рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственный финансовый контроль

Анализ результатов текущего контроля показал, что наибольшая сумма пришлась на платёжные документы, возвращённые клиентам в 4 квартале, - 84,6% млн. рублей - 34,7%.

По сравнению с 2006 годом, в целом, сумма платёжных документов, возвращенных клиентам, уменьшилась в 1,9 раз, из них: в 2,3 раза по причине неправильного оформления платёжных документов и в 1,3 раз – из-за превышения суммы, указанной в расчётно-денежном документе, над остатками, отражёнными на лицевом счёте, лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования. В то же время, в 2,5 раза увеличилась сумма платёжных документов, возвращенных клиентам по причине несоответствия показателя бюджетной классификации РФ, указанного в платёжном документе, проводимой операции. Одной из причин снижения суммы возвращённых платежных документов явилось то, что в Калужской области в 2007 году проводился эксперимент по Приказу Минфина РФ от 18.07.2006г. № 95н "Об утверждении условий проведения эксперимента по осуществлению и учёту операций по использованию субсидий и субвенций, направленных из федерального бюджета в субъект РФ…", в соответствии с которым операции по осуществлению кассовых выплат субвенций и субсидий осуществлялись с лицевых счетов открытых в финансовых органах субъекта.

В разрезе ведомственной подчиненности получателей средств федерального бюджета, наибольший удельный вес суммы платёжных документов, возвращённых бюджетополучателям, пришёлся на учреждения: Федерального дорожного агентства – 17,77%, Министерства обороны РФ – 13,23%, Министерства внутренних дел РФ – 10,29%, Федеральной службы исполнения наказаний – 7,46%.

В 2008 году возвращено клиентам платёжных документов на общую сумму 1920,80 млн. рублей, из них из-за:

- несоответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, представленном в орган Федерального казначейства получателем средств федерального бюджета, - 25,24 млн. рублей - 1,31%

- превышения кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведёнными до них лимитами бюджетных обязательств и объёмами финансирования – 80,30 млн. рублей - 4,18%

- отсутствия у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств, - 500,46 млн. рублей - 26,06%

- неправильного оформления платёжных документов в соответствии с требованиями Центрального Банка России и Министерства финансов РФ – 1314,80 млн.рублей - 68,45%.

Из общей суммы платёжных документов, возвращенных клиентам, 1114,84 млн. рублей или 58,04% пришлось на средства, выделенные бюджету субъекта РФ в порядке межбюджетных отношений.

Наибольшая сумма пришлась на платёжные документы, возвращенные бюджетополучателям отделами Управления отделами Управления: кассового обслуживания исполнения бюджета (1073,18 млн. рублей или 58,87%), расходов (256,84 млн. рублей или 13,37%) и обслуживания силовых ведомств (122,11 млн. рублей или 6,36%) и Отделениями по городам Калуге (264,17 млн. рублей или 13,75%) и Обнинску (94,05 млн. рублей или 4,90%).

В разрезе ведомственной подчинённости получателей средств федерального и областного бюджетов наибольший удельный вес суммы платёжных документов, возвращённых бюджетополучателям, пришёлся на учреждения: Министерства дорожного хозяйства Калужской области – 22,10%, Министерства образования и культуры Калужской области – 12,41%, Федерального дорожного агентства 12%, Федеральной службы исполнения наказаний – 3,59%, а также на Министерство здравоохранения и социального развития Калужской области – 11,77% и Министерство сельского хозяйства Калужской области – 5,69% (Приложение 6).

Анализируя возврат платёжных документов в разрезе ведомственной подчинённости можно констатировать, что на протяжении трёх лет Федеральное дорожное агентство и Федеральная служба исполнения наказаний нарушали требования Центрального банка РФ и Минфина РФ по оформлению платёжных документов, предъявляемых в Федеральное казначейство. Здесь можно сделать следующий вывод: распорядители средств недостаточно знают требования законов, нормативных правовых актов.

