Финансовое планирование и прогнозирование лизинговых платежей
|правах третьих лиц на предмет лизинга. |
|Значительным изменениям подвергнуты нормы Закона, регламентирующие |
|осуществление прав лизингодателя при нарушении лизингополучателем |
|условий договора либо требований законодательства. Лизингодатель |
|вправе бесспорно средства со счета лизингополучателя только в одном |
|случае – когда лизингополучатель не перечисляет лизинговые платежи |
|более двух раз подряд по истечении установленного договором лизинга |
|срока. |
|Закон не обязывает оговаривать в тексте договораобстоятельства, |
|которые стороны считают бесспорным и очевидным нарушением |
|обязательств и которые ведут к прекращению действия договора лизинга |
|и изъятию предмета лизинга. |
|Одновременно статья 11 Закона о лизинге предусматрела право |
|лизингодателя изъять предмет лизинга из владения и пользования у |
|лизингополучателя в случаях и порядке, которые предусмотрены |
|законодательством Российской Федераци и договором лизинга.( |
|Указанный законопроект выполняет следующие задачи: |
|Приводит положения закона «О лизинге» в соответствие с нормами |
|Гражданского кодекса РФ и налогового кодекса РФ, а также нормами |
|международного права. |
|Максимально сокращает нормы, затрагивающие налоговое регулирование |
|лизинга, т. к. данные нормы должны быть закреплены в налоговом |
|законодательстве. |
|Устраняет внутренние противоречия закона «О лизинге». |
|Добавляет новые гражданско-правовые нормы, призванные способствовать |
|развитию лизинга. А именно: |
|Пересматривается общий порядок по распределению между участниками |
|лизинговой сделки обязанностей по содержанию и ремонту предмета |
|лизинга. Указанные обязанности в полном объеме возлагаются на |
|лизингополучателя, за исключением случаев, когда иное предусмотрено в|
|договоре лизинга. |
|Сокращается срок возможного пересмотра лизинговых платежей по |
|соглашению сторон с одного раза в год до одного раза в квартал. |
|Устанавливается возможность страхования гражданской ответственности |
|лизингополучателя по договору лизинга в пользу лизинговой компании. |
|Предусматривается, что специальные требования, предъявляемые к |
|собственникам отдельных видов имущества, распространяются по |
|соглашению сторон либо на лизинговую компанию, приобретающие такое |
|имущество для передачи его в лизинг, либо на лизингополучателя. * |
| |
| |
|* Выступление А. Г. Аксакова «Новое и готовящееся законодательство, |
|влияющее на лизинг в России», Международная практическая конференция|
|«Лизинг в России и СНГ 2001». |
| |
|2.4. Лизинг в Налоговом кодексе. |
| |
|С 1 января 2002 года вступила в действие глава 25 «О налоге на |
|прибыль организаций» налогового кодекса РФ, принятая Государственной |
|Думой 6 июля 2001 года. Принятая глава сохраняет за лизингом |
|преимущества и делает его эффективным источником финансирования |
|капитальных вложений предприятий.( |
|По-прежнему данный способ финансирования будет позволять |
|минимизировать затраты предприятия в сравнении с другими источниками.|
| |
|Глава 25 «Налог на прибыль органитзаций», которая была принята в |
|соответствии с Федеральным законом №110-ФЗ «О внесении изменений и |
|дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и |
|некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах|
|и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов |
|(положений актов) законодательства Российской Федерации о налогах и |
|сборах», СНОСКА. Собрание законодательства РФ, 2001, №33 (часть I), |
|ст. 3413 формирует, по сути, новую амортизационную политику в стране.|
| |
|До ее введения в действие амортизационные отчисления рассчитывались |
|линейным способом в соответствии с Едиными нормами амортизационных |
|отчислений на полное восстановление основных фондов народного |
