рефераты бесплатно

МЕНЮ


Социалистический тип государства

материальными ресурсами и денежными средствами, резко ограниченные с

февраля 1941 г. (когда были запрещены продажа, обмен, отпуск на сторону

оборудования и материалов, а также передача одним ведомством другому зданий

и сооружений). Эти изменения в правовом режиме государственного имущества

совпали с передачей в 1958 г. сельскохозяйственной техники от

государственных МТС колхозам.

Произошли изменения в области трудового законодательства. В июле 1945

г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям

предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца)

предоставление работы демобилизованным военнослужащим. Потребность в

большом количестве рабочей силы потребовала восстановления организованного

набора рабочих на основе договоров с колхозами. Воссоздавались специальные

органы по вербовке рабочей силы.

С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров

между хозорганами и профсоюзами. В апреле 1956 г. издается Указ Президиума

Верховного Совета СССР, отменявший уголовную ответственность за прогулы и

самовольный уход с предприятия, она заменялась дисциплинарной

ответственностью. В январе 1957 г. принимается новое Положение о порядке

разрешения трудовых споров, на основе которого на предприятиях создавались

комиссии по трудовым спорам (по вопросам увольнения, перевода, оплаты и

пр.). Решения комиссии могли быть обжалованы в фабрично-заводском комитете,

а затем в суде.

В 1954 г. при правительстве создается Комитет по вопросам труда и

заработной платы, осуществивший в 1955-1960 гг. ряд мер по упорядочению

заработной платы. С 1956 г. сокращается продолжительность рабочего дня в

предвыходные и предпраздничные дни, а также для работающих подростков в

течение всей недели, увеличивается продолжительность отпусков по

беременности и родам.

В июле 1958 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Положение о

правах фабричного, заводского, местного комитета профсоюза. На фабзавкомы

возлагался контроль за выполнением администрацией предприятия

законодательства о труде и правил по технике безопасности, за работой

предприятий торговли и общественного питания, за правильной оплатой труда и

т.п. Увольнение работающих по инициативе администрации могло осуществляться

только с согласия фабзавкома.

В июле 1956 г. был принят Закон о государственных пенсиях, установивший

единые критерии для назначения пенсий: возраст (для мужчин 60 лет, для

женщин 55), трудовой стаж (для мужчин 25 лет, для женщин 20),

среднемесячный размер зарплаты. (При назначении пенсий по инвалидности

вследствие трудового увечья или при профессиональном заболевании возраст и

стаж работы не учитывались.) Закон установил минимум и максимум пенсионных

выплат, для категорий низкооплачиваемых работников пенсионные ставки

повышались.

В области колхозного права важнейшим послевоенным актом стало

сентябрьское 1946 г. постановление «О мерах по ликвидации нарушений Устава

сельскохозяйственной артели в колхозах», направленное на закрепление за

колхозами отведенных им земельных массивов и предотвращение перехода этих

земель в индивидуальное пользование. Для контроля за выполнением Устава

сельхозартели при правительстве был создан Совет по делам колхозов. В

апреле 1948 г. принимается другое постановление правительства «О мерах по

улучшению организации, повышению производительности и упорядочению оплаты

труда в колхозах», упразднившее такую структурную производственную единицу

колхоза, как звено, и восстановившее производственную бригаду в качестве

основной формы организации труда в колхозе. В марте 1955 г. новым

постановлением правительства «Об изменении практики планирования сельского

хозяйства» отменялся старый порядок детализированного планирования в

колхозах (МТС, райисполком, колхоз). По новым правилам райисполкомы стали

доводить до колхозов только общие показатели по объему заготовок и натурой,

конкретное планирование своего производства стали осуществлять сами

колхозы.

