Дипломная работа: Экономическая деятельность железнодорожного транспорта России
«Железные дороги - крупнейшая государственная монополия в
России. Железнодорожная отрасль, по разным оценкам, обладает от 4% до 15% всех
основных средств производства в российской экономике, в ней заняты 1,2 миллиона
человек.[30] Железнодорожный транспорт
является в целом прибыльным, хотя пассажирские перевозки (и особенно
пригородные) являются убыточными. Убытки от пассажирских перевозок покрываются
за счет доходов от грузовых операций. Основные потребители услуг железных дорог
- производители массовых грузов (угля, строительных материалов, черных и
цветных металлов и др.). Их спрос на услуги железнодорожного транспорта имеет
низкую эластичность, а среднее расстояние перевозки этих грузов так велико, что
грузоотправители фактически не имеют другой альтернативы: автомобильный
транспорт оказывается слишком дорогим при перевозках на такие расстояния, а
водный транспорт может конкурировать с железнодорожным только на некоторых
маршрутах и только в период навигации».
Анализируя экономические показатели работы железнодорожного
транспорта, следует отметить, что за период с 1990 по 2009 год средний вес
грузового поезда брутто возрос с 3093 т. до 3608 т., средняя участковая
скорость - с 34,3 км/ч до 39,0 км/ч, среднесуточная производительность
грузового локомотива с 1098 тыс. т-км. брутто до 1566 тыс. т-км. брутто.
В качестве неблагоприятной для железнодорожного транспорта
тенденции следует отметить увеличение доли порожнего пробега грузовых вагонов с
33-34% в 1990-91 г.г. до 39,9 % в 2009 г., связанное как с разделением
единой сети железных дорог СССР, так и с прекращением централизованного
регулирования грузопотоков, существовавшего в условиях социалистической
экономики. [31]
Финансовые показатели работы железных дорог в рассматриваемом
периоде в целом тоже были удовлетворительными, за исключением 1996 года,
который МПС закончило с отрицательной рентабельностью (-1,5 %). Проблема
убыточности была решена за счёт жёстких мер по сокращению эксплуатационных
расходов, основанных в т.ч. на сокращении персонала. За 1997-1999 г.г. общее
число занятых в отрасли сократилось на 438 тыс. человек (с 2142,7 тыс. чел. до
1704,7 тыс. чел.) или на 20 %, а на конец 2002 года среднесписочная численность
работников составила 1555,0 тыс. чел., из них в основной деятельности - 1222,2
тыс. чел.
Как отмечал в докладе по итогам работы в 2003 году тогдашний
президент ОАО «РЖД» Г.М. Фадеев, объём продаж РЖД на рынке перевозок возрос
почти на четверть (к 2002 году) и составил 522 млрд. руб. или $17 млрд., что
подтверждает статус компании как одной из крупнейших в стране. При этом за счёт
реализации мер по повышению эффективности перевозок рост себестоимости не
превысил 9%, что существенно ниже инфляции (12%). Кроме того, в 2003 г. почти в
два раза возрос объём капитальных вложений в приобретение подвижного состава.
На дороги поставлено около 400 новых пассажирских вагонов, 57локомотивов,
приобретено 3480 новых полувагонов, модернизировано с продлением срока службы
более 250 локомотивов, 180 секций электропоездов, 5,5 тыс. грузовых вагонов.
Активы ОАО «РЖД» на конец 2009 г. оценивались в 50,0 млрд. долл.[32]
Финансовое состояние железнодорожного транспорта в 2007-2009
гг. иллюстрируют табл.4 и табл. 5.
Данные о доходах и расходах по грузовым и пассажирским
перевозкам в 2007-2009 гг., млрд. руб.
2007
г.
2008
г.
2009
г.
2009
к 2008, %
Доходы
от перевозок, млн. руб.
320,870
418,976
522,573
124,7
в
т.ч.
от
грузовых
285,041
373,463
468,551
125,5
от
пассажирских
35,829
45,513
54,022
118,7
Расходы
по перевозкам, млн. руб.
273,974
395,102
476,472
120,6
в
т.ч.
по
грузовым
203,433
293,742
359,751
122,5
по
пассажирским
70,540
101,3600
116,721
115,2
Прибыль
от перевозок, млн. руб.
46,896
23,873
46,101
193,1
в
т.ч.
от
грузовых
81,608
79,721
108,801
136,5
от
пассажирских
-34,712
-55,847
-62,699
112,3
Отношение
доходов к расходам, %
117,12%
106,04%
109,68%
103,4
в
т.ч.
по
грузовым
140,12%
127,14%
130,24%
102,4
по
пассажирским
50,8%
44,9%
46,3%
103,1
Таблица 5.
Отчет о прибылях и убытках МПС и ОАО «РЖД» по международным
стандартам бухгалтерского учёта в 2007-2009 г.г., млн. руб.
Статья
2007
г.
2008г.
2009
г.
Выручка
350,832
463,718
617,514
Себестоимость
продукции
300,809
443,617
564,023
Проценты
к уплате
1,600
1,606
1,979
Начислено
амортизации
83,012
122,367
120,842
ЕВ1ТОА
(доход до уплаты налога на прибыль, процентов по кредитам и отчислений на износ
и амортизацию)
112,790
86,789
144,686
Прибыль
до налогообложения
28,177
-37,185
21,864
Прибыль
после налогообложения
9,582
-49,276
11,352
В 2007 г. разработан и утверждён Приказом Министерства
транспорта РФ (№124 от 17.08.07 г.) Порядок ведения раздельного учёта доходов,
расходов и финансовых результатов по видам деятельности, тарифным составляющим.
Система раздельного учёта послужила основой для принятия на государственном
уровне решения о компенсации убытков от пассажирских перевозок в дальнем сообщении
в размере 10,9 млн. руб.