Дипломная работа: Государственный финансовый контроль
Внутренний аудит в
учреждении осуществляет отдельная структурная единица – отдел внутреннего
контроля (ОВК) Управления Федерального казначейства по субъектам РФ. Эта служба
призвана объективно, и независимо оценивать эффективность применяемых в
ведомстве процедур работы, надёжность созданной в нём защиты от
злоупотреблений, общий уровень качества принимаемых решений. Служба внутреннего
аудита – ОВК, создаётся не ради проверки правильности каждого решения о
расходовании бюджетных средств или каждого конкретного платежа. Кроме того,
служба внутреннего аудита должна осуществлять аудит эффективности бюджетных
расходов, для того чтобы были приняты правильные решения в управлении
учреждением.
В международной теории и
практики внутреннего аудита выделяется два направления его развития:
- включение в систему
аудита качественных показателей, отражающих эффективность использования
ресурсов и достижения поставленных целей;
- контроль соблюдения
нормативных правовых актов, совершенствование системы учёта и состояния финансовой
отчётности.
Бюджетный аудит состоит
из аудита эффективности использования бюджетных ресурсов (аудит эффективности),
аудита содержания и процесса применения административных процедур с целью
минимизировать возникновения рисков (риск – аудит) и аудита постановки
внутреннего контроля у проверяемого субъекта (аудит контроля).
Аудит эффективности
представляет собой проверку результатов деятельности государственных органов с
целью определения эффективности использования государственных средств,
полученных для выполнения возложенных на них функций и поставленных задач.
Аудит контроля можно
разделить на две составляющие: анализ и оценка организации внутреннего контроля
и проведение контрольных мероприятий с целью проверки соблюдения применения
нормативных, законодательных актов, регламентирующих деятельность учреждения.
Внедрение в практическую
деятельность Федерального казначейства внутреннего аудита позволит:
- обеспечить организацию
и осуществление анализа и оценки проводимого внутреннего контроля исполнения Федеральным
казначейством законодательных, нормативных правовых актов и иных документов,
регламентирующих осуществление Федеральным казначейством полномочий в
установленной сфере деятельности;
- обеспечить
осуществление системного и объективного контроля за соблюдением порядка
исполнения установленных процессов и процедур, проведением и учётом
соответствующих операций, отражением их в бюджетном учёте и отчётности,
соблюдением полномочий при их санкционировании;
- обеспечить
осуществление процедур управления казначейскими рисками, возникающими в
деятельности органов Федерального казначейства;
- обеспечить
осуществление анализа выявленных отклонений от установленных показателей
деятельности, причин, лежащих в основе нарушений законодательных, нормативных
правовых актов и внесение предложений для принятия мер по их предупреждению;
- обеспечить определение
эффективности использования финансовых и нефинансовых ресурсов;
- обеспечить определение
целесообразности проводимых процессов, процедур и операций.
Согласно Концепции
развития внутреннего контроля и аудита в органах Федерального казначейства
основными целями проведения внутреннего аудита в органах Федерального
казначейства являются:
1) обеспечение законности
осуществления Федеральным казначейством полномочий в установленной сфере
деятельности;
2) обеспечение
эффективности осуществления Федеральным казначейством полномочий в
установленной сфере деятельности;
3) предоставление
объективной информации о законности, эффективности осуществляемых процессов,
использовании Федеральным казначейством государственных финансовых и
нефинансовых ресурсов, качестве составляемой отчётности.
Осуществление внутреннего
аудита позволит:
·
обеспечить
проведение анализа и оценки деятельности системы Федерального казначейства;
·
оперативно
получать объективную информацию о состоянии деятельности системы Федерального
казначейства для принятия своевременных управленческих решений.
План мероприятий по
реализации Концепции, которая в настоящее время не до конца реализована,
предусматривает решение ряда новых задач по развитию ведомственного контроля и
аудита в Федеральном казначействе, в том числе повышение эффективности
транспортности и действенности контрольных мероприятий, комплексное
формирование нормативно-методической базы системы ведомственного контроля,
составным элементом которой должны быть периодически обновляемые программы
проверок, методики организации проверочных мероприятий, оформление их
результатов, дальнейшее совершенствование инструментария проверочной
деятельности, в части более широкого проведения камеральных проверок и
самопроверок.
Для повышения
эффективности системы управления необходимо постоянно совершенствовать систему
контроля и основным условием её совершенствования является обеспечение
непрерывности осуществления контрольных функций.
