рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Государственный финансовый контроль

Внутренний аудит в учреждении осуществляет отдельная структурная единица – отдел внутреннего контроля (ОВК) Управления Федерального казначейства по субъектам РФ. Эта служба призвана объективно, и независимо оценивать эффективность применяемых в ведомстве процедур работы, надёжность созданной в нём защиты от злоупотреблений, общий уровень качества принимаемых решений. Служба внутреннего аудита – ОВК, создаётся не ради проверки правильности каждого решения о расходовании бюджетных средств или каждого конкретного платежа. Кроме того, служба внутреннего аудита должна осуществлять аудит эффективности бюджетных расходов, для того чтобы были приняты правильные решения в управлении учреждением.

В международной теории и практики внутреннего аудита выделяется два направления его развития:

- включение в систему аудита качественных показателей, отражающих эффективность использования ресурсов и достижения поставленных целей;

- контроль соблюдения нормативных правовых актов, совершенствование системы учёта и состояния финансовой отчётности.

Бюджетный аудит состоит из аудита эффективности использования бюджетных ресурсов (аудит эффективности), аудита содержания и процесса применения административных процедур с целью минимизировать возникновения рисков (риск – аудит) и аудита постановки внутреннего контроля у проверяемого субъекта (аудит контроля).

Аудит эффективности представляет собой проверку результатов деятельности государственных органов с целью определения эффективности использования государственных средств, полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.

Аудит контроля можно разделить на две составляющие: анализ и оценка организации внутреннего контроля и проведение контрольных мероприятий с целью проверки соблюдения применения нормативных, законодательных актов, регламентирующих деятельность учреждения.

Внедрение в практическую деятельность Федерального казначейства внутреннего аудита позволит:

- обеспечить организацию и осуществление анализа и оценки проводимого внутреннего контроля исполнения Федеральным казначейством законодательных, нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

- обеспечить осуществление системного и объективного контроля за соблюдением порядка исполнения установленных процессов и процедур, проведением и учётом соответствующих операций, отражением их в бюджетном учёте и отчётности, соблюдением полномочий при их санкционировании;

- обеспечить осуществление процедур управления казначейскими рисками, возникающими в деятельности органов Федерального казначейства;

- обеспечить осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений законодательных, нормативных правовых актов и внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;

- обеспечить определение эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов;

- обеспечить определение целесообразности проводимых процессов, процедур и операций.

Согласно Концепции развития внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства основными целями проведения внутреннего аудита в органах Федерального казначейства являются:

1) обеспечение законности осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

2)      обеспечение эффективности осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере деятельности;

3) предоставление объективной информации о законности, эффективности осуществляемых процессов, использовании Федеральным казначейством государственных финансовых и нефинансовых ресурсов, качестве составляемой отчётности.

Осуществление внутреннего аудита позволит:

·  обеспечить проведение анализа и оценки деятельности системы Федерального казначейства;

·  оперативно получать объективную информацию о состоянии деятельности системы Федерального казначейства для принятия своевременных управленческих решений.

План мероприятий по реализации Концепции, которая в настоящее время не до конца реализована, предусматривает решение ряда новых задач по развитию ведомственного контроля и аудита в Федеральном казначействе, в том числе повышение эффективности транспортности и действенности контрольных мероприятий, комплексное формирование нормативно-методической базы системы ведомственного контроля, составным элементом которой должны быть периодически обновляемые программы проверок, методики организации проверочных мероприятий, оформление их результатов, дальнейшее совершенствование инструментария проверочной деятельности, в части более широкого проведения камеральных проверок и самопроверок.

Для повышения эффективности системы управления необходимо постоянно совершенствовать систему контроля и основным условием её совершенствования является обеспечение непрерывности осуществления контрольных функций.

Функции внутреннего контроля и аудита:

1)      функция контроля – выявление нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов при осуществлении деятельности;

2) аналитическая функция – осуществление анализа и оценки выявленных нарушений и недостатков, определение причин их возникновения, подготовка предложений, направленных на их устранение и на совершенствование деятельности;

3) информационная функция – обеспечение представления информации о результатах контроля для принятия соответствующих решений, направленных на минимизацию рисков, устранение выявленных недостатков и нарушений деятельности;

4) координационная функция – организация контрольной деятельности с учётом её видов, форм и методов для обеспечения системности внутреннего контроля и аудита.

Основной приоритет в задачах принадлежит развитию системы внутреннего контроля в направлениях методического обеспечения, процессного подхода к проведению контрольных мероприятий и его регламентации, а также контроль и аудит исполнения процессов, установленных технологическими регламентами, что в итоге повысит степень прозрачности и будет являться мерой устранения нарушений и недостатков в деятельности территориальных органов Федерального казначейства.

Необходимо отметить, что 12-15 мая 2009 года Федеральным казначейством было организовано и проведено Всероссийское совещание на тему "Внутренний контроль и аудит в органах Федерального казначейства", на котором присутствовали руководители и начальники отделов внутреннего контроля из сорока Управлений по субъектам. Именно "практики с мест" обсуждали проблемы, осуществления внутреннего контроля, а также выработали ряд предложений по совершенствованию контрольных мероприятий, проводимых органами Федерального казначейства.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с целью работы и поставленными задачами в ходе исследования была изучена общая и специальная литература, касающаяся организации финансового контроля, в том числе и текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета.

