Курсовая работа: Евпатория во второй половине XIX века
Евпаторийский уезд: число
семейств: 4589.
муж. пола. жен. пола.
- до 7 лет – 3080 - до 7
лет – 2254
- от 7 до 13 лет – 2511 -
от 7 до 13 лет – 1715
-от 14 до 17 лет – 1300 -
от 14 до 17 лет – 875
- от 18 до 30 лет – 3153 -
от 18 до 30 лет – 2282
- от 31 до 60 лет – 3420 -
от 31 до 60 лет – 2111
- от 61 и более лет – 636
- от 61 и более лет – 293
- всего - 14038 - всего –
9530 обоего пола – 20 063.
[2, Таблица3,с.60-61]
Состав населения.
На 100 мужчин приходится
88,4 женщин.
Наибольше преобладание
мужчин мы находим, судя по данным за прежние годы, преобладание это существует
издавна и, по-видимому, прочно установилось. Прежде полагали, что неодинаковое
соотношение полов есть явление временное, обязанное своим происхождением
причинам пертурбационным, войнам, экономическим переворотам и т. д.,
предполагалось, что численность полов со временем приходило постепенно в
равновесие. Однако длинная серия наблюдений показывает, что соотношение полов
представляет весьма большую устойчивость, то есть что раз установившиеся для
данной местности соотношение стремится поддержатся вопреки влиянию тех
изменений, которые имеют место в быту населения, по крайней мере, в течение
нынешнего столетия. О причине того или иного полового состава нам ничего
неизвестно и в этом отношении позволительно делать только приблизительные
догадки.
Предполагают, что причины
эти расовые, бытовые и экономические. О расовых причинах позволяют судить
следующие данные: в степном районе, куда относится и Евпатория на 100 мужчин
приходилось женщин среди населения: русского – 90,6; немецкого – 98,6;
болгарского – «-» ; татарского – 85,0 .
Наибольшее равновесие
между полами мы находим у немцев и у болгар, и наиболее недочёт женщин – у
татар. Гораздо трудно показывать, как влияют экономические причины. До
некоторой степени, быть может, влияние экономических причин выражается в той
зависимости, которая замечается между разрядом поселян и половым составом.
Так в степном Крымском
районе на 100 мужчин приходится женщин : у колонистов - «-»; у бывших
помещичьих крестьян – 86,0; у бывших государственных крестьян – 91,8; у
разносословных лиц имеющих собственную землю – 92,0; у десятинщиков – 86,7.
Но не нужно забывать, что
бывшие колонисты и помещичьи крестьяне давно уже водворились в губернии, между
тем как среди бывших государственных крестьян и в особенности среди
десятинщиков много переселенцев, живущих в новых экономических условиях весьма
недавно. На переселение, как это само собой понятно, скорее решаются самые, не
обремененные не производимыми членами, то есть такие семьи, в которых
преобладают мужчины, а потому возможно, что различие полового состава населения
по разрядам обуславливается также неодинаковым приливом к ним поселенцев. [2,
отд.2, с.26-27]
Численность населения:
1889 –
В Евпатории – 16940
Евпаторийский уезд –
29435 [2, отд.2, с.48]
Уезд Евпаторийский –
население:
муж. жен. об. пола.
14038 12412 26450 [2,
отд.2, с.64]
Детей школьного возраста:
Учащихся:
мальч. девоч. об. пола мальч.
девоч. об. пола
2511 2331 4842 1007 655 1662
[2, отд.2,с.67]
Из отчета доктора П. И.
Кольского нам известно, что ввиду упорно державшихся слухов в конце сентября
1893г., в Евпатории появилась холера, губернская управа 2 октября спросила по
телеграфу Евпаторийскую уездную земскую управу, есть ли холера в Евпатории, и
если есть, то почему нет об этом сообщений. Управа ответил, что 1 октября в
заседании санитарно - исполнительной комиссии заболевание в городе признано
врачами за азиатскую холеру и что в уезде благополучно. 4 Октября Таврический врачебный
инспектор по возвращении из Евпатории лично сообщил губернской управе, что
холерных в городе во время его посещения было 50 с лишним человек и что
чувствуется потребность в посылке туда фельдшеров и сестёр милосердия.
