рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Россия с древних времен и до наших дней

Московским властителям на пути к единовластному правлению приходилось сталкиваться с жестким сопротивлением боярской знати. Например, Василий III был вынужден преодолевать его, сначала когда вел борьбу за титул наследника, затем когда захотел развестись с Соломонией Сабуровой и жениться вторично, а также в 1522 г. при попытке присвоить себе царский титул. В последнем случае для бояр все закончилось топором палача и вырванными языками. Бояре долго ограничивали царское единодержавие Ивана Грозного, они заставили его в 1547 г. Отказаться от войны с Литвой, а в 1550 г. добились включения в Судебник (сборник законов) ст. 98, согласно которой новые царские указы не могли быть приняты без согласия Боярской думы.

7. Образование Московского государства сопровождалось усилением роли и значимости Русской православной церкви в жизни общества. Подчеркивая это обстоятельство, С.М. Соловьев писал: «... когда московские князья начали стремиться к единовластию, стремления их совершенно совпали со стремлениями духовенства, можно сказать, что вместе с мечом светским, великокняжеским, против удельных князей постоянно был направлен меч духовный».

Киевский митрополит Кирилл венчал Александра Невского на великое владимирское княжение и прожил большую часть жизни во Владимире. Усилиями его в столице Золотой Орды — Сарае — была создана православная епархия, через которую в последующем московские князья имели постоянную связь с ханом и Византией.

В 1325 г. митрополит Петр переносит свою кафедру из Владимира в Москву и завещает похоронить себя в этом городе. Владимир же в это время был владением тверского князя. Митрополит Алексей (1293— 1378), дважды съездив в Орду, добыл у хана ярлык на великое княжение малолетнему Дмитрию Донскому, отбив его у суздальского князя Дмитрия Константиновича. Он активно поддерживал Дмитрия Донского в его борьбе с суздальско-нижегородскими князьями. Так, например, Алексей запретил отправлять в Нижнем Новгороде богослужение, чем вынудил местных князей признать зависимость от Москвы. От тверского князя он добился такого же результата, вызвав его в Москву и заключив в темницу. Алексей активно боролся против литовских князей, стремившихся создать независимую от Москвы митрополию в Киеве, и добился от константинопольского патриарха Филофея поддержки Москвы в этом соперничестве.

Всесторонне содействовал объединительной тенденции московских князей игумен Троице-Сергиевой Лавры Сергий Радонежский (1321—1391), почитаемый современниками как вдохновитель победы на поле Куликовом.

Во время битвы на р. Шелони (1471) новгородский архиепископ Феофил под давлением московского митрополита был вынужден запретить вступить в бой своему «владычному полку», а он был наиболее боеспособной конной силой в новгородском войске. Во 2-й половине XVI в. внутри Церкви разворачивается острая борьба между последователями игумена Волоколамского Успенского монастыря Иосифа Волоцкого (1440—1515) иосифлянами и нестяжателями - сторонниками монаха Нила Сорского (1433—1508). Победившее иосифлянство выдвинуло идею божественного происхождения царской власти и стало официальной идеологией. На рубеже XV—XVI вв. иосифлянское руководство Церкви сформулировало теорию «Москва — Третий Рим», которая в условиях падения Византии и Флорентийской унии (1439) провозглашала Москву единственной хранительницей истинной веры — православия.

Таковы предпосылки, особенности, этапы и характерные черты процесса формирования Российского централизованного государства.

Тема 5. Эпоха царствования Ивана Грозного

Рассмотрим основные характерные черты социально-экономического и политического уклада Московского государства, сформировавшегося к началу XVI в.

Во-первых, главное, что характеризовало экономический уклад — это аграрный сектор с господством власти-собственности.

Во-вторых, московское общество представляло собой совокупность корпоративных замкнутых общин.

В-третьих, государственная бюрократия, выросшая численно, значительно усилила свои позиции и стала реальной носительницей власти-собственности.

В-четвертых, к тяглому (платящему подати) населению относились:

Ø   посадское население, которое объединялось в различные общины (купеческие, ремесленные и т. д.) управлявшиеся избираемыми старостами;

Ø   черносошные (свободные) крестьяне проживали на государственной земле, имели личную собственность, платили подати и несли повинности. Для них была характерна также общинная организация;

Ø   дворцовые крестьяне жили на земле, принадлежавшей великокняжеской фамилии, ей они были обязаны барщиной или оброком, а казне — податями и повинностями. Характерна общинная организация;

Ø   владельческие крестьяне проживали на земле дворян или Церкви, им платили оброк или отрабатывали барщину. Были обязаны платить подати государству и нести повинности. Организованы на общинных началах;

Ø   половники — крестьяне, имевшие наделы государственной земли и платившие подати в казну. Но в силу того, что эти наделы были малы, они арендовали землю дополнительно и платили оброк ее владельцу.

