рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Россия с древних времен и до наших дней

Г. Маленков и Н. Хрущев объединили свои усилия. В июне 1953 г. Л. Берия был арестован группой офицеров во главе с Г.К. Жуковым прямо на заседании Президиума Совмина в Кремле. Процесс над Л. Берией был закрытым, в духе того времени он был обвинен в измене делу социализма, связи с иностранной разведками и в декабре расстрелян. Одновременно были казнены и многие другие руководители госбезопасности: В. Деканозов, В. Меркулов, Б. Кобулов, С. Гоглидзе. Органы госбезопасности были взяты под контроль партаппарата.

В сентябре 1955г. Н. Хрущев, опираясь на своих выдвиженцев в партаппарате, обвинил Г. Маленкова в организации «Ленинградского дела», а В. Молотова — и просталинской позиции во взаимоотношениях с Югославией и отстранил их от должностей, соответственно председателя совета министров и министра иностранных дел.

В 1956г. состоялся XX съезд КПСС, на котором Хрущев выступил с докладом «О культе личности и его последствиях» и разоблачил многие преступления сталинского режима. Конечно, Н. Хрущев сам имел непосредственное отношение к массовым репрессиям на Украине и в Москве. Но кто его в них мог открыто обвинить - только коллеги по партийному руководству: В. Молотов, К. Ворошилов, Л. Каганович, Н. Булганин, Г. Маленков и др. — сами тоже бывшие инициаторами репрессий. Но они сидели в президиуме съезда и молчали, ведь Н. Хрущев не назвал в своем докладе их имена. Однако действия Н. Хрущева и сосредоточение огромной власти в его руках напугали «сталинскую гвардию». В июле 1957 г. Г. Маленков, В. Молотов, Л. Каганович попытались сместить Н. Хрущева с поста Первого секретаря ЦК. Но Н. Хрущев оказался более дальновидным. Опираясь на значительную часть аппарата ЦК, руководство КГБ и армии, он провел виртуозную операцию. По приказу министра обороны Г. Жукова военно-транспортные самолеты доставили большую группу членов ЦК — сторонников Н. Хрущева, потребовавших созыва Пленума ЦК.

На Пленуме действия В. Молотова, Г. Маленкова и Л. Кагановича были определены как антипартийные, а сами они лишены всех партийных и государственных постов.

Процесс централизации власти в руках Н. Хрущева завершился в марте 1958г., когда к своему посту первого секретаря он добавил еще и пост Предсовмина. Но перед этим, в октябре 1957 г., неожиданно был снят с должности министра обороны маршал Г. Жуков. Эта акция имела целью обезопасить Н. Хрущева от наиболее вероятного соперника, имевшего огромную популярность в армии и среди народа.

Необходимо подчеркнуть, что общество было готово к реформам и ждало от них либерализации всех сфер жизни. В реформах был заинтересован и новый лидер, считавший, что социализм должен принести счастье всему советскому народу, всем народам мира. Однако Н. Хрущев проводил свои реформы в рамках коммунистической парадигмы, что предопределило их крайне противоречивый характер. На ход реформ оказали влияние личная импульсивность нового советского лидера, его «слабость» к лести, чем весьма успешно пользовалось хрущевское окружение.

Новая программа КПСС, принятая в 1961 г., провозглашала, что в СССР к 1980 г. будет построен коммунизм. Эта идея и стала лейтмотивом всех хрущевских преобразований. Попытаемся проанализировать противоречивый характер реформ Н. Хрущева.

Экономическая сфера

Была осуществлена децентрализация сверхбюрократизированной системы управления экономикой. В 1954 г. было упразднено 200 главков, отделов, министерств, других управленческих структур. К 1956 г. центр передал в ведение союзных республик около 15 тысяч промышленных предприятий. В 1957 г. началась ликвидация союзных министерств и создание территориальных органов управления экономикой — совнархозов, которых к 1962 г. было образовано 47.

