Социалистический тип государства
апреле 1920г. Военно-революционный комитет в Баку низложил муссаватистское
правительство и призвал на помощь Россию и Красную Армию. В ноябре 1920 г.
советской республикой была объявлена Армения. В феврале 1921 г. Красная
Армия вступила на территорию Грузии (под предлогом урегулирования
конфликтов между грузинами и армянами) и здесь была провозглашена советская
власть.
Декларация прав народов России не сформировала идеи государственного
устройства (унитарное или федеративное) будущего государства.
Провозглашался «добровольный и честный союз народов России», и «
говорилось, что «Советская Российская республика учреждается на основе
свободного союза свободных наций, как федерация Советских национальных
республик». Федерация мыслилась как переходный этап на пути к союзу,
преодолению национальных различий и к мировой революции.
С 1918 г. по 1922 г. развитие союза республик шло по пути вхождения
республик и автономных областей в состав РСФСР и по пути двусторонних
договоров, заключавшихся между независимыми республиками и РСФСР.
В марте 1918 г. Наркомнац сделал попытку сформировать первую автономию
в рамках федерации — Татаро-Башкирскую советскую республику. В мае 1920 г.
огромная территория республики была разделена на две автономные республики
с ограниченными правами.
В 1920-1922 гг. автономия предоставлялась киргизам, марийцам,
дагестанцам, бурятам, монголам, калмыкам, крымским татарам и пр. Наиболее
широкая автономия была предоставлена Туркестану. В 1920 г. в Баку прошел
съезд народов Востока, наметивший стратегию национально-государственного
строительства в этом регионе мира, К концу 1922 г. в РСФСР входило десять
автономных республик и одиннадцать автономных областей. В конце 1922г.
правительство Дальневосточной республики сложило с себя полномочия и
передало их Национальному Собранию. В ноябре 1922 г. дальневосточные
территории присоединились к РСФСР, что было декретировано постановлением
ВЦИК РСФСР.
Система двусторонних межреспубликанских договоров начала развиваться с
1920 г. В ноябре этого года был подписан договор РСФСР с Азербайджаном,
предусматривавший объединение ведомств и функций обороны, экономики,
внешней торговли, продовольствия, транспорта, финансов и средств связи. В
декабре 1920 г. аналогичный договор подписали РСФСР и Украина, в январе
1921 г. — РСФСР и Белоруссия, в декабре 1920 г.— РСФСР и Армения, в мае
1921 г. — РСФСР и Грузия.
В 1921-1922 гг. были ликвидированы таможенные границы между
республиками и торговое пространство стало рассматриваться как
внутригосударственное и единое. На общих принципах строилось налоговое
законодательство. Республики осуществляли совместное финансирование многих
хозяйственных проектов. Бюджеты республик формировались в рамках общего
бюджета. Законодательство РСФСР с согласия республик действовало на их
территориях.
Одну из альтернативных форм объединения республик дал опыт Закавказья.
В марте 1922 г. в Тифлисе был образован Совет республик Закавказья,
принявший в свое ведение вопросы общей обороны, финансов, внешних связей,
управления экономикой и транспортом трех республик (Грузии, Армении,
Азербайджана). Сложился территориальный союз (конфедерация), имевший своим
высшим органом Конференцию центральных исполнительных комитетов республик.
В декабре 1922 г. конфедеративный союз был преобразован в Закавказскую
советскую федеративную социалистическую республику (ЗСФСР). Высшими
органами власти стали съезд советов и ЦИК. Возникла новая (по сравнению с
РСФСР) форма федерации, в которой составляющие ее союзные республики,
обладали более широкими правами, чем автономные в РСФСР (в области
конституционного строительства, вопросах гражданства и т.п.)
В августе 1922 г. для разработки модели новой федерации была создана
комиссия из представителей ЦК РКП(б) и ЦК компартий республик. Предложенный
для обсуждения проект Наркомаца предусматривал вхождение Украины,
Белоруссии, Грузии, Азербайджана и Армении в состав РСФСР, сохранив органы
последней в качестве федеративных («проект автономизации»). Тезисы были
приняты комиссией ЦК РКП(б) в конце сентября. Однако, В.И.Ленин отверг идею
автономизации и предложил другой вариант: федеративные органы власти
ставились над республиками, а в федерацию объединялись равноправные, а не
подчинённые РСФСР республики. В октябре новый проект был одобрен ЦК РКП(б).
