Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ
Новый закон «О
компаниях» устранил многие пробелы закона «О компаниях и товариществах» 1995
года, которые стали очевидными за предыдущие 4 года его применения на практике.
Но при этом остался целый ряд вопросов касающиеся органов управления
компаниями, которые не нашли своего решения в законе «О компаниях» и других
законодательных актов. Анализ некоторых из таких вопросов будет дан в
последующих параграфах и главах настоящей работы.
Таким
образом, в 1990–2000 годах произошло становление современного законодательства
о компаниях в Монголии как новая подотрасль гражданского законодательства
Монголии.
Законодательство
о компаниях в настоящее время представляет собой обширный массив правовых
актов, включающий законы, постановления правительства, акты министерств и
ведомств, посвященные вопросам организации и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц. Поэтому одни
исследователи считают, что постепенно формируется целая область юридической науки,
получившая название «право бизнеса» или «предпринимательское право». Представляет
теоретический и практический интерес вопрос о сущности права бизнеса. В этой
связи следует отметить, что монгольские исследователи не применяют термин «акционерное
право» или «корпоративное право». По мнению одних авторов право бизнеса и
предпринимательсткое право имеют в основном один и тот же предмет регулирования
хотя их система и структура отличаются от друг друга.[100]
В этой связи
представляется уместным рассмотрение теоретических проблем права бизнеса. По
вопросу права бизнеса существуют различные точки зрения. Так, по мнению одних
авторов (Т. Мунхжаргал, Д. Цолмон и др.), право бизнеса является подотраслью гражданского
права и представляет собой совокупность нескольких однородных и предметно
взаимосвязанных гражданско-правовых институтов и имеет свои подотраслевые
предметы и метод регулирования. Предметом права бизнеса являются, по их мнению,
связанные с организацией бизнеса и предпринимательством имущественные
(основанные на автономии воли и самостоятельности участников, плане
производства и соблюдении законности) и связанные с имуществом неимущественные
отношения[101].
Сущность
права бизнеса как подотрасли гражданского права, по мнению этих авторов,
проявляется и в специфике его метода регулирования. Эти авторы отмечают, что
административный метод играет важную роль в управлении хозяйствующими
субъектами и является основным методом регулирования хозяйственных отношений
наряду с экономическим и организационно-правовым методами[102]. С таким
мнением трудно согласиться, поскольку отношения, составляющие предмет
предпринимательского права регулируются в частности специфическими
институционными принципами регулирования корпоративных отношений. Отсюда видно,
что административно-правовой метод не признается основным методом регулирования
корпоративных отношений, которые представляют собой имущественные отношения.
По мнению
других исследователей (Б. Чимэд и др.), право бизнеса является
самостоятельной подотраслью права.
По мнению
этих исследователей подотрасли права бизнеса составляют
– отношения,
возникающие между предпринимателями при производстве, реализации товаров,
выполнении подрядных работ и оказании услуг:
– отношения,
определяющие участие нехозяйствующих субъектов в имущественных отношениях
(отношения, возникающие в результате заключения гражданско-правовых сделок) или
отношения между хозяйствующими субъектами или нехозяйствующими субъектами.
– отношения,
регулирующие государственное вмешательство в регулирование рыночных отношений[103] (отношения между
предпринимательскими структурами и государственными органами).
Таким образом,
сущность права бизнеса как самостоятельной отрасли права, по мнению этих авторов,
проявляется и в предмете его регулирования. При этом следует
отметить, что монгольские исследователи не применяют термин «корпоративные
отношения» а также не включают данные отношения в предмет предпринимательского
права или права бизнеса.
Так, по
мнению большинства монгольских исследователей право бизнеса является
подотраслью гражданского права и имеет свой особый предмет и метод
регулирования. Однако, никто не выделяет корпоративное право как подотрасль
права бизнеса или предпринимательского права. А также монгольские исследователи
не указывают особенности метода регулирования корпоративного права. Как
отмечает российский исследователь П. Степанов и другие «корпоративные
отношения, образующие самостоятельный институт гражданского права регулируются
и общеправовыми, и межотраслевыми, и отраслевыми и институционными принципами.
К таким институционным принципам регулирования корпоративных отношений
относятся следующие принципы:
1.
