рефераты бесплатно

МЕНЮ


Проблемы Церкви и религиозного сознания в России во второй половине ХIХ - начале ХХ веков

православных неофитов из интеллигенции дореволюционного десятилетия,

конечно были «Вехи» с их осуждением внеисторичности и беспочвенности

интеллигентского нигилизма и атеизма, с их пророчеством кровавой

развязки на том пути, куда радикальная интеллигенция толкает русский

народ.

Но все же остался вопрос: если в церкви было такое единодушное

недовольство синодальной системой, то почему в бурные

1905–1906 года, когда мирское общество добилось стольких свобод,

единственно церкви не удалось отвоевать для себя почти ничего?

Во-первых, мирское общество в целом оставалось далеким от церкви и

ее интересов, привыкнув смотреть на нее как на кокой-то отросток

государственности, «православное ведомство». Более того, будучи в

массе атеистической, толкая народ к революции, интеллигенция не

хотела видеть Церковь сильной, независимой и духовно авторитетной в

глазах народа, ибо тогда вера стала бы серьезным нравственным

барьером ан пути к революции. Как это не парадоксально, синодально-

бюрократическая система устраивала и правительство и радикальную

левую интеллигенцию.

Во-вторых, церкви, выращенной на традиции «симфонии» между Церковью

и государством, недоступны были те методы борьбы, к которым

прибегало мирское общество: резкие нападки и пропаганда против

правительства, ультиматумы, забастовки, не говоря уже о терроре.

В-третьих, «благочестивые» государи привыкли смотреть на Церковь как

на свое хозяйство, и они знали, что к крайним методам борьбы Церковь

не прибегнет, значит, опасаться нечего. Церковные реформы можно

отложить до более подходящего времени.

С этим отношением к церкви была связана и еще одна иллюзия: что

простой народ весь послушен церкви, а следовательно, через нее –

государю. Но ситуация, сложившаяся к концу ХХ века, позволяет

сомневаться в этом. «Русский простолюдин – православный – отбывает свою

веру, как церковную повинность, наложенную на него для спасения чьей-то

души, только не его собственной, которую спасать он не научился, да и

не желает. «Как ни молись, а все чертям достанется». Это все его

богословие»1 ( Ключевский ).

Как предупреждали «Вехи», семена нигилистической пропаганды,

распространявшейся радикальной интеллигенцией, в частности через

народные школы, уже давали свои плоды. По крайней мере с 1906

______________________________________________________________________

1. Шамаро А.А. Дело игуменьи Митрофаньи. – Л.: Лениздат, 1990.

- с. 88

года в Синод поступали докладные записки из епархий о наблюдающемся

массовом отходе рабочего люда от церкви, отвращаемого революционерами и

учителями земских школ. Падению авторитета Церкви способствовала также

деятельность Распутина и ряда его ставленников – епископов.

Утомление народа войной, бесперспективной, непонятной и

кровопролитной, тоже никак не увеличивало симпатий к церкви. А по

мере роста недовольства войной в народе возникали под влиянием

революционной пропаганды настроения против церкви и тенденция обвинять

в войне духовенство.

Трагический парадокс заключался в том, что «в то время, когда

поток духовно пробудившейся интеллигенции, текущий в Церковь, рос, реки

простого народа «затемненного» нигилистическими собратьями той же

интеллигенции, утекали из церкви в поисках обещанного рая земного».1

Но царь и его окружение предпочитали жить, веря в непоколебимость

церкви и в народ как ее прочную опору, откладывая реформы до «всеобщего

успокоения».

Кризис традиционного русского православия не преодолели, а лишь

загнали вглубь.

______________________________________________________________________

1. Тюрин Ю.П. Копье и крест. – М.: Патриот, 1992. - с. 192

Глава 2. Распутинщина.

"Он весь словно выдуманный, в

легенде жил, в легенде умер и в

памяти легендой облечется.

Полуграмотный мужик, царский

советник, греховодник и

молитвенник, оборотень с именем

Божьим на устах."

