рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Принципы прокурорского надзора

Особое значение положение о равенстве всех перед законом приобретает в условиях расширяющейся демократии и нашего продвижения к правовому государству [30,с.4] .

3.4. Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими

правоохранительными органами

Данный принцип рассматривается как принцип в деле укрепления законности и правопорядка (ст.4 п.4). Вернее было бы несколько расширить это понятие, дополнив эту статью, как сделано в Законе «О прокуратуре Российской Федерации» указанием на взаимодействие не только с правоохранительными, но и с другими государственными органами, общественными организациями и трудовыми коллективами.[19]

Для исправного, надлежащего исполнения возложенных на органы прокуратуры функций надзора и организации борьбы с правонарушениями и преступностью существует объективная, то есть вызванная самой жизнью, потребность и необходимость взаимодействия органов прокуратуры с Советами депутатов и местной администрацией, другими органами власти и управления, в первую очередь с правоохранительными органами, а также трудовыми коллективами и широкой общественностью, ибо любое государство, а демократическое, тем более, без этой связи, без постоянной опоры на массы и поддержки общества, своего народа, многое теряет. Задача укрепления законности и правопорядка, как никакая другая, требует этой согласованности и координации действий, постоянного взаимодействия.

Реализация её предполагает разработку совместных мер по искоренению правонарушений, условий и причин, их порождающих, объединению усилий там, где это возможно, по борьбе с негативными явлениями, проведению единой согласованной политики в самой карательной практике, в подходах к тем или иным явлениям, связанным с нарушениями законов и законности на тех или иных участках работы.[21]

Названные действия органов прокуратуры могут выражаться в самых различных формах:

¨         Организации совместных проверок, выездов на места в составе комплексных групп и бригад, совместных разработках перспективных планов, мероприятий и программ, информировании местных и республиканских органов власти и управления о состоянии законности и правопорядка на тех или иных участках, территориях, в сферах деятельности;

¨         Выработке совместных предложений по устранению причин и условий, порождающих правонарушения, и представление их этим органам;

¨         Обобщении прокурорско-следственной и судебной практики по борьбе с преступностью и выработке на этой основе дополнительных и конкретных мер, направленных на повышение эффективности этой работы и др.[74]

Органы прокуратуры взаимодействуют также с постоянными комиссиями Советов по делам несовершеннолетних, наблюдательными комиссиями, товарищескими судами, народными дружинами по поддержанию общественного порядка и т. д. Многие из этих видов деятельности прокуратуры закреплены в ряде законодательных актов как обязательные нормы.

Широко практикуется также регулярное информирование трудовых коллективов, общественности о результатах прокурорских проверок о состоянии законности, о криминогенной обстановке, в том числе используются средства массовой информации, включая электронные. Но при этом важно проявлять чувство меры, не допускать смешения функций и подмены их, сохраняя и оберегая самостоятельность и компетенцию всех органов и организаций, добиваться того, чтобы каждый добросовестно выполнял свои задачи, функции и обязанности, возложенные на него законом.[56,с.46]

3.5. Принцип гласности и открытости

Пятый принцип организации и деятельности прокуратуры, согласно Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» звучит так: «…органы прокуратуры действуют гласно и открыто в той мере, в какой это не противоречит требованиям закона об охране прав и свобод личности, а равно государственной и иной охраняемой законом тайны». [1]

Другими словами, демократизация и гласность должна быть присуща и деятельности прокуратуры. Они не могут стоять в стороне от глобальных процессов, происходящих в государстве и обществе. Как бы активно и добросовестно прокуроры и следователи ни работали, но если они будут рассчитывать только на свои собственные силы, не будут опираться на помощь граждан, общественности, действовать замкнуто, отгородившись от жизни, они никогда не смогут добиться поставленных перед ними целей.[55]

Анализ, оценка деятельности органов прокуратуры в прошлые годы убедительно показывают, какой вред приносила эта «засекреченность» в деятельности следователей, защиты и прокуроров на всех направлениях, в особенности в раскрытии и расследовании преступлений.

Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительных органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, от широкой общественности вообще, порождало ложное, порой извращённое представление в глазах общественности о деятельности органов юстиции.

Теперь этот принцип закреплён в Законе «О прокуратуре Республики Беларусь», принятом 29 января 1993 года (с изменениями и дополнениями).

