рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

11. ОБЩЕСТВЕННЫЙ И ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД РЕСПУБЛИКИ (6 В. ДО Н. Э – 27 Г.Н. Э)

Общественный строй в Риме, в период республики (V-IV вв. до н.э) развивался по 2 основным направлениям:

борьба плебеев и патрициев.

Изменение характера рабства.

Плебеи с самого начала установления республики начинали борьбу за рабство с патрициями:

В сфере экономики плебеи допускались к общему полю и ограничение долгового рабства, от которого в основном страдали плебеи.

В политической сфере плебеи добивались допуска к патрицианским должностям и в сенат.

В социальной сфере плебеи требовали отмены запрета брака с патрициями, вхождения в жреческие коллегии.

В своей борьбе плебеи опирались на свое численное превосходство и регулярно прибегали к сецессии (право выхода) – т.е. уход из города с угрозой основать свое плебейское государство. Всего сецессией плебеи воспользовались 3 раза:

Первая произошла через несколько лет после установления республики и была вызвана злоупотреблением консулов при разрешении судебных споров о долгах. В результате 1 сецессии плебеи добились права избирать из своего состава своих должностных лиц – 2 народных трибунов. Эти должностные лица получили право вето ("я запрещаю") на решение консулов и сената. Народные трибуны избирались на плебейских собраниях по трибам.

Вторая сецессия произошла в середине 5 века до н.э.

Для предотвращения злоупотребления со стороны консулов плебеи потребовали записи обычаев и патриции согласились с условием, что будет избрана специальная коллегия из 10 патрициев – законодателей (децелебры).

Вторая сецессия в 451г. до н.э. децелебры составили 10 досок законов (таблиц) и заявили о необходимости дополнения этих законов и поэтому в следующем году вновь были избраны. После добавления 2 таблиц децелебры отказались сложить с себя полномочия и установили в Риме тиранию. В результате 2 сецессий плебеи добились свержения тирании и восстановления должности консула и народных трибун.

Законы 12 таблиц закрепили запрет браков между патрициями и плебеями. Но через несколько лет был принят закон, который разрешал браки между патрициями и плебеями. Большое значение имел закон Петелия, который существенно ограничил долговое рабство. В ответ на это уступки патрициии стали создавать новые потрицианские должности – преторов (цензоров), которые проводили перепись населения и включали новых членов в сенат.

Большинство плебеев страдали от малоземелья и требовали допуска к общему полю, но, к вопросу о допуске к патрицианским должностям относились безразлично (индифферентно).

Важное значение имело принятие в 367 г. до н. э закона Лициния-Секстилия, который состоял из двух проектов:

допуск плебеев к общему полю.

допуск плебеев к должности консула.

К началу 3 века до н. э плебеи стали избираться на все остальные должности, входить в Сенат и жреческие коллегии.

Патриции не соглашались признавать в качестве общегосударственных законов решения, принятые на плебейских патрицианских собраниях – плебесциты. В 287 г. до н.э. был принят закон, по которому плебесциты были приняты общеобязанными.

Так завершилась борьба плебеев и патрициев, и в Риме сложился новый сословный слой. Патриции и верхушка плебеев объединились в сословие нобили – крупные землевладельцы, аристократия.

Второе сословие – всадники – зажиточные торгово-ремесленные круги. Остальная часть рядовых граждан составила сословие плебеев.

К 3 веку до н.э. в Риме изменился характер рабства. Рабство стола классическим (основная производственная сила).

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение.

Реально действовали два вида народных собраний:

Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц;

Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов.

Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам.

Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире.

Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т. к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры…

Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы).

Диктатор назначался по решению Сената на срок ≤ 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов:

выборность;

коллегиальность;

срочность (на 1 год);

принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников.

Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.

12. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ДРЕВНЕГО РИМА В ПЕРИОД ИМПЕРИИ

В истории Римской империи выделяется 2 этапа:

1. Принципиат (27 г. до н.э. – 284 г. н. э).