Принятые меры повысили заинтересованность регионов, сократили транспортные расходы и число предприятий-дублеров. Это в целом способствовало развитию промышленности, темпы роста продукции которой в 1956— 1958 гг. составили 10— 15% в год против 7,6% по плану. В 1956— 1960 гг. в строй было введено 4800 крупных промышленных предприятий.

Вместе с тем проведенная реформа управления всего лишь сократила возможности центральной власти-собственности региональной бюрократии. Административное вмешательство в экономику продолжалось.

Продолжала существовать и уравнительная система оплаты труда, что снижало заинтересованность людей в его конечных результатах. Главная ставка по-прежнему делалась на тяжелую промышленность. Волюнтаризм в управлении экономикой продолжал оставаться преобладающей характеристикой. На одной из встреч с технической интеллигенцией Н. Хрущев прямо заявил: «Мы вас выслушали. Но кто будет решать — народ. А народ это кто? Это партия, а партия — это мы. Значит, я буду решать».

Были предприняты меры, направленные на подъем сельского хозяйства за счет:

• ликвидации МТС и передачи их техники в совхозы и колхозы;

• введения обязательных заданий для колхозов, что повысило их самостоятельность в распоряжении ресурсами;

• распространения новых сельхоз культур, в частности кукурузы:

• освоения 42 млн. га целинных земель с 1954 г. по 1962г.

Но положение в сельском хозяйстве продолжало оставаться тяжелым. Урожайность на целинных землях составляла лишь 80% от средней по стране. Деятели из партаппарата, ничуть не смущаясь разницей в климате США и СССР, давали директивы сеять кукурузу даже в северных районах. В результате в общем-то неплохая идея трансформировалась в анекдоты. Главную причину безрадостной ситуации в аграрном секторе власть-собственность увидела в том, что крестьянин активнее работает на приусадебном участке нежели в колхозе. В полном соответствии с заветами «великого вождя» в 1959 г. возобновились гонения на личные подсобные хозяйства крестьян.

Как результат поголовье коров на личном подворье, с сократилось к 1962 г. с 22 до 10 млн. голов. С 1963 г. начались крупномасштабные закупки зерна в США; усилился отток сельского населения в города. В 1962 г. розничные цены на мясо-молочные продукты были повышены на 30 - 40%.

Социальная сфера

В 1957 г. была восстановлена автономия балкарского, калмыцкого, карачаевского народов. Успешно решалась жилищная проблема. Вместе с тем ухудшение материального положения народных масс усиливало социальную напряженность в обществе. В 1959г. было подавлено выступление полутора тысяч рабочих, строивших «казахстанскую Магнитку». В 1962 г. расстреляна войсками семитысячная демонстрация жителей Новочеркасска, протестовавших против низкой заработной платы, повышения цен на продукты.

Усиление противоречий проявилось в резком увеличении антисоветских проявлений среди молодежи в национальных регионах. О том, что общество было социально нездорово, свидетельствуют и следующие данные: количество несовершеннолетних преступников выросло с 22,3 тыс. в 1960 г. до 95,5 тыс. в 1964 г.

Политическая сфера

Этот период характерен установлением полного господства партийной бюрократии на всех уровнях. Ее власть пришла на смену олигархической власти узкого окружения И. Сталина. Ярчайшим примером тому был июльский Пленум ЦК 1957 г., когда впервые достаточно большая часть партноменклатуры была допущена к решению задач практической политики.

Началась реабилитация жертв сталинских репрессий. С 1954 по 1961 г. было реабилитировано более 737 тыс. человек. Тело И. Сталина было вынесено из мавзолея.

Духовная сфера

Процессы в ней протекали в рамках так называемой хрущевской «оттепели» и характеризовались следующим:

• в советское общество начали проникать идеалы западных стран;

• разоблачение культа личности способствовало размыванию харизмы политического лидера, в том числе и самого Н. Хрущева;

• творческая интеллигенция стала активно обращаться в своих произведениях к проблемам нравственности, общечеловеческих ценностей, гражданской свободы личности. Глоток свободы после мрачных лет сталинщины вселял в людей надежду на светлое будущее, свободу, но преимущественно в рамках социалистической идеи. Наивный романтизм отличал многих «пятидесятников»: Б. Окуджаву, Р. Рождественского, Е. Евтушенко, А. Вознесенского, Б. Ахмадулину и других представителей творческой интеллигенции;

• больших достижений добилась советская наука. В 1957 г. был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, а в 1961 г. Ю. Гагарин совершил свой знаменитый полет;

• в 1958 г. было введено обязательное 8-летнее образование.

