рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран

Издержки на содержание семьи лежали, естественно, на муже, ибо брак был патриархальным, но мужу, конечно, не воспрещалось распоряжаться приданым, принесенным женой. Оно было его собственностью.

Развод был доступен мужу при всех формах брака, для жены только в браке сине ману.

После смерти домовладыки, имущество семьи переходило агнатам по закону, а если покойный оставлял завещание, следовало слепо и свято придерживаться его буквального текста. Вдова покойного во всех случаях получала какую-то часть имущества как для собственного пропитания, так и на содержание малолетних детей, когда они оставались после смерти отца.

Наследники могли, впрочем, не делиться, а вести хозяйство сообща, как это было при отце.

Судебный процесс. Для уяснения дальнейшей истории римской государственности и права необходимо уделить некоторое внимание римскому судебному процессу указанной поры - процессу легисакционному. Это древнейшая римская форма судебного рассмотрения спорных случаев, как она рисуется законами XII Таблиц.

Процесс этот состоял из двух стадий: первая называлась ин юре, вторая - ин юдицио. Первая стадия была строго формальной, вторая характеризуется свободной процедурой.

В первой стадии истец и ответчик являлись в назначенный день на форум к магистрату, каким для данных случаев сделался со временем претор, вторая после консула магистратура Рима. Здесь, после произнесения клятв, выраженных в точно определенных для каждого данного случая словах, претор, если никто не сбивался в произнесении должной формулы, назначал день суда (вторая стадия процесса) и устанавливал сумму залога, которую та или другая из тяжущихся сторон должна была внести в храм в виде залога правоты. Проигрыш дела вел к проигрышу залога, и таким образом Рим защищал себя от сутяжников.

Для второй стадии процесса претор назначал судью (из списка кандидатов, утвержденных сенатом), самый день суда и обязывал тяжущихся подчиниться судейскому решению. На этом первая стадия легисакционного процесса завершалась. На его второй стадии судья выслушивал стороны, свидетелей, рассматривал представленные доказательства, если они были, и выносил решение, Оно было окончательным, ибо ни апелляции, ни кассации древнейшее право Рима не знало.

С течением времени легиксакционный процесс вытесняется простым (бесформальным) формулярным процессом, в котором решающая роль принадлежит претору, его формуле, бывшей юридической основой для возбуждения иска и его судейского разрешения


14. ДРЕВНЕРИМСКОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО

Частное право – это нормы права защищающие интересы отдельного лица, его взаимоотношения с др. лицами

То есть по сравнению с публичным частное право – более ценный массив римского права, оно более развито и до тончайших деталей приспособлено к регулированию отношений, возникающих из форм правотворчества и товарооборота.

Различие права на публичное и частное – основное деление национальных правовых систем современности.

Семейные отношения;

Отношения собственности;

Обязательственные отношения;

Отношения по наследованию.

В частном праве выражались отношения формально равных лиц, но находящихся в обществе с имущественной дифференциацией всегда в экономически неравном положении. Правовое регулирование имущественных отношений занимало центральное место в римском частном праве. Само понятие вещного права еще не было известно римским юристам, но они четко отличали имущественные иски от личных исков, связанных с обязательственными отношениями. Для защиты прав и интересов частного собственника в римском праве в классический и постклассический периоды использовался также негаторный иск, который был направлен против третьих лиц, выдвигающих необоснованные претензии на чужую вещь, и прогибторный иск, имеющий своей целью устранение помех, которые препятствовали собственнику осуществлять нормальное использование своей вещи. С развитием преторского права лолучил окончательное юридическое оформление институт владения. Под владением вещью понималось фактическое обладание ею, сопровождавшееся намерением владеть ею самостоятельно, как на праве собственности. В классический период получает дальнейшее развитие и такой вид имущественного права, как пра-во на чужие вещи. Появляется ряд новых земельных. У сервитутов, но особенно городских.