В-пятых, имелась незначительная группа нетяглых людей, т. е. не несущих тягло. К ним относились холопы, не имевшие никакой собственности и полностью зависящие от своих хозяев, а также вольные, гулящие люди.

В-шестых. Православная церковь представляла собой крупнейшую корпоративную общину с огромной собственностью. В то время как в Европе обществу посредством Реформации удалось разрушить корпоративность Церкви, в России она усилилась.

В-седьмых, в наиболее привилигированном положении находилось военно-служилое сословие, получавшее за свою службу от государства земельное и денежное жалованье. К нему относились служилые люди по отечеству:

Ø   потомки удельных князей и бояре, получившие «корм» за исполнение служебных обязанностей, а также имевшие вотчины и обладавшие правом отъезда. Однако их право собственности и другие права не охранялись законом, а сами они как социальная группа постепенно искоренялись крепнущим самодержавием;

Ø   дети боярские — выходцы из обедневших княжеских и боярских родов. Они не обладали правом отъезда и имели поместья, на которые часто распространялся статус вотчины. Эта группа и все более низшие могли служить как непосредственно великому князю, так и удельным князьям или боярам;

Ø   дворяне, получавшие за службу пожизненное, наследуемое владение поместье и не имевшие права отъезда;

Ø   послужильцы, которые получали земельный надел на условном праве (пока служат) и не имели права отъезда.

После принятия Уложения о службе 1556г. Дети боярские, дворяне и послужильцы были записаны в общие дворянские списки. Служилые люди по прибору: стрельцы, пушкари, казаки и др., получившие за службу денежное и земельное жалованье, различные льготы в ведении промыслов, торговли и др.

В-восьмых, казачество, как часть русского народа, имевшая этнические и другие особенности, сочетало воинскую дисциплину с вечевой демократией на принципах общины.

В-девятых. Московское государство представляло собой монархию во главе с великим князем. При нем существовал совет — Боярская дума, назначаемая самим князем.

Центральную исполнительную власть осуществляли приказы. Их число выросло с 1 четверти до сер. XVI в. с 10 до 22. Приказ состоял из боярина, которому была поручена какая-либо отрасль управленческих дел, и окружавших его функционеров — дьяков и подьячих.

Местное управление осуществлялось назначаемыми великим князем из бояр наместниками в уездах и волостелями в волостях, имевшими право кормления.

В 1530— 1550-х гг. вместо уездов и волостей были введены избы, управляемые старостами, избираемыми из провинциальных дворян, что существенно подорвало позиции боярства. В 1549 г. был созван I Земский собор. О том, что это был за орган, речь пойдет ниже.

Важное место в политической системе занимала Православная церковь, отношения которой с властью определялись решениями Стоглавого церковного собора 1551 г. Военная организация состояла из великокняжеской дружины, дворянской конницы, ополчения сельских ратников, иноземной пехоты и появившихся при Иване IV стрельцов и артиллерии. Сложившаяся система социально-политических отношений была юридически закреплена в Судебниках 1497 г. и 1550 г., представлявших собой сборники законов.

В Судебнике 1497 г. государство сделало первый шаг в оформлении крепостного права. Если до этого крестьянин, рассчитавшись с землевладельцем, мог уйти от него в любое время, то теперь он мог это сделать лишь за неделю до и неделю после 26 ноября (Юрьева дня), когда закончены все полевые работы.

Как видим, социально-политический срез свидетельствовал о гиперцентрализации власти и формировании в обществе отношений подданства. Каковы же были основные черты ментальности сложившегося московского общества?

Первая. Соединение характерной для цивилизации циклического типа духовности с ценностями ранне-христианской общинной демократии, широкое распространение идеи социального равенства.

Вторая. Приоритет коллективистских ценностей над интересами личности, в отличие от идеалов европейского протестантизма, отстаивавшего интересы прежде всего частного собственника. Как подчеркивал немецкий философ В. Шубарт, «у русских понятие собственности менее резко выражено, чем у европейцев, у них граница между твоим и моим проведена не так отчетливо»,

Третья. Соборность. Окружающий мир виделся московитянам полифоничным, т. с. из него ничего нельзя изъять, в том числе и сложившиеся отношения между обществом и властью, в противном случае он весь разрушится. Обращая внимание на это обстоятельство, Н. Бердяев в статье «О святости и честности» писал: «Русского человека слишком легко заедает среда.

