рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалки

интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует

поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды,

распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие

общественно необходимые потребности.

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового

права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования,

финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и

обязанности субъектов по получению, распределению и использованию

определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в

конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное

содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей

заключается в возможности или необходимости получения, уплаты,

распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих

конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных

прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются

государственные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма,

в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых

ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные

субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование

определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например,

на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность

Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе

проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.

6. Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные

отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений,

наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают

планомерное образование, распределение и использование государственных

денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами

финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и

«субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом

совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее право-

субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых

правоотношений. А субъект финансового правоотношения — это реальный

участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере

финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу

действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных

правоотношениях.

Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение

на три основные группы: а) общественно-территориальные образования: б)

коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.

К общественно-территориальным образованьям — субъектам финансового права

РФ относятся государства, автономные и административно-территориальные

образования.

Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям.

Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет

именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает

принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность

бюджета общественно-территориальным образованиям является и необходимым

атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу —

государство, автономию, административно-территориальное подразделение.

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и

общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной

власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на

разных формах собственности.

Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов

финансового права, участие которых обязательно в финансовых

правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и

исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.

Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие

самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.

Участие в правоотношениях не только органов государственного управления,

но и органов представительной власти — характерная особенность круга

субъектов финансового права, в отличие, например, от административного

права, субъектами которого органы представительной власти не являются.

К юридическим лицам — субъектам финансового права относятся и

индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые

объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся

самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые

правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей

государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита,

других источников финансирования.

Индивидуальные субъекты финансового права — это граждане. Их права и

обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными

платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство

устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате

налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый

минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению

(строения, транспортные средства, земельный участок и др.).

7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного

самоуправления

Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления

основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и

требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и

целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется

Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и

функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися

к его финансовой деятельности. Среди таких принципов можно выделить

следующие. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность

направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов

Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение

функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также

жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов

Федерации.

Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность

субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной

финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов

налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет,

и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным

законом. Единство финансовой политики является необходимым условием

гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ,

свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой

политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ

денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется

исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия

других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).

Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности

определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в

равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне

пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из

субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование

финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает

бюджет, устанавливает налоги и т. д.

Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления

гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются

в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта

Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет,

устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым

законодательством.

Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из

положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как

социальное государство, политика которого направлена на создание условий,

обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).

Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей,

установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение

государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства,

инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление

государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Распределение функций в области финансовой деятельности на основе

разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей.

Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия

законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так,

Государственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета,

федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного

регулирования, денежной эмиссии (ст. 106). К полномочиям Правительства

относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его

исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной

политики (ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях

органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.

8. Понятие и значение финансового контроля

Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль,

осуществляемого в стране контроля.

Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как

экономической категории присущи не только распределительная, но и

контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для

решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью

контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется

в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов

государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе

специальными контрольными органами при участии общественных организаций,

трудовых коллективов и граждан.

Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении

проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе

финансовой деятельности государственными и общественными органами,

предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых,

экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий,

соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным

способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой

деятельности.

Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и

целесообразностью действий в области образования, распределения и

использования денежных фондов государства и субъектов местного

самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития

страны и отдельных регионов.

Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому

помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок

проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие

его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.

Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых

финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых

обязательств перед государством и органами местного самоуправления

организациями и гражданами; б) проверке правильности использования

государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,

организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном

управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских

ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил

совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств

предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних

резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства,

роста производительности труда, более экономного и эффективного

использования материальных и денежных средств; д) устранении и

предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в

установленном порядке применяются меры воздействия к организациям,

должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального

ущерба государству, организациям, гражданам.

В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая

дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина —

это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования,

распределения и использования денежных фондов государства, субъектов

местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако

объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных

средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием

материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в

современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется

денежными отношениями.

Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного

контроля', в связи с изменением системы политической власти и установлением

власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль,

осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.

Сформированы и действуют новые органы финансового контроля:

Государственная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции

финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.

9. Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным

основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть

предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны

деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по

образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он

имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В

этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы,

которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,—

проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и

т. п.

Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных

операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством,

получения и использования денежных средств для административно-

хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).

Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после

совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной

частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств

и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины,

выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

В ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации

передан Контрольно-бюджетный комитет, созданный ранее при Верховном Совете

РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах бюджетного

устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от

Правительства и администрации Президента Российской Федерации орган.

В компетенцию Контрольно-бюджетного комитета входят, помимо экспертно-

аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и

расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за:

исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением

эффективности расходования государственных средств, выделяемых на

финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства,

обороны и правоохранительных органов; формированием доходов и расходов от

внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.

Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере

финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган

государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию

РФ.

Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-

аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже

произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:

— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением

доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных

внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по

объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и

целесообразности расходов государственных средств и использования

федеральной собственности;

— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.