принцип внутрикорпоративной демократии;
2. принцип охраны
прав меньшинства участников;
3. принцип
подчинения личных интересов участников к общему корпоративному интересу;
4. принцип
добровольности членства;
5. принцип гласности
ведения дел корпоративной организации;
6. принцип
ограничения вмешательств участников в текущую деятельность корпоративной
организации[104]
На основании
вышеизложенного, я полагаю, что не имеется оснований утверждать о существовании в правовой
системе Монголии права бизнеса как самостоятельной отрасли права. Другими
словами, в Монголии законодательство, посвященное частному предпринимательству,
также еще не сложилось как самостоятельная отрасль законодательства.
Хозяйственная деятельность осуществляется на основании различных форм
собственности (частной, государственной, муниципальной и смешанной). Вследствие
того, что отношения собственности регулируются гражданским правом, есть все
основания для утверждения, что гражданско-правовые нормы регулируют предпринимательские
отношения. Согласно ст. 1 ГК Монголии гражданское законодательство
регулирует имущественные и неимущественные отношения, возникающие между
субъектами права.[105] Гражданский
кодекс содержит нормы, регулирующие предпринимательскую деятельность (производство,
реализация товаров, выполнение подрядных работ, оказание услуг), определяет
правовое положение граждан и юридических лиц, занимающихся предпринимательской
деятельностью.
Но,
как отмечает российский ученый В.Ф. Яковлев гражданско-правовые нормы,
регулирующие предпринимательскую деятельность обладают значительным
своеобразием.[106] Это
проявляется в том, что регулирование предпринимательской деятельности строится
на основе значительно большей самостоятельности в определении договорных
условий для лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. С другой
стороны, нормы различных отраслей права участвуют в регулировании
предпринимательской деятельности.
Это
связано с тем,
что хозяйственная или предпринимательская деятельность – это не только
отношения, опосредуемые гражданским правом. Это и отношения по найму рабочей
силы (трудовые отношения) и по использованию природных ресурсов, и по уплате
налогов, и т.п. Таким образом, как отмечают исследователи (Е.А. Суханов, В.Ф. Яковлев
и другие) хозяйственная
деятельность представляет собой совокупность разнообразных отношений,
регулируемых различными отраслями права. Они будучи сведенными воедино представляют собой законодательный
массив, который может быть условно назван предпринимательским правом или
предпринимательским законодательством.[107]
Например,
вопросы, связанные с созданием (ликвидацией) и деятельностью компаний,
осуществлением прав акционеров представляют собой целый комплекс корпоративных отношений, регулирование
которых осуществляется нормами, входящими в различные отрасли права
(гражданское, административное и т.д.).
Однако,
такие корпоративные отношения возникающие между юридическим лицом, построенным
на началах членства (корпорацией) и его участниками, являются имущественными отношениями между
юридически равными, имущественно обособленными и самостоятельными субъектами
гражданского оборота. Эти отношения регулируются нормами гражданского права[108]
и учредительных документов корпораций, существуют только между корпорацией и ее
участниками на протяжении всего периода членства участника в корпорации.
При
этом основу норм, регулирующих предпринимательскую деятельность составляют
гражданско-правовые нормы поскольку гражданское право первенствует в
регулировании рыночных экономических отношений.[109]
В данном
случае, по нашему мнению, было бы более правильным говорить о законодательстве о компаниях.
Законодательство
о компаниях содержат нормы не только о компаниях, но и других предприятиях.
Поэтому, по моему мнению, нельзя отрывать правила регулирования деятельности
одного вида предприятия от норм, относящихся к другим предприятиям.
Таким
образом под
законодательством о компаниях следует понимать совокупность законодательных и
иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения, связанные с созданием,
деятельностью и ликвидацией компаний и других видов коммерческих структур.
Однако, термин «законодательство о компаниях» может употребляться в двух
значениях.
В первом
случае под законодательством о компаниях следует понимать законодательные акты,
принимаемые Великим Народным Хуралом Монголии (Гражданский кодекс Монголии,
закон «О компаниях», «О товариществах» и другие), регулирующие порядок
создания, деятельности и ликвидации компаний.