Он привык возлагаться не на себя, не на свою активность, не на внутреннюю дисциплину личности, а на органический коллектив, на что-то внешнее, что должно его понимать и спасать».

Четвертая. Приоритет государства и государственности. Наши предки создавали Московское государство прежде всего для защиты своей независимости. Это предопределило, что государство стало национальным достоянием, что исчезло разграничение между личным, общественным и государственным.

Итак, мы имеем общее представление о том, что представляло из себя московское общество на пороге вступления во 2-ю половину XVI столетия.

Рассмотрим кратко итоги внешней политики Ивана IV по трем основным направлениям.

1. Восточное направление. Главными соперниками Москвы здесь были образовавшиеся на развалинах Золотой Орды Казанское и Астраханское царства, Большая Ногайская Орда (между Яиком и Волгой). Они перекрывали волжские торговые пути, дипломатические каналы России в Каспийское море и

Азию, а также были серьезным препятствием в освоении Урала и лежащих за ним земель. Кроме того, татарские отряды совершали постоянные грабительские набеги на юго-восточные русские земли. Первый поход на Казань, носивший характер разведки, русские войска совершили в 1545 г. В 1547 — 1548 гг. отряд князя Александра Горбатого начал присоединение Марийского края и Чувашии к России. Поход 1547—1548гг. на Казань пришлось прервать, т. к. ввиду раннего потепления пушки начали проваливаться под лед. В 1549 — 1550 гг. русские войска под командованием царя две недели простояли у казанских стен, но взять город не смогли. После неудачных дипломатических попыток сделать казанского царя вассалом Москвы в 1552 г. 150-тысячное русское войско со 150 пушками под командованием Ивана Грозного, Владимира Старицкого, Андрея Курбского, Александра Горбатого, Петра Серебряного, Семена Шереметева, Михаила Воротынского штурмом взяло Казань, обороняемую 30-тысячным гарнизоном. Решающими факторами успеха стали реформированное русское войско, мощная артиллерия и активная минная война. Кстати, сооружением одного из главных подкопов руководил Алексей Адашев (Даирова башня). В 1552— 1557 гг. русские войска завоевали всю территорию Казанского царства, т. е. Среднее Поволжье. 1556 г. был ознаменован взятием 30-тысячным русским войском под командованием князя Юрия Пронского-Шемякина и Александра Вяземского Астрахани и последующим присоединением Астраханского царства к России. В 1557 г. признала свою зависимость от Москвы Большая Ногайская Орда. В этом же году под руку Москвы пришла основная масса башкирского населения. После этих важных завоеваний началась активная колонизация русскими Поволжья и Приуралья. Были построены города Самара, Саратов, Уфа, Чебоксары, Тетюш и др. Завоевание Поволжья открыло выход России к

Уралу и просторам Сибири. В 1555— 1571 гг. отношения Сибирского ханства с Россией во многом носили характер вассальных в пользу Москвы. В этот период активное освоение Сибири вели сольвычегодские промышленники Строгановы. В 1572 и 1573 гг. отряды сибирских татар пытались грабить окраинные земли русского государства. В 1582— 1584 гг. из владений Строгановых совершила свой поход против сибирского хана Кучума казачья дружина Ермака. Несмотря на ряд побед, закрепиться в Сибири русским в те годы не удалось. Ее присоединение к России состоялось на рубеже XVI—XVII вв. Таким образом, восточное направление внешней политики характеризовалось высокой активностью и результативностью.

2. Южное направление. Основную опасность для молодого Российского государства представлял еще один осколок Золотой Орды — Крымское ханство. Практически каждый год, как правило ранней осенью, в период завершения сельскохозяйственных работ, отряды крымских татар вторгались в русские земли, захватывая богатую добычу и уводя русских людей на невольничьи рынки в Крыму. Когда Орда выходила в набег, она двигалась «облавой» — шла по водоразделу в направлении Рыльск, Курск, Тула, Коломна, широко раскинув «крылья», грабя и сжигая все что попало. Пока собиралось русское войско, Орда успевала дойти до Москвы и откатиться обратно в степь; такие крупные набеги крымчаков имели место в 1555, 1558, 1571, 1572гг. В набег 1571 г. крымскому хану Девлет-Гирею удалось в районе Серпухова отрезать Ивана Грозного от основной части царского войска. Царь в панике бежал во главе опричников, оказавшихся годными лишь для карательных функций, сначала в Александровскую слободу, а затем и дальше — в Ростов Великий. Девлет-Гирей разграбил и сжег Москву, в которой уцелел лишь Кремль. За весь набег, по сообщениям современников, погибло около 800 тыс. войска и народа. Сразу же после этого царь казнил главного военачальника опричного войска — князя Михаила Черкасского. В 1572 г. Девлет-Гирей попытался повторить набег, но был разбит при Молодях земскими воеводами: князем Михаилом Воротынским и Дмитрием Хворостиным. С тревогой наблюдавший за успехами Москвы в Поволжье, турецкий султан Селим пытался предпринять в 1569 и 1571 гг. крупные походы против России, но его планы были сорваны дипломатическими усилиями московского правительства.

