рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Необходимость и сущность денег

Во время II Мировой  войны и после ее окончания на базе валютных блоков сформировались зоны – стерлинговая, долларовая, французского франка, а также появились зоны голландского гульдена, итальянской лиры, испанской песеты, южноафриканского рында.

Валютные клиринги – система расчетов между странами на основе зачета взаимных требований в соответствии с международными платежными соглашениями, которые предусматривали клиринговые счета,  валюту, порядок выравнивания платежей. После II Мировой войны валютные клиринги действовали в условиях валютных ограничений, отмена последних привела к ликвидации таких соглашений между развитыми странами.

Для создания международной счетной денежной единицы с целью ослабления проблемы международной ликвидности МВФ в 1971 году ввел новые резервные и платежные средства – специальные права заимствования (СДР). СДР предназначены для регулирования сальдо платежного баланса стран – членов МВФ, пополнения официальных резервов и расчетов, а также соизмерения национальных валют. В 1971г. устанавливалось золотое содержание СДР, равное, как и у доллара США – 0,888671г. Но с 1 июля 1974г. (после девальвации доллара) стоимость единицы СДР определялась на основе средневзвешенного курса сначала 19, а затем пяти ведущих валют развитых стран.

Страны – участницы Европейской валютной системы с марта 1979г. создали региональную международную валютную единицу – ЭКЮ.

1 января 1999г. страны Экономического и валютного союза (11 стран) договорились о двухэтапном введении вместо ЭКЮ денежной единицы ЕВРО (курс 1 ЕВРО = 1 ЭКЮ по состоянию на 31.12.98г.). С 1.01.2002г. – наличные ЕВРО.


6.  Денежная масса, необходимая для осуществления функций денег.

Денежные агрегаты.

Денежная база.


          Во всех общественных формациях, в которых существует закон денежного обращения, который был сформулирован К.Марксом при анализе форм стоимости денежного обращения. Он отвечает на вопрос, какое количество действительных денег необходимо обществу для обслуживания товарного обращения.

          Закон денежного обращения выражает взаимосвязь между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

          Количество денег (КД), необходимых для обращения, прямо пропорционально сумме цен товаров (СЦТ) и обратно пропорционально скорости обращения денег (С)

          Развернутая формула
 Закона денежного обращения имеет следующий вид


К – сумма цен товаров, проданных в кредит;

П – сумма платежей по долговым обязательствам;

ВП – сумма взаимопогашаемых платежей.

          При металлическом денежном обращении количество денег в обращении регулировалось стихийно, с помощью денег в функции сокровища. Если потребность в деньгах сокращалась, то излишние деньги уходили из обращения в сокровище, если увеличивалась – происходил прилив денег в обращение из сокровища.

          Со временем на смену золотомерному стандарту пришли его упрощенные формы: золотослитковый и золотодевизный стандарты, в которых главное место занимают бумажные и кредитные денежные знаки.

          Согласно классической теории А.Маршалла и И.Финхера количество денег определяется зависимостью уровня цен от денежной массы

          MV=PQ

M – масса денег;                              P – цена товара;

V – скорость обращения;                Q – количество товаров, представленных                                                               на рынке

          Из формулы количество денег, необходимое для обращения определенной массы товаров, равно:


а цена товара


          Золотослитковый стандарт, – сохраняя за золотом роль денежного товара, ограничивал его использование в обращении. В обращении находились неразменные на золото банкноты. Запрещалось свободное перемещение золота из одной страны в другую.

          Золтодевизный стандарт – означал свободный размен банкнот на иностранную валюту (девизы), размениваемую на золото.

          На современном этапе экономического развития в условиях так называемых постзолотых денег, т.е. денег, не разменных на золото, когда золото почти перешло в ранг обычных товаров, учет законов денежного обращения имеет важное значение для управления денежной массой и информационными процессами.

          Денежная масса – совокупность покупательных, платежных и накопленных средств, обслуживающая экономические связи и принадлежащая физическим и юридическим лицам, а также государству.

          Это важный количественный показатель движения денег.

          Для анализа изменений движения денег на определенную дату и за определенный период в финансовой  статистике стали использовать сначала в экономически развитых странах, а затем и в России, денежные агрегаты М0, М1, М2, М3, М4.

