рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: История государства и права зарубежных стран

Конституция 1848 г. установила следующие принципы государственного строя:

• республиканская форма правления;

• разделение властей;

• представительное правление.

Высшим органом законодательной власти являлось Национальное собрание. Ему вручалось исключительное право принятия законов, включая бюджет, решение вопросов войны и мира, утверждение торговых договоров и некоторые другие вопросы. Депутаты собрания избирались сроком на 3 года.

Главой исполнительной власти объявлялся президент. Под его началом были армия, полиция, административный аппарат. Президент не зависел от парламента и избирался на 4 года непосредственно населением. Президент наделялся широкими полномочиями: правом внесения законопроектов, правом отлагательного вето, правом помилования и т.д. Президент назначал и смещал министров, командующих армией и флотом, префектов, губернаторов колоний и других высших должностных лиц.

Президент не мог быть переизбран на второй срок, не имел права роспуска Национального собрания.

Конституция предусматривала учреждение Государственного совета, назначаемого на 6 лет Национальным собранием. В компетенцию Государственного совета входило предварительное рассмотрение законопроектов, исходящих от правительства и Национального собрания. К его ведению были отнесены также контроль и наблюдение за администрацией и разрешение возникающих в ходе ее деятельности административных споров.

Органы центрального и местного управления не претерпели существенных изменений. Сохранилось административно-территориальное деление на департаменты, дистрикты и коммуны.

Конституция вводила всеобщее и прямое избирательное право при тайном голосовании. Избирателями могли быть все мужчины-французы в возрасте от 21 года, пользовавшиеся гражданскими и политическими правами. Избранными могли быть те же лица, достигшие 25-летнего возраста. Впоследствии был введен шестимесячный ценз оседлости для избирателей, увеличенный затем до трех лет.

32. ВТОРАЯ ИМПЕРИЯ ВО ФРАНЦИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ ФРАНЦИИ ПО КОНСТИТУЦИИ 1852

Новая конституция была призвана законодательно закрепить государственный переворот 1851г. Вся полнота власти передавалась в руки президента. Ему подчинены все звенья гос. механизма, армия, жандармерия, полиция, административно-финансовый аппарат. В ноябре 1852 г. Специальным законом была назначена империя, а императором провозгласили Наполеона III. В стране установилась военно-полицейская диктатура. Играя на противоречиях империя пыталась играть роль посредника между ними (Буржуа и пролетариата).


33. ТРЕТЬЯ РЕСПУБЛИКА ВО ФРАНЦИИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ТРЕТЬЕЙ РЕСПБЛИКИ. КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВЛАСТЕЙ ОТ 25.08.1875

После окончания войны с Пруссией основной политической проблемой являлся будущий государственный строй страны.

Новую конституцию должно было принять Учредительное собрание. Однако решение конституционных вопросов взяла в свои руки политическая реакция. Законом от 31 августа 1871 года Национальное собрание, где большинство принадлежало монархистам, присвоило себе учредительные функции. Однако во Франции уже не было достаточной социальной базы для монархии. Политика Второй империи развеяла монархические иллюзии крестьянства, составлявшего около 70% населения страны. Рабочие придерживались республиканских убеждений. Это вынудило монархическое большинство в собрании отказаться от восстановления монархии. Собранию пришлось наделить главу исполнительной власти титулом "президент Республики".

Конституция Третьей республики, принятая Учредительным собранием в 1875 г., не представляла собой единого документа, а складывалась из трех законов:

• Закон от 24 февраля 1875 года об организации Сената;

• Закон от 25 февраля 1875 года об организации государственной власти;

• Закон от 16 июля 1875 года об отношениях между государственными властями.

Конституционные акты определяли структуру и компетенцию высших органов государственной власти.

Отсутствие единого конституционного нормативного акта давало возможность обойти вопрос об общих принципах государственного строя. Ни одна статья прямо не утверждала республику, но в целом три конституционных закона устанавливали республиканский строй во главе с президентом, парламентом как высшим органом законодательной власти и парламентским правительством.

