рефераты бесплатно

МЕНЮ


Учебное пособие: Необходимость и сущность денег

Не следует недооценивать и роль «неспециализированных» эмитентов, предпринимательских структур, которые эмитируют коммерческие, долевые и долговые ценные бумаги, в ряде случаев достаточно эффективно обеспечивая специализированные области денежного оборота платежными и расчетными средствами, а в кризисных ситуациях различными денежными суррогатами, которые нейтрализуют одни, но создают другие проблемы расчетов и платежей. Отдельно следует отметить в качестве эмитентов производителей вторичных эквивалентов, под которыми понимаются товары, берущие на себя функции денег в условиях кризисов, когда официальные денежные знаки их выполнять не в состоянии или выполняют лишь частично, а также когда возникает дефицит отдельных видов денежных инструментов.

Классификация денежной эмиссии по объектам и субъектам имеет важное значение при контроле центрального банка за динамикой показателей или агрегатов денежной массы, определении различных уровней ликвидности денежных инструментов. Уровень ликвидности денежных инструментов зависит от того, как быстро они могут быть проданы или обменены на товары и услуги с минимальными издержками относительно их стоимости. Например, наличные деньги, эмитируемые центральным банком, обладают абсолютной ликвидностью. То же самое можно сказать и о части безналичных денег, находящихся на счетах в центральном банке. Однако наличные деньги, размещенные в коммерческий банк на срочный депозит, не могут рассматриваться в качестве абсолютно ликвидного актива, поскольку не могут быть использованы их владельцем для осуществления расчетов и платежей до окончания срока действия депозита или без получения предварительного согласия банка. В большинстве стран высоколиквидными, но не абсолютно ликвидными считаются краткосрочные государственные ценные бумаги, казначейские векселя. К менее ликвидным денежным инструментам относятся депозитные и сберегательные сертификаты, банковские акцепты, векселя, некоторые другие виды ценных бумаг, значение которых с точки зрения необходимого объема денежной массы определяется особенностями национального законодательства, а также уровнем развития финансового и денежного рынков. Уровень ликвидности денежных инструментов, выпускаемых другими эмитентами, значительно ниже.

С учетом уровня ликвидности денежных инструментов основными показателями, характеризующими размеры денежной массы, являются денежные агрегаты М1 и М2. Агрегат Ml включает наиболее «узкую» группу денежных инструментов. К ним относятся наличные деньги в обращении, за исключением их части, находящейся в коммерческих банках, и средства юридических и физических лиц на текущих и расчетных счетах в коммерческих банках. Деньги на этих счетах в любой момент без какого-либо предварительного согласия банка могут быть использованы их владельцами в качестве законного платежного и расчетного средства. Таким образом, так называемый «узкий» показатель денежной массы состоит из части обязательств центрального банка, т.е. денежных инструментов, эмитированных центральным банком, а именно наличных денег в обращении, и части обязательств коммерческих банков — средств на текущих и расчетных счетах. Более широким показателем денежной массы является агрегат М2, в который помимо тех инструментов, которые уже учтены в показателе М1, могут быть включены срочные и сберегательные депозиты в банках, краткосрочные банковские акцепты и векселя и некоторые другие достаточно ликвидные активы. Для оценки еще более широкого показателя денежной массы, включая квазиденьги, т.е. денежные инструменты, эмитируемые широкой группой юридических лиц, могут быть использованы показатели МЗ, М4 и т.д. В них дополнительно могут быть включены долгосрочные государственные ценные бумаги, коммерческие векселя, облигации и другие долговые обязательства ведущих компаний и фирм, обращающиеся на фондовой бирже, обязательства местных органов власти, другие менее ликвидные денежные инструменты.

Исторический опыт нашей страны и зарубежных стран, теоретические разработки и анализ практики позволяют классифицировать виды и типы денежной эмиссии по признаку ее организации. При этом большое влияние на формирование классификационных групп оказывают субъекты и объекты эмиссии. В историческом плане можно выделить:

● природно-стихийную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквивалентов и драгоценных металлов в естественных формах;

● природно-производственную (контролируемую и неконтролируемую) эмиссию первичных эквива­лентов и драгоценных металлов в формах первичной унификации, связанную не только с добычей, но и с переработкой объектов эмиссии;

● открытую чеканку монет из драгоценных металлов;

● закрытую чеканку монет из драгоценных металлов, при которой особое значение приобретают организация, контроль и регулирование эмиссионных процессов со стороны соответствующих органов государственной власти;

● открытую эмиссию кредитных денег, включая долговые расписки и первичные векселя, базирующуюся на договоренностях, традициях;

● открытую регулируемую эмиссию разменных и кредитных денег — монет, коммерческих векселей и т.п., имеющих более четко зафиксированные организационные схемы;

● открытую контролируемую эмиссию кредитных денег, т.е. ценных бумаг по проспектам эмиссии;

● закрытую, жестко организованную эмиссию всех видов денег монопольными эмиссионными центрами — центральным банком и органами власти: банкнот, монет, государственных и муниципальных ценных бумаг.

