рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки

подакцизными являются сигареты, пиво, соль, чай, уксус, игральные карты. В

странах Запада под акцизы подпадают обычно товары массового внутреннего

потребления.

По Закону РФ акцизы — это также косвенные налоги, включаемые в цену товара

и оплачиваемые покупателем. В Законе дается конкретный перечень товаров,

подлежащих обложению акцизами.

Плательщиками акцизов выступают:

а) по товарам отечественного производства — предприятия и организации,

включая предприятия с иностранными инвестициями, а также их филиалы,

отделения и другие обособленные подразделения, реализующие производимые ими

товары. Плательщиками акцизов по товарам, выработанным из давальческого

сырья, являются предприятия и организации, оплатившие стоимость работы по

изготовлению этих товаров и реализующие их; б) по ввозимым на территорию РФ

товарам — предприятия и другие лица, определяемые в соответствии с

таможенным законодательством. Как правило, это декларант (т. е. лицо,

представляющее декларацию о ввозе товаров).

Объектом налогообложения по акцизам является оборот по реализации

указанных товаров собственного производства, включая их реализацию

государствам СНГ", по товарам, ввозимым на территорию РФ,— таможенная

стоимость, определяемая в соответствии с таможенным законодательством".

30. Налог на прибыль и подоходный налог с предприятий

Налог на прибыль предприятий и организаций установлен Законом от 27

декабря 1991 г^° и введен с 1992 г. взамен ранее действовавших платежей из

прибыли государственных предприятий и налогов с колхозов и кооперативных

организаций. Крупные поступления по этому налогу позволяют использовать его

в качестве регулирующего доходного источника в отношении бюджетов субъектов

Российской Федерации.

Плательщиками налога являются предприятия и организации (в том числе

бюджетные), включая созданные на территории Российской Федерации

предприятия с иностранными инвестициями, их филиалы и другие аналогичные

подразделения, имеющие отдельный баланс и расчетный счет, а также

международные объединения и организации, осуществляющие предпринимательскую

деятельность.

Объект налогообложения — валовая прибыль предприятия, полученная от

реализации продукции (работ, услуг), имущества предприятия, в том числе

основных фондов, и доходов от внереализационных операций, В состав

последних входят доходы, получаемые от долевого участия в деятельности

других предприятий, от сдачи имущества в аренду, доходы по ценным бумагам,

принадлежащим предприятию, и другие доходы, непосредственно не связанные с

производством продукции (работ, услуг) и ее реализацией. Сюда же входят

суммы, полученные в виде санкций и в возмещение ущерба.

Из валовой прибыли для определения облагаемой прибыли Закон

предусматривает ряд вычетов (рентные платежи в бюджет, доходы по ценным

бумагам, прибыль от посреднических операций и иные доходы, подлежащие

налогообложению в другом порядке). Из валовой прибыли вычитаются также

отчисления в резервный фонд до установленных размеров.

Сроки уплаты налога. Налог уплачивается поквартально с авансовыми взносами

не позднее 15 числа каждого месяца.

31. Налоги с физических лиц. Общие положения

Налоги, взимаемые государством с населения, выполняют все функции,

свойственные налогам вообще. Но при этом они служат и средством

непосредственной связи гражданина, причем индивидуальной, с государством,

отражают его индивидуальную причастность к государственным делам, позволяют

ощущать себя активно действующим членом общества по отношению к этим делам,

дают основание для контроля за ними. Разумеется, в таком аспекте можно

рассматривать взаимоотношения и с юридическими лицами, однако именно с

гражданами эти особенности проявляются особенно четко.

В действующую с 1992 г. систему налогов с физических лиц по

законодательству РФ входят: подоходный налог, налог на имущество, налог с

имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Помимо них они

уплачивают целевые и общие с юридическими лицами налоги: земельный налог;

налог с владельцев транспортных средств и другие, зачисляемые в дорожные

фонды; налог на операции с ценными бумагами; местные налоги,

устанавливаемые по решению органов местного самоуправления (налог на

рекламу, налог на перепродажу автомобилей). Кроме того, с граждан взимаются

в соответствующих случаях значительное число разнообразных сборов, пошлин и

другие обязательные платежи, включенные в налоговую систему РФ.

