рефераты бесплатно

МЕНЮ


Социалистический тип государства

начинается череда межнациональных вооруженных столкновений.

Проблемы возникали и в сфере экономики. Сокращались показатели прироста

промышленности и сельскохозяйственного производства, с 1991 г. быстро

нарастали инфляционные тенденции. Реформы предполагали расширить права

предприятий и трудовых коллективов, шире развернуть частную

предпринимательскую инициативу. В июне 1987 г. принимается Закон «О

государственном предприятии» (распространенный на все предприятия с 1989

г), предусматривавший новые начала хозрасчета и самофинансирования.

Предприятия получали право самостоятельно планировать свою деятельность,

устанавливать прямые горизонтальные связи с другими предприятиями,

действовать на основе контрактов, заказов, экономических нормативов.

Централизованные инвестиции и директивы плановых органов существенно

сокращали свою сферу действия. На практике государственные монополии

(госзаказ, ценообразование, снабжение, налогообложение находились в ведении

центральных органов) ограничивали область коммерческой деятельности

предприятий. Система субсидий, получаемых предприятиями в централизованном

порядке, значительный дефицит и «теневая экономика» также не позволяли

наладить новую систему ценообразования. Становление рынка проходило с

огромными трудностями.

В ноябре 1986 г и мае 1988 г. закон легализует частную

предпринимательскую деятельность в ряде производственных и сервисных

областей. Быстро стал развиваться кооперативный сектор экономики и

индивидуальная трудовая деятельность. Вместе с тем в легализованном частном

секторе происходила «отмывка» капиталов, заработанных в сфере «теневой

экономики». Сложились четыре уровня цен (государственные, договорные,

кооперативные, черного рынка), что также вело к усложнению экономической

ситуации. Развитие частного предпринимательства наталкивалось на

организационные, финансовые, идеологические и психологические (неприятие)

препятствия. Формирующаяся рыночная экономика в значительной степени стала

носить спекулятивный характер, ориентируясь в своей работе на сиюминутную

выгоду.

Расширение сферы частной инициативы в аграрном секторе начинается в

1988 г., когда введение арендных договоров на землю (на срок до 50 лет)

заложило основу для формирования фермерства. В новом положении о колхозах

(1988 г.) предусматривалось установление размеров приусадебного участка и

поголовья скота в личном хозяйстве на основе решений коллектива каждого

колхоза. Однако арендное движение так и не получило широкого развития. Даже

признанное право свободно приобретать землю при отсутствии развитой

инфраструктуры и сельхозтехники у крестьян не изменило положения. Контроль

местных властей за колхозами (выделение и определение размеров приусадебных

участков, заключение договоров аренды и т.п.) также не способствовал

быстрому росту фермерских хозяйств.

Курс «социалистического реформизма» в КПСС был взят самом начале

перестроечного движения: из Политбюро удалялись консервативно настроенные

лидеры и руководящий орган пополнялся новыми людьми. Смена составов

происходила на каждом новом этапе перестройки. Происходило обновление всех

руководящих партийных структур. Для эффективности преобразований было

признано необходимым полностью восстановить рол советов, как «органов

социалистической власти», роль, которую присвоили себе партийные органы.

При этом руководящая рол партии должна сохраняться. Для легитимизации этой

роли были предприняты разные политические и организационные меры

альтернативные выборы и тайное голосование при выборах ответственных

партийных работников.

В июне 1988 г. XIX партийная конференция выдвинула идеи конституционной

реформы, проект которой был принят Верховным Советом в октябре 1988 г. Была

восстановлена (по образец Конституции 1918 г.) двухуровневая система

представительны органов: Съезд народных депутатов и Верховный Совет,

избранный из депутатов съезда. Кроме того, учреждался пост Президент СССР,

наделенного широкими полномочиями. Часть народны: депутатов избиралась в

избирательных округах по стране, част — партией, профсоюзами и

общественными организациями Президент избирался съездом, а затем сам

назначал премьер-министра. В марте 1990 г. на пост Президента был избран

Генеральный секретарь ЦК КПСС М. Горбачев. Выборы народных депутатов (1989

и 1990 гг.) привели к созданию парламентского органа нового типа (хотя они

не были ни прямыми, ни равными), н» легитимность президентской власти не

была полной (поскольку он избирался не народом, а опосредованно

парламентом).

