рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Сравнение налоговой системы Беларуси и России

Только  в  случае наличия сумм НДС, относящихся к  оборотам  по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых по нулевой ставке,  не применяется  эффект «буфера» и суммы вычетов могут  превышать  сумму НДС, исчисленную по оборотам по реализации товаров (работ, услуг).

При  этом  в  случае  наличия оборотов  по  реализации  товаров (работ,  услуг), облагаемых по нулевой ставке, суммы НДС, уплаченные при  приобретении  товаров (работ, услуг)  в  Российской  Федерации, подлежат  вычету в фактических размерах, но не более  суммы  налога, исчисленной по реализации товаров (работ, услуг).

Для  определения  сумм  НДС, подлежащих  вычету  сверх  налога, исчисленного  по  реализации, необходимо обеспечить  отдельный  учет сумм  НДС,  уплаченного при приобретении товаров  (работ,  услуг)  в Российской  Федерации. При наличии входного налога, уплаченного  при приобретении  товаров  (работ,  услуг)  в  Российской  Федерации,  и оборотов  по  реализации товаров (работ, услуг), облагаемых  НДС  по нулевой ставке, сумма налога на добавленную стоимость, принимаемая к зачету   сверх  налога,  исчисленного  по  реализации,  определяется умножением  суммы  налога, приходящейся на товары (работы,  услуги), облагаемые по нулевой ставке, на отношение суммы уплаченного  налога (строка  1.2  приложения к налоговой декларации), за вычетом налога, уплаченного  при  приобретении товаров (работ, услуг)  в  Российской Федерации, на общую сумму уплаченного налога, отражаемую  по  строке 1.2  приложения к налоговой декларации.

              Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет

Сумма  налога,  подлежащая  уплате  в  бюджет,  определяется  в Республике  Беларусь  и  Российской  Федерации  идентичным  образом, поскольку  применяется  одинаковый  метод  исчисления  НДС.   Расчет обязательств  перед  бюджетом по НДС производится  путем  уменьшения суммы  налога, исчисленной от операций по реализации товаров (работ, услуг), на суммы налоговых вычетов.

Если   сумма  налоговых  вычетов  в  соответствующем  налоговом периоде  превышает  общую  сумму налога, налогоплательщик  в  данном налоговом  периоде  налог  не уплачивает,  а  разница  между  суммой налоговых   вычетов  и  общей  суммой  налога  подлежит   вычету   в первоочередном  порядке из общей суммы налога в следующем  налоговом периоде  или  зачету  либо возврату налогоплательщику  в  Республике Беларусь  в  порядке, определяемом Советом Министров, а в Российской Федерации - в порядке, определенном Налоговым кодексом.

В  Республике  Беларусь возврат (зачет  в  счет  уплаты  других налогов  (платежей) разницы между суммой налоговых вычетов  и  общей суммой налога производится за счет общих платежей налогов налоговыми органами  на  основании  представленных расчетов  и  по  письменному заявлению  налогоплательщика  в  10-дневный  срок  после  проведения проверки  обоснованности  возврата  (зачета)  этой  суммы.  Проверка обоснованности возврата (зачета) производится налоговыми органами  в течение  20 дней с момента получения налоговой декларации  (расчета) по  налогу  на  добавленную стоимость, по которой  сумма  превышения составляет 3000 и более минимальных заработных плат.

В  Российской  Федерации сумма превышения  вычетов  над  суммой налога,   исчисленной   по   реализации  товаров   (работ,   услуг), направляется  в  течение  трех  календарных  месяцев,  следующих  за истекшим    налоговым    периодом,   на   исполнение    обязанностей налогоплательщика  по  уплате налогов или  сборов,  включая  налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской  Федерации,  на  уплату пени,  погашение  недоимки,  сумм налоговых   санкций,   присужденных  налогоплательщику,   подлежащих зачислению  в тот же бюджет. По истечении трех календарных  месяцев, следующих  за  истекшим налоговым периодом, сумма, которая  не  была зачтена,  подлежит  возврату налогоплательщику  по  его  письменному заявлению.  Возмещение сумм налога в результате  применения  нулевой ставки   производится  не  позднее  трех  месяцев,  считая  со   дня представления налогоплательщиком налоговой декларации и  документов, подтверждающих  обоснованность  применения  этой  ставки  налога.  В течение   указанного  срока  налоговый  орган  производит   проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов  и  налоговых вычетов  и принимает решение о возмещении путем зачета или  возврата соответствующих  сумм  либо  об отказе (полностью  или  частично)  в возмещении.

