Дипломная работа: Принципы прокурорского надзора
В соответствии с новым
Уложением, составленным в 1767 году, на прокуроров была возложена обязанность
«государственного преследования преступлений», установления тесной связи с
судом и осуществления «попечительского» отношения к частным лицам, нуждающимся
в государственной защите.
Согласно Указу от 7
ноября 1775 года «О прокурорской и стряпчей должности», губернский прокурр
должен был доносить наместническому правлению, а нижестоящие прокуроры –
губернскому прокурору о «не точном в судебном месте исполнении законов,
учреждений, указов, о медлении по делам в производстве». Приоритет отдавался
делам, в которых содержался «казённый интерес». Прежде чем вынести по такому
делу решение, суд обязан был сообщить об этом прокурору и выслушать заключение
прокурора. Однако суд при принятии решения не был связан заключением прокурора.
Учреждениями для
управления губерний была определена структура прокуратуры, в её состав входили
четыре прокурора (губернский, при верхнем земском суде, при губернском
магистрате, при верхней расправе) и восемь стряпчих, а также по одному уездному
стряпчему. Прокуроры и восемь стряпчих назначались Сенатом, уездные –
губернским правлением.
В обязанности прокуроров
и стряпчих входило, как и ранее, «охранение» закона и «преследование» его
интересов в правительственных установлениях. «Охранение» законов осуществлялось
путём:
1.
Предупреждения
его нарушений;
2.
Содействия к их
пресечению;
3.
Ведения судебных
дел для наказания виновных и восстановления законного порядка или нарушенных
прав «казны».
Дальнейшая
законотворческая деятельность Екатерины II а области прокуратуры и прокурорского надзора была
направлена на совершенствование системы органов прокуратуры и повышение влияния
прокуратуры на состояние законности в государстве Российском.
При Павле I (1796 – 1801), одержимом идеей «всё
созданное ЕкатеринойII изменить и переделать»,
был существенно ослаблен прокурорский надзор как в центре, так и на местах. В
значительной мере были сокращены штаты прокуроров и стряпчих. В 1797 году
ликвидированы должности губернских стряпчих. Взамен прокурорского надзора в
губерниях была восстановлена система фискальной службы.
Во время царствования
Александра II (1855-1881) прокурорский надзор был
возрождён, причём генерал-прокурор наделён полномочиями министра юстиции. Эпоха
Александра I характерна тем, что по инициативе и
под руководством выдающегося юриста М.М.Сперанского был разработан Свод законов
Российской империи, который действовал до 1917 года.
Деятельность органов
прокуратурфы была существенно трансформирована и усилена в царствование
Александра II (1855-1881).
Ещё до судебной реформы
1864 года, Государственный совет Российской империи принял Основные положения о
прокуратуре, в которых определялись государственное назначение прокурорского
надзора, его содержание, задачи и полномочия прокуроров. Весьма чётко было
сформулировано назначение прокуратуры: «…наблюдение за точным и единообразным
исполнением законов в Российской империи». Основные положения о прокуратуре
устанавливали принципы организации и деятельности прокуратуры, являвшиеся
незыблемыми на протяжении всего существования Российской империи. К их числу
были отнесены:
1.
Единство и
строжайшая централизация органов прокурорского надзора;
2.
Осуществление
«верховного» надзора в империи генерал-прокурором (он же министр юстиции);
3.
Строгая
подчинённость нижестоящих прокуроров вышестоящим;
4.
Несменяемость
прокуроров;
5.
Независимость
прокуроров при принятии ими любого решения от местных влияний.
Обеспечению
независимости прокуроров от местных влияний в существенной мере способствовал
установленный порядок их назначения и освобождения от занимаемой должности.
Генерал-прокурор и губернские прокуроры назначались и освобождались рескриптом
императора. Назначение на должности нижестоящих прокуроров и их освобождение
составляли прерогативу генерал-прокурора Российской империи.
К установленному порядку
формирования органов прокуратуры следует добавить и такое весьма существенное
обстоятельство, как материальное обеспечение прокуроров. Юристы прошлого века
говорили, что «нет ничего более дорогого в государстве, как дешёвый суд, и что мы
не за вознаграждение работаем, но на него живём». Российское государство
стремилось уберечь служителей законности и правосудия от вступления на путь
взяточничества и казнокрадства. В этом были достигнуты определённые успехи,
хотя и в то время имели распространение факты негативного характера. Необходимо
иметь в виду, что прокуроры всех рангов назначались на соответствующие посты
пожизненно. Прокурор, занимая опеделённую должность, мог быть уверенным в своём
будущем.