(Н.А. Тэффи)

Имя Г.Е. Распутина – Новых ( 10.01. 1869 г. – 16.12.1916 г. )

давно стало нарицательным и прочно вошло в историю России начала ХХ

столетия.

О нем и о его влиянии на ход государственных дел, о зависимости от

него императрицы Александры Федоровны писали и пишут очень много. Тем

не менее, сказать, что тема эта исчерпана и изучена до конца, все-таки,

думается, нельзя.

В данной дипломной работе сам Распутин как личность представляет

небольшой интерес. Другое дело – Распутин как символ эпохи, во многом

трагической и переломной. Трудно представить подобную Распутину фигуру

при дворе императоров Николая I, Александра II и Александра III. Даже в

случае появления подобного «старца», видимо, его компетенция

ограничилась бы прежде всего вопросами религиозными и никогда не

перешла допустимой в нормальном обществе границы. В России же Николая

II роль, исполнявшаяся сибирским странником, была ролью не столько

«обыкновенного» провидца и предсказателя, сколько, полномочного

представителя «простого народа». В этом стоит искать ключ к разгадке

феномена Распутина. «Царь взыскал пророка теократических вдохновений, -

отмечал протоиерей Сергей Булгаков, - его ли одного вина, что он

встретил на свой зов, идущий из глубины, только лжепророка? Разве здесь

не повинен и весь народ, и вся историческая Церковь, с ее

первосвященниками во главе?»1 Таким образом, думается, феномен

Распутина – это, следствие той морально-психологической обстановки,

которая сложилась в российском обществе и в русской Церкви в начале

нынешнего столетия. Эта обстановка, характеризовавшаяся

болезненным интересом части

образованного общества ( как «верхних», так и «нижних» слоев ) к

вопросам религиозным, а также апокалиптическими ожиданиями и тревогами,

закономерно усилила тягу ко всему необычному и сверхъестественному.

Современники, пережившие полосу «революционного безвременья»,

вспоминая о влиянии Распутина в высшем обществе, говорили о

неслучайности этого. Причину же увлечения им очевидцы видели прежде

всего «в общей той атмосфере»2; в том, что в разный слоях общества

наблюдался кризис, трагедия, «начиная от оскудения силы в духовных

кругах до распущенности в богатых».3 Больное время и прогнившая часть

общества помогли ему подняться на головокружительную высоту, чтобы

потом низвергнуться в пропасть и в известном отношении увлечь за собой

и Россию.4

О жизни Распутина до его появления в столице, до его всероссийской,

и даже мировой известности известно не так уж много.

____________________________________________________________ 1.

Булгаков С. На пиру богов. / Репринт. Воспроизведенное издание София

1921 год.- М.: Планета, 1991. - с. 45

2. Курлов П.Г. Гибель Императорской России. // Григорий Распутин.: Сб.:

В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 312

3. Там же. - с. 315

4. Шавельский Г. Воспоминания последнего протопресвитера русской армии

и флота. / / Григорий Распутин.: Сб.: В 4т. Т1 – М.: Терра, «Книжная

лавка – РТР», 1997. - с. 116

Имеющиеся сведения неопределенны, противоречивы, как это обычно бывает

с теми, кто вызывает жадный интерес окружающих. «Старец» происходил из

большого села Покровского Тюменского уезда Тобольской губернии. Родится

в третьей четверти XIX века. (Когда Григорий появился в Петербурге ему

было около 40 лет ). В Покровском жила его семья: жена Прасковья,

дочери Варвара и Матрена ( Мара ) и сын Дмитрий – по некоторым

данным, не совсем нормальный, «блаженный», как его называл сам

Распутин.

