Дипломная работа: Экономическая деятельность железнодорожного транспорта России
Предполагается и более тесное сотрудничество транспорта с
машиностроением.[72]
Дальнейшее развитие связано также с тотальной информатизацией
транспорта, созданием экономичных и экологически совершенных транспортных
средств, транспортно-индустриальных технологий, систем доставки «точно
вовремя», мультимодальных логистических центров, контейнерных и контрейлерных
систем.
Реформирование железнодорожного транспорта. Единое экономическое пространство,
целостность российской государственности, оборона и безопасность страны в
значительной степени зависят от устойчивой и надежной работы железных дорог. В
этой связи реформа железнодорожного транспорта играет важную роль для
поддержания социально-экономической стабильности в стране и обеспечения роста
эффективности экономики. В 2001 г. МПС России приступило к реализации первого
этапа Программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.[73]
Структурная реформа железнодорожного транспорта носит
общенациональный характер. Ее реализация будет проходить на всех 17 железных
дорогах России. Реформа предназначена для повышения уровня обслуживания,
развития конкуренции, увеличения инвестиционной привлекательности отрасли.
Постепенно в системе железнодорожного транспорта произойдет
разделение естественно-монопольного и конкурентного (или
потенциально-конкурентного) секторов. К естественно-монопольному сектору будут
отнесены услуги, оказываемые инфраструктурой железных дорог. К конкурентному
сектору — перевозки грузов и пассажиров, а также весь комплекс
транспортно-экспедиционных и сервисных услуг, оказываемых грузоотправителям и
пассажирам. Государственное регулирование тарифов и цен на услуги сохранится в
монопольном секторе и будет устранено там, где есть конкуренция. Все эти меры
позволят привлечь в отрасль инвестиционные ресурсы и осуществить капитальные
вложения в материально-техническую базу.[74]
В 1999 г. Министерством путей сообщения РФ были разработаны и
утверждены «Условия взаимодействия МПС РФ и компаний-операторов собственного
подвижного состава», которые регламентировали примерную структуру бизнес-плана
операторской компании.
Структура бизнес-планов различных компаний, претендующих на
получение статуса «компания-оператор» или уже получивших его, практически
одинакова и включает в себя 8-10 разделов, основные из которых -
производственный, тарифный, инвестиционный и финансовый, а также раздел,
содержащий оценку экономической эффективности самого инвестиционного проекта..
Для получения официального статуса оператора компании,
специализирующиеся на грузовых перевозках, представляли в рабочую группу
Министерства путей сообщения (а после ликвидации МПС — в соответствующее
подразделение Министерства транспорта РФ) бизнес-план, согласованный с
грузообразующими предприятиями и железными дорогами. Он должен содержать
краткую характеристику грузообразующего предприятия (существующие и планируемые
объемы работ; схемы перевозок сырья и готовой продукции), количество, тип и условия
приобретения подвижного состава, необходимого для перевозок планируемого объема
грузов, а также сроки, условия и порядок расчетов за приобретенный подвижной
состав. Там же необходимо расписать условия содержания и эксплуатации
собственного подвижного состава, размещения заказов на проведение плановых
видов ремонта и перечень предприятий,
где предполагается это размещение. Бизнес-планом должно быть
также предусмотрено улучшение эксплуатационных показателей за счет
совершенствования технологии перевозок, в том числе сокращения порожних
пробегов, простоев под грузовыми и технологическими операциями и т.д. Следует
указать и перспективы увеличения объемов перевозок. Производственный раздел
бизнес-плана содержит данные о планирующихся объемах перевозок грузов по родам
и маршруты транспортировок. [75]
Значения данных показателей приводятся, как правило, за весь
расчетный период, а его продолжительность в бизнес-планах принимается обычно
равной 8-10 годам. Это объясняется тем, что железнодорожный транспорт
отличается фондоёмкостью и капиталоёмкостью. За короткий период времени не
представляется возможным окупить инвестиции на приобретение собственного
подвижного состава, хотя некоторые компании определяют расчетный период и
меньшим сроком. В этих случаях сроки возврата инвестиций и окупаемости
значительно короче, чем средняя продолжительность расчетного периода.
На основе анализа бизнес-планов, разработанных в 2002-2004
можно составить мнение о рынке операторов в России на тот момент и перспективах
его развития. Основные номенклатурные группы грузов, .которые заявлялись
компаниями-операторами к перевозке, - нефть и нефтепродукты, минеральные
удобрения, лесные, строительные грузы, каменный уголь и железная руда. Причем
годовые объемы очень различались у разных компаний. Более 50% компаний
намеревались осуществлять перевозки до 3,0 млн. тонн грузов в год, причем
наибольшее количество предприятий (21,6%) в размерах от 1,0 до 2,0 млн. тонн.
