рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки

расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета;

— контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального

бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в банках;

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные

органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что

закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и

органы местного самоуправления.

В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента

Российской Федерации создан специальный контрольный орган — Контрольное

управление Президента Российской федерации". Среди его функций — анализ

деятельности специальных органов контроля и надзора федеральных органов

исполнительной власти, подразделений Администрации Президента, органов

исполнительной власти субъектов Федерации, а также учреждений и

организаций; рассмотрение жалоб и обращений граждан, предприятий,

учреждений и организаций. Все они предполагают возможность проведения

контроля, являющегося по своему содержанию финансовым.

В пределах своих -полномочий Правительство Российской Федерации

осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской

Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами

исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их

нарушения. Одновременно в полномочия Правительства Российской Федерации

входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему

министерств, государственных комитетов и других, включая органы федеральной

службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе

отменять акты указанных органов.

На Министерство финансов Российской Федерации возложен финансовый контроль

за рациональным и целесообразным расходованием бюджетных средств и средств

государственных (федеральных) внебюджетных фондов, за использованием

инвестиций, а также средств в иностранной валюте, выделяемых на основании

решений Правительства Российской Федерации". В связи с этим Министерство

вправе проводить документальные ревизии и проверки поступления, сохранности

и правильности расходования федеральными органами исполнительной власти

субъектов Федерации средств федерального бюджета, а также средств в

иностранной валюте, выделяемых на основании решений Правительства

Российской Федерации; проводить документальные ревизии и проверки

финансовой деятельности бюджетных учреждений и организаций, контролировать

расходование бюджетных средств, выделяемых предприятиям, учреждениям и

организациям.

Государственная налоговая служба, Государственного страхового надзора,

Банки (кредитные органы).

10. Методы финансового контроля

Финансовый контроль проводится разнообразными методами, под которыми

понимают приемы или способы, средства его осуществления. Используются

следующие методы финансового контроля: ревизии, проверки (документации,

состояния учета и отчетности и т. д.), рассмотрение проектов финансовых

планов, заявок, отчетов о финансово-хозяйственной деятельности,

заслушивание докладов, информации должностных лиц и др.

Основной метод финансового контроля — ревизия, то есть наиболее глубокое и

полное обследование финансово-хозяйственной деятельности предприятий,

организаций, учреждений с целью проверки ее законности, правильности и

целесообразности. Ревизии проводят разные контролирующие органы, в

особенности финансовые, а также органы государственного управления в

отношении подведомственных организаций. Ревизии могут быть проведены как по

плану этих органов, так и по указанию других компетентных органов, в том

числе правоохранительных.

По объекту проверки различают ревизии документальные, фактические, полные

(сплошные), выборочные (частичные). По организационному признаку они могут

быть плановыми и внеплановыми, комплексными (проводимыми совместно

несколькими контролирующими органами).

При проведении документальной ревизии проверяются документы, в особенности

первичные денежные документы (счета, платежные ведомости, ордера, чеки), а

не только отчеты, сметы. и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не

только документов, но и наличия денег, материальных ценностей. Под полной

ревизией понимают проверку всей деятельности предприятия, организации,

учреждения за определенный период. При выборочной ревизии контроль

направлен на какие-либо отдельные стороны финансово-хозяйственной

деятельности (например, проверка командировочных расходов, работы по приему

налоговых и страховых взносов). Срок проведения ревизии — не более 30 дней.

Результаты ревизии оформляются актом, имеющим важное юридическое значение.

Он подписывается руководителем ревизионной группы, руководителем

проверяемой организации и ее главным бухгалтером. Свои возражения и

замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны

приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.

На основе акта ревизии принимаются меры по устранению выявленных нарушений

финансовой дисциплины, к возмещению причиненного материального ущерба;

разрабатываются предложения по предупреждению нарушений государственной

дисциплины; виновные привлекаются к ответственности.

11. Понятие и социально-экономическая роль бюджета

По российскому законодательству бюджеты разделяются на государственные и

местные. Согласно ст. 214 Гражданского кодекса РФ (часть первая) к

государственной собственности в РФ относится имущество, принадлежащее на

праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и

имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ (собственность

субъектов РФ). Средства соответствующего бюджета и иное государственное

имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и

учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну

республики в составе РФ, казну края, области, города федерального значения,

автономной области, автономного округа. А в ст. 215 ГК указано, что

имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским

поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является

муниципальной собственностью. Средства местного бюджета и иное

муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и

учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского,

сельского поселения или другого муниципального образования.

