рефераты бесплатно

МЕНЮ


Социалистический тип государства

Верховного Совета СССР: наряду с бюджетной, законодательных предположений,

по иностранным делам и мандатной комиссиями формируются новые (по

направлениям деятельности Верховного Совета и по направлениям

государственного, хозяйственного и социально-культурного строительства).

При каждой из палат Верховного Совета СССР было создано по 16 постоянных

комиссий: мандатная, законодательных предположений, по иностранным делам,

планово-бюджетная, по промышленности, по транспорту и связи, по

строительству и промышленности строительных материалов, по сельскому

хозяйству, по науке и технике, по товарам народного потребления и торговле,

по жилищно-коммунальному хозяйству и бытовому обслуживанию, по

здравоохранению и социальному обеспечению, по народному образованию и

культуре, по вопросам труда и быта женщин, охраны материнства .и детства,

по делам молодежи, по охране природы и рациональному использованию

ресурсов. Рекомендации постоянных комиссий подлежали обязательному

рассмотрению государственными органами и учреждениями. В апреле 1979 г.

было принято новое Положение о постоянных комиссиях.

В 70-х гг. возросла роль Президиума Верховного Совета СССР выполнявшего

роль организатора всей работы Верховного Совета. Усилилась контрольная (за

правительствами) деятельность верховных советов (СССР и республик) и

законотворческая деятельность верховных советов союзных республик.

В 1962-1963 гг. местные советы были разделены (как и пар-. тайные

органы) по производственному признаку на промышленные и сельские (советы

районов, краевые, областные советы). В ноябре 1964 г. были вновь объединены

промышленные и сельские партийные организации и вслед за этим воссозданы

единые районы, в пределах которых стали действовать вновь объединенные

советы. В течение 1968-1971 гг. Президиум Верховного Совета СССР принял ряд

указов, расширивших права городских, районных, сельских и поселковых

советов. Все принимаемые акты исходили из представления о советах как

органах, обладающих всем комплексом полномочий в пределах своей территории.

В ноябре 1978 г. принимается Указ Верховного Совета СССР «Об основных

правах и обязанностях районных Советов народных депутатов», а также

аналогичные акты о правах и обязанностях городских, районных (в городах),

поселковых и сельских советов. В июне 1980 г. — закон о полномочиях

краевых, областных, окружных и областных (автономных) советов.

Изменения в государственном аппарате

В 1957 г. была реорганизована система управления промышленностью и

строительством: создана система совнархозов. Территориальный принцип

управления позволял кооперировать производство в пре делах экономических

районов. Параллельно складывалась сеть отраслевых государственных

комитетов, призванных осуществлять единую техническую политику. Однако

гармоничного сочетания территориального и отраслевого принципов в

хозяйственном управлении не произошло.

С 1962 г. в области капитального строительства восстанавливаются

центральные органы отраслевого управления (Госстрой СССР). В октябре 1965

г. принимается закон о реорганизации системы органов управления

промышленностью, для чего создавался ряд общесоюзных и союзно-

республиканских министерств, многие комитеты были также преобразованы в

министерства. Вновь министерства становятся основной формой отраслевого

управления. ВСНХ Совета Министров СССР (образован в марте 1963 г.) и СНХ

СССР (образован в январе 1963 г.), координировавшие работу совнархозов и

отраслевых органов управления, упразднялись, так же как и совнархозы

союзных республик и экономических районов. Сохранялись некоторые

госкомитеты межотраслевого управления (Госстрой, Госснаб и др.).

Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О совершенствовании

планирования и усилении экономического стимулирования промышленного

производства», заложившее основу экономической реформы, в качестве главного

инструмента экономической политики определяло пятилетний план. При этом

делалась попытка сочетать плановые начала с принципами хозяйственной

автономии предприятий, ослаблением регламентации их хозяйственной

деятельности, введением ценовых и кредитных рычагов.

В 1960-1961 гг. часть функций Министерства сельского хозяйства СССР

была передана другим органам: для закупок сельхозпродукции были созданы

районные и межрайонные инспекции по закупкам, республиканские сельхозорганы

устранены от оперативного контроля за работой колхозов, упразднены

земельные отделы райисполкомов. Центр ослабил контроль за

сельскохозяйственным производством. В марте 1962 г была сделана попытка

исправить положение: было принято постановление правительства, по которому

создавалась (в областях, краях, республиках) сеть территориальных

управлений по руководству сельскохозяйственным производством, включая

заготовки. Органами управления сельским хозяйством в областях, краях,

республиках стали комитеты по сельскому хозяйству, возглавляемые партийными

секретарями соответствующих территориальных единиц.

В марте 1965 г. принимается новое постановление правительства, которым

на Минсельхоз возлагались важные плановые, организационные и контрольные

функции. Производственные территориальные (колхозно-совхозные) управления

преобразовывались в районные производственные управления. Центр управления

аграрным сектором был воссоздан. Для соблюдения принципа «коллегиальности

управления» в ноябре 1969 г. создается Союзный совет колхозов; советы

создавались также в республиках, краях, областях и районах.