Функции внутреннего
контроля и аудита:
1) функция контроля
– выявление нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых
актов при осуществлении деятельности;
2) аналитическая функция
– осуществление анализа и оценки выявленных нарушений и недостатков,
определение причин их возникновения, подготовка предложений, направленных на их
устранение и на совершенствование деятельности;
3) информационная функция
– обеспечение представления информации о результатах контроля для принятия
соответствующих решений, направленных на минимизацию рисков, устранение
выявленных недостатков и нарушений деятельности;
4) координационная
функция – организация контрольной деятельности с учётом её видов, форм и
методов для обеспечения системности внутреннего контроля и аудита.
Основной приоритет в
задачах принадлежит развитию системы внутреннего контроля в направлениях
методического обеспечения, процессного подхода к проведению контрольных
мероприятий и его регламентации, а также контроль и аудит исполнения процессов,
установленных технологическими регламентами, что в итоге повысит степень
прозрачности и будет являться мерой устранения нарушений и недостатков в
деятельности территориальных органов Федерального казначейства.
Необходимо отметить, что
12-15 мая 2009 года Федеральным казначейством было организовано и проведено
Всероссийское совещание на тему "Внутренний контроль и аудит в органах
Федерального казначейства", на котором присутствовали руководители и
начальники отделов внутреннего контроля из сорока Управлений по субъектам.
Именно "практики с мест" обсуждали проблемы, осуществления
внутреннего контроля, а также выработали ряд предложений по совершенствованию
контрольных мероприятий, проводимых органами Федерального казначейства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В соответствии с целью
работы и поставленными задачами в ходе исследования была изучена общая и
специальная литература, касающаяся организации финансового контроля, в том
числе и текущего контроля за расходованием средств федерального бюджета.
На основании проведённого
исследования сделаны следующие выводы:
1. Организация и
функционирование эффективной системы финансового контроля – обязательный и
непременный элемент системы финансовой политики.
Государственный
финансовый контроль следует рассматривать как одну из функций государственных
органов, представляющую собой систему сбора и оценки информации о финансовых
потоках объекта контроля в целях установления полноты и своевременности
формирования, обоснованности распределения и эффективности использования общественных
финансовых ресурсов, а также государственного имущества, закреплённого за
государственными учреждениями.
2. В зависимости от
времени совершения контрольных действий различают следующие формы финансового
контроля: предварительный, текущий и последующий. Текущий контроль наряду с
предварительным контролем становится основной формой контроля, осуществляемого
органами Федерального казначейства.
3. Федеральное
казначейство в соответствии с Положением "О Федеральном казначействе",
утверждённым постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 703,
является федеральным органом исполнительной власти осуществляющим в
соответствии с законодательством РФ правоприменительные функции по обеспечению
исполнения федерального бюджета, кассовому обслуживанию исполнения бюджетов
бюджетной системы РФ, предварительному и текущему контролю за ведением операций
со средствами федерального бюджета. Для выполнения возложенных задач УФК по
Калужской области концентрирует на своих счетах все платёжные операции федерального
бюджета и осуществляет постоянный контроль на стадии, предшествующей
расходованию средств федерального бюджета и платежам с этих счетов.
4. В ходе текущего
контроля за средствами федерального бюджета платёжные документы клиентам
возвращаются из-за: несоответствия показателя бюджетной классификации РФ,
указанного в платёжном документе, проводимой операции; превышения суммы,
указанной в расчётно-денежном документе получателя средств на осуществление
кассового расхода, над остатком, отражённым на лицевом счёте лимитов бюджетных
обязательств и объёмов финансирования; отсутствия документов, подтверждающих
возникновение у получателя денежных обязательств по оплате за поставленные
товары, оказанные услуги, выполненные работы.
Анализ результатов
текущего контроля, проведённого УФК по Калужской области показал, что по видам
нарушений в 2006 – 2008 годах наибольшая сумма пришлась на платёжные документы,
возвращённые по причине неправильного их оформления в соответствии с
требованиями Центрального банка России и Минфина РФ, наименьшая же сумма
пришлась на платёжные документы, возвращённые по причине несоответствия
содержания проводимой операции коду бюджетной классификации.
5. В целях повышения в
Федеральном казначействе эффективности управления и использования ресурсов
путём повышения результативности контрольной деятельности необходимо
принципиально изменить подходы к организации и осуществлению ведомственного контроля.
Для обеспечения
разработки и внедрения системы внутреннего аудита, была разработана и
осуществляется до настоящего времени Концепция развития системы внутреннего
контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006 – 2008 годах.
Одной из главных проблем
в области организации финансового контроля является отсутствие единой
нормативной правовой базы финансового контроля, регламентирующей все
существенные аспекты, связанные с его организацией и осуществлением.
Более того, до сих пор в
Российском законодательстве не даны чёткие определения даже самому понятию "финансовый
контроль" и "государственный финансовый контроль", а также не
закреплены единые принципы финансового контроля. До сих пор отсутствует единая
концепция осуществления финансового контроля.