|хозяйства СССР, утвержденными постановлением Совета Министров СССР от|
|22 октября 1990 года №1072. СНОСКА. Собрание постановлений |
|Правительства РФ, 1990, №30, ст. 140. |
|Теперь все амортизируемое имущество объединяется в 10 групп в |
|зависимости от сроков их полезного использования и принимается на |
|учет по первоначальной (восстановительной) стоимости. Правительству |
|РФ поручено утвердить Классификацию основных средств, включаемых в |
|амортизационные группы. |
|Новый порядок позволит упростить действующий механизм начисления |
|амортизации. Предусматривается увеличение норм амортизации и |
|соответственно сокращение ее сроков в среднем на 25%. |
| |
|( КонсультантПлюс, АНДРЮКИН Ю. |
| |
| |
| |
|Распределение всех объектов имущества по амортизационным группам |
|фактически установит максимальный и минимальный сроки их |
|использования. А организация-налогоплательщик самостоятельно |
|определит срок полезного использования каждого своего основного |
|средства и исходя из этого конкретно рассчитает норму амортизации. |
|В Налоговом кодексе РФ закреплен порядок определения первоначальной |
|стоимости амортизируемого имущества (сумма расходов лизингодателя на |
|его приобретение, за исключением сумм налогов, которые учитываются в |
|составе расходов). |
|В отличие от общего порядка, в первоначальную стоимость предмета |
|лизинга не могут быть включены расходы лизингодателя на сооружение, |
|изготовление и доведение предмета лизинга до состояния, в котором оно|
|пригодно для использования (п. 1 ст. 257 НК РФ). Это означает, к |
|примеру, что вводится запрет на включение расходов, связанных с |
|монтажными и пусконаладочными работами. В результате норма закона |
|провоцирует лизингодателя и поставщика (продавца) имущества на |
|включение такого рода расходов в договор купли-продажи. Однако точно |
|учесть эти расходы заранее очень сложно. |
|Согласно п. 7 ст. 258 НК РФ имущество, полученное (переданное) в |
|финансовую аренду по договору лизинга, включается в определенную |
|амортизационную группу той стороной, у которой данное имущество |
|учитываться в соответствии с условиями договора финансовой аренды |
|(договора лизинга). |
|Таким образом, в Налоговом кодексе РФ, так же как и в ФЗ «О лизинге» |
|(п. 1 ст. 12), закреплено право свободы выбора сторонами договора |
|лизинга балансодержателя имущества. |
|Вместе с тем в п. 1 ст. 256 НК РФ установлено, что амортизируемым |
|признается имущество, которое находится у налогоплательщика на праве |
|собственности и используется им для извлечения дохода и стоимость |
|которого погашается путем начисления амортизации. Собственником |
|имущества по договору лизинга может быть только лизингодатель. |
|Соответственно, если руководствоваться этой нормой, то |
|лизингополучатель не может начислять амортизацию, поскольку у него |
|предмет лизинга находится только на праве владения и пользования. Из |
|этого следует, что имущество не может находиться на балансе |
|лизингополучателя. |
|В соответствии с п. 18 Положения по бухгалтерскому учету «Учет |
|основных средств» ПБУ 6/01 предприятиям предоставляется право |
|самостоятельно устанавливать срок полезной эксплуатации основных |
|средств и при этом использовать один из четырех способов начисления |
|амортизации (линейный, уменьшаемого остатка, по сумме числа лет срока|
|полезного использования, списания стоимости пропорционально объему |
|продукции (работ) ). Однако при лизинге для налоговых целей в |
|настоящее время используется только один метод начисления амортизации|
|– линейный. |
|С 1 января 2002 года в соответствии со ст. 259 Налогового кодекса РФ |
|налогоплательщики могут по своему выбору пользоваться двумя способами|
|начисления амортизации – линейным и нелинейным. Причем оба способа |
|могут использоваться для налоговых целей. Выбор метода начисления |