XIX партийная конференция отметила, что новое право должно служить не

государству, а обществу и осудила административно-командный метод

руководства, подчеркнув необходимость создания правовой базы для проведения

экономических реформ и защиты прав граждан.

В 1988-1990 гг. в развитие этих положений принимается ряд законов и

указов: о праве граждан на судебное обжалование не правомерных решений

администрации; о государственной без опасности; о прессе и средствах

массовой информации; об общественных организациях; о въезде и выезде из

СССР и др Сформировалась концепция «социалистического правовой

государства», в которой подчеркивались приоритет права и принцип разделения

властей (законодательной, исполнительной, судебной). Эти преобразования

предполагалось осуществлять в рамках общего реформационного процесса.

Политическая либерализация привела к росту числа неформальных

группировок, с 1988 г. включившихся в политическую деятельность.

Прообразами будущих политических партий стали союзы, ассоциации и народные

фронты разных направлений (националистические, патриотические, либеральные,

демократические и т.п.). Возникали разного рода собрания трудовых

коллективов, советы предприятий, стачечные комитеты, независимые профсоюзы.

В ряде российских городов были образованы Народные фронты, весной 1988

г. формируется Демократический союз, в который вошли троцкисты,

еврокоммунисты, социал-демократы, либеральные группировки. Осенью 1989 г.

многие забастовочные комитеты шахтеров преобразуются в региональные союзы и

летом 1990 г. объединяются в Конфедерацию труда. В Верховном Совете

сложилась оппозиционная Межрегиональная депутатская группа. В январе 1990

г. внутри КПСС сложилась оппозиционная демократическая платформа, члены

которой стали выходить из партии.

В ноябре 1990 г. образовалась Республиканская партия, с марта 1990 г.

стала формироваться Демократическая партия, почти одновременно с ней

Конституционно-демократическая и Либерально-демократическая партии.

Формирующиеся политические блоки размежевались на два крыла: либерально-

западническое (на крайнем фланге оказалась «Демократическая Россия») и

национально-патриотическое. В центре оказались Социал-демократическая

партия, «технократические» и «экологические» партии и группы.

Традиционные политические институты утрачивали свою власть, отдавая ее

этим новообразованиям. Монополия КПСС на власть утрачивалась, с середины

1990 г. начался быстрый переход к многопартийности. Эти процессы протекали

на фоне «бархатной революции» в Чехословакии (1989 г.), объединения

Германии и исчезновения ГДР (1990 г.), реформ в Венгрии, Польше и Болгарии.

«Социалистический лагерь» распадался.

Проблемы, которые намеревались решить реформаторы после 1985 г.

(политический плюрализм, создание рыночной экономики) к 1990 г. не были

решены. В июле 1990 г. российское правительство пыталось провести некоторые

радикальные меры в сфере экономики (освобождение цен, приватизация

государственной собственности), но не смогло этого выполнить. В то же время

был разработан проект нового союзного договора, значительно расширяющего

права республик. В апреле 1991 г. союзный центр и девять республик (за

исключением прибалтийских, Грузии, Армении и Молдавии) подписали документы,

в которых декларировались положения нового союзного договора. Однако

ситуация осложнялась начавшейся борьбой между парламентами СССР и России,

превратившейся в «войну законов».