Исходя из этих проблем,
возникает потребность разработки и принятия соответствующей законодательной базы,
и важную роль здесь должен сыграть федеральный закон "О государственном
финансовом контроле".
Также очевидна
необходимость построения чёткой системы органов финансового контроля. В
условиях бюджетирования, ориентированного на результат, необходимо не просто
определить органы финансового контроля и их полномочия, но и разграничить
органы внутреннего и внешнего финансового контроля, их цели и задачи.
В новых условиях задача
внешнего контроля, в первую очередь, заключается в определении того, достаточно
ли эффективно действует внутренний контроль. Кроме того, акцент внешнего
контроля, как правило, переносится с традиционного аудита на аудит
эффективности, который направлен на проверку того, насколько эффективно и
экономно расходуются государственные средства.
В случае если удастся
эффективно решить проблемы, связанные с внедрением аудита эффективности, то
данный тип контроля станет весьма действенным и результативным, существенно
повысив эффективность и результативность использования бюджетных средств.
Всё это создаст
благоприятную среду для совершенствования финансового контроля, позволит
повысить качество контроля и управления государственными ресурсами. От того,
каким образом в обществе решён вопрос организации финансового контроля, во
многом зависит то, какими путями, какими темпами будет осуществляться его
развитие, как государство будет обеспечивать социально-экономическое
благополучие своих граждан и многое другое.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
3. Федеральный закон от 15.09.1996г. № 115-ФЗ "О
бюджетной классификации Российской Федерации"
4. Федеральный закон от 19.12.2006г. № 283-ФЗ "О
федеральном бюджете на 2007 год"
5. Постановление Правительства Российской Федерации от
15.07.199г. № 806 "О порядке учёта территориальными органами Федерального
казначейства обязательств, подлежащих исполнению за счёт средств федерального
бюджета"
6. Постановление Правительства Российской Федерации от
22.05.2004г. № 249 "О мерах по повышению результативности бюджетных
расходов"
7. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. № 329 "О
Министерстве финансов Российской Федерации" (с изменениями от 30 января
2008 года)
8. Постановление Правительства Российской Федерации от
30.10.2004г. № 506 "Об утверждении Положения о Федеральной налоговой
службе"
9. Постановление Правительства Российской Федерации от
01.12.2004г. № 703 "О Федеральном казначействе"
10. Постановление Правительства Российской Федерации от
19.01.2005г. № 30 "О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов
исполнительной власти"
11. Постановление Правительства Российской Федерации от
28.07.2005г. № 452 "О Типовом регламенте внутренней организации
федеральных органов исполнительной власти"
12. Постановление Правительства Российской Федерации от
23.02.2007г. № 126 "О мерах по реализации Федерального закона "О
федеральном бюджете на 2007"
13. Приказ Министерства финансов РФ от 1.10.2008 г № 87н "О
порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получения средств
федерального бюджета и администрирование источников финансирования дефицита
федерального бюджета"
14. Приказ Министерства финансов РФ от 7.10.2008 № 7н "О
порядке открытия и ведения лицевых счетов Федеральным казначейством и его
территориальными органами"
15. Приказ Министерства финансов РФ от 21.09.2004г. № 85н "О
порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной
системы РФ" (с изм. от 02.05.2006г.)
16. Приказ Министерства финансов РФ от 18.07 2005г. № 128 "Об
обмене электронными документами в системе ФК"
17. Положение о Министерстве финансов РФ (утв. постановлением
Правительства РФ от 30.06.2004г. № 329) (с изм. от 30.01.2008г.)
18. Положение о Федеральной налоговой службе (утв.
постановлением Правительства РФ от 30.10.2004г. № 506) (с изм. от 22.02.2008г.)
19. Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного
надзора (утв. постановлением Правительства РФ от 15.06.2004г. № 278)
20. Положение о Федеральной таможенной службе (утв.
постановлением Правительства РФ от 26.07.2006г. № 459)
21. Положение об особенностях расчётно-кассового обслуживания
территориальных органов Федерального казначейства, утверждённым ЦБ РФ № 298-П и
Минфином России № 173н от 13.12.2006г.
22. Инструкция "О порядке открытия и ведения Федеральным
казначейством и его территориальными органами лицевых счетов для учёта операций
по исполнению расходов федерального бюджета", утверждённая Приказом
Министерства финансов РФ от 31.12.2002г. № 142н (с изм. от 12.11.2007г.)
23. Инструкция "О порядке открытия и ведения
территориальными органами Федерального казначейства лицевых счетов для учёта
операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности,
получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основания смет
доходов и расходов", утверждённая Приказом Минфина России № 46н от
21.06.2001г. (с изм. от 1.01.2008г.)
