рефераты бесплатно

МЕНЮ


Курсовая работа: Евпатория во второй половине XIX века

Все они, как и турки, исповедания суннитского. В числе этого духовенства находятся и монашествующие, или дервиши, которые, кроме странного обряда богослужения, ничем не отличаются от прочего магометанского духовенства.

в) Граждан,

Почётный потомственный гражданин – 1

Купцов второй гильдии – 5

Купцов третьей гильдии – 38

Мещан – 9318

В том числе ремесленников – 495

г) Поселян;

Казённых крестьян обоего пола – 765

Помещичьих крестьян и дворовых людей – 79

д) Иностранцев;

Мужского пола – 138

Женского пола – 65

Итого –203 души.

е) Бессрочно – отпускных –4 человека

Внутренней стражи – 82

Кантонистов – 21

Евпаторийского карантина, брандвахты и инвалидной

команды – 12

Общий итог постоянно живущих и временно пребывающих

в Евпатории простирается в настоящее время до 10900 душ

обоего пола.[16, с.4]

Крестьяне.

Так как крестьяне Евпаторийского уезда или вовсе не имеют своей земли или имеют её в самом незначительном количестве, то они вследствие этого находятся в значительной зависимости от тех землевладельцев, на землях которых живут. Зависимость эта, смотря по волостям, существует при различных условиях. Так, например, по Сакской волости: 80 душ живут с копны, отдавая одну десятую, и работают на помещика – 160 дней; 26 душ – две десятых, и работают 200 дней; 35 человек – 1,1/2 копны с десятины и работают 150 дней; 40 человек, две десятых дают копны и работают – 175 дней.[13, с.4]

Крестьяне Таврической губернии принадлежит к следующим разрядам: колонистов, государственных крестьян, помещичьих, получивших полный надел и помещичьих с дарственным наделам. С упразднением колониального управления, заменением подушной подати и земельной оброчной подати выкупным платежам у государственных крестьян, разряды эти утратили всякое юридическое значение. Крестьяне различных разрядов были наделены землёй в различных размерах и на различных основаниях, до самого последнего времени они несли различную податную тягу, а потом экономическое состояние их далеко не одинаковое. Часто одно указание на разряд, которому принадлежит – а известная группа крестьян, служит уже достаточным пояснением, почему она достигла той или другой степени экономического благосостояния. Поэтому в сборниках статистических сведений до сих пор ещё крестьянское население группируются по разрядам, утратившим юридическое значение.[2, отд.2,с.36]

Размещение населения по жилищам можно проследить только по данным «Статистики поземельной собственности», в которой мы находим: В Евпаторийском уезде: во всех поселениях – 3390; из них в селениях государственных и помещичьих крестьян – 550; в колониях – 45. На одно жилое строение приходятся душ мужского пола: в среднем для всех посёлков – 2,7, в селениях государственных и помещичьих крестьян – 3,5, в колониях – 3,5. На 100 строений приходится каменных: во всех посёлках – 98, 2, у бывших помещичьих крестьян – 100,0; у бывших государственных крестьян – 88,9; у колонистов – 100,0[2, отд.2, с.25]

В 1874 году мещан было:

россиян – 1420; цыган – 513;

греков – 259; евреев – 138;

караимов – 1123; армян – 60;

татар – 1217; иностранцев – 7;

всего:4780.

купцов:

россиян – 3; евреев - 8;

греков – 11; караимов – 39;

армян – 3; татар – 6.

В течении 1874 года к городскому сословию было причислено 36 мужчин, 31 женщина; исключено 19 мужчин, 8 женщин. [7, лист 2, 3, 6]

На основании Дела Евпаторийской государственной Управы «О купцах объявивших и не объявивших капиталы на 1874г.» автор делает вывод о том, что причисление в Евпаторийские купцы, второй гильдии не может состояться до полной выплаты повинностей.