Почти каждая десятая компания-оператор планировала осуществлять перевозки
грузов объемом более 10,0 млн. тонн в год.[76]
Исходя из полученных значений необходимого на планируемый
объем перевозок инвентарного парка вагонов, компании разрабатывали
инвестиционный план. Целью такой экономической стратегии является обеспечение
качественного и своевременного выполнения заданных объемов перевозок при
оптимизации инвестиционных затрат на приобретение вагонов, их содержание и
ремонт, налоговых выплат по проекту.
Инвестиционный план компаний, как правило, реализуется в
следующей последовательности. Сначала рассчитывается потребность в капитальных
вложениях для формирования собственного парка вагонов по годам расчетного
периода и анализируются возможные источники финансирования. Разрабатываются
схемы кредитования инвестиций по проекту с учетом различных ставок и видов
кредита, планируется работа по заключению договоров и соглашений с ОАО «РЖД» и
другими предприятиями и организациями (условия, сроки, финансовые согласования)
с целью реализации инвестиционной схемы, разработанной компанией.
Инвестиции будут зависеть не только от количества
приобретаемых вагонов, но и от типа их воспроизводства. Будущие операторы
покупают подвижной состав либо у заводов-изготовителей, либо у сторонних
организаций.
Цена нового вагона превышает стоимость
капитально-восстановительного ремонта старогоднего, поэтому при приобретении
одного и того же количества вагонов (но. в первом случае новых, а во втором —
прошедших КРП) величина капитальных вложений будет отличаться друг от друга.
Важным элементом инвестиционной политики компании является
планирование и распределение источников финансирования капитальных вложений. В
первые годы своего функционирования компании-операторы привлекают (за редким
исключением) заемные средства, что объясняется отсутствием свободных
собственных денежных средств. Использование собственных источников приходится
на более поздние периоды реализации инвестиционных проектов, когда у
предприятий накапливаются в достаточном объеме прибыль и амортизационные
средства. Компании-операторы берут кредиты как в рублях, так и в валюте.
Причем если компания осуществляет внутригосударственные
перевозки, то и кредит она планирует заимствовать в рублях; при
экспортно-импортных перевозках используется валютный кредит. Размер ставки
различается в зависимости от валюты, надёжности компании, условий кредитования
и колеблется в широких пределах. Срок возврата привлекаемых кредитных ресурсов
зависит от наличия собственных средств компании и составляет 5-10 лет, а иногда
и более.
Этот временной показатель находится в очень большой
корреляционной связи с таким показателем экономической эффективности, как срок
окупаемости проекта. Расчет амортизационных отчислений осуществляется в
соответствии с «Едиными нормами амортизационных отчислений на полное
восстановление основных фондов народного хозяйства СССР» (утверждены
Постановлением Совета Министров СССР от 22 октября 1990 г. №1072). Финансовый
раздел бизнес-плана базируется на результатах планирования объемов перевозок и
необходимых (или потребных) для их осуществления инвестиций. Здесь указывается
предполагаемая величина доходов, расходов, прибыли и налоговых выплат. Доходы
компании-оператора от перевозок грузов рассчитываются как разность между
провозной платой при перевозке вагонами парка МПС России и провозной платой при
транспортировке в собственном (арендованном) подвижном составе.[77]
Провозная плата определяется по каждому отдельному
направлению перевозки; от ее размеров зависит экономическая эффективность
функционирования компании-оператора.
Соотношение провозной платы при перевозке вагонами парка МПС
России и провозной платы при перевозке собственными вагонами компании-оператора
в среднем составляет 1: 0,85. Т.е. перевозки в приватных вагонах обходятся на
15 % дешевле (а если не учитывать порожний пробег, то тариф за перевозку в
приватном вагоне будет в среднем на 40 % ниже тарифа в парке ОАО «РЖД»). В ряде
случаев компании-операторы планируют получение дополнительного дохода от
оказания услуг своим клиентам, в частности, от экспедирования.
Расчет расходов осуществляется по элементам и видам затрат,
необходимых для нормального функционирования компаний. Это расходы на ремонт и
обслуживание собственного парка вагонов; плата за аренду (в случае наличия
арендованных вагонов); амортизационные отчисления на собственный парк вагонов;
расходы на содержание собственно операторской компании и др.