15. УГОЛОВНАЯ ЮСТИЦИЯ И УГОЛОВНОЕ ПРАВО В ДРЕВНЕМ РИМЕ

16. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВА И ПРАВА В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Средневековые государства появились в Западной Европе в IX-XIII вв. и приняли форму сеньоральной монархии. Они отличались крайней степенью экономической и политической децентрализации. Для XIII-XV вв. характерно становление сословно-представительных монархий. Это связано с экономическим подъемом, с ростом городов и развитием торгового оборота, а также со стадией первоначального накопления капитала. В течение XII-XIV вв. существенным образом меняется экономический облик западноевропейских государств. Большая часть городов находилась на земле феодальных сеньоров. После Крестовых походов (XI-XII вв.) феодальные поборы становятся невыносимыми. На своей последней стадии средневековое государство выступает в форме абсолютной монархии (XVI-XVI! вв). Специфические черты средневекового государства:

1) последовательность смены его форм (раннее Средневековье, развитое Средневековье, позднее Средневековье);

2) политическая власть переходит от короля в руки отдельных светских и духовных магнатов;

3) крестьянская община, являющаяся исторически обусловленной формой объединения крестьян, ведет индивидуальное хозяйство и обладает минимальными административными и судебными функциями;

4) сложность взаимоотношений светских владык и христианской церкви, которая постепенно превращалась в крупнейшего земельного собственника. В 1054 г. произошел раздел христианской церкви на восточную (грекокатолическую) и западную (римско-католическую);

5) важность роли средневековых городов в формировании политического и правового сознания в Западной Европе. История средневековых городов - это борьба городского населения за личную свободу, иные вольности и привилегии, за политическое самоуправление, а в ряде случаев и за экономическую автономию;

6) главным институтом в политической системе оставалось государство. Средневековое государство, закрепляя феодальные формы собственности на землю и средства производства, сословные привилегии феодалов, осуществляло общесоциальные функции (поддержание мира, охраняло традиционные нормы общественного порядка и т.д.). В Средние века определяются контуры основных правовых систем - континентальной и англо-саксонской, складываются их специфические и несхожие правовые институты. В XI в. появляются первые кодифицированные сборники с изложением основных принципов феодального права. В становлении общеевропейской правовой культуры особую роль сыграло кодифицированное городское право со строго фиксированными норма-ми и каноническое право. Источники канонического права - Священное

Писание, Деяния святых апостолов, Послания к римлянам и др. Главенствующим источником нового канонического права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты и др.). Со временем римские источники права выходят из употребления и забываются. Им на смену приходит упрощенное римское право, которое по приказу королей объединялось в специальные кодексы. Своеобразное возрождение римского права поддерживала католическая церковь, увидевшая в нем средство, способное поддержать каноническое право и притязания пап на мировое господство. Наиболее разработанной частью римского права в классический период было обязательственное право, которое являлось юридической формой товарно-денежного обращения. В институциях Гая договоры (контракты) были разделены на четыре основные группы: вербальные, литеральные, реальные, консенсуальные. Момент наступления ответственности был избран критерием для отнесения сделок, к названному типу договоров и в данном случае. Она наступала сразу же по заключении соглашения, отсюда и название консенсуальный (от consensus - соглашение). Среди консенсуальных договоров особое место занял договор купли-продажи (при господстве манципации данный вид договора был реальным). Ответственность сторон возникала теперь не с передачей вещи, а не-медленно по заключении соглашения - в любой из дозволенных форм: письменной или устной. Оборот товаров был значительно облегчен.

В формулярном процессе значительно повысилась роль претора, который перестал быть пассивным участником сакральных обрядов, совершавшихся сторонами при легисакционном процессе. Интенция - требовательная часть формулы, она содержит указание на предмет иска и его правовое основание. Поначалу формула претора состояла только из интенции, снабженной репликой претора. С течением времени формула приобретает триединую форму: за интенцией следует эксцепция и кондемнация.

Эксцепция, т.е. в переводе - возражение, протест, особое мнение, заявлялась ответчиком, и, если она была резонной, т.е. опиравшейся на закон, добрую совесть

или справедливость, претор соответствующим образом формулировал свое указание судье в третьей и по-следней части формулы - кондемнации. дения Западной Римской империи, по указанию ви-зантийского императора Юстиниана. Руководство кодификационными работами осуществлял видный юрист Трибониан. Результатом работы комиссии явилось составление ряда крупных сборников римского права, подвергшихся, однако, интерполяциям - включениям норм более позднего, в частности греческого и восточного, права. Кодекс Юстиниана был разделен на 12 книг, в которых рассматриваются вопросы церковного права и христианской теологии, различные вопросы частного и публичного права. Каждая книга распадается на титулы, а титулы - на фрагменты. Через три года после начала работы были готовы две основные части кодификации - дигесты и институции. Дигесты, или пандекты, составляют важнейшую часть кодификации императора Юстиниана. Дигесты должны были стать всеобъемлющим сборником, охватывающим правовое наследие классической эпохи (самая толстая книга кодификации – около 100 листов).

