Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
Зачастую высокие капитальные затраты на создание малоотходных
производств окупаются не только за счет прямых доходов, но и в результате
экологического эффекта, который не всегда может быть оценен в денежном
выражении, но весьма важен по глобальному воздействию (снижение заболеваемости,
повышение производительности труда). Широко распространенный в настоящее время
путь создания различных очистных сооружений постепенно должен уступить место
безотходным технологиям, имитирующим природные процессы. При этом превращение
сырья в ту или иную продукцию должно происходить без ущерба природе. Таким
образом, безотходное производство-это неизбежное будущее человечества, оно, как
уже говорилось, отвечает законам природы, "работающей" по этому
принципу, поэтому эта технология возможна, необходима и неизбежна.
О выполнении задачи создания безотходного или малоотходного
производства судят по так называемому материальному индексу производства,
полученному как частное от деления масс расхода сырья и вспомогательных
материалов на массу готовой продукции. При отсутствии отходов указанный индекс
равен 1.
Зачастую высокие капитальные затраты на создание малоотходных
производств окупаются не только за счет прямых доходов, но и в результате
экологического эффекта, который не всегда может быть оценен в денежном
выражении, но весьма важен по глобальному воздействию (снижение заболеваемости,
повышение производительности труда). Широко распространенный в настоящее время
путь создания различных очистных сооружений постепенно должен уступить место
безотходным технологиям, имитирующим природные процессы. При этом превращение
сырья в ту или иную продукцию должно происходить без ущерба природе. Таким
образом, безотходное производство - это неизбежное будущее человечества, оно,
как уже говорилось, отвечает законам природы, "работающей" по этому
принципу, поэтому эта технология возможна, необходима и неизбежна. Данный
показатель охватывает широкий круг затрат общественного труда.
В разделе
«Экологичность и безопасность» рассмотрены вопросы по экологической
безопасности жизнедеятельности, источникам и уровням загрязнений биосферы,
охраны труда на федеральном и областном уровне. Определены понятия охрана труда
и рассмотрены основные мероприятия по охране труда. В частности, применение
охраны труда в образовательных учреждениях, уделено внимание санитарно-гигиеническим
требованиям, освещению помещений. Указаны основные моменты соблюдения
противопожарной безопасности в профессиональных образовательных учреждениях.
Рассмотрена
классификация средств и видов индивидуальной зашиты. Изучены практические
мероприятия по оказанию первой помощи и производственный травматизм. При
изучении охраны труда неотъемлемым вопросом являлась гражданская оборона.
Изучены
вопросы создания малоотходного и безотходного производства.
Заключение
Преобразования, происходящие в жизни современного общества,
быстрая смена технологий в результате достижений научно-технического прогресса,
диктуют потребность общества, различных отраслей народного хозяйства в
профессионале, мыслящем нестандартно, способном принимать решения и нести за
них ответственность. Новое качество экономики и общества, преодоление
отставания страны от мировых тенденций экономического и общественного развития
может быть достигнуто только при подготовке специалиста новой формации. Важную
роль в подготовке такого специалиста играет образование.
В
соответствии с «Концепцией модернизации российского образования на период до
2010 г.» новая стратегия развития образования, модернизация его системы
находится в русле системной модернизации России.
Решение этих
проблем в значительной мере возможно при помощи технологического образования,
которое через формирование и развитие технологической, экономической,
экологической культуры, информационно-технологического мышления, практических
умений и навыков конст-рукторско-проектировочных работ и обработки материалов
поможет выпускникам колледжей легче адаптироваться к жизни в условиях рынка.
В дипломной
работе были поставлены цели исследования:
1. Изучить современное
состояние разработанности курса «Русский народный костюм»;
2. Разработать учебно-методическую
документацию и дидактическое обеспечение по дисциплине «История костюма и моды»
по теме «Русский народный костюм» для совершенствования учебного процесса.
Предмет,
цель, проблемы и гипотеза исследования обусловили решение следующих задач:
1.
Проанализировать изученность представлений об истоках и основных этапах
исторического развития русского костюма, выявить закономерность её эволюции в
соотнесенности с традициями европейской и мировой моды;
2. Раскрыть
русский народный костюм как целостность, вобравшую исторический опыт русского
народа, его миропонимание и отразивший русский менталитет, религиозные,
философско-этические, эстетические установки;
3.
Разработать экспериментальную учебно-методическую документацию и дидактическое
обеспечение по дисциплине «История русского костюма и моды» по теме «Русский
народный костюм» и элективные курсы.