В марте 1956 г. Совет Министров СССР и ЦК КПСС приняли постановление

«Об Уставе сельскохозяйственной артели и дальнейшем развитии инициативы

колхозников в организации колхозного производства и управления делами

артели», в котором колхозникам на их общих собраниях предоставлялось право

дополнять и применять некоторые положения Устава сельхозартели 1935 г. Сами

колхозы могли определять размеры приусадебных участков, количество скота,

находящегося в личной собственности, устанавливать минимум трудодней,

принимать в артель и исключать из нее. При этом общие принципы Устава

(неделимость земельного фонда колхоза и др.) оставались в силе. С 1958 г.

(после реорганизации МТС) были отменены обязательные поставки

сельхозпродукции и натуроплаты, вместо них был установлен порядок закупки

сельхозпродукции государством. Одновременно с этим были изменены принципы

оплаты труда в колхозе: вводились ежемесячное авансирование колхозников и

форма денежной оплаты по дифференцированным расценкам труда.

В области уголовного права послевоенные изменения выразились в

изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных

положений закона и пр. В июле 1945 г. был принят указ Верховного Совета

СССР «Об амнистии в связи с победой над гитлеровской Германией»,

освободивший от наказания или смягчивший наказание лицам, осужденным за

менее тяжкие преступления (осужденные на срок до трех лет освобождались

полностью). С большого числа осужденных (на срок до одного года) снималась

судимость; со всех лиц, к которым в военное время были применены

административные взыскания и штрафы, снималась административная

ответственность. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (е 1950 г. она

была восстановлена в исключительных случаях).

Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и

общественного имущества: в июне 1947г. за эти виды преступлений были

увеличены сроки наказания (до 10-25 лет), к лишению свободы приговаривались

также лица, виновные в недоносительстве по этим преступлениям. В кодексах

были отменены статьи, предусматривавшие дифференцированные виды хищений

общественной собственности и соответствующие им виды наказаний, произошла

унификация состава данного преступления, что привело к возникновению

трудностей в судебной практике и большему произволу в судебных решениях.

Уголовная ответственность была усилена также по ряду других составов: в

июне 1947 г. за разглашение государственной тайны и утерю документов,

содержащих тайну; в апреле 1948 г. за изготовление и продажу самогона; в

январе 1949 г. за изнасилование.

В Указе Президиума Верховного Совета СССР (март 1953 г.) об амнистии

была сформулирована идея замены уголовной ответственности за некоторые виды

должностных, хозяйственных, бытовых преступлений административной и

дисциплинарной ответственностью. В 1954 г. отменяется уголовная

ответственность за производство абортов (само запрещение абортов отменяется

только в ноябре 1955 г.), за прогулы, самовольный уход с работы и др. С

января 1955 г. снижаются уголовные наказания за мелкие хищения (за

некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые

выводятся из под действия июньского Указа 1947 г.

В области уголовного процесса особых изменений не произошло, были

отменены некоторые чрезвычайные процедуры, действовавшие в условиях

военного времени.

В декабре 1958 г. принимаются новые Основы у головного законодательства

Союза ССР и союзных республик, а также законы об уголовной ответственности

за государственные и воинские преступления. В качестве главной задачи

Основы провозглашали «охрану советского и государственного строя,

социалистической собственности, социалистического правопорядка, личности и

прав граждан». Преступным признавалось общественно опасное деяние, прямо

предусмотренное законом. Отменялся ранее действовавший принцип аналогии.

Закон, устанавливающий наказуемость деяния или усиливающий наказание за

него, не имел обратной силы, т.е. не распространялся на деяния, совершенные

до момента его введения. Основы подчеркивали принцип индивидуализации

наказания и связь уголовной ответственность со степенью вины; отменялся

принцип объективного вменения, согласно которому наказание применялось без

учета факта виновности (клицам, признанным «социально опасными», к

родственникам обвиняемого и т.п.). Наказание, согласно Основам, могло

применяться только по приговору суда, учитывающего все объективные и

субъективные обстоятельства дела. Был повышен возрастной предел для

наступления уголовной ответственности (с 14 до 16 лет), прежний продолжал

действовать в случаях наиболее тяжких преступлений (разбой, изнасилование и

др.). Исключались некоторые виды наказаний: объявление «врагом народа»,

удаление из СССР, поражение политических прав по суду. Сокращен

максимальный срок лишения свободы (с 25 до 15 лет). Закон допускал полное

освобождение лица от уголовной ответственности в случаях, когда совершенное

им деяние или само данное лицо потеряли «общественно опасный характер».

