рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Поэтому чтобы наряду с уставом четко определить порядок реализации функции колегиальным органом должен разрабатываться специальный документ – Положение о коллегиальном исполнительном органе (дирекции).[247] Поэтому необходимо в законодательном порядке установить обязательность наличия внутреннего документа компании – Положения о коллегиальном исполнительном органе компании поскольку закон «О компаниях» не регламентирует порядок созыва и проведения заседания, порядок принятия решений коллегиального исполнительного органа компании.

При этом следует отметить, что до сих пор в нашей стране не разработаны нормативные документы, регламентирующие структуру органов управления компании и охватывающее разнообразные действия, связанные с управлением компаниями. По этой причине целесообразно внести соответствующие изменения в законе «О компаниях», чтобы установить обязательность наличия внутреннего документа компании, который регламентирует деятельность коллегиального исполнительного органа компании.

В этой связи следует подчеркнуть, что коллегиальный исполнительный орган должен действовать на основании устава и внутреннего документа компании, в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений. Что касается договора, указанного в п. 7 ст. 80 закона «О компаниях», по моему мнению, данный договор должен определять права и обязанности единоличного исполнительного органа компании (директора, исполнительного директора) и членов коллегиального исполнительного органа компании по осуществлению руководства текущей деятельности компании, основания прекращения договора и другие положения.

Следовательно, коллегиальный исполнительный орган компании не должен действовать на основании договора о найме[248], а должен действовать на основании внутреннего документа компании, утверждаемого собранием акционеров. например, по российскому законодательству, коллегиальный исполнительный орган общества (правление, дирекция) действует на основании устава общества, а также утверждаемого общим собранием акционеров внутреннего документа общества (положения, регламента или иного документа), в котором устанавливаются сроки и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений (в ред. Федерального закона от 07.08.2001 №120-Ф3) (п. 1 ст. 70 Ф3 «Об акционерных обществах»).[249]

Так образование исполнительных органов и определение их полномочий относятся к компетенции совета представительного управления компании (собрания акционеров). А также закон «О компаниях» не определяет каким образом избирается коллегиальный исполнительный орган компании. Кроме того, закон «О компаниях» предоставляет совету представительного управления (собранию акционеров) право определять условия договора о найме, заключаемого с исполнительным органом компании и прекратить досрочно полномочия исполнительных органов.

Следовательно, особенно предоставление совету представительного управления права расторгнуть договор, заключаемого с исполнительными органами может обернуться для компании бесконечными кадровыми перестановками. Поэтому очень актуальным является вопрос о взаимодействии исполнительного органа компании с другими органами управления компании.

С другой стороны это связано с несовершенством положений закона «О компаниях», касающихся исполнительных органов, которое вызывает много юридических вопросов взаимодействия исполнительного органа компании с другими органами управления компании. В этой связи возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование исполнительных органов компании.

Таким образом, закон «О компаниях» не регулирует многие вопросы, связанные с деятельностью исполнительных органов компании. Например, закон «О компаниях» не регулирует вопрос о содержании деятельности исполнительных органов компании. Кроме этого, закон «О компаниях» не регулирует вопрос о взаимодействии исполнительного органа компании с другими органами управления компании. Здесь речь идет о принципе формирования компетенции исполнительных органов и путях досрочного прекращения полномочий исполнительных органов. Эти вопросы будут рассмотрены в третьем параграфе данной главы. Сейчас перейдем к финансово-контрольным органам компании.

Ревизионный совет (комиссия) компании

Для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью акционерной компании собранием акционеров в соответствии со ст. 92 закона «О компаниях» образуется ревизионный совет (комиссия) компании.

Ревизионный совет (комиссия) компании является выборным органом компании, который осуществляет внутренний контроль за финансово-хозяйственной деятельностью компании, его органов управления, подразделений, служб, филиалов и представительств.[250]

Принятие решения по избранию членов ревизионного совета (комиссии) компании и досрочное прекращение их полномочий относятся к исключительной компетенции собрания акционеров.[251]

Порядок деятельности ревизионного совета (комиссии) компании определяется уставом и положением о ревизионном совете (комиссии). Члены ревизионного совета (комиссии) избираются собранием акционеров в количестве, который определен уставом компании.[252] Однако, закон «О компаниях» не содержит указания на вид проводимого собрания (годовое, внеочередное) на котором избираются члены ревизионного совета (комиссии). Кроме того, закон «О компаниях» не содержит никаких положений о сроке полномочий ревизионного совета (комиссии), за исключением возможности досрочного прекращения его полномочий (п. 1.8 ст. 63).

Членами ревизионного совета могут быть как акционеры компании, так и лица, которые акционерами компании не являются.

Члены ревизионного совета (ревизор) компании не могут одновременно являться членами совета представительного управления, а также занимать иные должности в органах управления компании.

Члены ревизионного совета компании могут переизбираться на новый срок неограниченное число раз.

Ревизионный совет (комиссия) компании подотчетен собранию акционеров. В случае обнаружения фактов недобросовестной работы ревизионного совета (комиссии) собрание акционеров компании вправе переизбрать отдельных членов или весь состав ревизионного совета (комиссии) до истечения срока его полномочий.