8 октября губернская
управа получила 2 телеграммы из Евпатории: одну – от земской управы с
известием, что с 4 по 7 октября заболело холерой – 58, умерло – 31; другие – от
городской управы – в ней сообщалось, что с 1 по 27 сентября заболело – 8,
умерло – 1; с 27 сентября по 1 октября заболело – 26, умерло – 9; с 1 по 7
октября заболело – 103, умерло – 47.[21, с.4]
Ходят слухи, что, холера
привезена в Евпаторию из Булганака Симферопольского уезда с баштана и что
первый больной умер, но по справкам в холерных картах, хранящихся в бюро при
уездной санитарно – исполнительной комиссии, оказалось, что первый больной,
зарегистрированный как холерный, был местный житель Евпатории и занимался
грузской соли близ д. Саки.
Холера повергла жителей
Евпатории в такой ужас, что люди, имеющие материальный достаток,
преимущественно караимы уезжали из города целыми семьями, оставляли свои дома
пустыми. Но убегали не одни богачи, а так же ремесленники и прислуга, так что
хлеб, за отсутствием пекарей, вздорожал в цене и многие сидели без рабочей
силы.
Из 114 девиц в
прогимназию перестало ходить – 55, причём попечителю учебного округа было
послано о временном закрытии этого учебного заведения. В мужской прогимназии не
посещали классов только 15 учеников.
Больные преимущественно
татары. [25, с.4]
Ещё одно обстоятельство,
которое может подать повод к предположениям, что холера была вызвана незрелыми
фруктами. Дело в том, что в истекшее лето в садах, расположенных в долинах рек
Алмы, Качи и Бельбек, был неурожай на фрукты, а то, что собирали, было гнилое,
незрелое, червивое. Вот эта – то дрянь, по рассказам скупщиков, и находит себе
сбыт на Евпаторийском рынке, благодаря слабости санитарного надзора. Это
сообщение осталось не проверенным, а поэтому к нему следует относиться с
должной осмотрительностью . [26, с.4]
По полицейским и
городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых
проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент – христиане –
6516 человек, магометан – 5081, караимов – 2907 и евреев – 1443.
В числе населения г.
Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции – 626 душ,
Греции – 50, Австро – Венгрии – 14, Швейцарии – 12, Франции – 10, Румынии – 10,
Болгарии – 8 и Германии – 5, а всех 735 душ.
За 1896г. было: браков –
245; рождений: муж. пола – 442, жен. пола – 432, обоего пола – 874; умерло:
муж. пола – 318, жен. пола – 248, обоего пола – 566; прибыль + 308. [28, с.4]
Площадь уезда
простирается до 5.040кв. вёрст (без значительных внутренних вод). Много соленых
самосадочных озёр. Численность всего населения определена переписью 1897г. в
63,2 тыс. человек, в т. ч. 34,1 тыс. муж. пола и 29,1 тыс. женского пола, средняя
плотность населения - 12 человек на 1 кв. версту. Немногим менее 1/3 всей массы
населения принадлежит городу Евпатории. [1, с.686]
Выводы по
главе
Характер и численность
населения Евпаторийского уезда и города во многом зависело от политики,
проводимой русским правительством. В послевоенные годы наблюдается уменьшение
численности населения. Прошедшая эпидемия холеры значительных человеческих
потерь не вызвала.
1.2.