Объектом исследования явился исторический аспект Русского
народного костюма.
Предмет
исследования
– учебно-методическая документация и дидактическое обеспечение по дисциплине
«История костюма и моды» по теме «Русский народный костюм».
Гипотеза
исследования
состояла в следующем: Профессиональная подготовка студентов будет успешной при
наличии разработок структуры подготовки в условиях технологического обучения;
внедрение в учебный процесс программ, ориентирующих студентов на художественные
ремесла через дисциплину «История костюма и моды», элективные курсы;
интегрирующие основные дисциплины «Рисунок», «Живопись», «Формообразование»,
«Конструирование и моделирование одежды»; обеспечение методическим
инструментарием, реализации программ по дисциплине «История костюма и моды» по
теме «Русский народный костюм»; профессиональная подготовка студентов
осуществляется в контексте личностного подхода к будущему выбору профессии.
Обосновать
необходимость изучения темы «Русский народный костюм» и элективных курсов как
потребность личностного развития студентов и социально-экономического заказа
общества.
Поставленные
нами задачи решались путем изучения экспериментального построения учебной
деятельности, через интеграцию общеобразовательных целей с целями
предпрофильной подготовки, через профориентацию, элективные курсы.
Для повышения
эффективности общеобразовательной, технологической и предпрофильной подготовки,
повышения мотивации студентов к учебной деятельности были разработаны
элективные курсы с разноуравневой интеграционной взаимосвязью, интегрировавшие
материал различных предметов: истории, живописи, материаловедения и др.
Ценность таких курсов в том, что они дают возможность формировать у студентов
систему научных понятий, демонстрировать применение на практике полученных
знаний.
Проведенное
исследование показало, что роль предпрофильной подготовки не ограничивается
рамками подготовки студентов к выбору профиля обучения. При предпрофильной
подготовке удалось добиться повышения общей и качественной успеваемости
студентов, как по специальным и технологическим предметам, так и по
общеобразовательным. Это связано с тем, что элективные курсы повышают интерес
учащихся к изучению истории (рассматривается история развития народного
костюма), литературе, экологии и другим общеобразовательным предметам.
В ходе
дипломной работы были разработаны и внедрены в учебный процесс элективные
курсы, дополняющие и углубляющие в технологическую, профилированную и
общеобразовательную подготовку студентов.
Таким
образом, поставленные задачи исследования выполнены, гипотические положения
доказаны, цель исследования достигнута.
Полученные в
исследовании выводы не претендуют на исчерпывающее решение рассматриваемой
проблемы.
Список литературы
Литература
1.
Алексеенко
В.А., Матасова И. Ю. Основы безопасности жизнедеятельности._- М.: Юнити-Дана,
2000.-320с.
2.
Балашов
М.Е.
Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.
3.
Безрукова
В.С.
Педагогика. – Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-та, 1993. – 320с.
4.
Бланк
А.Ф., Фолина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.:
Легпромбытиздат, 1992. – 236с.
5.
Бредник
Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 448с.
6.
Брун
В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.:
Легпромбытиздат, 1995. – 264с.
7.
Гин
А.А.
Приемы педагогической техники. – М.: Вита-Пресс, 1999. – 88с.
8.
Дудникова
Г.П..
История костюма. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 448с.
9.
Ермилова
В.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М.: Изобразительное искусство,
1985. – 286с.
10.
Ефимова
Л.В.
Русский народный костюм: Альбом. – М.: Искусство,1989.
11.
Жуков
Г.Н.
Основы педагогических знаний мастера производственного обучения. – Кемерово:
Кемеровск. гос. проф.-пед. колледж, 2001. – 236с.
12.
Журжин
Г.И.
Методические указания для выполнения экономической части дипломных работ. –
Екатеринбург: Урал. гос. проф.- пед. ун-т, 2001. – 35с.
13.
Забозлаева
Т.Б.
Великая тайна одеваться к лицу. – СПб.: Лениздат,1992. – 224с.
14.
Забылин
М.М.
Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Эксмо, 2003. –
608с.
15.
Исенко
С.П.
Русский народный костюм. – М.: АСТ, 1999. – 304с.
16.
Кальней
В.А. Основы
методики трудового профессионального обучения. – М.: Просвещение, 1987. – 191с.
17.
Кашинская
Н.М.
История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168с.
18.
Кирсанова
Р.М.
Розговая ксандрейка и драдедамовый платок. – М.: Легпромбытиздат,1989. – 243с.
19.
Козлова
Т.В.
Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 657с.
