рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственный финансовый контроль

Бюджетные полномочия ФК определены статьёй 166.1 БК РФ и постановлением Правительства РФ от 1.12.2004 №703 "О Федеральном казначействе". Полномочия Федерального казначейства можно разделить на четыре группы:

1) правоустанавливающие:

- устанавливает порядок кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; устанавливает порядок открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета.

2) операционно-платёжные:

- производит по законодательно установленным нормативам распределение доходов от налогов, сборов и иных поступлений в бюджеты бюджетной системы; открывает в Центральном банке Российской Федерации и кредитных организациях счета по учёту средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и устанавливает режим этих счетов в соответствии с Кодексом; осуществляет управление операциями со средствами на едином счёте федерального бюджета; осуществляет открытие и ведение лицевых счетов для учёта операций участников бюджетного процесса и другие.

3) учётные:

- получает от администраторов бюджетных средств бюджетную и финансовую отчётность об исполнении федерального бюджета; составляет и представляет в Минфин России бюджетную и финансовую отчётность об исполнении консолидированного бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

4) контрольные:

- осуществляет санкционирование оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, лицевые счета которых открыты в Федеральном казначействе; осуществляет приостановление операций по лицевым счетам, открытым главным распорядителям, распорядителям и получателям средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства.

За последние 15 лет произошли существенные изменения в развитии бюджетного процесса в Российской Федерации и в деятельности Федерального казначейства за этот период:

1. централизованы на едином казначейском счёте потоки доходов и расходов средств федерального бюджета, внедрён механизм эффективного управления данными средствами на едином счёте;

2. создана единая система кассового обслуживания бюджетов бюджетной системы РФ через органы ФК;

3. реализована принципиально новая система бюджетного учёта и финансовой отчётности, позволившая представить финансовую информацию об активах и обязательствах публично-правовых образований;

4. создана единая телекоммуникационная и информационная система органов Федерального казначейства, способствует эффективному и оперативному прохождению бюджетных средств;

5. создана единая система органов ФК, в которой работают профессионалы, творчески и ответственно подходящие к решению задач укрепления бюджетной системы России, целевого и эффективного использования бюджетных средств.

Действующая система органов Федерального казначейства представлена:

- центральным аппаратом (Федеральное казначейство – руководитель, 5 заместителей руководителя, 12 управлений);

- Управлениями по субъектам Российской Федерации (86 УФК по субъектам);

- Отделениями по городам и районам (более двух тысяч)

В казначейской системе работает более пятидесяти тысяч человек.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19.01.2005 № 30 "О типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти" и постановлением Правительства РФ от 28.07.2005 № 452 "О типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти" Приказом ФК от 10.04.2006 № 5н утверждён Регламент Федерального казначейства.

Регламент устанавливает правила организации деятельности Федерального казначейства по реализации его полномочий, в том числе общие правила организации взаимодействия Федерального казначейства с его территориальными органами, с министерством финансов РФ, в ведении которого оно находится, иными федеральными органами исполнительной власти.

Управления Федерального казначейства (далее - УФК) осуществляют полномочия Федерального казначейства на определённой территории в соответствии с утверждённой в установленном порядке схемой размещения УФК.

Организационная структура Федерального казначейства по Калужской области представлена Управлением Федерального казначейства по Калужской области (далее УФК) и 26 отделениями по городам и районам области.

Организационная структура УФК представлена 13 отделами. Руководитель УФК курирует следующие отделы: финансового обеспечения органов казначейства, административной и кадровой работы, юридической отдел, отдел режима секретности и безопасности информации, отдел информационных технологий. Заместители руководителя курируют следующие отделы: расходов, обслуживания силовых ведомств, кассового обслуживания исполнения бюджетов, внутреннего контроля, бюджетного учёта и отчётности по операциям бюджетов, доходов, операционный отдел, ведения федеральных реестров.

Общая схема организационной структуры УФК приведена в Приложении 1.