В октябре 1990 г. во время обсуждения альтернативных проектов

экономической реформы Президент СССР поддержал проект союзного Совета

министров против более радикального проекта, уже одобренного российским

парламентом. В ноябре Верховный Совет РСФСР принял закон, гарантирующий

экономические основы суверенитета РСФСР (о природных ресурсах). Союзное

правительство предприняло ряд ответных мер: перемещения в руководстве,

призывы к «борьбе с центробежными и националистическими тенденциями». Съезд

народных депутатов СССР в декабре 1990 г. проголосовал за сохранение СССР.

Однако распад СССР уже шел полным ходом. В октябре 1990 г. на съезде

украинского Руха была провозглашена «борьба за независимость Украины»;

парламент Грузии, в котором большинство получили националисты из «Свободной

Грузии», принял программу «перехода к суверенной Грузии». В Прибалтике

сохранялась политическая напряженность.

В ноябре 1990 г. республикам был предложен новый вариант союзного

договора, в котором вместо Союза Советских Социалистических Республик

упоминался Союз Советских Суверенных Республик. Но одновременно были

подписаны двусторонние соглашения между Россией и Украиной, взаимно

признавших суверенитет друг друга, независимо от центра, между Россией и

Казахстаном. Создавалась параллельная модель союза республик.

В январе в Вильнюсе и Риге произошли столкновения с участием военных,

что привело к еще большей поляризации там политических сил. Союзное

правительство в ряде крупных городов вводит (под предлогом усиления борьбы

с преступностью) военно-милицейское патрулирование улиц.

В январе 1991 г. проводится денежная реформа, направленная на борьбу с

«теневой экономикой», но вызвавшая дополнительное напряжение в обществе.

В феврале 1991 г. на референдуме в Литве большая часть населения

проголосовала на «независимую и демократическую республику». Тогда же в

Москве, Ленинграде и других крупных городах прошли демонстрации и

контрдемонстрации. Пленум ЦК КПСС осудил «антикоммунистическую истерию,

разжигаемую врагами перестройки», председатель Верховного Совета РСФСР Б.

Ельцин потребовал ухода в отставку Президента СССР и роспуска Верховного

Совета СССР. На март был назначен референдум по вопросу о сохранении СССР

(противники Союза подвергли еголегитимносгь сомнению, призывая к передаче

власти Совету Федерации, состоящему из первых лиц республики).

В начале марта шахтеры Донбасса, Кузбасса и Воркуты начали забастовку,

требуя отставки Президента СССР, роспуска Верховного Совета СССР,

многопартийности, национализации имущества КПСС. Официальные власти не

могли остановить начавшийся процесс. Проведенный 17 марта 1991 г.

референдум подтвердил политический раскол общества, а вскоре проведенное

резкое повышение цен усилило социальную напряженность и пополнило ряды

бастующих. Одной из мер приостановки забастовок стала передача предприятий

в республиканскую юрисдикцию и прекращение перечисления их прибылей в

союзный бюджет. В июне 1991 г. проходили выборы Президента РСФСР. Был

избран Б. Ельцин.

Продолжалось обсуждение проектов нового союзного договора: одни

участники совещания в Ново-Огареве настаивали на конфедеративных принципах,

другие на федеративных. Предполагалось подписать договор в июле 1991 г. В

ходе переговоров республикам удалось отстоять многие свои требования:

русский язык перестал быть государственным языком, главы республиканских

правительств участвовали в работе союзного кабинета министров с правом

решающего голоса, предприятия ВПК переходили в совместное ведение Союза и

республик. Много вопросов как о международном, так и внутрисоюзном статусе

республик оставались нерешенными. Неясными оставались вопросы о союзных

налогах и о распоряжении природными ресурсами, а также статус шести

республик, не подписавших соглашение. Вместе с тем среднеазиатские

республики заключали между собой двухсторонние договоры, а Украина

воздерживалась от подписания соглашения, вплоть до принятия своей

Конституции.

