Дипломная работа: Разработка учебно-методической документации и дидактического обеспечения по дисциплине "История костюма и моды"
Практические работы:
1.
Планирование
работы.
2.
Выполнение
эскиза композиции, включающего стилизованный пейзаж.
3.
Создание
и разработка эскизов статичной и динамичной композиции.
Технология обработки текстильных материалов художественной
вышивкой и кружевом - 124 ч.
Выполнение вышивки счетными швами с изготовлением изделия -28ч.
Исторический аспект. Народная вышивка, выполненная счетными швами.
Счетные швы и их применение в оформлении изделий различного назначения.
Орнамент и цвет в народных вышивках счетными швами. Сюжетные сцены и их
смысловая значимость в народных вышивках. Значение счетных швов для оформления
современных изделий.
Технология
выполнения счетных швов. Одностороннее и двухстороннее счетное шитье: крест,
роспись, набор, прямая гладь. Отличительные особенности этих вышивок. Ткани и
нитки, применяемые для вышивок счетными швами. Расчет нитей ткани для
выполнения швов: крест, роспись, набор, прямая гладь.
Работа над композицией. Особенности построения орнамента в
зависимости от назначения изделия. Освоение рабочих приемов выполнения счетных
швов. Технологическая последовательность выполнения счетных швов. Их сходство и
отличие. Определение наиболее рационального хода рабочей нитки в росписи.
Сохранение плотности наложения стежка в наборе и прямой счетной глади.
Организация рабочего места. Подготовка материалов, инструментов,
приспособлений. Безопасные приемы работы.
Практические работы:
1.
Планирование
работы.
2.
Разработка
технического рисунка счетных швов с показом расположения стежков рабочей нитки
на лицевой и изнаночной стороне.
3.
Технологическая
последовательность выполнения швов: крест, набор, прямая счетная гладь.
4.
Выполнение
изделия в материале по выбранному образцу.
5.
Примерный
перечень изделий: салфетки, дорожки, передник и др.
Гипюрные кружева — 26 ч.
Исторический и технологический аспект. Развитие гипюрных кружев и
особенности их изготовления. Народные промыслы изготовления кружев в России.
Принципы формообразования и композиции в
художественно-декоративном творчестве. Конструктивные особенности гипюрных
кружев в различных регионах России.
Виды гипюрных
кружев. Технология изготовления кружев и соединения в единое целое.
Отделка швейных изделий элементами гипюрных кружев.
Отделка и оформление готовых изделий.
Организация рабочего места. Подготовка инструментов,
приспособлений. Материалов. Безопасные приемы работы.
Практические работы:
1.
Планирование
работы.
2.
Графическая
работа. Собственная композиция гипюрных кружев.
3.
Разработка
и составление технологических карт.
4.
Технологическая
последовательность изготовления изделия. Смешанная техника оформления изделий -
вышивкой, гипюрным кружевом. Стирка, накрахмаливание, утюжка готовых изделий.
5.
Контроль
качества.
Декоративное панно - 30 ч.
Традиция украшения современных интерьеров. Плоскостное решение
тематических сюжетов. Композиционное отражение тем современной
действительности.
Подготовка ткани для панно и цветовой подбор ниток.
Технологический процесс ручной вышивки в смешанной технике
разноцветными нитками.
Практические работы:
1.
Планирование
работы. Организация рабочего места, оборудования. Охрана труда и
производственная санитария.
2.
Выбор
тематического сюжета и подбор ниток по цветовому сочетанию.
3.
Графическая
документация. Составление эскизов, технологических карт.
4.
Технологическая
последовательность выполнения панно.
5.
Контроль
качества.
Проект. Выполнение самостоятельных творческих разработок -34ч.
Составление плана работы, маркетинговое исследование (изучение
спроса и предложения), моделирование предполагаемого проекта, составление
графической и технологической документации, подготовка материалов,
конструирование, моделирование, воплощение в материале, защита и презентация
проекта, его реализация. Экологическая и экономическая оценка выполненной
работы.
Примерная тематика проектов:
Изучение народных традиций в декоративно-прикладном искусстве
(исследовательский проект); украшение внутреннего убранства интерьера
декоративными изделиями (салфетки, скатерти, шторы, покрывала и тд.).
