Шпаргалки
Шпаргалки
1. Финансовая деятельность государства, ее понятие и роль
Реализация стоящих перед государством задач связана с необходимостью
использования финансовой системы. В результате оно осуществляет
деятельность по планомерному и целенаправленному образованию, распределению
и использованию государственных централизованных и децентрализованных
денежных фондов, т. е. финансовую деятельность.
Итак, финансовая деятельность государства — это осуществление им функций
по планомерному образованию, распределению и использованию денежных фондов
(финансовых ресурсов) в целях реализации задач социально-экономического
развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Главной,
определяющей целью этой деятельности должно быть создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь человека, его свободное развитие (ст. 7
Конституции РФ).
Содержание финансовой деятельности государства выражается в многочисленных
и разнообразных функциях в сфере образования, распределения и использования
государственных денежных фондов.
Финансовая деятельность государства выступает как важная и необходимая
составная часть механизма социального управления. Это выражается в том, что
аккумулированные государством денежные средства направляются в отрасли
народного хозяйства, социальную и другие сферы с учетом приоритетности
финансируемых мероприятий на соответствующих этапах развития страны, ее
внешних и внутренних условий. Посредством финансовой деятельности создается
материальная база, необходимая для функционирования органов государственной
власти и управления, правоохранительных органов, обеспечения обороны и
безопасности страны.
Воздействие государства на социально-экономические процессы осуществляется
не только в форме прямой финансовой поддержки, выделения средств на
определенные планы, программы и т.п., но и косвенно — путем предоставления
налоговых льгот, применения низких процентных ставок при кредитовании или
беспроцентных кредитов, предоставления отсрочек по налоговым платежам и т.
п. в целях стимулирования какой-либо деятельности, признанной государством
в качестве приоритетной.
Финансовой деятельности государства свойственны организационно-правовые
особенности. Так, от других сфер деятельности государства она отличается
межотраслевым содержанием, поскольку аккумуляция, распределение финансовых
ресурсов затрагивает все отрасли и сферы государственного управления. Во-
вторых, осуществление государством финансовых функций протекает (в
зависимости от их содержания, роли, масштабов действия) в виде деятельности
представительных и исполнительных (государственного управления) органов
власти. Например, распределение бюджетных средств по основным направлениям
жизнедеятельности государства или субъектов Федерации производится
представительными органами, а распределение финансовых ресурсов внутри
отраслей народного хозяйства — в порядке государственного управления
органами исполнительной власти. В-третьих, сфера финансовой деятельности
относится к ведению как федеральных органов, так и субъектов Федерации, а
также органов местного самоуправления. Кроме того, имеется область
совместного ведения Федерации и ее субъектов.
Как управляющая система финансовая деятельность проявляется в
разнообразных методах. Их выбор зависит от ряда факторов: от задач
государства на конкретном этапе; источников его доходов; от цели
использования средств; от соотношения объема финансовых ресурсов, имеющихся
в распоряжении государства, и потребностей в средствах; от состояния
экономики страны; приоритетности мероприятий и т, д.
2. Предмет и понятие финансового права
Осуществление финансовой деятельности государства требует правового
урегулирования прав, обязанностей, ответственности участвующих в ней
субъектов. В этом и заключается предназначение финансового права:
посредством его норм финансовая система приводится в действие и
используется государством.
Область финансов и отдельные их стороны затрагивают нормы и других
отраслей права. Однако именно в сферу финансового права эта область
подпадает в целом, хотя на разные звенья финансовой системы его нормы
распространяются не в одинаковой мере. Это объясняется тем, что к предмету
финансового права относятся государственные финансы. С другими звеньями
финансовой системы эта отрасль права связана постольку, поскольку
регулирует отношения, связанные с аккумуляцией средств в денежные фонды
государства и органов местного самоуправления, а также использованием этих
средств (например, налоговые платежи из финансовых ресурсов предприятий,
основанных на негосударственных формах собственности).
Следует заметить, что в ходе финансовой деятельности государства
возникают, помимо финансовых, другие общественные отношения, например,
трудовые, гражданские и др., регулируемые соответствующими отраслями права.
Финансовое же право распространяется только на финансовые отношения.
Итак, финансовое право — это совокупность юридических норм, регулирующих
общественные отношения, которые возникают в процессе образования,
распределения и использования денежных фондов (финансовых ресурсов)
государства и органов местного самоуправления, необходимых для реализации
их задач.