В июле 1991 г. был подписан Указ о департизации, запретивший

деятельность партийных организаций на предприятиях и учреждениях. 19

августа 19,91 г. создается Государственный комитет по чрезвычайному

положению в СССР (ГКЧП), заявивший о намерении «восстановить порядок в

стране и предотвратить развал СССР». Устанавливалось чрезвычайное

положение, вводилась цензура. Президент и парламент РСФСР отказались

подчиняться распоряжениям ГКЧП, принимая собственные указы и распоряжения.

Вслед за провалом «путча» восемь республик заявили о своей независимости, а

три вновь образованные прибалтийские республики в сентябре были признаны

СССР

Генеральный секретарь ЦК КПСС оставил свой пост и распустил ЦК.

Деятельность КПСС была приостановлена, а позже запрещена Президентом

России. Сократился аппарат КГБ. Одновременно союзный парламент вернул себе

ряд особых экономических полномочий, ранее предоставленных им Президенту

СССР. Стремясь сохранить центр, последний предлагает республикам новый

вариант союзного договора. Но союз уже окончательно распадается. В начале

декабря Украина объявила о своей независимости (после референдума), и вслед

за этим президенты России, Украины и Белоруссии в Минске заявили о том, что

«Советский Союз более не существует» и что ими образовано «Содружество

Независимых Государств» (СНГ), открытое для всех государств бывшего Союза.

Позже в СНГ вступили еще восемь республик, после чего Горбачев объявил о

прекращении исполнения им

функций Президента СССР.

Обновление законодательства в период кризиса

Кодификационная работа разворачивается с конца 50-х — начала 60-х гг. В

декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял Основы уголовного

законодательства СССР и союзных республик, законы об уголовной

ответственности за государственные и воинские преступления. Основы

уголовного судопроизводства, Основы законодательства о судоустройстве.

Положение о военных трибуналах.

В 1959-1961 гг. в союзных республиках были приняты уголовные и уголовно-

процессуальные кодексы (в РСФСР УК и УПК были приняты в октябре 1960г.). В

1961-1964 гг. в республиках принимаются гражданские и гражданско-

процессуаль-ные кодексы, принятые на базе Основ гражданского

законодательства и Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных

республик (утвержденные Верховным Советом СССР в декабре 1960 г.). ГК и ГПК

РСФСР были приняты в июне 1964 г

В октябре 1959 г. принимается закон «О бюджетных правах Союза ССР и

союзных республик», составивший основу финансового законодательства

В июне 1968 г. принимаются Основы законодательства Союза ССР и союзных

республик о браке и семье, в 1969 г. республиканские кодексы.

В декабре 1968 г. были приняты Основы земельного законодательства, в

1970 г. — земельные кодексы союзных республик. В конце 1969 г. был принят

новый Примерный Устав колхоза.

В 1970 г Верховный Совет СССР утвердил Основы законодательства Союза

ССР и союзных республик о труде.

Наряду с кодификацией традиционных отраслей права проходила работа по

формированию новых отраслей: в декабре 1970 г утверждаются Основы водного

законодательства, в 1969 г Основы законодательства о здравоохранении, в

1973 г. Основы законодательства о народном образовании, в 1976 г. закон об

охране и использовании памятников истории и культуры, в 1975 г. Основы

законодательства о недрах, в 1977 г. Основы лесного законодательства, в

1980 г. Основы законодательства об административных правонарушениях.

Характерно, что кодификация новых отраслей права осуществлялась на союзном

уровне.

В сентябре 1976 г. ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР и Совет

Министров СССР приняли постановление <0 подготовке и издании Свода законов

СССР». В Свод должны были войти все законодательные акты и постановления

правительства, имеющие общенормативный характер. В марте 1978 г. была

одобрена схема Свода, включающая семь разделов законодательства: об

общественном и государственном устройстве, о социальном развитии, культуре

и социально-экономических правах граждан, о рациональном использовании в

охране природных ресурсов, о народном хозяйстве, о международных отношениях

и внешних экономических связях, об обороне страны и охране государственных

границ, о правосудии, прокурорском надзоре и охране правопорядка.