В соответствии с задачами, возложенными на органы Федерального казначейства, УФК в пределах своей компетенции осуществляет следующие функции:

·  ведёт учёт операций по кассовому исполнению федерального бюджета на территории Калужской области;

·  осуществляет распределение доходов от уплаты налогов, сборов и иных поступлений, между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с законодательством РФ, законом о бюджете Калужской области и правовыми актами представительных органов местного самоуправления о бюджетах муниципальных образований и сельских поселений;

·  осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета на территории Калужской области;

·  организует, осуществляет и учитывает операции по исполнению расходов федерального бюджета в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, актами Президента РФ, Правительства РФ, актами Министерства финансов РФ и Федерального казначейства, регулирующими исполнение расходов федерального бюджета и источников финансирования дефицита федерального бюджета;

·  составляет и представляет в установленном порядке в Федеральное казначейство отчётность о кассовом исполнение федерального бюджета на территории Калужской области и исполнении принятых УФК на учёт бюджетных обязательств, подлежащих оплате за счёт средств федерального бюджета, а также иную бюджетную отчётность;

·  осуществляет на территории Калужской области в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством субъекта РФ кассовое обслуживание исполнения бюджета субъекта РФ и местных бюджетов;

·  осуществляет предварительный и текущий контроль за ведением операций со средствами федерального бюджета главными распорядителями, распорядителями и получателями средств федерального бюджета;

·  и другие.

В настоящее время в процессе исполнения федерального бюджета используется термин "единый счёт федерального бюджета (ЕКС – единый казначейский счёт)" под которым подразумевается совокупность счетов, открытых центральному аппарату Федерального казначейства и Управлениям Федерального казначейства по субъектам РФ на балансовом счёте 40105 "Средства федерального бюджета".

Однако в первые годы перехода на казначейскую систему исполнения бюджета значительная часть денежных средств федерального бюджета была рассредоточена на отдельных банковских счетах участников бюджетного процесса. В такой ситуации недостаточно эффективно реализовывался один из основных принципов бюджетной системы – единство кассы. Реализация принципа единства кассы требовала организации зачисления всех кассовых поступлений и осуществления всех кассовых выплат с единого счёта бюджета.

Распоряжением Правительства РФ от 23.01.2000г. № 107-р была одобрена Концепция функционирования единого счёта федерального казначейства Минфина России по учёту доходов и средств федерального бюджета (далее – Концепция).

Целью Концепции являлась оптимизация потоков движения средств федерального бюджета, создание механизма эффективного управления средствами федерального бюджета и сокращение срока их прохождения до получателя бюджетных средств, обеспечение сохранности финансовых ресурсов и обеспечение централизованного учёта поступлений в бюджеты бюджетной системы РФ, а также получение оперативной информации о ходе исполнения федерального бюджета.

Реализация Концепции, как одной из приоритетных задач развития казначейского исполнения бюджета, позволила централизовать потоки доходов и средств федерального бюджета, значительно сократив сроки их оборачиваемости в рамках исполнения федерального бюджета.

С 1.01.2003г. во всех субъектам РФ внедрён механизм Единого счёта (далее – ЕКС), обеспечивающий концентрацию поступлений в бюджетную систему РФ и их распределение между бюджетами бюджетной системы РФ.

По состоянию на 1.01.2007г. во всех территориальных органах Федерального казначейства завершено внедрение технологии ЕКС федерального бюджета в части осуществления расходов федерального бюджета, а также учёта и распределения доходов бюджета. Это позволило консолидировать все остатки бюджетных средств на ЕКС и подкреплять его в пределах реальных потребностей для осуществления кассовых операций по оплате денежных обязательств РФ.

Будущее развитие механизма функционирования единого счёта федерального бюджета непосредственно связано с достижением цели управления ликвидностью ЕКС, создающей условия для более качественного и эффективного управления бюджетными средствами, направленного на обеспечение безусловного исполнения денежных обязательств федерального бюджета по мере наступления сроков платежей по ним.

УФК по Калужской области открыты счета в ГРКЦ ГУ ЦБ банка России по Калужской области (Приложение 2).

