рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансы и кредит

Структура инфляции (группы инфляции):

1.- продовольственные товары

2.- непродовольственные товары - самая низкая инфляция в связи с НТП

3.- услуги – самая высокая инфляция в связи с большой долей живого труда

Инфляция дифференцируется по регионам, зависит от доходов местного населения.

Самая высокая инфляция – в Москве, Норильске, Петербурге. В с/х районах инфляция маленькая.

В зависимости от темпов роста различают:

1. Ползучую (умеренную) инфляцию (рост цен менее 10 % в год). Западные экономисты рассматривают её как элемент нормального развития экономики, так как, по их мнению, незначительная инфляция (сопровождаемая соответствующим ростом денежной массы) способна при определенных условиях стимулировать развитие производства, модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Средний уровень инфляции по странам ЕС за последние годы составил 3—3,5 %. Вместе с тем всегда существует опасность выхода ползучей инфляции из-под государственного контроля. Она особенно велика в странах, где отсутствуют отработанные механизмы регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и характеризуется наличием структурных диспропорций;

2. Галопирующую инфляцию (годовой рост цен от 10 до 50 %). Опасна для экономики, требует срочных антиинфляционных мер. Преобладает в развивающихся странах;

3. Гиперинфляцию (цены растут астрономическими темпами, достигая нескольких тысяч процентов в год, или около 100 % в месяц). Парализует хозяйственный механизм, при ней происходит переход к бартерному обмену. Она так же свойственна странам в отдельные периоды, когда они переживают коренную ломку своей экономической структуры.

Последствия инфляции распространяются от малого секторы экономики к верхнему. Инф-я бьет по номинальному доходу (зарплате) прежде всего.

Показатель инфляции зависит и влияет на другие макроэкономические показатели: чем больше инфляции – тем меньше безработица и больше ВВП.

Механизм возникновения инфляции:

1. Общий объём товаров, которые можно приобрести на имеющуюся в данной экономической системе денежную массу, может расти медленнее, чем объём денежной массы, или даже уменьшаться — в таком случае, стоимость товаров растёт, а стоимость денег уменьшается.

2. Соотношение объёма товаров и объёма денег связано не напрямую, а с учётом скорости оборота денежной массы в данной системе. При увеличении скорости оборота денег, это будет эквивалентно увеличению денежной массы без изменения товарной массы.

Причины:

дефицит федерального бюджета - связи с необеспеченной эмиссией денег (1990-е)

падение производства => товарный дефицит (90-е гг.) – cкрытая инф-я

сокращение реального объема национального производства, которое при стабильном уровне денежной массы приводит к росту темпов инфляции, так как меньшему объему товаров и услуг соответствует прежнее количество денег;

опережение темпов доходов (з/п) по отношению к производительности труда. Производительность труда в РФ ниже, чем в Европе и США в 3-4 раза! н-р, 1 тонна нефти в РФ = 150 л бензина; в США = 450 л бензина

алчность торговых сетей и картельные цены (бензин, тел. связь)

региональные запреты на вывоз и ввоз продуктов

экспортно-импортные пошлины (предотвращает наполнение рынка импортными товарами; при высоких импортных пошлинах сдерживается внутр. рынок)

ослабление национальной валюты

рост государственных расходов, для финансирования которых государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения. Наиболее ярко выражено в военные и кризисные периоды.

монополия профсоюзов, которая ограничивает возможности рыночного механизма определять приемлемый для экономики уровень заработной платы;

Инфляция в РФ

10 мес. 2010 года: ЖКХ подорожало на 27 %; радиотовары на 15%; цены на сахар поднялись на 32%; В марте рост цен в России сократился вдвое по сравнению с прошлогодним показателем и составил 0,6%.

Цифры инфляции пока удерживаются в рамках, обозначенных ранее правительством. Хотя в шести субъектах РФ цены увеличились на 1% и выше. Основным двигателем этого роста стало удорожание продовольственных товаров. С начала года 2010 инфляция составила 3,2%.