24. Афанасьев М.В. "Основы бюджетной системы".
Учебное пособие – М., ГУВШЭ, 2004г. – 127с.
25. Бурцев В.В. Организация системы государственного
финансового контроля в РФ. Теория и практика. – М.: Издательско-торговая
корпорация "Дашков и Ко", 2002г. – 126с.
26. Бюджетная система РФ. Учебник / Под ред. Романовского
М.В., Врублёвской О.В. – 3-е изд., испр. и переп. – М.: Юрайт, 2004г.
27. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ. Учебник – 2-е изд.,
испр. и доп. – М.: изд-во "Дашков и Ко", 2003г. – 53с.
28. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы
теории и практики – М.: Финансовый контроль, 2005г. – 215с.
29. Грачёва Е.Ю Государственный финансовый контроль в
Российской Федерации: состояние, проблемы и перспективы законодательного
обеспечения: Материалы научно-практической конференции. – М., 2002г.
30. Ковалёва А.М. Финансы. Учебное пособие – М.: Финансы и
статистика, 2006г. – 87с.
31. Ковалёв В.В. Финансы. Учебник, 2-е изд., переп. и доп. –
М.: Проспект, 2006г. – 26с.
32. Казначейская система: опыт Санкт-Петербурга / под ред.
Кротова В.Ю., Романовского Н.В. – 2-е изд., испр. и доп. – СПб.: изд-во
Вестника комитета финансов, 2005г. – 178с.
33. Контроль и ревизия: учеб. Пособие для студентов вузов,
обучающихся по специальностям "Бухгалтерский учёт, анализ и аудит", "Финансы
и кредит" / О.С. Макоев; под ред. В.И. Подольского. – М.: ЮНИТИ-ДАНА,
2007г. – 256с.
34. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ. Учебник, 4-е изд. –
М.: изд-во "Дашков и Ко", 2006г. – 112с.
35. Фетисов В.Д. Бюджетная система РФ. Учебное пособие – М.:
ЮНИТИ-ДАНА, 2005г. – 37с.
36. Финансы: Учебник для вузов / Под ред. Романовского М.В.,
Врублёвской О.В., Собанти – М.: Юрайт-М, 2002г. – 141с.
37. Астахов А.А., Озеряков А.С. "Всё о финансовом контроле"
// Финансы, № 6, 2006г. – С. 72
38. Ермилов В.Г. "К теории государственного финансового
контроля" // Финансы, № 2, 2005г. – С. 62
39. Жоромская Н.Н "Комментарии по применению
экономической классификации расходов бюджетов РФ, начиная с 2005г." //
Советник бухгалтера, № 11(23), ноябрь 2004г. – С.17
40. Касьянова Е.В. "Изменения в порядке открытия и
ведения лицевых счетов для учёта операций по исполнению расходов федерального
бюджета в органах Федерального казначейства" // БиНО: Бюджетные учреждения,
№ 6, 2004г. – С.64
41. Козиков Р.А "Ведомственный финансовый контроль на
современном этапе" // Бюджет, № 6, 2007г. – С.19
42. Малинина Е.А. "Новый порядок открытия и ведения
лицевых счетов органами Федерального казначейства" // БиНО: Бюджетные
учреждения, № 5-6, 2005г. – С.132
43. Мешалкина Р.Е. "Аудит эффективности – объективная
необходимость" // Финансы, № 2, 2005г. – С.65
44. Нестеренко Т.Г. "Казначейское исполнения бюджетов и
развитие системы учёта в государственном секторе РФ" // Финансы, № 3,
2004г. – С.3
45. Овсянников Л.Н. Государственный финансовый контроль:
подходы к стандартизации. // Финансы, № 2, 2007г. – С.71
46. Прокофьев С.Е. "Федеральное казначейство:
ведомственный контроль в процессе реализации административной реформы" //
Бюджет, № 6, 2006г. – С.11
47. Решетников М.И. "О переходе к управлению,
ориентированном на результат на региональном уровне" // Вопросы экономики,
№ 3, 2006г.- С.152
48. Сергиенко Н.С. "К вопросу о сущности казначейского
исполнения бюджетов" // Финансы, № 11, 2006г. – С.8
49. Симонова Л.А. Эффективность государственного финансового
контроля // Финансы, № 4, 2006г. – С.18
50. Синева Е.Н. Учёт и контроль // Теоретический и
научно-практический журнал, № 4, 2008г. – С.17
51. Синева Е.Н. Учёт и контроль // Теоретический и
научно-практический журнал, № 1, 2009г. – С.7
52. Шлык С.В. "Совершенствование финансового контроля в
условиях бюджетирования, ориентированного на результат" // Учёт и
контроль, № 3, 2007г. – С.6
|