В сравнении с 2007 годом (без учёта средств, выделенных бюджету субъекта РФ в порядке межбюджетных отношений) общая сумма платёжных документов, возвращённых бюджетополучателям, увеличилась в 3,3 раза или на 561,86 млн. рублей. Одной из причин такого резкого увеличения суммы платёжных документов, возвращённых получателям средств, явилось то, что в 2008 году органы Федерального казначейства вновь стали осуществлять текущий контроль за субсидиями, субвенциями, выделенными Калужской области. Из них в:

– в 1,8 раза или на 25,96 млн. руб. из-за превышения кассовых расходов, осуществляемых получателями средств федерального бюджета, над доведёнными до них лимитами бюджетных обязательств и объёмами финансирования;

– в 3,2 раза или на 65,76 млн. руб. из-за отсутствия у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение у него денежных обязательств;

– в 3,9 раза или на 471,85 млн. руб. из-за неправильного оформления платёжных документов в соответствии с требованиями Центрального банка России и Министерства финансов РФ.

В тоже время, сумма платёжных документов, возвращённых клиентам по причине несоответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе, сократилась на 1,71 млн. рублей или на 9,15%.

Анализируя результаты текущего контроля в целом, можно выявить следующую динамику: в 2008 году сумма платёжных документов, возвращённых бюджетополучателям значительно превысила предыдущие годы и составила 1920,8 млн. рублей, что в 4,2 раза больше, чем в 2006 году и в 7,8 раз больше, чем в 2007 году.

Анализируя результаты за 3 года в разрезе видов нарушений и отделений можно констатировать следующее.

По показателю "неправильность оформления платёжных документов" в Жуковском районе идёт значительное превышение - с 165,6 тыс. рублей в 2006г. до 5092,1 тыс. рублей в 2008, в Медынском - с 108,5 тыс. рублей в 2006г. до 15142,6 тыс. рублей в 2008г., Мещовском – с 94,8 тыс. рублей до 1482,2 тыс. рублей, Юхновском – с 63,1 тыс. рублей до 1771,9 тыс. рублей, по г. Калуга – с 71430,2 тыс. рублей до 225003,2 тыс. рублей и в Отделе кассового обслуживания – с 16037,8 тыс. рублей до 661779,5 тыс. рублей соответственно. Уменьшение наблюдается только в Ульяновском и Думиничском районах. Также в Ульяновском, Мосальском и Износковском районах не выявлено нарушений, связанных с показателем "отсутствие у получателя соответствующих документов". По 2006 году это нарушение составило 28732,4 тыс. рублей, что на 17,5% меньше 2008 года. В ошибках "по несоответствию кода бюджетной классификации" по 2008 году наименьшие суммы нарушений выявлены в Барятинском, Износковском, Куйбышевском, Спас-Деменском и Хвастовичском районах и составляли 6,4 тыс. рублей, 5,6 тыс. рублей, 6,5 тыс. рублей, 4,6 тыс. рублей и 4,4 тыс. рублей соответственно. Наибольшие суммы нарушений в г. Калуге, Отделе кассового обслуживания исполнения бюджетов и Отделе обслуживания силовых ведомств Управления и составляли 7633,4 тыс. рублей, 5627,3 тыс. рублей и 3026,9 тыс. рублей, соответственно. По показателю "несоответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации РФ, указанному в платёжном документе" – превышение в 2008 году по сравнению с 2006 годом составляет 3,3 раза. По показателю "отсутствие у получателя средств федерального бюджета документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств" – превышение в 2008 году по сравнению с 2006 годом составляет 17,5 раз. По показателю "неправильное оформление платёжного документа" – превышение в 2008 году по сравнению с 2006 годом составляет 3,5 раза и по показателю "сумма платёжного документа, возвращённого бюджетополучателю (всего)" – превышение в 4,2 раза (Приложение 7).

Причинами большого роста возвращённых платёжных документов могут быть следующие:

1) в 2008 году платёжные поручения на осуществление расходов, производимых за счёт субсидий и субвенций, выделенных из федерального бюджета Калужской области, вновь стали проходить через лицевые счета, открытые в Федеральном казначействе;

2) повысилось качество работы отделов Управления и Отделений в осуществлении текущего контроля

3) во всех Отделениях с 2008 года стал применяться БиПринт, с помощью которого проверялись платежи клиентов на правильность их оформления.


