Дипломная работа: Принципы прокурорского надзора
Органы
прокуратуры оказались, пожалуй, единственными, кто твёрдо и последовательно
отстаивал государственные и общественные интересы, используя силу закона.
Контролирующие органы если и пытались принимать какие-то меры, то действовали
крайне робко или вовсе закрывали глаза на грубейшие нарушения законов, а порой
и способствовали нарушителям. Прокуратуре пришлось принимать меры по
активизации работы контролирующих органов.
Стержнем
экономических преобразований была и остаётся приватизация. Именно здесь больше
всего выявляется нарушений закона, наносится наибольший ущерб государству.
Применительно
к социальной сфере достаточно назвать масштабную жилищно-коммунальную реформу,
которая, несомненно, породит (и уже частично порождает) ситуации,
содержащиемножество оснований и поводов как для защиты экономических и других
интересов государства, так и соблюдения прав граждан.
В
сфере политики, отношений власти и управления в этой связи следует указать на многие
нерешённые вопросы, связанные с устройством государства, повсеместным
становлением местного самоуправления.
Если
обратиться к области сугубо правовой, то надо учесть, что многие правоотношения
в экономике, социальной и других сферах, которые раньше регулировались
подзаконными актами, сейчас переведены или переводятся в плоскость прямой
законодательной регламентации. А это означает, что роль прокурорского надзора
за исполнением законов в этих сферах (именно законов, а не каких-то суррогатов,
как это бывало в прошлом) и, соответственно, возможности прокуратуры по
реальному обеспечению верховенства закона намного возрастают.
Можно,
наконец, отметить, что есть небольшие резервы для увеличения вклада обшего
надзора в дело предупреждения преступлений, что приобретает особое значение в
условиях непрерывного обострения криминальной ситуации в стране.
С
учётом действия указанных факторов следовало бы прислушаться к мнению
экспертов, 85% которых высказались за увеличение штатной численности работников
прокуратуры, специализирующихся по линии общего надзора.
Проведённое исследование
по проблеме принципов деятельности и организации прокуратуры свидетельствует о
том, что в мире нет единого стандарта института прокуратуры.
Организационно-правовые формы деятельности, задачи и полномочия прокуратуры
обусловлены социально-экономическими, политическими, географическими,
историческими и другими особенностьями развития того или иного государства.
В мире нет единой схемы,
определяющей полномочия, задачи, принципы прокуратуры. Место прокуратуры в
современном обществе есть результат длительной эволюции. Прокуратура или
органы, выполняющие сходные с ней функции, независимо от их названия, в любой
стране представляют собой институт, порождённый объективными потребностями
исторического развития, характером и уровнем развития её государственного
механизма, экономики.
При всём различии форм
деятельности в сущности функций прокуратур разных стран есть основной принцип,
свойственный прокурорской системе в демократическом режиме, - обеспечение прав
человека и гражданина.
Вопрос об институционных
связях с законодательной, исполнительной или с судебной властью страны,
укреплении независимости этих властей отражает индивидуальное развитие Беларуси
в зависимости от исторических, правовых и социальных традиций, как это
происходило и в странах Западной Европы, Японии и США.
В условиях осуществления
правовой реформы, формирования подлинно независимой судебной власти и
развёртывания процесса унификации правовых систем РБ и РФ вопросы предназначения
прокуратуры, её места и роли в системе институтов государства остаются
актуальными.
Таким образом, исследовав
проблему принципов организации и деятельности прокуратуры РБ, можно сделать
следующие выводы:
¨
в
законодательстве РБ закреплены и реализуются на практике принципы единства и
централизации,законности, независимости,взаимодействия органов прокуратуры с
другими правоохранительными органами, демократии и гласности;
¨
законодательство
о прокуратуре развивается в направлении, обеспечивающем невмешательство
законодательной и исполнительной ветвей власти в содержательную деятельность
прокуратуры;
¨
современные
принципы организации и деятельности прокуратуры РБ исторически обусловлены, но
не являются слепым копированием, а приспособлены к реалиям современности;
¨
принципы
организации и деятельности прокуратуры РБ соответствуют международным-правовым
документам;
¨
современные
принципы демократичны, действенны.
В связи со сложившимся
положением дел весьма разумным было бы проведение следующих мер:
- повысить качество
анализа положения дел, оперативности поступления информации по вопросам
преступности, следствия, соблюдения прав граждан;
-
необходимо на
конституционном уровне определить основные формы взаимодействия прокуратуры с
ветвями судебной власти;
-
необходимо
определить вступления и участия прокурора в судопроизводстве;
-
нужно чётко
определить главные направления надзора и совершенствования организации и
управления в органах прокуратуры;
-
провести ряд
мероприятий по укреплению материальной базы органов прокуратуры и материального
положения прокурорских работников;
-
законодательно
урегулировать отношения между органами прокуратуры и средствами массовой
информации;
-
и другие.