К предмету финансового права относятся закрепление структуры финансовой
системы, распределения компетенции в данной области между Федерацией и ее
субъектами, местным самоуправлением в лице соответствующих органов,
регулирование на основе этих исходных норм отношений, возникающих в
процессе финансовой деятельности.
Широк круг участников финансовых отношений:
а) между Российской Федерацией, ее субъектами и местными административно-
территориальными единицами в лице соответствующих органов представительной
и исполнительной власти, возникающие в связи с распределением финансовых
ресурсов страны;
б) между финансовыми и налоговыми органами государства, с одной стороны, и
предприятиями, организациями, учреждениями — с другой, в связи с
выполнением финансовых обязанностей перед государством, распределением
между ними или расходованием государственных денежных средств;
в) между государственными (муниципальными) финансово-кредитными органами в
связи с образованием, распределением и использованием соответствующих
государственных (муниципальных) денежных фондов и ресурсов (бюджетных,
внебюджетных, кредитных, страховых);
г) между государственными (муниципальными) предприятиями, организациями,
учреждениями, с одной стороны, и их вышестоящими органами государственного
(муниципального) управления — с другой, в связи с распределением и
использованием в соответствующих отраслях народного хозяйства и сферах
социальной жизни бюджетных или кредитных ресурсов, а также собственных
средств предприятий, организаций, учреждений;
д) между финансово-кредитными органами, с одной стороны, и юридическими и
физическими лицами — с другой, в связи с образованием и распределением
государственных кредитных ресурсов и централизованных страховых фондов;
е) между финансово-кредитными органами государства, с одной стороны, и
физическими лицами — с другой, в связи с выполнением обязанностей последних
по внесению платежей в государственные (муниципальные) денежные фонды (в
бюджет, внебюджетные целевые фонды).
Итак, предмет финансового права — это общественные отношения, возникающие
в процессе деятельности государства по планомерному образованию,
распределению и использованию централизованных и децентрализованных
денежных фондов в целях реализации его задач.
3. Система и источники финансового права
Финансовое право состоит из множества отдельных финансово-правовых норм.
Совокупность этих норм выражается в сложной целостной системе, внутри
которой финансово-правовые нормы в определенной последовательности и
взаимосвязи группируются в различные институты и более крупные
подразделения. Группировка финансово-правовых норм зависит от особенностей
и взаимных связей регулируемых ими финансовых отношений, то есть имеет
объективную основу. Однако право не только отражает общественные отношения;
его предназначение — регулировать и активно воздействовать на них. Поэтому
на построение системы финансового права, группировку его норм, формирование
институтов оказывают влияние и потребности практики.
Следовательно, система российского финансового права — это объективно
обусловленное системой общественных финансовых отношений внутреннее его
строение, объединение и расположение финансово-правовых норм в определенной
последовательности.
Наиболее крупные подразделения российского финансового права — части:
Общая и Особенная.
К Общей части относятся нормы финансового права, которые закрепляют
основные общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности
государства, систему государственных органов, осуществляющих финансовую
деятельность, и разграничение их полномочий в этой области, основные черты
финансово-правового положения других субъектов, с которыми они вступают во
взаимоотношения, формы и методы финансового контроля и другие подобные им
финансово-правовые нормы. Они действуют в масштабе всей финансовой
деятельности государства и имеют для нее общее значение.
Нормы Общей части финансового права конкретизируются в его Особенной
части. Особенная часть состоит из нескольких разделов, включающих в себя
соответствующие финансово-правовые институты. Каждый из них представляет
собой совокупность финансово-правовых норм, регулирующих группу однородных
финансовых отношений. Финансово-правовой институт объединяет правовые
нормы, регулирующие более узкую и близкую по содержанию группу финансовых
отношений, чем раздел. (например, в раздел «Правовое регулирование
государственных доходов» — институты налогов с юридических и физических
лиц, неналоговых доходов и др.).
В Особенную часть финансового права входят разделы, в которых
сгруппированы нормы, регулирующие отношения в области: а) государственной
бюджетной системы; б) внебюджетных государственных и муниципальных фондов;
в) финансов государственных предприятий; г) государственных доходов; д)
государственного кредита; е) государственного страхования; ж)
государственных расходов; з) банковского кредитования' и) денежного
обращения и расчетов; к) валютного регулирования. Они имеют соответствующие
наименования.
