рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран

37. СЕВЕРО – АМЕРИКАНСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 18 В. И СОЗДАНИЕ САСОСТОЯТЕЛЬНОГО ДЕМОКРАТИЧНОГО ГОСУДАРСТВА США. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО СЕВЕРОАМЕРИКАНСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ И ВОЙНЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ

Первая английская колония на атлантическом побережье Северной Америки была основана в нач. XVII в. В последующем появились 12 колоний, растянувшихся вдоль средней части побережья. . Более полутора столетий после основания англоязычных поселений в Северной Америке обстановка в них оставалась относительно спокойной. Основную массу населения составляли фермеры-крестьяне, владевшие относительно небольшими участками земли. К концу 70-х гг. XVIII в. население колоний достигло 3,5 млн человек, включая 500 тыс. рабов. Английское правительство рассматривало колонии как сырьевой придаток метрополии и рынок сбыта английских товаров и проводила политику сдерживания развития колоний. Английский парламент и король запрещали в колониях производство железных изделий и тканей. Было предписано вывозить их готовыми из Англии. Торговля с др. гос-ми также запрещалась, чтобы английские купцы могли свободно поднимать цены на свои товары. Появилась серия закон-ных актов, увенчавшихся Актом 1756 г. о гербовом сборе со всех коммер-х сделок, лицензий и объявлений в газетах, средства от к-рого должны были пойти на покрытие расходов на оборону колоний и управление ими. Американцы ответили на это решительными действиями. Начались открытые массовые антиправительственные выступления. В колонии были посланы английские войска. Однажды английские купцы привезли в Бостон большую партию чая, который был обложен парламентом особым налогом. Жители колоний не хотели признавать право английского парламента облагать их налогами. Переодетые индейцами бостонцы напали на корабль и выбросили ящики с чаем в море ("Бостонское чаепитие"). Английские власти закрыли бостонский порт для торговли. Во всех 13 колониях началось восстание. Колонии стали объявлять о своем отделении от Англии. Амер-кая рев-ция началась как нац-но-освоб-ное движение, переросшее затем в войну за независимость. Особенность революции: она была и нац-но-освоб-ным, и нац-но-объединительным и антифеодальным движением. В Филадельфии в 1974 г. собрался 1ый Континентальный конгресс представителей всех колоний. Конгресс призвал к бойкоту английских товаров, составил петицию к королю, в к-рой колонисты просили прекратить притеснения и не давать повода к разрыву с короной. Англ-ое прав-во начало воен. действия. В мае 1775 г. открылся континен-ный конгресс. Участники конгресса склонились к разрыву с Англией. Конгресс признал своей армию из партизанских отрядов и назначил главнокомандующим Дж. Вашингтона - решительного сторонника независимости, способного военачальника. Британские войска и "минитмены" столкнулись в колонии Массачусетс. Первые военные действия не дали ни одной из сторон значительного перевеса. В июне 1775 г. около 1 тыс. британ. солдат и офицеров погибли при штурме высоты Банкер-Хилл под Бостоном, и к марту 1776 оставили город. Генерал Уильям Хоу нанес поражение Вашингтону в Лонг-Айлендском сражении, вынудив его оставить Нью-Йорк. Американцы обратились к Франции за помощью и получили значительную поддержку.4 июля 1776 г. вновь созванным 3им континен-ным конгрессом была принята "Декларация независимости" - заявление об отделении от Англии и полной самостоятельности бывших колоний. Она объявляла, что угнетение колоний Англией противоречит неотъемлемым правам человека на свободу, жизнь и стремление к счастью, и что колонии объединяются в Соединенные Штаты Америки и "являются свободными и независимыми государствами". Были учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых. Народ имеет право изменить, уничтожить, учредить новое правительство. Этот документ провозгласил принцип национального суверенитета и признал за народом право на революцию. В 1781 г. конгресс из представителей штатов принял первый конституционный док-т; получивший название "Статьи конфедерации". Согласно ему штаты объединялись в конфедерацию (США). Каждый штат сохранил свою независимость и все права, кроме тех, к-рые передавались конфедерации. Представители штатов учредили Конгресс для ведения общих дел. Каждый штат при решении вопросов в Конгрессе имел 1 голос. Был создан союз гос-в - конфедерация, а не единое гос-во. В1778 г. британские силы под командованием Дж. Бергойна капитулировали под Саратогой. Франция послала американцам сухопутные и воен. -мор-е подкрепления. В 1781 г. объединенная амер-но-франц-кая армия окружила войска ген-ла Корнуоллиса на полуострове Йорктаун в Виргинии. Корнуоллис капитулировал, что означало конец воен. действий. Мирные переговоры в Париже завершились в 1783 г., где Велик-ия признала независимость США. Война не только утвердила амер-ую независимость, но и способствовала либерализации жизни в Америке. Рабство было упразднено на тер-рии север. штатов. Были отменены дворянские титулы, англиканская церковь потеряла статус официальной

38. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ США ПО КОНСТИТУЦИИ 1787 Г. ПРИНЦИПЫ РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. БИЛЛЬ О ПРАВАХ 1789 – 1791 Г

Причины перехода к конституции - после окончания войны в стране обострилась классовая борьба, бедняки и рабочие требовали бесплатной земли и отмене всех долгов. Ряд восстаний были жестоко подавлены властью. Такие выступления бедняков сплотили плантаторов и буржуазию, и они (богача) стали втайне от народа готовить конституцию.

Конституция Соединенных Штатов Америки, принятая в 1787 г., действует в стране до сих пор - с внесенными в нее 27 поправками. Ее принятие было обусловлено экономическими, политическими, социальными и идеологическими обстоятельствами: экономические трудности послевоенного периода, угроза новой, гражданской войны, необходимость сплочения штатов и централизации власти - все это требовало создания единого государства.

Конституцию принял Конституционный конвент, который был созван в 1787 г. в Филадельфии и на который штаты прислали 55 своих делегатов. Почти все делегаты имели опыт государственно-правовой работы или предпринимательской деятельности. Видную роль среди них играли А. Гамильтон, Дж. Вашингтон, Д. Мэдисон, Э. Рандольф, Д. Уилсон. Конституция США построена по принципу разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Она весьма лаконична, многие ее статьи носят общий характер; отсюда исключительная важность ее толкования, являющаяся прерогативой Верховного суда США.

Содержание Конституции явно свидетельствует о компромиссе между рабовладельцами и крупной буржуазией. К. юридически оформила систему органов власти независимой американской республики. Принцип разделения властей. Высшая законодательная власть вручалась Конгрессу из 2-х палат (палата представителей и сенат).К. наделяет сенат правом контроля за деятельностью высших должностных лиц, включая президента. Только с согласия сената президент заключал международные договоры, назначал послов, членов Верховного суда и т.д. Сенат обладал более обширными полномочиями, чем палата представителей. Конгресс имел право издавать законы, регулирующие торговлю, чеканке монет, армию, объявлять войну и т.д. Передача многих прав из ведения штатов федеральным органам свидетельствовала о концентрации власти.16-я поправка предоставила Конгрессу право устанавливать подоходный налог. Исполнительная власть вручалась президенту. Он избирался на 4 года. Президент - глава государства и федеральной администрации. Он не мог быть отрешен от должности конгрессом. Президент - главком, назначает и смещает любого из членов своего кабинета, осуществляет ф-ции представительства (принимает послов), назначает членов Верховного суда и остальных судей, имеет право помилования. Всякий билль, принятый конгрессом нуждается в подписи президента. Президент может наложить отлагательное вето на любой законопроект. Президент - глава правительства. Высшая судебная власть находится в ведении Верховного суда США. Его члены назначаются президентом с согласия сената и служат пожизненно. Верховный суд позднее присвоил себе право решать - соответствуют ли законы и акты исполнительной власти Конституции. Федеральный суд выполнял роль “сторожа” при конгрессе на тот случай, если в составе конгресса окажется большинство радикалов. Правовое положение Верховного суда является уникальным/

Билль о правах 1791 г. Законодатели понимали, что большинство американцев хотят видеть в конституции 1787г. прежде всего гарантию от любых посягательств государственных властей на их права и свободы. Из этого исходил и Д. Мэдисон, он внес решающий вклад в подготовку конституционных поправок, ставших известными как Билль о правах. Его содержание составило первые 10 поправок к конституции. Принципиальной идеей, положенной в их основу, являлось признание недопустимости принятия каких-либо законов, нарушающих свободы граждан: свободы вероисповедания, свободы слова и прессы, мирных собраний (ст.1). Право иметь и носить оружие (ст.2). В мирное время запрещался постой солдат в частных домах без согласия их владельцев (ст.3). Признавалось недопустимым задержание лиц, обыски без обоснованных разрешений (ст.4). Никто не мог быть привлечен к уголовной ответственности иначе, как по решению суда присяжных. Никто не мог быть подвергнут повторному наказанию (ст.5). Право на адвоката (ст.6). Запрет жестокие наказания (ст.8). В сочетаниями с этими положениями конст приобрела большую прогрессивную направленность.

Поскольку текст Конституции 1787 г. не содержал в себе отдельного раздела, посвященного гражданским правам и свободам, это вызвало недовольство демократически настроенных слоев населения, и в июне 1789 г. по предложению Д. Мэдисона были внесены 10 поправок к Конституции, ставших известными как Билль о правах. К декабрю 1791 г. поправки были ратифицированы и вступили в силу.