Подготовку Свода должно было осуществлять Министерство юстиции СССР через

посредство специальной комиссии и научно-исследовательского института.

Работу предполагалось закончить к 1985 г. Соответствующие своды должны были

быть подготовлены в каждой союзной республике.

В декабре 1977 г. Президиум Верховного Совета СССР издал постановление

об организации работы по приведению законодательства Союза ССР в

соответствие с Конституцией. Вслед за этим принимаются законы о Верховном

суде СССР, Прокуратуре СССР, Государственном арбитраже, адвокатуре,

народном контроле, местных органах государственной власти, охране

атмосферного воздуха, охране животного мира, а также Основы жилищного

законодательства. Во всех актах учитывались новые положения Конституции.

Параллельно проводилась инкорпорация законодательства: отменялись акты,

противоречащие друг другу, поглощенные другими или утратившие силу,

устранялась многочисленность актов по одним и тем же проблемам. До 1970 г.

работу по инкорпорации проводила Юридическая комиссия при правительстве,

затем министерства юстиции республик.

Для проведения кодификационных работ на союзном и республиканском

уровне в качестве подготовительного этапа составлялись систематические

собрания действующего законодательства (историческую аналогию можно

провести с составлением Полного Собрания законов и Свода законов,

осуществленным в начале XIX в. комиссией М. Сперанского).

Большое число законодательных изменений происходило в период

перестройки. В системе актов, регламентирующих систему высших органов

власти наиболее важным новшеством стал Закон (март 1990 г.) об учреждении

поста Президента СССР. Его положения были включены в Конституцию. Президент

избирался на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права.

Кандидат, получивший больше половины голосов избирателей, принявших участие

в голосовании, считался избранным. Президент представляет Верховному Совету

кандидатуры главы Правительства, Генерального прокурора, Председателя

Верховного суда, по согласованию с Правительством освобождает и назначает

его членов. Президент возглавляет Совет Федерации, в который входят высшие

должностные лица союзных республик. При Президенте действует совещательный

Президентский Совет. Президент на основе законов издает указы.

В декабре 1990 г. принимается Закон «О всенародном голосовании

(референдуме СССР)», предусматривающий новую форму непосредственного

участия народа в осуществлении государственной власти. Предметами

референдума могли быть принятие новых или изменение действующих законов

СССР, выявление общественного мнения по наиболее важным вопросам. Право

назначить референдум принадлежало Съезду или Верховному Совету СССР.

В апреле 1990 г. был принят Закон «О разграничении полномочий между

Союзом ССР и субъектами федерации», подчеркивающий право союзной республики

на выход из СССР, решение о чем может быть принято на референдуме. Права

союзных республик (внешнеполитические, экономические и др.) существенно

расширялись. Функции, не входившие в исчерпывающий перечень исключительных

полномочий Союза, презюмировались закрепленными за союзной республикой.

Порядок выхода союзной республики из состава СССР регламентировался Законом

(апрель 1990 г.) «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной

республики из СССР». Одновременно принимается Закон «О правовом режиме

чрезвычайного положения», в котором устанавливался порядок введения

чрезвычайного положения, круг органов, имеющих на это право (Президент

СССР, верховные советы СССР и республик) и чрезвычайные полномочия на

период введения этого положения.

Основные изменения происходили в сфере «переходной < экономики. В

феврале 1990 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства СССР и

союзных республик о земле. Определялось, что «земля является достоянием

народов, проживающих на данной территории». Граждане получали право

приобретать землю в пожизненное наследуемое владение или в аренду. Подробно

регламентировался режим предоставления земель физическим и юридическим

лицам. Контроль за землепользованием возлагался на местные советы.