Главой государства являлся президент, который избирался на 7 лет абсолютным большинством голосов Сената и Палаты депутатов, соединенных для этой цели в единое Национальное собрание. Он мог быть переизбран. Ему было предоставлено право законодательной инициативы, опубликования законов, наблюдения за их исполнением. Он мог отсрочить заседания палат, потребовать повторного обсуждения законопроекта, уже согласованного палатами. С согласия Сената он распускал Палату депутатов до истечения законного срока ее полномочий. Президент являлся главой вооруженных сил. Ему предоставлялось право назначения на все высшие военные и гражданские должности. Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой на 4 года всеобщим голосованием, и Сенатом, состоявшим из 75по-жизненных сенаторов и 225 сенаторов, которые избирались косвенным путем особыми коллегиями выборщиков по департаментам на 9 лет. Сенат как верхняя палата парламента был постоянно действующим учреждением. Он не мог быть распущен и каждые 3 года обновлялся на одну треть. Как и Палата депутатов, он обладал правом законодательной инициативы, разработки законов, контроля за деятельностью правительства. Лишь финансовые законы должны были в первую очередь представляться в нижнюю палату и приниматься ею. Заседания палат проходили одновременно, но каждая из них работала самостоятельно. На единое Национальное собрание они созывались в случае избрания президента или пересмотра конституции. Конституция 1875 г. предусматривала создание Совета министров, но его правовой статус детально разработан не был.

Государственный строй Третьей республики, созданный в соответствии с Конституцией 1875 г., претерпел существенные изменения в связи с дальнейшим развитием французского общества и обострением борьбы консервативных и либерально-демократических сил. В 1884 г. были приняты важные поправки и дополнения к Конституции 1875г.:

• запрещалось пересматривать республиканскую форму правления;

• представители династий, правивших во Франции, лишались права избираться на пост президента;

• был изменен порядок комплектования сената.

Развитие государственной системы Третьей республики проявилось в существенном сокращении власти президента. Начиная с 80-х гг. президент на практике перестал использовать свои наиболее значимые конституционные полномочия (право роспуска палаты, отсрочки сессий и т.д.). Во избежание политических конфликтов по молчаливому соглашению основных политических партий на пост президента стали выбираться заведомо безынициативные и маловлиятельные политические деятели. Официальные конституционные полномочия президента оставались резервом на случай кризисной или чрезвычайной обстановки.

Эволюция Третьей республики нашла свое отражение и в деятельности палат французского парламента. По мере ужесточения внутрипарламентской партийной борьбы внутренний регламент Палаты депутатов все больше ограничивал свободу прений - председатель по своему усмотрению определял порядок дня, прерывал заседания и т.д. Создавалась система комиссий Палаты депутатов и Сената, куда переносилось обсуждение наиболее важных или политически острых вопросов.

В 1871 г. реакционная буржуазия смогла взять власть в свои руки. Устанавливается Третья республика. Но некоторое время все еще шла борьба между сторонниками республики и монархистами за определение формы государственного строя. Этим объясняется тот факт, что новая конституция Франции была принята лишь в 1875 г.

Конституция 1875 г. не содержала перечня прав и свобод граждан и фактически сводилась к организации государственной власти, что выразилось в принятии 3-х конституционных законов.

Главой государства являлся президент, избиравшийся на 7 лет с правом переизбрания. Он имел право законодательной инициативы, руководил вооруженными силами, осуществлял назначение на государственные должности.

Законодательная власть осуществлялась Палатой депутатов, избираемой народом на 4 года, и Сенатом.

Исполнительную власть осуществлял Совет Министров.

1870 - Поражение империи во Франко-Прусской войне - во Франции установлена III Республика.

Был установлен институт парламента (сначала временно, до приглашения монарха, но потом о кандидатуре монарха не договорились). Единой конституции не существовало.

