Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
Второй
уровень - для учащихся 11-го класса: предполагает углубленное изучение основ
художественной вышивки и вязание крючком, освоение на профессиональном уровне
технологических операций, создание художественных изделий в процессе реализации
творческих проектов.
Программа прошла апробацию в 1998/1999 гг.; рассмотрена и
утверждена на школьном и районном методических объединениях. В настоящее время
используется в преподавании элективных курсов по технологическому профилю.
В программе приведен примерный перечень работ, который учитель
может дополнить своими разработками.
Требования к уровню подготовки учащихся 1-го года обучения
Учащиеся должны знать:
культурологические аспекты развития народного и
декоративно-прикладного искусства России;
общие сведения о народных промыслах и художественных ремеслах;
общие сведения о единстве и форме в декоративно-прикладном
искусстве;
иметь представление о правилах и законах композиции применительно
к конкретному направлению декоративно-прикладного искусства;
о современных способах ручной и механизированной обработки
текстильных материалов;
об орнаменте, его значении в декоративной композиции изделий;
знать свойства текстильных материалов;
знать классификацию и виды художественной вышивки и кружев России;
общие принципы художественного проектирования и конструирования;
требования к организации рабочего места, оборудования,
инструментов;
основные правила безопасного труда.
Учащиеся должны уметь:
планировать
работу, составлять графическую и проектную документацию;
рационально
организовать свое рабочее место, подбирать оборудование, инструменты с учетом
требования технической эстетики, безопасных приемов работы;
уметь правильно подбирать материалы для практических и учебных
работ с учетом эстетических, экологических и экономических требований;
составлять орнамент и различные композиции;
владеть технологическими приемами вязания крючком и художественной
вышивки;
выполнять
творческие проекты.
Требования к уровню подготовки учащихся 2-го года обучения
Учащиеся должны знать:
требования к организации работ при выполнении кружев, вышивки;
безопасные приемы работы при выполнении машинных видов вышивки;
требования, предъявляемые к подготовке инструментов, оборудования,
материалов;
требования, предъявляемые к готовым изделиям, оформлению
интерьера;
способы влажно-тепловой обработки изделия;
технологический процесс изготовления изделия и пути снижения его
себестоимости;
способы выявления потребности общества в товарах и услугах;
основные законы построения композиции;
этапы проектной деятельности при выполнении изделий.
Учащиеся должны уметь:
правильно организовать рабочее место с учетом безопасных приемов
работы;
изготавливать учебные образцы с учетом технологических и
эстетических требований;
самостоятельно подготавливать к работе инструменты и материалы;
осуществлять контроль качества художественных изделий;
владеть техникой различных видов рукоделий;
определять себестоимость произведенной продукции;
выполнять
проекты с учетом требований художественного и эстетического проектирования и
конструирования.
Тематический план
Наименование темы
|
Количество часов
|
10 класс |
1. Вводное
занятие
2. Основы
культуроведения
3. Виды
декоративно-прикладного искусства
4. Основы декоративно-прикладной
композиции
5. Элементы
цветоведения
6. Орнамент
в декоративно-прикладном
искусстве
7.
Технология обработки текстильных
материалов
художественной вышивкой и
кружевом
7.1
Выполнение вышивки счетными швами с
изготовлением
изделия
7.2
Оформление текстильных материалов
вязаным
кружевом
7.3
Поперечные и продольные кружева.
Смешанная
техника оформления изделий
7.4
Выполнение вышивки гладью с
изготовлением
изделия
7.5 Проект.
Выполнение самостоятельных
творческих
работ
7.6
Экскурсии, выставки, ярмарки,
общественно-полезный
труд
|
2
2
2
4
2
2
122
28
16
26
24
22
6
|
Всего
|
136 |
11 класс
1. Вводное занятие
2. Основы
экономических знаний
3. Основы
выбора профессии
4. Основы
композиции
5.
Технология обработки текстильных
материалов
художественной вышивкой и
кружевом
5.1
Выполнение вышивки счетными швами с
изготовлением
изделия
5.2
Гипюрные кружева
5.3
Декоративное панно
5.4 Проект.
Выполнение самостоятельных
творческих
разработок
5.5
Общественно-полезный труд по заказам
школы,
проведение экскурсий, выставок,
ярмарок
|
2
2
2
6
124
28
26
30
34
6
|
Всего
|
136 |
Итого
|
272 |
|
|
|
Программа
10-й класс
Вводное занятие -2ч.
Исторический аспект развития народного и декоративно-прикладного
искусства. Исторические корни традиционных народных ремесел и промыслов России.
Виды традиционных ремесел.
Цели и задачи курса. Знакомство с экспозицией школьного музея; с
экспонатами и образцами изделий, выполненных учениками за предыдущие годы.
Материалы и инструменты, используемые для изучаемых ремесел.
Организация рабочего места, культура труда.
Основы культуроведения -2ч.
Исторический аспект развития мировой и отечественной
художественной культуры, техники и технологий.
Понятие культура. Роль культуры в развитии общества. Формы
культуры: физическая, духовная, материальная. Категории материальной культуры.