Во втором –
законодательство о компаниях представляет собой совокупность законодательных и
иных нормативно-правовых актов (постановлений Правительства Монголии, акты
министерств, ведомств), регулирующих порядок образования, деятельности и
прекращения компаний и других видов коммерческих структур.
Таким
образом нормативные акты законодательства о компаниях, направленные на правовое
регулирование вопросов создания и деятельности компаний и других видов
хозяйственных единиц содержат нормы различных отраслей права и обычно являются
комплексными актами.
Сейчас
перейдем к вопросу о системе нормативных актов законодательства о компаниях в
Монголии.
1.3 Система нормативных актов законодательства о
компаниях Монголии
Центральное
место в системе законодательства о компаниях занимают законы. Конституция
Монголии является правовой основой развития всех отраслей права,
законодательства, в том числе гражданского права и законодательства о
компаниях. Согласно п. 1 ст. 70 Конституции Монголии ей должны
соответствовать все законы, указы, другие решения государственных органов[110].
1.
Конституция Монголии. Конституция Монголии от 13 января 1992 года признает любые формы
общественной, частной и смешанной собственности в Монголии и защищает права
собственника в законодательном порядке (ст. 5).
В ней
закрепляется целый ряд положений, которые призваны служить гарантией прав
акционеров и хозяйственных единиц как субъектов права. Гражданин Монголии имеет
право честно приобретать, владеть, распоряжаться и передавать по наследству движимое
и недвижимое имущество. Статья 6 Конституции запрещает незаконную конфискацию и
отчуждение частной собственности. Если государство, его правомочные органы,
исходя из насущных потребностей общества, произвели отчуждение имущества, то
собственнику выплачивается ее стоимость и компенсация.
Конституция
Монголии гарантирует защиту прав и свобод, позволяет обжаловать действия
органов государственной власти, органов и должностных лиц (ст. 6).
2. Закон. Законы являются
основными элементами законодательства Монголии о компаниях. К их числу
относятся следующие законы.
– Гражданский
кодекс Монголии 2002 года, в котором особое значение имеет глава 4 «Юридические
лица»;
– Закон «О
компаниях» от 2 июля 1999 г.;
-
Закон
«О ценных бумагах» от 26 сентября 1994 г.;
-
Закон «О государственной регистрации юридических лиц» от 23 мая
2003 г.;[111]
– Закон «О
государственной и муниципальной собственности» от 27 мая 1996 г., а также
некоторые другие законы, содержащие отдельные нормы, относящиеся к компаниям.
Особое
значение для регулирования деятельности компаний имеет новый Гражданский кодекс
Монголии от 10 января 2002 года.[112] Он детально
регулирует имущественные и неимущественные отношения. Так, важное значение для
определения правового статуса юридических лиц имеют положения гл. 4
Гражданского кодекса Монголии – «Юридические лица».
Компания,
являясь юридическим лицом, обладает всеми его свойствами имеет в собственности,
ведении, пользовании или оперативном управлении обособленное имущество может от
своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные
права и нести обязанности отвечать своим имуществом по результатам своей
деятельности может быть истцом и ответчиком (п. 1 ст. 25 ГК
Монголии).
Непосредственно
коммерческим юридическим лицам посвящены положения главы 4 ГК Монголии. Ими закрепляются
виды коммерческих юридических лиц, определяется порядок образования и
ликвидации. Однако, ГК Монголии не регулирует вопросы регистрации, формирования
уставного капитала и структуры управления компании и других видов коммерческих
юридических лиц.
Компания в
своей деятельности руководствуются и многими другими статьями Гражданского
кодекса Монголии, посвященными деятельности хозяйственных единиц.
Основным
специальным правовым актом регулирующим порядок организации и деятельности
компаний являются закон «О компаниях» 1999 г.[113]
Закон «О
компаниях» имеет 98 статьей и делится на главы:
1. Общие
положения
2. Компания и
ее правовое положение
3. Учреждение
компании
4. Реорганизация
и ликвидация компании, конвертация долгов в акций
5. Паевый
капитал компании, акции и другие ценные бумаги компании
6. Дивиденды
и передача собственности компании
7. Выкуп и
приобретение компанией размещенных ценных бумаг
8. Приобретение
контрольного пакета акций
9. Руководство
компании
10.
