Шпаргалки
интересах общества осуществляет финансовую деятельность: организует
поступление денежных средств в различные государственные денежные фонды,
распределяет и использует их на социально-экономические программы и другие
общественно необходимые потребности.
В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового
права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования,
финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.
Через материальные финансовые правоотношения реализуются права и
обязанности субъектов по получению, распределению и использованию
определенных финансовых ресурсов. Эти финансовые ресурсы выражены в
конкретном размере или определенном виде доходов и расходов Основное
содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей
заключается в возможности или необходимости получения, уплаты,
распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих
конкретно определенных финансовых средств. В результате реализации данных
прав и обязанностей в конечном итоге регулярно образуются и используются
государственные денежные фонды.
В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма,
в которой происходит получение государством в свое распоряжение финансовых
ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные
субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование
определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Например,
на стадии составления проекта бюджета к ним относятся обязанность
Правительства РФ представить в установленный срок Государственной Думе
проект федерального бюджета по определенному перечню показателей.
6. Субъекты финансового права
Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные
отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений,
наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают
планомерное образование, распределение и использование государственных
денежных фондов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами
финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и
«субъект (или участник) финансового правоотношения», хотя они во многом
совпадают. Субъект финансового права — это лицо, обладающее право-
субъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых
правоотношений. А субъект финансового правоотношения — это реальный
участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере
финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу
действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных
правоотношениях.
Особенности круга субъектов финансового права раскрывает их подразделение
на три основные группы: а) общественно-территориальные образования: б)
коллективные субъекты: в) индивидуальные субъекты.
К общественно-территориальным образованьям — субъектам финансового права
РФ относятся государства, автономные и административно-территориальные
образования.
Такой круг субъектов свойственен бюджетным правоотношениям.
Законодательство закрепляет право на государственный или местный бюджет
именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает
принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Принадлежность
бюджета общественно-территориальным образованиям является и необходимым
атрибутом, отражающим их организованность в соответствующую единицу —
государство, автономию, административно-территориальное подразделение.
Коллективными субъектами финансового права являются государственные и
общественные организации, к числу которых относятся: органы государственной
власти и управления; предприятия, организации, учреждения, основанные на
разных формах собственности.
Органы государственной власти и управления относятся к числу субъектов
финансового права, участие которых обязательно в финансовых
правоотношениях. В их круг входят органы представительной власти и
исполнительной власти федерального уровня и субъектов Федерации.
Особую группу составляют органы местного самоуправления, осуществляющие
самостоятельное решение финансовых вопросов местного значения.
Участие в правоотношениях не только органов государственного управления,
но и органов представительной власти — характерная особенность круга
субъектов финансового права, в отличие, например, от административного
права, субъектами которого органы представительной власти не являются.
К юридическим лицам — субъектам финансового права относятся и
индивидуальные (семейные) частные предприятия, такие семейно-трудовые
объединения граждан, как крестьянские (фермерские) хозяйства, являющиеся
самостоятельными хозяйствующими субъектами. Они вступают в финансовые
правоотношения по поводу уплаты налогов и других обязательных платежей
государству, использования дотаций из бюджета, государственного кредита,
других источников финансирования.
Индивидуальные субъекты финансового права — это граждане. Их права и
обязанности связаны главным образом с налоговыми и другими обязательными
платежами, поступающими в распоряжение государства. Законодательство
устанавливает в качестве основных условий привлечения гражданина к уплате
налогов наличие у него дохода, превышающего установленный необлагаемый
минимум, или определенного имущества, подлежащего налогообложению
(строения, транспортные средства, земельный участок и др.).
7. Основные принципы финансовой деятельности государства и органов местного
самоуправления
Финансовая деятельность государства и органов местного самоуправления
основана на определенных принципах, то есть основополагающих правилах и
требованиях, выражающих ее наиболее существенные особенности и
целенаправленность. Основное содержание этих принципов определяется
Конституцией РФ, ее общими положениями об основах организации и
функционирования Российского государства и нормами, специально относящимися
к его финансовой деятельности. Среди таких принципов можно выделить
следующие. Принцип федерализма, согласно которому финансовая деятельность
направлена на сочетание общефедеративных интересов с интересами субъектов
Федерации, обеспечивает необходимыми финансовыми ресурсами выполнение
функций, имеющих общее значение для Федерации в целом, а также
жизнедеятельность и самостоятельность (в рамках Конституции РФ) субъектов
Федерации.
Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность
субъектов Федерации не должна выходить за рамки основ федеральной
финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов
налогообложения и сборов. Система налогов, взимаемых в федеральный бюджет,
и общие принципы налогообложения и сборов устанавливаются федеральным
законом. Единство финансовой политики является необходимым условием
гарантированного Конституцией РФ единства экономического пространства в РФ,
свободного перемещения финансовых средств (ст. 8). Единство финансовой
политики требует единой денежной системы в стране. Согласно Конституции РФ
денежной единицей в РФ является рубль. Денежная эмиссия осуществляется
исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия
других денег в Российской Федерации не допускаются (ст. 75).
Равноправие субъектов Федерации в области финансовой деятельности
определяется ст. 5 Конституции РФ. На каждого из субъектов федерации в
равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство. Вне
пределов ведения Российской Федерации и совместного ведения каждый из
субъектов Федерации осуществляет собственное правовое регулирование
финансовых отношений и самостоятельную финансовую деятельность: утверждает
бюджет, устанавливает налоги и т. д.
Самостоятельность финансовой деятельности органов местного самоуправления
гарантирована Конституцией РФ (ст. 12, 130—133). Эти органы руководствуются
в своей деятельности законодательством РФ и соответствующего субъекта
Федерации. Они самостоятельно утверждают и исполняют местный бюджет,
устанавливают местные налоги и сборы в соответствии с упомянутым
законодательством.