Эмиссия и организация денежного оборота и особенно эмиссионное регулирование предполагают также определенную специализацию, позволяющую разделить эмиссию по классификационному признаку сфер оборота денежных инструментов. Сферы оборота также связаны с объектами и субъектами эмиссии, так как многие из них изначально имеют определенную ориентацию, а в некоторых проявляется и специализация денежных инструментов. Так, наличные деньги нацелены в первую очередь на сферу оборота товаров широкого потребления — обслуживание оборота населения, розничной, мелкооптовой торговли, сферы услуг. Могут быть также выделены и такие специфические сферы эмиссии, как организационно-замкнутые, — например, оборот талонов, чеков и др. только внутри предприятий, организаций, объединений между их организационными структурами или сотрудниками; так и инструментально-замкнутые, — например, оборот векселей с передачей их по индоссаменту. Наконец, следует указать еще один достаточно важный с позиции эмиссионного регулирования подход, согласно которому выделяют тип эмиссии в зависимости от комплексности, завершенности ее сценариев. Так, полный сценарий эмиссии включает все ее этапы — от разработки внешнего вида и определения номиналов денежных знаков до лимитов и принципов их оборота, методов эмиссионного регулирования. Базовый, минимальный, или «узкий», сценарий состоит только из процесса выпуска денег в обращение. Различные виды комплексных, а также частичных сценариев эмиссии объединяют отдельные варианты комплектации эмиссионных процессов.

Классификационные признаки отдельных видов эмиссии могут лежать в основе выработки направлений, сценариев, приемов эмиссионного регулирования и анализа ее воздействия на различные элементы экономики страны. Рассмотренные виды и типы денежной эмиссии позволяют сделать вывод о неоднозначности, многоплановости и разнообразии проявления этой экономической категории. Различные цели, объекты, субъекты, сферы организации денежной эмиссии предполагают разнообразные сценарии ее проведения, а главное — ее результаты. При этом эмиссия как экономическая категория выполняет ряд функций: регулирующую, перераспределительную, контрольную, экономии издержек обращения. Перераспределительная функция определена тем, что в ходе эмиссии денежные инструменты перемещаются от эмитентов прямо, непосредственно или через посредников в соответствующие сферы денежного оборота, для которых они предназначены. Контрольная — проявляется в ходе разработки эмиссионных действий, и особенно в различных реакциях на них элементов и сегментов эмиссионных сфер. Функция экономии издержек обращения связана с возможностью минимизировать затраты на изготовление денежных знаков, организацию их выпуска в оборот и его осуществление путем оптимизации набора эмитируемых денежных инструментов, максимально адаптированного к современным условиям страны: техническим, технологическим, организационным и иным, вплоть до социальных. Если попытаться выстроить иерархию функций денежной эмиссии, то на ее вершине следует поместить регулирующую, предполагающую, что в целевые установки денежных эмиссий обязательно входят позитивные изменения в экономике, уровне деловой активности, деятельности субъектов, элементов эмиссионных сфер, а также решение проблем и нейтрализация рисков, в зоне действия которых они оказались,

С учетом вышеназванных функций можно определить эмиссионное регулирование как систему целевых установок и ограничений, методов, приемов и инструментов, оказывающих в ходе операций по выпуску или изъятию денег из обращения прямое воздействие на элементы денежной системы, объем и структуру денежной массы и косвенное — на экономическое и финансовое положение государства, общественных, предпринимательских структур и населения. В наиболее общем виде приоритеты и целевые установки эмиссионного регулирования могут быть подразделены на макроэкономические и микроэкономические. Цели и приоритеты макроэкономического уровня в сфере денежного обращения включают, во-первых, обеспечение необходимого объема и структуры денежной массы в соответствии с потребностями всех экономических субъектов. Причем речь идет о потребностях, связанных с реальным товарным оборотом и реальными инвестициями, и о необходимости учета и специализации денежных инструментов, обеспечивающих потребности различных экономических сфер. Во-вторых, поддержание баланса между размером денежной массы и объемом производства товаров и услуг с учетом потребностей экономического роста. Неблагоприятны любые нарушения этого баланса, связанные с чрезмерным или недостаточным объемом денежной массы; резким ускорением или замедлением скорости оборота денег; необоснованным снижением или значительным и быстрым изменением структуры и емкости товарного рынка по политическим мотивам; монополистической практикой ценообразования и др. В-третьих, сокращение темпов или нейтрализацию инфляции, связанной с изменением объемов и темпов денежной эмиссии, механизмами организации и обеспечения денежного оборота, использованием эмиссионных элементов денежно-кредитной политики, а также снижение вероятности появления денежных суррогатов, способных затруднить работу отдельных элементов финансовой системы. Эта целевая установка может также включать использование вторичных эквивалентов в регулируемых, нормативных рамках, а, кроме того, в качестве инструментов обеспечения, поддержания устойчивости оборота официальных денежных знаков.

