рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Социальная работа

На санаторно-курортное лечение в федеральном бюджете страны выделено 9 млрд.570 млн. рублей, в том числе по Новоторьяльскому району 916 тыс. руб. ФСС совместно с министерством здравоохранения и социального развития РФ осуществили отбор санаторно-курортных учреждений. Федеральный бюджет готов оплатить около 950 тысяч путевок. Места отдыха определяются, учитывая их максимальную близость к месту проживания лиц, имеющих право на санаторно-курортное лечение. В 2006 году планировалось выделить примерно 1 млн. льготных путевок. По мере того, как граждане понимают, что льгота становится не бумажной, а реальной, спрос на путевки увеличивается.

Санаторные учреждения нашей республики готовы принять около 10 тысяч граждан в год, что Российский Фонд социального страхования выделит 80 млн. рублей.

Что же касается детей-инвалидов, то раньше эти дети не всегда могли воспользоваться возможностью бесплатно полечиться в санатории: закон не предусматривал предоставление второй бесплатной путевки для мамы или другого сопровождающего лица. И поехать на курорт могли только более взрослые ребята, к тому же не самые тяжело больные – они должны были быть способны обслуживать себя в быту самостоятельно.

С 2005 года на ребенка – инвалида выдается две равноценные путевки. Так что мама сможет отдохнуть и поправить свое здоровье наравне с ребенком.

С 2006 года у людей появилось право выбора покупать или нет социальный пакет (или его часть). Для тех, кто все - таки решится отказаться от льгот, ежемесячная стоимость социального пакета (или его часть) уже не будет вычитаться из общей суммы выплат. Для этого нужно было до 1 октября подать заявление в Управление ПФР по месту жительства. ЕДВ будет производиться вместе с выплатой пенсии, и индексироваться в соответствии с законодательством.

Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации была разработана Памятка гражданину-получателю социальных услуг в соответствии с Федеральным законом от 22.08. 2004 года № 122-ФЗ, где доступно даны разъяснения о замене натуральных льгот на ежемесячные денежные выплаты.

Большая работа проведена в связи с вступлением в силу Федерального закона № 122 от 22.08.04года. Создан банк федеральных льготников, которые имеют право на ЕДВ. По Новоторъяльскому району на 01.01. 2006 г. численность федеральных льготников составляла 1518 человек, том числе 1186 инвалидов. Проанализируем рост численности федеральных льготников с 01.08. 2005 по 01.01. 2006 г. г. (таблица 4).

Если на 01.01. 2004 года в Новоторъяльском районе проживало 5008 чел получателей пенсии, то на 01.01. 2006 года численность уменьшилась на 366 человек, более чем на 7%. Это связано с тем, что в районе не развивается производство, сельское хозяйство в упадке, а в бюджетной сфере – стабильные кадры. Работоспособное население меняет место жительства и забирает с собой стариков. В свою очередь, выходят на пенсию люди, рожденные в конце войны и послевоенного времени, когда рождаемость была не велика. Да и смертность пенсионеров по старости играет не последнюю роль.

Таблица 4

Численность федеральных льготников.

01.08. 01.09. 01.10. 01.11. 01.12 01.01.
Численность получателей пенсии через ПФР по Новоторъяльскому району, (чел) 4642 - - 4627 - -
Федеральных льготников, всего 1509 1533 1581 1579 1631 1670

В том числе с группой/ степенью инвалидности,

из них:

1190 1202 1217 1228 1238 1243
 1/3 174 186 190 192 202 204
 2/2 564 565 573 582 585 587
 3/1 351 348 351 351 352 353
Дети-инвалиды 101 103 103 103 99 99

За последние шесть месяцев увеличилась численность инвалидов на 4,5%. Причинами выхода на инвалидность является то что, появилась возможность воспользоваться санаторно-курортным лечением, (ветераны труда такой возможности не имеют), приобретение льготного лекарства, да и материальная сторона имеет не последнее значение. Если инвалид 2 группы получает 550 рублей + социальный пакет, то ветеран труда только 120 рублей на проезд.

Рис.1. Динамика численности федеральных льготников

В пределах полномочий Республики Марий Эл, установленных федеральным законодательством, Закон от 02.12. 2004 года № 50-З «О социальной поддержки и социального обслуживания отдельных категорий граждан в Республике Марий Эл» (с последующими изменениями и дополнениями) определяет меры социальной поддержки, проживающих в Республике Марий Эл.

К категориям лиц, нуждающихся в социальной поддержке, в соответствии с настоящим Законом относятся:

лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее – труженики тыла); ветераны труда и приравненные к ним лица; реабилитированные лица и лица пострадавшие от политических репрессий; дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; дети из семей, имеющих 4 и более несовершеннолетних детей; дети, находящиеся на искусственном и смешанном вскармливании; с острыми и хроническими заболеваниями; дети, нуждающиеся в обеспечении слуховыми аппаратами; безнадзорные и беспризорные дети; малообеспеченные семьи, имеющие детей.