32. Подоходный налог с физических лиц

Подоходный налог с физических лиц — наиболее значительный и по суммам

поступлений, и по кругу плательщиков из числа прямых налогов с населения.

Охватывая разнообразные источники доходов граждан, он связан с различными

сферами их деятельности.

Плательщиками подоходного налога являются граждане Российской Федерации,

иностранные граждане и лица без гражданства, как имеющие постоянное место

жительства в стране, так и не имеющие его. Все они обобщенно именуются в

законе физическими лицами.

Вместе с тем Закон различает налогообложение лиц, имеющих постоянное место

жительства (к ним относятся те из них, которые проживают в РФ в общей

сложности не менее 183 дней в календарном году) и неимеющих такового.

Объектом налогообложения является совокупный доход физического лица,

полученный им в календарном году (т. е. с 1 января по 31 декабря), как в

денежной (национальной или иностранной валюте), так и в натуральной форме.

Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по государственным

регулируемым ценам, а при их отсутствии — по свободным (рыночным) ценам на

дату получения дохода.

При этом у физических лиц, имеющих постоянное местожительство в РФ,

учитывается доход от источников в стране и за ее пределами, а у физических

лиц, не имеющих постоянного местожительства,— только от источников в РФ.

Закон устанавливает перечень доходов, не подлежащих налогообложению. При

этом в нем выделяются две группы доходов: во-первых, не включаемые в

совокупный доход, и, во-вторых, суммы доходов (расходов), на которые

производится уменьшение совокупного дохода.

В Законе о подоходном налоге особо регулируется порядок представления

деклараций о доходах. В сравнении с ранее действовавшим законодательством

значительно расширяется круг лиц, которым надлежит представлять декларацию

налоговым органам.

От представления декларации освобождаются лица, имеющие доход только от

выполнения трудовых обязанностей по месту основной работы, а также те лица,

совокупный облагаемый доход которых не превышает установленную Законом

сумму (т. е. сумму дохода, исчисление налога с которой производится по

минимальной ставке).

В других случаях требуется представление декларации налоговому органу по

месту постоянного жительства не позднее 1 апреля года, следующего за

отчетным.

33. Налог на имущество физических лиц

Закон Российской Федерации «О налоге на имущество физических лиц» был

принят 9 декабря 1991 г. Особенность имущественных налогов состоит в том,

что их объектом является имущество само по себе, а не как источник дохода.

Рассматриваемый Закон как единый акт установил налогообложение имущества

граждан, охватывающее разнообразные его виды. Выделены в порядке исключения

лишь автомобили, мотоциклы и другие самоходные машины и механизмы на

пневмоходу, налогообложение которых регулируется особым нормативным актом.

Круг объектов налога на имущество по действующему законодательству

существенно расширен. Плательщиками налога являются физические лица,

имеющие в собственности объекты, указанные в Законе о данном налоге.

Объекты налогообложения — жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные

строения, помещения и сооружения, а также моторные лодки, вертолеты,

самолеты и другие транспортные средства (за приведенным выше исключением).

Обязанность уплаты налога с этих объектов возникает у физических лиц только

в том случае, если они находятся у него в собственности.

Определяя ставки налога, Закон делит объекты налогообложения на две

группы.

1. За строения, помещения и сооружения уплачивается ежегодно до 0,1% от их

инвентаризационной стоимости, определяемой для расчета суммы по

обязательному страхованию. Ставки в этом пределе ежегодно устанавливаются

органами законодательной (представительной) власти субъектов Федерации.

2. Транспортные средства облагаются налогом в зависимости от мощности

двигателя по ставкам, установленным с каждой лошадиной силы или с каждого

киловатта мощности в процентах к минимальной заработной плате (от 3 до

13,5%). Они различаются по видам транспортных средств (вертолеты и

самолеты, яхты и катера, и т. д.).