Также необходимо
учитывать такой фактор, как сословное представительство при формировании
корпуса прокурорского надзора. Только представители дворянского сословия,
главным образом дворянства потомственного, могли претендовать на вакансии
прокурорских должностей. Уже в силу одного этого обстоятельства они являлись
ревностными защитниками царского пестола.[18]
Весьма характерно, что в
соответствии с судебной реформой 1864 года наряду с назначением и порядком
деятельности прокуроров в уголовном процессе весьма чётко определялось то, что
прокуратура не должна вмешиваться в деятельность суда, ущемлять или
ограничивать самостоятельность судей при принятии ими решений по
рассматриваемым ими делам. При этом уравнивались в правах прокурор-обвинитель и
защитник. На прокурора возлагалось постоянное наблюдение за производством
предварительного следствия судебными следователями; они были вправе возбуждать
уголовные дела; в его обязанности входило «обличение обвиняемых перед судом»,
то есть поддержание обвинения; прокуроры приносили протесты на решения судов в
кассационном и аппеляционном порядке; им вменялось в обязанность осуществление
надзора за точностью и безотлагательностью исполнения судебных приговоров по
уголовным делам.
После убийства 1 марта
1881года Александра II преемник
Александр III принял меры к усилению судебной
репрессии в отношении революционно настроенных масс; существенно ограничивались
полномочия суда присяжных, и, наоборот, расширялась сфера коронного суда.
Рескриптом Александра III
была учреждена комиссия во главе с генерал-прокурором Н.В.Муравьёвым, которая в
течение шести лет упорно работала над проектом закона об усилении прокурорского
надзора, о превращении прокуратуры в сугубо карательный орган.[46]
Эта сторона деятельности
прокуроров особо отчётливо проявилась после революции 1905 года. Органы юстиции
России ответили на революционные выступления народа массовыми репрессиями,
карательными экспедициями, военно-полевыми судами, политическими убийствами и
погромами. Военно-полевые суды только с 19 августа 1906 года по 20 апреля 1907
года вынесли всвыше 1000 смертных приговоров. Военно-полевые суды за период с
1907 по 1909 г. осудили на смертную казнь 3196 человек. Ни о какой законности и
справедливости в деятельности прокуроров не могло быть и речи.
Реакционным, сугубо
карательным органом прокуратура России продолжала оставаться вплоть до
ликвидации её вместе с рухнувшим царским самодержавием в 1917 году. Именно
реакционная сущность царской прокуратуры, особенно проявившаяся в начале XX века, послужила основной причиной
того, что в советской России прокуратура как государственный орган по надзору
за точным и единообразным исполнением законов была создана только в мае 1922
года.[18,с.12-13]
1.2.
Создание
советской прокуратуры
1917 год стал переломным
в жизни многих миллионов людей Российской империи. Февральская
буржуазно-демократическая революция и Великая октябрьская революция
уничтожили Российскую империю и создали новый тип государства, который вошёл в
историю как советское государство. Уничтожив реакционную царскую прокуратуру,
большевики создали советскую прокуратуру. Декрет о суде №1, принятый Советом
Народных Комиссаров 24 ноября 1917 года, гласил: «Упразднить доныне
существовавшие институты судебных следователей, прокурорского надзора…»
[85,с.23]
После нескольких лет
борьбы за установление своей власти большевики подняли вопрос об укреплении
законности в стране. Вождь советского государства В.И.Ленин подчёркивал
необходимость строжайшего революционного порядка, борьбы с контрреволюцией,
саботажем, спекуляцией. Революционная законность рассматривалась им как одно из
средств защиты завоеваний революции, советского государства от нападения врагов
пролетариата и подавления их сопротивления, как одно из средств борьбы за
революционное переустройство общества на социалистических началах, одно из
условий успешного строительства социализма, охраны прав граждан.[69]
VI Всероссийский Чрезвычайный съезд
Советов принял по инициативе Ленина постановление “О точном соблюдении
законов”.[85] Отмечая, что за год существования, государство выработало основы
законов республики, точное соблюдение которых необходимо для дальнейшего
развития и укрепления власти рабочих и крестьян, съезд призвал всех граждан
республики, все органы и всех должностных лиц Советской власти к строжайшему
соблюдению законов РСФСР, изданных и издаваемых центральной властью
постановлений и распоряжений.[20]
Основным орудием
проведения в жизнь советских законов стал советский государственный аппарат.
Контроль за соблюдением законов возлагался на Центральные Исполнительные
Комитеты, Советы Народных Комиссаров и создаваемые ими органы. Важную роль в
обеспечении законности играли Народный Комиссариат Юстиции, советские судебные
учреждения, Народный Комиссариат Государственного Контроля, Рабоче-Крестьянская
Инспекция.