На основе Конституции 1977 г. преобразовывалась система

правоохранительных органов. В ноябре 1979 г. были приняты новые законы: о

Верховном суде СССР, о прокуратуре СССР, о государственном арбитраже в

СССР, об адвокатуре в СССР В июне 1980 г. были внесены соответствующие

изменения в Основы законодательства о судоустройстве СССР и союзных

республик.

Верховный суд СССР избирался Верховным Советом СССР на пять лет. В его

задачи входили надзор за деятельностью всех судов, обобщение судебной

практики, дача разъяснений по применению законодательства (разъяснения

Пленума Верховного суда были обязательны для всех организаций и должностных

лиц).

Закон о прокуратуре расширял сферу прокурорского надзора, включив в нее

государственные комитеты, исполнительные и распорядительные органы местных

советов. Кроме коллегий в прокуратурах союзных республик и прокуратуре

СССР, образованных по закону 1959 г., с 1979 г. стали образовываться также

коллегии Главной военной прокуратуры, прокуратур автономных республик,

краев, областей, городов, автономных областей. В состав коллегий входили

руководящие работники прокуратур, состав утверждался прокурором вышестоящей

инстанции. Этой мерой предполагалось развить принцип коллегиальности в

правоохранительных органах.

Деятельность арбитражных органов регламентировалась Законом об

арбитраже, Правилами рассмотрения хозяйственных споров и Положением о

Госарбитраже при Совете Министров СССР (аналогичные положения были приняты

в союз ных республиках). Кроме этих высших органов в систему арбитражных

судов входили арбитражи автономных республик, краев, областей, города,

автономных областей и округа.

На основании Закона об адвокатуре и республиканских положений об

адвокатуре ее организационной формой была коллегия адвокатов, объединившая

на добровольных началах лиц, занимающихся адвокатской деятельностью К

функциям адвоката были отнесены: защита обвиняемого; представительств во

интересов потерпевшего, истца, ответчика; участие в рассмотрении дел в суде

и на предварительном следствии; оказание юридической помощи гражданам и

организациям в виде консультаций.

В 1960 г упраздняется МВД СССР, а его функции передаются МВД союзных

республик, в 1962 г. переименованным в министерства охраны общественного

порядка. Для координации их работы в 1966 г. было создано союзно-

республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР. В ноябре

1968 г оно вновь переименовывается в Министерство внутренних дел СССР (МВД

СССР). Соответственно переименовываются министерства союзных и автономных

республик и управления краевых (областных) исполкомов. В 1962 г.

утверждается новое Положение о советской милиции, в ноябре 1968 г —

постановление правительства «О мерах по дальнейшему укреплению советской

милиции», в июне 1973 г указ Президиума Верховного Совета СССР «Об основных

обязанностях и правах советской милиции». В указе подчеркивалась

необходимость вести широкую профилактическую работу по предупреждению

преступлений, устанавливать связи с общественностью; милиция осуществляла

действия по дознанию, розыскные и следственные действия по поручениям и под

контролем прокуратуры. С марта 1959 г. постановлением правительства в

помощь милиции были переданы добровольные народные дружины.

В 1957 г. Министерство государственного контроля преобразуется в

Комиссию советского контроля Совета Министров СССР Аналогичные комиссии

были образованы в союзных республиках. Органы советского контроля должны

были проверять работу государственного аппарата и исполнение решений

правительства. Для централизации этой деятельности в 1961 г комиссии

союзного и республиканского уровней преобразуются в союзно-республиканские

органы, а в автономных республиках, краях и областях создаются группы

государственного контроля.

В 1962 г. создается смешанная система партийно-государственного

контроля, возглавленная Комитетом партийно-государственного контроля ЦК

КПСС и Совета Министров СССР (произошло воссоздание партийно-

государственной контрольнай системы типа ЦКК-РКИ 20-х гг.). На местах

работали комитеты партийно-государственного контроля и группы содействия. В

декабре 1965 г. все контрольные органы переименовываются в органы народного

контроля, что более соответствовало доктрине общенародного государства. В

декабре 1968 г. правительство утверждает Положение об органах народного

контроля, в сеть которых оказались включенными Комитет народного контроля

СССР, комитеты союзных и автономных республик, краев, областей, автономных

областей и округов, районов, городов, группы народного контроля при

поселковых и сельских советах, на предприятиях, колхозах, учреждениях,

организациях и воинских частях. Была создана разветвленная сеть контрольных

органов. В ноябре 1979 г. был принят закон, определивший функции и

структуру органов народного контроля. Они осуществляли свою деятельность во

всех структурах исполнительной власти, во всех государственных органах

управления, учреждениях и организациях.

Комитеты народного контроля СССР, союзных и автономных республик

работали под руководством верховных советов и Правительства, комитеты на

местах — под руководством местных советов и вышестоящих комитетов народного

контроля. Одна из основных особенностей этой организации — ее массовость и

широкий охват вопросов и проблем. Система народного контроля существовала

как параллельная прокуратуре система органов, контролирующих соблюдение

законности.