|амортизации по первым семи группам (срок полезного использования от 1|
|до 20 лет) осуществляется налогоплательщиком самостоятельно и |
|применяется на протяжении всего срока амортизации. Этот выбор следует|
|зафиксировать в приказе по предприятию и отразить в учетной политике.|
|Если имущество относится к восьмой – десятой группам (срок полезного |
|использования – свыше 20 лет), применяется только линейный метод |
|начисления амортизации. |
|Одной из наиболее значимых для лизинга в Налоговом кодексе РФ |
|представляется норма п. 7 ст. 259, закрепляющая право использования |
|налогоплательщиком коэффициента ускоренной амортизации при лизинговых|
|операциях – не выше 3. Причем это право можно задействовать как при |
|линейном, так и при нелинейном методе начисления амортизации. |
|Однако при нелинейном методе существует одно ограничение. Право |
|применения коэффициента ускоренной амортизации не распространяется на|
|основные средства, относящиеся к первой, второй и третьей |
|амортизационным группам (то есть со сроками полезного использования |
|от одного до пяти лет). По этим группам ускоренная до коэффициента 3 |
|амортизация может начисляться, но только по линейному методу. |
|Существенными для участников лизингового бизнеса в России станут |
|новеллы, касающиеся начисления амортизации автотранспортных средств. |
|Налоговый кодекс не содержит требований о необходимости начислять |
|амортизацию по ряду автотранспортных средств в зависимости от пробега|
|на 1000 км, как это делалось до последнего времени, что нередко |
|приводило к возникновению у предприятий проблем с налоговыми |
|инспекциями по поводу применения коэффициента 3. Отсутствие в Кодексе|
|запрета на применение ускоренной амортизации для отдельных видов |
|автотранспорта позволяет широко использовать этот механизм, |
|стимулирующий развитие бизнеса, что служит положительным импульсом |
|для последующего развития в России лизинга грузовых автомобилей. |
|Поскольку этот вопрос был недостаточно полно урегулирован |
|законодателем, возникали споры с налоговыми инспекциями на местах. В |
|результате лизинговые компании неоднократно обращались в органы |
|государственного управления с просьбой разъяснить, правомерно ли |
|начислять ускоренную амортизацию по автотранспортным средствам в |
|зависимости от их пробега. |
|Заместитель руководителя Департамента налоговой политики Министерства|
|финансов РФ в официальном письме от 21 февраля 2001 года № 4/6 |
|сообщил, что применение коэффициента ускорения, если предметом |
|лизинга являются автотранспортные средства, по которым нормы |
|амортизации устанавливаются в процентах от стоимости машины на 1000 |
|км пробега, является правомерным согласно постановлению Правительства|
|РФ от 19 августа 1994 года № 967 «Об использовании механизма |
|ускоренной амортизации и переоценке основных фондов», а также ФЗ «О |
|лизинге». |
|В п. 7 ст. 259 Налогового кодекса говорится: «…для амортизируемых |
|основных средств, которые являются предметом договора финансовой |
|аренды (договора лизинга), к основной норме амортизации |
|налогоплательщик вправе применять специальный коэффициент, но не выше|
|3. Данные положения не распространяются на основные средства, |
|относящиеся к первой, второй и третьей амортизационным группам, в |
|случае, если амортизация по данным основным средствам начисляется |
|нелинейным методом». |
|Как видно из текста нормы, законодатель установил четкие рамки |
|возможности использования налогоплательщиком коэффициента «не выше |
|3». В тексте этой нормы нет оговорки «с учетом положений п. 9 ст. 259|
|настоящего Кодекса», часто встречающейся в тексте закона и которую |
|применительно к рассматриваемой ситуации при наличии воли |
|законодателя можно было бы использовать. |
|В п. 9 ст. 259 сказано: «по легковым автомобилям и пассажирским |
|микроавтобусам, имеющим первоначальную стоимость соответственно более|
