рефераты бесплатно

МЕНЮ


Финансовое планирование и прогнозирование лизинговых платежей

|правах третьих лиц на предмет лизинга. |

|Значительным изменениям подвергнуты нормы Закона, регламентирующие |

|осуществление прав лизингодателя при нарушении лизингополучателем |

|условий договора либо требований законодательства. Лизингодатель |

|вправе бесспорно средства со счета лизингополучателя только в одном |

|случае – когда лизингополучатель не перечисляет лизинговые платежи |

|более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга |

|срока. |

|Закон не обязывает оговаривать в тексте договораобстоятельства, |

|которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением |

|обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга |

|и изъятию предмета лизинга. |

|Одновременно статья 11 Закона о лизинге предусматрела право |

|лизингодателя изъять предмет лизинга из владения и пользования у |

|лизингополучателя в случаях и порядке, которые предусмотрены |

|законодательством Российской Федераци и договором лизинга.( |

|Указанный законопроект выполняет следующие задачи: |

|Приводит положения закона «О лизинге» в соответствие с нормами |

|Гражданского кодекса РФ и налогового кодекса РФ, а также нормами |

|международного права. |

|Максимально сокращает нормы, затрагивающие налоговое регулирование |

|лизинга, т. к. данные нормы должны быть закреплены в налоговом |

|законодательстве. |

|Устраняет внутренние противоречия закона «О лизинге». |

|Добавляет новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать |

|развитию лизинга. А именно: |

|Пересматривается общий порядок по распределению между участниками |

|лизинговой сделки обязанностей по содержанию и ремонту предмета |

|лизинга. Указанные обязанности в полном объеме возлагаются на |

|лизингополучателя, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в|

|договоре лизинга. |

|Сокращается срок возможного пересмотра лизинговых платежей по |

|соглашению сторон с одного раза в год до одного раза в квартал. |

|Устанавливается возможность страхования гражданской ответственности |

|лизингополучателя по договору лизинга в пользу лизинговой компании. |

|Предусматривается, что специальные требования, предъявляемые к |

|собственникам отдельных видов имущества, распространяются по |

|соглашению сторон либо на лизинговую компанию, приобретающие такое |

|имущество для передачи его в лизинг, либо на лизингополучателя. * |

| |

| |

|* Выступление А. Г. Аксакова «Новое и готовящееся законодательство, |

|влияющее на лизинг в России», Международная практическая конференция|

|«Лизинг в России и СНГ 2001». |

| |

|2.4. Лизинг в Налоговом кодексе. |

| |

|С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «О налоге на |

|прибыль организаций» налогового кодекса РФ, принятая Государственной |

|Думой 6 июля 2001 года. Принятая глава сохраняет за лизингом |

|преимущества и делает его эффективным источником финансирования |

|капитальных вложений предприятий.( |

|По-прежнему данный способ финансирования будет позволять |

|минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.|

| |

|Глава 25 «Налог на прибыль органитзаций», которая была принята в |

|соответствии с Федеральным законом №110-ФЗ «О внесении изменений и |

|дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и |

|некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах|

|и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов |

|(положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и |

|сборах», СНОСКА. Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (часть I), |