          Сроки уплаты НДС в бюджет                

В  Республике Беларусь, если сумма налога, подлежащая уплате по итогам   предыдущего   налогового  периода  (строка   21   налоговой декларации  (расчета),  составила от  3000  до  5000  (включительно) минимальных   заработных   плат,   установленных   законодательством Республики  Беларусь, налог за текущий налоговый период уплачивается путем  внесения авансовых платежей ежедекадно в размере одной  трети суммы налога, уплаченной по итогам предыдущего налогового периода, в следующие сроки:

1)  не  позднее 10-го числа текущего месяца - за первую  декаду месяца;

2)  не  позднее 20-го числа текущего месяца - за вторую  декаду месяца;

3) не позднее последнего дня текущего месяца - за остальные дни текущего месяца.

Если  сумма  налога,  подлежащая уплате по  итогам  предыдущего налогового   периода  (строка  21  налоговой  декларации  (расчета), составила  более 5000 минимальных заработных  плат,  установленных законодательством  Республики Беларусь, налог за  текущий  налоговый период  уплачивается  путем внесения авансовых  платежей  в  размере одной   шестой  суммы  налога,  уплаченной  по  итогам   предыдущего налогового периода, в следующие сроки:

1) не позднее 5-го числа текущего месяца;

2) не позднее 10-го числа текущего месяца;

3) не позднее 15-го числа текущего месяца;

4) не позднее 20-го числа текущего месяца;

5) не позднее 25-го числа текущего месяца;

6) не позднее последнего дня текущего месяца.

Для  определения  суммы  налога для уплаты  авансовых  платежей принимается  сумма  налога, исчисленная  с  применением  вычетов  по итогам предыдущего налогового периода.

Суммы налога, подлежащие доплате по результатам перерасчета,  и суммы  налога,  уплачиваемые один раз за отчетный налоговый  период, вносятся  в  бюджет  не  позднее 22-го числа месяца,  следующего  за истекшим налоговым периодом.

В  Российской  Федерации уплата налога производится  по  итогам каждого   налогового   периода  исходя  из  фактической   реализации (передачи)  товаров (выполнения, в том числе для  собственных  нужд, работ,  оказания,  в  том  числе для  собственных  нужд,  услуг)  за истекший  налоговый период не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Как  в  Республике  Беларусь,  так  и  в  Российской  Федерации налогоплательщики (налоговые агенты) обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию  в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.  При этом в Российской Федерации представляется  отдельная декларация  по  оборотам  от  реализации  товаров  (работ,   услуг), облагаемых по нулевой ставке.

2.3. Особенности механизма налогообложения двух стран

 Объединение в единый Союз Российской Федерации и Республики Беларусь неизбежно предполагает унификацию законодательств двух государств, в том числе и унификацию налогового законодательства. Руководители налоговых ведомств Российской Федерации неоднократно утверждали в средствах массовой информации, что работа в этом направлении ведется и что в настоящий момент налоговое законодательство двух стран наиболее унифицировано по сравнению с другими отраслями права. Действительно, в сфере унификации налогового законодательства двух стран сделано много. Достаточно вспомнить о практически единых таможенных тарифах, о введении порядка исчисления НДС в Республике Беларусь, аналогичного российскому.

Существующая система нормативных правовых актов Российской Федерации чрезвычайно сложна. Свою лепту в создание системы нормативной информации вносят не только федеральные органы власти, но и субъекты федерации, и местные органы власти. Разграничение полномочий федеральных органов государственной власти и органов власти субъектов Федерации заложено в Конституции РФ, и там же заложены основные принципы соотношения федеральных законов и подзаконных актов с законами и подзаконными актами субъектов Федерации.[33]

Согласно Конституции законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации должны соответствовать и не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Автономные области и автономные округа также осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов.

В соответствии с Конституцией международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Единственным нормативным правовым актом, устанавливающим общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, а также систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, является Налоговый кодекс. Любые изменения системы федеральных налогов и сборов должны происходить путем внесения изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации. Данный документ в системе актов налогового законодательства имеет высшую юридическую силу. Прочие нормативные правовые акты о налогах и сборах принимаются в соответствии с Налоговым кодексом и не могут ему противоречить.

Данный документ устанавливает трехуровневую систему налогов и сборов, включающую федеральные, региональные и местные налоги и сборы. Следует отметить, что Налоговый кодекс РФ содержит исчерпывающие перечни федеральных, региональных и местных налогов и сборов. Тем самым он вполне логично накладывает ограничения на возможную активность региональных и местных законодательных органов в области установления налогов, кодексом не предусмотренных (табл. 1).

Стоит обратить внимание на то, что нормативные акты органов исполнительной власти не включаются в состав налогового законодательства - они не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.


Налоги Российской Федерации

Таблица 1.[34]

Федеральные налоги

Региональные налоги

Местные налоги

-налог на добавленную стоимость;

- акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

- налог на прибыль (доход) организаций;

- налог на доходы от капитала;

- подоходный налог с физических лиц;

- взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

- государственная пошлина;

- таможенная пошлина и таможенные сборы;

- налог на пользование недрами;
- налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

- налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

- сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

-лесной налог;

-водный налог;

-экологический налог;

- федеральные лицензионные сборы.