Утверждённые в конце ноября «Основные пункты Конституции», разработанные
специальной комиссией, были направлены на обсуждение в союзные республики.
Деформация политической системы и государственного аппарата в 30-40-е гг.
На рубеже 20-30-х гг. в стране формируется тоталитарная система власти.
Предпосылкой ее возникновения стала монополия РКП(б) — ВКП(б) на власть,
возникшая еще летом 1918г., когда в стране осталась единственная правящая
партия. После ликвидации оппозиции ее власть становится бесконтрольной
(даже специально созданный государственный контрольный орган — РКИ, позже
объединенный с партийным контрольным органом, — не был в состоянии
контролировать деятельность ЦК этой партии). Внутри самой партии после 1921
г. была запрещена деятельность всяких фракций. В 1924 г. Н. Бухарин заявил:
«Нам для того, чтобы поддержать пролетарскую диктатуру, необходимо
поддержать диктатуру партии, которая немыслима без диктатуры старой
гвардии, которая в свою очередь немыслима без руководящей роли ЦК как
властного учреждения». Такая иерархия власти неизбежно предполагала
появление единоличной диктатуры вождя.
Партийная власть быстро срасталась с властью государственного аппарата
и в 1939 г. И. Сталин отметил: «Кадры партии — это командный состав партии,
а так как наша партия стоит у власти — они являются также командным
составом руководящих государственных органов». Руководители партии
одновременно занимали руководящие государственные должности. Партия
милитаризировалась в соответствии со сталинской идеей «партия — орден
меченосцев».
В сложившейся административно-командной системе государственные и
хозяйственные органы действовали под жестким контролем партийных органов и
в рамках централизованного управления ведомственного аппарата.
Сформировался привилегированный слой бюрократии, занимавшей места в
партийных, советских, военных, хозяйственных, репрессивных и иных органах.
Борьба в руководстве партии вела к укреплению единоличной власти. В
1923 г. для уничтожения троцкистской «левой» оппозиции был создан
политический блок: Сталин, Зиновьев, Каменев. В 1925 г. Сталин поддержал
«правую» позицию Бухарина против Зиновьева, который возглавил «новую
оппозицию». В апреле 1926 г. тройственный блок распался, а Зиновьев и
Каменев присоединились к Троцкому. Новое политическое объединение было
пестрым по составу («демократические централисты», «рабочая оппозиция» и
др.), его лозунги были нечеткими (призывы к борьбе с аппаратом,
предупреждение о «термидоре», о предательстве бюрократией революции).
Оппозиционеры создавали сеть своих подпольных организаций. В октябре 1926
г. лидеры оппозиции, напуганные нарастанием «левого» радикализма,
обратились к руководству партии с покаянным заявлением. Пленум ЦК и
состоявшаяся осенью 1926 г. партконференция, однако, сурово осудили их
действия. Осенью 1927 г. оппозиция решилась на новую атаку: она
опубликовала свою программу реформ и организовала в ноябре
контрдемонстрации в Москве и Ленинграде. За проведение этих акций большая
часть оппозиционеров была исключена из партии, а отдельные ее члены (во
главе с Троцким) были подвергнуты ссылке.
В ноябре 1928 г. пленум ЦК осудил «правый» уклон в партии и лидеры
«правой» оппозиции (Бухарин, Рыков, Томский) отмежевались от течения. В
1929 г. ЦКК и органы ГПУ провели большую чистку в рядах партии. В ноябре
1929 г. на пленуме ЦК оппозиция подвергла себя самокритике и после
длительного перерыва (в 1934г.) ее лидеры вместе с представителями
предыдущей оппозиции (Зиновьев, Каменев) вернулись в русло «партийной
линии».