Компетенция ревизионного совета (комиссии) компании определяется законом «О компаниях» и уставом компании.

В соответствии со ст. 92 закона «О компаниях» к компетенции ревизионного совета (комиссии) относятся следующие вопросы:

1.         контроль за выполнением устава компании, решений, принятых собранием акционеров;

2.         дача заключений по деятельности руководства компании, а также по финансовому отчету, представление этих заключений собранию акционеров;

3.         проверка по инициативе и жалобам акционеров хозяйственно-финансовой деятельности компании;

4.         другие права и обязанности, указанные настоящим законом и уставом компании.

Так закон «О компаниях» исходит из того, что предусмотренная законом компетенция ревизионного совета (комиссии) может быть расширена за счет дополнительных вопросов, определяемых уставом компании.

Ревизионный совет (комиссии) компании вправе в любое время проводить проверки финансово-хозяйственной деятельности компании и иметь доступ ко всей документации, касающейся деятельности компании.

По требованию ревизионного совета (комиссии) компании лица, занимающие должность в органах управления компании, обязаны представить документы о хозяйственно-финансовой деятельности компании.

Ревизионный совет (комиссия) вправе требовать созыва внеочередного собрания акционеров в соответствии со ст. 62 закона «О компаниях».

Закон «О компаниях» не регламентирует порядок деятельности ревизионного совета (комиссии) компании и принятия им решений. Поэтому, как правило, устав компании или положение о ревизионном совете (комиссии) определяют срок и порядок созыва и проведения его заседаний, а также порядок принятия решений.

Результаты всех проверок, все решения отражаются в протоколах ревизионного совета (комиссии), который подписывается председателем и членами ревизионного совета (комиссии).

Протоколы заседаний ревизионного совета (комиссии) хранятся также, как и вся документация компании.

Так в заключение следует отметить, что нормативные акты законодательства о компаниях Монголии не регламентирует порядок деятельности ревизионного совета (комиссии) компании и принятия им решений. Кроме того закон не устанавливает принципы работы ревизионной комиссии.

Так с целью упорядочения проведения проверок представляется целесообразным разработать кодекс корпоративного поведения, регламентирующий организацию деятельности ревизионной комиссии и процедуру проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности компании.

Аудитор компании

В целях проверки и заверения правильности финансового отчета, полной и частичной проверки своей финансово-хозяйственной деятельности компания назначает аудитора на основе заключенного с ним договора.

Аудитор (гражданин или аудиторская организация) компании осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности компании в соответствии с правовыми актами Монголии на основании заключаемого с ним договора.[253]

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской отчетности хозяйственных единиц и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Монголии. Именно поэтому закон «О компаниях» содержит ряд ограничений, связанные с кандидатурой аудиторов. Согласно п. 5 ст. 91 данного закона следующие лица не могут проводить аудиторскую проверку:

1.         аффилированное лицо компании, лицо, занимающее должность в руководстве компании, аффилированное с ним лицо, наемный работник или должностное лицо аффилированной компании;

2.         владелец акций, выпущенных компанией, а также аффилированной с ней компании, либо владелец имущества и имущественных прав компании или аффилированного с ним лица;

3.         лицо, заключавшее сделки с компанией по каким-либо вопросам, кроме аудита.

Совет представительного управления осуществляет подбор аудитора и утверждает заключаемый с ним договор. Данный договор определяет права, обязанности, ответственность аудитора компании и размер вознаграждения услуг аудитора. Пункт 6 ст. 91 закон «О компаниях» запрещает устанавливать размер вознаграждения услуг аудитора в зависимости от характера заключения аудиторской проверки.

Акционерные компании, государственные предприятия и компании с участием государственной собственности должны осуществлять обязательный аудит ежегодно. А также обязательный аудит осуществляется в отношений закрытых компаний в случае когда размер собственного капитала превышает 300 млн. тугриков.

Закон «Об аудиторской деятельности» от 1 мая 1997 года устанавливает, что обязательный аудит проводится только аудиторскими организациями.[254]

Во время аудиторской проверки аудиторские организации (аудиторы) должны приложить максимум усилий для выявления злоупотреблений или нарушений компанией требований законодательства и доводить информацию об этих выявленных в ходе аудиторской проверки нарушениях до совета представительного управления.

Ей же рекомендуется сообщать обо всех нарушениях действующего законодательства и установленных правил в деятельности исполнительных органов компании, так и в действиях его должностных лиц и работников для принятия необходимых мер совету представительного управления компании.

Аудиторская проверка финансово-хозяйственной деятельности компании может быть очередной и внеочередной. Для подтверждения правильности годового финансового отчета компании проводится очередная проверка. Внеочередная проверка может проводиться в любое время по требованию совета представительного управления или акционеров, владеющих более чем 10 процентами обыкновенных акций.