Развитие конституционного законодательства

В 1962 г. была сформирована конституционная комиссия, призванная

выработать проект нового Основного Закона для общества «развитого

социализма» Идея скорого перехода к коммунистическому обществу к концу 60-х

гг. постепенно растворилась в новых формулировках. Все настойчивее стали

подчеркиваться такие моменты, как укрепление законности, активное включение

граждан в управление общественными делами, возрастание роли общественных

организаций, укрепление сплоченности граждан и рост общественного

самоуправления. Работа над Конституцией заняла долгие годы, окончательный

проект был подготовлен в мае 1977 г. Тогда же проект был одобрен Пленумом

ЦК КПСС. Президиум Верховного Совета СССР принял указ «О проекте

Конституции СССР», на основании которого проект выносился на обсуждение

общественности, а на октябрь была назначена сессия Верховного Совета,

призванная окончательно рассмотреть исправленный и дополненный проект. На

седьмой внеочередной сессии Верховный Совет принял Декларацию о принятии и

объявлении Конституции СССР. Был также принят закон о порядке введения в

действие Конституции.

Конституция подчеркивала свою преемственность с предшествующими ей

конституциями (1918, 1924, 1936 гг.). Констатировалось построение

«развитого социалистического общества» и создание «общенародного

государства». В качестве цели указывалось на построение «бесклассового

коммунистического общества», базирующегося на общественном самоуправлении.

Основой экономической системы признавалась социалистическая собственность

на средства производства, основой политической системы — советы. В

Конституции закреплялась «руководящая и направляющая» роль Коммунистической

партии. В тексте появились новые разделы: о политической системе общества,

социальном развитии и культуре, о внешней политике, статусе народного

депутата, вводная часть (преамбула). В целом Конституция состояла из девяти

разделов: I. Основы общественного строя и политики; II. Государство и

личность; III. Национально-государственное устройство; IV. Советы народных

депутатов и порядок их избрания; V Высшие органы власти и управления; VI.

Основы построения органов государственной власти и управления в союзных

республиках; VII. Правосудие, арбитраж и прокурорский надзор; VIII . Герб,

флаг, гимн и столица; IX. Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция закрепляла новые формы «непосредственной демократии»:

всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права: право на

обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательства

на честь и достоинство и на критику действий государственных и общественных

организаций и т.д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья,

жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе

подчеркивалась «неразрывная связь» прав и обязанностей. Конституция

закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а

также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза.

Конституция с большей определенностью подчеркивала значение личности,

декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

В апреле 1978 г. был опубликован проект Конституции РСФСР, вскоре

утвержденный Верховным Советом РСФСР. Эта Конституция, как и другие

республиканские конституции, в значительной степени повторила все основные

положения союзного Основного закона. В республиканских конституциях

устанавливалось право республик участвовать в решении вопросов, отнесенных

к ведению Союза (в Верховном Совете, Президиуме Верховного Совета и

Правительстве СССР). Само определение Союза ССР как «единого союзного

многонационального государства» указывало на стремление усилить федеральные

нейтралистские начала.

Изменения в политической системе периода «перестройки»

С 1982 г. делается ряд попыток осуществить частичные реформы системы. С

середины 70-х гг. «теневая экономика» проникает во все сферы экономической

жизни, в 1980 г. ЦК КПСС принимает меры, направленные на борьбу с

коррупцией, ив 1981-1982 гг. проходит несколько громких судебных процессов.

Одновременно были сделаны попытки укрепить трудовую дисциплину и повысить

производительность труда. Эти меры проводились на фоне радикальных рыночных

преобразований в Венгрии, установления в конце 1981 г. военного режима в

Польше, продолжающейся с 1979 г. войны в Афганистане. Вновь начало

подниматься подавленное в середине 70-х «диссидентское» и «неформальное»

движения.

Радикальная реформа общества, начавшаяся сверху в 1985 г., проходила

под лозунгами: «Гласность», «Ускорение», «Перестройка». Начавшееся движение

было призвано реформировать существующую систему, по привело к ее

разрушению (это напоминало реформы середины XIX в.). Реформы вышли из-под

контроля их инициаторов. «Гласность», открывшая доступ к ранее закрытой

информации и породившая плюрализм рецептов социальной и национальной

реконструкции, дала результаты уже к середине 1986 г. В июле 1988 г. на XIX

партийной конференции было заявлено, что «гласность не должна наносить

ущерба интересам государства, общества и правам человека». Но «гласность»

привела к подрыву идеологической неоспоримости партийных решений и оценок.

Критика сталинизма инспирировала критику порожденной им «административно-

командной системы управления», социализма как системы в целом. С 1986 г.

начинает ограничиваться роль цензуры, в организациях либеральной и

творческой интеллигенции (Союз кинематографистов, Союз театральных

деятелей, Союз писателей и др.), в прессе и органах печати стали

разворачиваться острые идеологические дискуссии по политическим вопросам.

Быстро происходило размежевание общества на демократов, национал-патриотов

и коммунистов.

В республиках СССР нарастала национальная напряженность. Выдвигались

требования о признании государственного статуса национальных языков,

возвращения на историческую родину депортированных народов, вывода

российских войск и «мигрантов» из России с территорий республик. С 1988 г.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.