В состав расходов на ремонт и содержание вагонов
компании-оператора включаются затраты на деповской и капитальный ремонты, а
также на профилактические работы, необходимые для поддержания вагонов в рабочем
состоянии (включая внеплановые ремонты). В случае, когда собственные вагоны
ремонтируются на предприятиях железнодорожного транспорта, затраты определяются
по средним данным железных дорог и возрастают на величину необходимой
рентабельности для предприятий железнодорожного транспорта, осуществляющих
упомянутые виды работ. Уровень рентабельности в расчетах бизнес-плана
принимается в размере 10-30%. Определение ставок арендной платы в случае
использования компанией арендованных вагонов регламентируется «Методическими
рекомендациями по определению ставок арендной платы за грузовые вагоны и
контейнеры инвентарного парка железных дорог Российской Федерации».
В том случае, когда компании-операторы пользуются услугами
банков в целях получения кредита на приобретение в собственность вагонов,
уплата процентов по таким кредитам относится на себестоимость перевозок.
Величина эксплуатационных расходов в абсолютном выражении зависит от размера
компании, однако структура затрат в разных фирмах различается незначительно. Обязательное
условие формирования финансового плана — расчет налоговых выплат в бюджеты всех
уровней, которые являются важным элементом в оттоке денежных средств по
операционной деятельности.
Среди большого количества налогов и сборов, подлежащих уплате
компаниями-операторами, наиболее значимые - налог на имущество и на прибыль.
Налог на добавленную стоимость (НДС) в соответствии с «Методическими
рекомендациями по оценке инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте»
в расчетах не учитывается[125,126]. К тому же следует иметь в виду, что при
осуществлении экспортно-импортных перевозок. У операторов возникает большой
«переплаченный» НДС, возмещение которого представляет собой сложную процедуру.
Вследствие этого в бизнес-планах, как правило, возмещение НДС не
предусматривается. Во внутригосударственном сообщении он определяется как
разница в налогах на добавленную стоимость, уплаценных клиентом
(грузоотправителем) и оператором (то есть суммы НДС практически одинаково
влияют как на приток, так и на отток денежных средств).
Экономическая оценка инвестиционных проектов состоит в
расчете и анализе показателей эффективности инвестиций, направленных на
организацию деятельности компании-оператора, к числу которых относятся чистый
доход и чистый дисконтированный доход (интегральный эффект определяется как
сумма текущих эффектов за весь расчетный период или как превышение интегральных
результатов над интегральными затратами); индекс Доходности (представляющий
собой отношение суммы полученных эффектов к величине капитальных вложений и
характеризующий уровень доходов на единицу затрат); срок окупаемости
инвестиций[1].
Анализ показателей эффективности инвестиций, направленных
компаниями на приобретение новых или бывших в эксплуатации вагонов,
прошедших КРП, показал: достичь очень высокой эффективности и
быстрого возврата затраченных средств не представляется возможным. Это
подтверждается данными о сроках окупаемости проектов. На Рис. 26 представлено
распределение компаний-операторов по срокам окупаемости инвестиций. Средний
срок окупаемости инвестиций в формирование собственного вагонного парка
компании составляет 5,5 лет. Однако если исключить несколько проектов,
отличающихся очень высокой эффективностью (связанных в первую очередь с
перевозками нефти и нефтепродуктов на экспорт), то мы получим увеличение
средних сроков окупаемости на несколько лет. Применение дисконтирования в
расчетах приводит к увеличению данного показателя еще на 2-2,5 года.
Разработанная программа развития железнодорожного транспорта
России до 2010 г. предусматривает структурные преобразования, реконструкцию
дорог и внедрение информационных технологий. Приоритетное направление —
увеличение пропускной способности железных дорог за счет сооружения вторых и
третьих путей, а также повышения провозной способности: увеличения массы
поездов, использования вагонов повышенной грузоподъемности, повышения мощностей
локомотивов.
К приоритетным направлениям интеграционных процессов
относится участие стран Европы и Азии в совместном строительстве и
реконструкции железных дорог, создании единой транспортной системы.
Заключение
Российские железные дороги играют значительную роль в
экономике России.
К железнодорожному транспорту относится структурный комплекс,
состоящий их железнодорожных транспортных средств, сопутствующей
производственной структуры, чья деятельность основана на осуществлении перевозок
по железной дороге (рельсам). [78]
Преимуществом железнодорожного транспорта является
независимость от природных условий (строительство железных дорог практически на
любой территории, возможность ритмично осуществлять перевозки во все времена
года, в отличие от речного транспорта). Железнодорожный транспорт играет
ключевую роль в экономике России. Доля железнодорожных перевозок в общем
грузообороте превышает 80%, значение железных дорог особенно велико при
перевозках грузов на дальние расстояния. Для большинства отправителей массовых
грузов (таких как уголь, руды, лесные грузы, строительные материалы и др.)