Техника и технологии как категории материальной культуры. Роль техники и
технологии в современном обществе. Тенденции развития техники и технологий.
Технологическая культура и ее аспекты.
Виды декоративно-прикладного искусства - 2 ч.
Этапы развития декоративно-прикладного искусства, его роль в
организации жизни общества и формировании материально-духовной среды
жизнедеятельности народа.
Дизайн и его
роль в декоративно-прикладном искусстве. Народный костюм и характер его
декоративного оформления. Вопросы направления моды и их связь с декоративным
искусством. Основные виды декоративно-прикладного искусства.
Основы декоративно-прикладной композиции - 4 ч.
Эмоциональное воздействие декоративной композиции. Статичная и
динамичная композиция.
Понятие гармоничной композиции. Закономерности композиции: ритм,
сюжетно-композиционный центр, симметрия и асимметрия, целостность и единство
частей.
Композиционные приемы, применяемые для расширения проектного
поиска и достижения оптимального и интересного результата.
Приемы
стилизации реальных форм. Элементы декоративного решения реально существующих
форм.
Сравнительное определение композиции декоративно-прикладного
изделия и станкового произведения.
Практические работы:
1.
На
примерах декоративных композиций - ковра, вышивки, кружев - рассмотреть
основные принципы построения композиции плоскостного изделия.
2.
Разработка
плоскостной композиции с различными видами метрических и ритмических движений,
учитывая контрастное колористическое решение.
3.
Создание
композиции для панно по природным мотивам.
Элементы цветоведения -2ч.
Функции цвета
в декоративно-прикладном искусстве. Физические основы восприятия цвета.
Хроматические и ахроматические цвета как средство выразительности в оформлении
изделий декоративно-прикладного
искусства. Цветовой круг и гармоничные сочетания в цветочных
кругах. Холодные и теплые цвета.
Практические работы:
1.
Составление
цветового круга по В.М. Шугаеву.
2.
Построение
однотоновой хроматической гармонии с применением ахроматических цветов
(контраст по светлоте и насыщенности).
3.
Построение
гармоничного сочетания двух родственных контрастных цветовых тонов.
Примерный перечень изделий: грелка на
чайник, столовое белье, передник, прихватки.
Орнамент в декоративно-прикладном искусстве -2ч.
Исторический аспект. История возникновения, виды и смысловое
значение орнамента в народном и декоративно-прикладном искусстве. Символика в
орнаменте. Характерные черты орнаментов народов России. Цветовые сочетания в
орнаменте. Символический орнамент. Геометрический орнамент. Фитоморфный
(растительный) орнамент. Меандровый, шрифтовый (вязь), пейзажный, животный,
предметные орнаменты. Технологическая последовательность составления орнаментов
(ленточного, сетчатого, розеточного).
Практические работы:
1.
Выполнение
зарисовок элементов орнамента с вышитых изделий и кружев.
2.
Выполнение
эскизов для творческого проекта: сувениры, салфетки, носовой платочек, кошелек,
шторы, прихватки и др.
Технология
обработки текстильных материалов художественной вышивкой и кружевом - 122 ч.
Выполнение вышивки счетными швами с изготовлением изделия -28ч.
Народная вышивка русского Севера, выполненная счетными швами.
Счетные швы народной вышивки: роспись, набор, счетная гладь — и их
особенности. Пудожские и каргопольские вышивки счетными швами. Декоративные
качества швов. Применение счетной вышивки при оформлении интерьера, в отделке современных
швейных изделий.
Технология выполнения счетных швов: точность отсчета, направление
стежков, аккуратность выполнения лицевой и изнаночной сторон, плотность
наложения стежков в наборе и счетной глади.
Технологическая документация. Правила работы с информацией и
гехнологической документацией. Единая система технологической документации
(ЕСТД). Основные формы технологической документации: карта технологического
процесса (КТП), операционная карта (ОК), эскизы, схемы, технологические
инструкции.
Практические работы:
1.
Планирование
работы. Организация рабочего места, оборудования, материалов, инструментов и
приспособлений.
2.
Графическая
работа. Зарисовка народного орнамента.
3.
Разработка
эскиза изделия для декоративного оформления интерьера с использованием в
рисунке одного или двух швов.
4.
Технологическая
последовательность изготовления изделий.
5.
Контроль
качества.
Оформление текстильных материалов вязаным кружевом - 16 ч.
Исторический
аспект. Развитие художественного вязания. Народные традиции в оформлении
текстильных материалов кружевом. Единство формы и содержания.
Основы материаловедения. Происхождение и свойства ниток
применяемых для вязания. Качество и свойство изделия в зависимости от качества
ниток и вязаного полотна.
Орнамент в вязаных изделиях.
Основные технологические приемы вязания кружев: на цепочке и по
краю ткани.
Влажно-тепловая обработка изделия (стирка, подкрахмаливание,
утюжка).
Безопасные приемы труда. Организация рабочего места. Культура
труда.
Подготовка материалов и оборудования для работы.
Практические работы:
1.Планирование работы.