2. Доминат (284 г н.э. – 476 г. н. э).

Принципиат:

Основателем режима принципиата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципиат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов.

Октавиан получил это почетное звание как "первый среди равных" в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:

Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.

Отсутствие формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципиата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства.

В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом Т домината считается год вступления на престол Диоклетиана.

Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии. . Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть.

Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности.

В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.

Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя.

Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.

Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток. Сторонники цивилизованного подхода (Данилевский, Тойный, Шпенглер) – каждая цивилизация закономерно неизбежно проходит этапы не только зарождения и расцвета, но и упадка и гибели.

13. РИМСКОЕ ПРАВО ДРЕВНЕЙШЕГО ПЕРИОДА

Законы XII таблиц. Общая характеристика. Мы упомянули уже, что важным этапом в борьбе между патрициями и плебеями послужили Законы XII таблиц. Они были выработаны комиссией 12 (децемвиров) в середине V века до н.э. (451-450 гг. Свое название они получили от того, что были начертаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима, его политическом центре - Форуме.

Отличительной чертой названных законов был строгий формализм: малейшее упущение в форме судоговорения влекло за собой проигрыш дела. Упущение это принималось за перст божий".

Законы таблиц регулировали сферу семейных и наследственных отношений, содержали нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям, но вовсе не касались государственного права. Начиная с IV-III вв. до н.э. законы Таблиц стали корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые экономические отношения, порожденные переходом от архаических форм купли-продажи, ссуды и займа к более сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, банковских операций и пр.

Не вдаваясь в содержание Таблиц, ибо это предмет римского частного права, укажем на главное, без чего не может быть должного представления о римском обществе и государстве соответствующего периода.

Достоверно, что все первые века римской республики земля - главное достояние граждан - находилась в общей собственности и соответственно называлась общественной землей - агер публикус. Пахотной земли было мало и главное богатство должно было состоять в скоте, находившем себе пищу на горных пастбищах. Отсюда не остановимая агрессия против соседних племен, связанная с военной оккупацией их земли и разделом ее между завоевателями. Отсюда и требования, предъявляемые к гражданам: быть воинами и совершенствоваться в военном искусстве.

Публичный характер, сохранявшийся за земельным фондом римской городской общины, был нередко правовым основанием к переделу земли в интересах ее справедливого распределения. Земли и количество скота, выпасаемого на общественных пастбищах.

К числу таких законов может быть отнесен наиболее ранний закон Лициния Секстия 367 года до н.э., запретивший отдельному лицу приобретать для себя более 500 югеров государственных (общественных) земель (125 га) и пасти на общественных пастбищах более 100 голов крупного рогатого скота и 500 голов мелкого.

Важной чертой римского права собственности было подразделение вещей на два типа – реc манципи и рее нек манции. К первому типу относилась земля (поначалу около Рима, а затем вся земля Италии вообще), рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Ко второму типу относились все другие вещи.

Для отчуждения вещей первой категории - продажи, дарения и пр. требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации. Слово это произошло от "манус" - рука и заключает в себе образное представление о переходе собственности при наложении руки на приобретенную вещь. Наложив руку, следовало еще сказать: "я утверждаю, что эта вещь принадлежит мне по праву квиритов... " (то есть потомков обожествленного Ромула Квирина). Манципация сообщала приобретателю неоспоримое право собственности на вещь. Уплаты денег - без манципации - было еще недостаточно для возникновения права собственности.

Следует еще сказать, что передача манципируемой вещи происходила в торжественной форме, в присутствии 5-ти свидетелей, весодержателя с весами и медью и т.д. Последнее указывает на то, что обряд манципации возник до появления чеканной монеты - асса, но медь в определенном сторонами весе уже фигурировала в качестве общего эквивалента. Формальности же служили запоминанию сделки, если когда-нибудь, в будущем времени, возникает связанный с ней спор о собственности.