дети-инвалиды; дети из семей, имеющих 3 несовершеннолетних детей.

Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан оговорены в статьях 5-7, дополнительные меры социальной поддержки граждан в области транспортного обслуживания и оказания протезно-ортопедической помощи в статьях 8-10 главы 2 закона и Порядке «Предоставления и расходования средств, направляемых на реализацию Закона Республики Марий Эл от 02.12. 2004 года № 50-З в части предоставления мер социальной поддержки ветеранам труда, труженикам тыла, реабилитированным лицам и лицам, признанными пострадавшими от политических репрессий».

В таблице 5 приведем перечень мер социальной поддержки региональных льготников:


Таблица 5

Меры социальной поддержки региональных льготников

Меры социальной поддержки

Труженики

тыла

Ветераны

труда

Реабили-тирован-ные Пострадав-шие от политичес-ких репрессий
1 2 3 4 5
Оплата 50% стоимости лекарств, приобретаемых по рецептам врачей + - + +
Оплата в размере 50% занимаемой общей жилой площади жилых помещений - + + +
Оплата в размере 50% коммунальных услуг, в пределах нормативов потребления - + + +
Возмещение в размере 100% расходов на проезд (туда и обратно) один раз в год ж. /д. транспортом - - + -
Возмещение в размере 50% расходов на проезд (туда и обратно) один раз в год на водном или междугородном автомобильном транспорте - - + -
Первоочередная установка телефона - - + +
Возмещение в размере 100% расходов на установку телефона - - + -
Ежемесячная денежная выплата на льготный проезд (120руб) или бесплатный проезд на городском или пригородном транспорте, (согласно порядка) + + + +
Оплата в размере 50% проезда на ж. /д. и водном транспорте пригородного сообщения с 15.05 по 30.09 + + + +
Возмещение 50% расходов за абонентскую плату за телефон - + - -
Возмещение 30% расходов за изготовление и ремонт зубных протезов (с 01.07. 2005 г) + + + +
Оказание протезно-ортопедической помощи со скидкой с отпускаемых цен в размере 70% + - + +

Таким образом, сохранены наиболее значимые меры социальной поддержки: льготный проезд, тем кто не пользуется этим правом, получают ежемесячные денежные выплаты в размере 120 рублей; оплата в размере 50% стоимости жилья и коммунальных услуг в пределах нормативов потребления; возмещение расходов на оплату услуг связи. А с 1 июля 2005 года предусмотрено возмещение в размере 30% на изготовление зубных протезов.

Финансирование мер социальной поддержки и социального обслуживания граждан, установленных настоящим Законом, является расходным обязательством Республики Марий Эл и осуществляется в пределах средств, предусмотренных на эти цели законом РМЭ на соответствующий год.

Создан банк региональных льготников, которые имеют право на ЕДВ. По Новоторъяльскому району на 01.01. 2006 г. численность республиканских льготников составляла 2079 человека. Рассмотрим динамику роста численности региональных льготников с 01.01. 2006 по 01.06. 2006 г.г.


Рис 2. Численность региональных льготников

Согласно рисунка 2, можно сделать следующий вывод: численность региональных льготников за пять месяцев 2005 года уменьшилась на 8%.

Как уже говорилось выше, уменьшение численности региональных льготников связано с тем, что увеличилась численность федеральных льготников, т.е. пенсионеры – ветераны труда выходят на инвалидность и автоматически переходят из регионального реестра в федеральный.

В связи с празднованием 60-летия Победы увеличилась численность граждан, родившихся до 09.11. 1932 года, и имеющих трудовой стаж в годы Великой Отечественной войны не менее 6 месяцев. За период с 1 февраля по 1мая 2005 года в МУ «Отдел соцзащиты» обратилось более 600 ветеранов труда с документами, подтверждающими факт работы в годы войны за присвоением звания «Труженик тыла».

 

1.3. Международный опыт организации программ социальной поддержки

Проведем исследование программ социальной помощи, а также разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти в социальной сфере на международном уровне. Увязка этих двух аспектов систем социальной защиты не случайна. Децентрализация ответственности за решения в области социальной политики, предоставляющая региональному и муниципальному уровням высокую степень свободы в области выбора и организации программ при сохранении общего методического руководства и ответственности за формирование федерального законодательства на федеральным уровнем, значительно расширяет возможности по внедрению социальных инноваций, оптимизации механизмов оказания социальной помощи с точки зрения как бюджетной, так и социальной эффективности.

Анализируя опыт разных стран, рассмотрим, как ставится вопрос разграничений полномочий в социальной сфере, основные достоинства и недостатки каждой описываемой программы или механизма.

В Скандинавии программы помощи семьям, имеющим детей, являются частью программ государства всеобщего благосостояния. Они носят универсальный характер (независимо от дохода семьи), направлены на поддержку среднего класса (а не бедных) и в настоящее время имеют ярко выраженный ценностной компонент - это ликвидация тендерного неравенства, поддержка ответственного отцовства.

