рефераты бесплатно

МЕНЮ


Дипломная работа: Юридические лица в гражданском праве России и Монголии: сравнительно-правовой анализ

Нормы, относящиеся к регулированию деятельности хозяйственных единиц, содержатся также в Законе Монголии «Об ограничении монополистической деятельности» от 12 мая 2002 г.,[118] закон «О ценных бумагах» от 13 октября 1994 года,[119] Законе о «О банкротстве» от 20 ноября 1997 г. и ряде других.

Общее правило о действии гражданского законодательства состоит в том, что акты законодательства о компаниях не имеют обратной силы.

По отношениям, возникшим до введения в действие соответствующих законодательных актов, эти законы применяются лишь к тем правам и обязанностям, которые возникли после вступления их в силу, если в принятых законах прямо не указано, что их действие распространяется на отношения, возникшие ранее. Это правило призвано обеспечить стабильность экономических отношений. Вместе с тем, допустимы и исключения из этого правила, в частности придания обратной силы закону или его отдельным нормам применительно к определенным корпоративным отношениям. Возможность такого рода исключений обусловлена отсутствием ранее правового регулирования определенных общественных отношений, его недостаточной полнотой, неэффективностью применения старого закона и т.п.

Применение обратной силы в отношении законов, регулирующих гражданско-правовые, в том числе и корпоративные отношения допустимо лишь в случае, когда это прямо предусмотрено законом.

Относительно момента прекращения действия акта законодательства о компаниях следует отметить, что если в самом законе установлен срок его действия, то законодательный акт прекращает свое действие с момента наступления этого срока. Ввиду того, что в большинстве законов срок их действия заранее не определен, они прекращают свое действие в результате прямой отмены, принятия и вступления в силу нового нормативного акта, отменяющего или заменяющего содержание действовавшего ранее законодательного акта.

3. Подзаконные нормативные акты. Важное значение в сфере регулирования деятельности компаний имеют подзаконные нормативные акты. Среди них исключительно велика роль актов Правительства Монголии. Акты Правительства Монголии в развитие положений законодательных актов определяют порядок организации и деятельности хозяйственных единиц, в процессе приватизации и регистрации государственных предприятий.

Нормативной основой для издания актов Правительства Монголии являются Конституция Монголии (глава 3. ст. 38) и Закон «О правительстве Монголии» от 1993 года.[120] Акты правительства Монголии издаются на основе и во исполнении законов Монголии по вопросам деятельности хозяйственных единиц и государственных компаний.

Издание правительством Монголии правовых актов осуществляется в виде постановлений и распоряжений.

Постановления принимаются по наиболее важным вопросам деятельности хозяйственных единиц и носят нормативный характер. В качестве примера можно привести постановление Правительства Монголии от 28 января 2004 г. №20 «О некоторых мерах, направленных на исполнение закона Монголии, «О государственной регистрации юридических лиц». Данным постановлением Правительства Монголии утвержден порядок ведения государственной регистрации юридических лиц. [121]

Кроме актов правительства Монголии акты министерств и иных органов исполнительной власти имеют важное значение для регулирования деятельности особенно государственных компаний. По вопросам деятельности государственных единиц с иностранными инвестициями особое место занимают акты Министерства торговли и промышленности, Государственного комитета по ценным бумагам, Государственного комитета собственности, Министерства финансов и др. В качестве примера можно привести приказ министра торговли и промышленности Монголии от 2 августа 1993 г. №271 «О порядке учреждения, регистрации и ликвидации хозяйственных единиц с иностранными инвестициями. [122]

Нормативные акты органов исполнительной власти, затрагивающие права и обязанности участников хозяйственных единиц и компаний устанавливающие порядок регистрации хозяйственных единиц или имеющие межведомственный характер подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции и внутренних дел.

Акты органов местного самоуправления также имеют значение для регулирования деятельности хозяйственных единиц. Однако, следует отметить, что они должны приниматься строго в рамках предоставленной им компетенции и не могут противоречить законам и актам Правительства Монголии и других органов исполнительной власти, принятым по вопросам организации и деятельности хозяйственных единиц.