На основании проведённого исследования сделаны следующие выводы:

1. Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля – обязательный и непременный элемент системы финансовой политики.

Государственный финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закреплённого за государственными учреждениями.

2. В зависимости от времени совершения контрольных действий различают следующие формы финансового контроля: предварительный, текущий и последующий. Текущий контроль наряду с предварительным контролем становится основной формой контроля, осуществляемого органами Федерального казначейства.

3. Федеральное казначейство в соответствии с Положением "О Федеральном казначействе", утверждённым постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703, является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим в соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций со средствами федерального бюджета. Для выполнения возложенных задач УФК по Калужской области концентрирует на своих счетах все платёжные операции федерального бюджета и осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей расходованию средств федерального бюджета и платежам с этих счетов.

4. В ходе текущего контроля за средствами федерального бюджета платёжные документы клиентам возвращаются из-за: несоответствия показателя бюджетной классификации РФ, указанного в платёжном документе, проводимой операции; превышения суммы, указанной в расчётно-денежном документе получателя средств на осуществление кассового расхода, над остатком, отражённым на лицевом счёте лимитов бюджетных обязательств и объёмов финансирования; отсутствия документов, подтверждающих возникновение у получателя денежных обязательств по оплате за поставленные товары, оказанные услуги, выполненные работы.

Анализ результатов текущего контроля, проведённого УФК по Калужской области показал, что по видам нарушений в 2006 – 2008 годах наибольшая сумма пришлась на платёжные документы, возвращённые по причине неправильного их оформления в соответствии с требованиями Центрального банка России и Минфина РФ, наименьшая же сумма пришлась на платёжные документы, возвращённые по причине несоответствия содержания проводимой операции коду бюджетной классификации.

5. В целях повышения в Федеральном казначействе эффективности управления и использования ресурсов путём повышения результативности контрольной деятельности необходимо принципиально изменить подходы к организации и осуществлению ведомственного контроля.

Для обеспечения разработки и внедрения системы внутреннего аудита, была разработана и осуществляется до настоящего времени Концепция развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2008 годах.

Одной из главных проблем в области организации финансового контроля является отсутствие единой нормативной правовой базы финансового контроля, регламентирующей все существенные аспекты, связанные с его организацией и осуществлением.

Более того, до сих пор в Российском законодательстве не даны чёткие определения даже самому понятию "финансовый контроль" и "государственный финансовый контроль", а также не закреплены единые принципы финансового контроля. До сих пор отсутствует единая концепция осуществления финансового контроля.

Исходя из этих проблем, возникает потребность разработки и принятия соответствующей законодательной базы, и важную роль здесь должен сыграть федеральный закон "О государственном финансовом контроле".

Также очевидна необходимость построения чёткой системы органов финансового контроля. В условиях бюджетирования, ориентированного на результат, необходимо не просто определить органы финансового контроля и их полномочия, но и разграничить органы внутреннего и внешнего финансового контроля, их цели и задачи.

В новых условиях задача внешнего контроля, в первую очередь, заключается в определении того, достаточно ли эффективно действует внутренний контроль. Кроме того, акцент внешнего контроля, как правило, переносится с традиционного аудита на аудит эффективности, который направлен на проверку того, насколько эффективно и экономно расходуются государственные средства.

В случае если удастся эффективно решить проблемы, связанные с внедрением аудита эффективности, то данный тип контроля станет весьма действенным и результативным, существенно повысив эффективность и результативность использования бюджетных средств.

Всё это создаст благоприятную среду для совершенствования финансового контроля, позволит повысить качество контроля и управления государственными ресурсами. От того, каким образом в обществе решён вопрос организации финансового контроля, во многом зависит то, какими путями, какими темпами будет осуществляться его развитие, как государство будет обеспечивать социально-экономическое благополучие своих граждан и многое другое.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Конституция Российской Федерации

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации

3.      Федеральный закон от 15.09.1996г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"

4. Федеральный закон от 19.12.2006г. № 283-ФЗ "О федеральном бюджете на 2007 год"

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.07.199г. № 806 "О порядке учёта территориальными органами Федерального казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счёт средств федерального бюджета"

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.05.2004г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных расходов"

7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. № 329 "О Министерстве финансов Российской Федерации" (с изменениями от 30 января 2008 года)

8. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.10.2004г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе"

9. Постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004г. № 703 "О Федеральном казначействе"

10. Постановление Правительства Российской Федерации от 19.01.2005г. № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти"

11. Постановление Правительства Российской Федерации от 28.07.2005г. № 452 "О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти"

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 23.02.2007г. № 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007"

13. Приказ Министерства финансов РФ от 1.10.2008 г № 87н "О порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получения средств федерального бюджета и администрирование источников финансирования дефицита федерального бюджета"

14. Приказ Министерства финансов РФ от 7.10.2008 № 7н "О порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его территориальными органами"

15. Приказ Министерства финансов РФ от 21.09.2004г. № 85н "О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы РФ" (с изм. от 02.05.2006г.)