Общественно-полезный
труд по заказам школы, проведение экскурсий, выставок, ярмарок - 6 ч.
Литература
1. Барадулина
В.А., Танкус О.В. Основы художественного ремесла. М: Просвещение, 1978 г.
2. Глинская
З.Е. Азбука вышивания. Ташкент: «Мехнат», 1994 г.
3. Ефимова
Л.Ф., Белогорская О.М. Русская вышивка и кружево, М.: Изобразительное
искусство, 1985 г.
4. Ермилова
В.В., Ермилова Д.Ю. Моделирование и художественное оформление одежды. М.:
Мастерство; Высшая школа, 2000 г.
5. Козлова
Т.В. Основы теории проектирования костюма. М.: Легпромбытиздат, 1988 г.
6. Курманович
И.С. Мастерство, фантазия, щедрость. Минск: «Полыми», 1984г.
7. Климова
Н.Т., Федосова О.Г., Наумова Н.О., Ривкина В.В.. Ручная и машинная вышивка.
М.: Легкая индустрия, 1980 г.
8. Митлянская
Т.Б. Сельскому учителю о народных художественных ремеслах Сибири и Дальнего
Востока. М.: Просвещение, 1983 г.
9.
Максимова М., Кузьмина М. Вышивка, первые шаги. М.: ЗАО издательство
«ЭКСМО», 1997 г.
10. Максимов
Ю.В. У истоков мастерства. М.: Просвещение, 1983 г.
11.Сычева
Л.В. Вышивка. Горно-Алтайск: МП «Альтернатива», 1997 г.
12. Полная энциклопедия
женских рукоделий. Ташкент: «Правда Востока», 1993 г.
13.Холмянский
Л.М., Щипанов А.С. Дизайн. М.: Просвещение, 1985г.
Приложение Б
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ЭЛЕКТИВНОМУ КУРСУ «ХУДОЖЕСТВЕННАЯ
ВЫШИВКА КРЕСТОМ»
Вышивка - выдающееся явление национальной художественной культуры,
которая является неиссякаемым источником мудрости и красоты. Узнать народное
искусство - значит и полюбить его, поняв и почувствовав, что это основы всей
художественной культуры народов.
Цель изучения данного курса - сформировать у учащихся
художественной и технологической культуры, помощь в овладении образным языком
декоративно - прикладного искусства.
Задачи курса:
-
обеспечение
овладения знаниями и умениями по художественной вышивке «крестом»;
-
развитие
общих и специальных способностей;
-
подготовка
к профессиональному самоопределению;
-
воспитание
уважения к народным традициям, художественного творчества, патриотизма,
трудолюбия, культуры поведения.
Программа призвана дать школьникам представление о счетной вышивке
«крестом», как к наиболее древнему и распространенному виду украшения тканей,
показать ее значимость в развитии материальной и духовной культуры человека.
Художественно-технологическая деятельность учащихся и их
творческое развитие осуществляется как непосредственно при изготовлении вышитых
изделий, так и путем знакомства с образцами мастерства вышивальщиц прошлого и
настоящего, традициями народных ремесел, знакомства с выставкой
декоративно-прикладного искусства своего края.
Художественные
вышитые изделия могут выполняться учащимися как индивидуально, так и
коллективно. Готовые работы используются для украшения интерьера дома, как
экспонат школьного музея и учебное пособие для начинающих вышивальщиц, а так же
в коммерческих целях.
При выполнении практических работ учащиеся осваивают не только
технологические приемы, но и решают задачи целостного изделия, отвечающего как
функциональным, так и эстетическим требованиям.
Художественная вышивка крестом является таким видом творчества,
который включает в себя познание основ общей и специальной композиции,
особенности формы и цвета изобразительных мотивов, значение ритма и симметрии
узоров. Именно потому программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в
неразрывной связи с художественным решением изделий.
При этом упор должен быть сделан на развитии у учащихся интереса и
выявления у них творческих возможностей. Объекты труда подбираются с таким
расчетом, чтобы они постепенно охватывали все технологические приемы, были
максимально познавательны, имели эстетическую привлекательность и давали
представления о традициях народного искусства вышивания.
Программа рассчитана на организацию специального курса в старшем
звене и внешкольных занятий с учащимися разного возрастного уровня. Составлена
на 2 года непрерывного обучения. На занятия отводится 136 часов в учебный год.