Среди наблюдаемых Росстатом непродовольственных товаров более всего выросли цены на еженедельные газеты в розницу — на 4,1%. Среди наблюдаемых видов услуг пассажирского транспорта более всего выросли тарифы на проезд в различных типах вагонов поездов дальнего следования — на 4,9-5,5%, а также на полет в салоне экономического класса самолета — на 2,5%.

Из бытовых услуг значительно дороже стали обходиться замена элементов питания в наручных часах (на 1,7%), ремонт обуви, химчистка мужского костюма, услуги парикмахерских, бань и душевых (на 0,9-1,1%).

В группе услуг связи на 3,9% увеличились тарифы на услуги телеграфной связи, на 2,2% — проводного вещания, на 0,8% — городской телефонной связи. В то же время абонентская плата за доступ к сети Интернет снизилась на 1,3%.

Среди остальных наблюдаемых видов услуг на 2,4-2,8% дороже стали обходиться первичный консультативный прием у врача специалиста, отдельные виды услуг правового характера и посреднических услуг. Кроме того, на 0,6-1,0% стали дороже билеты в кинотеатры, путевки в санатории, дома отдыха и пансионаты, а также услуги гостиниц и газ сжиженный (за месяц с человека).

Председатель ЦБ Игнатьев о причинах инфляции и становлении ее в размере 8,3%:

-незначительный рост денежной массы (1-2% в месяц)

-стабильный валютный курс

-сокращение розничного товарооборота (на 10 %)

-увеличение денежного дохода населения на 3,5 %


Антиинфляционные меры. Элементы гос. регулирования цен

Антиинфляционные меры

В РФ в целях покрытия дефицита бюджета используется резервный фонд (уже использован, остался только фонд национального состояния). Был создан Кудриным при Путине в случае падения цен на нефть (для закрытия дырки в бюджете).

внешние заимствования - госдолг в 2012 году ожидается - 15 % к ВВП

развитие малого и среднего бизнеса, гос помощь корпорациям в перестройке производства,

льготное кредитование

снижение налога на прибыль

повышать производительность труда -> создание гос корпораций, нанотехнологий, развитие авиа- и судостроения

снижение импортных пошлин на технологии и оборудование, которые не производятся в РФ

увязка результатов работы с оплатой; сокращение числа бонусов менеджменту. В CША топ-менеджерам оставили премии (но сделали 90% налог)

усиление антимонопольного законодательства через определение доли занимаемого рынка;

сокращение/ликвидация числа посредников

ограничение торговой наценки

стремление к снижению волатильности рубля (финансовый показатель, характеризующий тенденцию рыночной цены или дохода, изменяющийся во времени) – нужна стабильность курса, чтобы он не "прыгал".

Государственное регулирование рынка и цен

В России по мере развития рыночного хозяйства возникали и обострялись экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Появилась необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах; отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали государственной экономической политики.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения - борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты - условия накопления, цены, социальные отношения.

Состояние платежного баланса является объективным показателем экономического здоровья страны. Во всех странах с рыночным хозяйством государство постоянно осуществляет оперативное и стратегическое регулирование платежного баланса путем:

воздействия на экспорт и импорт, движение капитала

повышение и понижение курсов национальных валют

торгово-договорной политики

участия в международной экономической интеграции

Цена представляет собой денежное выражение стоимости товара. Разновидностью цены является тариф - цена на оказываемые услуги и выполняемые работы.

Цена как экономическая категория формируется с учетом

уровня потребительского спроса на продукцию;

эластичности спроса, сложившегося на рынке этой продукции;

возможности реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции;

мер государственного регулирования ценообразования;

уровня цен на аналогичную продукцию предприятий-конкурентов;

В качестве юридической категории цена выступает существенным условием ряда договоров, базой для формирования налога на добавленную стоимость, акцизов, снабженческо-сбытовых, торговых надбавок и др.