ГЛАВА 3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ ЕГО РАЗВИТИЯ

3.1 Мероприятия, проводимые по совершенствованию государственного финансового контроля в РФ

Приоритетным направлением государственной финансовой политики в Российской Федерации является создание адекватной современным экономическим условиям системы управления, важным функциональным элементом которой является государственный финансовый контроль. Создание действенной системы государственного финансового контроля сегодня следует рассматривать как существенный фактор укрепления Российской экономики, стабильности финансовой системы в целом.

Для усиления действенности государственного финансового контроля необходима реализация следующих основных задач:

1) Обеспечение системного подхода к организации государственного финансового контроля;

2) Повышение роли государственного финансового контроля в сфере обеспечения финансовой безопасности государства;

3) Создание условий для дальнейшего внедрения в деятельность контрольных органов аудита эффективности использования государственных средств;

4) Усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля;

5) Совершенствование организации деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования.

Системный подход к организации государственного финансового контроля предполагает, прежде всего, определение его места и роли в единой системе контроля, осуществляемого государством в целом, а также формирование концептуальных основ государственного финансового контроля и его важнейшей сферы – бюджетного контроля.

Важным шагом на пути построения эффективной и действенной системы государственного финансового контроля в РФ является разработка и принятие ряда законов. Например, в федеральном законе "О государственном финансовом контроле" необходимо определить такие понятия, как "государственный финансовый контроль", "внешний" и "внутренний" финансовый контроль; определить и закрепить статус высшего органа государственного финансового контроля. Следует также уточнить полномочия контрольных органов в соответствии с чётко сформулированными целями и задачами их деятельности.

В Российской Федерации должна быть создана единая унифицированная система стандартов, органично объединяющая все виды и направления финансового контроля. Стандарты, устанавливающие общие положения и процедуры, могут служить базой для разработки стандартов, определяющих особенности каждого вида финансового контроля.

Важным направлением создания отлаженной системы государственного финансового контроля является чёткое определение полномочий органов внешнего и внутреннего государственного финансового контроля. Ещё одним из важнейших направлений совершенствования государственного финансового контроля, усиления его действенности является создание современного информационного обеспечения, которое позволит существенно сократить сроки контрольных мероприятий, особенно на стадии подготовки к проверке и оформлению заключительных документов.

Создание информационной системы становится многоэтапным процессом, в котором, в первую очередь, должны создаваться внутренний информационные системы, расширение функциональных и технических возможностей которых позволит, в конечном итоге , создать единую информационную систему, адекватную современным задачам формирования законодательства и методологии государственного финансового контроля.

Создание эффективной и действенной системы предполагает усиление его роли в обеспечении финансовой безопасности государства. В целях дальнейшего совершенствования государственного финансового контроля в сфере финансовой безопасности необходимы: дальнейшее развитие методологии национальной системы противодействия легализации доходов, полученных преступным путём; разработка критериев и показателей, позволяющих судить о соблюдении всеми экономическими субъектами требований финансовой безопасности; совершенствование системы мониторинга финансовых операций, связанных с рынком ценных бумаг; нацеленность контроля на оценку целесообразности привлечения, законности и эффективности использования иностранных займов.

Важнейшим направлением реформирования бюджетного процесса сегодня является повышение эффективности и результативности бюджетных расходов. В связи с этим, значение создания условий для дальнейшего внедрения в практическую деятельность органов государственного финансового контроля аудита эффективности государственных средств трудно переоценить.

Это факт предопределяет направления дальнейшего совершенствования системы государственного финансового контроля, ориентируя контрольно-счётные органы не только на проверки целевого использования бюджетных и внебюджетных средств, законности принимаемых органами исполнительной власти или отдельными должностными лицами управленческих решений, но и на анализ их деятельности с позиций её эффективности и результативности.

Важным шагом на пути внедрения аудита эффективности в практическую деятельность органов государственного контроля является его законодательное обеспечение. Следует дополнить нормативную правовую базу рядом положений. Необходимо усиление ответственности должностных лиц и организаций за нарушения бюджетного законодательства, а также более полная реализация превентивной функции государственного финансового контроля.