Из этого следует, что государственные бюджеты формируются на уровне

Российской Федерации, республик, входящих в состав Российской федерации,

автономной области, автономных округов, краев и областей. Местный бюджет

формируется на уровне районов, городов, районов в городах, сел, поселков,

других административно-территориальных образований.

Независимо от уровня формирования бюджет (государственный и местный) можно

рассматривать в трех аспектах:

1) бюджет как экономическая категория; 2) бюджет в материальном смысле; 3)

бюджет как правовая категория.

Бюджет как экономическая категория представляет собой систему

экономических (денежных) отношений, возникновение и реализация которых

связана с формированием, распределением и использованием бюджетных фондов

разного уровня,

В материальном смысле бюджет представляет собой централизованный денежный

фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций

соответствующих органов государственной или местной власти. Именно этот

аспект бюджета имеется в виду, когда в официальных документах и в практике

государственной деятельности говорят о финансировании тех или иных

мероприятий из бюджета, о содержании органов и учреждений за счет средств

бюджета, о зачислении источника дохода на счет бюджета и т.д.

Бюджет как правовая категория является основным финансовым планом

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда соответствующей территории, утверждаемым соответствующими

представительными органами государственной или местной власти.

Утвержденный в установленном законом порядке бюджет выступает как основной

государственный финансово-плановый акт или основной финансово-плановый акт

местного уровня.

Для бюджета как основного финансового плана характерны следующие признаки:

во-первых, бюджет является универсальным финансовым планом в том смысле,

что его показатели охватывают практически все области и сферы

экономического и социального развития.

во-вторых, бюджет по отношению к другим финансовым планам является

координирующим. Координация осуществляется через взаимосвязь показателей

бюджета с показателями других финансовых планов. В частности, в финансовых

планах предприятий фиксируются размеры обязательных платежей в бюджет и

возможные ассигнования из бюджета. Что же касается госбюджетных

организаций, то все средства, необходимые им для осуществления своей

деятельности и выделяемые по смене, полностью проходят по расходной части

соответствующего бюджета (в зависимости от подчиненности).

Определение в БК РФ согласно которому бюджет представляет собой «форму

образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов

государственной власти».

С учетом изложенного бюджет представляет собой основной финансовый план

образования, распределения и использования централизованного денежного

фонда разного уровня, утверждаемый соответствующими представительными

органами государственной или местной власти для обеспечения задач и функций

государства в целом.

12. Бюджетное устройство в Российской Федерации

Согласно БК РФ под бюджетным устройством понимается организация бюджетной

системы и принципы ее построения. Как видно из определения, бюджетное

устройство включает в себя два составляющих элемента: а) бюджетную систему;

б) принципы построения бюджетной системы. Бюджетная система любого

государства определяется государственным и административно-территориальным

устройством (делением). Поэтому в конфедеративном, федеративном и унитарном

государствах оно будет разным.

Россия является федеративным государством. В связи с разграничением

компетенции между Российской Федерацией и субъектами федерации вытекает

необходимость существования федерального бюджета и бюджетов каждого из ее

субъектов. А наличие административно-территориальных образований в рамках

субъектов Российской Федерации предполагает и наличие местных бюджетов.

БК РФ определяет бюджетную систему как основанную на экономических

отношениях и юридических нормах совокупность республиканского

(федерального) бюджета РФ, республиканских бюджетов республик в составе РФ,

бюджетов национально-государственных и административно-территориальных

образований Российской Федерации.

Исходя из особенностей государственного и административно-территориального

устройства (деления) Российской Федерации, ее бюджетная система

представлена следующими видами бюджетов:

1) федеральный бюджет (республиканский бюджет РФ);

2) бюджеты субъектов Российской Федерации, в том числе: республиканские

бюджеты республик в составе РФ; краевые бюджеты краев

3) местные бюджеты (городские бюджеты городов, районные бюджеты районов в

городах.)

Вторым составляющим элементом бюджетного устройства Российской Федерации

являются принципы (основные начала) построения бюджетной системы. По БК к

ним относятся принципы единства, полноты, реальности, гласности и

самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ.

Принцип единства бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой;

едиными бюджетными классификациями, используемыми на всей территории РФ;

единством формы бюджетной документации (учетной, отчетной, статистической и

т.д.); предоставлением с одного уровня бюджета на другой статистической и

бюджетной информации, необходимой для составления консолидированных

бюджетов соответствующих уровней, а также согласованными принципами

бюджетного процесса и единством денежной системы.