Национальный и религиозный анализ населения
Крым – многонациональный
край. А Евпаторию можно назвать воплощением этой многонациональности, так как
это портовый город и здесь всегда жили люди разных национальностей и
вероисповеданий. Вот как пишет в своём дневнике Юрий Никитич Бартенев о составе
населения Евпатории в 1843г.: «Здесь до 3000 караимов. Это народ богатый и
благовидный, но они живут отдельно и не имеют сношения с христианами, особенно
их жёны, которые даже по-русски говорить не умеют. Потом следуют татары, этих,
как мне помнится, до 7000, потом грузины, молдаване, цыгане, армяне, последнее
– 2 – х исповеданий григорианского и католического; они не терпят друг друга
вследствие ревнования по вере. Татары, особенно цыгане, очень бедны.»[29, с.3]
По вероисповеданиям число
постоянных жителей Евпатории 1846 года есть следующее:
Православных: муж. пола –
747 душ, жен. – 639, всего – 1386, католиков – 94 души обоего пола; армяно –
григориан – 116; евангелика – лютеран – 9; магометан: муж. пола – 4344 души, всего
– 8629; евреев – талмудистов: муж. пола – 45 душ, жен. пола – 32, всего – 77 душ;
караимов: муж. пола – 1136 душ, жен. пола –889, всего – 2025 душ.
Каждое вероисповедание
имеет свои места богослужения, а именно: православных церквей – 3; караимских
синагог – 2; мечетей –18; еврейский молитвенный дом – 1.[16, с.4]
По сведениям Статистического
Комитета за 1874 год известно, что караимов было – 1123, татар – 1217, цыган –
513, русских – 1420, греков – 259, евреев – 138, армян – 60.[7, лист 6]
Пьянков в своей книге так
говорит о жителях разных национальностей в Евпатории 1888г.:
ГРЕКИ. Греки появились в
Крыму в VII веке до Р. Х. Учение Спасителя ещё в
I веке своего существования имело
последователей – греков в Тавриде. Св. Андрей Первозванный, водрузивший крест
на Киевской горе, прошёл из Синопа (Анатолийский берег) через Херсонес и без
сомнения, бросил здесь первые семена христианства. В XIII веке христианство охватило большую часть Крыма (с
юга).
Евпаторийские греки на
предложения Румянцева выйти из Крыма говорили: «Мы его светлостью ханом и
отчизною своею довольны: от предков своих платим дань своему государю и хоть
саблями нас рубить будут, то мы всё – таки никуда не уйдём (1778г.)» Всех
христиан во время татарского владычества, как греков, грузин, армян –
католиков, вышло из Крыма обоего пола 31386 душ: греки и грузины – в Мариуполь,
а армяне – в Нахичевань на Дону, а отсюда, как те, так и другие, перешли
отчасти снова в Евпаторийский уезд и здесь занялись торговлей и судоходством.
Поселившись в Евпатории, греки переняли от татар их язык и многие обычаи.
Некоторые из греков до
того сроднились с татарскими нравами и обычаями, что их весьма трудно бывает
трудно отличить от татар; они носят платье одного покроя с татарами или, по
крайней мере, очень похожее; говорят на татарском языке; сидят по татарскому
обычаю, поджав под себя ноги; любимые их блюда – татарские, питьё татарское.
Такие греки называются дангалаками или анатолийскими греками. Только одна
православная религия отличает такого грека от татарина.
Впрочем, евпаторийские
греки не имеют ни своей церкви, ни своего притча; духовные их потребности
удовлетворяются в этом случае русскою церковью. Своих специальных школ в
Евпатории греки также не имеют и, к удивлению их предков, мало обнаруживают склонности
вообще к просвещению.
АРМЯНЕ. Армяне
переселились в Крым из Великой Армении в 1262г., расселились по городам и
занялись торговлей; отличаются бойким и изворотливым умом и хитростью; в душе
горды, но в обращении, где нужно, мягки и любезны; святых икон в домах не
имеют, кроме церкви; домашняя обстановка похожа на татарскую. Армян в Евпатории
живёт немного, всего 159 человек, что составляет 1 процент общего числа
городского народонаселения.
ЕВРЕИ. Евреи переселились
сюда по присоединении Крыма к Империи, из западных губерний и бывшего Царства
Польского. Между евпаторийскими евреями нет значительных капиталистов, а
поэтому они, при своём незначительном числе, почти незаметны в городе;
занимаются мелкой торговлей, по преимуществу по галантерейной и бакалейной,
содержат шинки, публичные дома и распивочные заведения, но также занимаются
портняжеством, переплётничеством и часовых дел мастерством. Всех евреев 483
человек, или 4 процента общего числа жителей.
