Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков
православных неофитов из интеллигенции дореволюционного десятилетия,
конечно были «Вехи» с их осуждением внеисторичности и беспочвенности
интеллигентского нигилизма и атеизма, с их пророчеством кровавой
развязки на том пути, куда радикальная интеллигенция толкает русский
народ.
Но все же остался вопрос: если в церкви было такое единодушное
недовольство синодальной системой, то почему в бурные
1905–1906 года, когда мирское общество добилось стольких свобод,
единственно церкви не удалось отвоевать для себя почти ничего?
Во-первых, мирское общество в целом оставалось далеким от церкви и
ее интересов, привыкнув смотреть на нее как на кокой-то отросток
государственности, «православное ведомство». Более того, будучи в
массе атеистической, толкая народ к революции, интеллигенция не
хотела видеть Церковь сильной, независимой и духовно авторитетной в
глазах народа, ибо тогда вера стала бы серьезным нравственным
барьером ан пути к революции. Как это не парадоксально, синодально-
бюрократическая система устраивала и правительство и радикальную
левую интеллигенцию.
Во-вторых, церкви, выращенной на традиции «симфонии» между Церковью
и государством, недоступны были те методы борьбы, к которым
прибегало мирское общество: резкие нападки и пропаганда против
правительства, ультиматумы, забастовки, не говоря уже о терроре.
В-третьих, «благочестивые» государи привыкли смотреть на Церковь как
на свое хозяйство, и они знали, что к крайним методам борьбы Церковь
не прибегнет, значит, опасаться нечего. Церковные реформы можно
отложить до более подходящего времени.
С этим отношением к церкви была связана и еще одна иллюзия: что
простой народ весь послушен церкви, а следовательно, через нее –
государю. Но ситуация, сложившаяся к концу ХХ века, позволяет
сомневаться в этом. «Русский простолюдин – православный – отбывает свою
веру, как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то
души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и
не желает. «Как ни молись, а все чертям достанется». Это все его
богословие»1 ( Ключевский ).
Как предупреждали «Вехи», семена нигилистической пропаганды,
распространявшейся радикальной интеллигенцией, в частности через
народные школы, уже давали свои плоды. По крайней мере с 1906
______________________________________________________________________
1. Шамаро А.А. Дело игуменьи Митрофаньи. – Л.: Лениздат, 1990.
- с. 88
года в Синод поступали докладные записки из епархий о наблюдающемся
массовом отходе рабочего люда от церкви, отвращаемого революционерами и
учителями земских школ. Падению авторитета Церкви способствовала также
деятельность Распутина и ряда его ставленников – епископов.
Утомление народа войной, бесперспективной, непонятной и
кровопролитной, тоже никак не увеличивало симпатий к церкви. А по
мере роста недовольства войной в народе возникали под влиянием
революционной пропаганды настроения против церкви и тенденция обвинять
в войне духовенство.
Трагический парадокс заключался в том, что «в то время, когда
поток духовно пробудившейся интеллигенции, текущий в Церковь, рос, реки
простого народа «затемненного» нигилистическими собратьями той же
интеллигенции, утекали из церкви в поисках обещанного рая земного».1
Но царь и его окружение предпочитали жить, веря в непоколебимость
церкви и в народ как ее прочную опору, откладывая реформы до «всеобщего
успокоения».
Кризис традиционного русского православия не преодолели, а лишь
загнали вглубь.
______________________________________________________________________
1. Тюрин Ю.П. Копье и крест. – М.: Патриот, 1992. - с. 192
Глава 2. Распутинщина.
"Он весь словно выдуманный, в
легенде жил, в легенде умер и в
памяти легендой облечется.
Полуграмотный мужик, царский
советник, греховодник и
молитвенник, оборотень с именем
Божьим на устах."
(Н.А. Тэффи)
Имя Г.Е. Распутина – Новых ( 10.01. 1869 г. – 16.12.1916 г. )
давно стало нарицательным и прочно вошло в историю России начала ХХ
столетия.
О нем и о его влиянии на ход государственных дел, о зависимости от
него императрицы Александры Федоровны писали и пишут очень много. Тем
не менее, сказать, что тема эта исчерпана и изучена до конца, все-таки,
думается, нельзя.
В данной дипломной работе сам Распутин как личность представляет
небольшой интерес. Другое дело – Распутин как символ эпохи, во многом
трагической и переломной. Трудно представить подобную Распутину фигуру
при дворе императоров Николая I, Александра II и Александра III. Даже в
случае появления подобного «старца», видимо, его компетенция
ограничилась бы прежде всего вопросами религиозными и никогда не
перешла допустимой в нормальном обществе границы. В России же Николая
II роль, исполнявшаяся сибирским странником, была ролью не столько
«обыкновенного» провидца и предсказателя, сколько, полномочного
представителя «простого народа». В этом стоит искать ключ к разгадке
феномена Распутина. «Царь взыскал пророка теократических вдохновений, -
отмечал протоиерей Сергей Булгаков, - его ли одного вина, что он
встретил на свой зов, идущий из глубины, только лжепророка? Разве здесь
не повинен и весь народ, и вся историческая Церковь, с ее
первосвященниками во главе?»1 Таким образом, думается, феномен
Распутина – это, следствие той морально-психологической обстановки,
которая сложилась в российском обществе и в русской Церкви в начале
нынешнего столетия. Эта обстановка, характеризовавшаяся
болезненным интересом части
образованного общества ( как «верхних», так и «нижних» слоев ) к
вопросам религиозным, а также апокалиптическими ожиданиями и тревогами,
закономерно усилила тягу ко всему необычному и сверхъестественному.