2.2 Организация обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства, и осуществление текущего контроля за ведением операций со средствами федерального бюджета главных распорядителей и получателей средств федерального бюджета

Федеральное казначейство в соответствии с Положением осуществляет правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета.

Казначейское исполнение бюджета по расходам рассматривается как исполнение бюджетов всеми участниками этого процесса на принципах, выражающих отличительные признаки казначейских методов и технологий. К ним относятся: применение лицевых счетов бюджетных учреждений, отражающих движение денежных средств, исходя из предусмотренных объёмов финансирования лимитов бюджетных обязательств, кассовые расходы и остатки бюджетных средств с единого счёта бюджета, минуя промежуточные звенья управления, до конечных получателей, создание условий для повышения оперативности и качества предварительного и текущего контроля за расходованием бюджетных средств и др.

Кассовое обслуживание получателей средств федерального бюджета осуществляется с использованием лицевых счетов, открываемых учреждениям, включённым в Сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета в органах Федерального казначейства.

Организация обслуживания лицевых счетов, открытых в органах Федерального казначейства и осуществление текущего контроля за движением средств федерального бюджета с лицевых счетов бюджетополучателей (участников бюджетного процесса) в органах Федерального казначейства по Калужской области осуществлялась до 01.01.2009 в соответствии с Приказом Минфина РФ № 142н "О порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета", а с 01.01.2009 осуществляется на основании Приказа Федерального казначейства РФ от 7.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами".

Главный распорядитель, распорядитель средств, получатель средств, иной получатель средств, которым в установленном порядке в органе Федерального казначейства открыты соответствующие лицевые счета, являлись клиентами, с 01.01.2009г. – участниками бюджетного процесса.

Регистр аналитического учёта органа Федерального казначейства, предназначенный для отражения лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных обязательств, объёмов финансирования и кассовых выплат, осуществляемых по поручению клиента, органами федерального казначейства в процессе исполнения расходов федерального бюджета, является лицевой счёт клиента (участникf бюджетного процесса).

Для учёта операций по исполнению федерального бюджета в Управлении Федерального казначейства по Калужской области в РКЦ г. Калуги открыты следующие бюджетные счета:

№ 40101 – "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы РФ" – для учёта поступлений в бюджетную систему и распределения доходов в бюджеты различных уровней. Налогоплательщики области перечисляют на указанный счёт налоговые и неналоговые доходы. Управление обеспечивает учёт в разрезе кодов доходов и распределяет их между бюджетами различных уровней.

№ 40105 – "Средства федерального бюджета" – для учёта денежных средств, выделенных получателям федерального бюджета, имеющих счета в Управлении и отделениях по районам и городам, и проведения кассовых расходов по федеральному бюджету в части безналичных расчётов.

№ 40503 – "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" – для учёта операций по приносящей доход деятельности и для учёта операций, по осуществлению оперативных мероприятий.

№ 40116 – "Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателей" – для учёта средств, для получения их для наличных расчётов федеральных учреждений, имеющих лицевые счета в УФК, для взноса наличных средств для дальнейшего отражения на лицевых счетах по учёту средств федерального бюджета и учёта операций с внебюджетными средствами.

№ 40302 – "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных органов" – для учёта денежных средств, поступающих во временное распоряжение федеральных учреждений, имеющих лицевые счета в органах Федерального казначейства области.

Для учёта операций, осуществляемых главными распорядителями бюджетных средств, распорядителями бюджетных средств, получателями бюджетных средств (участники бюджетного процесса), открываются лицевые счета в органах Федерального казначейства по месту нахождения клиента (участника бюджетного процесса).

По состоянию на 01.01.2009г. в УФК по Калужской области было открыто на балансовом счёте 40105 - 343 лицевых счета, из них лицевые счета распорядителей – 11, лицевые счета получателей – 297, лицевые счета по дополнительному финансированию за счёт аренды – 34, лицевые счета для отражения операций по источникам финансирования дефицита федерального бюджета – 1.

