Курсовая работа: Формирование доходов федерального бюджета
Анализ динамики показывает, что
сальдо источников финансирования дефицита федерального бюджета прогнозируется
положительным, что свидетельствует о превышении объемов заимствований над их
погашением, будет иметь тенденцию к росту, и в 2011 году в 3,6 раза превысят
показатель 2008 года, достигнув 0,9% ВВП.
Увеличиваются объемы привлечений
средств за счет источников финансирования дефицита федерального бюджета, в 2011
году будет привлечено в 1,8 раза больше средств, чем в 2009 году, объемы уменьшения
(погашения) источников финансирования дефицита федерального бюджета увеличиваются
и в 2011 году на 38,7% превысят показатель 2009 года.
Предусмотрено увеличение
источников внутреннего финансирования (сальдо), которые в 2011 году в 2,3 раза
превысят показатель 2008 года, источники внешнего финансирования будут иметь
отрицательное сальдо, которое увеличится в 2011 году по сравнению с 2008 годом
на 1,8%.
Законопроект не предусматривает
утверждение источников финансирования дефицита федерального бюджета. По мнению
Счетной палаты, в целях соблюдения принципа полноты отражения доходов, расходов
и источников финансирования дефицита федерального бюджета, утвержденного статьей
32 Бюджетного кодекса Российской Федерации, источники финансирования дефицита
федерального бюджета следует утверждать федеральным законом о федеральном
бюджете, для чего целесообразно внести соответствующие изменения в пункт 3
статьи 184 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Источники внутреннего
финансирования дефицита федерального бюджета законопроектом скорректированы в
сторону увеличения по сравнению с ранее определенными показателями, будут иметь
тенденцию к росту, и составят в 2009 году 374 млрд. рублей, к 2011 году
увеличатся в 2 раза и составят 782,6 млрд. рублей. Привлечение средств из
указанных источников увеличится в 1,8 раза: с 584 млрд. рублей в 2009 году до 1
077,4 млрд. рублей в 2011 году, погашение - в 1,4 раза: с 210 млрд. рублей до
294,8 млрд. рублей.
Данная тенденция соответствует
основным целям политики в области государственного долга на 2009 - 2011 годы,
направленной на развитие внутреннего рынка государственных ценных бумаг и
замену внешних заимствований внутренними.
Счетная палата отмечает, что
представленный в материалах к законопроекту "Расчет по статьям
классификации источников финансирования дефицита федерального бюджета на 2009
год и на плановый период 2010 и 2011 годов" не содержит показателей
изменения остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета,
однако, согласно пояснительной записке к законопроекту, планируемые показатели изменения
остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета составят в
2009 году минус 2 161,4 млрд. рублей, в 2010 году - минус 1 864,6 млрд. рублей,
в 2011 году - минус 2 135,9 млрд. рублей.
Источники внешнего финансирования
дефицита федерального бюджета будут иметь отрицательное сальдо, что
свидетельствует о сохранении тенденции превышения объемов погашений внешних
заимствований, над их привлечением. Объемы указанных источников будут
увеличиваться и составят минус 115,1 млрд. рублей в 2009 году, в 2011 году -
минус 168 млрд. рублей, рост в 2011 году по сравнению с 2009 годом составит 146%.
Объем привлечения средств из
источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета сократится с
25,4 млрд. рублей в 2009 году до 23,5 млрд. рублей в 2011 году, и составит 92,5%
показателя 2009 года, объем погашений возрастет на 36,3%.
Динамика по операциям с
государственными ценными бумагами Российской Федерации, номинальная стоимость
которых указана в валюте Российской Федерации, приведена в следующей таблице №
17 (млрд. руб)
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%
198-ФЗ
198--ФЗ
проект
198-ФЗ
проект
проект
Государственные ценные бумаги Российской Федерации, номинальная
стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, в том числе:
369
396,3
429,1
522,9
656,5
857,3
232,3
привлечение средств
463,3
496,7
529,5
671,4
805,0
1 023,8
221,0
погашение основной суммы задолженности
-94,25
-100,4
-100,4
-148,4
-148,4
-166,5
176,7
Анализ
динамики показывает, что законопроектом показатели по операциям с указанными
государственными ценными бумагами скорректированы в сторону увеличения. Программой
государственных внутренних заимствований Российской Федерации на 2009 год и
плановый период 2010 и 2011 годов предусматривается положительная динамика
сальдо по операциям с ценными бумагами, указанный показатель в 2011 году превысит
показатель 2008 года в 2,3 раза.
Поступления
от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности
Российской Федерации в 2009 - 2010 годах, согласно данным материалов к
законопроекту, не изменятся и составят 12 млрд. рублей ежегодно, в 2011 году
сохранятся на уровне 2009 - 2010 годов.
Расчетное
значение в 12 млрд. рублей соответствует среднему значению доходов от продажи
акций за 2003 - 2007 годы без учета доходов от крупнейших продаж. При этом, в
отсутствие в полной мере учета федерального имущества, куда входят и
находящиеся в федеральной собственности пакеты акций, невозможно корректно
осуществить планирование данного вида поступлений.
Динамика
сальдовых значений от реализации и приобретения государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней в 2008 - 2011 годах приведена в
следующей таблице № 18 (млрд. руб)
2008 г.
2009 г.
2010 г.
2011 г.
Темп роста 2011 г. к 2008 г.,%
198-ФЗ
198-ФЗ
проект
198-ФЗ
проект
проект
Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней
4,0
2,0
2,0
2,0
2,0
1,0
25,0
поступления от реализации государственных запасов драгоценных
металлов и драгоценных камней
15,45
13,45
13,45
13,45
13,45
11,45
74,1
выплаты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов
и драгоценных камней
-11,45
-11,45
-11,45
-11,45
-11,45
-10,45
91,3
Анализ динамики показывает, что
сальдовые значения от этих операций будут положительными и сократятся в 2011
году на 25% по сравнению с 2008 годом. Предусмотренное законопроектом превышение
в 2009 - 2010 годах объема средств, получаемых от реализации ценностей Госфонда
России, над объемами средств, выделяемых на пополнение государственных запасов
драгоценных металлов и драгоценных камней, закрепляет сложившуюся в предыдущие
годы тенденцию сокращения государственных запасов драгоценных металлов и
драгоценных камней Госфонда России.