Для микроэкономического уровня приоритеты и цепи эмиссионного регулирования более конкретны, как конкретны и специфические потребности определенных субъектов экономики, финансовой системы страны. Ими могут быть: обеспечение всех заинтересованных субъектов, как физических, так и юридических лиц, достаточным по количеству и соответствующим по видам и качеству арсеналом расчетных инструментов с учетом, естественно, их специализации по сферам оборота; обеспечение всех предпринимательских структур достаточно функциональным инструментарием для поддержания и адекватного пополнения оборотных средств, формирования необходимого по объему и защищенного от инфляционного обесценения амортизационного фонда, т.е. для поддержания кругооборота активов предприятий в условиях инфляции; инструментальное обеспечение краткосрочных инвестиций путем включения в оборот достаточного количества обладающих соответствующим официальным статусом денежных и фондовых ценностей, свойства которых позволяют быстро переводить их из активного оборота в инвестиции и наоборот; обеспечение возможности осуществления операций долгосрочного доходного инвестирования для предпринимательских структур и населения через предоставление широкого доступа к денежным инструментам, выполняющим функцию накоплений, инвестиций и сбережений; возможность не фиктивного, а реального кассового исполнения бюджета в его доходной и расходной частях через обеспечение в обороте достаточного количества денежных инструментов, необходимых как для реального сбора налогов, так и для соответствующих бюджетных выплат.

Одним из ключевых вопросов эмиссионного регулирования является определение сфер, в которых проявляются позитивные или негативные результаты этих регулирующих усилий. С этой точки зрения можно выделить сферы прямого и косвенного эмиссионного регулирования. Сфера прямого эмиссионного регулирования, или денежная сфера, распространяется на все элементы денежной системы, и в первую очередь оперативного характера: виды, оформление и защита денежных знаков, порядок эмиссии и оборота наличных и безналичных денег, методы денежного регулирования и т.д., а также на номинальный и реальный стоимостный объем активной и резервной денежной массы и ее структуру, денежные обороты различных уровней. Денежная сфера является той областью, где реализуются все основные функции эмиссии и эмиссионного регулирования и через которую исполняются его базовые целевые установки, — как макро-, так и микроуровня. Регулирование самой эмиссии, всех ее этапов и механизмов, поддержание в адекватных паритетах всех базовых параметров денежной массы, обеспечение эффективного функционирования комплекса элементов денежной системы, включая ее количественные, качественные, структурные и временные позиции, лежат в основе эмиссионного регулирования экономики.

Однако с точки зрения эмиссионного регулирования экономики денежная сфера играет хотя и важное, но все же промежуточное, можно сказать, инструментальное, значение, выполняет функцию исполнительного механизма. С позиции воздействия на экономику страны более значима сфера косвенного эмиссионного регулирования. Она включает сферы и звенья финансовой системы: федеральные финансы, федеральный бюджет и федеральные внебюджетные фонды; региональные финансы, бюджеты субъектов Федерации и местные муниципальные бюджеты, региональные внебюджетные фонды и территориальные программы; финансы общественных, некоммерческих организаций и предприятий, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, политических партий, общественных объединений и фондов, творческих и профессиональных союзов, религиозных объединений и т.д.; предпринимательские финансы по отраслям, собственности, типу организации; финансы населения. Косвенная сфера эмиссионного регулирования характерна тем, что именно на нее направлены все основные целевые установки. С ее позиций разрабатываются, выбираются, комплектуются, а при необходимости и корректируются методы и инструменты. Здесь формируются и анализируются итоги и результаты, осуществляются контроль и управленческие воздействия эмиссионного регулирования на экономику. Результатами эмиссионного регулирования в соответствии с его целевыми установками могут быть как поддержание стабильности и устойчивости функционирова­ния отдельных элементов сферы и всего экономического комплекса, так и изменение их позиций в сторону активизации, расширения возможностей либо, наоборот, в сторону их ограничений, подавлений, блокировки. Не меньше роль эмиссионного регулирования в управлении структурными, отраслевыми, региональными, индивидуальными рисками и нейтрализации негативных тенденций.