Предусмотрены многочисл. Льготы. Поскольку данный вид налога является

местным и зачисляется в местный бюджет (по месту нахождения, регистрации

имущества), то органы власти автономных округов и автономной области и

органы местного самоуправления могут предоставлять дополнительные, помимо

предусмотренных в Законе, льготы и уменьшать размеры ставок.

34. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие

положения

Налоги, имеющие определенное целевое назначение, известны в мировой

практике налогообложения. Такие налоги появились еще до капитализма.

Сохраняются они и в настоящее время. В отличие от обычного порядка, они

зачисляются, как правило, не в бюджет как денежный фонд общего значения, а

в целевые внебюджетные фонды. Например, в США существует налог на продажу

бензина, бензопродуктов, топлива, смазочных материалов: он поступает в

дорожный фонд.

Такой опыт был довольно широко использован при установлении новой

налоговой системы в Российской Федерации. В 1990-х гг. был введен ряд

налогов, зачисляемых в целевые внебюджетные фонды или в бюджет, но

специальной строкой для использования на определенные цели. Единичные

случаи придания налогу целевого назначения встречались в советской практике

и прежде. Например, налог с владельцев транспортных средств и других

самоходных машин и механизмов, действовавший на основании Указа Президиума

Верховного Совета СССР от 21 марта 1988 г.', был предназначен для

привлечения средств на строительство и ремонт автомобильных дорог.

Четко выраженное целевое назначение из числа действующих налогов имеют

налоги, зачисляемые в дорожные фонды. Такой же характер свойственен

земельному налогу, который учитывается в бюджете отдельной строкой,

транспортному налогу, а также некоторым платежам обязательного характера,

включенным законодательством в налоговую систему РФ (платежи за пользование

природными ресурсами, лесной доход, сбор на нужды образовательных

учреждений и др.).

35. Земельный налог

Земельный налог установлен Законом Российской Федерации «О плате за землю»

от 11 октября 1991 г. В связи с его принятием прекращено взимание налогов,

установленных законодательством СССР,— сельскохозяйственного, земельного и

налога с владельцев строений.

Согласно названному Закону земельный налог, являясь источником бюджетных

доходов, представляет собой одну из форм платы за землю в связи с

установлением платности землепользования. Цель введения платы за землю —

стимулирование рационального использования земель, выравнивание социально-

экономических условий хозяйствования на землях разного качества,

обеспечение развития инфраструктуры в населенных пунктах, формирования

специальных фондов финансирования этих мероприятий. Таким образом, закон

определяет конкретное целевое назначение налога на землю.

Плательщиками налога являются собственники земли, землевладельцы и

землепользователи. Арендаторы не уплачивают земельный налог, так как за

землю, переданную в аренду, с них взимается арендная плата.

Объект налогообложения — земля. При этом закон делит земли на два вида: а)

сельскохозяйственного назначения (для которых размер налогообложения ниже)

и б) несельскохозяйственного назначения.

При взимании налога за земли сельскохозяйственного назначения закон

различает две группы налогоплательщиков В первую входят колхозы, совхозы,

фермерские хозяйства, межхозяйственные предприятия и организации,

кооперативы и другие сельскохозяйственные предприятия. С них взимается

только земельный налог, все остальные налоги по отношению к ним не

применяются. Но если предприятие имеет доходы от несельскохозяйственной

деятельности, то на них положение об освобождении от налогов не

распространяется.

Ко второй группе отнесены сельскохозяйственные предприятия индустриального

типа (птицефабрики, тепличные комбинаты, зверосовхозы, животноводческие

комплексы и др.) по перечню, утвержденному органами государственной власти

субъектов Федерации. Эти предприятия должны уплачивать, кроме налога на

землю, и другие налоги.

Единицей налогообложения для перечисленных плательщиков определен один

гектар (1 га) пашни.