ЦЫГАНЕ. Цыгане пришли в
Крым из Азиатской Индии; они долгое время перекочёвывали из Крыма в Бесарабию и
обратно. Но в царствование Александра – Освободителя они оставили свой кочевой
образ жизни, приписались к евпаторийским мещанам и занялись кузнечеством,
коновальством, деланием решёт, мелкою разносною торговлей; большая часть цыган находят
себе средства к жизни, которая, кстати сказать, весьма несложна, от переноски
товаров на своих крепких спинах – на суда и обратно.
Цыгане исповедуют
магометскую религию, но обрядов её не исполняют; говорят они на испорченных
татарском и русском языках, склонности к образованию не проявляют, и грамотных
между ними нет, так что этот народ стоит на самой низкой ступени образования из
всех наций, населяющих Крым; живут они в северо – восточной части города в
низеньких тесных курных мазанках, отличаются необыкновенной беспечностью и
нечистоплотностью[21, с.4]
НЕМЦЫ УЕЗДА. Соседями
татар в Евпаторийском уезде, кроме русских, являются немцы. Они поселились
здесь с 1787г., когда иностранным колонистам оказывались щедрые льготы и
вспомоществования. Евпаторийские немцы – колонисты представляют выходцев из
Пруссии, Баварии и других немецких государств Западной Европы; между ними есть
и менонит.
Менониты составляют
братства, руководимые причтом церковным из избранных деканов, духовных учителей
и старшин, которые строго наблюдают за нравственностью и благосостоянием прочих
членов прихода; поэтому немцы менониты отличаются нравственностью и
зажиточностью. Немцы же лютеране в этом же отношении значительно уступают
первым.
Вообще немцы – колонисты
– искусные земледельцы, опытные овцеводы, одним словом, образцовые хозяева; тем
не менее, на хозяйство страны они не имеют никакого влияния, так как живут
замкнутою жизнью, не оказывают никакого сближения с другими племенами и многие
до сих пор не выучились говорить по-русски
Таким образом, расходы
русского правительства и желание, чтобы немецкие колонисты были руководителями
и образцами в хозяйстве, остались напрасными, а привилегии колонистов –
обидными для коренного населения страны, и эти немецкие колонии, вероятно, ещё
надолго останутся прусскими, баварскими, виртенбергскими и иными немецкими
оазисами Новороссийского края.[13, с.4]
Нужно вдобавок сказать об
общественной деятельности караимов.
У караимов было очень
развита благотворительность, они оказывали помощь нуждающимся соплеменникам,
стремились удовлетворить культурные потребности не только своего народа, но и
всего населения.
Расцвет
благотворительности караимов для Евпатории приходится на последние десятилетия
XIX – начало XX века. Она осуществлялась как
Евпаторийской общиной в целом, так и индивидуально её членами. Об этом
свидетельствует материалы из архивов Б. С. Ельяшевича, бывшего Евпаторийского
газзана, члена караимского духовного правления, а так же статьи из
дореволюционного журнала «Караимская жизнь».
Для помощи нуждающимся
караимам при Евпаторийской общине были созданы благотворительные общества:
1.Попечение о бедных
караимах;
2.Помощи семьям убитых и
раненных после первой мировой войны;
3.Обеспечения учащихся
караимских школ обмундированием, учебники и завтраками;
4.Оплаты за содержания
учащихся в казённых средних и высших учебных заведений;
5.Помощи не имущим
невестам – на приданное. [33, с.3]
Благотворительность,
направлена на удовлетворение нулевых потребителей, фактически, всего населения
города, осуществляясь в основном индивидуально – имущими караимами. Вот некоторые
из реализованных прекрасных замыслов и проектов.
Когеновское ремесленное
мужское училище было создано в 1895г. и содержалось супругами С. А. и Е. Ч.
Когеновскими. Для него был специально построен дом (ныне ул. Володарского 13).
Здесь имелось 6 мастерских (цехов) – слесари, токари по металлу, токари по
дереву, столярная, колёсная, а позже и чугунно – литейная, где готовят
специалистов высокой квалификации. Во дворе находятся квартиры для заведующего
училище и преподавателей ремёсел. Училище обошлось его создателем в 140 тыс.