Если раньше состояние законности и правопорядка в районе, городе, области и республике, а также уровень и динамика уголовной преступности хранились прокурорами «за семью печатями», то отныне прокуроры не только могут, но даже обязаны информировать об этом коллективы трудящихся, самую широкую общественность, чтобы привлечь к этим проблемам её внимание, мобилизовать усилия всех на активную и бескомпромиссную борьбу с нарушениями законности и правопорядка.

Демократия и гласность дают им возможность оказывать влияние на формирование общественного мнения вокруг правонарушений и лиц, их допустивших, активно воздействовать на правосознание людей, тем самым повышать их правовую культуру, без чего не может быть настоящего правового демократического государства и подлинного гражданского общества.[48] Работать в условиях демократии и гласности – это значит: всесторонне учитывать общественное мнение при решении любого вопроса, связанного с установлением и устранением нарушений закона; опираясь на помощь и содействие граждан, трудовых коллективов и общественных организаций в ликвидации и предупреждении нарушений закона; активно использовать средства массовой информации в борьбе за торжество законности и правопорядка.[21]

Вместе с тем, прокуроры и следователи обязаны исходить из требований закона о том, чтобы успешному раскрытию и расследованию преступлений не мешало разглашение данных предварительного следствия. Сохраняет свою силу и правило, закреплённое в указанной норме закона, о том, что данные предварительного следствия могут быть преданы огласке только с разрешения следователя или прокурора и только в том объёме, в каком они признают это необходимым.[48]

Прокуратура Республики Беларусь, присоединившаяся к Международному пакту о гржданских и политических правах (1966г.), стремится не к декларативному, а реальному воплощению на деле принципа гласности. Пункт 1 статьи 14 этого документа гласит: «Все лица равны перед судами и трибуналами. Каждый имеет право при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявленного ему, или при определении его прав и обязанностей в каком-либо гражданском процессе на справедливое и публичное разбирательство дела компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Печать и публика могут не допускаться на всё судебное разбирательство или часть его по соображениям морали, общественного порядка или государственной безопасности в демократическом обществе или когда того требуют интересы частной жизни сторон, или – в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо, - при обстоятельствах, когда публичность нарушала бы интересы правосудия; однако любое судебное постановление по уголовному или гражданскому делу должно быть публичным за исключением тех случаев, когда интересы несовершеннолетних требуют другого или когда дело касается матримониальных споров или опеки над детьми».[88,с.41]

Между тем, практика свидетельствует, что на волне гласности нередко средства массовой информации и отдельные журналисты разглашают обстоятельства совершённого преступления, имеющие важное доказательственное значение. Итог этого недержания информации и погони за сенсациями подчас весьма плачевен: многих доказательств органы предварительного следствия подчас лишаются вовсе, а это, в свою очередь, ведёт к нераскрытию преступления и уходу виновных лиц от ответственности. То есть, в этом деле должны быть мера и чувство ответственности.

Реализуя этот принцип, важно учитывать и такие обстоятельства. По определённой категории уголовных дел, главным образом, связанных с преступлениями против личности, нередко затрагиваются сугубо интимные стороны личной жизни участников уголовного процесса – задержанных и арестованных, потерпевших, свидетелей и др. Делать это публичным достоянием ни при каких условиях недопустимо. Это антиконституционно, незаконно и просто безнравственно, аморально. Не случайно закон обязывает суды рассматривать такого рода дела только в закрытых судебных заседаниях. В настоящее время, когда у нас принят и действует Закон «Об оперативно-розыскной деятельности в Республике Беларусь», когда она легализована и снят покров таинственности с этой деятельности органов внутренних дел и комитета государственной безопасности, возникает проблема допустимости информации публичного характера о ходе и результатах различного рода оперативно-розыскных мероприятий.[56]

Но сколько бы ни спорили и не предъявляли друг другу претензии прокуроры и оперативники, интересы государства, да и личности в ряде случаев требуют и здесь блюсти определённый порядок, знать чувство меры и хранить в тайне некоторую информацию, то есть несколько отступать от принципов гласности. Это неизбежно и необходимо.