Современники, пережившие полосу «революционного безвременья»,
вспоминая о влиянии Распутина в высшем обществе, говорили о
неслучайности этого. Причину же увлечения им очевидцы видели прежде
всего «в общей той атмосфере»2; в том, что в разный слоях общества
наблюдался кризис, трагедия, «начиная от оскудения силы в духовных
кругах до распущенности в богатых».3 Больное время и прогнившая часть
общества помогли ему подняться на головокружительную высоту, чтобы
потом низвергнуться в пропасть и в известном отношении увлечь за собой
и Россию.4
О жизни Распутина до его появления в столице, до его всероссийской,
и даже мировой известности известно не так уж много.
____________________________________________________________ 1.
Булгаков С. На пиру богов. / Репринт. Воспроизведенное издание София
1921 год.- М.: Планета, 1991. - с. 45
2. Курлов П.Г. Гибель Императорской России. // Григорий Распутин.: Сб.:
В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 312
3. Там же. - с. 315
4. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии
и флота. / / Григорий Распутин.: Сб.: В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная
лавка – РТР», 1997. - с. 116
Имеющиеся сведения неопределенны, противоречивы, как это обычно бывает
с теми, кто вызывает жадный интерес окружающих. «Старец» происходил из
большого села Покровского Тюменского уезда Тобольской губернии. Родится
в третьей четверти XIX века. (Когда Григорий появился в Петербурге ему
было около 40 лет ). В Покровском жила его семья: жена Прасковья,
дочери Варвара и Матрена ( Мара ) и сын Дмитрий – по некоторым
данным, не совсем нормальный, «блаженный», как его называл сам
Распутин.
У Распутина уже в молодые годы чередовались периоды крайнего
разгула с приступами покаяния, молитвенные экстазы и влечения к
паломничеству по святым местам. «Смолоду обнаружил он бурный
темперамент, проявлявшийся то в повышенной религиозности и столь
присущем русскому человеку богоискательстве, то в чрезвычайной
физической страстности, переходящей в эротоманию».1
Пить Распутин начал с 15 лет, а после женитьбы, когда ему было
около 20 лет, пьянство еще более усилилось. «Не удовлетворен я был… На
многое ответа не находил… И грустно было…».2 Сказалась преступная кровь
его предков: он стал вором и конокрадом. Потихоньку обворовывал своих
односельчан, за что его часто били «Иной бы умер от таких побоев, но
Распутин все выносил и становился еще крепче».3
В этот период его жизни свидетели характеризовали Распутина как
человека хитрого, наглого и буйного, любителя драк и сквернословия.
С паломничества в Верхотурский монастырь, где Григорий Ефимович
пробыл около трех месяцев, начинается новый период его жизни. Он
забросил семью и хозяйство и в течение нескольких лет перебывал в
десятках всевозможный обителей, в том числе и на
______________________________________________________________________1.
Гурко В.И. Царь и царица.// Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1 – М.:
Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 83
2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –
М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 16
3. Коваль-Бобыль И. Вся правда о Распутине // Григорий Распутин: Сб.: В
4т. Т2 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 28
Афоне. Он бросил пить, курить и есть мясо. «Много путешествовал и вещал
, то есть проверял все в жизни… Мне редко приходилось кушать… не имея с
собой капитала и не собирал вовек… не переменяя по полгоду и не налагая
руки до тела – это вериги тайнее, т.е. это делал для опыта и
испытания», - вспоминает Распутин о своем паломничестве.1 Обойдя
множество монастырей, Распутин воочию убедился в пьянстве и разврате
монахов. Именно на этом этапе жизни начинается складывание
распутинского религиозного самосознания: «Много я видел там людей; они
не живут как монахи, а живут как хотят».2
Вернувшись в Покровское, он устроил в подполье молельню, в которой
вместе со своими поклонницами, число которых все время росло, устраивал
весьма своеобразные «богослужения», неизменно заканчивавшиеся «самым
скотским развратом»,3 – это дало основание подозревать новоявленного
«старца» в хлыстовстве, но хлыстом он, по-видимому, все же не был.
Одной из составляющих нового образа «праведника» была его речь.
