Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ
В Чехословакии
закон об акционерных обществах был принят в 1990 году. Однако только через два
года принятия данного закона Чехословакия приняла новый коммерческий кодекс в
1992 году.
Коммерческий
кодекс от 1 января 1992 года содержит положения о порядке создания и
регистрации акционерного общества и общества с ограниченной ответственностью,
органах управления данных обществ, а также о правах и обязанностях членов или
участников. [52] Данный кодекс также
содержит положения о порядке создания и регистрации товариществ и кооперативов.
Он предусматривает трехзвенную структуру управления акционерного общества
(общее собрание, наблюдательный совет и совет директоров).
В обществах с
ограниченной ответственностью наблюдательный совет не создается. Таким образом,
Чехия и Словакия приняли немецкую модель управления акционерным обществом.
Коммерческий
кодекс Чехословакии также применяется к совместным предприятиям, и отменил
закон «О компаниях с иностранными инвестициями» от 1988 года. После распада
Чехословакии коммерческий кодекс №513 от 1991 года продолжал действовать в
Чехии и Словакии. В последствии в целях соответствия с требованиями права
Европейского союза были внесены изменения в коммерческий кодекс №513 Чехии от
1991 года законом №370 от 2000 года. Эти изменения касаются холдинга и порядка
реорганизации акционерных обществ и регистрации обществ.[53] В целях
гармонизации акционерного законодательства Словакии с гражданским и
коммерческим кодексом стран-членов Европейского Союза были внесены существенные
изменения в Коммерческий кодекс №513 от 1991 года законом №500 от 3 октября
2001 года. Эти изменения касаются порядка учреждения акционерных обществ и
обществ с ограниченной ответственностью, ответственности акционеров и
менеджеров и финансового отчёта акционерных обществ.[54]
В XVIII веке начинают
возникать российские компании, близкие по своей правовой природе к компаниям,
которые принято называть колониальными. Однако, как отмечает российский учёный С.Д. Могилевский
реальные шаги к использованию акционерных обществ сделаны при Петре I, что было
закреплено соответственно в указах от 27 ноября 1699 года, от 27 октября 1706
года, от 2 марта 1711 и от 8 ноября 1723 года.[55]
Первым
проектом создания акционерной компании считают представленный в
Правительствующий сенат 17 сентября 1793 проект компании для торговли с Китаем
Лоренца Ланга.[56] Однако,
данный проект не осуществлялся. Но потребность объединений капитала появилась
только во второй половине XVIII века. 24 февраля 1757 года была учреждена
Российская в Константинополе торгующая компания. Могилевский С.Д., М.Г. Ионцев
и другие исследователи указывают, что Российскую в Константинополе торгующую
компанию «можно считать первой акционерной компанией».[57]
«Российская
в Константинополе торгующая компания» занималась активной торговой
деятельностью и просуществовала до 1762 г. А.И. Каминка отметил «важное
значение этой компании в деле насаждения принципов акционерного дела. В
последующие годы был создан ряд компаний и как указывает К. Победоносцев «к
1836 году в России было 8 акционерных компаний, первая из них:
Русско-Американская, учрежденная в 1799 году.[58]
До
начала XIX века Российское акционерное законодательство было представлено
Высочайшими указами, актами отдельных компаний. С 1 августа 1807 г. и на
протяжении дальнейших 30 лет правовой основой учреждения акционерных обществ
был изданный главой монархического государства Манифест от 1 января 1807 г.
«О дарованных купечеству новых выгодных, отличиях, преимуществах и новых
способах к распространению и усилию торговых предриятий».
Несмотря
на то, что данный манифест был издан для колониальных компаний, на его основе
были созданы акционерные компании России в период с 1807 по 1836 год.
6
декабря 1836 года Император Николай I утвердил закон – «Положение о компаниях» на акциях. Данное
положение стало основой акционерного законодательства России вплоть до 1917
года.
Положение
1836 года регулировало такие вопросы деятельности компании как создания
акционерных компаний, органов управления, права и обязанности акционеров.
Попытка
среднего пересмотра Положения 1836 года были предприняты неоднократно, в 1850,
1859, 1883, 1898, 1905, 1910, 1911, 1913 и в 1917 годах, но по разным причинам
все эти дополнения не были приняты.
