Шпаргалка: Финансы и кредит
Организация
финансов на предприятиях помогает выявить принципы работы всех остальных
организаций в государстве, определить государственную финансовую политику. В
основе организации финансов предприятий лежат следующие принципы:
1.
Регулирование государством производственной и экономической деятельности
предприятий посредством экономических рычагов, в первую очередь налоговой и
кредитно-денежной политикой.
2.
Самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных
законодательством.
3.
Самофинансирование и прибыльность работы предприятия.
4.
Создание финансового резерва (фонда риска) на предприятиях.
5.
Каждое предприятие для нормального функционирования должно располагать
определенными целевыми фондами денежных средств. Важнейшими из них являются:
фонд основных средств, фонд оборотных средств, амортизационный фонд, ремонтный
фонд, фонд накопления, фонд потребления. Образование указанных фондов, управление
ими и правильное их использование составляет одну из важнейших сторон
финансовой работы на предприятии.
6.
Предприятие вправе открывать расчетный и другие счета в любом банке для
хранения денежных средств и осуществления всех видов расчетных, кредитных и
кассовых операций. Банк или его филиал (отделение) по месту регистрации
предприятия обязаны открыть расчетный счет по требованию предприятия.
Предприятие не выполняющее свои обязательства по расчетам, может быть в
судебном порядке объявлено банкротом в соответствии с законодательством.
7.
Предприятие вправе самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность
в соответствии с законодательством.
8.
Формы, система и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды
их доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. Предприятия
обеспечивают минимальный размер оплаты труда и социальной защиты работников
независимо от видов собственности и организационно-правовых форм предприятия.
9.
Предприятие самостоятельно планирует свою деятельность и определяет перспективы
развития, исходя из спроса на производимую продукцию и необходимости
производственного и социального развития предприятия, повышения личных доходов
его работников. Основу планов составляют договора, заключенные с потребителями
продукции.
10.
Предприятия реализуют свою продукцию по ценам и тарифам, устанавливаемым
самостоятельно или на договорной основе, а в случаях, предусмотренных
законодательством, по регулируемым государством ценам.
11.
Предприятие, независимо от его организационно правовой формы, ведет
бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавливаемом
законодательством РФ.
12.
За нарушение кредитных, договорных, расчетных, налоговых обязательств, а также
за нарушение иных правил предпринимательской деятельности, предприятие несет
ответственность в соответствии с законодательством. Предприятие обязано возмещать
ущерб, причиненный нерациональным использованием земли и других природных
ресурсов, загрязнением окружающей среды.
13.
Предприятие может быть учреждено либо по решению собственника имущества, либо
по решению трудового коллектива государственного или муниципального предприятия
в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством. Предприятие может быть
учреждено в результате выделения из состава действующего предприятия одного или
нескольких структурных подразделений с сохранением заданным структурным
подразделением существующих обязательств перед предприятием и партнерами.
Предприятие может быть учреждено в результате принудительного разделения в
соответствии с антимонопольным законодательством.
14.
Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации
или реорганизации (слияние, присоединение, разделение, выделение,
преобразование в иную организационно-правовую форму). Предприятие ликвидируется
в случаях: а) признания банкротом; б) принятия решения о запрете деятельности
предприятия из-за невыполнения условий, установленных законодательством; в)
признания судом недействительными учредительных документов и решения о создании
предприятия.
15.
Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концерны, и т.д. в целях
координации деятельности, защиты прав, установления единой ценовой политики и
т.д.
Структура
управления финансами зависит от формы собственности или места в рыночной
экономике.
Н-р,
ЗАО, ОАО в листинге или неучастники фонд. рынка (биржи).
Листинг
— совокупность процедур включения ценной бумаги в биржевой список (список
акций, котирующихся на данной бирже, для допуска к биржевым торгам только тех
акций, которые прошли экспертную проверку) в порядке, утверждённом
организаторами торговли, осуществление контроля за соответствием ценных бумаг
условиям и требованиям организатора торговли. К листингу также относят
определение величины курса ценных бумаг, а также регистрация и публикация их
курсов (цен) в биржевых бюллетенях.
При
IPO риск потери контроля снижается, нагрузка на бюджет снижается (гос. помощь).
IPO
преследует цели: увеличить долю населения, участв. в фондовой жизни; гос-во
заинтересовано в раскрытии экономич. информации корпорациями, что обязательно
при включение в листинг фондовых бирж.
Предоставление
права отдельным унитарным предприятиям заниматься коммерческой деятельностью
(академиям, н-р) увеличивает финансовую базу (+ к бюджетн.) и усложняет
управление.
В
России финансовая политика является прерогативой федеральных органов
управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается
совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях
мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для
осуществления своих функций и задач.
