Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков
Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков
С О Д Е Р Ж А Н И Е
|Введение |3 |
|Глава I. Попытки реформирования церкви в рамках | |
|охранительной идеологии. |16 |
|1.1. Тенденции в Русской Православной Церкви во второй |16 |
|половине XIХ века. | |
|1.2. «… Победоносцев над Россией…». |27 |
|1.3. Предсоборное присутствие. Полемика вокруг | |
|канонического устройства Церкви. |36 |
|Глава II. Распутинщина. |49 |
|Глава III. Религиозно-философские искания конца ХIХ- начала| |
|ХХ веков. |69 |
|3.1. Идеи модернизации в контексте духовных исканий конца | |
|XIX века. |69 |
|3.2. "Новое религиозное сознание" начала ХХ века о | |
|проблемах Церкви, государства, личности. |90 |
|Заключение. |111 |
|Список литературы. |116 |
В В Е Д Е Н И Е
Положение Церкви в современной России переживает не менее кризисное
состояние, чем в конце ХIХ – начале ХХ веков. С одной стороны рост
цивилизации, создающей в противовес подлинной культуре, бездуховную
«технокультуру». С другой стороны, на смену эпохи атеизма приходит,
наконец, осознание, какой урон понесла наша культура из-за того, что
целый пласт ее оказался на многие десятилетия вычеркнут из реального
процесса духовной жизни. В условиях упадка общественной нравственности,
проявления откровенного аморализма, распада культурных традиций религия
и Церковь имеют право претендовать на роль хранителя исторического
наследия и нравственных устоев. Поэтому «легализация» религии и
религиозной культуры, восстановление нормальных, цивилизованных
отношений между государством и религиозными организациями,
действительная организация принципа свободы совести, - процессы
позитивные, оказывающие благотворное влияние на развитие духовной
культуры нашего общества. Процессы «легализации» религии в современной
России обнаружили также тенденцию идеализацию религии.
Вместе с тем, современные социологические исследования показали,
что в современной России основной контингент, причисляющих себе к
православию, а таких насчитывается 74%, составляют люди, не принявшие
еще веру не только как образ жизни, но и как образ мыслей1. Тем не
менее за последние годы заметно возросла доля тех, кто стремиться
соблюдать православные каноны.
Несмотря на то, что в православии свобода личности, веротерпимость,
демократический договор не стали до сих пор религиозными ценностями,
наши соотечественники хотят приобщиться к православию не только как к
религии как к таковой, дающей новое обоснование смысла жизни и
моральных императивов, но именно к вере предков, включая себя тем самым
в историю своего народа. Но в этой истории РПЦ со времен Петра
управлялась государственными чиновниками и сама была частью системы
управления огромной империей. Столетиями РПЦ избегала всякого
реформирования. Независимое религиозное движение началось в прошлом
веке и оборвалось, как и многое другое, социалистической революцией.
____________________________________________________________
1. Прусс И. Религиозный национализм или национальная религия? /Знание-
Сила. – 1997. № 3. с. 126
В советской историографии история русской православной Церкви
долгие годы оставалась одной из наименее разработанных областей. В
дооктябрьский период было создано немало значительных и ярких работ по
истории Церкви. В масштабных трудах – «История русской Церкви» о.
Макария ( Булгакова ), «История русской Церкви» Е.Е. Голубинского,
Церковь как институт исследовалась во всех сколько-нибудь значительных
деталях. Это и характеристика иерархического устройства Церкви, и
поэлементное рассмотрение богослужебного культа, и события
внутрицерковной жизни, и богословие, и миссионерство и т.д.
К сожалению многие исследования, касающиеся проблем церковно-
общественных отношений, отношений церкви и государства как в
пореформенный период, и в начале ХХ века, а также архивные документы и
церковные ведомости труднодоступны. Поэтому приходится довольствоваться
их изучением в контексте современных исследований.
Будучи первым марксистско-ленинским трудом по истории русского
православия, старообрядчества и сектантства, книга
Н.Н.Никольского «История русской церкви»1 в свое время именно новизной
рассматриваемых им проблем и самим стилем научного мышления и изложения
не только обогатила советскую историческую науку, но и наметила
дальнейшие пути изучения истории русской церкви. Впервые книга была
издана в Москве в 1930 году, а затем переиздана в 1983 и 1988 годах.
Никольский с позиций марксистско-ленинской методологии, с учетом
требований формировавшейся советской исторической науки на конкретном
историческом материале пытался показать, что Церковь была лишена ореола
исключительности, который создавали ей богословы и служители культа.
Автор пытается убедить нас в том, что Церковь является продуктом
человеческой деятельности, порожденным определенными условиями
человеческого бытия. В силу явной атеистической направленности, нужно с
известной степенью осторожности относиться к данной работе Н.Н.
Никольского. К тому же в книге полностью обойден вниманием внутренний
кризис русского православия, достигший наибольшей остроты в начале ХХ
века.
Еще одним крупным исследованием, обратившим на себя внимание в
советской историографии стала коллективная монография «Русское
православие: вехи истории»2.