Поэтому в каждой прокуратуре должны быть определены, назначены персонально должностные лица, осуществляющие надзор за законностью в этой сфере деятельности. [48] Так, собственно, и делается на практике. Этим должностным лицам – прокурорам и следователям – оформляется соответствующий допуск к работе с секретными документами, с них берут расписки о неразглашении ставших им известными по долгу службы секретных данных и сведениях. Такой порядок определён также законом и есть во всех государствах. Ведь такое исключение (изъятие) из общего правила и основополагающего принципа гласности преследует одну единственную цель – способствовать успешному и быстрому раскрытию и расследованию преступлений, установлению истины по делу и сохранению в неизменности установленных по уголовным делам доказательств. А это и есть главное в деятельности органов.

Кроме того, в производстве органов расследования и суда всегда или часто находится определённая категория уголовных дел, так или иначе связанных с государственной тайной. Расследование по таким делам осуществляется в порядке секретного производства, а их рассмотрение происходит в закрытых судебных заседаниях. Это предусмотрено также законом.

В новом Уголовно-процессуальном кодексе (ч.2 ст.23) говорится: «Разбирательство уголовного дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в интересах обеспечения охраны государственных секретов и иной охраняемой законом тайны, а также по делам о преступлениях, совершённых лицами, не достигшими шестнадцатилетнего возраста, по делам о новых преступлениях и другим делам в целях предотвращения разглашения сведений об интимных сторонах жизни учавствующих в деле лиц либо сведений, унижающих их достоинство, и в случае, когда этого требуют интересы обеспечения безопасности потерпевшего, свидетеля или иных участников уголовного процесса, а также членов их семей или близких родственников и других лиц, которых они обоснованно считают близкими». Согласно ч.4 ст.23 УПК «по делам, рассмотренным в закрытом судебном заседании, публично оглашается только результативная часть приговора, определения, постановления суда». [9]

Необходимо подчеркнуть, что, проводя в жизнь принцип демократии и гласности, прокуроры способствуют тем самым не только укреплению связей органов прокуратуры с общественностью, но помогают воспитанию у граждан уважения к закону и правилам общежития, соблюдению норм морали и нравственности.[56,с.48]

Принцип гласности в работе прокуратуры лучше всего прослеживается на примерах работы прокурорских работников со средствами массовой информации. Во многих прокуратурах РБ разработаны программы сотрудничества СМИ с оперативными работниками прокуратуры. Приказом установлен порядок, в соответствии с которым каждый оперативный работник должен выступать в СМИ хотя бы раз в квартал, а итоги работы со СМИ постоянно подводятся на оперативных совещаниях при прокуроре района.

Прокуратура умело использует СМИ в целях правовой пропаганды и воспитания уважительного отношения к закону. Разъяснение положений семейного и административного кодексов, ответственности за употребление наркотиков и вовлечение в преступную деятельность несовершеннолетних, ответы на вопросы в рубриках газеты всё это способствует не только правовому просвещению жителей, но и росту авторитета прокуратуры.[ 35,с.16]


Заключение

Прокуратура в большинстве государств – это орган, обеспечивающий паритет между интересами правоохранительных органов и правами лица, привлечённого к уголовной ответственности. Общепризнанно, что одна из главных задач прокурора – достижение справедливости и защита свободы.

Общей чертой прокурорской деятельности является участие прокурора в процессе выработки уголовной политики, в даче рекомендаций по применению правовых норм, конструктивной критике действий органов государственной власти и управления.

Прокуратура играет важную роль в оказании помощи жертвам преступлений, определяя направления политики государства по отношению к ним. Практически повсеместно прокуратура защищает интересы граждан, участвуя в уголовном и гражданском судопроизводстве.

В законодательстве практически всех европейских и других стран закреплены принципы объективности, беспристрастности и независимости. Прокуратура независима (или же стремится быть таковой) от любой внешней власти, в том числе политической.

Практически повсеместно законодательство о прокуратуре развивается в направлении, обеспечивающем невмешательство законодательной и исполнительной ветвей власти в содержательную деятельность прокуратуры. Во всяком случае, для такого вмешательства определяются конкретные границы.

Общим для всех зарубежных прокуратур является также принцип действенности. Основная задача прокуратур – защита общества от преступности. Решая её, прокуратура сама определяет не противоречащие закону меры противодействия преступности.