          М0 – включает наличные деньги в обращение: банкноты и монеты, а в некоторых странах и казначейские билеты (в Республике Джибута), т.е. деньги вне банков;

          М1 – включает в себя М0, и средства предприятий на расчетных, текущих и специальных счетах в коммерческих организациях, во вкладах населения и предприятий в коммерческих организациях и депозиты «до востребования» в Сберегательном банке;

          М2 – включает агрегат М1 плюс срочные вклады населения в Сбербанке, коммерческих организациях, а также краткосрочные ценные бумаги;

          М3 – включает М2 плюс сертификаты и облигации госзайма;

          М4 – охватывает М3 и различные формы депозитов в коммерческих организациях.

          Для определения денежной массы страны применяют разнос количества агрегатов:

          США – четыре;

          Франция – два;

          Россия – четыре (М0, М1, М2, М3).

          Между агрегатами необходимо равновесие, в противном случае происходит нарушение денежного обращения. Практика показывает, что равновесие наступает при М2>М1, оно укрепляется при М2+М3 >М1. В настоящее время для характеристики денежной массы используется показатель денежной базы. Он включает М0 плюс денежные средства в кассах коммерческих банков,  ФОР в Банке России и средства на корсчетах КО в Банке России.

В этом случае денежный капитал переходит из наличного в безналичный оборот.

Изменение денежной массы в обороте зависит от изменения самой массы денег и скорости их обращения. Количество денег определяется Центральным банком Российской Федерации в соответствии с государственной денежно-кредитной политикой на предстоящий период и связано с расширением объемов производства и товарооборота. Росту денежной массы способствует денежный мультипликатор (от лат. multiplicator – умножающий), возникающий с развитием кредитной системы (в условиях двух и более уровней). Суть его в том, что денежная масса в обороте увеличивается в результате расширения кредитных операций банков со своими клиентами.

Скорость обращения денег поддается только косвенной оценке. В России скорость роста оборота денег определяется исходя из двух показателей:

1)  скорость движения денег в кругообороте стоимости общественного продукта или кругооборота доходов


Этот показатель свидетельствует о связи денежного обращения с процессами экономического развития.

2)  Оборачиваемость денег в платежном обороте:

Σ
D – сумма денег на банковских счетах;

СDМ – среднегодовая величина денежной массы в стране.

          Этот показатель свидетельствует о скорости безналичных расчетов.

          Кроме этого применяют и другие показатели скорости оборота денег:

          а) скорости возврата денег в кассы учреждений Банка России. Рассчитывается как отношение суммы поступления денег в кассы банка к среднегодовой массе денег в обращении;

          б) скорость обращения денег в налично-денежном обороте. Рассчитывается путем деления суммы поступлений и выдачи наличных денег кассами Банка России, включая обороты почты, Сбербанка на среднегодовую массу денег в обращении.


          ТЕМА: «Денежная эмиссия в системе экономического регулирования».


          В последние годы в результате ошибок, допущенных при проведении денежно-кредитной и финансовой  политики, а также  недостаточно  корректной интерпретации  взаимосвязи  между денежной эмиссией и инфляцией в средствах массовой информации у значительной части населения нашей страны прочно  утвердилась точка  зрения,  что денежная  эмиссия  и инфляция чуть ли не тождественные понятия. На самом деле это далеко не так. Денежная эмиссия лежит в основе организации денежного обращения, формирования и структуризации денежной массы, осуществления денежного оборота. Эмиссия находит свое проявление в разновидности и функциональности денежных инструментов, составе и структуре денежной массы, наполненности денежного оборота, количественном и качественном обеспечении функции денег. Через эмиссионные схемы в банковской системе прямо регулируются деятельность банков, объем  и структура денежной массы и косвенно — состояние федеральных и региональных финансов, финансов предпринимательских структур, общественных  организаций, населения.

Денежную эмиссию можно охарактеризовать как процесс формирования и пополнения денежной массы и сопровождающие его регулирующие и управленческие воздействия на денежную массу. Денежная эмиссия, так же как и инфляция и денежный дефицит, может быть идентифицирована через формализованное выражение закона денежного обращения: Д • С = Т - Ц, где денежная масса в обороте (Д), взвешенная по скорости оборота денег (С), балансируется с товарной массой (Т), взвешенной по ценам (Ц). При этом рост (Д) может быть охарактеризован как прямая эмиссия, а увеличение (С) — как косвенная. Однако более интересно определение факторов и причин, либо вызывающих необходимость проведения денежной эмиссии, либо предопределяющих негативные последствия ее проведения. В первом случае эмиссия, прямая или косвенная, восстанавливает нарушенный баланс, во втором — она сама формирует дисбаланс между объемом денежной массы и потребностью в ней со стороны экономики, что находит свое проявление в инфляции.