Главным итогом внешней политики России на юге стало в целом успешное сдерживание крымско-турецкой экспансии.

3. Западное направление. Главные события здесь произошли в ходе Ливонской войны, которую Россия вела в 1558 — 1583 гг. против коалиции Ливонского ордена, Швеции, Польши и Великого княжества Литовского (с 1569 г. — Речи Посполитой). (Ливония — конфедерация пяти феодальных государств: Ливонский орден, Рижское архиепископство, Курляндское, Дерптское, Эзель-Викское епископства.) Следует учитывать, что Ливонская война отражалась в ментальности московского общества не как какое-то завоевание, а как возвращение «Киевского наследства» — исконно русских земель. На I этапе войны в 1558— 1561 гг. русские войска под командованием князей Мстиславского, Петра Шуйского, Петра Серебряного взяли Нарву, Дерпт, всего около 20 городов и разгромили Ливонский орден. На II этапе, 1562— 1578 гг., русские войска под командованием Ивана Грозного вели войну с переменным успехом. В 1563 г. Иван IV берет Полоцк, что стало последней крупной военной победой русских. В 1572 г. При штурме Витгенштейна (Эстония) погиб Малюта Скуратов. Если верить литовским летописям, Грозный устроил кровавую тризну по своему подручному, приказав сжечь всех захваченных в городе шведов. В 1566 г. Земский собор отказывается от предложения Литвы заключить мир и забыть о территориальных претензиях России. Война продолжается. После смерти бездетного польского короля Сигизмунда-Августа Иван Грозный в 1573 и 1575 гг. предлагал свою кандидатуру на выборы короля в польском сейме. В 1575— 1576 гг. Грозный вел неудачные переговоры с императором Габсбургской империи Максимилианом, стремясь добиться его дипломатической поддержки в войне. На III этапе, 1579— 1583 гг., русские войска вели в основном оборонительные сражения. В 1579 г. новый польский король Стефан Баторий после трехнедельной осады взял Полоцк.

В 1580 г. Стефан Баторий берет Великие Луки. В 1581 г. 100-тысячному польскому войску Батория не удается овладеть Псковом, обороняемым 50 тыс. русских во главе с князем Иваном Петровичем Шуйским. Россия оказалась истощенной войной, и Иван Грозный вынужден был пойти на ее прекращение. В 1582 г. в Ям-Заполье (южнее Пскова) при посредничестве папского посла Антонио Поссевина, который, кстати, склонял Ивана Грозного в лоно Католической церкви, заключается 10-летнее перемирие с Речью Посполитой, по которому Россия лишалась Полоцка и Ливонии, но вернула ряд своих городов, захваченных поляками. В 1583 г. на р. Плюссе было подписано перемирие со Швецией, согласно ему Россия теряла Иван-город, Ям, Копорье, Корелу с уездами. Из небольшого плацдарма бывших новгородских владений на балтийском побережье у Москвы осталось лишь устье Невы. Проигрыш внешней политики Москвы в европейском регионе был более чем очевиден.

Таким образом, в царствование Ивана Грозного общество вступило в период кризиса власти. Петр I говорил о Грозном: «Этот государь... мой предшественник и пример, только глупцы, которые не знают обстоятельств его времени, свойств его народа и великих его заслуг, называют его тираном». В.Г. Белинский писал о Грозном: «Это был падший ангел (сатана), который и в падении своем обнаруживает по временам и силу характера железного и силу ума высокого».

Итогом социально-экономического и политического развития Московского государства во второй половине XVI в. стало максимальное приближение его к форме восточной деспотии. Однако на низших уровнях общества была законсервирована прямая общинная демократия.