«Стал Григорий уже не говорить, а изрекать, подолгу задумываясь прежде,
чем подарить ответом. И ответы его, загадочные, отрывистые, стали
походить на пророчества и чтения в сердцах людских».4
С течением времени слава нового и весьма
своеобразного
______________________________________________________________________1.
Распутин Г.Е. Житие опытного странника . // Григорий Распутин: Сб.: В
4т. Т4 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с. 351-352
2. Там же. - с. 354
3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990. - с. 5
4. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –
М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с.17
«праведника» росла, умный и хитрый мужик ею очень умело и ловко
пользовался и в конечном итоге попал в Петербург, а затем и ко двору.
Есть много версий о том, как Распутин появился при царском дворе.
Сопоставляя их, можно составить примерно такую картину. Впервые он
приехал в столицу в 1904 или 1905 году с рекомендательным письмом
викария казанской епархии Хрисанфа, с которым появился у ректора
Петербургской духовной академии епископа Сергия. Во время встречи с
Сергием на Распутина обратил внимание инспектор ( позднее ректор )
духовной академии и духовник царской четы Феофан. «Феофан, устав от
общения с ортодоксальными священниками, увидел в нем истинного сына
русской земли, самобытного христианина, близкого к учению Господа. Не
церковного, а божьего человека»1; придет время, и он будет глубоко
сожалеть, что, не поняв до конца «Божьего человека», открыл ему путь к
«подножию трона». Именно Феофан первым представил Распутина женам
великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича – Анастасии и
Милице. Инспектор знал, что обе глубоко интересуются религиозной
нравственностью, поучениями святых отцов, аскетизмом.
В то время Петербург просто кишел разного рода юродивыми
«старцами», или просто шарлатанами типа Мити Гугнивого, Диевской
«провещательницы» и др. Это объяснялось упадком религии не только в
высшем обществе, но даже в народе. Не многие аристократические дома не
имели «своего» Распутина. Мистицизм всецело захватил высшее русское
общество, незаметно перемешиваясь с чистой религией. Двор Его
Императорского Величества не составил
______________________________________________________________________
1. Анри Труайя. Распутин. – Ростов-на-Дону: Феникс, - М.: Зевс, 1997. -
с. 23
исключение. Современники отмечают, что при Дворе то и дело появлялись
различного рода провидцы. Царь Николай II был глубоко религиозным
человеком; религиозно настроенной была Императрица Александра
Федоровна. Она с интересом читала религиозные книги на всех языках.
Важно отметить, что государыня никогда не увлекалась оккультизмом и
спиритизмом, так модными в аристократических салонах того времени.
«Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я
должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, т.е. « это большой
грех»», - вспоминает А. Вырубова – близкий друг императорской семьи.1
Возникает вопрос почему влияние «старца» на Александру Федоровну
стало сразу прочным и сильным? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких
плоскостях:
во-первых, все больше убеждаясь в распущенности петербургского общества
и чувствуя его враждебное отношение к себе, Императрица обращает свой
взгляд к простому народу. Лживость, заискивание, корыстолюбие – черты
высшего общества, не принимая которые, и Николай II скорее готов был
обратиться за советом к какому-либо «старцу», нежели к
высокопоставленному чиновнику;
во-вторых, в 1904 году после долгих молитв и ожидания, у Императрицы
родился наследник – цесаревич. Тем страшнее был удар, когда выяснилось,
что ребенок болен страшной болезнью –гемофилией ( наследственная
болезнь – плохая свертываемость крови - передается матерью по
мужской линии ). Легко себе представить
______________________________________________________________________
1. Материалы ЧСКВП. Допрос А.А. Вырубовой . // Григорий Распутин: Сб.:
В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 296
глубину страданий Александры Федоровны. Поняв, что от людей ждать
помощи нечего, она все надежды возложила на Бога! Именно в этот самый
момент ей и привели простого сибирского мужика. Этот человек сказал:
«Верь в силу моего заступничества – и твой сын будет жить».1 Александра
поверила ему всей силой своей души. Уже давно она была убеждена в том,
что спасение России и династии придет из народа. Сила веры довершила
остальное. Власть Распутина как раз и была чисто психологической и
основывалась на вере. «Старец» несомненно обладал в сильной степени
какой-то непонятной внутренней силой в смысле воздействия на чужую
психику, представлявшей род гипноза.
в-третьих, в силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного
болезненного состояния Императрицы, Царская Семья вела удивительно
замкнутый образ жизни, что, естественно, способствовало самоуглублению
и развитию религиозного чувства, принявшего у Государыни совершенно
исключительный, преобладающий характер. Все это и стало причиной ее
преклонения перед личностью Распутина.
Успеху Распутина в немалой степени способствовала общая
непросвещенность в религиозном отношении столичной знати, которая,
будучи неудовлетворенная общением с духовенством, все же интересовалась
религиозными вопросами, была мало требовательна и понимала Распутина
как истинного «старца», даже не думая подвергать критике его слова и
действия. Первым кто усомнился в «святости» Григория, был епископ
Антоний Волынский. Разоблачения
______________________________________________________________________
1.Жильяр П. Император Николай и его семья. // Григорий Распутин: Сб.: В
4т. Т2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР» , 1997. - с. 191
Антония прозвучали в самом начале «духовной» карьеры новоявленного
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12
|