Дипломная работа: Сравнение налоговой системы Беларуси и России
Как
можно заметить, приоритет в установлении налоговых льгот в нашей стране отдан
главе исполнительной власти, тогда как в России органы исполнительной власти
принимают минимальное участие в принятии нормативных правовых актов налогового
законодательства.
В
отличие от Российской Федерации в Республике Беларусь возможно получение льгот
по уплате налогов на основании формы собственности (де-факто) или страны
происхождения капитала (де-юре). Так, предприятия с иностранными инвестициями
имеют льготы по уплате налога на прибыль2. Тем самым иностранные
инвесторы получают определенные преимущества при осуществлении хозяйственной
деятельности по сравнению с отечественными.
Декрет
Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 6 «Об упорядочении
предоставления льгот юридическим и физическим лицам по налогам и таможенным
платежам» с последующими изменениями и дополнениями предполагает возможность
получения льгот по уплате налогов юридическими лицами, реализующими
инвестиционные проекты, которые прошли государственную экспертизу и получили
положительное заключение соответствующих республиканских органов
государственного управления.
Круг
лиц, получающих льготы по уплате налогов и сборов, расширяется за счет ряда
актов законодательства.
Заключение
В основе построения любой системы, в том числе и налоговой,
лежат определенные принципы. Значимость правовых принципов возрастает во время
широкомасштабных изменений в обществе, когда законодательство не поспевает за
потребностями общественного развития, более того - противоречит возникающим
новым ценностям. Юридическая наука понимает под принципами общеобязательные
исходные нормативно-юридические положения, отличающиеся универсальностью, общей
значимостью, высшей императивностью, определяющие содержание правового
регулирования и выступающие критерием правомерности поведения и деятельности
участников регулируемых правом отношений. Принципы права по своей сущности
являются обобщенным отражением объективных закономерностей развития общества.
Применительно к праву нужно иметь в виду, что в этой
области, как и во всех других областях, принцип - это прежде всего идея. Но не
только идея. Как само право не сводится к идеям, а охватывает и нормы, и
социальные отношения, так и его принципы выходят за пределы только идей и
обретают нормативное и правоприменительное содержание. В то же время если
принять за принцип основное начало (идею), на котором строится налогообложение,
то речь следует вести о реально существующих вещах, а не о желаемом, и даже не
о том, что должно быть с точки зрения научных представлений. С этих позиций в
качестве реально существующих принципов налогообложения можно считать лишь те
положения, которые прямо обозначены или названы в качестве таковых в
конституции или налоговом законодательстве либо которые можно с достаточной
степенью обоснованности и достоверности вывести путем анализа этого
законодательства, а также налоговой практики. Однако при этом следует
учитывать, что включение государством в тексты своих правовых актов некоторых
положений в качестве принципов налогообложения порой производится лишь в
качестве уступки общественному мнению без намерения руководствоваться ими на
практике (несмотря на то что это не абстрактные теоретические суждения, а
правила, "выстраданные" многими тысячами налогоплательщиков),
вследствие чего при разрешении тех или иных налоговых вопросов как возникали,
так и будут возникать сложности в отношении применения общих принципов
налогообложения.
В настоящее время процесс
налогообложения приобрел настолько сложный характер, что ни историческая, ни
современная налоговая наука не смогли найти каких-либо экономических и
юридических обоснований ситуациям, когда налог взимается не только различными
суммами, но различными долями, без учета платежеспособности налогоплательщика.
В связи с этим принцип справедливости во многих его проявлениях заменен на хотя
и нигде не объявленный, но фактически применяемый принцип максимального
налогообложения (взять с плательщика столько, сколько можно), сочетающегося с
принципом экономической обоснованности (с лица нельзя взять больше, чем это
допускают его возможности) и принципом социальной справедливости, согласно
которому с определенной категории лиц, например инвалидов, нельзя брать больше
по сравнению со здоровыми членами общества, или, наоборот, по мере роста
богатства налог по сравнению с бедными возрастает все больше и больше, т.е.
увеличивается в прогрессивном размере.
На этапе становления любой налоговой системы особое
значение имеет правовая основа (налоговое законодательство), которая облекает
реальные связи между государством и конкретным налогоплательщиком в юридически
значимые действия. Качество налоговых нормативных актов, их ясность, простота,
непротиворечивость существенно влияют на процессы отторжения или восприятия
налоговой системы обществом, способствуют формированию уважения
налогоплательщиков к исполнению своей налоговой обязанности. Человечество
всегда стремилось к одному из своих общественных идеалов - четким и понятным
законам, которые разумно, строго и справедливо регулировали бы отношения между
людьми. Любой закон требует однозначного понимания участниками общественных
отношений смысла нормативных предписаний, что зачастую сделать довольно сложно.
