рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"

В программе представлены разделы, охватывающие материал развития русского народного костюма от древности до конца XX века. Важными и достаточно трудными для освоения являются разделы, посвященные народному костюму Древней Руси. Костюм этого периода долго рассматривался в отрыве от сущностных особенностей православия, идей соборности и канонов богослужебной практики. Вместе с тем, именно в эпоху Древней Руси были заложены главные духовно – эстетические приоритеты русской ментальности, сформирован ее идеологический «стержень», на основе которого воссоздавались духовные ценности в последующие периоды отечественной истории.

Методы преподавания рекомендуется отбирать с учетом важной роли в изучении данного курса наглядно – иллюстративных материалов и современных информационных технологий. Ведущая роль в преподавании данного курса отводится активным методам обучения, педагогическому сотрудничеству педагогов, студентов и родителей, взаимодействию с учреждениями и учебными заведениями культуры, с народными материалами, а также самостоятельной поисковой работе студентов. В процессе изучения курса студентам должна быть представлена возможность разрабатывать различные творческие проекты и участвовать в их реализации (создание в колледже музея русского народного костюма; конкурсов народного творчества, выставок народного искусства, фольклорных экспедиций и т. д.).

Духовное возрождение России невозможно без ознакомления с культурными ценностями, духовный потенциал которых способен существенно обогатить современную культуру. При этом упор должен быть сделан на развитии у студентов интереса и выявлению у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали представление о русском народном костюме.

Реализация программы предполагает личностно – ориентированный подход к студентам: учет их возможностей, интересов. Решению задач, поставленных в программе, будет способствовать скоординированная работа преподавателей истории, технологии, изобразительного искусства. Это позволит студентам выполнить большее количество зарисовок, творческих работ по русскому народному костюму своего края, области, поселка, ближе познакомиться с видами, особенностями костюма.

 

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Содержание

Количество часов
Всего Лекции Лабораторные и практические занятия

1.  Вводное занятие

2.  Костюм как вид коммуникации и информации

3.  Значение орнамента. Орнамент в Русском народном костюме

4.  Элементы цветоведения. Значение колорита

5.  История Русского народного костюма

Костюм Древней Руси

Костюм Киевской Руси

Костюм Московской Руси

Русский костюм XVIII века

Русский костюм XIX века

Костюм второй половины XIX века

Классификация Русского народного костюма

Особенности кроя Русской народной одежды

Технология изготовления костюма

Декоративное оформление костюма

Головные уборы

Выполнение творческого проекта

2

4

4

4

2

2

4

4

4

4

8

6

8

8

10

16

2

4

1

1

2

2

4

4

4

4

2

1

1

1

2

2

3

3

6

5

7

7

8

14

90 37 53

ПРОГРАММА

Вводное занятие – 2ч

Исторический аспект русского народного костюма как модели мира. Виды русских народных костюмов.

Цели и задачи курса. Знакомство с экспонатами и образцами костюмов, выполненных учениками за предыдущие годы.

Правила безопасности труда, санитарии и гигиены. Организация рабочего места, культура труда.

Костюм как вид коммуникации и информации – 4 ч

Русский народный костюм как вид информации. Знаковость и социальная символика костюма. Язык и информативность русского народного костюма.

Значение орнамента. Орнамент в русском народном костюме – 4 ч

Виды орнаментов, используемых в русском народном костюме. Символика в орнаменте. Цветовые сочетания в орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Растительный орнамент. Каллиграфический, фантастический, пейзажный, животный, предметный орнаменты. Закономерности орнаментальных построений. Понятие о ритмической и пластической композиции. Симметричные и асимметричные композиции, их основные решения в построении.

Возможности графических редакторов персональных компьютеров в создании эскизов, орнаментов, элементов композиций.

Практические работы:

1.  На примерах русского народного костюма – рассмотреть основные принципы построения орнамента.

2.  Выполнить зарисовки орнаментов, вошедших в сокровищницу мировой культуры.

3.  Выполнить эскизы для своего изделия: сорочки, сарафана, юбки и т. д.

Элементы цветоведения. Значение колорита – 4 ч

Символизм цвета в русском народном костюме. Психологическое воздействие цвета, эмоциональная нагрузка на человека. Контраст цветов. Основные понятия и определения. Цвет – средство гармонизации костюма. Определение и значение гармонии.

Практические работы:

1.  Подбор цветовой гаммы для выполнения костюма.