Особое значение в зарубежных странах отводится взаимодействию органов прокуратуры с полицией. При всём многообразии типов такого взаимодействия общим в этом вопросе для большинства стран является понимание и законодательное закрепление того, что прокуратура есть и будет практически единственным органом контроля за полицией, соблюдением ею закона. Реализацией основных нормативных актов по защите прав и свобод человека.

Органы прокуратуры – органы надзора за неуклонным соблюдением законности, являются одной из структур Республики Беларусь, без которой невозможно решить вопросы, связанные с созданием правового государства. Как таковые, они осуществляют свою деятельность на основе определённых принципов, базирующихся на положениях Конституции РБ и законодательства о прокуратуре.

Принципы организации и деятельности прокуратуры – это наиболее общие, руководящие положения, определяющие наиболее существенные черты и признаки многогранной деятельности органов прокуратуры и основные предъявляемые к ней требования. Так как принципы определяют наиболее общие признаки и требования, то они обязательны для любого прокурорского работника, независимо от занимаемой должности или конкретного направления деятельности. Только строгое соблюдение установленных принципов, выраженных в законе, может обеспечить достижение поставленных целей, прежде всего неуклонного и единообразного исполнения законов.

В принципах содержатся сущность и качества, определяющие отличие органов прокуратуры от иных государственных органов, в том числе и органов, входящих в правоохранительную систему.

Вместе с тем, принципы деятельности прокуратуры не следует смешивать с условиями и порядком выполнения возложенных на неё функций. Они, по отношению к принципам, всегда носят подчинённый характер. Закреплённые в законе принципы организации и деятельности прокуратуры взаимосвязанны, взаимозависимы и взаимообусловленны. Их нельзя отрывать друг от друга. Они должны пониматься и проводиться в жизнь, в практику комплексно.

Вместе с тем принципы – это не просто провозглашённые положения, а руководство к действию, они должны исполняться повседневно и безусловно. Более того, осуществляя надзор в конкретных отраслях права, прокурор должен учитывать разработанные там принципы, закреплённые в законе. К основным  принципам организации и деятельности прокуратуры (согласно Закона РБ “О прокуратуре Республики Беларусь”) относятся:

¨         Принцип единства и централизации;

¨         Принцип независимости органов прокуратуры;

¨         Принцип законности;

¨         Принцип взаимодействия органов прокуратуры с другими правоохранительными органами;

¨         Принцип открытости и гласности.(ст.4)

Прокуратура – это орган надзора, орган обеспечения верховенства закона. Названные принципы напрямую корреспондируются с этим положением и определяют основные, приоритетные направления в работе прокуратуры в современных условиях. Среди них: соблюдение прав и свобод человека и гражданина; обеспечение правовыми средствами преобразований в экономике; борьба с преступностью.

Современная белорусская прокуратура находится на новом этапе развития. Стало очевидным, что после бурных дискуссий о будущем этого государственного института настала пора реальных преобразований, переноса центра тяжести на конкретные решения, отвечающие потребностям общества на рубеже столетий.

В Беларуси, как и в России сложились во многом уникальные системы прокуратуры. Принципы организации и деятельности прокуратуры в РБ и РФ являются однотипными, что значительно чпрощает правовую унификацию между странами.

В современных условиях можно предвидеть, что по мере развития судебной системы, увеличения её доступности для граждан, создания сети коммерческих, земельных, административных и других специализированных судов поле общенадзорной работы в сфере экономики будет постепенно сужаться. Упрощение судебной власти, а также становление института уполномоченных по правам человека может повлечь сокращение работы прокуратуры по надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. Но всё это дело не самого ближайшего будущего.

Более того, на ближайшую перспективу можно прогнозировать усиление некоторых факторов, объективно повышающих значимость общенадзорной работы прокуратуры в обеспечении законности и правопорядка. В сфере экономики это рост предпринимательской активности, продолжающаяся приватизация, развитие отношений собственности, интенсификация хозяйственного оборота, особенно с перспективой включения в него земельных угодий, повышение роли государства в регулировании экономики. В период перехода к новым экономическим отношениям, к сожалению, резко ослабла защита интересов государства и общества. Создался опасный перекос в сторону защиты частных интересов, хотя нет ничего более абсурдного, когда общество, государство перестаёт защищать себя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.