- налог на имущество организаций;

- налог на недвижимость;

-дорожный налог;

-транспортный налог;

- налог с продаж;

- налог на игорный бизнес;

- региональные лицензионные сборы.

-земельный налог;

-налог на имущество физических лиц;

- налог на рекламу;

- налог на наследование или дарение;

-местные лицензионные сборы.

В соответствии с налоговым кодексом РФ «Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере».

Российское законодательство устанавливает следующие общие принципы в отношении налоговых льгот:

1.  Не допускается устанавливать налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

2.  Данная правовая норма направлена на обеспечение гарантированного Конституцией РФ равенства форм собственности. Она также уравнивает в правах российских и зарубежных инвесторов в отношении получения налоговых льгот.

3.  Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

4.  Эта правовая норма очень важна. Она направлена на создание равных условий для всех налогоплательщиков и по заложенной в нее идее должна препятствовать искусственному созданию «индивидуально облегченных» условий хозяйствования для конкретных налогоплательщиков.

5.  Налогоплательщик вправе отказаться от использования льготы либо приостановить ее использование на один или несколько налоговых периодов, если иное не предусмотрено Налоговым кодексом.

6.  Законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении региональных налогов.

7.  Представительные органы местного самоуправления вправе предусматривать налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком при установлении местных налогов.

8.  Льготы по налогам могут быть предоставлены только и исключительно актами налогового законодательства.

На практике это означает, что налоговые льготы не могут быть предоставлены, например, законодательством об иностранных инвестициях.[35]

Общая политика федеральных органов по отношению к существующей практике применения налоговых льгот и ее развитию в будущем нашла свое отражение в Указе Президента Российской Федерации от 8 мая 1996 г. № 685 «Об основных направлениях налоговой реформы в Российской Федерации и мерах по укреплению налоговой и платежной дисциплины» с последующими изменениями и дополнениями. Этот указ в целях осуществления налоговой реформы в Российской Федерации предусматривает, помимо прочего, «сокращение льгот и исключений из общего режима налогообложения».

Помимо налоговых льгот Налоговый кодекс предусматривает возможность введения на территории РФ специальных налоговых режимов. Как правило, специальный налоговый режим предполагает и специфические налоговые льготы.

К специальным налоговым режимам относятся:

·  упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

·  система налогообложения в свободных экономических зонах;

·  система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях;

·  система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

 Роль Налогового кодекса в Республике Беларусь частично выполняет Закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь» от 20 декабря 1991 г. № 1323-ХII с последующими многочисленными изменениями и дополнениями.[36]

Поскольку Республика Беларусь является унитарным государством, то в стране существует двухуровневая система налогов и сборов: общегосударственные и местные налоги, сборы и пошлины.

В отличие от Налогового кодекса РФ, содержащего исчерпывающий перечень налогов и сборов, подлежащих уплате в федеральный, региональный и местные бюджеты, в Республике Беларусь приведенным выше перечнем обязательные платежи в бюджет не исчерпываются.

Закон устанавливает, что «Кроме налогов и сборов, предусмотренных настоящим законом, в бюджет Республики Беларусь поступают установленные законодательством неналоговые платежи». Применение этой нормы на практике - введение рентного и оффшорного сборов.

В ст. 4 названного закона формулируются основные принципы государственной политики в отношении предоставления льгот по уплате налогов: «Льготы по налогам и сборам устанавливаются Президентом Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Индивидуальные льготы по налогам и сборам юридическим и физическим лицам Республики Беларусь предоставляются Президентом Республики Беларусь.

Местные Советы депутатов или по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы вправе в порядке, установленном актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь, предоставлять юридическим и физическим лицам Республики Беларусь льготы по налогам и сборам, полностью уплачиваемым в местные бюджеты, за исключением налогов на доходы и прибыль, налога на добавленную стоимость, акцизов».

Государственная политика по отношению к предоставлению льгот в РФ и РБ[37]

Таблица 2.

Основные положения

Российская Федерация

Республика Беларусь

 

Правовой акт, содержащий исчерпывающий перечень налогов и сборов Налоговый кодекс РФ Отсутствует

 

Органы, имеющие право устанавливать налоговые льготы Законодательные органы РФ, субъектов РФ и местные законодательные органы Национальное собрание РБ, Президент Республики Беларусь, исполнительные органы местной власти

 

Возможность предоставления льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц, места происхождения капитала Отсутствует Имеется (правом предоставления обладают Национальное собрание и Президент Республики Беларусь

 

Возможность получения индивидуальных льгот Отсутствует Имеется (правом предоставления льгот обладает Президент Республики Беларусь).

Существуют принципиальные различия в государственной политике по отношению к предоставлению льгот по уплате налогов и сборов в России и Республике Беларусь (табл. 2).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.