39. США В КОНЦЕ 18 – НАЧАЛЕ 20 ВВ. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ В США: КОНСТИТУЦИЯ ЮЖНОЙ КОНФЕДЕРАЦИИ 1861, ЗАКОН О ГОМСТЕДАХ 1862, ПРОКЛАМАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ РАБОВ ОТ 1.1.1863 Г.

В 1861 г. Начались военные действия. Немалую заслугу в умелой мобилизации ресурсов севера принадлежало правительству Линкольна, проявившего твердость и предприимчивость в борьбе. В мае 1862 Линкольн подписал "Гомстед-акт" - закон, предоставляющий каждому, желающему заняться сельским хозяйством на западе, право на участок земли в 160 акров. . В 1862 г. Была обнародована Прокламация о ликвидации рабства. С 1 января 1863 г. Негры на территории мятежных штатов объявлялись свободными, хотя при этом не получали ни земли, ни политических прав. Эти меры при всей их ограниченности укрепили позиции северян и их армии, в которой отныне не было недостатка в добровольцах.

Одновременное развитие капиталистического уклада на Севере и рабства на Юге привело в дальнейшем к острейшему противоречию между северными и южными штатами, вылившемуся в Гражданскую войну. Промышленная революция практически не коснулась Юга, где продолжала господствовать рабовладельческая система. В первое послевоенное десятилетие рабовладение в США было крайне не выгодным из-за низкой производительности труда рабов. В конце 1860-начале 1861 гг. правящие рабовладельческие круги 13 южных штатов вышли из федерации и провозгласили в феврале 1861 г. Конфедеративные штаты Америки. Стремясь распространить рабовладельческие отношения на терри СЛ тории всего союза, конфедераты начали 12 апреля 1861 г. Гражданскую войну, которая продолжалась четыре года и закончилась 26 мая 1865 г. В этой войне победил промышленно развитый Север. Победа Севера привела к ликвидации рабства. В экономике господствовал так называемый американский путь развития в сельском хозяйстве, при котором преобладание принадлежит не плантатору-рабовладельцу, а капиталистическому фермеру. Гражданская война привела к серьезным изменениям правовой и политической системы США. Важное значение имели положения XIV поправки к Конституции, которые запретили штатам принимать законы, ограничивающие льготы и привилегии граждан США; запретили штатам лишать кого-либо свободы или собственности без надлежащей правовой процедуры или отказывать кому-либо в пределах своей юрисдикции в равной защите законов.


40. СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЯПОНИИ В НОВОЕ ВРЕМЯ. КОНСТИТУЦИЯ ЯПОНСКОЙ ИМПЕРИИ ОТ 11.02.1889