У Распутина уже в молодые годы чередовались периоды крайнего

разгула с приступами покаяния, молитвенные экстазы и влечения к

паломничеству по святым местам. «Смолоду обнаружил он бурный

темперамент, проявлявшийся то в повышенной религиозности и столь

присущем русскому человеку богоискательстве, то в чрезвычайной

физической страстности, переходящей в эротоманию».1

Пить Распутин начал с 15 лет, а после женитьбы, когда ему было

около 20 лет, пьянство еще более усилилось. «Не удовлетворен я был… На

многое ответа не находил… И грустно было…».2 Сказалась преступная кровь

его предков: он стал вором и конокрадом. Потихоньку обворовывал своих

односельчан, за что его часто били «Иной бы умер от таких побоев, но

Распутин все выносил и становился еще крепче».3

В этот период его жизни свидетели характеризовали Распутина как

человека хитрого, наглого и буйного, любителя драк и сквернословия.

С паломничества в Верхотурский монастырь, где Григорий Ефимович

пробыл около трех месяцев, начинается новый период его жизни. Он

забросил семью и хозяйство и в течение нескольких лет перебывал в

десятках всевозможный обителей, в том числе и на

______________________________________________________________________1.

Гурко В.И. Царь и царица.// Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т1 – М.:

Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 83

2. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 16

3. Коваль-Бобыль И. Вся правда о Распутине // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т2 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 28

Афоне. Он бросил пить, курить и есть мясо. «Много путешествовал и вещал

, то есть проверял все в жизни… Мне редко приходилось кушать… не имея с

собой капитала и не собирал вовек… не переменяя по полгоду и не налагая

руки до тела – это вериги тайнее, т.е. это делал для опыта и

испытания», - вспоминает Распутин о своем паломничестве.1 Обойдя

множество монастырей, Распутин воочию убедился в пьянстве и разврате

монахов. Именно на этом этапе жизни начинается складывание

распутинского религиозного самосознания: «Много я видел там людей; они

не живут как монахи, а живут как хотят».2

Вернувшись в Покровское, он устроил в подполье молельню, в которой

вместе со своими поклонницами, число которых все время росло, устраивал

весьма своеобразные «богослужения», неизменно заканчивавшиеся «самым

скотским развратом»,3 – это дало основание подозревать новоявленного

«старца» в хлыстовстве, но хлыстом он, по-видимому, все же не был.

Одной из составляющих нового образа «праведника» была его речь.

«Стал Григорий уже не говорить, а изрекать, подолгу задумываясь прежде,

чем подарить ответом. И ответы его, загадочные, отрывистые, стали

походить на пророчества и чтения в сердцах людских».4

С течением времени слава нового и весьма

своеобразного

______________________________________________________________________1.

Распутин Г.Е. Житие опытного странника . // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т4 – М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с. 351-352

2. Там же. - с. 354

3. Аврех А.Я. Распутин и распутинщина. – М.: Панорама, 1990. - с. 5

4. Еврейнов Н.Н. Тайна Распутина. // Григорий Распутин: Сб.: В 4т. Т3 –

М.: Терра, , «Книжная лавка – РТР», 1997, с.17

«праведника» росла, умный и хитрый мужик ею очень умело и ловко

пользовался и в конечном итоге попал в Петербург, а затем и ко двору.

Есть много версий о том, как Распутин появился при царском дворе.

Сопоставляя их, можно составить примерно такую картину. Впервые он

приехал в столицу в 1904 или 1905 году с рекомендательным письмом

викария казанской епархии Хрисанфа, с которым появился у ректора

Петербургской духовной академии епископа Сергия. Во время встречи с

Сергием на Распутина обратил внимание инспектор ( позднее ректор )

духовной академии и духовник царской четы Феофан. «Феофан, устав от

общения с ортодоксальными священниками, увидел в нем истинного сына

русской земли, самобытного христианина, близкого к учению Господа. Не

церковного, а божьего человека»1; придет время, и он будет глубоко

сожалеть, что, не поняв до конца «Божьего человека», открыл ему путь к

«подножию трона». Именно Феофан первым представил Распутина женам

великих князей Николая Николаевича и Петра Николаевича – Анастасии и

Милице. Инспектор знал, что обе глубоко интересуются религиозной

нравственностью, поучениями святых отцов, аскетизмом.

