рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Принципы прокурорского надзора

7 марта 1924 года Президиум ЦИК СССР принял постановление “Об объединении в составе БССР всех территорий Советского Союза с большинством белорусского населения”.  Применительно к новому административно-территорияльному делению возникла необходтмость организации прокуратур в округах. Прокурор округа был наделен всеми правами, которыми в РСФСР пользовался губернский прокурор.

К этому периоду относится передача решения вопросов о передаче следственного аппарата в подчинение органов прокуратуры. Участковые следователи передавались в подчинение помощника окружного прокурора, без согласия которого следователи не вправе были принимать дела к своему производству. В соответствии с принятым на второй сессии ЦИК БССР 15 июля 1924 года и введенным в действие с 1 августа 1924 года Положением о судоустройстве БССР назначение, перемещение и увольнение следователей, в том числе и тех, которые не входили в то время в систему прокуратуры, производились Прокурором республики. Во главе прокуратуры, как и прежде, стоял Народный Комиссар Юстиции и при нем два помощника прокурора – старший и младший. В непосредственном его подчинении находился отдел Наркомюста БССР. При отделе прокуратуры состояли прокуроры, именуемые прокурорами Наркомюста, из которых один исполнял прокурорские обязанности по государственному политическому управлению. Кроме того, прокуроры были при Верховном суде БССР, Высшем суде БССР, постоянных сессиях Высшего суда. В округах работали окружные прокуроры. Общий надзор за выполнением прокуратурой возлагаемых на неё обязанностей осуществлял Прокурор республики.[39]

В связи с увеличением численности населения и территории республики Совнарком БССР, обсуждая в апреле 1925 года отчет о работе НКЮ, принял решение о расширении аппарата прокуратуры. В отделе прокуратуры были созданы функциональные подотделы: общего управления, общего надзора: по наблюдению за органами дознания, следствия и ОГПУ; государственного обвинения. Заведующие этими отделами являлись помощниками Прокурора республики. Для работы в районах при окружных прокурорах были учреждены должности помощников прокурора округа, которые обслуживали районы, объединенные в участки.

В период перехода от восстановления народного хозяйства к его социалистической реконструкции особенно остро встал вопрос об усилении надзора за точным соблюдением законодательства о труде. В этих целях в соответствии с постановлением ЦИК и СНК БССР от 21 февраля 1925 года в составе НКЮ была введена должность прокурора по трудовым делам. Он назначался Прокурором республики по согласованию с Народным Комиссариатом Труда Белорусской ССР и Центральным Советом профсоюзов Белорусской ССР. В соответствии с Положением о правах и обязанностях прокурора по трудовым делам при НКЮ БССР прокурор возбуждал уголовные дела против должностных и частных лиц, нарушающих трудовое законодательство, осуществлял надзор за расследованием по уголовным делам этой категории и поддерживал государственное обвинение при расмотрении их в суде. На местах эту работу осуществляли прокуроры округов либо их помощники, специально выделенные для этой цели.

В первой половине 1925 года были приняты решения XIV конференции РКП(б) и III Всесоюзного съезда Советов о твердом соблюдении революционной законности. Усилился прокурорский нарзор, снизилось количество противозаконных правовых актов. Активизировалась и правовая пропаганда среди населения.

Начало борьбы за социалистическое переустройство сельского хозяйства и ликвидацию кулачества как класса выдвинуло новые задачи укрепления законности в период массовой коллективизации. Согласно постановлению ЦИК и СНК БССР от 29 декабря 1928 года, при Прокуратуре республики была учреждена должность прокурора по земельным делам, проводившего большую работу по надзору за законностью землепользования.

Для усиления борьбы с преступностью на транспорте и обеспечения более квалифицированного надзора за законностью в этой сфере народного хозяйства постановлением ЦИК и СНК БССР в системе Прокуратуры республики была создана транспортная прокуратура. В 1934 году в БССР была учреждена водно-транспортная прокуратура.

Период конца 20-х и начала 30-х годов характеризуется усилением связи прокуратуры и суда с общественностью. Действовавшие с 1928 года общественные сельские суды и образованные в 1929 году производственно-товарищеские суды рассматривали большое число дел о мелких правонарушениях. Привлечение трудящихся к борьбе за укрепление законности осуществлялось путем создания групп содействия прокуратуре.