В 1889 году император даровал Конституцию своим подданным. Она представляла собой умелое переложение принципов, заимствованных из западных Конституций (прусская конституция 1850 г), на основополагающих началах тэнноистской идеологии. Император, согласно ст.1 царствует и правит империей. Особа императора объявлялась священной и неприкосновенной. Император как глава гос-ва имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, созывать и распускать парламент, руководить вооруженными силами, жаловать дворянство. Законодательная власть согласно Конституции вверялась императору и парламенту. Император утверждал законы. Министры назначались императором и были ответственны перед ним. Парламент наделялся по Конституции законодательными правами и состоял из двух палат: палаты пэров и палаты представителей. Нижняя палата избиралась на основе высокого возрастного ценза, а также имущественного ценза и ценза оседлости. Женщины и военнослужащие не получили избирательного права. Члены верхней палаты были принцы крови, представители титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица, имеющие особые заслуги перед императором. В Конституции нашла отражение относительно-самостоятельная роль военщины, правящей монархической демократии – двуединой силы, ставшей со времени буржуазных реформ активным проводником интересов господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось в особом привилегированном положении таких звеньев госуд. аппарата как Тайный Совет, Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора. Специальный раздел Конституции был посвящен правам и обязанностям японских подданных (платить налоги, нести военную службу и т.д.), которые отождествлялись с их долгом перед божественным императором. Конституция стала определенным шагом по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. Конституция 1889 года определила лишь общие принципы будущей перестройки судов Японии, формально установив несменяемость и независимость судей, деятельность которых осуществлялась от имени императора и согласно законам. Старая система и судопроизводство перестраивались крайне медленно. И только в 1890 году на основе Закона об организации судов происходит упорядочение судебной системы Японии. В 1945г. в Японии высадились американские войска, и был установлен оккупационный режим. Под контролем американской армии было сформировано новое правительство, главные виновники войны были преданы суду Международного трибунала и осуждены. Основными направлениями деятельности новых властей были демилитаризация и демократизация Японии. Японская Армия была полностью демобилизована, распущены и запрещены все профашистские организации, отменено профашистское законодательство и ликвидированы органы политических репрессий. В декабре 1945г. синтоистская религия была отделена от государства, а накануне 1946г. японский император публично отрекся от тезиса о своем "божественном происхождении". В 1946г. в рамках аграрной реформы были уничтожены помещичьи землевладения, установлен максимум обрабатываемой земли, находящийся во владении одного лица. Демократические преобразования коснулись трудового и социального законодательства. Восстанавливалось право на создание профсоюзов, заключение коллективных договоров, допускалось проведение забастовок, был установлен 8часовой рабочий день и запрещен принудительный труд. Либерально-демократические преобразования были закреплены новой конституцией Японии. В 1946г. она была принята японским парламентом и с 1947г. вступила в силу. Конституция провозгласила принципы народного суверенитета, разделения властей, парламентского демократизма. Согласно конст. в Японии сохранялась монархия, но уже ограниченная парламентом. Император по представлению парламента назначает премьер-министра, главного судью Верховного суда, по совету и с одобрения кабинета осуществляет созыв и роспуск парламента, промульгацию законов. Высшей законодательной властью в Японии является парламент, состоящий из двух палат: палаты представителей и палаты советников. Обе палаты избираются на основе всеобщих и прямых выборов, правом голоса обладают все граждане старше 20лет. Главные функции обеих палат – принятие законов, утверждение бюджета, контроль за исполнительной властью. Исполнительная власть осуществляется кабинетом министров. Парламент избирает главу кабинета – премьер-министра. Им становится, как правило, глава победившей на выборах партии. Кабинет министров несет ответственность перед парламентом и может быть отправлен в отставку. Премьер-министр формирует правительство, может инициировать роспуск парламента и назначать досрочные выборы, осуществляет руководство внешней и внутренней политикой, руководство гражданской службой. Судебную власть осуществляет Верховный суд и суды низших инстанций. Верховный суд выполняет функции конституционного надзора. Конст. содержит широкий перечень демократических прав и свобод, например, принцип отказа от войны, от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров. В связи с этим Япония отказалась от создания вооруженных сил, хотя в стране существуют довольно боеспособные силы самообороны.

41. КОНСТИТУЦИОННОЕ, СОЦИАЛЬНО – ЭКОНОМИЧЕСКОЕ И ПОЛИТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ГЕРМАНИИ В ПОСЛЕДНЕЙ ЧЕТВЕРТИ 19 ВЕКА. КОНСТИТУЦИЯ ОТ 16.04.1871

В 60-е гг. XIX в. Пруссия устранила последние препятствия на пути "малогерманского" объединения. Огромную роль в этом сыграл "железный канцлер Пруссии Отто фон Бисмарк, который использовал радикальные средства, инициировал "революцию сверху" для создания Второй Германской империи. В результате войны с Австрией она в 1866 г. аннексировала Шлезвиг-Гольштейн и присоединила королевство Ганновер, герцогство Нассау, курфюршество Гессен и Франкфурт-на-Майне (население Пруссии увеличилось на 4 млн. человек).

Отстранение Австрии от германских дел позволило "взорвать изнутри" Германский союз. В 1866 г. это объединение было упразднено, а взамен был образован Северо-Германский союз в составе 22 немецких государств под председательством прусского короля. Конституция Союза подготавливала создание федеративного государства с преобладанием Пруссии (5/6 территории и 4/5 населения Союза приходилось на ее долю). Президент Союза представлял его во внешней политике, являлся главнокомандующим союзной армией и флотом, назначал общесоюзных чиновников. Союзный совет (Бундесрат), состоявший из представителей государств - членов Союза, наделялся правом законодательной инициативы, правом утверждения принятых рейхстагом законов, а также контролем за исполнением союзного законодательства. В Совете из 43 голосов 17 принадлежало Пруссии. Она же получала право вето в решениях относительно армии, флота и налогов. Выборы в Общесоюзный рейхстаг проводились на основе всеобщего избирательного права.

Заключительный этап объединения Германии связан со франко-прусской войной (1870-1871 гг.), спровоцированной О. Бисмарком. Появление Северо-Германского союза вызвало переговоры между Францией и Австрией, к которым подключилась Италия. Поэтому О. Бисмарк решил предотвратить появление антипрусской коалиции, способной воспрепятствовать немецкому государственному объединению. В войну оказался втянут не только Северо-Германский союз, но и четыре южногерманских государства - Бавария, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт, - это подготовило почву для создания нового единого немецкого государства.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.