К числу факторов, обусловливающих денежную эмиссию, можно отнести, во-первых, увеличение и расширение товарной массы, рост производства под влиянием увеличения числа мелких производителей, рыночной ориентации крупных, в том числе оборонных, производств; активность и организованность торговли, увеличивающей товарное предложение и снижающей порчу и потери товаров; расширение структуры товарного рынка за счет выведения на рынок товаров, купля-продажа которых ранее была запрещена, и т.д. Во-вторых, рост цен, в первую очередь не связанный с изменением свойств и качества товаров и услуг, спекулятивные операции; неадекватную налоговую политику при отсутствии конкурентных условий формирования цен; появление посредников, часто не осуществляющих доработку и перемещение товаров; усиление монополий и влияния криминальной среды, искусственно взвинчивающих цены и пресекающих попытки их снижения, и т.д. В-третьих, снижение скорости оборота денег: увеличение доли наличных денег в структуре денежной массы и сбережений населения; плохую организацию торговли, дефицит и неадекватность ассортимента товарного предложения, замедляющие товарный и соответственно денежный оборот; политические и административные ограничения, сужающие возможности использования накоплений; общие риски и т.д. Условия, которые формируются под воздействием этих, а также ряда других факторов, практически неизменно вызывают денежную эмиссию: организованную при адекватной реакции правительства и эмиссионных органов или неорганизованную, стихийную при ее отсутствии; официальную или неофициальную; стабилизирующую с точки зрения структуры денежной массы или дестабилизирующую, наполняющую денежную систему денежными суррогатами.

С этой точки зрения можно говорить о различных видах денежной эмиссии, имеющих отличительные черты и особенности. Разнообразие видов и типов денежной эмиссии определяет необходимость их классификации (см. схему 1) как при разработке, так и при проведении эмиссионного регулирования. Одним из значимых классификационных подходов является выделение видов денежной эмиссии по их целевым установкам или функциональному предназначению. Так, эмиссия может иметь в качестве целевой установки изначальное формирование денежной массы, полную замену всех ее элементов при объявлении государством обесцененных бумажных денег недействительными, пополнение объема или изменение структуры денежной массы; ограничение в обороте или смену отдельных денежных инструментов. В историческом плане этот подход реализуется в процессе эволюции материальных носителей денег и в сценариях денежных реформ. В ходе начальной, формирующей эмиссии образуется денежная масса на этапах денежных реформ радикального типа, связанных со сменой типа денежной системы, или на переходных этапах исторической эволюции материальных носителей денег. Для обеспечения устойчивости экономического роста и поддержания баланса «денежная масса — товарная масса» особое значение имеет пополняющая эмиссия. Она предполагает дополнительный выпуск или введение в оборот официальных, а иногда вследствие просчетов денежно-кредитной политики и неофициальных денежных знаков, денежных суррогатов.

Регулирующая эмиссия вносит временные корректировки в состав и структуру денежной массы. Она проявляется в рамках конкретных методов и инструментов реализации денежно-кре­дитной политики центрального банка: изменения учетной ставки, норм обязательных резервов, операций на открытом рынке и др. Методы и инструменты денежно-кредитной политики центрального банка могут быть нацелены на изменение не только объема, но и структуры денежной массы, ликвидности ее инструментов. В данном случае мы имеем дело с обменно-регулирующей эмиссией, когда отдельные элементы денежной массы заменяются один другим с целью регулирования ее состояния.

В операциях по замене денег, потерявших свою платежеспособность, по сути, также происходит денежная эмиссия, которую можно определить как обменную эмиссию. Она не изменяет объем и структуру денежной массы, но поддерживает ее функциональность. Конверсионная эмиссия происходит при смене в структуре денежной массы отдельных денежных инструментов. Она приводит к изменению качественных характеристик и формированию иных функций ее конкретных элементов. Так, расчетные инструменты, например банкноты, в ходе конверсионной эмиссии могут сменяться на специализированные – коммерческие ценные бумаги, инвестиционные – долговые и долевые ценные бумаги или на сберегательные – слитки и монеты из драгоценных металлов. Возможна и обратная конверсионная эмиссия при их реализации или погашении.

