рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансы и кредит

Организация финансов на предприятиях помогает выявить принципы работы всех остальных организаций в государстве, определить государственную финансовую политику. В основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:

1. Регулирование государством производственной и экономической деятельности предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и кредитно-денежной политикой.

2. Самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных законодательством.

3. Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.

4. Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.

5. Каждое предприятие для нормального функционирования должно располагать определенными целевыми фондами денежных средств. Важнейшими из них являются: фонд основных средств, фонд оборотных средств, амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд накопления, фонд потребления. Образование указанных фондов, управление ими и правильное их использование составляет одну из важнейших сторон финансовой работы на предприятии.

6. Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и кассовых операций. Банк или его филиал (отделение) по месту регистрации предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия. Предприятие не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в судебном порядке объявлено банкротом в соответствии с законодательством.

7. Предприятие вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

8. Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятия обеспечивают минимальный размер оплаты труда и социальной защиты работников независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия.

9. Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов его работников. Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями продукции.

10. Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных законодательством, по регулируемым государством ценам.

11. Предприятие, независимо от его организационно правовой формы, ведет бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

12. За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых обязательств, а также за нарушение иных правил предпринимательской деятельности, предприятие несет ответственность в соответствии с законодательством. Предприятие обязано возмещать ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных ресурсов, загрязнением окружающей среды.

13. Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества, либо по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Предприятие может быть учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия одного или нескольких структурных подразделений с сохранением заданным структурным подразделением существующих обязательств перед предприятием и партнерами. Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством.

14. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование в иную организационно-правовую форму). Предприятие ликвидируется в случаях: а) признания банкротом; б) принятия решения о запрете деятельности предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством; в) признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании предприятия.

15. Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концерны, и т.д. в целях координации деятельности, защиты прав, установления единой ценовой политики и т.д.

Структура управления финансами зависит от формы собственности или места в рыночной экономике.

Н-р, ЗАО, ОАО в листинге или неучастники фонд. рынка (биржи).

Листинг — совокупность процедур включения ценной бумаги в биржевой список (список акций, котирующихся на данной бирже, для допуска к биржевым торгам только тех акций, которые прошли экспертную проверку) в порядке, утверждённом организаторами торговли, осуществление контроля за соответствием ценных бумаг условиям и требованиям организатора торговли. К листингу также относят определение величины курса ценных бумаг, а также регистрация и публикация их курсов (цен) в биржевых бюллетенях.

При IPO риск потери контроля снижается, нагрузка на бюджет снижается (гос. помощь).

IPO преследует цели: увеличить долю населения, участв. в фондовой жизни; гос-во заинтересовано в раскрытии экономич. информации корпорациями, что обязательно при включение в листинг фондовых бирж.

Предоставление права отдельным унитарным предприятиям заниматься коммерческой деятельностью (академиям, н-р) увеличивает финансовую базу (+ к бюджетн.) и усложняет управление.

В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.

К федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся:

• Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;

• Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики в области государственной службы и судебной системы;

• Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную политику в сфере финансового оздоровления организаций;

• Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации государственной политики в области расширения финансовых связей Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями;

• Федеральное казначейство совместно с Центральным банком РФ принимают участие в разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики

Основа современной финансовой политики — это признание свободы предпринимательской деятельности, введение разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.

Задачи и функции финансового менеджмента

Финансы— совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Финансовый менеджмент — управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, то есть тем, что составляет понятие "финансы". Финансовый менеджмент самым простым образом можно определить как управление денежными потоками.

Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового механизма для достижения поставленной цели.

Хозяйствующий субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход; юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени, осуществляющее экономические, хозяйственные операции

Целью финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия с помощью рациональной финансовой политики.

Задачи финансового менеджмента:

1.Обеспечение наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.

2.Оптимизация денежного оборота.

3.Оптимизация расходов.

4.Обеспечение минимизации финансового риска на предприятии.