Исполнительная власть принадлежит Президенту, но он только ее глава. Президента избирает Национальное Собрание и Законодательный Корпус на совместном заседании абсолютным большинством обеих палат. Президент - французский гражданин или иностранец, кот. жил во Франции 10 дел, возраст 20 лет. Президент имел право издавать декреты(НПА) и послания (изложения его точки зрения).

Президент обнародовал законы в течении месяца. Правительство назначал и отправлял в отставку Президент, но оно отвечало перед Палатой депутатов.

РМ - Президент.

25.02.1875 - Учредительный закон - Ст.1 - Законодательная власть - Палата депутатов и сенат. депутат - на 4 года - 20 лет - всеобщим голосованием. Военнослужащие, чиновники и государственные служащие лишались избирательных прав.

Сенат - 75 пожизненных сенаторов. Президент становился сенатором по истечении срока, остальные сенаторы из 306 чел. - избирались на 9 лет с сорокалетнего возраста.

Полномочия Законодательного Корпуса.

1. Палаты могли инициировать пересмотр Конституции на совместном заседании.

2. Текущее законодательство - палата зак. совместно с Сенатом.

3. Бюджет вотировался в каждой палате отдельно.

4. Палата Депутатов выдвигала обвинения против гос. чиновников, которых судил сенат.

 

34. ФРАНЦУЗСКИЙ ГРАДЛАНСКИЙ КОДЕКС (КОДЕКС НАПОЛЕОНА 1804 ГГ.): СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА, ВЕЩНОЕ, ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ, СЕМЕЙГОЕ И НАСЛЕДЕСТВЕННОЕ ПРАВО

Рассмотрим основные черты буржуазного гражданского права на примере классического кодекса Наполеона.

В годы правления Наполеона была проведена кодификация основных отраслей французского права: в 1804 г. – ГК, в 1807 г. ТК (торговый). Наличие наряду с ГК ТК – дуализм французского частного права.

В 1808 г. УПК и в 1810 г. – УК.

Наполеон непосредственно принимал участие в определении структуры и содержания ГК, но основная его заслуга была в том, что он создал комиссию, включив в нее с одной стороны ученых-правоведов, знатоков Римского права, а с другой стороны, юристов практиков и знатоков французского кутюмного права. ГК основан на реципированном Римском праве. Влияние Римского права предопределило институциональную структуру кодекса: о лицах, о вещах, об обязательствах.

В соответствии с этим кодексом были выделены 3 книги:

кодекс начин. с не небольшим ввод. титула, в которой определяется порядок вступления кодекса, его действие во времени и пространстве (гражданский закон не имеет обратной силы). Большое значение имеет 4-я статья, в которой судье запрещается отказывать в защите нарушенного права, ссылаясь на молчание или немоту закона. Тем самым преодолевался формализм феодального права.

Первая книга посвящена определению субъектов гражданского права и семейно-брачного права. Кодекс подтвердим отмену феодальн. пран. сословности и закрепления равенство граждан перед законом.

Субъектами гражданского права признавались только физические лица и не упоминаются юридические лица. Это объясняется тем, что кодекс был принят в эпоху классического капитализма, когда представителями имущественных отношений выступали отдельные индивиды. Кроме того, наличие коллективных представителей права – это характерная черта именно феодального общества, поэтому оценивалась как пережиток прошлого.

Регулирование семейно-брачных отношений характеризуется консерватизмом. С первой статьи кодекс закрепил светский брак и разрешил развод, с другой стороны кодекс открыто закрепляет главенство мужа и отца семейства. Жена не имеет права заключать сделки с согласия мужа. Жена обязана была следовать за своим мужем. Измена жены была безусловно поводом для развода, т. к измена мужа приводила к разводу лишь тогда, когда она жила с женой.

Брачный возраст был установлен для женщин с 15 лет, для мужчин с 18 лет. Но до достижения соответственно 21 и 25 лет брак допускался с разрешения родителей.