С переходом советского
государства к мирной жизни задача всемерного укрепления законности и
обеспечение её единства ещё более возросла. Её решение потребовало проведения
мер, направленных на дальнейшее развитие организационно-правовых гарантий
точного исполнения законов. Усиления борьбы с их нарушениями.
Для этого нужно было
создать специальный орган, который действовал бы от имени центральной верховной
власти, содействовал бы укреплению единой законности на всей территории страны
и правильно организовывал бы борьбу с преступностью. Осуществление такой
функции по инициативе В.И.Ленина было решено возложить на советскую
прокуратуру. Процесс организации прокуратуры и принципы её деятельности и
организации отражены в работах В.И. Ульянова (Ленина): «О «двойном» подчинении
и законности», «К населению», «Очередные задачи советской власти» и других
[49,с.199].
Самым важным принципом
организации и деятельности прокуратуры Ленин считал принцип законности. Ленин
В.И. утверждал, что “…законность не может быть калужская и казанская, а должна
быть единая всероссийская и даже единая для всей федерации Советских
республик”.[49,с.198] Он писал: «Трудна борьба с местничеством, с
мелкособственническими привычками. Это нельзя сделать сразу, но пролетариат
должен проводить эту истину в жизнь, ибо без этого построить социализм
нельзя».[50,с.422]
Ленин, сыгравший без
сомнения одну из руководящих ролей в организации прокуратуры на началах
централизации, определил и главные принципы её деятельности: «Прокурор имеет
право и обязан делать только одно: следить за установлением действительно
единообразного понимания законности во всей республике, несмотря ни на какие
местные различия и вопреки каким бы то ни было местным влияниям»[49,с.198]
Попытки смотреть на
прокурора, как на «своего» человека, и оказывать влияние на его действия и
поведение были присущи не только тому времени, но и современности. Именно они
представляют постоянную угрозу потери фактической, реальной независимости
прокуроров. И, предвидя подобное, в 1922 году В.И.Ульянов (Ленин) предостерегал:
«Нет сомнения, что мы живём в море беззаконности и что местное влияние является
одним из величайших, если не величайшим противником установления законности и
культурности» [ 51,с.200]
В трудах В.И.Ленина были
сформированы следующие принципы организации и деятельности прокуратуры: принцип
революционной законности, принцип централизации и единства, принцип гласности,
принцип взаимодействия прокуратуры с другими государственными органами,
общественными организациями и трудовыми коллективами, принцип независимости.
[33]
В первые годы советской власти страна
вообще обходилась без прокуратуры. В Белорусской ССР, как и в других союзных
республиках, до 1922 года не было специального органа высшего надзора за точным
и единообразным исполнением законов. Эту функцию осуществляли Центральный
исполнительный комитет (ЦИК) и Совет народных комиссаров (СНК) БССР,
Рабоче-крестьянская инспекция (РКИ), Наркомюст БССР, революционные комитеты,
местные Советы и их исполнительные комитеты, народные судьи. Обвинение в судах
поддерживали: члены коллегии правозащитников, коллегии защитников, обвинителей
и представителей сторон в гражданском процессе, коллегии обвинителей при
революционных трибуналах, лица, призываемые к выполнению этой функции в порядке
обязательной трудовой повинности, представители заинтересованных ведомств и
учреждений, консультанты органов юстиции.[58]
Положение о Народном комиссариате юстиции
СССР, утвержденное Президиумом ЦИК БССР 3 января 1922 года, предусмотрело при
судебных органах республики должности прокурора Кассационного трибунала,
прокурора Революционного трибунала и товарищей прокурора. Последние состояли
при Совете народных судей, а также выполняли функции надзора за законностью в
уездах.
В соответствии с решениями II
съезда деятелей юстиции Белоруссии в начале 1922 года были созданы органы
охраны революционной законности (соответствующий отдел в аппарате Наркомата
юстиции БССР и такие же отделы на местах).
В целях осуществления надзора за
соблюдением законности и в интересах правильной постановки борьбы с
преступностью в Белорусской ССР 26 июня 1922 года было утверждено Положение о
прокурорском надзоре.[65]
Прокуратура учреждалась на правах отдела в
составе Наркомата юстиции. Главой прокуратуры по должности являлся Народный
комиссар юстиции. Он был ответственным перед Президиумом ЦИК БССР и подчинен
ему. В непосредственном подчинении Народного комиссара юстиции как прокурора
республики находились помощники прокурора, назначаемые им из работников
центра и из числа кандидатов, выдвигаемых местными органами управления
(городскими и уездными исполнительными комитетами). Увольнение и отстранение
помощников от должности производилось по усмотрению прокурора республики, перед
которым они ежемесячно отчитывались о своей деятельности.