Расширение территории государства сопровождалось гипертрофированной централизацией государственной власти, политических, социальных и экономических отношений в обществе, что подрывало потенциал его исторического прогресса.

Главным итогом внешней политики России стали:

активное продвижение на Восток, сдерживание татаро-турецкой экспансии на юге и утрата многих европейских позиций.


Тема 6. Россия в начале XVII в. Смутное время

 

Сложный комплекс внутренних и внешних противоречий потряс Россию на рубеже XVI—XVII вв. В 1584 г. скончался царь Иван IV Грозный. На престол вступил средний сын Грозного — слабоумный Федор Иванович (1584 — 1598) I4, мягкий по натуре, не способный к делам политического правления. Фактическим правителем государства стал брат его жены Ирины боярин Борис Федорович Годунов, происходивший из рода татарских князей, перешедших на службу к московскому великому князю еще в XIV в. В 1591 г. при странных обстоятельствах погибает последний из прямых наследников престола царевич Дмитрий. После смерти бездетного Федора Ивановича Земский собор избрал царем Бориса Годунова (1598-1605). Борис Годунов был способным государственным деятелем. В тяжелых условиях экономического кризиса, вызванного опричниной, и сложной международной обстановки он продолжал политику Ивана Грозного. Успешно решались внешнеполитические задачи государства, расширилась его территория. В 1589 г. В России было учреждено патриаршество. Русская церковь стала равноправной по отношению к другим православным церквам. Чтобы преодолеть хозяйственную разруху, Борис Годунов предоставил некоторые льготы дворянству и посадским людям, в то же время предприняв дальнейшие шаги по усилению феодальной эксплуатации широких масс крестьянства. Для этого в конце 1580-х — начале 1590-х гг. правительство Бориса Годунова провело перепись крестьянских дворов. После переписи крестьяне окончательно утратили право переходить от одного помещика к другому. Писцовые книги, в которых были записаны все крестьяне, стали юридическим основанием их крепостной зависимости от феодалов. Кабальный холоп обязан был служить своему хозяину в продолжение всей своей жизни. В 1597 г. был издан указ о розыске беглых крестьян. Этим законом вводились «урочные лета» — пятилетний срок сыска и возвращения беглых крестьян вместе с женами и детьми своим господам, за которыми они числились по писцовым книгам. В феврале 1597 г. был издан указ в кабальных холопах, по которому тот, кто прослужил по вольному найму более шести месяцев, превращался в кабального холопа и мог освободиться только после смерти господина. Эти меры не могли не вызвать обострения классовых противоречий в стране. Народные массы были недовольны политикой правительства Бориса Годунова. Критической становится политическая обстановка и внутри самого правящего класса. Это объясняется тем, что многие знатные бояре, близкие родственники Ивана IV или потомки удельных князей, возводившие свои родословные к Рюрику, считали, что они имеют гораздо больше прав на царский престол. Бояре были недовольны воцарением Бориса Годунова, опирающегося на поддержку дворян, и выжидали удобного случая для его свержения. Обострение социальных противоречий сопровождалось повсеместным страшным голодом (1601 — 1603). Ежедневно в России умирали сотни людей в городе и на селе. В результате двух неурожайных годов цены на хлеб поднялись в 100 раз. Люди ели собак, кошек, кору деревьев. Начались массовые эпидемии. В Москве были отмечены случаи людоедства. По свидетельствам современников, в России в эти годы погибла почти треть населения. Борис Годунов в поисках выхода из создавшегося положения разрешил раздавать хлеб из государственных закромов, разрешил холопам уходить от своих господ и искать возможности прокормиться. Но все эти меры успеха не имели. Среди населения поползли слухи, что на людей распространилось наказание за нарушение порядка престолонаследия, за грехи Годунова, захватившего власть. Начались массовые восстания. Крестьяне объединялись вместе с городской беднотой в вооруженные отряды и нападали на боярские и помещичьи хозяйства. В 1603 г. в центре страны вспыхнуло большое восстание холопов и крестьян, во главе которых стоял Хлопко Косолап. Хлопко сумел собрать значительные силы и двинулся в ними на Москву. Восстание было жестоко подавлено, а Хлопко казнен в Москве. Так началась первая крестьянская война. В крестьянской войне начала XVII в. можно выделить три больших периода: первый (1603—1605), важнейшим событием которого было восстание Хлопка; второй (1606 — 1607) — крестьянское восстание под руководством И. И. Болотникова; третий (1608—1615) —спад крестьянской войны, сопровождаемый рядом мощных выступлений крестьян, горожан, казачества и т. п.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.