Дигесты, или пандекты, составлены из сочинений выдающихся римских юристов (в извлечениях). Здесь излагается и комментируется действующее право. Институциями был назван учебник для студентов византийских юридических учебных заведений.

Третья и последняя часть свода - это собрание императорских постановлений, собственно Кодекс Юстиниана. Все дополнения и изменения, вносимые в свод последующим законодательством, составили особую часть - Новеллы. От новелл отличались интерполяции, которыми стали называть всякие скрытые, неоговоренные изменения текста, внесенные в дигесты.

17. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ФРАНКОВ

По своему типу гос-во франков – раннефеодальная монархия. С элементами старой общинной организации и учреждения племенной демократии. Демокатия, тк. возникла в обществе, вступавшем в эпоху феодализма в процессу разложения первобытнообщинного строя, минуя в своем развитии стадию рабовладения. Хаарно: многоукладность (сочетание рабовладельческих, родоплеменных, общинных, феодальных отношений), и незавершенность процесса создание основных кругов феод. общества. Периоды: с кон.5-до7 в – монархия династии Меровингов, с 8по9в монархия Каролингов. Династия Меровингов правила во франском гос-ве с 467 по 751 гг. В период ее правления у франков зарождаются феод. отношения. В 5-6 вв. общинные родовые связи еще сохраняются, отношения эксплуатации среди самих франков не были развиты, немногочисленной была и франкская служилая знать, формировавшаяся в правящую вершувку в ходе военных походов Хлодвига. Салическая правда записанная в нач.6 в по распоряжению Хлодвига, содержит указания на существование у франков социальных групп: 1. служилые знати – приближенные к королям, 2. свободных франков (общинников), 3. полусвободных (литов), 4. рабов. Особенность 5-6в в Западной Европе является начало идеологического наступления христианской церкви. Возрастающая роль церкви стала проявляться в ее властных притязаний. Знать пополняется гало-римской аристократией, перешедшей на службу к франкским королям. При этом создание феод. отношений ускорилось из-за столкновения общинных порядков франков и частно-собственнических порядков гало-римлян. В сер.7в в северной Галлии начинает складываться феод. вотчина с хар-ным для нее разделением земли на господскую и крестьянкую. Корол-ая и императорская династия королингов сменила Меровингов в 751 г, прекратила свое существование в 10 в. Переход корол-ой власти к Каролингам обеспечили успехи Крала Мартелла, 1из представителей этого рода, бывшего майордомом Франского гос-ва в 715-741. Он восстановил политич. единство корол-ва и фактически сосредоточил в своих руках верховную власть. Земли, конфискованные у некопорных магнатов и монастырей, вместе с жившими на них крестьянами передавались в условно-пожизненное держание – бенефиций. Бенефициарий – держатель бенефиция – был обязан в пользу лица, вручившего землю, несли службу преимущественно военную иногда административную. Отказ от службы или измена королю лишали право на пожалование

На территории бывшей Римской империи сложились варварские государства. Они возникали в результате завоевания провинций союзами германских племен – государство вандалов, бургундов, готов, вестготов. Варварские государства были непрочными политическими образованиями – легко возникали и исчезали. Исключение составляло государство Франков: оно возникло в конце 5 века н.э. в результате завоевания союзом германских племен Франков, римской провинции – Галлии (Франция). В момент завоевания у Франков господствовал строй военной демократии, но само завоевание территории предопределяло ускоренное разложение родоплеменных отношений и возникновение государства. Вождь франков – Хлодвиг – после завоевания уничтожил почти всех представителей франкской родоплеменной знати и установил единоличную власть.Т. о. Государство франков возникло как монархия, которую историки называют раннефеодальной. Особенность государства Франков в том, что оно стало сразу формироваться, как феодальное, минуя этап рабовладения.

Феодализм предполагал наличие двух основных классов: крупные землевладельцы и зависимое крестьянство. Крупные землевладельцы в государстве Франков сформировались из следующих категорий населения:

Военная знать, ближайшее окружение Хлодвига. Хлодвик стал раздавать землю своим приближенным в виде аллода – частичное наследование землевладения.

Мест. Галла Римская знать, которая признала власть Хлодвига и сохранить свои Латифундии.

Христианская церковь: монархии, паства, чему способствовало притяжение христианства Хлодвига и его окружения.