Для реализации задач предстоит совершенствовать систему управления своей деятельностью на основе имеющегося опыта. Основными аспектами совершенствования деятельности контрольных органов в новых условиях административного реформирования являются:

- внедрение механизмов управления результатами;

- стандартизация и регламентация деятельности;

- оптимизация организационной и функциональной структуры;

- кадровое и административно-управленческое обеспечение процесса реализации административной реформы.

Реализация предложенных направлений усиления действенности государственного финансового контроля, его совершенствования позволит обеспечить функционирование государственного финансового контроля в Российской Федерации как целостной системы и поднять на новый качественный уровень управление государственными финансовыми ресурсами.

Также нужно обратить внимание на проблему эффективности государственного внешнего финансового контроля, что касается внутреннего контроля в организациях, финансируемых государством, там есть специфика, нуждающаяся в специальном исследовании.

3.2    Внутренний контроль и аудит в органах Федерального казначейства

На всех уровнях государственного управления существует потребность в контроле, который является одной их важнейших функций государственного управления, обеспечивающей строгое соблюдение бюджетной дисциплины и надлежащее исполнение законов всеми субъектами хозяйственной деятельности независимо от форм собственности и организационно-правового устройства.

Для повышения эффективности системы управления в органах Федерального казначейства решением Коллегии Федерального казначейства от 23.12.2005г. № 1/1 утверждена Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2008 годах.

Принятая Концепция закрепляет ключевые цели и задачи системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе и определяет основные направления совершенствования в данной сфере деятельности. Под системой внутреннего контроля и аудита понимается совокупность организационной структуры и правил её функционирования при осуществлении контроля за соблюдением установленного порядка осуществления деятельности и состоянием внутреннего контроля.

Целями системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе являются:

- обеспечение соблюдения законодательных, нормативных правовых актов;

- повышение эффективности деятельности;

- повышение качества осуществления государственных функций.

Под внутренним контролем в целях Концепции понимается процесс, осуществляемый руководством и работниками Федерального казначейства, который направлен на соблюдение законодательных, нормативных правовых актов и регламентов, повышение эффективности и результативности осуществляемых операций, качество составляемой отчётности.

Целью внутреннего контроля является обеспечение оперативного контроля за осуществлением функциональных и административно-управленческих процессов в органах Федерального казначейства. На современном этапе реформирования бюджетного процесса значению раннего контроля уделяется огромное внимание, во-первых, это результат растущего понимания ограничений в возможностях внешнего аудита воспрепятствовать возникновению и выявлению недочётов, во-вторых, большое понимание завоевало чёткое обозначение ответственности руководителя за осуществляющую деятельность.

Внутренний контроль не является некой организационной единицей, а представляет собой работу, в которой все сотрудники в большей или меньшей степени принимают участие. Он состоит из чётко очерченной ответственности и ясно описанных функциональных обязанностей каждого сотрудника Федерального казначейства: текущей работы по ведению счетов, порядка санкционирования платежей, ежемесячной финансовой отчётности. Внутренний контроль состоит из самой процедуры контроля и мониторинга, с помощью которого оценивается работа средств контроля и принимаются решения по осуществлению необходимых направлений. Таким образом, в органах Федерального казначейства внутренний контроль организуется на уровнях:

1. специалиста – осуществление им самоконтроля в рамках своих должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом;

2. структурного подразделения – осуществление регулярных проверок операций и процедур, осуществляемых сотрудниками структурного подразделения;

3. руководства органа Федерального казначейства – осуществление контроля за деятельностью структурных подразделений органа Федерального казначейства.

Количество специалистов, принимающих непосредственное участие в процессе внутреннего контроля, формируется адекватно количеству предполагаемых операций соответствующего структурного подразделения.

По завершении внутренней проверки непосредственным начальником специалиста структурного подразделения, совершается санкционирование операций по обеспечению кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований.

Существующий порядок проведения контрольных мероприятий не позволяет контролировать качество, результативность и эффективность осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности. В этой связи в практику деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов внедряется осуществление внутреннего аудита.

Под внутренним аудитом понимается объективная деятельность, направленная на обеспечение законности, предоставление рекомендации по повышению эффективности и результативности деятельности учреждения, повышение эффективности внутреннего контроля и качества составляемой отчётности.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.