В марте 1990 г. был принят Закон «О собственности в СССР», в котором

перечислялись ее три основные формы:

«собственность граждан», коллективная и государственная. Кроме того,

допускается существование в СССР собственности иностранных государств,

международных организаций, иностранных юридических лиц и граждан.

Собственность может быть долевой или совместной (общая собственность

нескольких лиц) и смешанной (совместная собственность советских и

иностранных субъектов). Формами собственности граждан являются

собственность трудового хозяйства, крестьянского и личного подсобного

хозяйства. Формами коллективной собственности — собственность арендного

предприятия, кооператива, хозяйственного общества, товарищества,

акционерного общества, хозяйственной ассоциации, общественной организации и

фонда, религиозной организации. Государственная собственность

подразделяется на общесоюзную, союзных, автономных республик, автономных

областей и округов, собственность административно-территориальных

образований (коммунальная), государственных предприятий, трудовых

коллективов, государственных учреждений.

В апреле 1990 г. был принят Закон «Об основах экономических отношений

Союза ССР, союзных и автономных республик», разграничивающий полномочия

Союза и республик в сфере экономики и финансов. В законе закреплялось

понятие «общесоюзный рынок», основой формирования и функционирования

которого признавалась «самостоятельность предприятий, объединений,

организаций и индивидуальных товаропроизводителей», действующих в условиях

равноправия и состязательности всех форм собственности и в сфере действия

антимонопольного законодательства.

В июне 1990 г. был принят Закон «О предприятиях в СССР направленный на

развитие хозяйственной самостоятельности предприятия и хозяйственного

расчета. Перечислялись виды предприятий: индивидуальные, кооперативные, в

форме акционерного или иного хозяйственного общества или товарищества,

принадлежащие общественным или религиозным организациям. Государственные

предприятия делились на союзные, республиканские, областные, окружные и

коммунальные. Предполагалось создание совместных предприятий, арендных и

малых государственных предприятий. Предприятия могли объединяться в союзы,

хозяйственные ассоциации, концерны по отраслевому, территориальному и иным

признакам. Чистая прибыль предприятий (после уплаты налогов и других

платежей в бюджет) поступала в их полное распоряжение. Основу планов

предприятия составляют договоры, заключенные с потребителями, договор стал

основой всех отношений, в которые вступало предприятие. Предприятие само

устанавливало цены на свою продукцию.

Государство обязано было обеспечивать предприятию независимо от форм

собственности равные правовые и экономические условия хозяйствования,

способствовать развитию рынка и при регулировании использовать лишь

экономические рычаги. Само предприятие несет за все свои действия полную

имущественную ответственность.

В декабре 1990 г. Верховным Советом СССР были приняты Основы

законодательства об инвестиционной деятельности в СССР, перечислявшие в

качестве объектов такой деятельности вновь создаваемые и модернизируемые

основные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные

вклады, научно-техническую продукцию, интеллектуальные ценности,

имущественные права и др. Субъектами (инвесторами и участниками) могут быть

советские и иностранные граждане, юридические лица, государства.

Демократизация социальных структур отразилась в содержании новых

законов «Об общественных объединениях» (октябрь 1990 г.) и «О

профессиональных союзах» (декабрь 1990 г.). К общественным объединениям

закон относил политические партии, массовые движения, профсоюзы, женские,

ветеранские организации, организации инвалидов, молодежные и детские,

научные, технические, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные и

иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды,

ассоциации и другие объединения граждан. В законе о профсоюзах наряду с

общими правами союзов перечислялись их имущественные права: как юридические

лица они «владеют, пользуются и распоряжаются принадлежащими им на праве

собственности имуществом и денежными средствами», могут участвовать во

внешнеэкономической деятельности, создавать банки, страховые и акционерные

общества, совместные коммерческие предприятия, заниматься издательской

деятельностью, формировать различные фонды.

В области уголовного права внимание законодателя вновь привлекла

спекуляция: «в связи с усилившимися негативными явлениями на

потребительском рынке и использованием этих обстоятельств в целях

извлечения незаконных доходов... при переходе к рыночной экономике...»