Большое значение для активизации прокурорского надзора имело принятое 7 июля 1932 года постановление ЦИК и СНК БССР “О революционной законности”. В нем подчеркивалась необходимость соблюдения законности как одного из важнейших средств укрепления диктатуры пролетариата, охраны прав трудящихся в борьбе с врагами социализма. Прокуратуре предлагалось путем выездов на места проверять все случаи нарушений революционной законности, в том числе законности наложения штрафов на граждан, и привлекать к строгой ответственности должностных лиц, занимавшихся администрированием в отношении колхозов и нарушавших принципы колхозного строительства. В постановлении обращалось внимание прокуратуры на необходимость привлечения к рассмотрению жалоб и заявлений представителей общественности – членов групп содействия прокуратуре, членов производственно-товарищеских и сельских судов, рабселькоров, активистов из числа колхозников.

В это время Прокуратура республики состояла из созданных ещё в соответствии со ст.35 Положения о судоустройстве БССР от 25 апреля 1931 года секторов применительно к отраслям народного хозяйства. В республиканском аппарате был старший помощник Прокурора республики по общему руководству и помощники прокурора по социалистическому производству и труду; социалистической реконструкции сельского хозяйства; по делам кооперации, снабжения и финансов; по административному надзору; по надзору за органами дознания и следствия и за исполнением приговоров (прокурор Верховного суда); по делам ГПУ; по делам транспорта. Кроме того, в аппарате Прокуратуры республики состояли прокуроры коллегий Верховного суда республики, подчинявшиеся прокурору Верховного суда, и так называемые прокуроры-функционеры, находившиеся в подчинении соответствующих помощников Прокурора республики.[39]

С учреждением в 1933 году Прокуратуры ССР полная централизация органов прокуратуры страны была достигнута не сразу. В Белоруссии (как и в других республиках) прокуратура ещё находилась в системе Народного Комиссариата Юстиции. Прокурор республики одновременно являлся и наркомом юстиции. После принятия постановления ЦИК и СНК ССР от 20 июля 1936 года прокуроры союзных республик были выделены из системы НКЮ и полностью подчинены непосредственно Прокурору СССР.

В ноябре 1936 года структура органов прокуратуры была приведена в соответствие с теми прокурорскими функциями, которые на неё возлагались. Были созданы отделы: общего надзора, по надзору за следствием, по судебному надзору за местами заключения, по жалобам.

Первая сессия Верховного Совета 15 января 1938 года утвердила постановление ЦИК БССР о ликвидации округов и создании в республике пяти областей: Минской, Витебской, Могилевской, Гомельской, Гомельской и Полесской. Соответственно были сформированы и областные прокуратуры. В сентябре 1939 года с БССР воссоединились западные области Белоруссии. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 4 декабря 1939 года на этой территории были образованы Барановичская, Белостокская, Брестская, Вилейская и Пинская области, в которых работа по созданию прокуратур завершилась к началу 1940 года. В качестве прокуроров и следователей туда были направлены наиболее квалифицированные работники.

Мирный труд в СССР был прерван вероломным нападением немецко-фашистских захватчиков. Белоруссия одной из первых приняла на себя удары гитлеровской машины. По призыву партии и правительства с первых дней войны всё население республики встало на защиту своей Родины. В прифронтовой полосе действовала оперативная группа Прокуратуры республики, осуществлявшая функции прокурорского надзора в условиях военного времени. На захваченной территории развернулось массовое партизанское движение, ставшее неотъемлемой частью общего фронта борьбы всего советского народа против немецко-фашистских захватчиков. Активное участие в партизанском движении приняло более 50 работников Прокуратуры БССР, около 500 прокурорских и следственных работников Белоруссии.[32]

После освобождения Белоруссии  в районах стали создаваться прокуратуры, перед которыми ставились задачи по восстановлению законности и социалистического правопорядка. Огромную помощь в формировании Прокуратуры БССР и пополнении её кадрами оказала Прокуратура СССР. Из братских республик в БССР командировались на работу многие прокуроры и следователи, создавались курсы по подготовке прокурорских работников.