Для открытия лицевого счёта распорядители средств и получатели средств в орган Федерального казначейства предоставляли следующие документы: заявку на открытие лицевого счёта; копию учредительного документа, заверенную учредителем или нотариально; карточку образцов подписей, заверенную подписью руководителя (его заместителя) вышестоящей организацией и оттиском гербовой печати вышестоящей организации или нотариально; заверенный подписями руководителя и главного бухгалтера распорядителя средств перечень иных получателей средств, находящихся в его ведении; копию документа о государственной регистрации, заверенную учредителем или нотариально, либо органом, осуществляющим государственную регистрацию.

При открытии лицевого счёта орган Федерального казначейства присваивал им в установленном порядке номера. При этом номер лицевого счёта однозначно определял принадлежность распорядителя или получателя средств по отношению к главному распорядителю средств.

Лицевые счета регистрируются органом Федерального казначейства в Книге регистрации лицевых счетов. В книге регистрации счетов открываются отдельные разделы, соответствующие кодам лицевых счетов. Книга регистрации лицевых счетов пронумеровывается, прошнуровывается и заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера органа Федерального казначейства и его печатью. Запись в книгу регистрации лицевых счетов и внесение в неё изменений осуществляется с санкций главного бухгалтера уполномоченным работником органа Федерального казначейства.

В рамках проводимой бюджетной реформы Федеральным казначейством России в соответствии со ст. 166.1 и 220.1 Бюджетного Кодекса, согласно которым лицевые счета открываются и ведутся органами Федерального казначейства в порядке, установленным самим Федеральным казначейством, разработан новый Порядок открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами, который вступил в силу с 1 января 2009 года. Этот порядок пришёл на смену, предшествующей с 2002 года Инструкции, утверждённой приказом Минфина РФ от 31.12.2002г. № 142н. В этом Порядке аккумулированы все основополагающие правила открытия и ведения лицевых счетов всех участников бюджетного процесса. В отличие от прежней Инструкции, содержащей общее понятие лицевых счетов для учёта операций, осуществляемых в процессе исполнения расходов федерального бюджета, новый Порядок в первом своём пункте детально конкретизирует, для учёта каких операций он разработан. Также он предусматривает новый перечень лицевых счетов, которые могут быть открыты органами Федерального казначейства для осуществления этих операций. С 1 января 2009г. их стало 11: лицевой счёт главного распорядителя бюджетных средств; лицевой счёт бюджета; лицевой счёт получателя бюджетных средств; л/с администратора доходов бюджета; л/с для учёта операций со средствами, поступающими во временное распоряжение учреждения; л/с главного администратора источников внутреннего финансирования дефицита; л/с главного администратора источников внешнего финансирования дефицита; л/с администратора источников внутреннего финансирования дефицита бюджета; л/с администратора источников внешнего финансирования дефицита бюджета; л/с иного получателя бюджетных средств; л/с для учёта операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств.

Из приведённого выше списка очевидно, что виды лицевых счетов, которые с 2009 года открываются участникам бюджетного процесса, зависят от их полномочий.

Согласно ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 26.04.2007 № 63-ФЗ) исполнение бюджета по расходам предусматривает следующие этапы: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.

Процедура санкционирования оплаты денежных обязательств в соответствии с п. 5 ст. 219 Бюджетного Кодекса РФ осуществляется в форме совершения разрешительной надписи (акцепта) после проверки наличия документов, предусмотренных порядком санкционирования оплаты денежных обязательств.

Федеральное казначейство, исходя из показателей сводной бюджетной росписи, лимитов бюджетных обязательств, распределения объёмов финансирования доходов, направляло главным распорядителям бюджетных средств казначейское уведомление об объёмах бюджетных ассигнований, лимитах бюджетных обязательств и объемах финансирования расходов.

Распределение главными распорядителями бюджетных средств, лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования расходов (бюджетные ассигнования) по распорядителям и получателям, находящимся в его ведении, оформлялось расходными расписаниями.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.