Не является исключением в этом и налоговое законодательство, которое должно
следовать общепризнанным в мировой практикой принципам налогового
законодательства, которые, получив свое правовое закрепление в различных
нормативных правовых актах, перестали быть лишь теоретическими изысканиями.
Список
литературы
Налоговый
кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15
ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
"НАЛОГОВЫЙ
КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
1.
Соглашение между правительством Российской Федерации и
правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и
предотвращения уклонения от уплаты налогов на доходы и имущество от 1 января
200 5 года
2. Закон «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. № 324-З) с изм. и доп. 3. Закон от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З 4. Закон от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» (с изм. и доп.) 5. ФЗ Российской Федерации «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ до 1 июля 2001 г 6. Указ Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями 7. Декрет Президента Республики Беларусь от 10 марта 1997 г. № 6 «Об упорядочении предоставления льгот юридическим и физическим лицам по налогам и таможенным платежам» с последующими изменениями и дополнениями 8. Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями. 9. Закон Республики Беларусь от 01 января 2004г. №260-3 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Беларусь по вопросам налогообложения»// Вестник МНС РБ-январь 2004года-№2(170) 10. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации. Ч. 1 / Под общ. ред.: В.И. Слома, А.М. Макарова. М.: Статут, 11. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебное пособие/ Г.В.Савицкая.-7-е издание, испр.-МН.: Новое знание,2002г. 12. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Внешнеэкономические связи: Учебное пособие. — М., 1998. 13. Беларусь и траны мира 2000/ Мин-во статистики и анализа РБ. — Мн., 2000. 14. Беларусь: выбор пути: Национальный отчет о человеческом развитии 2000. — Мн., 2000. 15. Внешняя торговля Республики Беларусь за 2000 год (предварительные данные). — Мн., 2001.
16.
Гавлик П. Страны
с переходной экономикой: состояние и перспективы роста// Проблемы теории и
практики управления – 2006 - №2
17.
Головачев, А.
Экономика Республики Беларусь: проблемы и пути их решения // Директор. – 2006.
- №5
18. Дайнеко А. Беларусь и мировая экономика на пороге третьего тысячелетия. — Мн., 1999. 19. Демин А.В. О соразмерности налогообложения // Финансы. 2002. N 20. Демин А.В. Единство налоговой системы как базовый принцип налоговой политики Российской Федерации // Правовая политика и правовая жизнь. 2002. N 4. 21. Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9 22. Козырин А.Н. Налоговое право зарубежных стран: вопросы теории и практики. М.: Манускрипт, 2003. 23. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. Л.А. Окунькова. Т. 2. М.: НОРМА, 2001. 24. Конституции зарубежных государств. Учеб. пособие / Сост. В.В. Маклаков. М.: Изд-во "БЕК", 2002. 25. Конституции государств - участников СНГ / Сост. Л.А. Окуньков. М.: Норма, 2001. С. 140.
26.
Медведев, Р.
Экономика стран Содружества // ЭКО. – 2006. - №6.
27. Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и комментариях/В.А. Гюрджан, Н.А. Масинкевич, В.В. Шевцова. Под общ.ред. к.э.н. В.А. Гюрджан.-Мн.: ПЧУП «Светоч», 2006г. 28. Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. 29. Парыгина В.А., Тедеев А.А. Налоговое право Российской Федерации. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. 30. Пепеляев С.Г. Основные положения теории налогового права / Финансовое право: Учеб. / Под ред. Е.Ю. Грачевой, Г.П. Тостопятенко. М.: ООО "ТК Велби", 2003. 31. Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути совершенствования//Бухгалтерский учет и анализ.-2005г.-с.30-33.
32.
Социально-экономическое
положение РБ в 2006 г. – Мн.: Министерство статистики и анализа Республики
Беларусь.
33.
Ткачев, С.П.
Теоретические аспекты развития переходных экономик: некоторые выводы из опыта
Беларуси // Белорусский экономический журнал. – 2006. - №4
34.
Официальный сайт
Министерства статистики и анализа Республики Беларусь – http://www.belstat.gov.by
35. Худяков А.И., Бродский М.Н., Бродский Г.М. Основы налогообложения: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во "Европ. Дом", 2002.
Приложение
Таблица1. Информация об уровне налоговой нагрузки за
2006-2007 гг.