Акты органов местного самоуправления регулируют в основном отдельные аспекты функционирования хозяйственных единиц, связанные, прежде всего с приватизацией и преобразованием муниципальных предприятий в акционерные компании. При этом следует отметить, что подзаконные акты создают наиболее число проблем, особенно в тех случаях, когда дело доходит до судебных разбирательств.

В этой связи следует отметить, что вследствие отсутствия большого опыта органов государственной власти Монголии, судебной и арбитражной практики возникает необходимость совершенствовать корпоративное поведение и проводить анализ практики корпоративного поведения с целью введения определенных стандартов и принципов корпоративного права. Введение стандартов корпоративного поведения окажет положительное влияние на формирование судебной практики и традиции корпоративного поведения в Монголии. Данный вопрос будет рассмотрен в параграфе 3 главы 3 данной работы.

В Монголии акты судебной власти не являются источниками законодательства о компаниях. Однако, они играют существенную роль в восполнении пробелов в действующем законодательстве.

Таким образом закон «О компаниях» 1999 года является основным специальным правовым актом, регулирующим вопросы создания, регистрации и ликвидации компаний. При этом следует отметить, что имеется наличие нескольких особых групп компаний, специфика создания, правового положения которых регулируются специальными нормативными актами (п, 2, 2, 4, 5 ст. 1 закона «О компаниях», законом «О государственной и муниципальной собственности» от 1996 года).

Рассматривая вопрос о становлении и системе нормативных актов современного законодательства о компаниях следует отметить, что за последние 16 лет в Монголии происходили большие изменения в гражданском законодательстве Монголии, которые существенно преобразовали систему юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов. Все эти изменения в первую очередь произошли под влиянием развития акционерного законодательства стран с переходной экономикой и других стран мира. Например, как было изложено в первой части данной главы сначала институты компаний и товариществ вырабатывались под влиянием становления современного акционерного законодательства Венгрии и других стран. Однако на принятие нынедействующего закона «О компаниях» оказало большое влияние корпоративное право США. Следствием этого является воспринятая нашим законодательством конструкция закрытых компаний, воспроиздовящая категорию англо-американских closed corporation.

Так рассмотрение вопроса о становлении и системе нормативных актов современного законодательства о компаниях позволяет отметить следующие важнейшие особенности законодательства о компаниях:

1.   В Монголии первые правовые акты законодательства о компаниях были приняты только в 1990 годах. В отличие от европейских стран с переходной экономикой в Монголии отсутствовала законодательная традиция в сфере корпоративного права. По этой причине при принятии первых актов законодательства о компаниях Монголия заимствовала соответствующие положения законодательства Венгрии и других стран. Однако, законодательство о компаниях Монголии постепенно совершенствовалось. И этот процесс будет продолжаться в дальнейшем. Так в 1990–2000 годах произошло становление современного законодательства о компаниях в Монголии и одной из его важнейших особенностей является сравнительно небольшой период формирования системы нормативных актов, регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и других видов частных коммерческих структур.

2.   Закон «О компаниях» предусматривает наличие нескольких особых групп компаний, специфика создания, правового положения которых регулируется специальными нормативными актами (п. 2,3,4,5 ст. 1 закона «О компаниях», законом «О государственной и муниципальной собственности от 1996 года). Другими словами, это значит, что нормативные акты законодательства о компаниях, направленные на правовое регулирование деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц содержат нормы различных отраслей права и обычно являются комплексными актами.

3.   Вследствие остутствия законодательной традиции в сфере корпоративного права при принятии закона «О товариществах и компаниях» и закона «О компаниях» Монголия заимствовала положения корпоративного права США и Канады. Следствием этого является воспринятая нашим законодательством конструкция закрытых компаний, воспроизводящая категорию англо-американских closed corporation. А также принятие специальных законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и товариществ не сопровождалось введением стандартов и принципов корпоративного права включая комментарий к закону «О компаниях». Это означает, что судебная практика в сфере акционерного права еще не формировалась в Монголии. Так одной из особенностей законодательства о компаниях Монголии является прямое заимствование зарубежного законодательства, которое в настоящее время вызывает большое количество и многообразие правовых проблем связанных с применением и толкованием новых законов, регулирующих вопросы создания и деятельности компаний и других видов хозяйственных единиц. Следовательно, возникает необходимость совершенствовать корпоративное поведение и проводить анализ практики корпоративного поведения с целью введения определенных стандартов и принципов корпоративного права.