Ставки, налога. Закон утверждает средние ставки по респуб-^ ликам, краям,

областям, автономной области, автономным окру-^ гам, на основании которых

соответствующие органы законодательной (представительной) власти субъектов

Федерации ут-. верждают ставки налога для данной территории. При их

определении должно учитываться качество земельных угодий. Эти же органы

устанавливают минимальные ставки за один гектар пашни и других

сельскохозяйственных угодий.

Налогообложение земель несельскохозяйственного назначения. К ним отнесены

земли городов, рабочих, курортных и дачных поселков, а также расположенные

вне населенных пунктов земли различного специального назначения.

Перечисленные виды земель облагаются налогом по разным ставкам, однако

большей частью они выше ставок по землям сельскохозяйственного назначения

(за исключением случаев, когда к последним приравниваются отдельные виды

земель).

Средства, полученные от этого налога, имеют целевое назначение. Они хотя и

зачисляются в бюджет (местный), но учитываются в нем отдельной строкой и

должны использоваться исключительно на указанные в Законе цели

(финансирование мероприятий по землеустройству, повышению их плодородия и

т. п., фиксированные выплаты пользователям земли, ведущим

сельскохозяйственное производство на землях низкого качества).

37. Местные налоги и сборы. Их особенности.

В настоящее время в Российской Федерации сформировалась новая система

местных налогов и сборов в силу Закона «Об основах налоговой системы в

Российской Федерации»^ от 27 декабря 1991 г. Закон выделяет в налоговой

системе группу платежей, именуемую местными налогами. В нее включены налоги

в собственном смысле слова, помимо них — сборы и другие платежи, близкие по

своим юридическим свойствам к налогам. Первоначально в Законе были

перечислены 22 таких платежа, а впоследствии их перечень был дополнен

новыми платежами.

Все эти платежи отличают общие особенности, а именно: а) использование

поступлений по этим платежам на местные нужды в пределах территории

соответствующего органа местного самоуправления; б) начисление их в местные

бюджеты или внебюджетные фонды в качестве закрепленных доходов; в)

возложение организации введения и взимания данных платежей на органы

местного самоуправления; г) нахождение поступления и использования платежей

под контролем органов местного самоуправления; д) наличие у органов

местного самоуправления более широкой компетенции по правовому

регулированию местных налогов и сборов в сравнении с другими платежами

налоговой системы.

Правовое регулирование местных налогов и сборов органы местного

самоуправления осуществляют в. пределах полномочий, определенных

законодательством РФ.

Прежде всего эти органы, устанавливая местные налоги и сборы на своей

территории, должны руководствоваться их перечнем, предусмотренным в Законе

«Об основах налоговой системы», за пределы которого они выходить не вправе.

Другие вопросы местных налогов и сборов — установление ставок льгот и др.—

также решаются в рамках, определенных законе^ дательством РФ. По упомянутым

вопросам упомянутые органы принимают решение.

Местные налоги и сборы подразделяются на две группы в зависимости от

порядка их установления:

во-первых, налоги и сборы, устанавливаемые законодательством РФ и

подлежащие обязательному введению на всей территории Российской Федерации.

(налог на имущество физических лиц, земельный налог, регистрационный сбор с

физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью).

во-вторых, налоги и сборы, вводимые по усмотрению органов местного

самоуправления. (другие платежи входят во вторую группу: их более

двадцати).

38. Понятие и система неналоговых доходов государства

Определенная часть денежных средств поступает в распоряжение государства

через взимание неналоговых платежей. Неналоговые платежи, как и налоги,

уплачиваются юридическими и физическими лицами. И те и другие платежи,

поступающие в распоряжение государства, устанавливаются органами

представительной власти Российской Федерации и ее субъектов^. Все это

позволяет объединить налоговые и неналоговые поступления в общей категории

государственных доходов.

Вместе с тем для неналоговых доходов государства характерны некоторые

особенности, отличающие их от государственных налогов. Во-первых,

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.