Список использованных источников
Нормативно-правовые
акты:
1.
Закон Республики Беларусь “О
прокуратуре Республики Беларусь” (с изменениями и дополнениями) // Ведомости
Верховного Совета Республики Беларусь –1993.-№10.ст.95; 1994 №30 ст.513; 1995
№19 ст.230; 1996 №23 ст.427
2.
Конституция Республики Беларусь (с
изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября
1996 года.-Мн.: Беларусь, 1997.-97с.
3.
Постановление Верховного Совета
Республики Беларусь от 23.04.1992г. “О концепции судебно-правовой реформы в
Республике Беларусь” // Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь (ВВС
РБ).-1992.-№16.-ст.270
4.
Постановление Президиума
Верховного Совета Республики Беларусь от 23.09.92 №1833 “О создании новых
структурных подразделений и увеличении штатной численности органов Прокуратуры”
// ВВС РБ 1992.- №24.-ст.432
5.
Постановление Президиума
Верховного Совета Республики Беларусь от 29.12.1993г. №2651 “О структуре
органов Прокуратуры Республики Беларусь” // ВВС РБ.-1994.-№5.-ст.45
6.
Постановление Президиума
Верховного Совета Республики Беларусь от 13.07.1994г. “Об увеличении штатной
численности работников специалистов органов Прокуратуры Республики
Беларусь" // ВВС РБ.-1994.-№21.-ст.416
7.
Постановление Верховного Совета
Республики Беларусь №3566 от 31.01.1995г. “Об увеличении штатной численности
прокурорских работников Республики Беларусь” // ВВС РБ 1995.-№14.-ст.141
8.
Постановление Верховного Совета
Республики Беларусь от 17 мая 1996 года №301 “Об увеличении штатной численности
прокурорских работников и младшего обслуживающего персонала органов Прокуратуры
Республики Беларусь// ВВС РБ.-1996.-№17.-ст.230
9.
Уголовно-процессуальный кодекс
Республики Беларусь (с изменениями, внесёнными Законом Республики Беларусь от
11 мая 2000г. №377-З). Принят Палатой представителей 24 июня 1999г. Одобрен
Советом Республики 30 июня 1999г.-Мн.: Тесей,2001.-360с.
10.
Указ Президента Республики
Беларусь от 12 января 1998 года №20 “ Об организации военной прокуратуры по
надзору за законностью на Государственной границе и в пограничных войсках
Республики Беларусь// СПП РБ.-1998.-№2.-ст.28
11.
Указ Президента Республики
Беларусь от 6 июля 2001г. №372 “Об утверждении Положения о коллегии
Прокуратуры Республики Беларусь” // Национальный Реестр Правовых Актов
Республики Беларусь (НРПА РБ) 2001.-№65
Статистические
материалы:
12.
Статистические материалы Брестской
областной прокуратуры за 1999г.
13.
Статистические материалы Брестской
областной прокуратуры за 2000г.
14.
Статистические материалы Брестской
областной прокуратуры за 2001г.
Специальная
литература:
15.
Абдулхаликов М. Прокурорский
надзор в сфере экономики //Законность.- 1998.-№1.-с.5-8
16.
Алексеев А. Общий надзор: проблемы
и перспективы // Законность.-1998.-№2.-с.6-11
17.
Алексеев А.И., Ястребов В.Б.
Профессия – прокурор. (Введение в юридическую специальность). -М.: Издательство
БЕК, 1998.-230с.
18.
Басков В.И. История прокуратуры
Российской империи // Вести Московского университета, серия
11,Право.-1997.-№2.-с.3-13
19.
Басков В.И. Закон о прокуратуре
Российской Федерации // Вестник Московского Университета. Серия 11
«Право».1992.-№5.-с.52-58
20.
Басков В.И. Прокурорский надзор в
СССР: Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Правоведение».-М.:
Издательство Московского университета,1991.-304с.
21.
Басков В.И., Коробейников Б.В.
Курс прокурорского надзора: Учебник для ВУЗов / Коробейников Б.В..-М.:
Зерцало,2000.-500с.
22.
Бессарабов В. Прокуратура в
зарубежных странах // Законность.-2000.-№10.-с.36-38
23.
Бессарабов В. Прокуратура в
зарубежных странах // Законность.-2000.-№11.-с.47-51
24.
Бессарабов В.Г. Прокуратура как
важное звено становления демократического правового государства // Журнал
российского права.-1998.-№9.-с.10-11
25.
Бибило В.Н. Судоустройство в
Республике Беларусь :Учебное пособие.- Мн.: Амалфея,2000.-384с.
26.