Вторая книга кодекса посвящена вещному праву и называется об имуществах и различных взаимоотношениях собственности. В этой книге дается понятие вещей и их классификация. Большое внимание было уделено делению вещей на движимые и недвижимые. В отличии от классического Римского права в кодексе презумпция добросовестного владения действовала в отношении движимых вещей, тогда как владелец недвижимости должен был сам доказать законность своего владения.

В 544 статье дается классическое определение буржуазной частной собственности как право пользоваться, распоряжаться вещью наиболее полным образом, но в пределах закона.

В кодексе право частной собственности трактуется наиболее широко. Так, 552 ст. определяет, что собственник земли имеет право не только на то, что находится на поверхности, но и на то, что находится под землей и над землей без ограничений.

Наряду с собственностью в кодексе названы и иные виды вещных прав, например, сервитут.

3 книга посвящена обязательному праву и называется "о различных способах приобретения собственности".

В этой книге называются способы приобретения имущества: наследование, дарение между живыми, в силу обязательств.

35. УГОЛОВНОЕ И УГОЛОВНО – ПОЦЕСУАЛЬНОЕ ПРАВО ФРАНЦИИ НОВОГО ВРЕМЕНИ. (УК 1810 Г., УПК 1808Г)

Первый ГК Франции был создан еще в 1781 г., но в ходе революции было издано множество отдельных уголовных законов, поэтому в 1810 г. был принят новый УК. В отличии от ГК в УК было много пережитков феодализма, например, сохранение смертной казни, клеймение, не был определен возраст уголовной вменяемости.

Но, не смотря на это в УК воплощены и признаны принципы буржуазного уголовного права: законность, ответственность только за вину, равенство граждан перед уголовным законом, уголовный закон не имел обратной силы.

В УК все правонарушения делились на 3 группы, в зависимости от вида наказания:

самые тяжкие – уголовные преступления, за которые мучительные или разоряющие наказания,

уголовные проступки, за которые установлены исправительные наказания – тюремное заключение, лишение определенного права, крупные штрафы,

правонарушения, за которые установлены полицейские наказания, небольшие штрафы, арест на 5 суток.

УК в первой редакции сохранил квалификацию смертной казни.

УПК Франции был принят в 1808 г. и вступил в действие вместе с УК 01.01.1811 г. В этом кодексе были заимствованные некоторые черты английского судебного процесса: введен суд присяжных, но в целом в УПК закрепился смешанный тип судебного процесса.

На первом этапе предварительного следствия процесс носил розыскной характер, т.е. дело возбуждалось самим органом по заявлению потерпевшего. Следствие велось негласно и обвиняемый не имел право пользоваться услугами адвоката. На втором этапе судебный процесс строился на началах состязательности, т.е. подсудимый мог пригласить адвоката, свидетелей, мог задавать вопросы, заявлять ходатайства.

В отличии от Англии, во Франции не был воспринят институт большого жюри. Коллегия присяжных не просто выносила вердикт, а отвечала на отдельные вопросы профессионального судьи. Решение принималось не единогласно, а большинством голосов.

36. ЭТАПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОНСТИТУЦИОННОЙ МОНАРХИИ В АНГЛИИ (БИЛЛЬ О ПРАВАХ, ТРЕХГОДИЧНЫЙ АКТ, АКТ ОБ УСТРОЕНИИ, СЕМЕЙНЫЙ АКТ)