рублей. Обучение в нём бесплатное для учащихся всех национальностей.
Женское профессиональное
училище создано во второй половине XIX века. Содержалась на средства Евпаторийского общества попечения о бедных
караимах. Училище располагалось в двух домах, имело соответственно 2 отделения:
общеобразовательное (4 класса) и профессиональное. Последнее – с трёх летним
сроком обучения, из них 1 год посвящается белошвейному мастерству и 2 –
портняжному изготовлению дамской одежды. Училище предназначалось для караимских
девочек. Обучение было бесплатное. Потом в него стали принимать, так – же
бесплатно, детей других национальностей. Помещение училища стало тесным. Из
средств, пожертвовавших А. М. Гелеловичем на нужды общества, за 50тыс. рублей в
1912г. водворится специальное здание, закупалось необходимое оборудование.
Девушки, независимо от национальностей, успешно окончившие профессиональное
училище, получили бесплатно швейную машину лучшей фирмы того времени –
«ЗИНГЕР». [34, с.2]
По полицейским и
городским сведения за 1896г. в Евпатории значится жилых домов 1910, в которых
проживает население обоего пола 17947 душ: преобладающий элемент – христиане –
6516 человек, магометан – 5081, караимов – 2907 и евреев – 1443.
В числе населения г.
Евпатории 26-ю часть его составляют иностранцы, подданные: Турции – 626 душ,
Греции – 50, Австро – Венгрии – 14, Швейцарии – 12, Франции – 10, Румынии – 10,
Болгарии – 8 и Германии – 5, а всех 735 душ.[28, с.4]
Выводы по
главе
В Евпаторийском уезде во
второй половине 19 века жили люди следующих национальностей: русские, татары,
караимы, евреи, греки, цыгане, немцы и граждане других стран – иностранцы.
Религиозный состав
населения был следующий: православные, католики, армяно-григорианского,
евангелико–лютеранского, магометанского вероисповедания, талмудисты.
2.Особенности
социального состава
2.1.ХАРАКТЕРИСТИКА
СОСЛОВИЙ.
а). Г. Спасский в своих
заметках так говорит о сословном состоянии населения города Евпатории в 1847
году.
В статье «Новороссийского
календаря» на 1847г., где показано жителей:
I По состояниям.
а)дворян: потомственных –
83
дворян личных -132
б) духовенства :
православного:
священнослужителей и их
семейств – 14
церковнослужителей и их
семейств – 15
римско–каталического - 1
армяно–григорианского – 2
мухаммеданского – 165
служащих при мечетях
разного наименования людей – 56
в) граждан:
почётный потомственный
гражданин –1
купцов второй гильдии – 5
купцов третьей гильдии –
38
мещан - 9,318
г) поселян:
казённых крестьян обоего
пола –763
помещичьих - 79
д) иностранцев обоего
пола – 203
е) военнослужащих:
внутренней стражи – 82
кантонистов - 21
карантинной,
брандвахтенной и инвалидной команды – 26
военно-рабочих – 7
полицейской команды – 12
обьездчиков - 9
бессрочно – отпускных – 4
II. По вероисповеданиям.
а) православных – 1386
католиков – 94
армян - 116
евангелика – лютеран –9
мухаммедан – 8,629
караимов – 2,025
евреев – 77
Всех постоянно живущих и
временно пребывающих в Евпатории – по 10900 душ обоего пола.[18, с.3]
Ф. Домбровский так
определяет жителей Евпаториии за 1846 год:
а) Дворян:
Потомственных – 83
Личных – 132
В том числе имеющих право
участвовать в дворянских
выборах – 26
б) Духовенства:
Православного – 5
Священнослужителей и их
семейств – 9
Церковнослужителей и их
семейств – 15
Римско – католического –
1
Магометанского
духовенства и вообще лиц, пользующихся правами духовного звания –156
В том числе служащих при
мечетях в звании хатибов, мулл, муэтзинов, мутефелли (старост), имамов,
деврихунов (вседневных чтецов алькорана) и других – 56
Армяно-григорианского – 2
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15
|