По данному документу можно определить когда, сколько и какой национальности евпаторийцы были причислены к купцам), ись даётся по 10 народной переписи и вновь прибывшие, с семействами)

РОССИЯНЕ:

1869г. 15 февраля – Семён Лусков (4 сына)

1872г. 5 декабря – Федосей Ротанченко (5 сыновей)

ГРЕКИ:

1859г. апрель – Михаил Памуров (2 сына)

1869г. 13 февраля - Лоранасий Вутера

4  Павел Куюшдри

1872г. 22 декабрь - Илья Васильев

1871г. – Вдова Маргарита Караянова (2 сына)

 9б - Параскева Пашурова

1877г. апрель - Константин Попандопуло

1870г. 17 декабря – Григорий Богдаши

1859г. 18 апрель – Иван Демерджи (5 сыновей)

АРМЯНЕ:

1863г. 27 июля – Вдова Кална Осипова (4 сына)

ЕВРЕИ:

1872г. 28 ноября – Перц Фельдман (3 сына)

1872г. ноябрь – Вдова Добриш Падольская (4 сына)

176 Абрам Скелер (3 сына)

1869г. ноябрь – Абрам Ланфвер (3 сына)

1872г. 31 декабрь – Мендень Гартинов

1864г. – Берех Коган (3 сына)

1869

13 январь - Эзра Дуван (2 сына)

173  - Бераха Коракоз (7 сына)

1871 ноябрь - Мартхай Сарач

102  - Абрам Шамуилов

103  1872г. 18 февраля – Саломон Бота

104  1873г. 17 января – Илья Мананы и ещё 13 караимских семей.

ТАТАРЫ:

1864г. 11 марта – Абляй Нурт оглу (сын умер)

1870г. 7 июля – Вдова Эмине Караманова (7 сына) и ещё 3семьи.

Временно торгующих – 18 человек

Вновь причисленные – 3 семьи.[6,листы23-39]

На основании документа Евпаторийской Городской Управы от 9 января 1874г.: Почетных граждан в городе:

Караимов – 123; Греков –3; Евреев – 6;

Степенных Граждан:

Греков – 1 и татар – 1;

Мещан:

Россиян – 1408, Караимов – 1130; Евреев – 191; Армян – 59; Татар – 1190; Цыган – 513; Греков – 258 и иностранцев – 7.

Купцов.

Русских – 11; Греков – 21; Армян – 10; Евреев – 34; Караимов – 66 и Татар – 39.К городскому сословию причислена 32 душ обоего пола. [3, лист 2]

Выводы по главе

В Евпаторийском уезде проживало население следующих сословий: дворяне, духовенство, поселяне, мещане, купцы, военнослужащие, крестьяне. Наиболее активным был переход в сословие мещан и купцов.

2.2. Характеристика профессионального состава и трудовой занятости населения.

Число ремесленников в Евпатории 1846 года (по каждому ремеслу) есть следующее: башмачников и сапожников –58, войлочников – 18, золотых и серебряных дел мастеров – 2, жестянщиков и лудильщиков – 19, каменщиков – 54, кузнецов – 36, меховых мастеров, приготовляющих смушки и овечьи кожи для тулупов – 48, колесников, столяров, плотников и бондарей – 66, портных – 34, хлебников – 63, свечников – 16, мыльников –3.

[17, с.3]

Русские – или служащие и отставные чиновники, или дворяне, имеющие какую – либо недвижимую собственность; нижние военные чины и частью мещане и крестьяне, занимающиеся разными промыслами. Они вместе с греками имеют и свою православную церковь.

Французы и итальянцы, пребывая здесь только по торговым делам, и до тех пор, пока собственные их выгоды того требуют, потом переселяются, куда вздумают, как перелётные птицы.

Греки – народ торговый в полном смысле этого слова, есть однако - же между ними и ремесленники, как то: серебряники и в особенности пекари и цирюльники, столь необходимые при магомедданском населении, для бритья голов правоверным, как честят себя татары. Многие из греков – турецкие подданные и живут здесь по паспортам лет по двадцати и более, не неся никаких городских повинностей.

Армяне по торговле, промыслам и сметливости – родные братья греков. Они принадлежат к двум религиозным сектам: 1) армяне арианского исповедания, переселившиеся сюда с давних времён из нынешней Армянской области и терпевшие при ханах многие притеснения; теперь же они живут в довольствии и изобилии.

Армяне грегорианско – католического исповедания живут в Евпатории со времён генуэзцев. Они занимались хотя теми – же торгами и промыслами, как армяне, но богаче их и предприимчивее.