20.
Козлова
Т.В.
Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.:
Легпромбытиздат,1990. – 320с.
21.
Комиссаржевский
Ф.Ф.
История костюма. – Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.
22.
Кривошеин
Д..А.,Муравей Н.Н. Экология и безопасность жизнедеятельности. – М.: Юнте-Дана, 2000.
– 447с.
23.
Кузина
В.М.
Технология научного и учебного исследования. - Новокузнецк: РИО НГПИ, 2001. –
70с.
24.
Ланда
Л.Н.
Алгоритмизация в обучении. – М.: Просвещение, 1966. – 520с.
25.
Лось
Ю.А., Матяш Н.В. Методика обучения выполнению творческих проектов. – Брянск: НИЦ
«Технология», 1998. – 104с.
26.
Лотман
Ю.М.
Культура и взрыв. – М.: Легбытиздат, 1992. – 138с.
27.
Маслова
Г.С. Народная
одежда в восточно-славянских традиционных обрядах и обычаях XIX – начала XX
века. – М.: Легпромбытиздат, 1984.
28.
Налимов
В.В.
Вероятная модель языка. – М.: Легпромбытиздат, 1979. – 437с.
29.
Ненарокомова
И.С.
Государственные музеи Московского Кремля. – М.: Искусство, 1992. – 206с.
30.
Нерсесов
Я.Н. Я
познаю мир: история моды. – М.: АСТ; Астраль, 2003, - 492с.
31.
Парамонов
Б. Конец
стиля. – М.: СПб, 1997, - 187с.
32.
Пармон
Ф.М.
Композиция костюма. – М.: Легбытиздат, 1985. – 264с.
33.
Пармон
Ф.М. Русский
народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.:
Легбытиздат, 1994. - 348с.
34.
Разина
Т.М. О
профессионализме народного искусства. – М.: Советский художник, 1985. – 192с.
35.
Райзберг
Б.А.
Введение в экономику. – М.: Просвещение, 1998. – 192с.
36.
Семенова
М. Мы –
славяне. – СПб: Азбука, 1998. – 560с.
37.
Скакун
В.А. Методика
производственного обучения. Ч.1. – М.: А.П.О., 1992. – 204с.
38.
Скакун
В.А. Методика
производственного обучения. Ч.2. – М.: А.П.О., 1992. – 204с.
39.
Слюдянина
С.А.
Методика преподавания специальных дисциплин. – Кемерово: Кемеровск. гос.
проф.-пед. колледж, 2002. – 77с.
40.
Соснина
Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство,2001. – 400с.
41.
Фефилова
Л.Н.
Если вы любите шить. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 272с.
42.
Чернова
А.В. Все
краски мира, кроме желтой. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 247с.
43.
Шалунова
М.Г., Эрганова Н. Е. Практикум по методике профессионального обучения.- Екатеринбург:
Урал. гос. проф.-пед. ун-т, 1995.- 105с.
44.
Шульгина
А.Н., Томилина Л.П. Костюмы для художественной самодеятельности. – М.: Профиздат,
1976. – 168с.
45.
Эрганова
Н.Е.
Основы методики профессионального обучения. – Екатеринбург: Урал. гос.
проф.–пед.ун-т, 1999. – 138с.
Статья из периодики
1.
Барадулин
В.А.
Возрождение художественных ремесел. // Школа и производство. 2001. № 2.
С.35-36.
2.
Винокурова
И.А.
Русский национальный костюм. // Школа и производство. 1990. № 1. С.50-57.
3.
Исенко
С.П.
Понева «Понька». // Искусство. № 4. 1995. С.27-32.
4.
Лебедева
А.
Русский народный костюм. // Искусство в школе. 1987. № 5. С.20-26.
5.
Минаева
Т. Кутюр
пляшет от печки. // Томь. 2002. № 11. С.10.
6.
Менчинская
Н.А.
Психологические проблемы активной личности в обучении. // Школьные технологии.
1999. С.94.
7.
Пушкарева
Н. И в
мир, и в пир. // Родина. 1995. № 2. С.104-110.
8.
Романовская
М.Б.
Гендерный подход в преподавании технологии. // Школьные технологии. 2000. № 1.
С.13-18.
9.
Телегина
В.
Значение древних узоров в орнаменте. // Начальная школа. 1997. № 17. С.14-16.
10.
Телегина
В.
Народный костюм как модель мира. // Начальная школа. 1997. № 23. С.13-15.
11.
Тхоржевская
Д.А.