Обобщая анализ нормативных актов законодательства о компаниях следует отметить что, основу норм, регулирующих предпринимательскую деятельность составляют гражданско-правовые нормы, содержащие в различных актах законодательства о коммерческих юридических лицах Монголии и законодательство о компаниях являются одной из подотраслью гражданского законодательства Монголии.


2. Правовой статус компании в гражданском праве Монголии

В Монголии правовой статус различных организационно-правовых форм юридических лиц определяется различными правовыми актами. Особое значение для определения правового статуса любой организационно-правовой формы юридических лиц имеет глава 4 Гражданского кодекса Монголии. Однако, в Гражданском кодексе Монголии не урегулированы вопросы регистрации, формирования уставного фонда и структуры органов управления конкретных видов юридических лиц. Он содержит лишь наиболее общие правила о юридических лицах, определяя их понятие и основные черты. Вся остальная регламентация должна составить предмет специального закона о конкретном виде юридических лиц.

ГК Монголии оставляет такие вопросы как обязательный состав учредительных документов, порядок внесения изменений в учредительные документы и регистрация юридических лиц открытыми. Кроме этого, данный кодекс не уделяет должного внимания вопросам реорганизации юридических лиц и лишь перечисляет формы реорганизации.

ГК определяет лишь основания для ликвидации юридического лица. Наряду с добровольной выделена и принудительная ликвидация юридического лица. Однако он не регулирует детально вопрос о ликвидации юридического лица. Поэтому, особенности реорганизации и ликвидации определенных видов юридических лиц регулируются соответствующими правовыми актами, определяющими правовое положение данных видов юридических лиц.

Поэтому особенно вопросы правового статуса коммерческих юридических лиц являются актуальной проблемой законодательства о компаниях Монголии и привлекают интересы ученых и исследователей.

В этой главе мы рассматриваем правовой статус компании в гражданском праве Монголии и ее место в системе юридических лиц. Кроме того, рассматриваются понятие и виды компаний, а также особенности правового регулирования порядка учреждения, реорганизации и ликвидации компании.

2.1 Место компании в системе юридических лиц

Как отмечалось в предыдущей главе за последние 15 лет в Монголии происходили большие изменения в гражданском законодательстве Монголии, которые существенно преобразовали систему юридических лиц, их органов, характер деятельности этих органов. Это нашло свое выражение в различных актах действующего законодательства о компаниях Монголии, в которых были сформулированы положения, определяющие понятие, виды и особенности юридических лиц, новых для хозяйственной приктики страны.

Однако, существующая в монгольском правопорядке система юридических лиц обусловлена переходным характером экономики страны. Поэтому в ее составе сохраняются преобладавшие в плановом хозяйстве государственные и муниципальные предприятия, малые предприятия и некоторые другие некоммерческие организации. Наряду с ними развиваются, занимая господствующее место, обычные для рыночной экономики субъект – акционерные компании, компании с ограниченной ответственностью и товарищества. Находящие в их собственности предприятия (имущественные комплексы) рассматриваются как объект, а не субъект права.[123] Следовательно, в Монгольском гражданском праве юридическими лицами становятся прежде всего организации коммерческого – компании и товарищества.

Так рассмотрим понятие и основные черты компании, которая выступает превалирующей организационной формой хозяйствования в Монголии. Как остальные виды юридических лиц в Монголии правовой статус компании определяется различными правовыми актами.

Исходя из положений ст. 34 ГК Монголии компанией признается юридическое лицо, которое имеет обособленное имущество с капиталовложением внесенным акционерами и соответствующим определенному количеству акций.

В соответствии п. 1 ст. 33 ГК Монголии компания является коммерческим юридическим лицом, преследующим извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности.[124] Согласно п. 1 ст. 3 закона «О компаниях» от 2 июля 1999 г. компания является юридическим лицом, основная цель которой состоит в извлечении прибыли и имеет свое обособленное имущество и капитал, внесенный акционерами разделяется на определенное количество акций. Однако, закон «О компаниях» не применяет термин «коммерческая организация» или «коммерческое юридическое лицо».