Евреи не отличаются ничем от своих собратий в здешнем краю. Евреи обыкновенно или портные и сапожники, или серебряники, кузнецы и т. п.

Из татар – 2 только купца – капиталиста, прочие же занимаются или поденной работой, или мелочной переторжкой, большей частью турецкой торговли.

Караимы народ торговый и между собою согласный. Нищих между ними нет, потому что они бедных и сирот содержат на общественном иждивении.

Караимы владеют почти всей крымской торговлей, чему много содействуют им знание местности, их капиталы и неутомимая деятельность. Всякому иностранцу трудно производить торговлю без содействия караимов.

Лавок в Евпатории находится до 400, из которых 1/2 принадлежат караимам. Они имеют виноградные сады и ведут торговлю вином с Херсонесом, Николаевом, Харьковом. В 1834г. одного непроданного вина оставалось в Евпатории до 60.000 вёдер.

Многие из караимов имеют землю и занимаются землепашеством, в особенности скотоводством, по большим от него выгодам; каждая овца у хорошего хозяина приносит в год до 5 руб. ассигнациями чистой прибыли, при самом малом расходе.[19, с.4]

Трудовое население (1853 – 1856) на 10 – 12 тыс. жителей Евпатории - ¾ приходится на долю татар, но это вычисление не определяет ещё цифры русского населения. Кроме русских здесь были ещё греки, караимы, евреи, армяне и другие. Словом в Евпатории пестрота населения была видна на каждом шагу, и связали всю эту разношерстную толпу вместе, в одно целое, не было никакой возможности.

Татары жили совершенно обособленной жизнью. Они занимались мелкими торговлями, ремесленники, необходимыми в быту татар, выделкой кожи и кожевенных изделий, выделкой смушек, изготовлением телег, держали кузницы, занимались ковкой лошадей и т. д. Многие из них ходили работать на соляные озёра, занимались извозом, нагрузкой судов. Большая часть из них представляла бедноту, живущую исключительно физическим трудом, но каждый из них имел свою лачугу, обычно свои работы, и строго держался своих единоверцев. Все они, за очень малым исключением, говорят только на своем родном языке, и поэтому всем, кто желал изъясниться с ними без помощи переводчика, надобно изучать татарскому языку. Татарский язык приобретал право гражданского, стал господствующим, стал своего рода международным в Евпатории – ему не изменяли даже в общественных собраниях.

Остальные 3000 жителей не представляли из себя, как татарской сплочённой массы, а разновидность или по национальностям, или по роду занятий на мелкие кружки.

Греки по преимуществу, баркасники, держались своего общества; они хорошо сохранили свои национальные черты и родной язык.

Караимы, солепромышленники, более крупные торговцы, так – же держатся твёрдо своего общества,

Что касается евреев, то они не разбирали обществ, а по роду своего занятия факторства – держались не общества, а дела. Русских в Евпатории было меньше всех других. Главным образом то были чиновники, судьбой занесённые сюда и служившие в разных учреждениях; конечно, были и крестьяне, но в общей сложности русских было всё же очевидно мало.[27, с.4]

Летом резко возрастает число строителей – их насчитывается до 1,5тыс(1862). Они сооружали и ремонтировали предприятия, мастерские, пристани, благоустраивали город, особенно «аристократическую», приморскую часть, строили для богачей дачи, особняки. Во – второй половине года (с июня по ноябрь), когда шла добыча соли в ближайшем озере Сасык – Сиваш, на промысле трудились до тысячи и более рабочих.[36, с.21]

Многие помещичьи хозяйства занимаются таким прибыльным делом, как разведение овец.