После
победы большевиков в октябре 1917 года, акционерные общества продолжали своё
существование до момента, когда та или иная отрасль промышленности не
национализировалась. С марта 1919 года на территории Советской России
акционерные общества прекратили свое действие, но продолжали действовать на
территориях, контролируемых белой армией.[59]
Курс на новую экономическую политику, провозглашенный В.И. Лениным
в 1920 году способствовал тому, что акционерные общества появляются вновь. В
1922 году издается Декрет Совета Народных Комиссаров «Об учреждении Главного
комитета по делам о концессиях и акционерных обществах при СТО».
В
первые годы Советской России вопросы создания акционерных обществ
регулировались «Временными правилами о порядке утверждения и открытия действий
акционерных обществ и об ответственности их учредителей и членов правления,
которые действовали до введения в действие гражданского кодекса 11 ноября 1922 г.[60]
Так понятие акционерного общества находит свое отражение в Гражданском кодексе
1922 года. Наконец в 1927 году выходит «Положение об акционерных обществах»,
которое было признано утратившим силу лишь в 1961 году. Положение 1927 года
детально регламентировало все основные вопросы деятельности акционерных
обществ. Несмотря на наличие нормативных актов, допускающих деятельность акционерных
обществ, на практике к началу 30-х годов и завершением политики НЭПа,
акционерные общества перестали существовать. Советское государство допустило
наличие акционерной формы только у двух государственных предприятий – у
акционерного общества «Интурист» и у банка внешнеэкономической деятельности
СССР. За период с начала 30-х и до середины 80-х годов прошлого века в СССР
было создано всего лишь одно акционерное общество – Ингосстрах СССР.
Наконец
в эпоху экономических преобразований 80-х годов акционерные отношения стали
складываться после утверждения политик перестройки народного хозяйства, которые
потребовали разработки соответствующих нормативных актов.
Учитывая
экономические проблемы, с которыми столкнулась к этому времени страна, и для
того, чтобы упорядочить стихийную практику выпуска предприятиями и органами
ценных бумаг, начатую Львовским производственным объединением «Конвейер» Совет
Министров СССР 15 октября 1988 г. принял постановление «О выпуске
предприятиями и организациями ценных бумаг»[61]. В
данном документе закреплялся статус так называемых акций трудового коллектива и
разрешался выпуск «акций предприятий и организаций», предназначенных для
размещения среди юридических лиц.
19
июня 1990 года Постановлением Совета Министров СССР были приняты постановления «Об
утверждении Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной
ответственностью» и «Положения о ценных бумагах». Эти документы предусматривали
возможность создания акционерных обществ и выпуска ими акций, которые могли
распространяться как среди юридических, так и среди физических лиц. Появление
этого документа создало предпосылки для активного развития акционерных обществ.
Разделение
полномочий российских и союзных властей повлекло возникновение отдельного «Положения
об акционерных обществах», утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР
от 25 декабря 1990 года.[62] Это
Положение вплоть до 1 января 1995 года, когда вступила в силу часть первая
Гражданского кодекса РФ, и 1 января 1996 года, когда вступил в юридическую силу
ФЗ «Об акционерных обществах», являлось основным нормативным актом,
регламентирующим принципы деятельности акционерных обществах в России.
В Российской
Федерации развитие законодательства об акционерных обществах в начале 90-х
годов шло параллельно с развитием законодательства о приватизации
государственного имущества, которое подробно регламентировало передачу
государственных предприятий в частную собственность.[63]
Так закон СССР «Об основных
началах разгосударствления и приватизации предприятий»,[64]
Закон РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в
РСФСР,[65]
Государственная программа приватизации государственных и муниципальных
предприятий в Российской Федерации, принятая в 1992 г. на основании
указанного закона, и утвержденная постановлением Верховного Совета РФ от 11
июня 1992 г. №2980–1 а также и другие подзаконные акты и документы 1991–1994
годов содержали специальные основания действительности приватизационных сделок,
положения о проведении публичных торгов, существенные условия ряда договоров,
множество норм, связанных с созданием акционерных обществ, реорганизацией
юридических лиц, корпоративным управлением, доверительным управлением
имуществом.