В Швеции пособие выплачивается как биологическим, так и приемным родителям. Они в течение года полностью защищены от потери работы, в случае увольнения им выплачивается 90% заработка (из фонда социального страхования) в течение девяти месяцев и с них взимается минимальная квартплата в течение месяца. Предусмотрены родительский отпуск по уходу за ребенком (его может взять любой из родителей), а также специальный отцовский отпуск. Покажем дифференцированную систему пособий и услуг на примере Финляндии:

ВОЗРАСТ РЕБЕНКА

О 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17

__________ пособие по материнству

_________________ доплаты на детей в возрасте до 17 лет ________________ _________________пособие на семейное воспитание детей от 1 года до 3 лет _______________________________дневной уход за детьми и школьниками

_______право на освобождение от работы для ухода за ребенком 1-3 лет право на сокращенное рабочее время для ухода за ребенком от 1 года до 4 лет.

Ежемесячная доплата осуществляется в расчете на каждого ребенка и соизмеряется с количеством детей в семье. Для неполной семьи предусмотрена также возможность получать пособие на содержание ребенка. Родители могут выбрать либо организованный коммуной дневной уход, либо получить пособие на семейное воспитание. Если родители считают нужным сократить свое рабочее время для ухода за ребенком, их заработок восполняет так называемое частичное пособие на семейное воспитание. При уходе за заболевшим ребенком потеря заработка родителям компенсируется ежесуточным пособием в пропорции к заработку.

С конца 80-х годов получили распространение выплаты, которые не являются ни собственно пособием, ни выплатами по системе социального страхования. Примером служит французская система минимального гарантированного дохода (МГД), введенная в 1988 г. Это особый тип права-контракта: система носит универсальный характер, это не адресная помощь, получение МГД доступно всем, но при одном условии - следует предпринимать усилия по возвращению на рынок труда. Учитывается индивидуальная ситуация (нужда в профессиональной подготовке, психологической поддержке, предоставлении возможности участвовать в общественных работах и т.д.) [30, 81].

В рамках МГД действуют программы по сближению экономики и социальной жизни:

1) содействие молодежи, попадающей на рынок труда,

2) помощь безработным в переквалификации и профессиональной адаптации,

3) трудоустройство лиц с низкой квалификацией,

4) меры по возвращению к труду лиц, длительное время остававшихся без работы.

В контрактах оговаривается работа на неполное рабочее время, оплата идет в размере половины 8М1С (растущего минимального дохода). Контракты заключаются преимущественно с организациями социального сектора - коммунами, общественными организациями и предприятиями - мелкими производителями товаров и услуг. При этом 65-85% вознаграждения за труд оплачивается государством. Работодатели освобождаются от выплаты взносов в систему социального страхования, что делает рабочие места рентабельными. Таким образом:

на персональном уровне увязываются профессиональная интеграция, занятость, выполнение общественно полезных работ;

на уровне города развивается социальная инфраструктура, и (через поддержку добровольных ассоциаций) граждане участвуют в решении социальных проблем.

Это одна из наиболее интересных современных моделей социальной защиты. Развитая социальная сфера в Западной Европе (как и в США) предназначена не только для оказания помощи нуждающимся. Она обеспечивает также высококвалифицированные хорошо оплачиваемые рабочие места для значительной части среднего класса (последнее справедливо и для программ международной гуманитарной и технической помощи). Вместе с тем опыт развитых стран с рыночной экономикой показал, что хорошие социальные программы не бывают дешевыми, хотя могут иметь высокую экономическую эффективность.

Универсальные программы социальной защиты (социал-демократическая модель) не потеряли своей актуальности. Однако признано, что распределительные методы социальной помощи порождают иждивенчество, поэтому адресные программы для нуждающихся предусматривают стимулирование занятости. Наряду с адресными программами активно развиваются программы контрактного типа (например, МГД), которые еще в большей степени, чем трудовая помощь, направлены на интеграцию социальной сферы и экономики, переход к социальному инвестированию. Они также способствуют развитию сети некоммерческих социальных учреждений, что позволяет муниципалитетам и коммунам заключать договора на оказание услуг на конкурсной основе.

"Кирпичиками", из которых слагаются системы социальной защиты в европейских странах и США, являются социальные технологии. Их формирование в равной мере зависит от политических и идеологических приоритетов и требований социально-экономического и социально-демографического характера. Появление новой технологии социальной помощи - это результат специальной работы по организационному проектированию, в которой участвуют социальные работники, экономисты, юристы, специалисты по городскому планированию, общественники, благотворители, представители международных организаций (как межправительственных, в том числе международных финансовых институтов, так и неправительственных, а также общественных движений). Сегодня опыт Западной Европы и США показывает, что простых способов разработать эффективную модель адресной социальной помощи нет [27, 197].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.