|ст. 3413 формирует, по сути, новую амортизационную политику в стране.|

| |

|До ее введения в действие амортизационные отчисления рассчитывались |

|линейным способом в соответствии с Едиными нормами амортизационных |

|отчислений на полное восстановление основных фондов народного |

|хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от|

|22 октября 1990 года №1072. СНОСКА. Собрание постановлений |

|Правительства РФ, 1990, №30, ст. 140. |

|Теперь все амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в |

|зависимости от сроков их полезного использования и принимается на |

|учет по первоначальной (восстановительной) стоимости. Правительству |

|РФ поручено утвердить Классификацию основных средств, включаемых в |

|амортизационные группы. |

|Новый порядок позволит упростить действующий механизм начисления |

|амортизации. Предусматривается увеличение норм амортизации и |

|соответственно сокращение ее сроков в среднем на 25%. |

| |

|( КонсультантПлюс, АНДРЮКИН Ю. |

| |

| |

| |

|Распределение всех объектов имущества по амортизационным группам |

|фактически установит максимальный и минимальный сроки их |

|использования. А организация-налогоплательщик самостоятельно |

|определит срок полезного использования каждого своего основного |

|средства и исходя из этого конкретно рассчитает норму амортизации. |

|В Налоговом кодексе РФ закреплен порядок определения первоначальной |

|стоимости амортизируемого имущества (сумма расходов лизингодателя на |

|его приобретение, за исключением сумм налогов, которые учитываются в |

|составе расходов). |

|В отличие от общего порядка, в первоначальную стоимость предмета |

|лизинга не могут быть включены расходы лизингодателя на сооружение, |

|изготовление и доведение предмета лизинга до состояния, в котором оно|

|пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это означает, к |

|примеру, что вводится запрет на включение расходов, связанных с |

|монтажными и пусконаладочными работами. В результате норма закона |

|провоцирует лизингодателя и поставщика (продавца) имущества на |

|включение такого рода расходов в договор купли-продажи. Однако точно |

|учесть эти расходы заранее очень сложно. |

|Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в |

|финансовую аренду по договору лизинга, включается в определенную |

|амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество |

|учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды |

|(договора лизинга). |

|Таким образом, в Налоговом кодексе РФ, так же как и в ФЗ «О лизинге» |

|(п. 1 ст. 12), закреплено право свободы выбора сторонами договора |

|лизинга балансодержателя имущества. |

|Вместе с тем в п. 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым |

|признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве |

|собственности и используется им для извлечения дохода и стоимость |

|которого погашается путем начисления амортизации. Собственником |

|имущества по договору лизинга может быть только лизингодатель. |

|Соответственно, если руководствоваться этой нормой, то |

|лизингополучатель не может начислять амортизацию, поскольку у него |

|предмет лизинга находится только на праве владения и пользования. Из |

|этого следует, что имущество не может находиться на балансе |

|лизингополучателя. |

|В соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет |

|основных средств» ПБУ 6/01 предприятиям предоставляется право |

|самостоятельно устанавливать срок полезной эксплуатации основных |

|средств и при этом использовать один из четырех способов начисления |

|амортизации (линейный, уменьшаемого остатка, по сумме числа лет срока|

|полезного использования, списания стоимости пропорционально объему |

|продукции (работ) ). Однако при лизинге для налоговых целей в |

|настоящее время используется только один метод начисления амортизации|

|– линейный. |

|С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 259 Налогового кодекса РФ |