____________________________________________________________
1. Николоский Н.М. История русской церкви. – 3 изд. – М.: Политиздат,
1983.
2. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А.И. Клибанов. – М.:
Политиздат, 1989.
Работа вышла под научной редакцией А.И. Клибанова в 1984 году, затем
несколько раз переиздавалась.
Для раскрытия темы данной дипломной работы интерес представляет
глава «Церковь в период трех российских революций», хотя она и не
претендует на исчерпывающее исследование проблемы церкви и
общественного сознания этого периода. Тем не менее в этой главе
содержатся некоторые общие сведения о состоянии церкви и духовенства в
частности. История русской церкви не была однозначной: она была
противоречивой, изобиловала внутренними конфликтами, отражая
общественные религиозные настроения на своем историческом пути. Авторы
стремились разносторонне и многопланово показать историю Церкви,
основываясь на строго проверенном материале. Однако монографии не
удалось избежать общей идеологической направленности советской
историографической науки.
Благодаря общей демократизации современного общества уже вышел в
свет ряд ценных исследований, где есть нетрадиционный подход к теме. К
ним относится книга профессора русской истории Поспеловского Д.В.
«Православная Церковь в истории Руси, России и СССР»1, опубликованная в
1995 году в Москве. В книге рассматривается роль Православной Церкви в
истории России и ее взаимоотношения с государством на разных этапах
развития. В книгу вошла раннее опубликованная в журнале «Вопросы
истории» за 1993 год статья «Русская православная Церковь начала ХХ
века»2, где поэтапно прослеживаются и анализируются попытки вернуть
церкви каноническое устройство, начиная со времен К.П. Победоносцева и
заканчивая восстановлением патриаршества в 1917 году. Поспеловский
утверждает, что новый дух времени не мог не повлиять на дух и быт
церкви, и вопреки «совместным стараниям правительства, царя,
синодальной бюрократии и атеистической интеллигенции Церковь наконец
прорвалась за пределы своего гетто»3.
Еще одним, интересным в плане нетрадиционного подхода к теме,
является сборник статей «На пути к свободе совести»4.
_______________________________________________________________________
1. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и
СССР. – М.:
2. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ
века / /Вопросы истории.- 1993, № 1
3. Поспеловский Д. Русская православная Церковь: испытания начала ХХ
века //Вопросы истории.- 1993, № 1. с.46
4. На пути к свободе совести // Сост. и общ. ред. Фурмана Д.Е. и О.
Марка – М.: Прогресс, 1989.
Сборник вышел во времена «перестройки» в 1989 году, что обусловило
его критический характер в отношении церковно-государственной симфонии.
Особенно это прослеживается в статьях А.Р. Бессмертного «Национализация
и универсализм в русском религиозном сознании»; Фурмана Д.Е. «Религия,
атеизм, перестройка», где автор пытается объяснить причину падения РПЦ
длительным пребыванием ее в «самодержавно-православном монолите», это
привело к формированию такого характера, изменить который труднее, чем
изменить мировоззрение. При этом тонкий элитарный интеллигентский слой,
в котором постепенно возникала веротерпимость, был сметен революцией».
Важной для понимания общих тенденций РПЦ во второй половине ХIХ
века явилась статья С.В. Римского «Церковная реформа Александра II»,
опубликованная в журнале «Вопросы истории» за 1996 год1. Кандидат
исторических наук С.В. Римский разрабатывает тему, начатую еще в
дореволюционной отечественной историографии, но совершенно забытую
после Октября 1917 года, посвященную церковной реформе 1863 года.
Главный аспект, интересующий нас в этой статье – церковно-
государственные отношения и попытки их реформирования во второй
половине ХIХ века. В середине 80-х годов ХIХ века Церковь вновь
подверглась преобразованиям, теперь уже по инициативе К.П.
Победоносцева. Статья Н.А. Рабкиной «К.П. Победоносцев2»; хорошо
раскрывающая политические и религиозные взгляды обер-прокурора, к
сожалению, не затрагивает тех нововведений, которые произошли в церкви
в эпоху Победоносцева. Этот аспект хорошо раскрывается в выше указанной
книге Поспеловского Д. «Православная Церковь в истории Руси, России и
СССР», в главе «Церковь пореформенной России» ( 1860-ые годы- начало ХХ
века )3.
Одной из ярких личностей сыгравших поистине роковую роль в истории
православной церкви начала ХХ века явился Распутин.
Уникальной биографии Григория Ефимовича Распутина посвящено немало
мемуарных страниц написанных в основном в 20-е годы в эмиграции.
Советская же историческая наука до последнего времени серьезно историей
жизни Г.Е. Распутина не занималась.