Однако партийная бюрократия вовсе не планировала выпускать духовную сферу жизни общества из-под своего контроля. В 1960— 1963 гг. состоялось несколько «инструктивных» встреч партийно-государственного руководства с творческой интеллигенцией.

В «очернительстве социалистической действительности» обвинялись писатели Б. Пастернак («Доктор Живаго»), В. Дудинцев («Не хлебом единым»). А посещение Н. Хрущевым в Манеже выставки советских авангардистов вообще окончилось площадной бранью главного строителя коммунизма.

Помимо этого, начало «эры кибернетики» привело к дальнейшей политехнизации образования, снижению гуманитарной составляющей интеллектуального потенциала общества.

Кризисные явления в советском социуме в годы правления Н. Хрущева усилились, его реформы не смогли разрешить противоречия, присущие советскому цивилизационному конгломерату. Непоследовательная, волюнтаристская политика Н. Хрущева не удовлетворяла ни общество, раздираемое межцивилизационными противоречиями, ни партийную номенклатуру, опасавшуюся авторитарных наклонностей Н. Хрущева.

На октябрьском (1964) Пленуме ЦК КПСС Н. Хрущев, обвиненный в волюнтаризме, грубых ошибках, был снят со всех партийных и государственных постов. Организаторами «дворцового переворота» явились партийные функционеры Л. Брежнев, М. Суслов, председатель КГБ А. Семичастный, А. Косыгин, Р. Малиновский и др.

Так завершилось десятилетие «хрущевской оттепели», подтвердившее, что советский социум, как цивилизационный уклад, нуждается во всесторонней модернизации.


Тема 19. СССР в 1964-1985гг.

Время с середины 1960-х до середины 80-х гг. было тем периодом нашей истории, который называют «двадцатилетием упущенных возможностей», «брежневской эпохой», но чаще всего «периодом застоя». С одной стороны, в этот период при отсутствии внутренних и внешнеполитических катаклизмов был достигнут наивысший уровень в экономической, социальной и культурной областях при советско-бюрократической системе государственного управления. С другой стороны, именно в эти годы накапливавшиеся десятилетиями негативные явления и трудности, нерешенные проблемы и загнанные внутрь болезни общества привели его к глубокому кризису: стагнации экономики, деформациям общественно-политической жизни, оскудению духовной сферы.

В рамках рассматриваемого периода можно выделить два этапа. Рубежом между ними считают начало 1970-х гг. На первом этапе характер, масштабы и интенсивность деятельности по поиску путей обновления общественной жизни были гораздо более значительными. На втором этапе произошло заметное ослабление новаторских устремлений, консервация принципов и форм общественного устройства.

На определенном отрезке времени, отмечал XXVII съезд КПСС, в силу не только объективных факторов, но и причин прежде всего субъективного порядка, практические действия партийных и государственных органов стали отставать от требований времени, от самой жизни. Проблемы в развитии страны нарастали быстрее, чем решались. Инертность, закрытость форм и методов управления, снижение динамизма в работе, нарастание бюрократизма — все это наносило немалый ущерб стране. В жизни общества начали проступать застойные явления. Анализ позитивного и негативного опыта, накопленного в эти годы, позволит не только осмыслить всю сложность процессов, происходящих обществе в этот период, но и осознать реальные возможности его обновления.

Период с середины 1960-х до середины 1980-х гг. в области экономики характеризуется как противоречивый и непоследовательный. Партию и государство в эти годы возглавлял Л.И. Брежнев. Он пришел к власти без своей программы развития страны. Человек глубоко консервативный по своему складу, он больше всего опасался резких движений, крутых поворотов, крупных перемен. Осудив Н. Хрущева за волюнтаризм и субъективизм, он прежде всего позаботился о том, чтобы перечеркнуть его реформы.