В настоящее время непосредственно под деньгами понимаются инструменты или активы, которые в безусловном порядке и в неограниченном объеме могут быть использованы в качестве законного признанного платежного средства. Они могут быть использованы всегда, везде и в любом количестве для оплаты товаров и услуг. Это, прежде всего инструменты, которые обладают официальным статусом денежных знаков в наличной и безналичной форме: банкноты, разменные монеты, специальные памятные и юбилейные монеты, казначейские билеты и т.п. Вместе с тем в условиях глубоких экономических, политических и денежных кризисов официальные денежные знаки в существенной степени могут потерять свою функциональность. В таких ситуациях денежными функциями могут быть наделены отдельные потребительские товары, так называемые вторичные эквиваленты, а также различные денежные суррогаты. Деньгами может быть любой актив, выполняющий на том или ином временном отрезке денежные функции или, по крайней мере, часть из них.

В этой связи денежную эмиссию следует классифицировать по объектам эмиссии или денежным инструментам. Помимо официальных денежных знаков, эмитируемых центральным банком, можно выделить денежные инструменты, официально разрешенные к использованию в качестве расчетного и платежного средства, однако имеющие ограниченную сферу обращения: векселя, некоторые виды государственных ценных бумаг и др. Их эмиссия носит ярко выраженный регулирующий характер с высокой степенью избирательности. Следующую группу составляют денежные активы, не обладающие статусом законных платежных и расчетных средств, но используемые в качестве расчетных и инвестиционных инструментов в отдельных конкретных операциях по договоренности контрагентов, – государственные долговые ценные бумаги, кредитные деньги стандартной эмиссии: облигации, финансовые фьючерсы и др.; кредитные деньги банковской нестандартной эмиссии: депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты; кредитные деньги небанковской нестандартной эмиссии: долговые расписки, закладные, варранты, коносаменты, форвардные контракты и др. Денежные инструменты последних двух групп можно охарактеризовать как квазиденьги. Наконец, можно выделить «историческую» группу инструментов денежной эмиссии. Она может рассматриваться в основном в познавательном плане. Хотя не исключены рецидивы использования в денежном обороте в условиях кризисов или дефицита официальных денежных инструментов драгоценных металлов, монет из драгоценных металлов открытой и закрытой чеканки, а также других ценностей. Этот тип эмиссии можно назвать естественно-регулирующим, так как включение ее объектов в денежный оборот, нейтрализующее дисбалансы денежного обращения, происходит помимо желания и воли правительства и центрального банка. При этом подрывается их репутация, сводятся на нет цели и установки де­нежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, эффективность эмиссионного регулирования.

В ходе как официальной, организованной, так и вынужденной, неорганизованной, эмиссии ее объекты образуют состав и структуру денежной массы, которая реально функционирует и обеспечивает денежные потребности. Просчеты в организации этого типа денежной эмиссии формируют эмиссионные риски, значительно затрудняющие регулирование экономики. Еще одним типом подхода, дифференцирующим денежную эмиссию, является разделение ее по субъектам, или эмитентам, что имеет важное значение с точки зрения оценки эффективности эмиссионного регулирования. Если рассматривать денежную массу в широком плане, включая и квазиденьги, и вторичные эквиваленты, то эмитентами может быть достаточно широкий круг юридических лиц. Естественно, что качественные характеристики, результативность и эффективность их эмиссионных действий значительно различаются. Эмиссионная деятельность для них может быть основной, а иногда и вообще не иметь к их работе прямого отношения.

В первую очередь среди эмитентов следует назвать центральные банки, выпускающие денежные инструменты, имеющие официальный статус банкноты, разменные монеты и осуществляющие безналичную денежную эмиссию. К достаточно значимым эмитентам, занимающим при некоторых государствах ведущее место, следует отнести министерство финансов, казначейство и т.п., выпускающие в оборот казначейские билеты, казначейские векселя, другие государственные ценные бумаги и контролирующие деятельность эмиссионных банков или включающие их в свою структуру, а также местные органы власти, которые могут эмитировать облигации местных займов, выполняющих ряд денежных функций. Большую роль в формировании денежной массы играют коммерческие банки и иные кредитные учреждения. Действие денежного мультипликатора усиливает значимость их эмиссионной деятельности, что обусловливает необходимость применения центральным банком различных мер и методов денежно-кредитного регулирования, ограничивающих или стимулирующих объемы активных и пассивных операций коммерческих банков.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.