Класс зависимого христианства формировался следующей категорией населения: - местное завоеванное население, получало статус литов, т.е. полузависимых от местного землевладельца крестьян. Со временем к этой категории крестьян были отнесены и колоны; во-вторых, шел процесс закрепления самих рядовых Франков, которые первоначально жили свободными общинами – марка.

Широкое распространение получила комендация, т.е. добровольная отдача себя под покровительство местного крупного землевладельца. Это объяснялось тем, что сильной и организованной власти на местах не существовало и свободные Франки постепенно подвергнулись грабежам со стороны то одного, то другого местного землевладельца. В результате комендации сразу возникла личная и имущественная зависимость. Другим способом закрепления крестьян было закрепление договоров прекарий – землевладельцы захватили значительную часть земель и крестьяне страдали от малоземелья. В результате договора прекария крестьянин отдавал земельный участок в собственность земледельца, а тот, в свою очередь, передавал участок в аренду. В отличии от комендации, пекарий вначале порождал лишь имущественную зависимость, но не личную. С 7 века начинается массовый процесс закрепощения крестьян, когда целые общины заключали кабальные грамоты с местным землевладельцем.

По форме правления государство Франков – раннефеодальная монархия. После смерти Хлодвига власть перешла к его сыновьям, и, т. о., утвердился принцип наследования, но, первоначально, Хлодвиг рассматривался в качестве военного вождя и должен был учитывать мнение такого органа, как "мартовское поле" – общее собрание всех франков, но, со временем, собрание франков приобрело форму простых военных смотров и стали называться "майские поля". Аппарат управления формировался из личных слуг монарха, так, высшим должностным лицом стал майордом – старший по дому. Так смотритель конюшни стал командующим конницы – маршал. Личный писец Хлодвига стал в целом заниматься государственным делопроизводством – канцлером. Такой способ формирования государственного аппарата объяснялся тем, что Хлодвиг, его наследники относились к государству, как к своему личному хозяйству. В 8 веке династия Хлодвига ослабла. Государство разделилось на 4 части, в которых реально правили не потомки Хлодвига, а майордомы. Это объяснялось тем, что в результате раздачи земель своим приближенным в виде аллодов сами потомки Хлодвига остались безземельными. Характерная черта феодализма в прямой зависимости реальной власти от объема землевладения. В первой половине 8 века возникла реальная угроза арабского завоевания и стали вторгаться в государство Франков. В этих условиях майордом Карл Мартелл объединил все государство в ходе подготовки к решающему сражению с арабами и провел одновременно земельную и военную реформы. Карл Мартелл объявил набор в армию, у непокорных землевладельцам отобрал землю, а также реквизировал часть земель церкви. Эти свободные земли он стал раздавать, но не в виде аллода, а в форме бенефиция (благодеяния) – условное ненаследуемое землевладение за военную службу. Создав, т. о. боеспособную армию – кавалерию – в решающей битве 732 г. при Пуатье франки одержали победу.

Сын Карла Мателла сверг последнего потомка Хлодвига, в государстве франков стала править новая династия Каролингов. Внук Карла Мателла, имея хорошо организованную дисциплинированную армию осуществлял значительные внешние завоевания и в 800 г. был объявлен Римским Папой императором. Т.о. государство Франков преобразовалось в империю Карла Великого. В рамках этой империи и завершился процесс феодализации. Специальными актами император обязал крестьян найти себе господина. Постепенно сложился обычай передачи земельных владений сыну Бенефициария и т. о. возникла новая форма землевладения – феод – условно наследуемое землевладение за военную службу. Испытывая трудности в управлении органами империи, Карл Великий стал крупным феодалам иммунитетные грамоты, в которых раздавал им право самостоятельно вершить суд, собирать налоги, иметь свою армию, вести внешние войны. Т.о. крупные феодальные владения переросли в минимальные государства. После смещения Карла Великого начались междоусобные войны и поэтому в 943 г.3 внука Карла Великого заключили Верденский договор, по которому империя делилась на 3 самостоятельных государства. Позднее они назвались Франция, Германия, Италия.


18. СОСЛОВНО – ПРЕДСТАВИТЕЛЬНАЯ МОНАРХИЯ ВО ФРАНЦИИ

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит новая форма феодального государства - сословно-представительная монархия. Становление сословно-представительной монархии неразрывно связано с прогрессивным для данного периода процессом политической централизации (уже к началу XIV в. было объединено 3/4 территории страны), дальнейшим возвышением королевской власти, ликвидацией самовластия отдельных феодалов. Сеньориальная власть феодалов по существу утратила свой самостоятельный политический характер.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.