплата косвенных налогов при импорте осуществляется не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет ввезенных товаров; применение нулевой ставки НДС и освобождение от уплаты акцизов при экспорте товаров при условии подтверждения факта уплаты косвенных налогов при импорте, т.е. покупатель (другое лицо, ввозящее товар), уплатив косвенные налоги по ввезенным товарам, обеспечивает применение нулевой ставки НДС (освобождение от акцизов) продавцу (поставщику).

Порядок применения косвенных налогов при импорте товаров предусматривает обязательства налогоплательщика представить в налоговые органы (до 20-го числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенных товаров): налоговую декларацию; заявление о ввозе товара в трех экземплярах, содержащее определенные сведения, необходимые для расчета налоговой базы и уплаты налогов. Первый экземпляр заявления остается в налоговом органе, второй и третий возвращаются налогоплательщику с отметками налогового органа. Третий экземпляр направляется поставщику товара; выписку банка (копию), подтверждающую фактическую уплату косвенных налогов по ввезенным товарам; договор (копию), на основании которого товар ввозится; транспортные документы, подтверждающие перемещение товаров; налогоплательщики Беларуси - счета-фактуры российских налогоплательщиков с отметкой налогового органа России; российские налогоплательщики - товаросопроводительные документы белорусских налогоплательщиков.[22]

Косвенные налоги не уплачиваются при ввозе товаров, перевозимых через территории государств транзитом, товаров, ввозимых для переработки с последующим вывозом (на "давальческих условиях"), а также товаров, не подлежащих налогообложению при ввозе на таможенную территорию государств.

При экспорте товаров для применения нулевой ставки или освобождения от уплаты акцизов налогоплательщик представляет в налоговые органы (в течение 90 дней с даты отгрузки (передачи) товаров): налоговую декларацию, договор (копию), на основании которого реализуется товар; выписку банка (копию), подтверждающую фактическое получение выручки от покупателя указанного товара на счет налогоплательщика; третий экземпляр заявления о ввозе экспортированного товара с отметкой налогового органа, подтверждающего уплату косвенных налогов в полном объеме; копии транспортных (товаросопроводительных) документов о перевозке экспортируемого товара; иные документы, предусмотренные национальными законодательствами. Если такие документы не представлены, то суммы косвенных налогов подлежат уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день отгрузки (передачи) товаров, с использованием права на вычет сумм налога на добавленную стоимость, уплаченных поставщикам за приобретенные (принятые на учет) товары, использованные для производства и (или) реализации товаров в порядке, установленном национальными законодательствами.

Для ускорения процесса передачи информации предусмотрен обмен данными в электронном виде. Налоговые органы двух наших государств по специальным каналам связи будут передавать информацию о суммах уплаченных косвенных налогов на основе заполненного заявления. Поступление такой информации будет являться основанием для применения нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов) экспортером, не дожидаясь наличия третьего (бумажного) экземпляра заявления.[23]

Реализация Соглашения позволит перейти на принцип страны назначения между Беларусью и Россией, в результате чего будет установлен единый режим налогообложения косвенными налогами со всеми государствами; в условиях отсутствия таможенного контроля осуществлять уплату косвенных налогов в налоговые органы; производить уплату налогов не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем постановки на учет ввезенного товара; применять нулевую ставку НДС (освобождать от уплаты акцизов) при представлении в налоговый орган соответствующих документов в течение 90 дней с даты отгрузки товаров.

При отсутствии таможенного оформления товаров "чистота" в уплате косвенных налогов и применении нулевой ставки НДС (освобождения от акцизов) должна быть обеспечена добросовестными взаимоотношениями партнеров по сделке. В противном случае, не уплатив налоги по импорту, можно лишить своего партнера возмещения НДС по нулевой ставке либо освобождения от акцизов, и наоборот. Следовательно, порядочность контрагентов гарантирует отсутствие претензий со стороны налоговых органов и эффективную внешнеторговую деятельность.[24]

2.2. Сравнительная характеристика принципов налогообложения в Российской Федерации и в республике Беларусь

В  Республике  Беларусь порядок исчисления и уплаты  налога  на добавленную  стоимость регулируется Законом «О налоге на добавленную стоимость»  (в  редакции Закона от 16 ноября  1999  г.  №  324-З)[25]  и другими   правовыми   актами   -  декретами,   указами   Президента, постановлениями  Совета Министров, а также методическими  указаниями «О  порядке  исчисления  и уплаты налога на добавленную  стоимость», утвержденными  приказом Государственного налогового комитета  от  13 декабря  1999  г. № 310, а в Российской Федерации - главой  двадцать первой части второй Налогового кодекса.[26]

                           Плательщики НДС  

Состав  плательщиков налога на добавленную  стоимость  в  обоих государствах  практически  идентичен, за  исключением  того,  что  в Российской Федерации предусмотрено, что организации и индивидуальные предприниматели   имеют   право  на   освобождение   от   исполнения обязанностей  налогоплательщика, связанных с исчислением  и  уплатой налога,  если  за  три  предшествующих последовательных  календарных месяца  сумма  выручки  от реализации товаров  (работ,  услуг)  этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета  налога  и налога с продаж не превысила в совокупности 1 млн. руб. В Республике Беларусь  имеют  право  на  освобождение от  налогообложения  только индивидуальные  предприниматели,  если  их  выручка  от   реализации товаров  (работ,  услуг) за предшествующий месяц не  превысила  3000 минимальных заработных плат.

                       Объект налогообложения

В  Российской Федерации, как и в Республике Беларусь,  объектом налогообложения  признается реализация  товаров  (работ,  услуг)  на территории  государства, в том числе использование  товаров  (работ, услуг)  для непроизводственных целей, обмен товаров (работ,  услуг), их  безвозмездная передача, натуральная оплата работников.  Объектом налогообложения  в обоих государствах является ввоз  товаров  на  их таможенную  территорию. Кроме того, в Республике  Беларусь  объектом налогообложения  признаются  обороты по реализации  товаров  (работ, услуг)  в  Российскую Федерацию, Грузию и Туркменистан. В Российской Федерации обороты по реализации товаров (работ, услуг) в государства -  участники  СНГ  также  являются  объектом  налогообложения.  Ввоз товаров,  происходящих  с территорий этих государств,  в  Российской Федерации  НДС  не  облагается. Данное  положение  применяется  и  в Республике Беларусь по товарам, ввозимым и происходящим с территорий Российской Федерации, Грузии и Туркменистана.

В целях определения  реализации  а  территории  Республики Беларусь   и   Российской  Федерации  работ  и  услуг  производится определение места их реализации, порядок установления которого как  Республике Беларусь, так и в Российской Федерации одинаков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.