2.  Построение однотоновой хроматической гармонии с применением ахроматических цветов (контраст по светлоте и насыщенности).

История Русского народного костюма.

Костюм Древней Руси – 2ч

Культура и искусство Древней Руси.

Костюм скифов. Эстетический идеал. Нижняя одежда. Верхняя одежда. Ткани, используемые для изготовления одежды.

Головные уборы. Прически. Украшения. Обувь.

Особенности женской одежды скифов.

Ювелирные изделия скифов.

Костюм Киевской Руси – 2ч

Характеристика социально – экономического строя Киевской Руси.

Костюм Киевской Руси. Основные функции Древнерусского костюма. Эстетический идеал костюма.

Ткани и материалы, используемые для изготовления костюмов.

Особенности мужского и женского костюмов. Цвета. Нижняя одежда. Верхняя одежда. Головной убор Прически. Украшения.

Обувь народов Киевсой Руси.

Костюм Московской Руси – 4ч

Исторический аспект эпохи Московской Руси.

Мужской костюм. Нижняя одежда. Верхняя одежда. Головной убор. Украшения. Обувь. Дополнения. Ткани.

Царское Облачение. Ткани. Головной убор. Украшения. Дополнения. Обувь.

Костюм Духовенства. Основные виды одежды духовенства. Ткани. Головной убор. Украшения. Особенности изготовления костюма.

Женский костюм. Эстетический идеал женской красоты. Нижняя одежда. Верхняя одежда. Головной убор. Прическа. Косметика. Украшения. Обувь.

Русский костюм XVIII века – 4ч

Характеристика преобразований России при Петре 1. Реформы в области костюма.

Костюмы периода царствования дочери Петра Елизаветы.

Костюм 90 – х годов.

Костюм других сословий. Одежда горожан.

Русский костюм XIX века – 4 ч

Начало века (1804-1825)

Исторический аспект эпохи начала XIX века.

Стиль «ампир» в костюме.

Предметы одежды и силуэты костюма 10-20 годов XIX века. Мужской деловой костюм. Женский костюм 10-20 годов.

Изменение моды и формирование костюма 30-40 годов.

Костюм второй половины XIX века – 4 ч

Основные исторические этапы периода. Социально – экономическая обстановка в XIX веке, ее влияние на моду.

Особенности мужского и женского костюма 50-60-х годов.

Мода и костюм 70-90 годов.

Зарождение стиля модерн.

Классификация Русского народного костюма –8ч

Классификация русского народного костюма по географическим зонам и регионам.

Традиционные костюмы народов России: основные особенности покроя и материалов, обусловленные природными условиями, климатом, ведущими видами трудовой деятельности, религиозными традициями и другими факторами.

Северорусский сарафанный комплекс и южнорусский поневный комплекс

Особенности кроя Русской народной одежды – 6ч

Конструктивные особенности сарафана, поневы, запоны, душегреи.

Типы женских рубах. Исходный чертеж народной рубахи в конструктивном моделировании.

Конструктивные особенности душегреи, шугая, полушугая.

Практические работы:

1.Планирование работы.

2.Графическая работа.

Примерный перечень работ: сарафан, понева, рубаха, душегрея.

Технология изготовления костюма – 8ч.

Планирование работы. Составление эскизов, чертежей, технологических карт. Технологическая последовательность изготовления костюма.

Организация рабочего места. Подготовка материалов, инструментов. Безопасные приемы работы.

Практические работы:

1.  Планирование работы.

2.  Разработка и составление технологических карт.

3.  Технологическая последовательность изготовления костюма в М 1: 2.

4.  Контроль качества.

Примерный перечень изделий: сарафан, понева, рубаха, душегрея.

Декоративное оформление костюма – 8 ч

Декоративное решение костюма. Особенности материалов и конструкций. Вышивка как один из древнейших и распространенных способов украшения костюма.

Узорное ткачество, кружево.

Композиционное решение и расположение вышивки в костюме.

Практические работы:

1.  Планирование работы. Организация рабочего места.

2.  Подготовка графической и технологической документации.

3.  Составление и зарисовка орнаментов.

4.  Технологическая последовательность оформления изделия.

5.  Контроль качества работы.

Головные уборы – 10 ч

Композиционные основы головных уборов в Русском народном костюме. Классификация головных уборов по географическим зонам и регионам. Мужские головные уборы. Головные уборы русских женщин. Формы и виды головных уборов. Назначение и особенности изготовления.