Оплату услуг по проведению очередной аудиторской проверки производит компания, а оплата услуг по внеочередной проверке производится за счет акционера, сделавшего заявку на проведение проверки и заключившего с аудитором договор. В случае если в ходе проверки будет установлено, что должностным лицом нанесен ущерб компании и акционерам, то оплата услуг возлагается на виновное лицо.

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности компании аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

1.         подтверждение достоверности данных отчётов и иных финансовых документов компании;

2.         информация о фактах нарушения установленными правовыми актами Монголии порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности;

3.         список заключенных сделок с наличием конфликта интересов за отчетный период и порядок совершения данных сделок;

4.         иные сведения, установленные для акционерных компаний Комитетом по ценным бумагам и Фондовой биржей;

5.         иные сведения, определенные в уставе компании и аудиторском договоре.

Лицо, занимающие должности в руководстве компании, обязаны по запросу аудитора представить документы по финансово-хозяйственной деятельности компании.

Рассматривая структуру управления компании и их компетенцию следует отметить, что закон «О компаниях» устанавливает трехзвенную систему органов управления. Она состоит из трех звеньев: собрание акционеров, совет представительного управления, исполнительные органы компании. Контрольным органом является ревизионный совет (комиссия). А также данный закон регламентирует принципы работы органов управления компании и устанавливает компетенцию каждого звенья. Однако, закон «О компаниях» не регламентирует многие вопросы, связанные с порядком созыва работы или содержания деятельности каждого звенья системы органов управления компании. С другой стороны как выше отмечалось в процессе применения закона «О компаниях» возникают юридические вопросы корпоративного управления, вызванные в значительной степени несовершенством его положений и трудностями правоприменения. Поэтому правовое регулирование органов управления и деятельности компаний требует своего дальнейшего совершенствования и ставит в повестку дня ряд актуальных проблем, касающихся совершенствования правового регулирования деятельности компании и ее органов управления. Сейчас перейдем к данному вопросу.

3.3 Проблемы совершенствования правового регулирования управления компаниями

В настоящее время компании играют огромную роль в экономике Монголии и выступают превалирующей организационной формой хозяйствования. Компания является одной из наиболее смежных организационно-правовых форм юридического лица. Конечные результаты деятельности компании зависят от управления в решающей степени. Структуру управления учредители данной компании определяют и фиксируют в ее учредительных документах. Органы компании не только осуществляют управление ее деятельностью, но и выступают в имущественном обороте от ее имени.

Таким образом через свои органы управления компания приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности.[255] Поэтому юридические вопросы совершенствования правового регулирования деятельности компании и ее органов управления являются одной из актуальных задач гражданского права Монголии.

В этом параграфе в основном рассматривается вопрос о совершенствовании правового регулирования корпоративного управления. Кроме того, будет затронут вопрос о совершенствовании законодательства о коммерческих юридических лицах в отношении управления компаниями поскольку в Монголии существует необходимость проводить критический анализ законодательства о юридических лицах с целью его совершенствования.

К сожалению в настоящее время у нас не проводится систематическое исследование, направленное на поиск новых магистральных направлений в регулировании основопологающих вопросов деятельности юридических лиц в том числе компаний. По этой же причине автор считает целесообразным кратко рассмотреть вопрос о совершенствовании действующего законодательства о компаниях, регулирующего деятельность компаний с точки зрения корпоративного управления.

Как было изложено в главе 1 данной работы, в Монголии первые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1990 году. В то время у нас не существовало законодательство, посвященное частным коммерческим структурам поскольку в Монголии полностью отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. Поэтому при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала во многим положения соответствующих актов Венгрии и других стран с переходной экономикой в целях привлечения иностранных прямых инвестиций и приватизации государственных предприятий. Однако на принятие нынедействующего закона «О компаниях» оказало большое влияние корпоративное право США.

Следствием этого является воспринятая нашим законодательством конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию англо-американских closed corporation. Так прямое взаимствование зарубежного законодательства о компаниях вызывает большое количество и многообразие правовых проблем, связанных с применением и толкованием новых законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компании и других видов хозяйственных единиц.[256]

С другой стороны акты современного законодательства о коммерческих юридических лицах принимаются на рекомендациях зарубежных специалистов. Так был разработан закон «О компаниях», а также ряд проектов нормативных актов, построенных по американскому образцу. А проект нового гражданского кодекса Монголии разработан при активном участии специалистов из ФРГ.[257] Это еще раз свидетельствует о прямом заимствовании зарубежного акционерного права и отсутствие законодательной традиции в данной сфере.

Закон «О компаниях» не сопровождался принятием подзаконных актов, регулирующих деятельность компаний и структуру и деятельность органов управления компании. Кроме этого, практика реализации закона «О компаниях» и ряда других нормативных актов, касающихся деятельности коммерческих юридических лиц выявляет целый ряд существенных недоработак.

В связи с тем, что до сих пор не приняты постановления Верховного суда Монголии, касающиеся применения закона Монголии «О компаниях» и других нормативных актов, регулирующих деятельности компании и других видов юридических лиц, возникает необходимость совершенствовать правовое регулирование данной сферы.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.