|300 тысяч рублей и 400 тысяч рублей, основная норма амортизации |
|применяется со специальным коэффициентом 0,5. |
|Организации, получившие указанные легковые автомобили и пассажирские |
|микроавтобусы в лизинг, включают это имущество в состав |
|соответствующей амортизационной группы и применяют основную норму |
|амортизации со специальным коэффициентом 0,5». |
|Здесь прослеживается явная законодательная поддержка отечественных |
|автозаводов и соответственно возведение барьеров для приобретения |
|импортной техники, ибо большинство зарубежных автомобилей указанных |
|классов значительно дороже приведенных выше показателей стоимости |
|амортизируемого имущества. |
|При анализе рассматриваемой нормы следует обратить внимание на |
|несколько важных обстоятельств. |
|Во-первых, при проведении лизинговых операций основная норма |
|амортизации со специальным коэффициентом 0,5 применяется только |
|тогда, когда легковые автомобили и микроавтобусы такой стоимости |
|ставятся на баланс лизингополучателя. На случай, если эти |
|автотранспортные средства находятся на балансе лизингодателя, в норме|
|закона оговорки нет. Можно предположить, что законодатель имел ввиду |
|применение данной нормы для всех хозяйствующих субъектов, в том числе|
|и лизинговых компаний. Однако если в норме закона нет прямого |
|указания на ограничительный характер использования этой нормы при |
|лизинговых операциях, что, к примеру, было четко зафиксировано в п. 7|
|ст. 259, коэффициент 0,5 лизингодатели могут не применять. |
|Во-вторых, в том случае, если при лизинге легковыхавтомобилей и |
|микроавтобусов имущество находится на балансе лизингополучателя, к |
|основной норме амортизации применяется коэффициет0,5, вследствие чего|
|она становится в два раза меньше. Именно эта уменьшенная основная |
|норма является базой для последующих расчетов. |
|В-третьих, в п. 9 ст.259 нет запрета или какого-либо ограничения на |
|использование нормы, сформулированной в п. 7 ст. 259, - о возможности|
|использования коэффициента «не выше 3». |
|Следовательно, можно сделать вывод, что при лизинге легковых |
|автомобилей и пассажирских микроавтобусов, когда имущество находится |
|на балансе лизингополучателя, к уменьшенной вдвое основной норме |
|амортизации можно применить специальный коэффициент, но не выше 3. |
|В таком случае алгоритм действий налогоплательщика будет следующим. |
|Сначала он включает имущество в соответствующую амортизационную |
|группу и уменьшает основную норму амортизации, применив коэффициент |
|0,5, а затем получает право на корректировку на коэффициент «не выше |
|3». Таким образом, для расчета начисления амортизации используются |
|два коэффициента-сомножителя: 0,5 и «не выше 3», произведение которых|
|дает окончательный результат – «не выше 1,5». |
|В результате, при лизинге легковых автомобилей и пассажирских |
|микроавтобусов, если имущество находится на балансе лизингодателя, |
|можно использовать коэффициент – не выше 3, а если имущество |
|находится на балансе лизингополучателя – не выше 1,5. |
|Статьей 249 НК РФ установлено, что доходом от реализации, в том числе|
|и для лизингодателей, признается выручка от всех поступлений. Такой |
|подход меняет закрепленный в п. 1 ст. 32 ФЗ «О лизинге» порядок, |
|определяющий, что доходом лизингодателя по договору лизинга является |
|его вознаграждение. |
|В Налоговом кодексе РФ предусмотрено предоставление налогоплательщику|
|права уменьшить свои доходов (доходы от реализации товаров (работ и |
|услуг) и имущественных прав, а также внереализационные расходы) на |
|расходы, принимаемые к вычету. |
|Необходимо обратить внимание на ст. 265 НК РФ, где определен состав |
|внереализационных расходов. |
|В подп. 1 п. 1 ст. 265 закреплен порядок отнесения к |
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9
|