Декоративное оформление.

Практические работы:

1.  Планирование работы.

2.  Разработка эскизов головных уборов.

3.  Подготовка графической и технологической документации.

4.  Технологическая последовательность изготовления головных уборов в М 1: 2.

5.  Декоративное оформление головных уборов.

6.  Контроль качества.

Выполнение творческого проекта - 16 ч

Выбор темы проекта. Разработка проекта с учетом индивидуальных, экономических и экологических оценок.

Выбор проекта с учетом требований дизайна. Корректировка деятельности, оценки качества выполненной работы. Критерии оценки проекта: технологические, эстетические, экономические и маркетинговые.

Примерная тематика творческих проектов:

разработка костюма определенной исторической эпохи (практико – ориентированные проекты);

изучение декоративного оформления костюма, исследование, описание, графическое и материальное воплощение.


Литература

1.  Балашов М.Е. Костюм Киевской Руси. - СПб.: Детство-пресс, 2002.- 40с.

2.  Бланк А.Ф., Фолина З.М. Практическая книга по моделированию женской одежды. – М.: Легпромбытиздат, 1992. – 236с.

3.  Бредник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. – Ростов-н/Д: Феникс, 2000. – 448с.

4.  Брун В., Тильке М. История костюма от древности до нового времени. – М.: Легпромбытиздат, 1995. – 264с.

5.  Дудникова Г.П.. История костюма. Ростов н/Д.: «Феникс», 2003. – 448с.

6.  Ермилова В.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. – М.: «Изобразительное искусство», 1985. – 286с.

7.  Ефимова Л.В. Русский народный костюм: Альбом. – М.: Искусство,1989.

8.  Забозлаева Т.Б. Великая тайна одеваться к лицу. – СПб.: Лениздат,1992. – 224с.

9.  Забылин М.М. Русский народ: Его обычаи, предания, обряды и суеверия. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 608с.

10.  Исенко С.П. Русский народный костюм. – М.: ООО «Издательство АСТ», 1999. – 304с.

11.  Кашинская Н.М. История костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1986. – 168с.

12.  Кирсанова Р.М. Розговая ксандрейка и драдедамовый платок. – М.: Легпромбытиздат,1989. – 243с.

13.  Козлова Т.В. Основы теории проектирования костюма. – М.: Легпромбытиздат, 1989. – 657с.

14.  Козлова Т.В. Моделирование и художественное оформление женской и детской одежды. – М.: Легпромбытиздат,1990. – 320с.

15.  Комиссаржевский Ф.Ф. История костюма. – Мн.: Современ. литератор, 2000, - 496с.

16.  Лотман Ю.М. Культура и взрыв. – М.: Легбытиздат, 1992. – 138с.

17.  Маслова Г.С. Народная одежда в восточно-славянских традиционных обрядах и обычаях XIX – начала XX века. – М.: Легпромбытиздат, 1984.

18.  Налимов В.В. Вероятная модель языка. – М.: Легпромбытиздат, 1979. – 437с.

19.  Ненарокомова И.С. Государственные музеи Московского Кремля. – М.: Искусство, 1992. – 206с.

20.  Нерсесов Я.Н. Я познаю мир: история моды. – М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астраль», 2003, - 492с.

21.  Парамонов Б. Конец стиля. – М.: СПб, 1997, - 187с.

22.  Пармон Ф.М. Композиция костюма. – М.: Легбытиздат, 1985. – 264с.

23.  Пармон Ф.М. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. – М.: Легбытиздат, 1994. - 348с.

24.  Разина Т.М. О профессионализме народного искусства. – М.: Советский художник, 1985. – 192с.

25.  Семенова М. Мы – славяне. – СПб: Азбука, 1998. – 560с.

26.  Соснина Н., Шангина И. Русский традиционный костюм. – СПб.: Искусство, 2001. – 400с.

27.  Фефилова Л.Н. Если вы любите шить. – М.: Легпромбытиздат, 1993. – 272с.

28.  Чернова А.В. Все краски мира, кроме желтой. – М.: Изобразительное искусство, 1987. – 247с.

29.  Шульгина А.Н., Томилина Л.П. Костюмы для художественной самодеятельности. – М.: Профиздат, 1976. – 168с.


Приложение Г

ЛИСТЫ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ

Инструкционная карта.