В то время Петербург просто кишел разного рода юродивыми

«старцами», или просто шарлатанами типа Мити Гугнивого, Диевской

«провещательницы» и др. Это объяснялось упадком религии не только в

высшем обществе, но даже в народе. Не многие аристократические дома не

имели «своего» Распутина. Мистицизм всецело захватил высшее русское

общество, незаметно перемешиваясь с чистой религией. Двор Его

Императорского Величества не составил

______________________________________________________________________

1. Анри Труайя. Распутин. – Ростов-на-Дону: Феникс, - М.: Зевс, 1997. -

с. 23

исключение. Современники отмечают, что при Дворе то и дело появлялись

различного рода провидцы. Царь Николай II был глубоко религиозным

человеком; религиозно настроенной была Императрица Александра

Федоровна. Она с интересом читала религиозные книги на всех языках.

Важно отметить, что государыня никогда не увлекалась оккультизмом и

спиритизмом, так модными в аристократических салонах того времени.

«Государыня предупредила меня, что если я хочу быть ее другом, то я

должна обещать ей никогда не заниматься спиритизмом, т.е. « это большой

грех»», - вспоминает А. Вырубова – близкий друг императорской семьи.1

Возникает вопрос почему влияние «старца» на Александру Федоровну

стало сразу прочным и сильным? Ответ на этот вопрос лежит в нескольких

плоскостях:

во-первых, все больше убеждаясь в распущенности петербургского общества

и чувствуя его враждебное отношение к себе, Императрица обращает свой

взгляд к простому народу. Лживость, заискивание, корыстолюбие – черты

высшего общества, не принимая которые, и Николай II скорее готов был

обратиться за советом к какому-либо «старцу», нежели к

высокопоставленному чиновнику;

во-вторых, в 1904 году после долгих молитв и ожидания, у Императрицы

родился наследник – цесаревич. Тем страшнее был удар, когда выяснилось,

что ребенок болен страшной болезнью –гемофилией ( наследственная

болезнь – плохая свертываемость крови - передается матерью по

мужской линии ). Легко себе представить

______________________________________________________________________

1. Материалы ЧСКВП. Допрос А.А. Вырубовой . // Григорий Распутин: Сб.:

В 4т. Т4 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР», 1997. - с. 296

глубину страданий Александры Федоровны. Поняв, что от людей ждать

помощи нечего, она все надежды возложила на Бога! Именно в этот самый

момент ей и привели простого сибирского мужика. Этот человек сказал:

«Верь в силу моего заступничества – и твой сын будет жить».1 Александра

поверила ему всей силой своей души. Уже давно она была убеждена в том,

что спасение России и династии придет из народа. Сила веры довершила

остальное. Власть Распутина как раз и была чисто психологической и

основывалась на вере. «Старец» несомненно обладал в сильной степени

какой-то непонятной внутренней силой в смысле воздействия на чужую

психику, представлявшей род гипноза.

в-третьих, в силу многих обстоятельств, в том числе и постоянного

болезненного состояния Императрицы, Царская Семья вела удивительно

замкнутый образ жизни, что, естественно, способствовало самоуглублению

и развитию религиозного чувства, принявшего у Государыни совершенно

исключительный, преобладающий характер. Все это и стало причиной ее

преклонения перед личностью Распутина.

Успеху Распутина в немалой степени способствовала общая

непросвещенность в религиозном отношении столичной знати, которая,

будучи неудовлетворенная общением с духовенством, все же интересовалась

религиозными вопросами, была мало требовательна и понимала Распутина

как истинного «старца», даже не думая подвергать критике его слова и

действия. Первым кто усомнился в «святости» Григория, был епископ

Антоний Волынский. Разоблачения

______________________________________________________________________

1.Жильяр П. Император Николай и его семья. // Григорий Распутин: Сб.: В

4т. Т2 – М.: Терра, «Книжная лавка – РТР» , 1997. - с. 191

Антония прозвучали в самом начале «духовной» карьеры новоявленного

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.