____________________________________________________________
1. РимскийС.В. Церковная реформа Александра II // - 1996, № 4
2. Рабкина Н.А. К.П. Победоносцев // Вопросы истории. – 1995, № 2
3. Поспеловский Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и
СССР. – М.:
Долгих 70 лет, до появления книги М. Касвинова «Двадцать три
ступени вниз»1, многие довольствовались характеристикой, данной в
энциклопедическом словаре, где говорилось, что «распутинщина –
выражение крайнего разложения правящей верхушки России». В книге
«Двадцать три ступени вниз» акцент сделан на политической роли
Распутина. При этом проводится мысль, что целью Распутина, как
ставленника темных сил, было упрочнение его при дворе и придание силы
прогерманской группировке, влияние на ход политических дел в ее
интересах.
В последнее время вышли, более доступные книги о Распутине -
научно-популярное сочинение Анри Труайя2, в котором
более детально рассмотрен так называемый «легендарный» период в жизни
«старца», т.е. его жизнь в Покровском; О. Платонов «Жизнь за Царя», где
Платонов пытается доказать, что образ Распутина создан «в угоду силам,
разрушавшим Россию», что все изданные ранее воспоминания, дневники и
письма являются фальшивыми.
В исторической литературе, посвященной Распутину, прослеживается
два основных направления. Одни авторы считают, что Распутин посредством
царицы управлял всей страной. Эта версия была широко распространена в
советской историографии. Ее поддерживал и Аврех А.Я3. Другие историки
делают акцент на «народности» и «старчестве» Распутина, на его духовной
связи с Николаем II и царицей. Отдельным аспектом жизни и деятельности
Распутина и его смерти посвящены десятки книг и статей, но они страдают
фрагментарностью. Одной из последних, наиболее богато документированных
работ о Распутине является книга Р. Бэттса «Пшеница и плевлы.
Беспристрастно о Г.Е. Распутине», вышедшая в свет в переводе с
английского в Москве в 1997 году. В научных разработках данной темы
новой ступенью стало обобщающая статья канадского историка Г.З. Иоффе
«Распутиниада: Большая политическая игра»4, но в ней разрабатывается
главным образом политический аспект.
Важно знать, чем Распутин в действительности был, но не менее важно
отметить и то, чем он казался в глазах Их Величеств и тех людей,
которые считали его святым, и тем более важно определить,
____________________________________________________________
1. Касвинов М.К. Двадцать три ступени вниз. – второе изд., испр. – М.:
Мысль, 1987.
2. Труайя А. Распутин. – М.: Зевс, Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990.
4. Иоффе Г.З. «Распуниада»: большая политическая игра // Отечественная
история.- 1998.- № 3
какую роль он сыграл в период общего кризисного состояния общества и
религии. К сожалению на данный момент еще не опубликованы исследования,
с исчерпывающей разработкой данной проблемы.
Для изучения философского осмысления проблем Церкви, её кризиса: а
также сущности "Нового религиозного сознания", которое привнесли
Соловьев, Мережковский, Розанов и др. - следует обратится к пласту
философской литературы. Прежде всего это работы общего характера.
Продолжительное пренебрежение к истории русской религиозной
философии привело к тому, что только в обширном многотомном труде
«История философии в СССР» ( в 5-ти томах, М. 1968-1988 года ) была
дана более или менее целостная картина её развития. Впрочем, жесткая
концептуальная схема этого многотомника не позволяла объективно и
целостно реконструировать все богатство русской мысли.
Обратным отображением такой "нищеты философии" в СССР было её развитие
в эмиграции. Трудно не согласиться с Лосским, когда он пишет, что
после Октябрьской революции «русская философия развивалась в двух прямо
противоположных направлениях. В советской России любой философ обязан
твердо придерживаться позиций диалектического материализма; с другой
стороны, философы, эмигрировавшие или высланные из России, занимаются в
основном проблемами религиозной философии»1. На Западе публикуется
новая серия работ по истории русской философии: Бердяев Н.А. Русская
идея: Основные проблемы русской мысли ХIХ век и начало ХХ века2, Париж,
1946; Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х томах Париж,
1948-1950 годы ( второе издание – Париж, 1989 год ); Лосский Н.О.
История русской философии, 1951 год. Книга Лосского Н.О была признана в
США и Западной Европе классическим руководством по изучению русской
мысли. Для настоящей работы главное научное значение книги состоит в
том, что она включает важные материалы по истории русской
идеалистической философии ХIХ – первой половины ХХ веков. В этом плане
особенно выделяется раздел о В. Соловьеве, Д. Мережковском3.
____________________________________________________________
1. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991. С.
8.
2. Бердяев Н.А Русская идея // Вопросы философии.- 1990. -№ 2.
3. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.
Русской мысли ХIХ – ХХ веков посвящена книга А.В. Гулыги «Русская
идея и ее творцы»1. По своему характеру и содержанию эта работа
является в значительной мере глубоким философским исследованием русской
идеи, культуры, исторической судьбы России. Философские портреты В.
Соловьева, Н. Бердяева представляют особый интерес.
Жизни и творчеству философа В. Соловьева посвящена работа А.Ф.
Лосева «В. Соловьев»2, в которой есть подробный анализ философских
произведений В. Соловьева: «Чтения о богочеловечестве» и «Критика
отвлеченных начал».
В современной философии большое значение имеют монографии доктора
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|