рефераты бесплатно

МЕНЮ


Шпаргалка: Финансы и кредит

осуществляют другие полномочия

Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.

Согласно комментируемой статье БК РФ бюджетные полномочия исполнительных органов гораздо шире, они проявляются на всех стадиях бюджетного процесса. Так, органы исполнительной власти составляют проекты бюджетов и представляют их на рассмотрение законодательных (представительных) органов; после утверждения бюджета исполнительные органы принимают его к исполнению, по окончании исполнения данные органы составляют отчет об исполнении бюджета, который опять-таки представляется на рассмотрение законодательных (представительных) органов. Перечисленные бюджетные полномочия исполнительных органов в равной мере распространяются на бюджеты государственных внебюджетных фондов. Органы исполнительной власти осуществляют предоставленные им бюджетные полномочия самостоятельно, но во взаимодействии с законодательными (представительными) органами.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Бюджетные полномочия - это полномочия компетентных органов государственной власти и органов местного самоуправления в области бюджетного процесса (составление проекта бюджета, утверждение нормативно-правового акта о бюджете на предстоящий финансовый год, исполнение бюджета, контроль за его исполнением, составление проекта отчета об исполнении бюджета, утверждение отчета об исполнении бюджета и т.д.). Данными полномочиями в той или иной степени обладают все органы государственной власти и органы местного самоуправления. Иными словами, в составе аппарата государственного или муниципального управления можно выделить две группы органов:

- органы, осуществляющие бюджетные полномочия в рамках проведения основной деятельности. Это органы государственной власти и органы местного самоуправления общей компетенции;

- органы, специально созданные для реализации бюджетных полномочий. Это система специализированных органов (министерств, ведомств, управлений, комитетов и т.п.), осуществляющих управление финансами и контроль за использованием бюджетных средств и средств внебюджетных государственных фондов. Данные органы охватывают своими бюджетными полномочиями все звенья финансовой системы РФ - бюджет, целевые государственные внебюджетные фонды, кредит, страхование, финансы предприятий, организаций и учреждений.

Бюджетный процесс: порядок организации, причины корректировки

Бюджетный процесс – регламентированная нормами процессуального бюджетного права деятельность государства по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, его исполнению и заключению, а также составлению, рассмотрению и утверждению отчёта об его исполнении.

Организация бюджетирования предприятия

Бюджет предприятия всегда разрабатывается на определенный временной интервал (обычно на 1 год), который называется бюджетным периодом. Правильный выбор продолжительности бюджетного периода является важным фактором эффективности бюджетного планирования предприятия. Некоторые показатели бюджетов могут устанавливаться на более продолжительный период (три-пять лет).

Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса, которые последовательно сменяют одна другую. В частности это стадии:

Составления. Эта стадия начинается с послания Президента России Федеральному Собранию РФ, которое в соответствии с новым Бюджетным кодексом РФ должно поступить в Федеральное собрание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году.

Рассмотрения.

Утверждения. Правительство Российской Федерации, правительства субъектов РФ и органы местного самоуправления (муниципальных образований) выносят уточнённый проект бюджета на рассмотрение в соответствующий представительный орган. По всем финансовым вопросам, и в частности для работы с бюджетом, органы представительной власти разных уровней образуют специальные комитеты и комиссии.

Исполнения и заключения. Практически бюджет исполняется специальными субъектами – участниками бюджетных правоотношений.

Составления и утверждения отчёта об исполнении. Бюджетный процесс завершается составлением и утверждением отчёта об исполнении бюджета. Отчёты об исполнении федерального и консолидированного бюджетов за истекший год составляет министерство финансов Российской Федерации и представляет их в Правительство России.

Вообще процесс представляет собой замкнутый контур финансового управления, включающий три последовательных этапа:

этап разработки и проекта сводного бюджета;

утверждение проекта бюджета и включение его в структуру научно обоснованного бизнес-плана организации;

анализ исполнения бюджета по итогам текущего года.

Бюджетный цикл включает период времени от начала первого этапа до завершения третьего. Бюджетный процесс должен быть непрерывным, то есть завершение анализа исполнения бюджета текущего года должно совпадать по времени с разработкой бюджета следующего года. Таким образом, анализ исполнения бюджета - это одновременно и отправная, и завершающая стадия бюджетного цикла.

Рассмотрим подробнее содержание этапов.

Первый этап (стадия разработки проекта сводного бюджета) заключается в составлении предварительного проекта бюджета на очередной плановый год. Особое внимание при этом уделяется оценке выполнения планов прибыли и рентабельности. Такая оценка основывается на тщательной разработке состава затрат, включаемых в себестоимость продукции. На этом этапе оценивается производственная программа (ее качественные и количественные параметры, изменения ценовой и кредитной политики) и определяется новый производственный потенциал коммерческой организации на основе анализа рациональности использования активов, освоения новых технологий и видов продукции. Составленный предварительный проект бюджета корректируется в связи с изменением внешних и внутренних условий. На этом этапе требуется работа большого числа задействованного рядового персонала планово-экономических служб и структурных подразделений, которым утверждаются бюджетные задания: цехи основного производства, коммерческая дирекция (отдел сбыта), отдел материально-технического снабжения и пр.

