рефераты бесплатно

МЕНЮ


Социалистический тип государства

апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское

правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г.

советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная

Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования

конфликтов между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская

власть.

Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного

устройства (унитарное или федеративное) будущего государства.

Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и «

говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе

свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных

республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу,

преодолению национальных различий и к мировой революции.

С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения

республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних

договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР.

В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию

в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г.

огромная территория республики была разделена на две автономные республики

с ограниченными правами.

В 1920-1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, марийцам,

дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и пр. Наиболее

широкая автономия была предоставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел

съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государственного

строительства в этом регионе мира, К концу 1922 г. в РСФСР входило десять

автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922г.

правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и

передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные

территории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением

ВЦИК РСФСР.

Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с

1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном,

предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики,

внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В

декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе

1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и Армения, в мае

1921 г. — РСФСР и Грузия.

В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между

республиками и торговое пространство стало рассматриваться как

внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое

законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих

хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего

бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их

территориях.

Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья.

В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья,

принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей,

управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении,

Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим

высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик.

В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую

советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими

органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с

РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики,

обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области

конституционного строительства, вопросах гражданства и т.п.)

В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана

комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный

для обсуждения проект Наркомаца предусматривал вхождение Украины,

Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы

последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были

приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею

автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти

ставились над республиками, а в федерацию объединялись равноправные, а не

подчинённые РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б).

Утверждённые в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные

специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.

Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.

На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти.

Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть,

возникшая еще летом 1918г., когда в стране осталась единственная правящая

партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной

(даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже

объединенный с партийным контрольным органом, — не был в состоянии

контролировать деятельность ЦК этой партии). Внутри самой партии после 1921

г. была запрещена деятельность всяких фракций. В 1924 г. Н. Бухарин заявил:

«Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо

поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой

гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как

властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала

появление единоличной диктатуры вождя.

Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата

и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии — это командный состав партии,

а так как наша партия стоит у власти — они являются также командным

составом руководящих государственных органов». Руководители партии

одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия

милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден

меченосцев».

В сложившейся административно-командной системе государственные и

хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и

в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.

Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в

партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.

Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В

1923 г. для уничтожения троцкистской «левой» оппозиции был создан

политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал

«правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую

оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и

Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было

пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и

др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом,

предупреждение о «термидоре», о предательстве бюрократией революции).

Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926

г. лидеры оппозиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма,

обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и

состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция, однако, сурово осудили их

действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она

опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре

контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая

часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (во

главе с Троцким) были подвергнуты ссылке.

В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии и лидеры

«правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В

1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре

1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике и после

длительного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с представителями

предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло «партийной

линии».

В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде партии позиции Сталина

окончательно укрепились, а «партийная линия» превратилась в догму. К этому

времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается

коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается

уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п. После убийства

в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции. В 1935

г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.

Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении социализма в

одной стране». На Четырнадцатом съезде партии в 1925г. из этого лозунга был

сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую

самостоятельность, чтобы превратиться из «страны ввозящей машины и

оборудование», в страну, их производящую. Это была идеологическая

предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».

На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что политические и другие

проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и

тем, как они выполняются». И. Сталин дал своеобразную классификацию

виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие свое

руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные

руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и

советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось

«ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительством». Съезд

объявлял, что главная цель — «построение социализма достигнута», а

трудности — только результат некомпетентности или вредительства. Власть

была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной

власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой

государства, будет характерным признаком советской политико-государственной

системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым

«выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным наших дней».

Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.

На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредотачивалась в

Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В

ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в

формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в

материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от

законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения,

устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936

г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На

практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями)

Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во

исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной

власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-

властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.

Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их

формировании. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало

приниматься совместно с руководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)).

Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая

трансформация была обусловлена также представлением о праве как об

инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми

регламентировались наиболее серьезные политические акции, например

коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников:

правительства и ЦК).

Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и

опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из

нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и

социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма,

однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы

целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место

многочисленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило

императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с

намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в

западном праве).

Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных

и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением

гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового,

колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.

Введение паспортов и института прописки усиливало административный

контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов,

были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве

передвигаться по стране.

В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направленных на

усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли

постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от

раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и

ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В январе

1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной поставке

шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок

сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена

система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение

приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками

трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с

количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами

земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г.

принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из

колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных

землях и в колхозном производстве.

Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939

г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по

упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались

дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы

на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на

производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность,

поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом

Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда:

вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался

восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели —

шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался

самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с

одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись

уголовные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета

СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с

одного предприятия на другое (независимо от их территориального

расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается указ «О

государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивается

сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров

квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были

находиться в непосредственном распоряжении правительства.

Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к

«подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната:

дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли

передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается

постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной

помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным,

расширение сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении

уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в

законодательстве о разводах».

В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается

уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование,

нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста;

за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность

устанавливалась с 14-летнего возраста.

Развитие права в конце 40-50-х гг.

В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой

договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки

сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г.

Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных

договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные

заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между

предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений:

количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы

ответственности сторон.

В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР,

расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.