В декабре
1995 г. был принят Федеральный закон «Об акционерных обществах»,[66]
который заменил Положение об акционерных обществах, утвержденное постановлением
Совета Министров РСФСР от 25 декабря 1990 г. №601, которое практически не
действовало в отношении акционерных обществ, образованных в результате
приватизации.
В 2001 году в
закон «Об акционерных обществах» были внесены существенные изменения и
дополнения, которые полностью начали действовать с 1 января 2002 года.
Федеральный
закон «Об акционерных обществах» определяет порядок создания, реорганизации,
ликвидации, правовое положение акционерных обществ, права и обязанности их
акционеров, а также обеспечивает защиту прав и интересов акционеров в
соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Таким
образом в 1990 годах европейские страны с переходной экономикой приняли
законодательные акты, регулирующие вопросы создания и деятельности различных
видов частных коммерческих структур. Большинство этих стран не прямо
заимствовали акционерное законодательство ведущих стран мира.
Однако,
вследствие сближения, унификации акционерного законодательства в рамках
Европейского союза и других региональных международных организаций и
привлечения иностранного капитала европейские страны заимствовали в
определенной степени отдельные положения акционерного законодательства ведущих
стран мира.
Обобщая
анализ влияния акционерного законодательства ведущих стран мира на
соответствующее законодательство европейских стран с переходной экономикой
следует отметить, что при принятии нормативных актов акционерного
законодательства практически все эти страны обращались к их довоенному опыту
развития акционерного права и применяли его отдельные элементы.
В
отличие от европейских стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала
законодательная традиция в сфере корпоративного права. По этой причине при
принятии первых актов акционерного законодательства Монголия заимствовала
положения соответствующего законодательства стран с переходной экономикой с
которыми имела широкие торгово-экономические отношения и сотрудничала в сфере
сближения и унификации законодательств в рамках СЭВ. Сейчас перейдем к вопросу
о становлении и развитии законодательства о компаниях в Монголии.
1.2 Становление и
развитие законодательства о компаниях в Монголии
Как выше
отмечалось, в Монголии первые правовые акты законодательства о компаниях были приняты
только в 1991 году. Однако принятие таких актов было обусловлено
социально-экономическими изменениями, которые произошли в Монголии в начале
1990 годов.
До этого
периода Монголия являлась членом Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ) и
помощь стран – членов СЭВ играла важную роль в развитии экономики и
промышленности Монголии. С 1950–1990 годов СССР и другие страны – члены СЭВ
оказывали огромную финансовую помощь и субсидию. Финансовую помощь и субсидия
этих стран помогали Монголии финансировать импорт оборудования, товаров и
электроэнергии. Монголия покупала все нефтепродукты из СССР, который был также
принципиальным покупателем экспортных товаров Монголии, таких как медного
концентрата, шерсти, кожаных товаров и мяса. А также доля стран-членов СЭВ во
внешней торговле Монголии составляла 97 процентов[67].
За годы
существования СЭВ темпы развития Монголии были сравнительно высокими. Страна
была аграрной, с кочевым хозяйством. За годы социалистического строительства в
Монголии созданы промышленность, многоотраслевой аграрный сектор,
инфраструктура, подготовлены соответствующие кадры, большая часть населения
перешла на оседлый образ жизни.
Распад СССР и
СЭВ тяжело сказался на экономике Монголии и финансовая и техническая помощь
СССР и других стран – членов СЭВ были прекращены. В месте с тем нарастание
глубокого системного кризиса в экономике Монголии в начале 1990 годов и
обострение социально-экономического положения резко изменило экономическую
ситуацию страны. В результате системного кризиса в экономике страны обострились
финансово-платежная и долговая обстановка, вызвавшая паралич банковской системы
и прекратилось финансирование крупных инвестиционных проектов.
Но к концу 80-х
годов в стране возникла глубокая политическая и экономическая кризисная
ситуация.
Ярким
проявлением кризиса явились нараставшая инфляция и полный развал
государственных финансов. Прежде скрытая, выражавшаяся в нехватке (дефиците)
товаров при стабильном уровне административно-регулирующих цен в условиях
либерализации ценообразования превратилась в открытую инфляцию. С целью
устранения этих недостатков и выхода из кризиса необходимы были рыночные
преобразования: прежде всего введение свободных цен, осуществление
приватизации, создание конкурентного предпринимательства, рыночных
инфраструктур и т.д.