Построение чертежа женской рубахи

Мерки: Сг — полуобхват груди, Ди — длина изделия, Сш — полуобхват шеи, Шп — ширина плечевого ската, Оп — обхват плеча, Др — длина рукава, Озап — обхват запястья.

Прибавки: Пг — по полуобхвату груди, Пш — по полуобхвату шеи, Пп — по обхвату плеча, Пшр — по ширине рукава.

Название отрезков и точек Обозначение Расчетная формула Примечание

Сетка

1. Построить прямой угол с вершиной в точке В

2. 1/2 ширины изделия

3. Длина изделия

4. Построить прямоугольник по сторонам ВВ2 и ВН

Ворот

5. Глубина горловины

6. Через точку Г провести горизонтальную линию произвольной длины

Полика

7. Ширина

8. Высота

Рукав

9. Глубина проймы

10. Через точку Гз провести горизонтальную линию произвольной длины

11. Длина рукава

12. Через точку Вз провести перпендикуляр к горизонтальным линиям

13. Ширина рукава

14. Длина рукава по низу

15. Соединить точки В4 и Г4

16. Обвести контур чертежа изделия сплошной основной линией

В

ВВ2

ВН

ВВ2Н1Н

ВГ

В2В1

В2Г2 и В1Г1

 

В2В3

В2В3

Г2О1

 

Г3О

В3В4

ОГ4

Построение

Сг:2+Пг

Ди

Построение

Сш+Пш

Построение

Шп

В2Г2=В1Г1=ВГ

Оп: 2+Пп

Построение

Др Построение

Озап: 2+Пшр

10—15 см

Построение

Пг=5÷10

Пш=3÷5

Пп=5÷7

Пшр=2-г4

По модели

Чертеж женской рубахи

Описание: Описание: Описание: таня\рисунки\22.tif

Задание. Выполните чертеж женской рубахи.

Особенности кроя русской народной одежды.

Описание: Описание: Описание: таня\рисунки\25.tif

Женская рубаха с прямыми поликами.


Описание: Описание: Описание: таня\рисунки\26.tif

Женская рубаха с косыми поликами.

Задание. Выполите чертежи рубах в масштабе 1:2.

Технология обработки рубахи

Описание: Описание: Описание: таня\рисунки\23.tif

Задания. Составьте технологическую последовательность обработки рубахи.

Осуществите самоконтроль правильности выполнения работы.

Укажите возможные изменения при применении другого оборудования или приспособлений.

Какие виды отделок применяются при обработке русской рубахи.


Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\к1.TIF

Задание.

Поставить цифры согласно названиям соединительных швов:

1.  Накладной шов.

2.  Расстрочной шов.

3.  Стачной шов в разутюжку.

4.  Стачной шов в заутюжку.

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\к2.tif


Задание. Вписать названия швов согласно их условному изображению.

Орнамент в Русском народном костюме

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\орнамент1.TIF

Задание. Рассмотрите особенности кроя Русского народного сарафана по регионам и выполните моделирование в масштабе 1:4.

Тестовый лист

1.  Митра – в костюме России – это:

-  рубаха,

-  штаны,

-  головной убор.

2.  Оплечье – это принадлежность костюма:

-  Древнего Рима,

-  Греции;

-  Византии.

3.  Первое Русское государство называлось:

-  Древняя Русь,

-  Киевская Русь,

-  Московская Русь.

4.  Убрус – деталь русского костюма – это:

-  нижняя одежда,

-  верхняя одежда,

-  головной убор.

5.  Понева, деталь в женском костюме Киевской Руси, - это:

-  головной убор,

-  юбка,

-  шуба.


Приложение Д

КЛАССИФИКАЦИЯ ВЕЛИКОРУССКОГО НАРОДНОГО КОСТЮМА ПО ГЕОГРАФИЧЕСКИМ ЗОНАМ И РЕГИОНАМ

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\15.tif


Приложение Е

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\Р1.tif


Приложение Ж

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ В РУССКОМ НАРОДНОМ КОСТЮМЕ

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\Р2.tif



Приложение З

ОСОБЕННОСТИ КРОЯ РУССКОЙ НАРОДНОЙ ОДЕЖДЫ

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\25.tif

Женская рубаха с прямыми поликами.

Описание: Описание: Описание: ..\таня\рисунки\26.tif

Женская рубаха с косыми поликами.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.