Законом СССР (октябрь 1990 г.) под спекуляцией понималась скупка товаров,

на которые установлены государственные розничные цены в предприятиях

торговли, продажа товаров со складов, баз и т.д. в нарушение установленных

правил, сокрытие товаров от покупателей, уклонение от регистрации.

Дальнейшее развитие рыночных отношений изменило представления о спекуляции

и о ее соотношении с легальной торговой деятельностью.

В целом законодательство периода перестройки заложило правовую основу

для радикальных социально-экономических преобразований последующих лет.

Заключение

В основу советской концепции государственной власти были положены

взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса и В.И. Ленина, которые рассматривали

механизм государственной власти в качестве «работающей корпорации, в одно и

то же время и законодательствующей, и исполняющей законы». В России принцип

полновластия трудящихся предполагалось воплотить в форме полновластных и

единовластных Советов, в работе которых происходит «слияние управления с

законодательством». Таким образом, государственная власть понималась как

единое целое; систему государственных органов должны были возглавить

«полновластные Советы».

Долгое время теория разделения властей рассматривалась советской наукой

исключительно как буржуазная (реакционная), как «нелепость вроде квадратуры

круга» и по этой причине отрицалась. Государственная власть, реализуемая

как единое целое (здесь и единая компетенция Советов и их органов), с

необходимостью приводила к абсолютному доминированию исполнительной

(партийно-административной) власти и ее аппарата, сосредоточению в

последнем всех функций государственной власти (законодательной,

исполнительной, судебной) и в конечном счете к диктаторской узурпации

власти особым слоем людей. Сказанное не означает, что рассматриваемая

концепция отрицает необходимость разделения труда, функций между различными

органами государства. Но это именно «прозаическое деловое разделение труда»

(Энгельс), которое приводит к формированию различных групп органов.

В связи с этим не случайно соответствующие классификации подменяли

основополагающую категорию государственной власти понятием государственного

органа, и только при характеристике компетенции последнего возникала

потребность в использовании категории «властные полномочия». Иными словами,

власть трактовалась исключительно в структурно-функциональном плане, в

аспекте разделения труда по ее осуществлению. Тем самым из всестороннего и

углубленного научного анализа исключалась сама потребность в

самостоятельном исследовании законодательной, исполнительной и судебной

властей.

В середине 80-х годов по инициативе партийно-государственных

руководителей началось обновление экономических основ, политического

устройства и духовной жизни общества. Коренные изменения условий развития

производства и методов руководства экономикой, преобразования в общественно-

политической сфере вышли за пределы, намечаемые "перестройкой". Они привели

к распаду существовавшей на протяжении семи с лишним десятилетий советской

системы.

Список литературы

1. Гумплович Л. Общее учение о государстве. СПб., 1910.

2. Захаров А. Ещё раз о теории формации //Общественные науки и

современность. 1992. №2.

3. Зуев В.И. «Власть» в системе политических категорий // Советское

государство и право. 1992. №5.

4. Кокотов А.Н. Русская нация и российская государственность.

Екатеринбург, 1994.

5. Ленин В.И. Государство и революция // Полн. Собр. Соч. Т.33.

6. Петров В.С. Сущность, содержание и форма государства. Л., 1977.

7. Самыгин Е.Н. Теократическое государство. М., 1999.

8. Черкин В.Е. Три ипостаси государства // Государство и право. 1993. №8.

9. Черкин В.Е. Переходное постсоциалистическое государство: содержание и

форма // Государство и право. 1997. №1.

10. Самыкин С.С. Охранительная функция права в сфере экономики. Автореф…

Дис. Канд. Юрид. Наук. М., 1994.

11. Тихомиров М.Ю. О механизме обеспечения законности в управлении

экономикой // Сов. Гос-во и право 1990. №2.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.