Основы проблемного обучения на уроках технологии. // Школа и производство.1986.
№ 5. С.66-72.
12.
Тхоржевская
Д.А., Гетта В.Г. Внедрение проблемного обучения на уроках технологии. // Школа и
производство.1997. № 4. С.6-16.
Приложение
А
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННОЕ КРУЖЕВО И ВЫШИВКА»
Данная
учебная программа призвана помочь старшеклассникам, имеющим склонности к
декоративно-прикладному искусству, реализовать свои творческие способности в
популярных его направлениях — вязание крючком и художественная вышивка. Занятия
этими видами творчества будут способствовать осознанному выбору ими профессии и
более успешной адаптации на современном рынке труда.
Основной целью данного курса является изучение народных традиций
и декоративно-прикладного искусства, формирование у учащихся художественной и
технологической культуры, помощь в овладении образным языком
декоративно-прикладного искусства.
Задачи курса:
·
развитие
индивидуальных и творческих способностей;
·
воспитание
уважения к народным традициям, патриотизма, трудолюбия, культуры поведения;
·
развитие
познавательной активности и самостоятельности;
·
освоение
теории и практики вязания крючком, художественной вышивки и художественного
оформления изделий;
·
развитие
творческого мышления, способности создания и реализации образа;
·
создание
условий для осознанного профессионального самоопределения.
Структура
курса состоит из лекционных и семинарских занятий по истории народного и
декоративно-прикладного искусства, истории развития основных художественных
центров вышивки и кружевоплетения; использовании в современном
декоративно-прикладном искусстве, в том числе в кружевах и художественной
вышивке, национальных традиций.
Художественно-технологическая
деятельность учащихся и их творческое развитие осуществляется путем знакомства
с принципами художественной
композиции, основами цветоведения, особенностями тканей и способами украшать
изделия из текстильных материалов, вышивкой и кружевом. При разработке эскизов
композиций учащиеся могут использовать готовые образцы, иллюстрации и слайды
изделий.
При выполнении практических работ
учащиеся осваивают не только технологические приемы, но и решают задачу
создания общей композиции изделия, выполнение изделия в материале, отвечающего
как функциональным, так и эстетическим требованиям.
Вязание крючком и художественная вышивка являются такими видами
творчества, которые включают в себя основы композиционных приемов, в
зависимости от творческих идей, пластических форм материалов, цветовых решений,
значений равновесия, симметрии и асимметрии узоров. Она требует определенных
знаний в области декоративной* композиции и умений обращаться с ручными
инструментами и приспособлениями. В связи с этим программа предлагает вести
обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с художественным решением
изделия.
Более глубокому усвоению содержания
программы, развитию творческой активности будут способствовать конкурсы и
выставки творческих работ учащихся (индивидуальные, тематические, творческие),
участие в олимпиадах, создание коллекций и экспозиций изделий
декоративно-прикладного искусства. В ходе исследовательской работы
(региональная корректировка программы) - изучение истории и развития народного
декоративно-прикладного искусства, сбор материалов - орнаментов вышивки, кружев
и других видов декоративно-прикладного искусства родного края и оформление
экспозиции выставки изделий народных мастеров. Духовное возрождение России
невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал
которых способен существенно обогатить современную культуру. При этом упор
должен быть сделан на развитии у учащихся интереса и выявление у них творческих
возможностей. Содержание программы строится с учетом преемственности в изучении
основ народного и декоративно-прикладного искусства в младших и средних
классах. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно
охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели
эстетическую привлекательность и давали представление о традициях народных
ремесел.
Реализация программы предполагает личностно ориентированный подход
к учащимся: учет их возможностей, интересов. Развитие творческой
самостоятельности при выполнении проектных работ. Решению задач, поставленных в
программе, будет способствовать скоординированная работа учителей технологии,
истории, изобразительного искусства. Это позволит учащимся выполнить большее
количество зарисовок творческих работ народных умельцев своего края, области,
поселка, ближе познакомиться с видами традиционных художественных ремесел.
Программа рассчитана на два года обучения и может найти свое
продолжение на факультативных и кружковых занятиях. Примерно 30 % всего
учебного времени отводится на теорию и 70% - на практические занятия.
Программа построена на основе распределения учебного материала на
два уровня.
Первый уровень - для учащихся 10-го класса: освоение техники счетных
швов, продольных, поперечных и гипюровых кружев. Большое внимание уделено
планированию работы, безопасным приемам труда, правильной организации рабочего
места, подбору инструментов и приспособлений, работе с графической
документацией.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|