Свободная цена колеблется вокруг стоимости товара в зависимости от спроса и предложения и, как правило, включает в себя два элемента: себестоимость и прибыль.

Регулируемая цена - цена товара, складывающаяся на товарном рынке при государственном воздействии на нее путем применения экономических и (или) директивных мер.

Гос регулирование цен и рынка

- это совокупность мер, принимаемых правительством в процессе участия в системе товарно-денежных отношений и направленных на осуществление регулирования цен в различных сферах народного хозяйства и контроля за ними. Таким образом, государственное регулирование цен можно представить как попытку государства с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий воздействовать на рынок и цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономики в целом.

Правовые основы современного, рыночного государственного регулирования цен были заложены Указом Президента РФ от 3 декабря 1991 г. "О мерах по либерализации цен".

В настоящее время они определяются следующими актами:

Указом Президента РФ от 28 февраля 2004 г. № 221 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)"

Постановлением Правительства РФ от 7 марта 2004 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен".

В эти акты неоднократно вносились изменения и дополнения. Данными актами определена государственная ценовая политика. Эта политика направлена на дальнейшую либерализацию ценообразования при сохранении государственного регулирования цен в сфере естественных монополий, государственных закупках и на ряд социально значимых товаров и услуг. Регулируемые государственные цены применяются всеми организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как

прямыми (путем установления определенных правил ценообразования: государство прямо воздействует на уровень цен путем регламентации их уровня, установления нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену;)

косвенными (через такие экономические механизмы, как финансово-кредитный, оплаты труда, налогообложения регулирование учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минимальной заработной платы. К ним так же относятся государственные закупки, налоговая система, регулирование денежного обращения и кредита, политика государственных инвестиций и регулирование государственных расходов, установление норм амортизации. Эти методы проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, которые носят макроэкономический характер.)

Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и тем самым способствовать более равномерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики.

Если на соответствующем рынке (п. 5 ст. 40 НК РФ) товаров (работ, услуг) имеют место сделки с идентичными (однородными) товарами (работами, услугами), то рыночная цена определяется на основании информации о рыночных ценах на эти товары (работы, услуги). При этом должны использоваться официальные источники информации о рыночных ценах на товары (работы, услуги) и биржевые котировки.

Государственные мероприятия по регулированию цен могут носить законодательный, административный и судебный характер;

Прямым государственным вмешательством в процесс ценообразования является государственная политика установления цен на так называемые акцизные товары. Прямое воздействие на цены и лидерство в ценах имеет место в отраслях, где доля государства в потреблении товаров и услуг значительна, например, в военных отраслях промышленности, в ряде подотраслей строительства;

Особым направлением государственной экономической политики является государственное воздействие на внешнеторговые цены;

В целях реализации проводимой политики Правительством Российской Федерации утверждаются перечни товаров (работ, услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат государственному регулированию.

В настоящее время Правительством РФ утверждено три перечня:

1. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют Правительство РФ и федеральные органы Исполнительной власти. Сюда включены, например, газ природный, кроме реализуемого населению; продукция ядерно-топливного цикла; продукция оборонного значения; транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; отдельные услуги почтовой, и электрической связи, перевозки железнодорожным транспортом.

2. Перечень продукции, товаров, услуг, на которые государственное регулирование цен осуществляют в обязательном порядке органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Это газ, реализуемый населению; оплата населением ЖКУ; ритуальные услуги; торговые надбавки к ценам на лекарственные средства и изделия медицинского назначения; перевозки пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском (включая метрополитен) и пригородном сообщении и др.

3. Перечень товаров и услуг, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставлено право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок. В этот перечень попали, например, перевозки пассажиров и багажа на местных авиалиниях; торговые надбавки к ценам на продукты детского питания.

С 1 апреля в РФ введено гос регулирование цен на жизненно необходимые и важные лекарственные препараты.