Важнейшая местность Евпаторийского уезда известна под общим названием «Тарханкута». Здесь, преимущественно в обширных имениях князя С.М. Воронцова («Ахмечетская бухта») и В.П. Попова(«Караджи») и некоторых других, и прежде (до военного времени и опустения уезда) и в последующее время самую прибыльную отрасль хозяйства составляет разведение простых крымских (малич) серых овец для получения серых смушек, не только не уступающим известным «решетиловским», но даже далеко превосходящих эти последние(1867г.). Этих смушек ежегодно идёт в продажу от 7.000 до 10.000 штук и более, оцениваемых на месте не дешевле 2 руб. 50 коп. и 3 руб. серебром за штуку. Лучшие до военного времени, продавались не дешевле 2 рублей серебром штука. Серые овцы, по общему здесь убеждению, только в Тарханкуте не перерождаются и только в этой местности возможны подобные превосходные смушки, что приписываются свойства тамошних пастбищ.[14, с3]

Занятие степным огородничеством или разведением баштанов (по татарски бостан и постан) в Евпаторийском уезде до последней Крымской войне составляла немаловажную отрасль местного сельского хозяйства. Под баштаны преимущественно снимались земли, окружающие Евпатории и вёрст на 20 – 25 от этого города. Баштанщики были исключительно татары, частью евпаторийские мещане, а ещё более государственные крестьяне. Снимали исключительно землю целинную на три года, засаживая её первый год арбузами и дынями, во второй – луком, в третий засевая пшеницей: За первые два года платили владельцу земли от каждого баштана деньгами (по 10 и по 12руб. серебра), а в третий отдавали 10-ю часть собранного хлеба. Каждый баштан (2.2/3 указн. десят.) приносил баштанщику 150 до 210 руб. серебром чистого дохода. Луку, известного здесь особенною крепостью, собиралось огромное количество. Кроме сбыта в Симферополе, Евпатории, Севастополе и по другим городам губернии значительное количество отправляли морем в Одессу и даже в Константинополь. Теперь с уменьшением после войны татарского населения, эта отрасль хозяйства пришла в упадок, так как 2/3 земель, которые разбирались прежде под баштаны, никем не разбираются, а разбираемые не приносят земледельцам и половины прежнего дохода. Рыболовство в уезде, никогда впрочем не бывшее значительным, в настоящее время ничтожно. Рыбных заводов 3, из них один в Ахмечетской бухте (имении князя С. М. Воронцова) и два в деревне Караджи (имение В.П. Попова). Жалобы на повсеместное уменьшение рыбы у берегов Чёрного и Азовского морей, с одной стороны, а с другой недостаток в рабочих (на Ахмечетском и Караджинских заводах прежде рабочие состояли из крестьян, ныне – из вышедших из крепостной зависимости) имели последствием то, что названные заводы стали приносить ничтожный доход, примерно до 1800 руб. серебром.[14, с.3]

О профессиях и числе рабочих можно судить из таблицы « О числе ремесленников в г. Евпатории 1873 года».

I. Ремесленников изготавливающих

предметы пищи: мастеров: рабочих: учеников:

хлебников 15 10

булочников 15 10

мясников 6 5

кондитеров

бузников 9 4

II.Приготовляющих

предметы одежды:

портных 4 8 4

сапожников 6 9

модисток -

шляпников -

шапочников 5 3 2

башмачников 2 1 2

шубников 6 3

III.Изготовляющих

предметы д/хозяйства:

печников 2

столяров 2 3 4

морников 1

медников 2

кузнецов 2 2

половщиков

моляров 2

бондарей 3 5

плотников 6 6 4

приготовляющих

кирпич и черепицу

IV.Прочих промышленников

и ремесленников, не

принадлежащих к

этим разрядам

извозчиков 43

поновалов 1

часовщиков 5 4

свечников 4 3 4

церюльников 6 9

серебрянников 2

каменщиков 6

кровельщиков

штукатуров 2

приготовляющих

хлопчатую бумагу

стекольщиков 3

слесарей

резчиков печати

иконописцев

токарей 2

жестянщиков 2

обойщиков 2

колесников 4 4

красильщиков 2

ялишников 20 - -

[3, лист 7, 10]

В Евпатории можно было без особых препятствий открыть завод или магазин. Нужно было разрешение Городской Управы.

Например, в Деле Городской Управы «О дозволению купцу Перцу Фельдману определить в г. Евпатории завод для выделении из вина и спирта различных напитков» приводится Прошение данного купца второй гильдии в Евпаторийскую Городскую Управу:

«Желая въ семъ году открыть въ городе Евпаторiи въ моемъ собственномъ доме водочный заводъ, то посему представляя листъ Гербовой бумаги 20 копеек её стоимости покорнейше прошу…Управу разрешить мне со – Открытiе токового завода и втомъ введать удостовъеренiе.