перевозка по железной дороге является единственной альтернативой.
Железнодорожный транспорт
- особая сфера материального производства и самостоятельная отрасль народного
хозяйства. С его помощью осуществляются связи внутри отраслей и между
различными отраслями, внутри экономических районов и между ними, формируются
межгосударственные связи. Железнодорожный транспорт - необходимое условие и
материальная основа территориального разделения труда.
В транспортной системе России железные дороги занимают ведущее
положение, тогда как в большинстве других государств удельный вес
железнодорожных перевозок ниже.
По эксплуатационной длине железные дороги России занимают
второе место в мире (после США), по грузообороту и объёму перевозимых грузов —
третье (после США и Китая), по пассажирообороту - третье (после Китая и Индии),
по перевозкам пассажиров - третье (после Японии и Индии).
Железнодорожный транспорт отличается регулярностью движения
во все времена года, большой скоростью, способностью осваивать массовые потоки
грузов и пассажиров, относительно низкой себестоимостью перевозок
Железнодорожный транспорт осуществляет основной грузопоток и
пассажиропоток (коэффициент перевозимости по основным грузам более 50%) в стратегически
важных отраслях, среди которых - угольная нефтедобывающая и
нефтеперерабатывающая отрасли, добыча и перевозка черных металлов, производство
минеральных, строительных и других риалов.
Анализируя экономические показатели работы железнодорожного
транспорта, следует отметить, что за период с 1990 по 2009 год средний вес
грузового поезда брутто возрос с 3093 т. до 3608 т., средняя участковая
скорость - с 34,3 км/ч до 39,0 км/ч, среднесуточная производительность
грузового локомотива с 1098 тыс. т-км. брутто до 1566 тыс. т-км. брутто.
В качестве неблагоприятной для железнодорожного транспорта
тенденции следует отметить увеличение доли порожнего пробега грузовых вагонов с
33-34% в 1990-91 г.г. до 39,9 % в 2009 г., связанное как с разделением
единой сети железных дорог СССР, так и с прекращением централизованного
регулирования грузопотоков, существовавшего в условиях социалистической
экономики. [79]
Финансовые показатели работы железных дорог в рассматриваемом
периоде в целом тоже были удовлетворительными, за исключением 1996 года,
который МПС закончило с отрицательной рентабельностью (-1,5 %). Проблема
убыточности была решена за счёт жёстких мер по сокращению эксплуатационных
расходов, основанных в т.ч. на сокращении персонала. За 1997-1999 г.г. общее
число занятых в отрасли сократилось на 438 тыс. человек (с 2142,7 тыс. чел. до
1704,7 тыс. чел.) или на 20 %, а на конец 2002 года среднесписочная численность
работников составила 1555,0 тыс. чел., из них в основной деятельности - 1222,2
тыс. чел.
К основным проблемам отрасли, требующим системного решения,
относятся:
1) Физическое и моральное старение технических средств.
2) Критический уровень заполнения пропускных способностей на
ряде важнейших участков.
3) Крайне низких уровень
транспортного обеспечения целого ряда регионов и отсутствие транспортной
доступности перспективных месторождений и точек экономического роста, прежде
всего в восточных и северных районах страны. А семь субъектов РФ не имеют
железных дорог вообще.[80]
4) Существенное отставание отечественной железнодорожной
техники и технологий от уровня передовых стран мира из-за низкого уровня
инвестиций в железнодорожный транспорт последние два десятка лет.
5) Не полностью реализованы возможности взаимодействия
железнодорожного транспорта с отечественным транспортным машиностроением,
приборостроением и связью.
6) Отсутствует необходимая комплексность в координации
развития с другими видами транспорта.
Правительство принимает меры и разрабатывает эффективные
программы для развития железнодорожного транспорта. Разработана «Программа
развития скоростного и высокоскоростного движения».
«Основными задачами Программы, направленными на достижение
поставленных целей являются:
- развитие производства
нового поколения скоростного и высокоскоростного подвижного состава;
- выбор полигона скоростного и высокоскоростного движения
пассажирских поездов;
- организация скоростного и высокоскоростного движения
пассажирских поездов на приоритетных направлениях сети железных дорог;
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14
|