Ответственность правомочного должностного лица компании
11. Крупные
сделки
12. Сделки с
конфликтом интересов
13. Контроль
за финансово-экономической деятельностью компании
14. Иные
положения.
Согласно статье 3 закона «О компаниях» компания является
юридическим лицом и имеет свое обособленное имущество и капитал внесенный акционерами
разделяется на определенное количество акций.
Закон
«О компаниях» называет два различных вида компаний, которые могут быть созданы
в Монголии.
Компания,
паевый капитал который делится на определенное количество акций и которое
осуществляет свободную продажу акций признается открытой или акционерной
компанией (п. 4.1 ст. 3
закона «О компаниях»).
Компания,
паевый капитал который делится на определенное количество акций, при котором
право распоряжения этими акциями ограничивается уставом компаний признается
закрытой компанией или компанией с ограниченной ответственностью (п. 4.1 ст. 3
закона «О компаниях»).
Таким
образом в монгольском праве различаются акционерные компании и компании с
ограниченной ответственностью примерно соответствующие европейским понятиям
акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью.
Действие
закона «О компаниях» распространяется на все компании, созданные и создаваемые
на территории Монголии, кроме случаев, когда иное установлено его нормами или
другими законами (ст. 2 закона). Допускаются лишь отдельные изъятия из
этого общего правила, касающиеся особенностей создания и правового положения
некоторых групп компаний. В п. 2 ст. 2 закона «О компаниях» названы
четыре группы компаний, для которых особенности правового регулирования могут
предусматриваться специальными и иными правовыми актами. В первую группу входят
компании действующие в банковской, страховой и инвестиционных сферах.
Особенности создания и правового положения этих групп хозяйственных единиц
определяются соответствующими законами.
Банковская
деятельность регулируется законом «О банках» Монголии от 3 сентября 1996 года[114]
и законом «О центральном банке Монголии» 3 сентября 1996 года.[115]
В законе «О банках» указаны требования, которые предъявляются к лицам,
выступающим в качестве учредителей кредитных учреждений (ст. 15 закона).
Этот закон устанавливает минимальный размер уставного капитала коммерческих банков
и строгий порядок регистрации банков и лицензирования их деятельности (ст. 27
закона). А также закон «О банках» запрещает коммерческим банкам заниматься
производственной, торговой и страховой деятельностью.
Специальное
регулирование банковской деятельности и более строгая регламентация прав и
обязанностей банков направлены, прежде всего, на защиту интересов вкладчиков и
других лиц.
Страховая
деятельность регулируется законом Монголии «О страховании» от 20 апреля 2004 г.[116]
Данный закон устанавливает порядок лицензирования страховой деятельности и
ограничивает правоспособность страховых организаций. Законом им запрещается
заниматься производственной, торговой и банковской деятельностью.
Ко второй
группе компании, особенности создания и правового положения которых должны
определяться специальными законами, относятся компании, созданные при
приватизации государственных предприятий. Однако, при этом следует подчеркнуть,
что в этом случае учредителем должны выступать правительственные учреждения и
агентства. Таким образом, необходимость специального регулирования порядка
образования компании принадлежащей государству обусловливается существенным
отличием этого процесса от обычных условий учреждения хозяйственных единиц.
Основные
вопросы приватизации регулируются законом Монголии «О государственной и
муниципальной собственности» от 27 мая 1996 года. Данный закон определяет
порядок, способы проведения приватизации и ответственность за нарушение
законодательства о приватизации.
В третью
группу входят государственные компании. Порядок образования и деятельности
государственных компаний регулируется законом «О государственной и
муниципальной собственности» от 27 мая 1996 года.
В четвертую
группу входят совместные предприятия или хозяйственные единицы с иностранными
инвестициями. Порядок образования и деятельности совместных предприятий
определяется законом от 15 июля 1993 г. «Об иностранных инвестициях»
Монголии.
Законодательные
акты, устанавливающие нормы, общие для отечественных и иностранных физических и
юридических лиц также являются важным источником правового регулирования
деятельности коммерческих организаций, поскольку хозяйственная единица с
иностранными инвестициями является юридическим лицом Монголии по закону «Об
иностранных инвестициях» и руководствуется в своей деятельности
законодательством Монголии, посвященным деятельности хозяйственным единицам.[117]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|