Наименование показателя |
2006 год |
2007 год |
Отклонение, (+/-) |
Уровень централизации с
учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП |
48,4 |
48,3 |
-0,1 |
Налоговая нагрузка с
учетом отчислений в ФСЗН, в % к ВВП |
43,7 |
42,8 |
-0,9 |
Косвенные налоги, в % к
ВВП |
18,9 |
17,8 |
-1,1 |
Прямые налоги, в % к
ВВП |
9,5 |
9,2 |
-0,3 |
Смешанные налоги, в % к
ВВП |
3,7 |
4,1 |
0,4 |
Отчисления в ФСЗН, в %
к ВВП |
11,6 |
11,7 |
0,1 |
Структура налоговых
поступлений в бюджет Республики Беларусь, учитываемых при расчете величины
налоговой нагрузки, за 2006 год
рисунок
1.
Структура косвенных
налогов
рисунок
2
Структура прямых
налогов
рисунок 3.
Структура смешанных
налогов
рисунок 4.
[1] Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под
общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. С. 67
[2] Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под
общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. С. 70
[3] Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под
общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. С. 74
[4] Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути
совершенствования//Бухгалтерский учет и анализ.-2005г.-С.30
[5] Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути
совершенствования//Бухгалтерский учет и анализ.-2005г.-С.33.
[6] Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. -
ноябрь 2002года-№9-С.56.
[7] Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. -
ноябрь 2002года-№9-С. 58
[8]Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и
комментариях/В.А. Гюрджан, Н.А. Масинкевич, В.В. Шевцова. Под общ.ред. к.э.н.
В.А. Гюрджан.-Мн.: ПЧУП «Светоч», 2006г. С. 82
[9] Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября
2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
[10] Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября
2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
[11] Налоговый кодекс
Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей
15 ноября 2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
[12]Закон
от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет
Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З
[13] закон от 10 января 2000 г. № 361-З «О нормативных правовых актах
Республики Беларусь» (с изм. и доп.)
[14] Налоги в Республике Беларусь: Теория и практика в цифрах и
комментариях/В.А. Гюрджан, Н.А. Масинкевич, В.В. Шевцова. Под общ.ред. к.э.н.
В.А. Гюрджан.-Мн.: ПЧУП «Светоч», 2006г. С. 92
[15] Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. -
ноябрь 2002года-№9-С. 59
[16] Киреева Е. Основные
тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9-С. 60
[17] Киреева Е. Основные
тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9-С. 63
[18] Киреева Е. Основные
тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. - ноябрь 2002года-№9-С. 65
[19] Налоги: Учебник/ Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под
общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской. - Мн.: БГЭУ,2000г. С. 92
[20] Налоги: Учебник/
Н.Е.Заяц, М.К, Фисенко, Т.И. Василевская и др.; Под общ.ред. Н.Е.Заяц, Т.И.Василевской.
- Мн.: БГЭУ,2000г. С. 98
[21]
Соглашение
между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь
об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты
налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года
[22]
Соглашение
между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь
об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты
налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года
[23]
Соглашение
между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь
об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты
налогов на доходы и имущество от 1 января 2005 года
[24] Соглашение
между правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь
об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от уплаты
налогов на доходы и имущество от 1 января 200 5 года
[25] Закон «О налоге на добавленную стоимость» (в редакции Закона от 16 ноября 1999 г. № 324-З) с изм. и доп.
[26] Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря
2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября 2002 года Одобрен
Советом Республики 2 декабря 2002 года
[27] Закон от 20 декабря 1991 г. № 1323-XII «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», с изм. и доп. по сост. на 4 января 2003 г. № 183-З
[28] Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября
2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
[29] Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19 декабря 2002 г. № 166-З Принят Палатой представителей 15 ноября
2002 года Одобрен Советом Республики 2 декабря 2002 года
[30]
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N
146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998)
[31]
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N
146-ФЗ (принят
ГД ФС РФ 16.07.1998)
[32]
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (НК РФ) от 31.07.1998 N
146-ФЗ (принят ГД ФС РФ
16.07.1998)
[33] Киреева Е. Основные тенденции в развитии налоговой системы РБ//ФУА. -
ноябрь 2002года-№9-С. 50
[34]
Демин А.В. О соразмерности
налогообложения // Финансы. 2002. N 6
[35] Демин А.В. О соразмерности
налогообложения // Финансы. 2002. N 6
[36]
Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет
Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими
многочисленными изменениями и дополнениями.
[37] Попов Е.М., Чержак Е.Н. Налоговая система РБ: проблемы и пути
совершенствования//Бухгалтерский учет и анализ.-2005г.-С. 42
|