Божелко О. О роли органов
прокуратуры в построении правового демократического государства и
взаимоотношениях прокуратуры с судебными органами // Юстиция
Беларуси.-1993.-№3.-с.4
27.
Бойков А.Д. Третья власть в
России. Очерки о правосудии, законности и судебной реформе (1990-1996).-М.:
Инфра-М, 1997.-205с.
28.
Борико С.В. Судоустройство и
прокурорский надзор (Правоохранительные органы): Учебник.-Мн.:Амалфея,
1998.-304с.
29.
Вишневский А.Ф., Горбаток Н.А.,
Кучинский В.А. Общая теория государства и права.-Мн.:Тесей,1999.-560с.
30.
Воронцов Г. Судебно-правовая
реформа в действии // Судовы веснiк.-1997.-№3.-с.2-3
31.
Воронцов С.А. Правоохранительные
органы. Спецслужбы. История и современность. Серия «Учебники и учебные
пособия».-Ростов-на-Дону: Феникс,1998.-640с.
32.
Григоренко В.Н. Единую законность
охраняя.-М.: Советская Россия,1989.-127с.
33.
Гуценко К.Ф., Ковалёв М.А.
Правоохранительные органы. Учебник для ВУЗов. Под ред. проф. К.Ф. Гуценко.-М.:
Издательство БЕК,1999.-320с.
34.
Даев В.Г., Маршунов М.Н. Основы
теории прокурорского надзора.-Л.: Издательство ЛГУ, 1990.- 190с.
35.
Замятина Л. Принцип – действовать
гласно// Законность.-2000.-№5.-с.16
36.
Звягинцев А., Орлов Ю. «Меч
советского правосудия будеи беспощаден…» // Законность.-1998.-№1.-с.56-60
37.
Златопольский Д.Л. О конституциях
стран Восточной Европы //Журнал российского права.-1998.-№2.-с.118-119
38.
Из постсоциалистической жизни
прокуроров Чехии и Польши.// Прокурорская и следственная
практика.-1998.-№2.-с.170-173
39.
История государства и права
Белорусской ССР. В 2-х томах. Т.1 Мн.: Наука и техника,1970.-608с.
40.
История государства и права
Белорусской ССР. В 2-х томах. Т.2 Мн.: Наука и техника,1970.-656с.
41.
Конституции государств ЕС. Под
ред. А.А.Окунькова.-М.: Издательская группа “Инфра-М”,1999.-816с.
42.
Конституции зарубежных государств.
Учебное пособие.-М.: Издательство БЕК, 1998.-586с.
43.
Конституции государств-участников
СНГ. М.: Издательство “Норма – Инфра-М”,1999.-736с.
44.
Кирсанов В. Проблемы есть – их
надо решать // Законность.-2000.-№10.-с.21-23
45.
Кроз М. Судебная власть в зеркале
пресы // Российская юстиция 1998.-№10.-с.52
46.
Кузнецов И.Н. История государства
и права России. Курс лекций.-Мн.: Амалфея,1999.-528с.
47.
Кузьмин А. «Безразмерный» прокурор
// Законность.-2000.-№5.-с.26
48.
Лебедев В. Судебная власть и СМИ:
теория вопроса и практика взаимоотношений // Российская
юстиция.-1999.-№12.-с.2-5
49.
Ленин В.И. Полное собрание
сочинений (ПСС). В 52-х т. Т.4.- М.: Издательство политической литературы,
1976.-565с.
50.
Ленин В.И. ПСС. Т.38.-М.:
Издательство политической литературы,1977.-603с.
51.
Ленин В.И. ПСС. Т.45.-М.:
Издательство политической литературы,1978.-648с.
52.
Ле Ван Кам. Прокурорский надзор во
Вьетнаме и пути его реформирования // Законность.- 1997.-№2.-с.48-49
53.
Лосев В. Обучение судей и
прокуроров: опыт Германии // Юстиция Беларуси.-2000.-№3.-с.61-62
54.
Лосицкая Л. Европейские конвенции
//Законность.-2000.-№9.-с.52-53
55.
Макаров В. Гласность – наше оружие
// Социалистическая законность.-1985.-№7.-с.20-22
56.
Максимов Л.Г. Прокурорский надзор.
Практическое пособие.-Мн.: МНО,2001.-196с.
57.
Мартемьянов В. Подследственность
прокуратуры // Законность.-2000.-№ 9.-с.30-32
58.
Мартинович И.И. Правоохранительные
органы БССР.-Мн.:Беларусь,1986.-112с.
59.
Мартинович И.И., Пастухов М.И.
Судебно-правовая реформа в Республике Беларусь. Суд присяжных и другие
нововведения в законодательстве о судоустройстве.-Мн.: Школа предпринимателя
«Амалфея», 1995.-224с.
60.