Второй этап (стадия утверждения) сводится к составлению окончательного проекта бюджета и включения его в структуру научно обоснованного бизнес-плана предприятия.

На малых предприятиях сводный бюджет, как правило, разрабатывается бухгалтерией и утверждается президентом организации.

На средних и крупных предприятиях решение об утверждении сводного бюджета могут принимать:

правление организации, в состав которого входит высшее руководство;

президент организации (в этом случае правление организации представляет собой консультативный орган при президенте);

совет директоров организации;

общее собрание акционеров (совет директоров подает проект сводного бюджета на утверждение общему собранию акционеров).

Утвержденный бюджет рассматривается как руководство к действию.

Третий этап - анализ исполнения бюджета по итогам истекшего года. На этом этапе делается анализ финансового состояния предприятия, на основе которого вносятся необходимые коррективы в тактику и стратегию экономического развития организации. Для того чтобы система бюджетирования была эффективной, необходим ряд обязательных условий, без которых эта система попросту не сможет работать.

Во-первых, предприятие должно располагать соответствующей методологической и методической базой разработки, контроля и анализа исполнения сводного бюджета, а работники управленческих служб должны быть достаточно квалифицированными, чтобы уметь применять эту методологию на практике.

Во-вторых, для того чтобы разрабатывать бюджет, контролировать и анализировать его исполнение, нужна соответствующая количественная информация о деятельности предприятия, достаточная для того, чтобы представить себе его реальное финансовое состояние, движение товарно-материальных и финансовых потоков, основные хозяйственные операции. Следовательно, на предприятии должна существовать система управленческого учета, регистрирующая факты хозяйственной деятельности, необходимые для обеспечения процесса составления, контроля и анализа сводного бюджета. Система управленческого учета на предприятии составляет основу учетного блока (компонента) бюджетного процесса.

В-третьих, бюджетный процесс не происходит в "безвоздушном пространстве" - он всегда реализуется через соответствующую организационную структуру и систему управления, существующие на предприятии.

Понятие организационной структуры включает в себя количество и функции служб аппарата управления, в чьи обязанности входит разработка, контроль и анализ бюджета предприятия; совокупность структурных подразделений, являющихся объектами бюджетирования, то есть теми центрами ответственности, которыми назначается бюджетный план и которые ответственны за его исполнение.

В бюджетном процессе можно выделить:

1) аналитический блок, который включает:

методологию составления, контроля и анализа сводного бюджета;

методики по отдельным подбюджетам;

2) учебный блок, который включает:

бухгалтерский учет;

оперативный учет;

сбор информации о состоянии рынка;

3) организационный блок, который включает:

функции подразделений;

регламент взаимодействия;

систему взаимодействия;

4) программно-технический блок, который включает:

технические средства;

программное обеспечение.

Все четыре компонента бюджетного процесса тесно связаны между собой и составляют инфраструктуру системы бюджетирования на предприятии.

В основе бюджетного процесса лежат определённые принципы, соблюдение которых даёт возможность правильно составить, утвердить и исполнить бюджет так, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в связи с принятием Бюджетного кодекса РФ для всей бюджетной системы предусмотрены общие принципы. Это:

единство бюджетной системы;

разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;

самостоятельность бюджетов;

полнота отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;

сбалансированность бюджетов;

эффективность и экономичность использования бюджетных средств;

общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов;

гласность;

достоверность бюджета;

адресность и целевой характер бюджетных средств.

Основные источники формирования доходных частей бюджетов и направления их расходов

Бюджет:

дефицитный

сбалансированный

профицитный

Дефицит:

первичный - без учета долгов ( в РФ до 2000 года – высокая инфляция)

Считается нормальным дефицит до 3%, кот. стимулирует развитие экономики (ползучая инфляция).

В условиях дефицита возникает проблема определения рациональных источников покрытия дефицита, таких как развитие и повышение эффективности производства; экономия; внешние заимствования;

Источники покрытия дефицита бюджета зависят от уровня управления финансами.

На практике используется метод искусственного дефицита – что позволяет использовать доп. возможности, разрешенные в этой ситуации.

Причин бюджетного дефицита может быть много:

спад общественного производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск "пустых" денег;

значительные социальные программы;

возросшие затраты на финансирование ВПК;

крупномасштабный оборот "теневого" капитала;

огромные непроизводственные расходы, прописки, хищения, потери произведенной продукции и многое другое, пока неподдающееся общественному учету.

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета являются:

1) внутренние источники — кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в национальной валюте; государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных; бумаг от имени РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

2) внешние источники следующих видов — государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ; кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте.

Профицит:

более 6% - сдерживает инвестиционный процесс, или сокращает расходы на соц. нужды.

Для РФ желательно 6-7% профицит

Ведущим звеном государственной бюджетной системы является государственный (федеральный) бюджет – основной финансовый план формирования и использования централизованного денежного фонда государства. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового национального продукта (до 40 процентов национального дохода).

