Проект участка цеха с детальной разработкой единичного технологического процесса изготовления детали Картер
Наряду с применением типовых технологических процессов, стандартной
технологической оснастки и оборудования, унифицированных средств
механизации и автоматизации производственных процессов. ЕСТПП
предусматривает решение большого комплекса инженерно-технических и технико-
экономических задач, решаемых средствами вычислительной техники, в том
числе:
- анализ состава изделия;
- технологический анализ производства;
- планирование и управление ТПП;
- проектирование технологических процессов;
- технологическое планирование площадей и оборудования;
- разработку технологических нормативов.
Осуществление этих задач, а следовательно, нормальное функционирование
ЕСТПП невозможно без рационально построенной системы информационного
обеспечения, позволяющей организовать связь и взаимосвязь всех элементов
системы.
В настоящее время разработаны конструкторский и технологический
классификаторы, которые являются носителями информационного обеспечения
ЭВМ. На базе этих классификаторов осуществляется анализ конструкции детали
и ее технологических признаков. На основе анализа осуществляется
кодирование конструкторско-технологических признаков. Кодирование
необходимо для создания на предприятии информационно-поисковой системы
(ИПС) на базе ЭВМ. Информационно-поисковая система позволяет из
многотысячной номенклатуры деталей предприятия выбрать детали с
необходимыми конструкторско-технологическими признаками.
Подбор деталей с одинаковыми конструкторско-технологическими признаками
позволяет применить групповые технологические процессы в условиях серийного
и единичного производства
Для группирования деталей по их конструкторско-технологическому подобию
используется конструкторско-технологический код детали, который имеет
следующую структуру
| | |ХХХХХX.XXX | |ХХХХХХ.ХХХХХХХХ |
|Обозначение детали | |Технологический |
|по конструкторскому | |код |
|документу | |детали |
рис.3.3.2
Таким образом, создание полного конструкторско-технологического кода
детали состоит из двух этапов:
1-й этап – классификация и кодирование конструкторских признаков детали;
2-й этап классификация и кодирование технологических признаков детали.
В качестве исходный данных для обоих этапов используются рабочие чертежи
деталей, выполненные в соответствиями с требованиями ЕСКД.
таблица 3.3.2
Формирование кода конструктивных признаков детали «Картер»
|№ |Ступень |Код |Конструктивные признаки лежащие в |Источник |
|п/п|классификации | |основе классификации |информации |
|1 |Класс |50 |Детали общемашиностроительного |[21] |
| | | |применения – не тела вращения | |
|2 |Подкласс |1 |Корпусы механизмов, приводных |[21] |
| | | |устройств, гидро- и пневмосистем, | |
| | | |коробчатые детали, имеющие одно | |
| | | |или несколько отверстий | |
|3 |Группа |4 |Корпусы неразъёмные с установочной|[21] |
| | | |поверхностью, с комбинированной | |
| | | |наружной поверхностью | |
| | | |(призматической и криволинейной) | |
|4 |Подгруппа |5 |Корпусы с плоской установочной |[21] |
| | | |поверхностью, с фиксирующими | |
| | | |элементами, некруглыми, с | |
| | | |параллельными установочной | |
| | | |поверхности базовыми отверстиями | |
|5 |Вид |8 |Несколькими параллельными, глухими|[21] |
| | | |и сквозными | |
Конструкторский код детали «Картер»
|МГАПИ |501458.001 |
таблица 3.3.1
Формирование постоянной части технологического кода детали
|№ |Признаки технологической |Код |Источник информации |
|п/п |классификации | | |
|1 |Вид исходной заготовки: отливка |14 |Технологический |
| | | |классификатор; табл. 6, стр. |
| | | |3 |
|2 |Квалитет точности наружной | |Технологический |
| |поверхности: h11; |2 |классификатор; табл. 7, стр. |
| |внутренней поверхности: H6 |3 |4 |
|3 |Шероховатость наружной поверхности:|3 |Технологический |
| | | |классификатор; табл. 8, стр. |
| |Ra=1,6мкм | |4 |
|4 |Характеристика элементов зубчатого |0 |Технологический |
| |зацепления: без элементов зубчатого| |классификатор; табл. 9, стр. |
| |зацепления | |4 |
|5 |Характеристика термообработки: без |0 |Технологический |
| |термообработки | |классификатор; табл. 10, стр.|
| | | |5 |
|6 |Весовая характеристика детали: |B |Технологический |
| |масса детали 6 кг | |классификатор; табл. 11, стр.|
| | | |5 |
Технологический код детали «картер»:
786404.1423300B
Полный конструкторско-технологический код детали «картер»:
МГАПИ 501458.001.786404.1423300B
3.4. Анализ технологичности конструкции
Рациональные конструкции машин, обеспечивающие необходимые
эксплуатационные требования не могут быть созданы без учета трудоемкости и
материалоемкости их изготовления.