Основными задачами послевоенного периода были ликвидация последствий оккупации, укрепление законности и разъяснение гражданам текущего законодательства. Значительных усилий требовало решение вопросов, связанных с восстановлением государственного и колхозного имущества, с защитой имущественных прав граждан, пострадавших в период оккупации. Массовое возвращение в Белоруссию гражданского населения и демобилизованных воинов сделало чрезвычайно острым разрешение жалоб и заявлений по жилищным вопросам. Особое внимание обращалось на соблюдение льгот демобилизованным воинам Советской Армии, партизанам, подпольщикам и их семьям. Прокуратура в сравнительно короткие сроки после освобождения республики от фашистских оккупантов в полном объеме возобновила свою деятельность.[84]

Исключительно большим вкладом в развитие законодательства о прокурорском надзоре явилось Положение о прокурорском надзоре в СССР, утвержденное Президиумом Иерховного Совета СССР 24мая 1955 г. В нем нормы прокурорского надзора были в значительной мере кодифицированы и получили свое развитие. Положение не только определяло общие задачи, стоящие перед прокурорским надзором, не только регулировало деятельность прокуратуры по обеспечению законности во всех сферах государственной и общественной жизни, но и регламентировало формы и методы работы по общему надзору и другим отраслям прокурорского надзора. Положение определяло правовые средства осуществления прокурорского надзора. Исключительно важное значение имеет закрепление в Положении принципа подзаконности самого прокурорского надзора.

В последующие годы было принято два специальных законодательных акта о прокурорском надзоре: Указ Президиума Верховного Совета СССР об образовании коллегий в Прокуратуре СССР и прокуратурах союзных республик от 27февраля 1959г. и Указ Президиума Верховного Совета СССР об утверждении Положения о военной прокуратуре от 19декабря 1966г. Этот Указ упрочил принцип централизации и независимости органов прокуратуры при осуществлении надзора за точным исполнением законов и установил, что высший надзор осуществляется как непосредственно Генеральным Прокурором СССР, так и подчиненными военными прокурорами в пределах их компетенции.[63]

Принятые в 1958-1962 гг. Основы уголовного судопроизводства и Основы гражданского судопроизводства, уголовно-процессуальные и гражданско-процессуальные кодексы союзных республик наделили прокурора рядом дополнительных по сравнению с Положением о прокурорском надзоре в СССР полномочий для осуществления надзора за соблюдением законности в уголовном и гражданском судопроизводстве. Вместе с тем ст.20 Основ уголовного судопроизводства и ст.14 Основ гражданского судопроизводства возложили на него обязанность во всех стадиях судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили.

11 июля 1969г. Верховный Совет СССР принял Основы исправительно-трудового законодательства Союза ССР и БССР. В этих  законах прокурорскому надзору посвящен ряд норм, содержание которых свидетельствует о возросшем значении прокурорского надзора за соблюдением законов при исполнении наказания к лишению свободы, ссылке, высылке и исправительным работам без лишения свободы. Основы исправительно-трудового законодательства значительно расширили правовые средства прокурорского надзора. Постановления и предложения прокурора относительно соблюдения правил отбывания наказания, установленных исправительно-трудовым законодательством Союза ССР и союзных республик, обязательны для администрации исправительно-трудовых учреждений и органов, исполняющих приговоры судов к ссылке, высылке и исправительным работам. В ст.10 Основ четко сформулировано положение, что высший надзор от имени государства осуществляет любой прокурор и каждый прокурор обязан своевременно принимать меры к предупреждению и устранению всяких нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, и привлекать виновных к ответственности.

Статья 104 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, принятых Верховным Советом СССР 15июля 1970г. предусматривала, что контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде осуществляют профсоюзы, Советы депутатов трудящихся и ряд других органов. Высший надзор за точным исполнением законов о труде всеми министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями и их должностными лицами возлагался на Генерального Прокурора СССР.[65]

Дальнейшее развитие прокурорского надзора проходило в русле вышеназванной тенденции. Последний общесоюзный Закон «О прокуратуре СССР» 1979 года содержал положения о том, что прокуроры надзирают за законностью не только судебных актов, но и законностью всей процессуальной деятельности (ст. ст. 3, 31). Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» 1993 года остался верен традициям и сохранил надзорные полномочия прокуратуры над судом.[58]

Отсутствие гласности вело к изоляции правоохранительных  органов от органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, от широкой общественности вообще, порождало ложное, порой извращенное представление  в глазах общественности о деятельности органов юстиции.