16. Приказ Министерства финансов РФ от 18.07 2005г. № 128 "Об обмене электронными документами в системе ФК"

17. Положение о Министерстве финансов РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.2004г. № 329) (с изм. от 30.01.2008г.)

18. Положение о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.10.2004г. № 506) (с изм. от 22.02.2008г.)

19. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. № 278)

20. Положение о Федеральной таможенной службе (утв. постановлением Правительства РФ от 26.07.2006г. № 459)

21. Положение об особенностях расчётно-кассового обслуживания территориальных органов Федерального казначейства, утверждённым ЦБ РФ № 298-П и Минфином России № 173н от 13.12.2006г.

22. Инструкция "О порядке открытия и ведения Федеральным казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета", утверждённая Приказом Министерства финансов РФ от 31.12.2002г. № 142н (с изм. от 12.11.2007г.)

23. Инструкция "О порядке открытия и ведения территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учёта операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основания смет доходов и расходов", утверждённая Приказом Минфина России № 46н от 21.06.2001г. (с изм. от 1.01.2008г.)

24. Афанасьев М.В. "Основы бюджетной системы". Учебное пособие – М., ГУВШЭ, 2004г. – 127с.

25. Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в РФ. Теория и практика. – М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и Ко", 2002г. – 126с.

26. Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред. Романовского М.В., Врублёвской О.В. – 3-е изд., испр. и переп. – М.: Юрайт, 2004г.

27. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ. Учебник – 2-е изд., испр. и доп. – М.: изд-во "Дашков и Ко", 2003г. – 53с.

28. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики – М.: Финансовый контроль, 2005г. – 215с.

29. Грачёва Е.Ю Государственный финансовый контроль в Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы законодательного обеспечения: Материалы научно-практической конференции. – М., 2002г.

30. Ковалёва А.М. Финансы. Учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2006г. – 87с.

31. Ковалёв В.В. Финансы. Учебник, 2-е изд., переп. и доп. – М.: Проспект, 2006г. – 26с.

32. Казначейская система: опыт Санкт-Петербурга / под ред. Кротова В.Ю., Романовского Н.В. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: изд-во Вестника комитета финансов, 2005г. – 178с.

33. Контроль и ревизия: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", "Финансы и кредит" / О.С. Макоев; под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. – 256с.

34. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. Учебник, 4-е изд. – М.: изд-во "Дашков и Ко", 2006г. – 112с.

35. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ. Учебное пособие – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005г. – 37с.

36. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В., Врублёвской О.В., Собанти – М.: Юрайт-М, 2002г. – 141с.

37. Астахов А.А., Озеряков А.С. "Всё о финансовом контроле" // Финансы, № 6, 2006г. – С. 72

38. Ермилов В.Г. "К теории государственного финансового контроля" // Финансы, № 2, 2005г. – С. 62

39. Жоромская Н.Н "Комментарии по применению экономической классификации расходов бюджетов РФ, начиная с 2005г." // Советник бухгалтера, № 11(23), ноябрь 2004г. – С.17

40. Касьянова Е.В. "Изменения в порядке открытия и ведения лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального бюджета в органах Федерального казначейства" // БиНО: Бюджетные учреждения, № 6, 2004г. – С.64

41. Козиков Р.А "Ведомственный финансовый контроль на современном этапе" // Бюджет, № 6, 2007г. – С.19

42. Малинина Е.А. "Новый порядок открытия и ведения лицевых счетов органами Федерального казначейства" // БиНО: Бюджетные учреждения, № 5-6, 2005г. – С.132

43. Мешалкина Р.Е. "Аудит эффективности – объективная необходимость" // Финансы, № 2, 2005г. – С.65

44. Нестеренко Т.Г. "Казначейское исполнения бюджетов и развитие системы учёта в государственном секторе РФ" // Финансы, № 3, 2004г. – С.3

45. Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль: подходы к стандартизации. // Финансы, № 2, 2007г. – С.71

46. Прокофьев С.Е. "Федеральное казначейство: ведомственный контроль в процессе реализации административной реформы" // Бюджет, № 6, 2006г. – С.11

47. Решетников М.И. "О переходе к управлению, ориентированном на результат на региональном уровне" // Вопросы экономики, № 3, 2006г.- С.152

48. Сергиенко Н.С. "К вопросу о сущности казначейского исполнения бюджетов" // Финансы, № 11, 2006г. – С.8

49. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового контроля // Финансы, № 4, 2006г. – С.18

50. Синева Е.Н. Учёт и контроль // Теоретический и научно-практический журнал, № 4, 2008г. – С.17

51. Синева Е.Н. Учёт и контроль // Теоретический и научно-практический журнал, № 1, 2009г. – С.7

52. Шлык С.В. "Совершенствование финансового контроля в условиях бюджетирования, ориентированного на результат" // Учёт и контроль, № 3, 2007г. – С.6


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.