В январе 1934 г. на Семнадцатом съезде партии позиции Сталина
окончательно укрепились, а «партийная линия» превратилась в догму. К этому
времени усиливаются политические репрессивные меры, завершается
коллективизация индивидуальных крестьянских хозяйств, устанавливается
уголовная ответственность для семей репрессированных и т.п. После убийства
в декабре 1934 г. С. Кирова были проведены аресты членов оппозиции. В 1935
г. сторонники Сталина занимают все ключевые посты в государстве.
Еще в 1924 г. Сталин сформулировал лозунг о «построении социализма в
одной стране». На Четырнадцатом съезде партии в 1925г. из этого лозунга был
сделан практический вывод: СССР должен завоевать экономическую
самостоятельность, чтобы превратиться из «страны ввозящей машины и
оборудование», в страну, их производящую. Это была идеологическая
предпосылка индустриализации. Начинался период «великого перелома».
На Семнадцатом съезде партии было отмечено, что политические и другие
проблемы обусловлены разрывом между «директивами партийного руководства и
тем, как они выполняются». И. Сталин дал своеобразную классификацию
виновников такого разрыва: «неисправимые бюрократы, обманывающие свое
руководство», «честные болтуны, преданные власти, но неспособные
руководить», «люди, ставшие вельможами ...которые считают, что партийные и
советские законы писаны не для них». Для преодоления разрыва требовалось
«ужесточение контроля и борьбы с бюрократизмом и вредительством». Съезд
объявлял, что главная цель — «построение социализма достигнута», а
трудности — только результат некомпетентности или вредительства. Власть
была готова к проведению массовых репрессий. Установившийся режим личной
власти Генерального секретаря партии, ставшего одновременно главой
государства, будет характерным признаком советской политико-государственной
системы вплоть до середины 50-х гг. Уже в 1929 г. И. Сталин назывался самым
«выдающимся теоретиком ленинизма»,«Лениным наших дней».
Основные тенденции развития советского права в 30-е гг.
На основе Конституции СССР вся полнота власти сосредотачивалась в
Верховном Совете, принцип разделения властей отвергался как «буржуазный». В
ряду правовых источников первенствующая роль отводилась закону. Закон в
формальном смысле — всякий акт, принятый представительным органом, в
материальном смысле — это акт, который не обязательно исходит от
законодательной власти, но содержит в себе нормы общего значения,
устанавливающие определенные правила поведения. По смыслу Конституции 1936
г. формальный и материальный аспекты советского закона всегда совпадают. На
практике Верховный Совет делегирует свои функции (на период между сессиями)
Президиуму. СНК также принимает постановления и решения на основании и во
исполнение действующих законов. Процесс делегирования законодательной
власти от одного органа другому облегчался тем, что эти государственно-
властные структуры были консолидированы партийно-политическим единством.
Руководящие партийные органы принимали самое активное участие в их
формировании. С 30-х гг. все больше постановлений правительства стало
приниматься совместно с руководящим партийным органом (ЦК ВКП(б)).
Партийные решения приобретали фактически характер нормативных актов. Такая
трансформация была обусловлена также представлением о праве как об
инструменте государственной политики (поэтому акты, которыми
регламентировались наиболее серьезные политические акции, например
коллективизация сельского хозяйства, исходили из двух источников:
правительства и ЦК).
Доктрина «социалистической законности», сложившаяся в 30-е гг. и
опиравшаяся на марксистско-ленинскую идеологию, исходила из
нормативистского представления о праве. Первоначальные психологическая и
социологическая теории права 20-х гг. были отвергнуты. Победа нормативизма,
однако, не означала установления верховенства закона: сохранялись принципы
целесообразности, аналогии и объективного вменения. На практике имели место
многочисленные нарушения законности. Вместе с тем советское право носило
императивный характер, требуя толкования закона в строгом соответствии с
намерениями его авторов, а не свободного или буквального толкования (как в
западном праве).
Процессы концентрации политической власти внутри узкого круга партийных
и государственных чиновников (номенклатуры) сопровождались сужением
гражданских прав для основной массы населения. В сферах трудового,
колхозного и уголовного права это было особенно очевидно.