Бюджет Российской Федерации как основной финансовый план государства основывается на показателях прогноза социально-экономического развития на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов связываются с объемом общественного производства и определяются налоговой системой и экономической политикой государства.

Государственный бюджет взаимосвязан с финансовыми планами предприятий и организаций, денежными доходами и расходами населения.

Источники формирования Государственного бюджета.

Доходы бюджета поступают из трех источников:

1. Налоги - обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты. Являются одной из форм финансовых отношений, обеспечивающих распределение и перераспределение национального дохода в соответствии с экономическими и социальными задачами. Большинство налогов может быть отнесено в одну из трех групп: Пропорциональный налог взимается как определенный процент от доходов независимо от величины этих доходов (например, 1% в пенсионный фонд от любого заработка).

Прогрессивный налог означает, что с высоких доходов взимается большой процент, чем с низких. На таком принципе строится подоходный налог.

Регрессивный налог означает, что с низких доходов взимается более высокий процент, а с высоких доходов процент налога ниже.

В зависимости от источников изъятия существуют следующие виды налогов:

подоходный налог на физических лиц (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками подоходного налога с физических лиц в Российской Федерации являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного места жительства в Российской Федерации (включая граждан иностранных государств);

налоги на прибыль предприятий (по доле в бюджете РФ 10,6%). Плательщиками налога являются все юридические лица, но также филиалы фирм, предприятий и организаций, имеющие отдельный счет и баланс;

налоги на имущество и наследство;

налоги с продаж, акцизы (на нефть, природный газ, легковые автомобили, автомобильный бензин, этиловый спирт) и таможенные пошлины, налог с добавленной стоимости (НДС) (доля в бюджете 33%).

Так же доходы Федерального бюджета формируются за счет:

налога на игорный бизнес:

налог на покупку иностранных денежных знаков;

лицензионных и регистрационных сборов;

налога на операции с ценными бумагами;

платежей за использование недрами;

дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности;

Прибыли Центрального Банка РФ;

Прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей.

Так же стоит отметить земельный налог и арендную плату за земельные участки.

Налоговые доходы составляют 84% Государственного бюджета, неналоговые доходы – 7%, доходы целевых бюджетных фондов – 9%.

Неналоговые доходы складываются из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности: перечисление прибыли Центрального банка РФ, дивиденды по акциям, принадлежащим государству, доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности, консульский сбор, доходы от проведения всероссийских государственных лотерей.

Расходы бюджета

Бюджетные расходы идут на такие основные статьи, как:

содержание вооружённых сил и государственного аппарата;

финансирование социальной инфраструктуры (социальное обеспечение, здравоохранение, просвещение, наука и пр.);

финансирование хозяйства;

выплата процентов по государственному долгу.

Соотношение между этими глобальными категориями определяется многими факторами: социальной и экономической структурой в конкретной стране, долей государственного сектора, историческими и политическими традициями, общей стратегией регулирования экономики.

Значительный удельный вес продолжают занимать военные расходы. Рассматривая военные расходы, необходимо учитывать не только прямые, но и косвенные затраты, к числу которых относятся выплаты процентов по военным долгам, пенсии и пособия инвалидам войны, ветеранам и т. д.

Расширение функций государства сопровождается тем, что масштабы государственных расходов увеличиваются темпами, значительно превышающими темпы роста ВНП.

К числу важнейших статей государственных расходов относятся затраты, связанные с созданием наиболее благоприятных предпосылок для функционирования производственных секторов экономики. Всё более значительное место занимают и расходы на создание объектов социальной инфраструктуры, в первую очередь - на образование и здравоохранение.

В настоящее время в Российской Федерации применяется классификация расходов по 19 основным направлениям:

- заработная плата;

- начисления на заработную плату;

- канцелярские и хозяйственные расходы;

- командировки и служебные разъезды;

- стипендии;

- расходы на питание;

- приобретение медикаментов и перевязочных средств;

- приобретение оборудования и инвентаря;

- приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

- капитальные государственные вложения;

- капитальный ремонт;

- содержание сооружений благоустройства;

- геологоразведочные работы;

- проектирование;

- государственная дотация;

- операционные расходы;

- платежи по ссудам;

- возмещение разницы в ценах;

- прочие расходы.

Основные показатели федерального бюджета

Федеральный бюджет РФ является очень важной составляющей всей бюджетной системы страны, имеющей большое значение для обеспечения устойчивого развития хозяйственно-экономического комплекса государства в условиях рыночных реформ.

Составление проекта федерального бюджета осуществляется Правительством РФ в соответствии с действующим Бюджетным кодексом РФ и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Подготовка проекта федерального бюджета на очередной финансовый год осуществляется в соответствии с бюджетной политикой РФ, определенной в Послании Президента РФ.

Доходная часть – главная в федеральном бюджете.

Основные показатели федерального бюджета (кот. влияют на его формирование):

налоговые поступления(зависят от цены на нефть )

средний курс $

темпы инфляции (Кудрин занижает инфляцию, чтобы больше поступлений было – увеличивает доходную часть)

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.