Прокуратура осуществляла надзор за точным
исполнением законов путем проверки законности действий служащих государственных
учреждений, общественных и частных организаций и граждан, опротестования
противоречащих закону постановлений, возбуждения против виновных уголовного
преследования, непосредственного наблюдения за деятельностью органов дознания и
следствия, а также органов Государственного политического управления. В
компетенцию прокуратуры входило также осуществление надзора за законностью и
обоснованностью судебных решений и за соблюдением законности в местах лишения
свободы.[59]
В компетенцию прокуратуры
входило осуществление от имени государства надзора за законностью действий
государственных учреждений, общественных и частных организаций и граждан.
Надзор осуществлялся путем опротестования противоречащих закону постановлений,
возбуждения уголовного преследования против виновных, проверки законности
действий органов следствия, дознания и органов ГПУ. На прокуратуру возлагался
надзор за законностью и обоснованностью решений судов и за соблюдением
законности в местах лишения свободы. Прокурором республики являлся Народный
комиссар юстиции, который был подотчетен и ответственен перед Президиумом ЦИК
БССР. В соответствии со ст.3 Положения прокурору было предоставлено право требовать
от всех действующих в республике административных учреждений и должностных лиц
необходимые сведения и материалы. Эти требования являлись обязательными для
исполнения. В непосредственном подчинении Прокурора республики находился
входящий в состав Наркомюста БССР отдел прокуратуры.[69]
Местными органами
Прокуратуры республики являлись окружные, уездные и участковые прокуратуры.
Положение о прокурорском
надзоре БССР в основном было аналогично Положению РСФСР. Отличалось оно лишь
тем, что в республике не было губернских прокуроров, ибо не существовало
губерний. Кроме того, Положение БССР не касалось надзора за деятельностью
военных и военно-транспортных трибуналов, поскольку они не входили в судебную
систему БССР.
О дальнейшем развитии
правового регламентирования прав и обязанностей лиц, осуществлявших
прокурорский надзор с первых лет его зарождения, свидетельствует изданная НКЮ
БССР инструкция «О правах и обязанностей помощников прокурора республики»,
которая была утверждена Президиумом ЦИК БССР 4 августа 1922 года. Она содержала
четыре главы о правах и обязанностях прокуроров в области наблюдения за
законностью. Например, в главе первой Инструкции указывалось на необходимость
внесения в местные исполкомы протестов об отмене незаконных постановлений и распоряжений
подчиненных им организаций и должностных лиц, в том числе и заведующих отделами
исполкомов. При несогласии уездного исполкома с протестом помощника прокурора
вопрос переносился на решение Прокурора республики. В случае выявления
незаконных действий исполкомов и членов их президиумов, а также органов, не
подчиненных местному исполкому, помощник прокурора, работавший в уезде, обязан
был об этом внести представление в отдел Прокуратуры НКЮ БССР. Подробная
законодательная регламентация прав и обязанностей прокуроров способствовала
активизации прокурорского надзора, повышению его уровня и эффективности.
Особо важное значение для
укрепления законности в республике в то время имело постановление третьей
сессии ЦИК БССР о распространении на территории Белоруссии с июля 1922 года
Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РСФСР. К концу 1922 года в
республике проводились частичная реорганизация и упрощение системы судебных
органов. По решению СНК БССР с 1 сентября 1922 года Революционный трибунал и Совет
народных судей упразднялись, вместо них был создан Высший суд республики, в
составе которого действовали три отделения: особой подсудности, уголовное и
гражданское. Вместо кассационного трибунала и отдела Высшего судебного контроля
НКЮ был образован Высший кассационный суд, являвшийся для Высшего суда
кассационной инстанцией. При высшем кассационном суде состоял помощник
Прокурора республики. Согласно Положению о прокурорском надзоре БССР, прокуроры
участвовали в распорядительных заседаниях судов, поддерживали в суде обвинение,
имели право опротестования приговоров и определений в кассационном порядке и в
порядке высшего судебного контроля.
В течение 1923 года
органы прокуратуры республики были окончательно сформированы и проводили в
центре и на местах большую работу по укреплению законности и борьбе с
преступными элементами.[76] В том же году на второй сессии ЦИК БССР было
принято и введено с 15 апреля 1923 года в действие Положение о судоустройстве,
разработанное на основе аналогичного акта РСФСР. Устанавливалась единая система
судебных учреждений: народный суд, Высший суд, Верховный суд.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8
|