Социальная направленность финансовой деятельности в РФ вытекает из
положений Конституции РФ, характеризующей Российскую Федерацию как
социальное государство, политика которого направлена на создание условий,
обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7).
Согласно этой политике предусмотрена охрана труда и здоровья людей,
установление гарантированного минимума оплаты труда, обеспечение
государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства,
инвалидов и пожилых граждан, развитие социальных служб, установление
государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.
Распределение функций в области финансовой деятельности на основе
разделения законодательной (представительной) и исполнительной властей.
Конституция РФ исходя из этого принципа определяет полномочия
законодательных (представительных) и исполнительных органов власти. Так,
Государственная Дума принимает законы по вопросам федерального бюджета,
федеральных налогов и сборов, финансового, валютного, кредитного
регулирования, денежной эмиссии (ст. 106). К полномочиям Правительства
относятся разработка проекта федерального бюджета и обеспечение его
исполнения, обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной
политики (ст. 114). Аналогично распределение функций на других уровнях
органов законодательной (представительной) и исполнительной властей.
8. Понятие и значение финансового контроля
Финансовый контроль — составная часть, или специальная отрасль,
осуществляемого в стране контроля.
Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем что финансам как
экономической категории присущи не только распределительная, но и
контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для
решения своих задач обязательно предполагает проведение с их помощью
контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль осуществляется
в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов
государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе
специальными контрольными органами при участии общественных организаций,
трудовых коллективов и граждан.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении
проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка, в процессе
финансовой деятельности государственными и общественными органами,
предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами и, во-вторых,
экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий,
соответствие их задачам государства. Таким образом, он служит важным
способом обеспечения законности и целесообразности проводимой финансовой
деятельности.
Итак, финансовый контроль — это контроль за законностью и
целесообразностью действий в области образования, распределения и
использования денежных фондов государства и субъектов местного
самоуправления в целях эффективного социально-экономического развития
страны и отдельных регионов.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому
помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок
проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие
его специфику в отдельных финансово-правовых институтах.
Основное содержание финансового контроля в отношениях, регулируемых
финансовым правом, заключается в: а) проверке выполнения финансовых
обязательств перед государством и органами местного самоуправления
организациями и гражданами; б) проверке правильности использования
государственными и муниципальными предприятиями, учреждениями,
организациями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном
управлении денежных ресурсов (бюджетных и собственных средств, банковских
ссуд, внебюджетных и других средств); в) проверке соблюдения правил
совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств
предприятиями, организациями, учреждениями; г) выявлении внутренних
резервов производства — возможностей повышения рентабельности хозяйства,
роста производительности труда, более экономного и эффективного
использования материальных и денежных средств; д) устранении и
предупреждении нарушений финансовой дисциплины. В случае их выявления в
установленном порядке применяются меры воздействия к организациям,
должностным лицам и гражданам, обеспечивается возмещение материального
ущерба государству, организациям, гражданам.
В результате реализации задач финансового контроля укрепляется финансовая
дисциплина, выражающая одну из сторон законности. Финансовая дисциплина —
это четкое соблюдение установленных предписаний и порядка образования,
распределения и использования денежных фондов государства, субъектов
местного самоуправления, предприятий, организаций, учреждений. Однако
объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных
средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием
материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в
современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется
денежными отношениями.
Изменилась система контрольных органов: упразднены органы народного
контроля', в связи с изменением системы политической власти и установлением
власти Президента Российской Федерации организован президентский контроль,
осуществляемый Контрольным управлением Президента Российской Федерации.
Сформированы и действуют новые органы финансового контроля:
Государственная налоговая служба, Государственный страховой надзор; функции
финансового контроля осуществляют органы Федерального казначейства.
9. Виды и органы финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным
основаниям. В зависимости от времени проведения он может быть
предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны
деятельности всех контролирующих органов.
Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по
образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он
имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В
этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы,
которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности,—
проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и
т. п.
Текущий финансовый контроль — это контроль в процессе совершения денежных
операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством,
получения и использования денежных средств для административно-
хозяйственных расходов, капитального строительства и т. д.).
Последующий финансовый контроль — это контроль, осуществляемый после
совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной
частей бюджета; использования предприятием или учреждением денежных средств
и т. п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины,
выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.
В ведение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации
передан Контрольно-бюджетный комитет, созданный ранее при Верховном Совете
РФ в соответствии с Законом Российской Федерации «Об основах бюджетного
устройства и бюджетного процесса. Комитет действует как независимый от
Правительства и администрации Президента Российской Федерации орган.
В компетенцию Контрольно-бюджетного комитета входят, помимо экспертно-
аналитической работы по финансовым вопросам, связанным с доходами и
расходованием бюджетных средств, проведение также финансового контроля за:
исполнением федерального бюджета; соблюдением законности и повышением
эффективности расходования государственных средств, выделяемых на
финансирование бюджетных организаций, сферы материального производства,
обороны и правоохранительных органов; формированием доходов и расходов от
внешнеэкономической деятельности; использованием внебюджетных фондов.
Счетная палата Российской Федерации наделена широкими полномочиями в сфере
финансового контроля. Согласно Закону это постоянно действующий орган
государственного финансового контроля, подотчетный Федеральному Собранию
РФ.
Деятельность Счетной палаты направлена на проведение контрольно-
аналитических мер в отношении намечаемых, осуществляемых и уже
произведенных государственных расходов. К ее задачам относятся:
— организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов, оценка обоснованности доходных и расходных статей по
объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и
целесообразности расходов государственных средств и использования
федеральной собственности;
— финансовая экспертиза проектов федеральных законов, предусматривающих
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|