Со второй половины 1950-х гг. стало ясно, что механизм хозяйствования в значительной степени устарел. Он сложился в конце 1920— 1930-е гг. в экстремальных обстоятельствах. Возникшая в годы первых пятилеток система хозяйствования оказалась необходимой в годы Великой Отечественной войны. Определенный эффект дала она в первые послевоенные годы, в условиях восстановления народного хозяйства.

С 1950-х гг. перестали действовать чрезвычайные факторы. Сложилась новая экономическая ситуация. Резко изменились масштабы советской экономики. Так, к 1966 г. промышленность СССР имела уже более 300 отраслей. В стране насчитывалось примерно 47 тыс. промышленных предприятий, 13 тыс. строительных организаций, 12 тыс. совхозов и 37 тыс. колхозов.

К 1965г. в промышленности СССР действовало около 6 тыс. автоматических и 43 тыс. механизированных поточных линий. В этих условиях нарастали трудности в управлении. Прежний уровень централизации оказался чрезмерным. Все более остро вставал вопрос о расширении хозяйственной самостоятельности предприятий. В течение 1964— 1965 гг. более чем на 100 предприятиях страны были проведены эксперименты, проверяющие отдельные элементы предлагаемой ученными реформы хозяйственного механизма. Мартовский и сентябрьский (1965 г.) Пленумы ЦК КПСС наметили основные подходы к руководству экономикой. В соответствии с их решениями во второй половине 1960-х гг. началось осуществление хозяйственной реформы.

Сентябрьский (1965) Пленум ЦК КПСС в области промышленности предложил новую систему управления. Основные положения ее были разработаны Председателем Совета Министров А.Н. Косыгиным. Каковы основные направления экономической реформы в области промышленности?

1. Вернуться к управлению промышленностью по отраслевому принципу, образовав союзно-республиканские и общесоюзные министерства.

2. Устранить излишнюю регламентацию деятельности предприятий, сократить число плановых показателей, утверждаемых сверху.

3. Успехи предприятий оценивать не по объему производимой промышленной продукции, а по объему реализованной.

4. Обеспечить внедрение хозрасчета и экономических стимулов на предприятиях и в ведомствах.

5. Создать на предприятиях поощрительные, социально-культурные и другие фонды.

Мартовский (1965) Пленум ЦК КПСС принял решение о новом повышении закупочных цен на продукцию сельского хозяйства. Это был переворот во всей аграрной политике.

На первых порах, пока действовали установки мартовского (1965) Пленума, задуманные меры дали определенные результаты. Показатели, достигнутые сельским хозяйством в 1966—1970 гг., были намного выше, чем в предшествующий период. Производительность труда в среднем в год росла в этот период на 6,5%, что было в 2 раза больше, чем в 1961 — 1965 гг. Фонд оплаты по труду за 1965— 1975гг. вырос в 1,5 раза. В 1966—1970гг. государство закупило почти на треть зерна больше, чем в предыдущее пятилетие.

В соответствии с установками партии в промышленности была упразднена территориальная система управления. Руководство отраслями передавалось созданным министерствам. Были образованы Госкомитет по науке и технике СССР, Госснаб СССР, Госкомцен СССР. Все это должно было обеспечить лучшие условия для развития научно-технического прогресса. Хозяйственная реформа придала определенный импульс экономическому развитию страны. Она развязала на какое-то время инициативу предприятий. Экономисты называют VIII пятилетку «золотой». По всем важнейшим социально-экономическим параметрам период 1966— 1970 гг. был лучшим за последние 30 лет.

Меры, намеченные хозяйственной реформой, были первым шагом на пути формирования концепции механизма управления, соответствующего новым условиям. Идеи, положенные в основу реформы, во многих своих чертах оказались правильными, созвучными потребностям нового этапа. Однако постепенно эффект от реформ стал уменьшаться. На то был ряд причин.