Устанавливался порядок условно-досрочного освобождения осужденных (после

отбытия ими половины или двух третей срока в зависимости от тяжести

преступления), проявивших «хорошее поведение и честное отношение к труду».

В октябре 1960 г. Верховный Совет РСФСР принял новый Уголовный кодекс

РСФСР, разработанный с учетом Основ уголовного законодательства.

В декабре 1958 г. были приняты Основы уголовного судопроизводства Союза

ССР, закрепившие такие принципы: осуществление правосудия только судом на

началах равенства граждан перед законом и судом, коллегиальность

рассмотрения дел в суде, независимость судей и их подчинение только закону,

гласность судебного разбирательства, обеспечение обвиняемому права на

защиту и др. Следствие по уголовным делам осуществляли следователи

прокуратуры, по особо опасньм государственным преступлениям — следователи

органов госбезопасности. Следователи прокуратуры получали право давать

обязательные указания органам дознания. Защита получала право принимать

участие в процессе с момента объявления обвиняемому об окончании

предварительного следствия, по делам несовершеннолетних — с момента

предъявления обвинения.

Кодификационная работа велась весьма интенсивно. В декабре 1958 г. были

Приняты Основы законодательства в области судоустройства, уголовного

процесса и уголовного права. В декабре 1961 г. принимаются Основы

гражданского законодательства и Основы гражданского судопроизводства. Были

подготовлены проекты Основ законодательства о семье и Основ

законодательства о труде. В 1960 г. РСФСР приняла новые уголовный и уго-

ловно-процессуальный кодексы и закон о судоустройстве, в 1964 г. новые

гражданский и гражданско-процессуальный кодексы. На базе принятых Основ

законодательства кодификационную работу провели другие союзные республики,

этот процесс завершился в марте 1965 г. (когда Грузия и Молдавия приняли

свои гражданские кодексы). Кодексы детализировали положения Основ

применительно к конкретным условиям республик.

Подзаконными актами, принимаемыми высшими органами Союза ССР и союзных

республик, были Указы Президиума Верховного Совета, постановления и решения

Совета Министров.

Глава 3. Государство и право в условиях кризиса социализма

Эволюция государственно-политической системы

В октябре 1961 г. состоялся Двадцать второй съезд КПСС, принявший новую

Программу партии, в которой намечался переход общества к коммунизму Первые

десять лет (1961—1971 гг.) отводились на создание «материально-технической

базы коммунизма», последующие (1971—1981 гг.) на вступление в коммунизм.

Предполагалось сформировать бесклассовое общество и передать функции

государства органам самоуправления трудящихся. В новом партийном Уставе

закладывался механизм, призванный обеспечить обновление и омоложение

партийных кадров. Однако на практике партийная реформа укрепила отношения

личной преданности в верхах партап-пара^та и не смогла привлечь на сторону

реформаторов массу низших партаппаратчиков. Противостояние консервативного

руководства и либеральной интеллигенции (в сфере идеологии и культуры)

закончилось поражением последней. Сокращение числа совнархозов и

образование Высшего совета народного хозяйства — Совета Министров СССР —

завершили процесс воссоздания централизованной экономической структуры

(1963 г.).

В октябре 1964 г. Н. Хрущев, с именем которого ассоциировались

начавшиеся реформы, был смещен с высших государственных и партийных постов.

Неустойчивость ситуации, к которой приводили начинаемые им реформы,

восстановили против него разные слои общества: бюрократию, технократов,

партноменклатуру, военных. Пришедшая к власти в 1964 г группировка пыталась

сочетать идеологический консерватизм с экономическими реформами.

С 1965 г. упразднением совнархозов и восстановлением центральных

промышленных министерств начинается новая административная централизация.