Соответствие конструкции машин требованиям трудоемкости и
материалоемкости определяют технологичность конструкции.
При объективной оценке технологичности конструкции машин, их деталей и
узлов, учитывают ряд положительных факторов, определяющих технологичность
конструкции.
При объективной оценке технологичности конструкции машин, их деталей и
узлов, учитывают ряд положительных факторов, определяющих технологичность
конструкции. К ним относится:
1. оптимальная форма детали, обеспечивающая изготовление заготовки с
наименьшим припуском и наименьшим количеством обрабатываемых поверхностей;
2. наименьший вес машины
3. наименьшее количество материала, применяемого в конструкции машин
4. взаимозаменяемость деталей и узлов с оптимальным значением полей
допуска
5. нормализация (стандартизация) и унификация деталей, узлов и их
отдельных конструкторских элементов.
Корпус представляет собой полую коробку с взаимно-параллельными и
перпендикулярными плоскостями, что позволяет применить типовой
технологический процесс изготовления, так как обрабатываемые плоскости
расположены параллельно, то возможно использовать многоинструментальный
обрабатывающий центр с высокопроизводительными режимами резания и
необходимой точностью.
Жесткость конструкции корпуса, толщина стенок позволяют обеспечить
надежное базирование и закрепление при обработке и контроле,
Конструкция детали не имеет резких перепадов внутренних и наружных
диаметров, неперпендикулярность осей отверстий относительно установочных
поверхностей не более 0,02 мм, смещение осей отверстий от номинального
расположения не более 0,02 мм.
Основные требования по технологичности конструкции деталей
машиностроения излагается в литературе [5, 6].
Конструкции детали должны состоять из стандартных и унифицированных
конструктивных элементов (КЭД) или быть стандартной в целом.
Детали должны изготавливаться из стандартных или унифицированных
заготовок.
Размеры детали должны иметь оптимальную точность. Шероховатость
поверхностей должна быть оптимальной.
Физико-химические и механические свойства материала детали, её
жесткость, форма, размеры должны соответствовать требованиям технологии
изготовления (включая процессы отделочно-упрочняющей обработки, нанесения
антикоррозийных покрытий и т.п.), а также хранения и транспортировки.
Базовая поверхность детали должна иметь оптимальные показатели точность
и шероховатости поверхности, которые обеспечивают требуемую точность
установки, обработки и контроля.
Заготовки для изготовления деталей должны быть получены рациональным
способом с учетом материала, заданного объема выпуска и типа производства.
Метод изготовления деталей должен обеспечивать возможность
одновременного изготовления нескольких деталей.
Сопряжение поверхностей деталей различных квалитетов точности и
шероховатости поверхности должны соответствовать применяемым методам и
средствам обработки.
Конструкция детали должны обеспечивать возможность применения типовых и
стандартных технологических процессов ее изготовления.
Отработку технологичности детали «картер» на технологичность проведем в
соответствии с Методическими указаниями МГАПИ [4].
Таблица 3.4.1
Анализ технологичности конструкции детали "картер" геометрической
форме и конфигурации поверхностей
|№ |Требования технологичности |Характеристика |
|п/п| |технологичности |
|1 |Деталь должна изготавливаться из стандартных или |Конструкция детали |
| |унифицированных заготовок |технологична |
|2 |Свойства материала детали должны удовлетворять |Конструкция детали |
| |существующую технологию изготовления, хранения, |технологична |
| |транспортировки | |
|3 |Конструкция детали должна обеспечить возможность |Конструкция детали |
| |применения типовых, групповых или стандартных |технологична |
| |технологических процессов | |
|4 |Конструкция детали должна обеспечивать возможность |Конструкция детали |
| |одновременной обработки нескольких деталей |технологична |
|Дополнительные требования технологичности для деталей типа "корпус" |
|5 |Обеспечение одновременной многошпиндельной |Конструкция детали |
| |обработки отверстий с учетом их межосевого |технологична |
| |расстояния | |
|6 |Возможность обработки плоских поверхностей и |Конструкция детали |
| |отверстий на проход инструмента |технологична |
|7 |Отсутствие глухих отверстий и других |Конструкция детали |
| |поверхностей, обрабатываемых с внутренней стороны |не технологична |
| |корпусной детали | |
|8 |Отсутствие плоских поверхностей и осей |Конструкция детали |
| |отверстий, расположенных не под прямым углом|не технологична |
|9 |Отсутствие отверстий с резьбой малого или очень |Конструкция детали |
| |большого диаметра |технологична |
продолжение таблицы 3.4.1
|Дополнительные требования технологичности для деталей, |
|обрабатываемых на станках с ЧПУ |
|10 |Форма конструктивных элементов деталей (КЭД) |Конструкция детали |
| |- фасок, канавок, выточек и т.д. должна |технологична |
| |обеспечивать удобный подвод инструментов | |
|11 |Всемерная унификация КЭД для сокращения времени на |Конструкция детали |
| |подготовку УП и снижению количества применяемых |технологична |
| |инструментов | |
|12 |Конструкция детали должна быть удобной для |Конструкция детали |
| |позицирования и координирования на станке с ЧПУ |технологична |
|13 |В связи с возможным применением роботов |Конструкция |
| |(манипуляторов) деталь должна иметь поверхности, |детали технологична |
| |удобные для захвата | |
Вывод: по геометрической форме и конфигурации поверхности деталь
"картер" имеет конструкцию, которую в целом можно признать технологичной
(удовлетворяется порядка 85% основных требований по технологичности
конструкции).