С точки зрения возможностей реализации приоритетов и целевых установок эмиссионного регулирования важны методы и инструменты, рычаги эмиссионного регулирования (см. схему 2).

Их разработка, определение и идентификация тем более значимы, чем более они дифференцированы и разнообразны. Учет этого разнообразия, возможность адекватного их выбора и комплектации составляют основу эффективного эмиссионного регулирования. К основным количественным инструментам эмиссионного регулирования можно отнести: расширение или сжатие денежной массы через налоги, организованные сбережения, использование методов денежно-кредитной политики; ограничение или запрещение деятельности отдельных физических и юридических лиц, которые могут осуществлять эмиссионные операции. Это могут быть соответствующие положения правовой инфраструктуры, подкрепленные организационными и репрессионными мерами, банковский надзор, специальные решения органов власти. Практикуются регламентация и ограничения использования отдельных денежных инструментов, в том числе дифференцирование по их функциям с учетом функций обеспечения активного товарооборота; расширение или сужение элементного состава обеспечения денежной массы, тех наиболее ликвидных материальных ценностей, на которые в первую очередь ориентируются эмиссионные центры.

Не менее важно воздействие качественных рычагов эмиссионного регулирования. Они включают действия и операции, вызывающие увеличение или уменьшение отдельных элементов денежной массы, как с изменением ее объема, так и балансирующие; эмиссионные операции, в ходе которых вводятся в денежный оборот новые денежные инструменты с различными качественными характеристиками, соответствующими базовым денежным функциям. К ним можно отнести действия аналитического характера в области риск-менеджмента, нацеленные на поддержание и повышение качества обеспечения денежной массы: обнаружение, идентификацию и исключение из объектов обеспечения нетоварных векселей, государственных ценных бумаг, не связанных напрямую с ростом производства, расширением товарного предложения. Качественные рычаги эмиссионного регулирования включают также часто востребованные и актуальные, особенно в потенциально критических ситуациях, оперативно-организационные действия по привлечению новых видов обеспечения. В принципе это может значительно расширить и соответственно увеличить высоколиквидные резервы эмиссионных центров для России — драгоценные камни, антиквариат, ликвидные товарные запасы, документарные свидетельства доступа к богатству недр и т.д. Отечественный и зарубежный опыт позволяет отнести этот качественный рычаг к одному из наиболее эффективных методов эмиссионного регулирования, позволяющих расширить денежную массу с соблюдением стабильности денежного оборота и одновременно простимулировать наиболее эффективные отрасли реального сектора экономики, где эти потенциальные объекты денежного обеспечения производятся или концентрируются.

Наконец, к качественным рычагам эмиссионного регулирования следует отнести достаточно сложные и неоднозначные схемы разработки, организации и регламентации выпуска и оборота специальных денежных инструментов. Среди них можно отметить «якорные» валюты, жестко привязанные к иностранным, свободно конвертируемым валютам или к драгоценным металлам, а также специализированные денежные инструменты узконаправленного действия, например только для банковских расчетов или «расшивки» неплатежей в предпринимательской сфере. В краткосрочном плане их использо­вание может быть достаточно эффективным методом эмиссионного регулирования. Действуя ограниченно и избирательно, он, не изменяя практически стоимостный объем основных денежных агрегатов, при прочих равных- условиях способен стабилизировать денежное обращение и параллельно способствовать решению проблем бюджета, реального сектора экономики и населения.

Отдельная область эмиссионного регулирования — это его временные аспекты, когда эмиссионные действия планируются, осуществляются, приурочиваются к определенным событиям и когда они наиболее эффективны. Определение и фиксация этих событий, временных циклов — перспективное направление эмиссионного регулирования. Такими событиями могут быть: сезонные производственные потребности, закупка сельскохозяйственной продукции, путины, сезонные рубки леса и т.д.; периодические, праздничные, сезонные потребности торговли и сферы услуг на базе смены климатических сезонов, циклов производств с вахтовым методом организации работы, отпуска, гражданских и религиозных праздников и др.; «пиковые» потребности бюджета — сезонные выплаты отпускных учителям, оплата медицинской помощи в условиях эпидемий, погашение бюджетных обязательств при угрозе социальных потрясений и др.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.