Занятия проводятся по два часа два раза в неделю. Примерно 30 % всего учебного
времени отводится на теорию и 70 % на практические занятия.
Первый год обучения ориентирован на формирование техники счетных
швов крестом разных видов и несложных вышитых изделий. Большое внимание
уделяется особенностям вышивки и традиций народов России, характеру и
особенностям вышивки своего края; планированию работы, безопасным приемам
труда, правильной организацией рабочего места, подборкой инструментов и
принадлежностей для вышивальных работ, работе с графической документацией,
подготовка творческих проектов.
Второй год обучения предполагает углубленное изучение вышивки
«крестом», оформление вышивки мережкой, бахромой, выполнение вышитых изделий,
создание художественных изделий в процессе реализации творческих проектов.
Программа прошла апробацию в 1998/1999г. Рассмотрена и утверждена
на школьном и районном методическом объединениях.
В настоящее время используется в преподавании элективных курсов по
технологическому профилю.
Программе
приведен примерный перечень практических работ, который учитель может дополнить
своими разработками.
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
ПЕРВЫЙ ГОД КУРСА
Учащиеся должны знать:
-
о
народных промыслах России;
-
исторический
аспект развития основных художественных центров вышивального искусства;
-
требования
к организации рабочего места, оборудованию и инструментов для выполнения работ;
-
основные
правила безопасности труда;
-
приемы
подготовки к вышивке;
-
основы
построения узоров в вышивке;
-
технологию
выполнения счетных швов крестом;
-
шва
строчка, обшивочных швов;
-
технологию
машинной обработки вышитых изделий;
-
общие
принципы проектирования.
Учащиеся должны уметь:
-
организовать
рабочее место;
-
подготовить
материалы, инструменты, оснастку к работе;
-
владеть
безопасными приемами работы;
-
планировать
работу, составлять графическую документацию;
-
правильно
выполнять основные вышивальные операции и способы ручной вышивки крестом;
-
самостоятельно
составлять несложные рисунки и орнамент для вышивки;
-
производить
декоративную отделку изделия обшивочными швами;
-
совмещать
ручные и машинные работы при изготовлении изделий;
- выполнять творческий
проект.
ВТОРОЙ ГОД
КУРСА
Учащиеся должны знать:
-
особенности
вышивок и традиций народов России, характер и особенности вышивки своего кроя;
-
требования,
предъявляемые к организации рабочей зоны;
-
виды
графической и технологической документации и способы их выполнения;
-
технологию
изготовления вышивки в технике счетных швов крестом, сборку и декоративную
отделку мережкой, бахромой изделий для украшения быта, интерьера, одежды;
-
стоимость
материалов, готового изделия и их экономическое обоснование;
-
последовательность
выполнения проектного задания.
Учащиеся должны уметь:
-
анализировать
произведения прикладного искусства, созданных в народных художественных
традициях;
-
самостоятельно
готовить рабочее место, материалы, инструменты;
-
владеть
основными вышивальными операциями и приемами художественной вышивки крестом;
-
владеть
приемами обработки и декоративной отделки готовых изделий мережкой, бахромой;
-
создавать
тематическое вышитое изделие;
- самостоятельно разрабатывать
и выполнять проект с учетом требований художественного конструирования;
определять себестоимость производной продукции.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Наименование темы
|
Количество часов
|
1-й год
курса |
Вводное
занятие. |
2 |
Построение
узоров в вышивке |
8 |
Вышивка в
технике счетных швов крестом |
14 |
Отделка
носовых платков |
16 |
Косметическая
сумочка |
20 |
Декоративная
папка для рисунков |
22 |
Передник |
28 |
Выполнение
самостоятельного творческого проекта |
26 |
Итого: |
136 |
2-й год
курса |
Вводное
занятие |
2 |
Основы
экономических знаний |
2 |
Комплект
чайных салфеток (1 большая и 6 маленьких) |
32 |
Полотенце-рушник |
32 |
Декоративное
панно |
34 |
Основы
выбора профессии |
2 |
Выполнение
самостоятельного творчества |
32 |
Итого: |
136 |
ПРОГРАММА ПЕРВОГО КУРСА ЗАНЯТИЙ
Вводное занятие - 2 часа.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|