Во-первых, сопротивление самой административно-бюрократической системы. Попытки перейти к экономическим методам отторгались самим административным организмом. Вскоре возрожденные министерства вновь начали регламентировать всю деятельность предприятий. Обычным делом стала корректировка годовых планов и плановых заданий. Число министерств постоянно росло. Если в 1957 г. до образования совнархозов, их было 37, то в 1970 г. — свыше 60, в 1977 г. — 80, в 1987 г. — свыше 100. В сельском хозяйстве рост цен на машины, оборудование, стройматериалы уже к началу 1970-х гг. свел на нет повышение закупочных цен, и сельскохозяйственное производство вновь стало нерентабельным. И здесь вернулись к административным методам руководства.

Во-вторых, не удалось преодолеть отчуждения трудящихся от средств производства. Широкие массы не были хозяевами на производстве. Их интересы реформы не затрагивали. Уже в 1965 г. стали заметны определенные расхождения между Л.И. Брежневым и А.Н. Косыгиным. Если Брежнев прямо требовал укрепления централизованных начал в руководстве промышленностью и строительством, то Косыгин акцентировал внимание на принципах хозрасчета, хозяйственной самостоятельности предприятий. По мере упрочения позиций главы партии положение Председателя Совета Министров усложнялось. Его слово теряло значимость, что немедленно отражалось в поведении многих работников многочисленных министерств и ведомств. Управление хозяйственной жизнью страны снова стало осуществляться на основе принципов, выработанных еще к сталинский период. Однако несмотря на свою ограниченность и незавершенность, реформа благотворно повлияла на развитие народного хозяйства. В 1971 г. XXIV съезд КПСС констатировал успехи VIII пятилетки. Но это была последняя пятилетка, задания которой были выполнены. Все последующие пятилетние планы не выполнялись, причем степень невыполнения нарастала от пятилетки к десятилетке. 1970-е гг. вошли в историю страны как «годы застоя». Об этом периоде написано много книг и статей. «Застой» в экономике, политике, культуре, национальных отношениях, духовной жизни и т. д. Создается впечатление, что в обществе замерло всякое движение. Следует заметить, что «застой» никогда не был абсолютным. 15 лет, предшествовавших апрелю 1985г., били временем многоцветным. С одной стороны, шел процесс создания заново целых отраслей промышленности, с другой — сокращение темпов экономического роста. С одной стороны — рост благосостояния, реальных доходов населения, с другой — стремительное нарастание дефицита. На одной чаше весов — огромная власть, сосредоточенная в высшем эшелоне, множество правильных, продуманных, прогрессивных постановлений, на другой чаше — абсолютное бессилие в проведении в жизнь собственных решений.

В стране был создан огромный народнохозяйственный потенциал. Однако в экономическом, научно-техническом отношении наметилось заметное отставание от мирового уровня. В 1970 г. объем капиталовложений в СССР и США впервые был примерно одинаковым. Но производительность труда в советской промышленности составляла по сравнению с США примерно 53%. Она была значительно ниже и по сравнению с другими развитыми капиталистическими странами. В то же время наша страна опередила их, в т. ч. и США, по объемным показателям производства важнейших видов продукции — угля, железной руды, цемента, стали, нефти, минеральных удобрений, тракторов, комбайнов, и т. д. Но продукция СССР заметно отставала по качественным параметрам. Упор на объемные показатели, процентомания и гигантомания придавали советской экономике затратный характер. Получалось, что экономика работала не столько на человека, сколько сама на себя. Например, в 1985г. немного отставая от США по производству зерна, СССР в 6,4 раза опережал их по выпуску тракторов и в 16 раз по выпуску зерноуборочных комбайнов, хотя значительная часть их не использовалась. Чтобы произвести столько зерноуборочных комбайнов, сколько стояло у нас в хозяйствах неисправными, вся промышленность США должна была работать 70 лет. В то же время импорт зерна вырос от 2,2 млн. т в 1970 г. до 44,2 млн. т в 1985 г. На его покупку шла большая часть доходов от экспорта нефти. В 1971 — 1985 гг. за счет продажи нефти было получено 176 млрд. рублей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.