|налогоплательщики могут по своему выбору пользоваться двумя способами|

|начисления амортизации – линейным и нелинейным. Причем оба способа |

|могут использоваться для налоговых целей. Выбор метода начисления |

|амортизации по первым семи группам (срок полезного использования от 1|

|до 20 лет) осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и |

|применяется на протяжении всего срока амортизации. Этот выбор следует|

|зафиксировать в приказе по предприятию и отразить в учетной политике.|

|Если имущество относится к восьмой – десятой группам (срок полезного |

|использования – свыше 20 лет), применяется только линейный метод |

|начисления амортизации. |

|Одной из наиболее значимых для лизинга в Налоговом кодексе РФ |

|представляется норма п. 7 ст. 259, закрепляющая право использования |

|налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации при лизинговых|

|операциях – не выше 3. Причем это право можно задействовать как при |

|линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. |

|Однако при нелинейном методе существует одно ограничение. Право |

|применения коэффициента ускоренной амортизации не распространяется на|

|основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей |

|амортизационным группам (то есть со сроками полезного использования |

|от одного до пяти лет). По этим группам ускоренная до коэффициента 3 |

|амортизация может начисляться, но только по линейному методу. |

|Существенными для участников лизингового бизнеса в России станут |

|новеллы, касающиеся начисления амортизации автотранспортных средств. |

|Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости начислять |

|амортизацию по ряду автотранспортных средств в зависимости от пробега|

|на 1000 км, как это делалось до последнего времени, что нередко |

|приводило к возникновению у предприятий проблем с налоговыми |

|инспекциями по поводу применения коэффициента 3. Отсутствие в Кодексе|

|запрета на применение ускоренной амортизации для отдельных видов |

|автотранспорта позволяет широко использовать этот механизм, |

|стимулирующий развитие бизнеса, что служит положительным импульсом |

|для последующего развития в России лизинга грузовых автомобилей. |

|Поскольку этот вопрос был недостаточно полно урегулирован |

|законодателем, возникали споры с налоговыми инспекциями на местах. В |

|результате лизинговые компании неоднократно обращались в органы |

|государственного управления с просьбой разъяснить, правомерно ли |

|начислять ускоренную амортизацию по автотранспортным средствам в |

|зависимости от их пробега. |

|Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Министерства|

|финансов РФ в официальном письме от 21 февраля 2001 года № 4/6 |

|сообщил, что применение коэффициента ускорения, если предметом |

|лизинга являются автотранспортные средства, по которым нормы |

|амортизации устанавливаются в процентах от стоимости машины на 1000 |

|км пробега, является правомерным согласно постановлению Правительства|

|РФ от 19 августа 1994 года № 967 «Об использовании механизма |

|ускоренной амортизации и переоценке основных фондов», а также ФЗ «О |

|лизинге». |

|В п. 7 ст. 259 Налогового кодекса говорится: «…для амортизируемых |

|основных средств, которые являются предметом договора финансовой |

|аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации |

|налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше|

|3. Данные положения не распространяются на основные средства, |

|относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в |

|случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется |

|нелинейным методом». |

|Как видно из текста нормы, законодатель установил четкие рамки |

|возможности использования налогоплательщиком коэффициента «не выше |

|3». В тексте этой нормы нет оговорки «с учетом положений п. 9 ст. 259|

|настоящего Кодекса», часто встречающейся в тексте закона и которую |

|применительно к рассматриваемой ситуации при наличии воли |

|законодателя можно было бы использовать. |

|В п. 9 ст. 259 сказано: «по легковым автомобилям и пассажирским |

|микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более|

|300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации |

|применяется со специальным коэффициентом 0,5. |

|Организации, получившие указанные легковые автомобили и пассажирские |

|микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав |

|соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму |

|амортизации со специальным коэффициентом 0,5». |

|Здесь прослеживается явная законодательная поддержка отечественных |

|автозаводов и соответственно возведение барьеров для приобретения |

|импортной техники, ибо большинство зарубежных автомобилей указанных |

|классов значительно дороже приведенных выше показателей стоимости |

|амортизируемого имущества. |

|При анализе рассматриваемой нормы следует обратить внимание на |

|несколько важных обстоятельств. |

|Во-первых, при проведении лизинговых операций основная норма |

|амортизации со специальным коэффициентом 0,5 применяется только |

|тогда, когда легковые автомобили и микроавтобусы такой стоимости |

|ставятся на баланс лизингополучателя. На случай, если эти |

|автотранспортные средства находятся на балансе лизингодателя, в норме|

|закона оговорки нет. Можно предположить, что законодатель имел ввиду |

|применение данной нормы для всех хозяйствующих субъектов, в том числе|

|и лизинговых компаний. Однако если в норме закона нет прямого |

|указания на ограничительный характер использования этой нормы при |

|лизинговых операциях, что, к примеру, было четко зафиксировано в п. 7|

|ст. 259, коэффициент 0,5 лизингодатели могут не применять. |

|Во-вторых, в том случае, если при лизинге легковыхавтомобилей и |

|микроавтобусов имущество находится на балансе лизингополучателя, к |

|основной норме амортизации применяется коэффициет0,5, вследствие чего|

|она становится в два раза меньше. Именно эта уменьшенная основная |

|норма является базой для последующих расчетов. |

|В-третьих, в п. 9 ст.259 нет запрета или какого-либо ограничения на |

|использование нормы, сформулированной в п. 7 ст. 259, - о возможности|

|использования коэффициента «не выше 3». |

|Следовательно, можно сделать вывод, что при лизинге легковых |

|автомобилей и пассажирских микроавтобусов, когда имущество находится |

|на балансе лизингополучателя, к уменьшенной вдвое основной норме |

|амортизации можно применить специальный коэффициент, но не выше 3. |

|В таком случае алгоритм действий налогоплательщика будет следующим. |

|Сначала он включает имущество в соответствующую амортизационную |

|группу и уменьшает основную норму амортизации, применив коэффициент |

|0,5, а затем получает право на корректировку на коэффициент «не выше |

|3». Таким образом, для расчета начисления амортизации используются |

|два коэффициента-сомножителя: 0,5 и «не выше 3», произведение которых|

|дает окончательный результат – «не выше 1,5». |

|В результате, при лизинге легковых автомобилей и пассажирских |

|микроавтобусов, если имущество находится на балансе лизингодателя, |

|можно использовать коэффициент – не выше 3, а если имущество |

|находится на балансе лизингополучателя – не выше 1,5. |

|Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации, в том числе|

|и для лизингодателей, признается выручка от всех поступлений. Такой |

|подход меняет закрепленный в п. 1 ст. 32 ФЗ «О лизинге» порядок, |

|определяющий, что доходом лизингодателя по договору лизинга является |

|его вознаграждение. |

|В Налоговом кодексе РФ предусмотрено предоставление налогоплательщику|

|права уменьшить свои доходов (доходы от реализации товаров (работ и |

|услуг) и имущественных прав, а также внереализационные расходы) на |

|расходы, принимаемые к вычету. |

|Необходимо обратить внимание на ст. 265 НК РФ, где определен состав |

|внереализационных расходов. |

|В подп. 1 п. 1 ст. 265 закреплен порядок отнесения к |

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.