Введение паспортов и института прописки усиливало административный
контроль над населением. Сельские жители, часто не получавшие паспортов,
были фактически привязаны к месту проживания и ограничены в праве
передвигаться по стране.
В сфере сельского хозяйства был принят ряд мер, направленных на
усиление плановых начал. В мае 1939 г. ЦК ВКП(б) и СН К СССР приняли
постановление «О мерах охраны общественных земель колхозов от
раздробления», закреплявшее колхозные земли в установленных пределах и
ограничивающее процесс наростания приусадебных земель колхозников. В январе
1940 г. те ж< органы принимают постановление «0б обязательной поставке
шерсти государству», в марте «Об изменении в политике заготовок и закупок
сельскохозяйственных продуктов». Еще в сентябре 1939 г. была изменена
система сельхозналога, включавшая прогрессивно-подоходное обложение
приусадебных участков и освобождение от налога получаемых колхозниками
трудодней. Для колхозов устанавливался погектарный принцип обложения (с
количества земли), стимулирующий более интенсивное использование колхозами
земельных владений. Одновременно с этими мероприятиями в апреле 1939 г.
принимается постановление «О запрещении исключения колхозников из
колхозов». Государство стремилось закрепить рабочую силу на колхозных
землях и в колхозном производстве.
Схожие процессы происходили в сфере промышленного труда. В декабре 1939
г. ЦК ВКП(б), СНК и ВЦСПС приняли постановление «О мероприятиях по
упрочению трудовой дисциплины...», в котором устанавливались
дифференцированные нормы страхового обеспечения, зависящие от стажа работы
на данном предприятии (учреждении). Одновременно правительство вводило на
производстве трудовые книжки, в которых фиксировались занимаемая должность,
поощрения и взыскания, налагаемые на работника. В июле 1940 г. Указом
Президиума Верховного Совета СССР была повышена обязательная мера труда:
вместо существовавшего семи- и шестичасового рабочего дня устанавливался
восьмичасовой рабочий день; вместо пятидневной рабочей недели —
шестидневная рабочая неделя. Через месяц новым Указом запрещался
самовольный уход работников с предприятий и учреждений, а также переход с
одного предприятия (учреждения) на другое. К нарушителям применялись
уголовные наказания. В октябре 1940 г. Указом Президиума Верховного Совета
СССР наркоматам было предоставлено право переводить рабочих и служащих с
одного предприятия на другое (независимо от их территориального
расположения) в принудительном порядке. В то же время принимается указ «О
государственных трудовых резервах», на основании которого разворачивается
сеть ремесленных училищ и фабрично-заводских школ для подготовки кадров
квалифицированных рабочих. Государственные резервы рабочей силы должны были
находиться в непосредственном распоряжении правительства.
Рядом правовых актов определялась политика государства по отношению к
«подрастающему поколению». В апреле 1936 г. вводится институт патроната:
дети-сироты и дети, отобранные у родителей по постановлению суда, могли
передаваться на воспитание в другие семьи. В июне 1936 г. принимается
постановление ЦК и СНК СССР «О воспрещении абортов, увеличении материальной
помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным,
расширение сети родительных домов, детских яслей и детских садов, усилении
уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в
законодательстве о разводах».
В апреле 1935 г. постановлением ЦИК и СНК СССР устанавливается
уголовная ответственность за тяжкие преступления (убийство, изнасилование,
нанесения увечья, кража) для несовершеннолетних двенадцатилетнего возраста;
за все остальные преступления (по майскому 1941 г. Указу) ответственность
устанавливалась с 14-летнего возраста.
Развитие права в конце 40-50-х гг.
В послевоенный период в сфере правового регулирования экономикой
договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки
сочетать жесткое планирование с более гибким хозрасчетом. В апреле 1949 г.
Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных
договоров», в котором закреплялась двойная система договоров: генеральные
заключались между хозяйственными системами и отраслями, локальные — между
предприятиями. Договоры должны были содержать ряд обязательных положений:
количество, ассортимент, качество, цена, порядок, сроки исполнения и формы
ответственности сторон.
В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР,
расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|