Все другие вещи, даже и драгоценные, переходили с помощью простой традиции, то есть бесформальной передачи на условиях, установленных договором купли-продажи, мены, дарения и пр.

Старый раб, как и старая лошадь требовали - при переходе из рук в руки - манципации. Драгоценная ваза - традиции. Первые две вещи относились в разряду орудий и средств производства; по своему происхождению они тяготеют к верховной коллективной собственности римской общины, тогда как ваза, украшение, как и всякая другая обиходная вещь были как изначально, так и в последующем времени предметами индивидуальной собственности. И в этом все дело!

Что касается займа. Законы XII таблиц, помимо обычных займовых операций, связанных с процентами, закладом и пр., знают еще и так называемый нексум, то есть самозаклад должника. По истечении законной просрочки платежа, кредитор волен арестовать должника и заключить его в свою домовую тюрьму. Три раза в течение месяца, в базарные дни кредитор выводит должника на рынок в надежде, что найдутся родные, близкие, сердобольные, согласные выплатить долг и выкупить должника из неволи. Этот вид займовой кабалы и называется в законах Таблиц уже знакомым нам словом "нексум" - долговое обязательство под гарантию личной свободы.

Только в 326 году до н.э. законом Петелия довогор займа был реформирован, и долговое рабство отменено. С этого времени должник отвечал перед кредитором в пределах своего имущества.

Помимо обязательств из договоров Законы XII таблиц знают, конечно, и такие обязательства, которые возникают из причинения вреда и противоправных действий вообще - воровства, потравы и пр. Вора, например, захваченного с оружием в руках, разрешалось казнить на месте преступления.

О семейном праве древнего Рима может быть сказано ранее всего то, что римская семья, как ее рисуют Таблицы, была семьей строго патриархальной, то есть находящейся под неограниченной властью домовладыки, каким мог быть дед и отец. Члены римской патриархальной семьи были друг другу агнатами.

Когнатическое родство возникало с переходом агната (агнатки) в другую семью или с выделом из семьи. Так, дочь домовладыки, вышедшая замуж, подпадала под власть мужа (или свекра, если он был) и становилась когнаткой в отношении своей кровнородственной семьи.

Когнатом становился и выделившийся (с разрешения отца) из семьи сын и т.д.

Напротив, усыновленный, и тем принятый в семью, становился по отношению к ней агнатом - со всеми связанными с тем правами, в том числе и на часть наследства.

Агнатическое родство имело несомненное превосходство над родством кровнородственным, когнатическим, в чем нельзя не видеть реликт, пережиток родовых отношений.

Издревле в Риме существовали три формы бракозаключения: две древнейших и одна сравнительно новая. Древнейшие свершались в торжественной обстановке и отдавали женщину-невесту под безграничную власть мужа. В первом случае брак совершался в религиозной форме, в присутствии жрецов, сопровождался поеданием специально изготовленных лепешек и торжественной клятвой жены следовать повсюду за мужем: "Где ты, Гай, там найдешь и меня". Вторая форма брака состояла в форме покупки невесты (в манципационной форме).

Но уже Законы XII таблиц знают бесформальную форму брака - "сине ману" - то есть "без власти мужа". Можно предположить, что этот брак диктовался нуждой обедневших, патрицианских семей в союзе с богатыми плебейскими, но это только предположение. Доказать его нельзя. Как бы там ни было, но именно в этой форме брака - сине ману - женщина нашла себе значительную свободу, включая свободу развода (которой она не имела в "правильном браке"). В этом случае женщина забирала свое имущество, внесенное в общий дом в качестве приданого. С течением времени именно браку сине ману было обеспечено наибольшее распространение, тогда как "правильные" формы брака все более захиревали.

Специфической особенностью брака сине ману было то, что его следовало возобновлять ежегодно. Для этого жена на три дня уходила из мужнего дома (к родителям, друзьям) и тем прерывала срок давности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.