Таким образом, ни один законодательный акт не дает единого четко сформулированного определения компании. Поэтому важным представляется определение компании и ее основных черт.

Теперь рассмотрим вопрос о компании как юридическое лицо. При этом следует отметить, что в отечественной литературе до сих пор не проводилось исследование вопроса о компании как коммерческая организация. А также в монгольской юридической литературе наши исследователи не изложили мнения по вопросам о сущности юридического лица, а также по проблеме субстрата юридического лица.[125] Это в первую очередь связано с тем, что в современной зарубежной правовой литературе теориям юридического лица обычно не уделяется большего внимания. Поскольку исследователи рассматривают юридическое лицо в качестве обобщающего юридико – технического понятия, служающего для признания лиц или вещей (предметов) правоспособными организациями. Такой подход в значительной мере присущ как континентальному так и современному англо-американскому праву.[126] Поэтому кратко рассмотрим ретроспективу взглядов на юридическое лицо как субъект права.

Наиболее распространенной теорией, объясняющей сущность юридического лица (которая фактически до сих пор признается во Франции), является теория олицетворения, автором которой считается живший в средние века Папа Римский Иннокентий IV. Г.Ф. Шершеневич в своем учебнике русского гражданского права приводит следующее толкование этой теории: «На место физических лиц (акционеров – прим. автора) мы поставим воображаемое лицо, фиктивный субъект, которому и поручим устанавливать отношения, преследующие какую либо общую цель»[127].

В дореволюционной России понятие «юридическое лицо» было четко сформулировано все тем же Г.Ф. Шершеневичем, который определил его как самостоятельный субъект права, существующий независимо от физических лиц и потому могущий вступить с ними в сделки. По мнению Шершеневича юридическое лицо – субъект фиктивный и ему должны быть чужды права, связанные с физической природой человека, юридическое лицо может приобретать лишь имущественные и обязательные права. Учитывая все перечисленные признаки, Шершеневич называл юридическое лицо мистическим (фиктивным) лицом.

Как отмечает российский исследователь М.Г. Ионцев в своей работе «Акционерные общества: Правовые основы. Имущественные отношения. Управление и контроль. Защита прав акционеров» по законодательству дореволюционной России юридические лица имели несколько классификаций. В основе одной из них лежало наличие или отсутствие воли частных лиц по образованию юридического лица в связи, с чем юридические лица делились на публичные и частные. В публичных юридических лицах особое место занимала казна, представляющая хозяйственные интересы государства, частные же юридические лица создавались по воле лиц, входящих в состав учредителей.[128]

Другая классификация различала соединение лиц и учреждения. Для соединений было характерно объединение физических лиц и принадлежащих им активов для достижения совместными условиями каких-либо общих известных целей. В этом случае юридическое лицо представляло собой как бы своеобразную «оболочку», в которую были помещены однородные интересы участников. Соединения могли быть как публичными (дворянское собрание), так и частными (акционерное общество). Учреждением юридическое лицо признавалось в том случае, если часть имущества объединившихся лиц была предназначена для достижения известной цели. Такого рода учреждения также могли быть как частными, так и публичными, а создавались они, обычно, в целях достижения общественно-полезных целей (богадельни, ночлежки, учебные заведения).

Современные представления о юридическом лице несколько отличаются от рассмотренных, но в них несложно заметить корни, их питающие.[129]

Статья 23 Гражданского кодекса РСФСР 1964 года определила юридическое лицо как организацию, обладающую обособленным имуществом, которая может от своего имени приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть ответчиком в суде, арбитраже или третейском суде.[130] Такое же определение дает статья 18 Гражданского кодекса МНР 1963 года.

В соответствии с Гражданским кодексом МНР 1963 года юридическими лицами признавались организации, которые обладают обособленным имуществом и могут от своего имени приобретать имущественные и связанные с ними неимущественные права, нести обязанности, быть истцами и ответчиками в суде и в арбитраже[131].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.