Принцип полноты бюджетной системы обеспечивается двумя моментами: полнотой

своего структурного состава и полнотой источников дохода, включаемых в

бюджеты, и расходов, относимых на соответствующий бюджет. Полнота структуры

бюджетной системы показывает, насколько обоснованным является существование

именно тех бюджетов, которые имеют место в России на данном этапе. И в этом

плане ее следует признать полной, поскольку она соответствует

государственному и административному устройству (делению) Российской

Федерации как основному критерию своего обоснования.

Принцип полноты обеспечивается и включением в бюджетную систему

практически всех видов источников дохода, имеющих место на территории

Российской Федерации. В этом состоит принципиальное отличие бюджетов от

других денежных фондов.

Принцип реальности бюджетной системы должен обеспечиваться реальными

поступлениями денежных средств в бюджеты всех уровней. С этой целью в

законодательном порядке определяются конкретные источники доходив,

включаемые в бюджеты разного уровня. Они могут быть собственными и

заемными, но эти источники должны реально существовать, а их поступление

должно гарантироваться государством.

Принцип самостоятельности бюджетов, как указано в законодательстве,

обеспечивается наличием собственных источников доходов и правом определять

направления их использования и расходования.

Принцип гласности в бюджетной деятельности обеспечивается, во-первых,

открытым всесторонним обсуждением бюджетов на предстоящий год и итогов

исполнения бюджетов прошедшего года и, во-вторых, доведением до всего

общества конкретных показателей бюджетов и итогов их исполнения.

13. Понятие и общая характеристика бюджетных прав

Бюджетные права являются неотъемлемым элементом правового статуса любого

субъекта бюджетного права. Через систему этих прав определяется участие

субъектов в формировании бюджетной системы и их взаимоотношения в

осуществлении бюджетной деятельности.

Одной из характерных особенностей термина «бюджетные права» является

несовпадение его юридического содержания с названием. С точки зрения

юридического содержания под бюджетными правами понимаются не только права в

«чистом» их виде, которые субъект может реализовать, а может и не

реализовать, но и юридические обязанности в области бюджета, то есть

бюджетные полномочия в целом.

Основными актами, определяющими бюджетные права Российской Федерации, ее

субъектов и органов местного самоуправления, является БК,а также законы

республик

в составе РФ и решения представительных органов власти других субъектов РФ,

принятые ими в соответствии с российскими основами бюджетного

законодательства.

В зависимости от группы (вида) бюджетных правоотношений, они могут быть

материального и процессуального характера. А по субъектному составу

бюджетные права могут принадлежать как конкретным представительным и

исполнительным органам власти разного уровня, так и государству в целом,

национально-государственным и административно-территориальным образованиям.

Распределение бюджетных прав по вертикали, то есть между представительными

и исполнительными органами власти разного уровня, равно как и между

Российской Федерацией и ее субъектами, основано на конституционных нормах и

договорах о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными

органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. То

есть вертикальное распределение бюджетных прав между выше- и нижестоящими

субъектами тесно связано с государственным суверенитетом соответствующих

субъектов.

Распределение же бюджетных прав между представительными и исполнительными

органами власти одного уровня (на федеральном, республиканском и т.д.), то

есть по горизонтали, основано на конституционных нормах о разделении

компетенции между различными ветвями власти.

Бюджетные права на федеральном, республиканском, областном, краевом и

местном уровнях осуществляются соответствующими представительными и

исполнительными органами власти. В этой связи территориальный уровень

рассмотрения бюджетных прав является более предпочтительным, так как

бюджетные права государства, национально-государственных и административно-

территориальных образований полностью поглощают бюджетные права органов

власти соответствующих образований (территорий).

Таким образом, под бюджетными правами Российской Федерации, ее национально-

государственных и административно-территориальных образований понимается

совокупность их прав и обязанностей в области бюджет. деят-ти,

осуществляемых соответств. представит. и исп. орг. власти.

14. Понятие и принципы бюджетного процесса

Особенность бюджетов всех уровней — последовательное прохождение постоянно

возобновляюцц1хся одних и тех же стадий их формирования и исполнения в

установленном законом порядке. Это обусловлено тем, что акт, издаваемый о

бюджете того или иного уровня, действует в течение определенного периода

времени, по окончании которого должен быть принят новый акт о конкретном

бюджете на следующий период времени.

Формирование бюджетов включает в себя следующие три стадии: составление

бюджетов, их рассмотрение и утверждение.

Исполнение бюджетов — это четвертая стадия прохождения бюджетов в их

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.