По словам главы Минздравсоцразвития Татьяны Голиковой, в этот перечень входят 500 международных непатентованных названий, что составляет две тысячи торговых наименований, или более 5,5 тысяч лекарственных форм. Она подчеркнула, что такое количество зарегистрированных препаратов не должно вызвать их дефицит. Министерство будет контролировать цены на лекарства, которые не вошли в перечень ЖНВЛС, чтобы не допустить резкого скачка цен и снижения их доступности для покупателей.

Государственный долг и его структура

Гос. долг - общий объем непогашенных обязательств правительства на внутреннем и внешнем рынке; результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков. Государственный долг складывается из задолженности центрального правительства, региональных и местных органов власти, государственных организаций, предприятий.

Различают гос долг:

- Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте (в рублях).

-Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований.

- Долги корпораций, в которых есть государственная доля.

Суверенный долг = Госдолг + корпоративный долг (в РФ – 500 млрд.$)

Нормальным считается суверенный долг, который = золотовалютному резерву.

Более "предпочтителен" внутренний долг, т.к. вопрос решается внутри страны.

Сейчас в РФ гос. долг = 7 % ВВП

В целях сокращения корпоративного долга правительство РФ в 2009 году выделило 50 млрд. $, чтобы в условиях кризиса не лишится за бесценок своих активов (которые корпорации заложили в западных КБ).

Почему корпорации берут деньги на Западе?

Наличными деньгами покупают нефть, газ и бриллианты! Остальное за кредит!

Корпоративные внешние заимствования обусловлены дешевизной денег и возможностью продажи их по высоким ставкам на внутреннем рынке.

Цель внешних заимствований Правительства:

покрытие дефицита госбюджета. В этой связи РФ планирует осуществить внешние заимствования в 2011 и 2012 году, в результате чего госдолг может составить 15 % к ВВП;

для поддержания курса национальной валюты. Это наблюдалось в 90-е гг => кредиты МВФ (даже Германия брала кредит 1 раз для поддержания марки)

для решения общегосударственных задач (например, помощь с/х на технику; коммерческие кредиты по импорту)

C 2000 года правительство РФ не прибегало к внешним заимствованиям. До 2002 года досрочно возвращены кредиты МВФ и Парижскому клубу (22,5 млрд. $). [Парижский клуб объединяет страны-кредиторы, РФ туда тоже входит]

Источники финансирования внешнего долга: Эмиссия ценных бумаг (долговые обязательства)->в рублях или в валюте.

В абсолютном выражении российский внешний государственный долг на 1 января 2010 года составил 37,6 млрд. долларов, что является одним из самых низких показателей в Европе. По относительным показателям, российский внешний госдолг составляет 3 % от объема ВВП страны. Для сравнения — после кризиса 1998 года, внешний долг России составлял 146,4 % от ВВП. По принятому трёхлетнему бюджету на период 2008—2010 гг., госдолг должен был удерживаться в рамках 2,5 % от ВВП. Однако вследствие падения цен на нефть бюджет России стал дефицитным, и уже в 2010-м году дефицит планируется покрывать за счёт новых кредитов. В наихудшем случае в ближайшие три года внешний долг России может вырасти на $60 млрд.

Внутренний долг РФ включает в себя долговые обязательства Правительства РФ, выраженные в валюте РФ, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами, обеспечивается всеми активами, находящимися в распоряжении Правительства РФ. Внутренний долг охватывает задолженности прошлых лет, вновь возникшие задолженности и долговые обязательства бывшего СССР в части, принятой на себя РФ. Российский внутренний долг, выраженный в государственных ценных бумагах, вырос за прошлый год на 29,3% и составил на 1 января 2010 года 1,837 триллиона рублей против 1,421 триллиона рублей на 1 января 2009 года. На начало 2010 года большую часть внутреннего долга составляли облигации федерального займа.

Банковская система и её структура. ЦБ и его задачи

Гос Банк был создан в 1860 г. Александром II. До этого существовали банки, обслуживающие определенные слои общества (дворян и т.п.). Сбербанк в России - с 1841 г. – закладные операции.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.