Таблица 3.4.2
Анализ технологичности конструкции детали "картер" по наличию
стандартных или унифицированных конструктивных элементов (КЭД)
|№ |Наименование КЭД |Общее |Количество |Степень |Приме-ч|
|п/п|(ГОСТ, ТУ и т.п.) |количество|стандартных |стандар-ти|ания |
| | |КЭД |КЭД |зации, % | |
|1 |Размеры наружных |2 |0 |0% |Нет |
| |цилиндрических поверхностей| | | | |
| | | | | | |
| |(ГОСТ 6636-69 СТ СЭВ 5 14 | | | | |
| |-77) | | | | |
|2 |Размеры внутренних |18 |16 |89% |Нет |
| |цилиндрических поверхностей| | | | |
| | | | | | |
| |(ГОСТ 6636-69 | | | | |
| |СТ СЭВ 5 14 -77) | | | | |
|3 |Плоские поверхности |14 |13 |93% |Нет |
| |(ГОСТ 6636-69 | | | | |
| |СТ СЭВ 5 14 -77) | | | | |
|4 |Радиусы закруглений |19 |19 |100% |Нет |
| |(ГОСТ 10948-74) | | | | |
|5 |Фаски (ГОСТ 10948-74 |10 |10 |100% |Нет |
| |СТ СЭВ2814-80) | | | | |
|6 |Метрические резьбы |3 |3 |100% |Нет |
| |по СТ СЭВ 181-78, 182-75 | | | | |
|Итого |66 |61 |92% | |
Вывод: по наличию стандартных и унифицированных КЭД (92%) конструкцию
детали "картер" можно в целом признать технологичной.
Таблица 3.4.3
Анализ технологичности конструкции детали "картер"
по точностным требованиям (СТ СЭВ 144-75, 145-75)
|№ |Наименовани|Обще|Количество КЭД, обрабатываемых по следующим |
|п/п|е КЭД |е |квалитетам точности |
| | |коли| |
| | |чест| |
| | |во | |
| | |КЭД | |
| | | |Высокая точность |Средняя точность|Свободные |
| | | |обработки (квалитеты)|обработки |размеры |
| | | | |(квалитеты) |(квалитеты) |
| | | |80-40 |40-20 |2,5-1,2|1,25-0,6|0,63-0|
| | | | | |5 |3 |,32 |
|1 |Наружные |2 |2 |- |- |- |- |
| |цилиндрические | |(100%) | | | | |
| |поверхности | | | | | | |
|2 |Внутренние |18 |9 |- |- |7 |2 |
| |цилиндрические | |(50%) | | |(39%) |(11%) |
| |поверхности | | | | | | |
|3 |Плоские |14 |- |11 |3 |- |- |
| |поверхности | | |(78%) |(22%) | | |
|4 |Фаски |10 |- |10 |- |- |- |
| | | | |(100%) | | | |
|5 |Радиусы и |19 |- |19 |- |- |- |
| |закругления | | |(100%) | | | |
|6 |Метрические резьбы|3 |- |- |- |- |3 |
| | | | | | | |(100%)|
|Итого |66 |11 |40 |3 |7 |5 |
| | |(17%) |(61%) |(4%) |(11%) |(7%) |
Вывод: по шероховатости поверхностей конструкцию детали "картер" можно
в целом признать технологичной - 81% всех поверхностей имеют среднюю
шероховатость.
Общий вывод: конструкцию детали "картер" можно в целом признать
технологичной, т.к. практически удовлетворяются 86% требований
технологичности конструкции.
3.5. Определение типа производства
Производственная программа машиностроительного завода содержит
номенклатуру изготовляемых изделий (с указанием их типов и размеров),
количество изделий каждого наименования, подлежащих выпуску в течение года,
перечень и количество запасных деталей к выпускаемым изделиям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11
|