В системе финансового права находит отражение финансовая система
Российской Федерации как объективно существующая экономическая категория.
Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение
Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней
нескольких звеньев. В результате государственный бюджет, государственный и
банковский кредит, государственное страхование получили правовое оформление
в виде соответствующих разделов финансового права.
Нормы финансового права Российской Федерации содержатся в большом числе
разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся
акты представительных и исполнительных органов государственной власти
разных масштабов и уровней и органов местного самоуправления (общие и
отраслевые, федеральные, республиканские, областные, местные и др.). Итак,
источники финансового права Российской Федерации — это правовые акты
представительных и исполнительных органов государственной власти и местного
самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник финансового права — Конституция Российской Федерации,
конституции и уставы субъектов Федерации.
4. Понятие и виды финансово-правовых норм
Финансово-правовые нормы — это исходные первичные элементы, из которых
состоит финансовое право как отрасль права. Им свойственны все общие черты
правовой нормы, но присущи и особенности, характерные именно для данной
отрасли права.
Как и любая другая норма права, финансово-правовая норма представляет
собой установленное и охраняемое государством правило поведения участников
общественных отношений, выраженное в их юридических правах и обязанностях.
Особенности финансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие
от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в процессе
планового образования, распределения и использования государством и
органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для
осуществления своих задач. Это выражается в особенностях: а) содержания
финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в)
мер ответственности за нарушение предусмотренных правил и г) способов
защиты прав участников финансовых отношений.
Содержание финансово-правовых норм составляют правила поведения в
общественных отношениях, возникающих в процессе финансовой деятельности
государства. Эти правила выражаются в предоставлении участникам данных
отношений таких юридических прав и возложении на них юридических
обязанностей, осуществление которых обеспечивает планомерное образование и
использование централизованных и децентрализованных денежных фондов
(доходов) государства и органов местного самоуправления соответственно их
задачам в каждый конкретный период времени, вытекающим из политики по
социально-экономическому развитию страны.
Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует
их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.
В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений,
определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-
правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и
уполномочивающие.
Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых
отношений (государственных органов, предприятий, граждан) совершить
определенные действия, устанавливают их обязанности в сфере этих отношений.
Они, например, предписывают налоговым органам известить граждан-
налогоплательщиков о суммах и сроках предстоящих платежей, а гражданам —
уплатить своевременно эти платежи.
Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение
определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых
отношений воздержаться от них. Так, Банкам запрещено задерживать исполнение
поручений налогоплательщиков на перечисление налогов в бюджет
Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников
финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в
предусмотренных рамках. Например, органы местного самоуправления вправе
вводить на своей территории местные налоги в рамках их перечня, основного
содержания и предельных размеров, установленных законодательством РФ.
В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть
материальными и процессуальными. Материальные финансово-правовые нормы
закрепляют виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед
государством, источники образования кредитных ресурсов банков, виды
расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные фонды, то есть материальное
(денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых
отношений. Процессуальные финансово-правовые нормы устанавливают порядок
деятельности в области сбора, распределения и использования государственных
денежных фондов (доходов).
5. Финансовые правоотношения, их особенности и виды
Для достижения целей, поставленных государством в процессе финансовой
деятельности, необходима правовая урегулированность значительной части
возникающих при этом отношений. Урегулированные нормами финансового права,
они становятся финансово-правовыми отношениями: возникают на основе норм
финансового права, их участники находятся во взаимной связи через
субъективные юридические права и обязанности, такие связи (отношения)
охраняются принудительной силой государства.
Итак, финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового
права общественные отношения, участники которых выступают как носители
юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах
предписания по образованию, распределению и использованию государственных
денежных фондов и доходов.
Финансовые правоотношения имеют свои особенности. Основная особенность,
которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений,
заключается в том, что они возникают в процессе планового образования,
распределения и использования государственных (а также муниципальных)
денежных фондов и доходов, то есть в процессе финансовой деятельности
государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их
особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью
имущественных, так как возникают по поводу денежных средств, точнее —
финансовых ресурсов государства. Такой объект правоотношений налицо,
например, при возникновении их между государством и предприятиями в случаях
внесения обязательных платежей в бюджет или, напротив, при получении из
него ассигнований.
Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной
из сторон в них всегда выступает государство или его уполномоченный орган,
органы местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство в
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|