Главными направлениями эволюции британской монархии в течение XVIK в., заложившими основы британский модели парламентаризма, были дальнейшее ограничение королевской власти и утверждение новых принципов взаимоотношений исполнительной и законодательной власти - становление "ответственного правительства". Важнейшей особенностью этих изменений стало то, что они не были, как правило, оформлены какими-либо новыми конституционными актами, а сложились в процессе политической практики как результат соперничества двух партий за право формировать "правительство его величества". Английская конституция приобрела благодаря этому уникальную форму и не менее уникальное содержание, ибо помимо таких источников, как акты парламента и судебные прецеденты, не менее, а порой и более важное значение приобрели выходящие за рамки права и не подлежащие судебной защите конституционные обычаи (соглашения), именуемые иначе "конвенциональными нормами". Монарх продолжал оставаться главой государства, но постепенно превращался фактически лишь в номинального главу исполнительной власти. Первые прецеденты, способствующие этому, возникли уже в первые десятилетия XVIII в., особенно при королях Ганноверской династии (с 1714 г). Право короля отвергать законы, принятые парламентом (абсолютное вето), перестало применяться с 1707 г. Король Георг I (1714-1727), не знавший английского языка, перестал являться на заседания кабинета, что повлекло за собой важные политические последствия. Прежде всего такое "отчуждение" короля от кабинета способствовало сосредоточению функций по руководству кабинетом в руках его премьер-министра. Кабинет стал действовать от имени "Его Величества", но практически самостоятельно. Положение монарха в дальнейшем было определено максимой, гласившей, что "король царствует, но не управляет". Правда, влияние монарха на политику кабинета нередко бывало очень значительным, а фактически утраченные королем прерогативы юридически до сих пор остаются в его распоряжении, и отдельные короли пытались их использовать не только в XVIII, но и в XIX в. И все же это стало исключением, а не практикой, "резервом" на случай чрезвычайной ситуации. Параллельно с концентрацией названных прерогатив монарха в руках кабинета решался вопрос об ответственности исполнительной власти перед парламентом. Теперь эта ответственность могла быть перенесена с короля на его министров. Первым шагом к возникновению новой системы взаимоотношений кабинета и парламента были акты 1705 - 1707 гг. о должностях, которые, отменив соответствующие положения Акта 1701 г., открыли министрам возможность избираться в нижнюю палату парламента и тем самым представлять в ней кабинет. В 1708-1715 гг. стал утверждаться принцип формирования кабинета на однопартийной (тори или виги), а не на смешанной основе. Все более типичной становилась ситуация, когда кабинет не мог долгое время находиться у власти, не имея поддержки (доверия) большинства в палате общин, и победившая на выборах партия, имеющая такое большинство, формировала кабинет, а другая образовывала в парламенте организованную оппозицию и так называемый "теневой кабинет". В конце XVIII в. начинают устанавливаться еще два важных правила. В случае утраты кабинетом доверия парламента он либо уходил в отставку в полном составе (солидарная ответственность), либо мог распустить палату общин и назначить новые выборы. Первый случай коллективной отставки кабинета имел место в 1782 г. из-за проигрыша Британией войны с американскими колониями, а первый роспуск нижней палаты кабинетом - в 1784 г. Так возникла система взаимных сдержек палаты общин и кабинета, в условиях которой кабинет должен был оценивать политическую ситуацию как в парламенте, так и в стране в целом и в случае правительственного кризиса принимать одно из двух решений. Таким образом, в течение этих в принципе сформировались такие черты будущей системы британского парламентаризма, как "партийное правление" и регулярная смена кабинета в зависимости от одобрения его политики в палате общин. Однако многие из этих черт еще не приобрели законченного выражения, а роль королевской власти и аристократической палаты лордов оставалась весьма значительной. Дальнейшее развитие парламентаризма было невозможно, пока сама система формирования нижней палаты парламента имела феодальный характер и обеспечивала джентри командные посты в руководстве обществом Унаследованная от эпохи феодализма и восстановленная в период реставрации монархии система представительства в парламенте позволяла многочисленным "гнилым местечкам" с незначительным числом жителей посылать в палату общин депутатов, фактически назначавшихся местным лендлордом. В то же Время крупные города, выросшие в период промышленного переворота, вообще не имели своего представительства. Активным избирательным правом со времен сословно-представительной монархии обладали в графствах только фригольдеры с 40 шиллингами годового дохода. Что же касается права быть избранным, то здесь имущественный ценз был неимоверно высоким. По Акту 1710 г. пассивным избирательным правом наделялись лица, которые имели от земельной (недвижимой) собственности доход в размере 600 ф. ст. в год в графствах и 300 ф. ст. в городах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.