2.Подготовка графической и технологической документации.
3.Составление и зарисовка схем выполнения кружев.
4.Технологическая последовательность изготовления изделия.
5.Контроль качества.
Примерный перечень изделий: носовые платочки, салфетки,
полотенце-рушник.
Выполнение вышивки гладью с изготовлением изделия - 24 ч.
Народная вышивка центральных районов России и ее особенности.
Технология
выполнения цветной глади. Виды цветной глади. Ткани и нитки, применяемые для
цветной глади в зависимости от назначения изделия. Приемы выполнения цветной
глади, их название и назначение. Технологическая последовательность выполнения
стеблей, цветов, листьев. Требования к вышивкам цветной гладью. Дефекты вышивки
гладью; способы их предупреждения и устранения.
Освоение рабочих приемов выполнения цветной глади.
Последовательность выполнения вышивки. Технология выполнения плотной и редкой
глади в зависимости от орнамента.
Практические работы:
1.
Организация
рабочего места. Планирование работы.
2.
Подготовка
графической и технологической документации, ткани, инструментов и
приспособлений.
3.
Освоение
рабочих приемов выполнения плотной и редкой глади в зависимости от орнамента.
4.
Технологическая
последовательность изготовления изделия в материале по выбранному образцу.
Примерный перечень изделий: салфетки, фартук, прихватки, панно и
др.
Поперечные и продольные кружева. Смешанная техника выполнения
изделий - 26 ч.
Исторический аспект. История вязаных кружев и его развитие в
России.
Организация рабочего места. Подготовка инструментов и материалов.
Правила безопасного труда. Знакомство с видами кружев и их назначением.
Технологическая последовательность изготовления: продольных кружев, их
особенности и назначение.
Поперечные кружева: их построение и назначение, форма зубцов
поперечных кружев и их технологические особенности.
Использование кружев в народном костюме и оформлении интерьера.
Направление моды и оформление изделий кружевом.
Технология
оформления текстильных материалов продольными, поперечными кружевами. Способы
оформления и соединения кружев с изделием.
Применение смешанной техники в оформлении изделий: художественная
вышивка, вязание крючком.
Способы отделки готовых изделий.
Практические работы:
1.
Планирование
работы. Организация рабочего места.
2.
Подготовка
графической и технологической документации.
3.
Составление
и зарисовка схем кружев.
4.
Технологическая
последовательность изготовления и оформления
изделия.
Примерный перечень изделий: оформление салфеток, скатертей,
полотенца, швейных изделий.
Проект. Выполнение самостоятельных творческих работ - 22 ч.
Составление плана работы, маркетинговое исследование (изучение
спроса и предложения), моделирование предполагаемого проекта, составление
графической и технологической документации, подготовка материала, трансформация
идеи, конструирование и моделирование изделия, воплощение в материале, защита и
презентация проекта, его реализация. Экологическая и экономическая оценка
выполненной работы.
Примерная тематика проектов:
разработка предметов быта и материальной культуры определенной
исторической эпохи (практико-ориентированные проекты);
изучение народных традиций в вышивке и вязаных кружевах,
исследование, описание, графическое и материальное воплощение;
украшение внутреннего убранства интерьера декоративными изделиями
(скатерти, панно, салфетки, наборы).
Экскурсии,
выставки, ярмарки, общественно-полезный труд - 6 ч.
Экскурсии в художественные музеи;
посещение выставок декоративно-прикладного творчества; организация тематических,
отчетных, персональных выставок; выполнение общественно-полезных и коммерческих
заказов.
11-й класс
Вводное занятие -2ч.
Цели и задачи курса. Знакомство с образцами, экспонатами и
проектами, выполненными учениками за предыдущие годы обучения.
Современные энерго-материалосберегающие, безотходные и другие
перспективные технологии. Экологические и социальные последствия применения
технологий. Негативные последствия от хозяйственной деятельности человека и его
защита от этих последствий.
Основы экономических знаний - 2 ч.
Дизайн и его роль в оформлении и создании товаров и услуг.
Потребности общества в товарах и услугах, спрос и предложение на
художественные изделия. Маркетинг и менеджмент. Сертификация и маркировка
изделий, товаров и услуг. Оплата труда вязальщицы и вышивальщицы, системы
оплаты труда: повременная, сдельная, договорная. Защита прав потребителя.
Основы выбора профессии - 2 ч.
Профессиональное
самоопределение. Профессиональные интересы и склонности, условия их развития.
Здоровье и выбор профессии. Формирование профессиональных планов.
Профессиональная карьера. Пути получения профессионального образования.
Профессия, специальность, должность. Трудоустройство.
Основы композиции - 6 ч.
Композиция, включающая стилизованный пейзаж и архитектурные
сооружения. Законы линейной перспективы.
Правила построения композиций пейзажа. Основной план композиции:
дальний, средний, ближний. Выразительность композиции, линейная характеристика
орнаментальных форм. Тональные отношения.
Пропорциональные отношения площадей рисунка и фона, размеров
орнаментальных мотивов и их составных частей.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|