Принцип демократии и гласности стал внедряться и пробивать себе дорогу в деятельности органов прокуратуры и других правоохранительных органов где-то с июня 1987 года, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР в статью закона о прокуратуре СССР, посвящённую принципам организации и деятельности органов прокуратуры, было внесено весьма важное дополнение, касающееся внедрения в деятельность этих органов принципа демократии и гласности.[56,с.46-47]

За годы, прошедшие после принятия Положения о прокурорском надзоре, в общественном развитии и соответственно в законодательстве страны произошли существенные изменения, напрямую связанные с распадом СССР и образованием независимой суверенной Республики Беларусь. [65]


2.         Основные принципы организации и деятельности прокуратуры в

советское время

Принципы организации и деятельности прокуратуры были закреплены в ст. ст.164-168 Конституции СССР. Конституции союзных республик также воспроизводили в соответствующих нормах эти принципы. Дальнейшее своё развитие принципы организации и деятельности прокуратуры получили в Законе о прокуратуре СССР (ст.4).

Конституция СССР закрепляла такие общие организационно-политические принципы, относящиеся ко всей государственной организации:

¨         Социалистическая демократия;

¨         Руководящая роль КПСС;

¨         Демократический централизм;

¨         Социалистическая законность;

¨         Верховенство Советов;

¨         Социалистический федерализм;

¨         Взаимодействие государственных органов с трудовыми коллективами;

¨         Принцип гласности.

Эти основополагающие начала деятельности государственного аппарата были обусловлены  «социалистической природой советского государства» и отражали объективные закономерности развития общества.[63]

Органы прокуратуры, составляющие неотъемлемую часть органов советского государства, также действовали на основе общих организационно-политических принципов советского государственного аппарата. Среди этих общих принципов особо важное значение в силу специфики задач, организации и деятельности прокуратуры имели такие основополагающие начала, как руководящая роль КПСС и социалистическая законность.

Конституция СССР в ст.6 закрепила положение о том, что руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. Партийное руководство органами прокуратуры являлось конституционной основой деятельности всей системы этих органов. Всё возрастающая руководящая роль КПСС занимала основное место как для обеспечения социалистической законности в системе экономических, юридических, политических и идеологических гарантий.

В СССР считалось, что центральная прокурорская власть должна работать под самым близким наблюдением и в самом непосредственном контакте с тремя партийными учреждениями, которые представляют из себя максимальную гарантию против местных и личных влияний, именно: Оргбюро ЦК, Политбюро ЦК и ЦКК. Хоть и провозглашалось, что партийные органы не должны подменять политическое руководство прокуратурой вмешательством в её непосредственную деятельность по осуществлению конституционных задач, но на деле всё было не так.

2.1.     Принцип единства и централизации прокуратуры

Закон о прокуратуре СССР закрепил положение о том, что органы прокуратуры составляют единую и централизованную систему – Прокуратуру СССР, возглавляемую Генеральным прокурором СССР, с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим.

Единство и централизация прокуратуры означает такую организацию прокурорской системы, которая обеспечивает единую, направляемую из центра линию в осуществлении высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов всеми органами государственного управления, предприятиями, учреждениями и организациями, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Единство прокуратуры выражалось в единстве принципов организации и деятельности всех органов прокуратуры, которые (органы) возглавляет единый центр в лице Генерального прокурора СССР. Принцип единства прокуратуры определялся также наличием единой задачи, стоящей перед этими органами, - охраны социалистической законности. Любое звено прокуратуры – от районной до союзной – осуществляли деятельность, направленную на охрану социалистической законности, от имени государства. Единство целей и задач, стоящих перед прокуратурой, достигалось единством мер, направленных на их реализацию. Эти меры – полномочия прокурорского надзора, иначе – права и обязанности прокуроров по выявлению и устранению нарушений закона так же едины, они присущи прокурору любого звена. Характер полномочий зависели в целом от сферы их применения, но не от того или иного звена органа прокуратуры. Лишь некоторые полномочия оговорены в законе как имеющие конкретного адресата. Каждый прокурор выступал как представитель единой прокурорской власти и, действуя в пределах своей компетенции, полностью осуществляет функции высшего надзора за точным исполнением законов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.