Таким образом,
сталкиваясь с нарастанием глубокого системного кризиса в экономике и
обострением социально-экономического положения в октябре 1991 года
Правительство Монголии решило предпринимать различные меры экономической
реформы, которые были сформулированы в экономических программах Правительства
Монголии на 1991–1993 г. Они были направлены на стабилизацию экономической
ситуации, приватизацию государственных предприятий и привлечению в монгольскую
экономику иностранных инвестиций, изменение форм собственности, создание
частных хозяйственных единиц, создание благоприятного инвестиционного климата в
Монголии и принятие 27 различных основополагающих актов законодательства о
частном предпринимательстве включая закон о собственности, закон «О банкротстве»,
закон «О хозяйственных единицах», закон «О приватизации государственной
собственности»[68].
Так как в
результате проведения экономической реформы в 1991–1993 годах были приняты
законы «О хозяйственных единицах» от 17 мая 1991 года, закон «О приватизации
государственной собственности» от 22 мая 1991 года.[69]
В целях реализации государственной собственности были созданы Центральная
Правительственная комиссия по приватизации и аймачные и городские комиссии по
приватизации, а также были утверждены положения, регламентирующие проведение
оценки имущества предприятий и публичных торгов.[70]
Когда
начинался переход к рыночным отношениям на рубеже 80-х и 90-х годов, в Монголии
практически не существовало законодательства, посвященного частному
предпринимательству. Особенно остро эта проблема встала в отношении
законодательства о комерческих юридических лицах, так как в то время в Монголии
не было законодательства, регулировавшего вопроса создания и деятельности
частных коммерческих структур.
Первым
источником юридического регулирования вопросов создания и деятельности частных
коммерческих струкур в Монголии являлся закон «Об иностранных инвестициях» Монгольской
Народной Республики, принятый в марте 1990 года,[71]
который ввел в монгольское гражданское право новый вид юридических лиц – «совместное
предприятие или организация с иностранными инвестициями». В этой связи следует отметить,
что при создании закона «Об иностранных инвестициях» Монголии во многом
заимствовали положения Постановления Совета Министров СССР №49 «О порядке
создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием
советских организаций и фирм из капиталистических и развивающихся стран» и
других нормативных актов СССР, которое являлось одним из основных нормативных
актов, регулирующих вопросы создания и деятельности совместных предприятий с
участием фирм из капиталистических государств, действовавших на территории
СССР.[72]
Принятие
закона «Об иностранных инвестициях» явилось значительным шагом вперед развитии
монгольского законодательства. Впервые в правовой практике была допущена возможность
принадлежности доли участия в монгольском предприятии иностранному лицу. Данный
закон заложил фундамент правового регулирования государственной регистрации
юридических лиц в Монголии. Закон «Об иностранных инвестициях» 1990 года
содержал правила о владении, пользовании и распоряжении имущества совместных
предприятий и гарантии от реквизиции или конфискации в административном порядке
имущества совместных предприятий. Другие статьи закона 1990 года регулировали
подробно порядок деятельности, налогообложения, контроль за деятельностью,
найма и работы персонала и ликвидации совместного предприятия.
Однако,
наряду с хозяйственными единицами с иностранными инвестициями стали появляться
хозяйственные единицы, создаваемые монгольскими гражданами и юридическими
лицами так как создание хозяйственных единиц с участием частного капитала стало
объективно необходимым для развития новой хозяйственной практики.
Таким
правовым документом, задавшим направление развития регулирования вопросов
создания и деятельности юридических лиц стал закон «О хозяйственных единицах» МНР от 17 мая 1991 года.[73]
Данный закон определял порядок создания, регистрации, реорганизации,
ликвидации, структуру управления хозяйственных единиц, права и обязанности их
членов.
При создании
закона «О хозяйственных единицах» Монголии во многом заимствовали положения
соответствующих законодательных актов таких бывших социалистических стран как
Венгрии, Румынии, Чехословакии, Болгарии и других. В момент разработки проекта
закона «О хозяйственных единицах» в большинстве бывших социалистических стран
уже были приняты акты акционерного законодательства, и рабочая группа
Министерства торговли и промышленности приняла закон Венгрии об экономических
обществах от 1988 года как модель проекта закона «О хозяйственных единицах».
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22
|