К
федеральным органам исполнительной власти, вырабатывающим и обеспечивающим
проведение финансовой политики, относятся:
•
Правительство РФ обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной
и денежной политики;
•
Министерство финансов РФ осуществляет выработку единой государственной
финансовой, кредитной, денежной политики, а также выработку финансовой политики
в области государственной службы и судебной системы;
•
Министерство экономического развития и торговли РФ вырабатывает государственную
политику в сфере финансового оздоровления организаций;
•
Министерство иностранных дел РФ участвует в разработке и реализации
государственной политики в области расширения финансовых связей Российской
Федерации с иностранными государствами и международными организациями;
•
Федеральное казначейство совместно с Центральным банком РФ принимают участие в
разработке и реализации согласованной кредитно-денежной политики
Основа современной финансовой политики — это признание свободы предпринимательской деятельности, введение
разнообразных форм хозяйствования, приватизация государственной собственности и
переход к смешанной экономике, базирующейся на умелом сочетании частных и государственных хозяйствующих субъектов.
Задачи
и функции финансового менеджмента
Финансы—
совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования,
распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов
денежных средств.
Финансовый
менеджмент — управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, то есть
тем, что составляет понятие "финансы". Финансовый менеджмент самым
простым образом можно определить как управление денежными потоками.
Финансовый
менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых
отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе движения
финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими движением и
отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый
менеджмент представляет собой процесс выработки цели управления финансами и
осуществление воздействия на финансы с помощью методов и рычагов финансового
механизма для достижения поставленной цели.
Хозяйствующий
субъект — индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также
некоммерческая организация, осуществляющая деятельность, приносящую ей доход;
юридическое или физическое лицо, ведущее хозяйство от своего имени,
осуществляющее экономические, хозяйственные операции
Целью
финансового менеджмента является максимизация прибыли, благосостояния предприятия
с помощью рациональной финансовой политики.
Задачи
финансового менеджмента:
1.Обеспечение
наиболее эффективного использования финансовых ресурсов.
2.Оптимизация
денежного оборота.
3.Оптимизация
расходов.
4.Обеспечение
минимизации финансового риска на предприятии.
5.Оценка
потенциальных финансовых возможностей предприятия.
6.Обеспечение
рентабельности предприятия.
7.Задачи
в области антикризисного управления.
8.Обеспечение
текущей финансовой устойчивости предприятия.
9.Максимизация
прибыли предприятия.
Функции
и экономические методы финансового менеджмента можно подразделить на два блока:
блок по управлению внешними финансами и блок по внутрифирменному учету и
финансовому контролю.
Блок
по управлению внешними финансами предполагает реализацию отношений фирмы с
юридически и хозяйственно самостоятельными субъектами рынка, включая
собственные дочерние компании, выступающими в качестве клиентов, заимодателей,
поставщиков и покупателей продукции фирмы, а также с акционерами и финансовыми
рынками. Сюда входят:
•
управление оборотными активами фирмы: движением денежных средств, расчетами с
клиентами, управление материально-производственными запасами и пр.
•
привлечение краткосрочных и долгосрочных внешних источников финансирования.
Блок
по внутрифирменному учету и финансовому контролю включает:
•
контроль за ведением производственного учета;
•
составление сметы затрат, контроль за выплатой заработной платы и налогов;
•
сбор и обработку данных бухгалтерского учета для внутреннего управления
финансами и для предоставления данных внешним пользователям;
•
составление и контроль за правильностью финансовой отчетности: баланса, отчета
о прибылях и убытках, отчета о движении денежных средств и др.;
•
анализ финансовой отчетности и использование его результатов для внутреннего и
внешнего аудита;
•
оценка финансового состояния фирмы на текущий период и ее использование для
принятия оперативных управленческих решений и в целях планирования.
В
функции финансового менеджмента входят:
•
анализ финансовой отчетности;
•
прогнозирование денежных средств;
•
выпуск акций;
•
получение займов и кредитов;
•
операции с инвестициями;
•
оценка операций слияния и поглощения фирм.
Бюджет
– метод финансового планирования
Бюджет
(как финансовый инструмент) позволяет определить источники и их величину в
доходной части, а т.ж. направление и величину расходов по этим направлениям, а
т.ж. сопоставить доходно-расходную часть.
Бюджеты
составляются на всех уровнях управления. Не имеют бюджета пожизненно
заключенные.
Бюджетирование
как метод финансового планирования деятельности организации
На
каждом предприятии может быть своя специфика бюджетирования в зависимости, как
от объекта финансового планирования, так и от системы финансовых и нефинансовых
целей. Бюджеты могут быть составлены как для предприятия в целом, так и для его
подразделений.
Общий
(основной) бюджет - это скоординированный по всем подразделениям и функциям
план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и
характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих
решений в области финансового планирования. В основном бюджете в количественном
выражении рассматриваются будущая прибыль, денежные потоки и поддерживающие
планы. Основной бюджет представляет итог многочисленных обсуждений и решений о будущем
предприятия, обеспечивает как оперативное, так и финансовое управление.
Расчеты,
осуществляемые в процессе формирования бюджета предприятия, позволяют в полном
объеме и своевременно определить необходимую сумму денежных средств на
реализацию принятых решений, а также источники поступления этих средств
(собственные, кредитные, средства инвестора и т. п.).