20 августа 1873г. Купецъ Перецъ Фельдман.»

На что Городской Голова отвечает справкой:

«Определили: На точномъ основанiи 115 ст.

Высочайше утвержденнаго 16 iюня 1870 г. Городового положения и по неимеенiю въ виду никаких законныхъ препятствiй дозволить Господину Фельдману открыть въ Городе Евпаториi въ собственномъ доме заводъ для выделки изъ оплоченного Акцызомъ вина и спирта разныхъ напитковъ и на открытiе означеннаго Завода выдать ему просимое удостоверенiе.

3 сент. 1873г.

Также было удовлетворено прошение Евпаторийского мещанина Георгия Холдизова об открытии Питейного Дома в 1874г., Купца Семёна Лускова и др.

Желающие открыть питейные заведения в Евпатории было много. Есть сведения за 1873г. Нет смысла перечислять фамилии всех, подавших прошение в Городскую Управу, а так же тех, чьи прошения были удовлетворены, а чьи нет. Хочу только на основе анализа указанного выше дела сказать, что за данный год (1873) поступило 62 прошения, в 27 из них было отказано. На некоторых из прошений сначала написано «Отказать», а снизу «Открыть», а слово «Отказать» - взято в скобки. (Например, лист 60). На многих из прошений вообще не указано распоряжение.(н – р, лист 5,6,11-14,16,17,19,20,22-28,31,33,41-45,47-48,51,56,58,69,71-73,75,76.). Причём, нужно отметить, к концу года отказов значительно больше, чем разрешений.

Я думаю, важной деталью в этой отросли деятельности евпаторийцев, является то, что в основном, эти питейные заведения мещане и купцы Евпатории собирались открывать не в специально построенном для этого здания, а в частных домах, своих или арендованных[.6, лист 1,2, 6,69]

Население города(1888г.), несмотря на его незначительность, крайне разнообразно, оно состоит из русских, татар, караимов, греков, армян, цыган, евреев и временно проживающих в самом небольшом числе поляков, французов, турок, анатолийцев. Такая пестрота населения, конечно, не может благоприятно влиять на экономическое благосостояние его, так как каждая нация занята исключительно своим собственным интересом.

Преобладающими в численном отношении являются татары и караимы, а затем следуют русские и греки: все эти народности всё внимание обратили на коммерческие дела: к этой же категории можно причислить и армян: евреи же, только за немногими исключениями, живут в качестве мастеров и мастеровых – портных, сапожников, жестянщиков, мастеров часовых дел, ювелиров и прочих; цыгане избрали своей специальностью выгрузку и загрузку приходящих и отходящих пароходов и других судов; беднейшие греки занимаются перевозкою груза и пассажиров на своих шлюпках к пароходу или судну и обратно.[20, c.4]

ХЛЕБОПАШЕСТВО. Отрасль эта мало разнится в преимуществах сравнительно с прочими уездами Крыма и уступает в плодородии Феодосийскому округу, так равно и не производит той славной арнаутки, которою снабжает нас бывший некогда Чонгарский кадылык, но зато здесь родятся несравненно лучше других местностей льняное семя, лук и баштанные посевы.

Евпаторийские арбузы едва ли не есть самые вкусные на полуострове по избытку сока. Они не бывают велики, подобно перекопским или алешковским, имеют совершенно круглый вид, мелкое семя, не приторны сладостью, и так туго начинены, что при разрезе выпускают множество сока, Туземцы не иначе едят их, как облупив верхнюю кожу и нарезая ножом поперечными линиями, чтобы не прорезать вдоль сердцевины, мгновенно извергающей лучший сок. Каждая квадратная сажень земли в этом уезде даёт в урожайный год целую подводку арбузов. Вследствие чего установилась обыкновение отдавать в аренду землю под посевы арбузов и дынь по кулачам, т. е. погонным саженям. Что касается хлебного зерна, то оно в счастливые годы очень хорошо вознаграждает сеятелей. Так, например, пшеница родится сам – 15, ячмень – 12, овёс – 15, лён до 18-ти, а просо до сам-80-ти.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.