Создается ряд центральных комитетов: Госкомцен, Госснаб, Госкомитет по

науке и технике. Вместе с тем предприятиям была предоставлена определенная

автономия: в октябре 1965 г. были приняты постановления «Об улучшении

планирования и стимулирования производственной экономики» и «О

государственном производственном предприятии при социализме». К минимуму

было сведено число обязательных показателей, введены новые: стоимость

реализованной продукции, общий фонд заработной платы, общая сумма

централизованных капиталовложений. Часть доходов оставалась в распоряжении

предприятий. Фонды стимулирования были разделены на фонд материального

поощрения (контролировался общим собранием трудового коллектива), фонд

соцкультбыта, и фонд самофинансирования для нужд развития производства.

Серьезным препятствием на пути реформ был ведомственный принцип в сфере

управления и планирования: вертикальная подчиненность хозяйственных органов

исключала их горизонтальное взаимодействие. Договоры, заключенные

предприятиями друг с другом, должны были утверждаться вышестоящими органами

(так позиция Госснаба не способствовала облегчению связей между

поставщиками и потребителями).

Доктрина «общенародного государства» формировалась в контексте

идеологии «перехода к коммунистическому обществу». Она предполагала

существенную трансформацию социальной базы советского общества, размывание

граней между разными классами и слоями, а также городом и деревней.

Предполагалось расширение коллегиальных и демократических начал в

государственном управлении с последующим превращением его в «народное

общественное самоуправление». Наметившаяся на этой основе технократическая

тенденция в руководстве экономикой и государством пришла в столкновение с

идеологической доктриной «партийности». Противоречие разрешилось к середине

70-х гг., когда либеральные и технократические тенденции (особенно ярко

проявившееся в чехословацких реформах и «пражской весне» 1968 г.) были

прерваны. Еще в конце 60-х гг. стал формироваться жесткий

внешнеполитический курс, опиравшийся на развитие военно-промышленного

комплекса страны. Военно-политическим центром для проведения этой политики

стал образованный в середине 50-х гг. Варшавский Договор. В экономической

сфере внешнеполитический контроль СССР над странами социалистического блока

осуществлялся через посредство межгосударственных организаций,

координировавших работу промышленности, транспорта и распределение энергии.

Реформаторские начинания в социалистических странах (Югославия с конца 1940-

х гг., Польша в 1970-х гг., Чехословакия в 1968 г., Румыния в 1974 г.)

наталкивались на жесткое сопротивление со стороны СССР.

С 1972 г. консервативные тенденции, ориентирующиеся в экономике на

такие приоритеты, как тяжелая и оборонная промышленность, сельское

хозяйство и энергетику, берут верх над реформаторским либерализмом и

технократизмом. На Двадцать пятом съезде КПСС (февраль 1976 г.) эта линия

окончательно победила. Одновременно происходили персонализация власти и

укрепление позиций партийно-государственной бюрократии, функции

расширявшегося по составу ЦК все более переходили к бюрократическим

структурам его аппарата.

В июле 1978 г. был принят новый Закон о выборах в Верховный Совет СССР,

базировавшийся на положениях новой Конституции. В апреле 1979 г. он

дополняется новым (прежний был принят в 1959 г.) Законом «О порядке отзыва

депутата Верховного Совета СССР» и Законом «О статусе народных депутатов в

СССР». Предполагалось повысить контроль Верховного Совета СССР за

деятельностью всех формируемых им органов. С той же целью был принят (в

апреле 1979 г.) Регламент Верховного Совета СССР, определявший структуру,

полномочия, порядок работы Верховного Совета и его органов, порядок

законотворческой работы, контрольной деятельности и формирования

подотчетных Верховного Совету органов.

С 1957 г. Верховный Совет СССР наряду с утверждением бюджета утверждал

ежегодные хозяйственные планы (ранее это была задача правительства).

Утверждение долгосрочных (пятилетних, семилетних и т.п.) планов было

исключительной прерогативой Верховного Совета.

В 1966 г. увеличивается число постоянных комиссий Совета Союза

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.