Эффект
от разработки бюджета состоит в повышении степени гибкости предприятия из-за
возможности предвидеть результаты управленческих действий, определить базовые
установки для каждого направления деятельности предприятия и рассчитать разные
варианты, заранее подготавливая ответные действия на возможные изменения как во
внешней, так и во внутренней среде.
Кроме
того, функции бюджета изменяются в зависимости от того, в какой фазе
формирования и реализации он находится. В начале отчетного периода бюджет
представляет собой план продаж, расходов и других финансовых операций в
наступающем периоде. В конце он играет роль измерителя, позволяющего сравнивать
полученные результаты с плановыми показателями и корректировать дальнейшую
деятельность.
Для
полного осмысления бюджетирования необходимо перечислить функции, которые оно
выполняет:
1)
аналитическую:
переосмысление
бизнес-идеи;
коррекция
стратегии;
постановка
дополнительных целей;
анализ
операционных альтернатив;
2)
финансового планирования: вынуждает планировать и тем самым обдумывать будущее;
3)
финансового учета: вынуждает учитывать и обдумывать совершенные действия в
прошлом и тем самым помогает принимать правильные решения в будущем;
4)
финансового контроля:
позволяет
сравнивать поставленные задачи и полученные результаты;
выявляет
слабые и сильные стороны;
5)
мотивационную:
осмысленное
принятие плана;
ясность
постановки целей;
наказание
за срыв;
поощрение
за выполнение и перевыполнение;
6)
координационную: координация функциональных блоков оперативного планирования;
7)
коммуникационную:
согласование
планов подразделений компании;
нахождение
компромиссов;
закрепление
ответственности исполнителей.
Выделяют
три основных подхода к процессу бюджетирования:
"сверху
вниз";
"снизу
вверх";
"снизу
вверх/сверху вниз".
Подход
"сверху вниз" означает, что высшее руководство осуществляет процесс
бюджетирования с минимальным привлечением менеджеров подразделений и отделов
нижнего уровня. Такой подход дает возможность полностью учитывать
стратегические цели компании, уменьшить затраты времени и избежать проблем,
связанных с согласованием и агрегированием отдельных бюджетов. Вместе с тем
недостаток данного подхода - слабая мотивация менеджеров нижнего и среднего
звена относительно достижения целей.
Подход
"снизу вверх" применяется на больших предприятиях, где руководители
отделов составляют бюджеты участков, отделов, которые потом обобщаются в
бюджеты цеха, производства и завода соответственно. Средним и высшим
руководителям в этом случае предстоит согласование и координация различных
бюджетных показателей. Один из недостатков этого подхода заключается в том, что
плановые показатели по расходам завышаются, а по доходам занижаются, чтобы при
выполнении получить незаслуженное вознаграждение.
Подход
"снизу вверх/сверху вниз" является самым сбалансированным и позволяет
избежать негативных последствий двух своих предшественников. При таком подходе
высшее руководство дает общие директивы относительно целей компании, а
руководители нижнего и среднего звена подготавливают бюджет, направленный на
достижение целей компании.
Достоинства
бюджетирования:
оказывает
положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
позволяет
координировать работу предприятия в целом;
анализ
бюджетов позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
позволяет
учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
позволяет
усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
способствует
процессам коммуникаций;
помогает
менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
служит
инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки
бюджетирования:
различное
восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь
в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и
отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры
обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
сложность
и дороговизна системы бюджетирования;
если
бюджеты не доведены до сведения каждого сотрудника, то они не оказывают
практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого
воспринимаются исключительно как средство для оценки деятельности работников и
отслеживания ошибок;
бюджеты
требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь,
сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что
приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно,
снижает эффективность работы;
противоречие
между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь
поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для
повышения производительности; если слишком сложно - стимулирующий эффект
пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
Бюджетная
система в рамках органов исполнительной власти
Начиная
с 2009 г. органы местного самоуправления переведены на бюджетную основу. В
связи с этим возникли проблемы формирования доходной части бюджета этого уровня
(до этого они были на смете).
В
настоящее время пересматривается перечень налогов, кот. зачисляются в бюджеты
местных органов. В частности, будет взиматься налог по рыночной стоимости.
Отказ от трансп. налога позволит повысить поступление акцизов на ГСМ -
горюче-смазочные материалы. Акциз — один из видов косвенного налога,
устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино
и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию,
но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и
другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и
тем самым фактически уплачивается потребителем.
Исполнительные
органы государственной власти и органы местного самоуправления: осуществляют
составление бюджета; вносят проект бюджета с необходимыми материалами и
документами на утверждение законодательных (представительных) органов;
исполняют бюджет, представляют отчет об его исполнении на утверждение
законодательных (представительных) органов.
Органы
исполнительной власти (Правительство РФ, министерства, комитеты, службы),
органы местного самоуправления осуществляют:
составление
проекта бюджета
внесение
его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного
(представительного) органа, представительного органа местного самоуправления
исполнение
бюджета, в том числе сбор доходов бюджета
управление
государственным, муниципальным долгом
ведомственный
контроль за исполнением бюджета
представляют
отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных)
органов, представительных органов местного самоуправления
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13
|