5.Оценка потенциальных финансовых возможностей предприятия.

6.Обеспечение рентабельности предприятия.

7.Задачи в области антикризисного управления.

8.Обеспечение текущей финансовой устойчивости предприятия.

9.Максимизация прибыли предприятия.

Функции и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока: блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю.

Блок по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей, поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми рынками. Сюда входят:

• управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчетами с клиентами, управление материально-производственными запасами и пр.

• привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.

Блок по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:

• контроль за ведением производственного учета;

• составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;

• сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления финансами и для предоставления данных внешним пользователям;

• составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;

• анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и внешнего аудита;

• оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.

В функции финансового менеджмента входят:

• анализ финансовой отчетности;

• прогнозирование денежных средств;

• выпуск акций;

• получение займов и кредитов;

• операции с инвестициями;

• оценка операций слияния и поглощения фирм.

Бюджет – метод финансового планирования

Бюджет (как финансовый инструмент) позволяет определить источники и их величину в доходной части, а т.ж. направление и величину расходов по этим направлениям, а т.ж. сопоставить доходно-расходную часть.

Бюджеты составляются на всех уровнях управления. Не имеют бюджета пожизненно заключенные.

Бюджетирование как метод финансового планирования деятельности организации

На каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости, как от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых целей. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его подразделений.

Общий (основной) бюджет - это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования. В основном бюджете в количественном выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.

Расчеты, осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств (собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).

Эффект от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во внешней, так и во внутренней среде.

Кроме того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую деятельность.

Для полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно выполняет:

1) аналитическую:

переосмысление бизнес-идеи;

коррекция стратегии;

постановка дополнительных целей;

анализ операционных альтернатив;

2) финансового планирования: вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее;

3) финансового учета: вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;

4) финансового контроля:

позволяет сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;

выявляет слабые и сильные стороны;

5) мотивационную:

осмысленное принятие плана;

ясность постановки целей;

наказание за срыв;

поощрение за выполнение и перевыполнение;

6) координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;

7) коммуникационную:

согласование планов подразделений компании;

нахождение компромиссов;

закрепление ответственности исполнителей.

Выделяют три основных подхода к процессу бюджетирования:

"сверху вниз";

"снизу вверх";

"снизу вверх/сверху вниз".

Подход "сверху вниз" означает, что высшее руководство осуществляет процесс бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем, связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем недостаток данного подхода - слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего звена относительно достижения целей.

Подход "снизу вверх" применяется на больших предприятиях, где руководители отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при выполнении получить незаслуженное вознаграждение.

Подход "снизу вверх/сверху вниз" является самым сбалансированным и позволяет избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на достижение целей компании.

Достоинства бюджетирования:

оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;

позволяет координировать работу предприятия в целом;

анализ бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;

позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;

позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;

способствует процессам коммуникаций;

помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;

служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.

Недостатки бюджетирования:

различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);

сложность и дороговизна системы бюджетирования;

если бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;

бюджеты требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;

противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если слишком сложно - стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.

Бюджетная система в рамках органов исполнительной власти

Начиная с 2009 г. органы местного самоуправления переведены на бюджетную основу. В связи с этим возникли проблемы формирования доходной части бюджета этого уровня (до этого они были на смете).

В настоящее время пересматривается перечень налогов, кот. зачисляются в бюджеты местных органов. В частности, будет взиматься налог по рыночной стоимости. Отказ от трансп. налога позволит повысить поступление акцизов на ГСМ - горюче-смазочные материалы. Акциз — один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления: осуществляют составление бюджета; вносят проект бюджета с необходимыми материалами и документами на утверждение законодательных (представительных) органов; исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение законодательных (представительных) органов.

Органы исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, комитеты, службы), органы местного самоуправления осуществляют:

составление проекта бюджета

внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления

исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета

управление государственным, муниципальным долгом

ведомственный контроль за исполнением бюджета

представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.