Новые конституции стран Восточной
Европы и Азии (1989-1992): Сборник конституций.-М.: Издательство БЕК,
1996.-408с
61.
Независимость – принцип правосудия
// Журнал рссийского права.-1998.-№4-5.-с.288-289
62.
Омигов В.И. Закономерности
развития преступности в РФ на рубеже веков // Государство и право.- 2000.-№6.-с.52-53
63.
Очерки истории государства и права
БССР. Под ред Б.Е.Бабицкого.-Мн.:Издательство БГУ им.В.И.Ленина,1969.-384с.
64.
Права человека и судопроизводство.
Собрание международных документов OSCE 1997 USIA Regional Program Office, Vienna
65.
Прокуратура Республики Беларусь
(1922-1997).-Мн.: Белфранс,1997.-212с.
66.
Прокуратура – на защите интересов
государства и гражданина // Законность.-2001.-№3.-2-5
67.
Прокурорский надзор в европейских
социалистических странах.-М.:Юридическая литература,1981.-264с.
68.
Пономарёв Г. Прокурорский надзор в
новых условиях // Социалистическая законность.-1991.-№10.-с.6-8
69.
Прокурорский надзор в СССР:
Учебник / Под ред. Б.А.Галкина.-М.:Юридическая литература,1982.-304с.
70.
Прокурорский надзор. Курс лекций.
Практикум. Под редакцией Винокурова Ю.Е..-М.: Экзамен,2000.-576с.
71.
Рекунков А.А. Принципы организации
и деятельности прокуратуры // Социалистическая законность.-1980.-№7.-с.4-8
72.
Реутский В. Прокурорский надзор в
административном процессе // Судовы веснiк.-2001.-№4.-с.51-52
73.
Решетников П. Прокуратура
Республики Польша // Социалистическая законность.-1999.-№10.-с.64-66
74.
Розенфельд В.Г., Фролов А.В. О
функциях и организации деятельности прокуратуры // Журнал российского права
1999.- №2.-с.69-79
75.
Рохлин В.И., Дворянский А.М.
Прокурорский надзор. Конспект лекций..СПб.: Издательство Михайлова В.А.,
2000.-140с.
76.
Руденко Р.А. XXV
съезд КПСС и задачи прокуратуры // Социалистическая
законность.-1976.-№5.-с.11
77.
Румянцев О.Г. Формируется правовая
система Союза Беларуси и России // Журнал российского
права.-1998.-№4-5.-с.204-210
78.
Савицкий В.М. Стержневая функция
прокуратуры – осуществление уголовного преследования // Российская
юстиция.-1994.-№10.-с.24-28
79.
Семёнов В.М. Правоохранительные
органы в СССР. Учебник для студентов ВУЗов по специальности «Правоведение».-М.:
Юридическая литература,1990.-400с.
80.
Симученков В. Роль и функции
прокуратуры // Законность.-2000.-№8.-с.5-6
81.
Скворцов К.Ф. Прокуратура
Китайской Народной Республики // Социалистическая
законность.-1986.-№12.-с.56-57
82.
Скуратов Ю.И. Роль прокуратуры в
укреплении законности и правопорядка //Законность.-1996.-№12.-с.2-8
83.
Советский Энциклопедический
Словарь / Прохоров А.М..-М.: Советская энциклопедия.1985.-1600с.
84.
Советская прокуратура: страницы
истории, прокуратура сегодня.-М.:Юридическая литература,1982.-352с.
85.
Советская прокуратура: Сборник
документов.-М:Юридическая литература,1981.-288с.
86.
Сообщение пресс-службы Президента
// Советская Белоруссия.-2002.-№26-27 ,с.2
87.
Статут Вялiкага Княства Лiтоускага
1588 года. Тэксты.Даведнiк.Каментарыi.-Мн.: Беларуская савецкая
Энцыклапедыя,1989.-573с.
88.
Феррейра Кардона Ж.О. Правосудие с
открытыми глазами // Российская юстиция.-2000.-№10.- с.41-42
89.
Шалумов М.С. Прокурорский надзор и
государственный контроль за исполнением законов: разграничение компетенции и
ответственности // Государство и право.-1999.-№1.-с.79-85
90.
Юдин Ю.А. Новые тенденции
конституционного развития стран Африки // Государство и
право.-1992.-№12.-с.117-126
91.
Юртаева Е.А. Межгосударственная
интеграция постсоветских стран: правовые проблемы // Журнал российского права
1999.-№1.-с.153-162
92.
Юхо Я.А. Гiсторыя
дзяржавы i права Беларусi. Вучэбны
дапаможнiк.- У 2-х ч. Ч.1.,Мн.: РIВШ
БДУ,2000.-352с.
93.
Яровиков К.Ю. Надзорная функция
прокуратуры: история и проблемы развития // Государство и право
1999.-№11.-с.68-72
|